Реферат по предмету "Экономика"


Монополизм и формы рыночного господства

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МСЧРОСCИИ
Факультет заочного обучения
Контрольная работа № 1
по Макроэкономике
Вариант № 1
Зачетная книжка № 08221
Слушателя 2 курса спец. 280104.65 (4 г.об.)

Вопрос № 1. Монополизм и формы рыночногогосподства
 
Монополия – этоисключительное право производства, промысла, торговли, других видовдеятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц илигосударству. В разных странах и в различные исторические периоды в экономикевозникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов,разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, вызываютснижение общей эффективности производства.
Монополизация экономики –серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характернойявляется монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии иконкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночнуюситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую,но не идентичную продукцию.
Монополии ограничиваютвыпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольногоположения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов иобуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровеньнаселения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере своивозможности для обеспечения научно-технического прогресса. Монополии не имеютдостаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-техническогопрогресса, так как нет конкуренции.
К числу важнейшихэкономических функций современного государства относится разработка ипроведение антимонопольной политики. Государством принимаются специальныезаконы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствиймонополизации рынков. Государственное регулирование играет важную роль вподдержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
В работе я изучаювопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Целью данной курсовойработы является изучение монополизации в России. Мною будет изучена сущностьмонополизации и причины её возникновения, исследованы формы монополистическихсоюзов, определена роль государственного регулирования монополии в России иобозначены основные направления антимонопольной политики государства.
Методамиисследованиями курсовой работы является сбор материала по теме исследования, изучение, обобщение, анализ.
Определение монополии
 
Монополия (от моно – одини греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области,государства, организации, фирмы.
Монополия – крупныехозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее),находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной)и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокойстепени концентрации производства и капитала с целью установления монопольныхцен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основойтого влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Если мыобратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве,то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственныетоварищества, которые производят значительное количество продукцииопределенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке;получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболеевыгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Таким образом, главнымпризнаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольногоположения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя,которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другимипредпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.Характерными чертами монополии являются следующие:
1. Отрасль состоит изодной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта илипоставщиком услуги.
2. Из первого признакавытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста илиобходиться без него. То, что не существует близких заменителеймонополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем,монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
3. В условияхмонополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможностьманипулировать количеством предложенного продукта.
4. Существованиемонополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичныхпроизводств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут бытьэкономическими, техническими или юридическими. При анализе монополии важноучитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводитьсуть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. Вреальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынкедействовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющихсубститутов.
Использование термина«монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полноеотсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом.Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Длячистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящейпродукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирмаосуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя ценуизменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новуюфирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Виды монополий и формымонополистических союзов.
 
Существуют два способаобразования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний ипоглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнегоспособа.
Вид монополии зависит отрыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии,которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная,искусственная.
Естественная монополия. Ею обладают собственники ихозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особыеземельные участки под виноградники). Сюда также относятся отраслиинфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всегообщества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромныйэкономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары именьшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы намножестве аналогичных фирм.
Легальные (от лат. legalis – законный) монополииобразуются на законном основании. К ним можно причислить такие формымонополистических организаций:
а) патентная система. Подпатентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страныгражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением.Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом,торговлей.
б) авторские права,согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное правопродавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-топериода;
в) торговые знаки –специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать(отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использоватьзарегистрированные товарные знаки). Искусственные монополии. Под этим условнымназванием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеютсяв виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистическихвыгод.
Эти монополиипреднамеренно меняют структуру рынка:
а) создают барьеры длявхождения на отраслевой рынок новых фирм;
б) ограничиваютаутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения)доступ к источникам сырья и энергоносителям;
в) создают очень высокий(по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
г) применяют болеекрупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
д) «забивают» новые фирмыхорошо поставленной рекламой.
Искусственныемонополии образуютряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.
Картель – союз нескольких предприятий однойотрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность насредства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке,договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах,распределением рынков и других факторов.
Синдикат – объединение ряда предприятий,изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условияхозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукциясбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
Более сложные формымонополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизациираспространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая болеевысокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятийодной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряютсобственность на средства производства и произведенный продукт(производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяетсяпроизводство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капиталасобственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им правопринимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевойконцерн – этообъединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслейпромышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственностьна средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляетнад другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США инекоторых странах появились и начали развиваться конгломераты, то естьмонополистические объединения, образованные путем поглощения прибылейразноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственногоединства. Сущность и особенности всех видов монополистических объединений яркопроявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причинсуществования монополии.
Первая причина:«естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмыобходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят,что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия отмасштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.
Вторая причина:одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайноважными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом илисодержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается наконтроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий,называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий,в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина:государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или импредоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторыхслучаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран толькогосударственные монополии могут продавать табак.
Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма«ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к егоклассификации. Из отечественных классификаций наиболее известной являетсяклассификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализсовременной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомернымвыделить, по меньше мере, 6 основных разновидностей данного явления:
1) монополизм,вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства икапитала;
2) технологические (илиестественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, атакже отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта ит.д.;
3) монополизм, вызываемыйдифференциацией производимой однотипной продукции;
4) монополизмпредприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
5) естественныегосударственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, напродажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
6) монополизм,характерный для административно-командного типа экономики.
Монополии также можно классифицироватьпо видам:
1) закрытая монополия.Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером можетслужить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другимивариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институтавторских прав;
2) открытая монополия.В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщикомкакого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. Вситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынокс новой продукцией.
Всовременных условиях монополии часто существуют в форме монополистическихсоюзов. При этом все фирмы, составляющие отрасль, объединяются в союз ивыступают либо как одна фирма, либо как не конкурирующие компании. Существуетнесколько организационных форм таких монополистических союзов:
Картели- монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынковсбыта.
Синдикаты- монополистические объединения с целью организации совместного сбытапродукции.
Тресты- монополистические объединения на основе совместной собственности и общегоуправления производством и сбытом товаров.
Концерны- многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общностьразветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемойпродукции.
Конгломераты- объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, неимеющие производственной и технологической связи с традиционными сферамидеятельности головной фирмы.
Иногдадумают, что монополист совершенно свободен в назначении цен. Но это не совсемтак. Действительно, цель монополии — получение максимально возможного дохода посредствомконтроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке, т.е.установления монопольной цены. Но при этом цена не должна быть чрезмерновысокой. Конечно, монополист может продать некоторое количество своего товара ипо очень высокой цене. Но если монополист снизит цену, спрос возрастет, и прибыльможет быть (и часто бывает) выше, чем при очень высокой цене. То естьмонополист ищет уровень цен, при котором прибыль была бы максимальной.
Можнодать классификацию монополий в зависимости от способа ценообразования.
Квазимонополиябуквально означает “как бы монополия”. Это такая ситуация на рынке, когда в тойили иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель имножество мелких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемыпроизводства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимумприбыли. За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие жепроизводители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпускапродукции и воспринимают ее как заданную извне.
Монопсония– монополия покупателя. Монопсония представляет собой рыночную модель,когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается многимиконкурирующими производителями при наличии одного покупателя. Примером можетслужить монополия государства на покупку оружия в некоторых странах. В условияхмонопсонии монопсонист имеет довольно большую власть над ценами, т.е. он самустанавливает определенную закупочную цену, на которую ориентируютсяпроизводители.

Положительные и отрицательныестороны монополии
Многие экономистыдоказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – этожелательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения,так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольныеприбыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу вцелом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важнуюроль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержатьразвитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладаяисключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая темсамым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения научно-техническогопрогресса, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызываютснижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместнооказываются сильнее их достоинств./>
Регулирование монополий и антимонопольнаяполитика государства
Очевидно,что вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет кперераспределению общественного богатства в ее пользу. Поэтому государствочасто принимает меры, препятствующие монополизации рынка.
Для противодействиямонополизации рынков и защиты конкуренции государство:
— разрабатывает законы,на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
— создает организации,которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи ихмонополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольныйкомитет);
— помогает созданию новыхфирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её(этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малогопредпринимательства).
В экономической июридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать двеосновные модели: американскую и европейскую.
Российская практикаантимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Этонаходит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, атакже в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольныхорганов. Государственное регулирование играет важную роль в поддержаниинеобходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных егонаправления:
— меры, направленные напредотвращение и запрещение монополий:
— государственноерегулирование естественной монополии;
— защита компаний от“чрезмерной конкуренции”.
Рассмотримамериканскую модель антимонопольного регулирования.
Наиболееизвестно антимонопольное законодательство, принятое в США в конце XIX- начале XX века. В это времяэкономика США развивалась спонтанно и была близка к модели совершеннойконкуренции. Но так как экономика не контролировалась государством, то многиекрупные фирмы стали монополистами в своей области (это естественный процесс,когда фирма, победив соперников в конкурентной борьбе, становитсямонополистом). Таким образом, возникла угроза экономической демократии в США,которая, в свою очередь, является основой демократии политической.
Государствовынуждено было принять антимонопольное законодательство. В него входят 3законодательных акта.
1)Закон Шермана (1890 год), запрещающий тайную монополизацию торговли, захватконтроля и сговор о ценах.
2)Закон Клейтона (1914 год), запрещающий ограничительную деловую практику вобласти сбыта, ценовую дискриминацию (не для всех предприятий).
3)Закон Робинсона–Пэтмэна (1936 год), запрещающий ограничительную деловуюпрактику в области торговли, в том числе и ценовую дискриминацию.
Но длятого, чтобы применять эти законы, надо решить ряд вопросов. Во-первых, какойуровень цен надо считать чрезмерно низким или высоким, что свидетельствовало быо монополистическом захвате контроля над ценами? Во-вторых, какой процентотраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? В связи стем, что эти вопросы очень трудно решить, возникает проблема: когда нужноприменять антимонопольные законы и нужно ли применять их вообще?
Поэтому поводу американский экономист П.Самуэльсон писал ”Это (закон Робинсона — Пэтмэна) и другие предложения закона способствуют ограничению конкуренции.Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен насохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них былималоэффективны” [Чепурин, с. 193].
Такимобразом, кроме установления препятствий монополизации рынка, антимонопольноезаконодательство имеет и негативную сторону: оно ограничивает конкуренцию и,следовательно, затормаживает развитие наиболее успешных компаний и внедрениетехнических новшеств.
Монополия представляетсобой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую.Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем большестановится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходитдальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. Итаким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующихмежду собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектахзанимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.
Монополия представляетсобой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. имеется один –единственный продавец;
2. отсутствует товарнаядифференциация;
3. продавец осуществляетпрактически полный контроль над ценами;
4. очень трудные условиявхождения в отрасль новых предприятий (то есть, вход оказываетсязаблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)
Необходимо отметить, чтопонятие «монополия» используется не только строгом значении – как чистаямонополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случаемонополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положениеэкономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком вариантепонятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблемаограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многихстранах.
Главная роль в её решенииотводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт,недостаточно дееспособный в защите конкуренции. Решающую роль в создании нарынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательствои деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которыхспособствует стабилизации всей экономики в целом.

Вопрос№ 2. Организационно-правовые формы хозяйствования
 
Любая предпринимательскаядеятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выборформы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельностипредпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самихорганизационных форм, и в какой-то степени зависит от личных пристрастий ивкусов предпринимателя.
Принимая решение о выбореорганизационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень иобъем возможных прав и обязательств в зависимости от характера будущейпредпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующегозаконодательства.
Существуют две формыправового статуса предпринимателя — индивидуальный предприниматель июридическое лицо
Индивидуальноепредпринимательство — самый простой и самый древний тип предпринимательства.Всеми средствами в этом случае владеет один собственник. Он самостоятельнорешает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжаетсяполученной выручкой и несет неограниченную материальную ответственность зарезультаты своей деятельности. Индивидуальный предприниматель обычно трудитсясам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из нихдоговор.
Все другие формыпредпринимательской деятельности являются коллективными.
Во второй частиконтрольной работы мною будут рассмотрены основные организационно-правовыеформы хозяйствования, структура и основные направления деятельности предприятийкак частных, так и государственных.

Коммерческие инекоммерческие организации
Предприниматель, какправило, имеет возможность объединиться с другими предпринимателями длясовместного достижения общих хозяйственных целей. Совместная деятельность можетпри этом основываться:
• на согласии вести общеедело, что находит свое отражение в договоре или соглашении сторон;
• на образованиисовместного имущества, складывающегося из долей, являющихся собственнымимуществом партнеров (денежные средства, материальные ценности и др.) ипредставляющих вклады в составе общего имущества (складочном капитале).
Совместное имуществоявляется основой предприятия, которое, осуществляя свою деятельность, имеетопределенные права (например, обращаться в банк за кредитами) и выполняетобязанности (например, заключает сделки, производит товары или предоставляетуслуги в соответствии с заключенными договорами). А так как права и обязанности— это нечто, присущее только человеку, гражданину — физическому лицу, возникшеепротиворечие разрешается признанием предприятия юридическим лицом.
Как юридическое лицопредприятие имеет определенные правовые признаки: заключает договоры и сделки,отвечает по своим обязательствам и т.д. Однако оно не может ни определить цельсвоей деятельности, ни подписать контракт, ни принять кого-либо на работу. Этоделают люди, действующие от имени предприятия.
В зависимости от своейосновной цели организации, являющиеся юридическими лицами, могут бытькоммерческими или некоммерческими .
Для некоммерческихорганизаций получение прибыли не выступает в качестве основной цели.Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку,поскольку это необходимо для реализации их уставных целей, а прибыль полностьюиспользуется для саморазвития и не распределяется между участниками.
Преимуществом такой формыорганизации дела является льготное налогообложение. Но надо еще разподчеркнуть, что некоммерческие организации создаются не в целях извлеченияприбыли.
Коммерческиеорганизациисоздаются их учредителями в целях извлечения прибыли. Российским законодательствомпредусматривается несколько организационно-правовых форм этих организаций. Этохозяйственные товарищества и общества с разделенным на доли (вклады)учредителей уставным (складочным) капиталом.
Государственныепредприятия
 
В ГК РФ содержится отдельныйпараграф, посвящённый статусу государственных и муниципальных унитарныхпредприятий. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации(предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за нимиимущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имуществоявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в томчисле между работниками предприятия.
Устав унитарногопредприятия должен содержать помимо общепринятых сведений, информацию опредмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фондапредприятия, порядке и источниках его формирования.
ГК РФ предусматриваетустановление минимального размера уставного капитала унитарных предприятий.Если стоимость чистых активов окажется ниже минимума, предприятие может бытьликвидировано по решению суда.
В форме унитарныхпредприятий могут быть созданы только государственные и муниципальныепредприятия. [1]
Унитарные предприятияклассифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляетсянеделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия,основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), и унитарныепредприятия, основанные на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ). Вданном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны(автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственникне отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типаобразуются только на федеральном уровне, их устав утверждается ПравительствомРФ.
Унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решениюуполномоченного на то государственного органа или органа местногосамоуправления.
Учредительным документомпредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав,утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местногосамоуправления.
Собственник имущества,находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия,определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации,назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль заиспользованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиюимущества.
Собственник имеет правона получение части прибыли от использования имущества, находящегося вхозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправепродавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимоеимущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада вуставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или инымспособом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качествеюридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему вустановленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернеепредприятие).
По решению ПравительстваРоссийской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральнойсобственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на правеоперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Учредительным документомказенного предприятия является его устав, утверждаемый ПравительствомРоссийской Федерации.
Казенное предприятиеимеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществомтолько в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника.
Собственник имущества,закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемоелибо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своемуусмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую импродукцию.
Порядок распределениядоходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Российская Федерациянесет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия принедостаточности его имущества.
Казенное предприятиеможет быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РоссийскойФедерации.[2]

Хозяйственное товарищество
 
Товарищество (партнерство)– это организационная форма предпринимательства, когда и организацияпроизводственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляетсясовместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из нихимеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости отдоли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления такимтовариществом.
Товарищество как формаорганизации бизнеса в большей или меньшей степени является следствиеместественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попыткепреодолеть некоторые из основных недостатков индивидуальногопредпринимательства.
Таким образом,хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правахсобственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставнымили складочным капиталом.
Товарищество можетсоздаваться:
1) индивидуальнымилицами;
2) индивидуальными лицамии коммерческими организациями;
3) коммерческимиорганизациями.
Полное товарищество
С точки зрения правовыхпоследствий полное товарищество относится к категории нежелательных формобъединений, поскольку не предполагает ограничения ответственности. Пообязательствам полного товарищества его члены, именуемые полными товарищами,несут ответственность всем своим имуществом. Ответственность в таком случаеносит субсидиарный характер.
Субсидиарнаяответственность предполагает, что до предъявления требований к лицу, котороенесет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, кредитордолжен предъявить требования к основному должнику. При отказе последнегоудовлетворить предъявленное требование или при неответе на такое требованиекредитор вправе предъявить такое требование лицу, несущему субсидиарнуюответственность.
Таким образом, полнымпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащимим имуществом (субсидиарная ответственность).
Такого рода товариществав ряде стран называют открытыми торговыми товариществами (Германия,Австрия). В ряде стран возможна также организация еще одного вида товарищества– общества гражданского права (Австрия), общества гражданского кодекса(Германия) или простого общества (Швейцария). Они создаются ради достиженияопределенной цели и в результате неформальной договоренности нескольких лиц.Прав юридического лица они не имеют. Проверка полномочий представляющих их лицзатруднена, поскольку общество не вносится в торговый реестр.
В большинстве случаевполные товарищества образуются юридическими лицами (крупными предприятиями).Договор об их совместной деятельности в какой-либо области уже можнорассматривать в качестве образования такого товарищества. В подобных случаях нетребуются ни устав, ни даже регистрация товарищества. Индивидуальныепредприниматели и коммерческие организации могут быть участниками только одногополного товарищества.
Договор (соглашение) о товариществеопределяет полномочия каждого партнера, распределение прибыли, общую суммукапитала, вкладываемого партнерами, процедуру привлечения новых партнеров ипорядок перерегистрации товарищества в случае смерти кого-либо из партнеров илиего выхода из товарищества. Юридически товарищество прекращает существование,если один из партнеров умирает или выходит из него; если в полном товариществеостается один участник, оно может быть ликвидировано или преобразовано.
Явным недостатком товариществявляется то, что в них затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболееважные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедурыпринятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяяпартнеров на две или более категорий по степени важности решения, которое можетпринять каждый партнер.
Товарищество на вере(коммандитное товарищество)
Товарищество на вере(коммандитное товарищество) — товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полнымитоварищами, комплементариями), имеется один или несколько участников –вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных сдеятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов и непринимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Для созданиякоммандитного товарищества необходимы как минимум один комплиментарий и одинкоммандитист.
Законодательстворассматривает товарищества как объединения лиц. Это означает, что членытоварищества должны участвовать в его деятельности. Следовательно, они могутбыть участниками только одного товарищества. При этом в товариществах могутучаствовать как физические, так и юридические лица в любых сочетаниях.
Делами в коммандитномтовариществе заправляют, как правило, комплиментарии. Они руководят обществом иосуществляют его представительство. В плане внутренних взаимосвязей функциируководства фирмой обычно осуществляются с согласия коммандитистов. Часто этосогласительное право в рамках крупных компаний представляется совету,состоящему из коммандитистов. На комплиментариев распространяются те жеположения, что и в полных товариществах.
Вкладчики не вправеучаствовать в управлении и ведении дел товарищества на вере выступать от егоимени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полныхтоварищей по управлению и ведению дел товарищества.
Каждый комплиментарийвправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором неустановлено, что все комплиментарии ведут дела совместно, либо ведение делпоручено отдельным полным товарищам.
При совместном ведениидел товарищества его полным товарищам для совершения каждой сделки требуетсясогласие всех полных товарищей .
Если ведение делтоварищества поручено его участниками одному или некоторым из них, остальныеучастники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенностьот полного товарища, на которого возложено ведение дел товарищества.
Полномочия на ведение делтоварищества, предоставленные одному или нескольким комплиментариям, могут бытьпрекращены судом по требованию одного или нескольких других комплиментариев приналичии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушенияуполномоченным лицом или лицами своих обязанностей или обнаружившейсянедееспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения вучредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.
Достоинства инедостатки товариществ
Достоинства
1) Легкостьорганизации. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство легкоорганизовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение (договоро товариществе), и, как правило, это не связано с обременительнымибюрократическими процедурами.
2) Больше финансовыхресурсов. Объединение в партнерстве нескольких участников позволяетрасширить его финансовые ресурсы в сравнении с ресурсами индивидуальногочастного предприятия. Партнеры могут слить воедино свои денежные капиталы, иобычно их предприятие представляется банкирам менее рискованным.
3) Совместноеуправление.Благодаря участию в бизнесе нескольких партнеровстановится возможной более высокая степень специализации. С тщательноподобранными партнерами гораздо проще управлять повседневной деятельностьюпредприятия. Члены товарищества предоставляют друг другу время, свободное отзанятия делами, а также обладают взаимодополняющими квалификациями и взглядами.
Недостатки товариществ
1) Неограниченнаяответственность.Каждый полный товарищ (в обоих типах товарищества) отвечает за долги фирмынезависимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Фактическикаждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия – не только зарезультат собственных управленческих решений, но и за последствия действийлюбого другого партнера.
2) Разногласия междучленами. Если вуправлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти можетпривести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуютсярешительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах постратегическим вопросам.
3) Ограниченная жизнь. Продолжительность деятельноститоварищества непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного изпартнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы,полное прекращение ее деятельности.
4) Ограниченностьфинансовых ресурсов.Финансовые ресурсы товариществ остаются ограниченными, хотя обычно и превосходятвозможности индивидуальных частных фирм. Но у трех или четырех партнеров можеттакже не хватить средств для успешного роста их предприятия.
5) Сложностьликвидации. Послетого, как вы связали себя с товариществом, выйти из него не так просто. Призакрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется и что будет дальше, зачастуюочень трудно решить. Адвокатские фирмы на удивление часто сталкиваются сошибками в договорах об образовании товарищества и приходят к заключению, чтораздел осуществить сложно.
Хозяйственное общество
 
Хозяйственное общество –это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним илинесколькими физическими или юридическими лицами путем внесения своих долей (илиполной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает однолицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальныесредства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права,имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуальногокапитала и имущественных прав в денежной форме.
Существует четыре формыхозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО); обществос дополнительной ответственностью; закрытое акционерное общество (ЗАО); открытоеакционерное общество (ОАО).
Акционерное общество – это общество, уставныйкапитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерногообщества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций.
Акция — это ценная бумага без установленного срока обращения,удостоверяющая внесение средств на цели создания или развития предприятия идающая право ее владельцу на:
— участие в управлении предприятием;
— получение части прибыли предприятия в виде дивиденда;
— участие в распределении имущества в случае ликвидациипредприятия.
Субъект, выпускающий акции, называетсяэмитентом.Эмитенты проводят подписку на акции с целью привлечь денежные и другие видысредств для создания или расширения предприятия.
Тот, кто приобретает акции, становитсяинвестором.Покупателями акций могут быть домашние хозяйства, предприятия. В ролидержателей акций могут выступать и органы государственного управления
Инвесторы покупают акции, ориентируясь на достижение такихцелей:
1. Получение дохода. Этот доход может быть в двух основныхформах. Первая — получение дивиденда. Дивиденд — это часть прибыли предприятия,начисленная на одну акцию. Не следует полагать, что владение акциейавтоматически обеспечивает получение дивиденда. Приобретение акций — эторискованное капиталовложение здесь в абсолютном большинстве случаев отсутствуютгарантии дохода. От чего же зависит дивиденд? Во-первых, от общего объемаприбыли, полученной предприятием. Во-вторых, от порядка определения прибыли, отинвестиционной политики акционерного общества. Азбучной истиной экономикиявляется необходимость возвращения определенной части прибыли обратно впроизводства. Прибыль — это основной источник расширения, развития предприятияк чему эффективный предприниматель всегда стремится. В акционерном обществе,как и в любом другом предприятии, принимаются решения по распределению прибыли.Если увеличивается та ее часть, которая возвращается в производство, то,следовательно, уменьшается фонд выплаты дивидендов, и наоборот. Это дваосновных фактора определяющих величину дивиденда.
Второй формой дохода акционера может быть получение дохода отувеличения курсовой стоимости акции. Акция имеет номинальную и курсовуюстоимость. Номинальная стоимость акции — это та часть «уставного фонда»,которую представляет данная акция, ее еще называют лицевой стоимостью, так какесли на акции проставляется ее стоимость, — то именно номинальная. Продажа ипокупка акции не осуществляется строго по ее номинальной стоимости, акцияпродается по курсовой стоимости, представляющей собой ее рыночную стоимость.Если инвестор купил акцию по одной цене, а спустя некоторое время реализовал еепо другой, более высокой то полученная положительная разница составит его доходот повышения курсовой стоимости акции. Главным фактором, определяющим изменениекурсовой стоимости акции, является степень эффективности работы акционерногообщества.
 2. Приобретение или расширение права контроля деятельности акционерногообщества. Это еще одна цель, которую может ставить перед собой инвестор,покупая акции. Чтобы понять порядок ее достижения, необходимо ознакомиться стем, как строится управление акционерным обществом.
Структура управления акционерным предприятием имеет такой вид:
а) общее собрание акционеров— высший органуправления. В его компетенцию обычно входит определение основных направленийдеятельности предприятия, утверждение и изменения его устава утверждениегодовых результатов деятельности, избрание и отзыв членов руководящих органов,и другие вопросы. Принятие решений осуществляется путем голосования; количествоголосов, которым располагает акционер, зависит от количества принадлежащих емуакций, Очевидно, что чем большим количеством акций располагает акционер, тембольше его влияние на работу предприятия. Количество акций, владение которымипозволяет осуществлять контроль над деятельностью акционерного общества,называется контрольным пакетом акции. Его конкретная величина зависит от многихобстоятельств: количества и распределения выпущенных акций; уставныхтребований; решаемого на собрании вопроса и др.
Приобретение крупных пакетов акций сопровождается получениемзначительных возможностей влияния на функционирование акционерного предприятия;
б) совет (наблюдательный совет) акционерного обществаизбирается общим собранием из числа акционеров. В его компетенцию входят такиевопросы, как контроль над деятельностью исполнительных органов общества,утверждение бюджетов и планов развития предприятия, объявление дивидендов идругие;
в) правление (дирекция) акционерного общества— этоисполнительный орган, который формируется из менеджеров, нанятых для работы вкорпорации. Здесь сосредотачивается все текущее, оперативное управлениепредприятием.
Предприятие, которое владеет контрольными пакетами акцийдругих акционерных обществ, называется холдинговым илихолдинговойкомпанией. А сами «другие акционерные общества» становятся в этом случаедочерними предприятиями. Холдинговая структура имеет возможность оперативно игибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, мобилизировать финансовыесредства для крупных строительных, научно-исследовательских и других проектов,развивать специализацию и поддерживать кооперационные связи в рамках группыпредприятий.
Акционерное общество, сточки зрения индивидуального предпринимателя, — оптимальная формаорганизационно-правового оформления предпринимательской деятельности. Оно можетбыть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретенияодним акционером всех акций общества.
Акционерное общество позакону не может иметь в качестве единственного участника хозяйственноеобщество, состоящее из одного лица.
Виды акционерных обществ:
— открытое (ОАО)
— закрытое (ЗАО)
Закрытое акционерноеобщество (ЗАО)
Закрытое акционерноеобщество – это общество, акции которого распространяются только среди егоучредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используетсяформа открытой подписки на эмитируемые обществом акции и они не могут свободнопродаваться и покупаться на фондовом рынке.
Потенциальный покупательне может просто дать поручение своему брокеру приобрести определенноеколичество акций. Первоначально акции такой компании распределяются в частномпорядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Этоограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размеркомпаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними.
Число членов ЗАО не можетпревышать 50 (при превышении этого числа акционеров общество должнотрансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации).
Закрытая акционернаякомпания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме,как это требуется от ОАО; тем не менее, она обязана представлять ежегодныйотчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любомучлену общества.
В данный моментбольшинство мелких и средних предприятий в России являются закрытымиакционерными обществами, что делает эту форму бизнеса наиболее популярной.
Открытое акционерное общество(ОАО)
Открытое акционерноеобщество – это акционерное общество, участники которого могут свободнопродавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Оно можетпроводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободнообращаться на фондовом рынке.
Выпуск акций и ихреализация путем открытой подписки подразумевает полную открытость общества итщательный контроль за его деятнльностью, поэтому оно обязано ежегоднопубликовать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, учетприбылей и убытков, а также ежегодно привлекать профессионального аудитора дляпроверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.
ОАО, также как и ЗАО,являются достаточно популярной формой предпринимательства как в России, так иво всем мире. Как правило, открытыми акционерными обществами являются крупныекомпании. В России примером таких компаний могут служить «РАО ЕЭС России»,«Лукойл», «РАО Газпром» и др.; в Америке – фирмы «Microsoft», «General Motors», «Ford», «Coca-Cola».
Знаниеорганизационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешнооткрывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические июридические решения. Без этих знаний в России невозможно построениецивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь,являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчасосуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с цельюсоздания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различныхфирм и предприятий.
Выбраворганизационно-правовую формупредприятия, его права и обязанности изакрепив их в уставе, предприниматель может определить имя или наименование,под которым он будет выступать в хозяйственном процессе. Фирменное наименованиеобеспечивает «собственное лицо» предпринимателя. Оно может быть представленоименем или фамилией (Philips,Довгань), отражать предмет деятельности предприятия («Газпром», «Норильскийникель»), быть совершенно произвольным, в том числе и вымышленным.
Список литературы
 
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций длястуд.вузов. – М.: Юрайт, 1998 – 478 с.
Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебное пособ. –К.: Высш. шк. – Знания, 1998 – 478 с.: ил.
Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М.Н.,Киселёвой Е.А. и др. Киров: АСА, 1996 – 624 с.
Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебн. пособ. – М:«Соминтек», 1992 – 359 с.
Основы экономической теории / С.В. Мочерный, С.А. Ерохин,Л.О. Канищенко и др. За ред. С.В. Мочерного. – К.: ВЦ «Академия », 1997 – 464 с.
Сальникова Е. «Монополия: вчера, сегодня, завтра» «Экономикаи жизнь», 1995., №28.
Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”,2003. – 1012с.
Семёнов В.М. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 312с.
Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие./Под ред.В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика,1997.
Основы предпринимательства: Учебное пособие/ Под. ред.И.Н.Евсеева. – М. «КОНСЭКО», 2000
Пелиха А.С. Основы предпринимательства: Учебник для вузов. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержкаи содействие развитию. — М.: ТОО «КОНТУР», 1999
www.66.ru/doska/a/414321/edit/?key=b35bb982810f70735d423472de0110d


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.