--PAGE_BREAK--1.2 Факторы, определяющие инвестиции.
Как отмечалось ранее, в рыночной экономике конечной целью любого предпринимательства является прибыль или доход. Поэтому при принятии решения об инвестировании предприниматели исходят из ожидаемой нормы чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции.
Известно, что побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является чистая прибыль, т. е. валовой доход за минусом эксплуатационных расходов: расходов на материалы, энергию, рабочую силу и др. Если чистая прибыль, полученная за определенное время, будет превышать расходы на инвестиции за это же время, то предприниматель охотно будет вкладывать средства в дело. Чем выше норма чистой прибыли, тем выше желание инвестировать капитал.
Норма чистой прибыли рассчитывается как отношение
Норма чистой прибыли = Чистая прибыль / затраты по инвестициям * 100%.
Ставка процента— это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (станков, машин, оборудования и т. п.). Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, инвестирование будет прибыльным. И чем выше эта разница, тем больший интерес проявляют предприниматели к инвестированию. Но если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, инвестировать становится невыгодно.
Если инвестор собирается инвестировать собственные средства, то при принятии решения об инвестировании он сравнивает возможную чистую прибыль от вложения собственных средств в производство с тем доходом, который он мог бы получить в виде процентов от положенной в банк данной суммы.
Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная, играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Реальная ставка процента — это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. С повышением реальной ставки процента при неизменной норме чистой прибыли объем инвестиций будет падать, и наоборот, с понижением реальной процентной ставки объем инвестиций будет возрастать. Так, при высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит уровень инвестиций будет небольшим. При снижении ставки процента предпринимателям выгодно занимать средства и инвестировать их в те проекты, ожидаемая норма прибыли от которых меньше. Соответственно, уровень инвестиций возрастает.
Следует заметить, что в реальной жизни кроме вышеуказанных двух основных факторов на инвестиции влияют и другие факторы, которые могут смещать кривые спроса на инвестиции влево или вправо К наиболее важным из них относятся:
-издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования,
-первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы чистой прибыли от любого инвестиционного проекта,
-налоги на предпринимателя. Возрастание налогов приводит к снижению доходов от предпринимательской деятельности,
-технологические изменения. Технический прогресс является основным стимулом для инвестирования. Разработка нового, более производительного оборудования снижает издержки производства или повышает качество продукции, увеличивая тем самым норму чистой прибыли и объем инвестиций.
— наличие основного капитала. Если предприятие в полной мере обеспечено новейшей техникой и оборудованием, то инвестирование будет незначительным, или не будет совсем. [15 c 189]
Если же на предприятии наблюдается относительный недостаток основного капитала на приобретение его потребуется дополнительных инвестиций;
— ожидания. Деньги, вложенные в основной капитал, полностью окупаются через несколько лет, и доходность любого капиталовложения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала.
1.3 Функции инвестиций.
В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций:
1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.
3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.
4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:
. осуществления политики расширенного воспроизводства;
. ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
. структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
. создания необходимой сырьевой базы промышленности;
. гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;
. смягчения или разрешения проблемы безработицы;
. охраны природной среды;
. конверсии военно-промышленного комплекса;
. обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей:
. расширения и развития производства;
. недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
. повышения технического уровня производства;
. повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
. осуществления природоохранных мероприятий;
. приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
. для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Вопрос о функциях и возможностях инвестиций имеет смысл рассматривать в трех аспектах: общегосударственном, экономическом и частном.
На общегосударственном уровне функции инвестиций заключаются в обеспечении соответствующих условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг; кроме того, инвестиции создают благоприятные возможности для развития различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Как следствие, снижается уровень безработицы среди населения. Еще одна из функций инвестиций заключается в финансировании различных бесприбыльных (однако социально значимых) сфер, таких как образование, здравоохранение и другие виды социальных программ, направленных на улучшение уровня жизни населения. Развивается научно-технический потенциал общества (если речь идет об инвестировании средств в развитие наукоемких технологий, в различные научные исследования, результаты которых будут впоследствии воплощены в материальные товары и проданы на рынке. В этом случае мы можем сказать, что функции инвестиции, в некотором смысле, обеспечивают научно-технический прогресс общества. Кроме того, инвестиции исполняют интегративную функцию, заключающуюся в размытии границ между различными государствами, народами, культурами (в случае, если речь идет о международных инвестициях).
На экономическом уровне (т.е. если речь идет о финансировании отдельных проектов, предприятий) функции инвестиций заключаются в обеспечении возможностей эффективного расширения и развития производства; в обеспечении возможности исследования и внедрения новых технологий производства товаров, которые делают их более конкурентоспособными и более востребованными на рынке. Соответственно, результат заключается в более качественном удовлетворении потребностей населения в тех или иных товарах и услугах. Одной из функций инвестиций такого уровня является снижение риска, связанного с банкротством предприятия (имеется в виду, что для снижения риска часть средств направляется на расширение сферы деятельности предприятия, на изучение новых ниш, которые косвенным образом связаны с основным видом деятельности). Например, проектная организация (которая ранее занималась исключительно выпуском архитектурных проектов) перерастает в проектно-строительную, т.е. она уже не только выпускает проекты на бумаге, но также может воплощать их в реальности.
На частном уровне основная функция инвестиций заключается в личностном обогащении человека. Деньги вкладываются в различные проекты для того, чтобы впоследствии получать от них прибыль. Если говорить более подробно, то можно выделить две функции инвестиций на частном уровне: это, во-первых функция защиты средств от инфляции; и во-вторых, функция приумножения сбережений. Однако обе эти функции сильно взаимосвязаны между собою и сводятся к личностному обогащению человека.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2 Рыночная модель инвестиционного процесса в России
2.1 Инвестиции и накопление основного капитала.
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем.
Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется винвестиции в основной капитал для расширения производства
Норма накопленияв российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП.
Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.
Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП.
Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельству о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.[ 13 c 278]
Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы XXв., явилось резкое coкращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза
Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
-быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
-существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукту,
-резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;
-уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов
Несмотря на рост инвестиций в России в 1999-2001 гг. возрастают диспропорции в их отраслевом распределении: в 2000 г. почти половина общего объема инвестиций была вложена в топливно-сырьевые отрасли и транспорт
Это вызывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность (химия, нефтехимия, машиностроение, металлообработка) и отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос (легкая, пищевая промышленность, услуги).
Важной задачей государства является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределениявнутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающуюпромышленность для модернизации и формирования современнойструктуры экономики.
В российской экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций. Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления. [13 c 279]
Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на отечественные товары инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
К концу 90-х годов XXв. в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, сменили различные категории частных инвесторов. Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса — коммерческие банки, разного рода финансовые учреждения, фирмы -поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др.
Государство целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется только кредитованием на возвратной и платной основе. Одновременно бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.
В последние годы значительно расширяется совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств использует: на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса и на предоставление гарантий частному капиталу. [13 c 280]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Финансово-инвестиционный комплекс и его государственное регулирование.
Рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в т: ж. что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х годов XXв. была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики.
Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.
Для реформируемой экономики России характерно стало свертывание инвестиционного процесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входе в инвестиционное пространство — острый дефицит финансовых ресурсов для инвестирования. При этом владельцы свободных денежных капиталов не заинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходе из инвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособного спроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.
Решение важнейшей задачи современной российской экономики — сочетание политики экономической стабилизации с политикой экономического роста — требует стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок устойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования, обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной сферы.
Добиться оживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений можно лишь при системном подходе к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом. Сущность действий финансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;
в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении
финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы в узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционного процесса в рыночных условиях чрезвычайно высока.[4 c245]
На макроуровне характер, формы и методы государственного регулирования экономики в весьма сильной степени предопределяют структуру ФИК и направления его развития. Методами государственного регулирования можно:
-снижать и повышать инвестиционную активность в стране;
-создавать для инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций,
-предопределять отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики. Именно на макроуровне образуются все основные предпосылки, предопределяющие интеграцию финансовых и реальных инвестиционных потоков в ФИК всех уровней и всех видов:
а) государственное регулирование цен или, наоборот, отпуск всех цен на самотек сильно влияют на соотношение цен на различные виды товаров и услуг, в том числе на инвестиционные товары и услуги и на потребительские товары и услуги. Ценовая диспропорциональность препятствует переливанию финансовых ресурсов с одной стадии инвестиционного цикла на другую, резко замедляет оборот финансовых ресурсов;
б) государственное регулирование банковского процента способствует интеграции финансовых и реальных инвестиционных ресурсов при обеспечении низкого уровня процента, но отдаляет друг от друга финансовые и реальные инвестиционные ресурсы при его высоком уровне; в) государственная налоговая политика влияет на финансовые потоки и реальные инвестиционные процессы: последние начинают свертываться из-за нехватки финансовых ресурсов в сфере реального финансирования в случае чрезмерного налогообложения и, наоборот,
разворачиваются при снижении налогов на производителя;
г) курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам существенным образом влияет на интеграцию
д) распределение денежных накоплений и доходов в обществе влияет на возможности концентрации финансовых ресурсов для реального инвестирования. Благодаря формированию массового платежеспособного спроса на товары и услуги создается фундамент окупаемости и прибыльности финансовых ресурсов, направляемых на реальное инвестирование.
На макроуровне особенно важно соотношение и взаимодействие реальных инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и финансовых ресурсов, могущих быть с достаточной степенью вероятности использованными на реальные инвестиции, — с другой.
Особое значение для взаимодействия финансовых и реальных инвестиционных ресурсов имеет соотношение между величиной денежной массы в стране и наличной массой реальных товаров и услуг. При этом необходимо учитывать структурирование денежной массы.
Также важно структурирование реальных товаров и услуг (соотношение между потребительскими и инвестиционными товарами и услугами). При этом не только соотношение денежной и товарной массы в стране относится к числу ведущих факторов, предопределяющих инвестиционную активность в реальном секторе экономики. Пропорционально росту этой активности сближаются финансовые и реальные инвестиционные ресурсы, а при снижении инвестиционной активности эти два вида ресурсов отдаляются друг от друга. Именно структурные соотношения в рамках денежной и товарной масс, внутри финансовых и реальных инвестиционных ресурсов предопределяют степень реальной инвестиционной активности, обусловливающей степень сближения и взаимопереплетения финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.[4 c246]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Иностранные инвестиции в России.
Начиная с 90-х годов XXв. иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условий стабилизации российской экономики и ее роста. Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по отношению к ним.
Иностранные инвестиции в Россию поступают по линии межправительственных соглашений и международных финансовых институтов и банков, а также от различных частных организаций и предпринимателей.
В условиях серьезного инвестиционного кризиса Россия нуждается прежде всего в частных прямых иностранных инвестициях , однако их привлечение в российскую экономику сталкивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке капиталов. [8 c 156]
В конце 90-х годов годовые потоки прямых иностранных инвестиций в мире возросли более чем в пять раз. По данным ООН, в 2000 г. потоки прямых иностранных инвестиций между странами достигли рекордного уровня в 1,3 млрд дол., а общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в мире превысил 4 трлн дол. Однако роль России в мировых потоках, и тем более в накопленных прямых иностранных инвестициях, в настоящее время минимальная. Ее удельный вес в мировых накопленных инвестициях не превышает 2%. Россия в 90-е годы проиграла в конкуренции за прямые инвестиции странам Центральной и Восточной Европы, а также ряду стран постсоветского пространства, что объясняется недостаточной экономической и политической стабильностью и непоследовательностью политики их регулирования.
В 90-е годы многие страны мира предприняли меры по улучшению инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В 1991—2000 гг., по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в мире в национальные условия деятельности иностранных инвесторов было внесено 1185 изменений. 95% которых направлено на создание более благоприятных условий для ПИИ.
Инвестиционный климат для иностранных инвестиций в российскую экономику за последние годы постепенно улучшается (таблица 11.1). В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества. В 2000 г. российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов.
Кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.
Приоритетными задачами по улучшению делового климата в стране выступают: Защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры.[18 c34]
Правительство России продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. К концу 2000 г. было заключено свыше 50 таких соглашений. Со многими государствами подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества
Иностранные инвестиции составляют около 3—4% общего объема всех инвестиций в стране.
Министерство экономического развития и торговли России разрабатывает меры стимулирования, направленные на то, чтобы довести этот уровень до 10% валовых инвестиций в стране. К 2004 г. в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее 6 млрд дол. в год.
Однако очевидно, что ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только после того, как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.
Организационными формами деятельности частных иностранных инвесторов в стране выступают совместные предприятия и предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.
В настоящее время в России зарегистрировано около 30 тысяч
В последние годы одной из форм привлечения иностранных инвестиций выступают инвестиционные соглашения, которые Министерство экономического развития и торговли России заключает напрямую с иностранным инвестором, осуществляющим значительные капитальные вложения в Россию. Эти соглашения предусматривают упрощение действующего порядка осуществления на территории Российской Федерации крупномасштабных инвестиционных проектов в материальной сфере. Таким иностранным фирмам гарантируется пониженная ввозная таможенная ставка на инвестиционные товары, сырье и комплектующие, которые не изготавливаются в России.
Широкое использование инвестиционных соглашений позволяет стимулировать вложения капиталов в создание современных производств в перерабатывающих отраслях промышленности, в том числе в автомобилестроении, фармацевтической, электротехнической, бытовой химии и бытовой электронике.
В настоящее время на условиях инвестиционного соглашения при участии иностранного капитала происходит реализация ряда крупномасштабных проектов в автомобильной промышленности, таких, как «Москвич — Рено», «ГАЗ — ФИАТ», «Русский дизель — Форд-Мотор». В инвестиционных соглашениях оговорено, что через пять лет они должны не менее 50% комплектующих производить в России.
Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сфере финансов, кредита и страхования, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования фондового рынка, топливной промышленности, пищевом комплексе, торговле и общественном питании. Около 70% существующих предприятий с иностранными инвестициями работают в сфере услуг или занимаются посреднической деятельностью и только 30% в сфере реального производства. Инвестиции в Россию поступают почти из 100 стран, причем свыше 90% приходится на 10 государств
Среди российских регионов к концу 90-х годов XXв. больше всего прямых иностранных инвестиций получили Москва (38,5% всех по России), Московская область (8,6%), Сахалинская область (,5%), Санкт-Петербург (5%). Эти данные свидетельствуют о том, что ведущие позиции в накопленных объемах иностранного капитала занимают регионы Центрального района, а также приграничные, сырьевые районы и крупные машиностроительные центры. Общей тенденцией 90-х годов является снижение дифференциации регионов Российской Федерации по объемам притока иностранного капитала.[8 c158]
В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы? Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду.
В начале XXIб преобладающее число стран мира участвует в процессах международного инвестирования в качестве импортеров и экспортеров капитал обмениваясь новейшей технологией, повышая производительность труда и уровень своего развития.
Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, является отсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что привело к тому, что структура поступившего в страну иностранного капитала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшие транснациональные корпорации занимают выжидательные позиции осуществив в Россию небольшие «пробные» инвестиции.
Надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции как источник притока в страну передовых технологий, опыта маркетинга ж менеджмента, в 90-е годы оправдались в незначительной степени.
Главная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным климатом страны не только для иностранных, но и отечественных инвесторов. приводящим к оттоку из страны значительных объемов российского капитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильностью экономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемы прямых зарубежных инвестиций для модернизации российской экономики.
Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту — сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.[8 c159]
продолжение
--PAGE_BREAK--