--PAGE_BREAK--
Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится в тяжелом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие,
общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.
Средства населения
Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.
-12-
3.2. Внешние источники инвестиций
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:
1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям.
Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторам благоприятных условий для работы в стране.
2. Географические условия принимающей страны.
Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических возможностей.
3. Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы в национальных уровнях затрат производства.
-13-
Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах.
4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.
Государству необходимо проводить грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобно проводить обновление, изменение производства. Также помогать разрабатывать планы, как внутреннего размещения производства, так и мирового распределения, пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию.
7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
В государстве нужно создать гибкую систему, поощряющую использование новейших технологий. Также нужны развитые и признанные в мире центры разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и популяризации высоких технологий.
8. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.
В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.
9. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
10. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов.
Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре, науке, авторитете в мире.
-14-
4. Инвестиционные возможности Республики Беларусь
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также
-15-
животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их
-16-
работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
— освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
— освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
— безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
— свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
— свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
— сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.
-17-
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
В стране сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.
Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.
-18-
5. Инвестиционная политика Республики Беларусь в условиях финансово-экономического кризиса.
Необходимость ускоренной промышленной модернизации по времени совпала для Беларуси с этапом напряженного поиска путей выхода из глобального кризиса. С одной стороны, это усложняет задачу привлечения финансовых средств в требуемых объемах, поскольку, судя по драматичности момента, иногда создается впечатление, что впору задуматься не о развитии, а об элементарном выживании. С другой - закладывание фундамента инновационной экономики на переломном этапе имеет то преимущество, что позволяет если не нащупать то угадать вырисовывающиеся очертания новой, послекризисной экономической конструкции и строить в соответствии с ней модернизационный сценарий.
Важнейшим индикатором экономической безопасности государства является соотношение объема инвестиций и ВВП. Его пороговое значение, рассчитанное учеными Национальной академии наук для нашей страны, составляет 20%. Исходя из этого в Беларуси, начиная с 2006 года, был взят последовательный курс на расширение воспроизводства экономики. Соответственно, динамика указанного показателя за этот период выглядит следующим образом: если в 2000 году он равнялся 19,8%, а в 2005 – 23,2%, то в 2006 вырос уже до 25,7 %, в 2007 – до 26,8 %, а в 2008 году составил 27,9%. В первом же полугодии 2009 года на фоне полномасштабных кризисных проявлений мы вышли на соотношение инвестиций и валового внутреннего продукта в 31,8%. Есть все основания полагать, что до конца года цифра не опустится ниже 30%, а это значит, что сегодня закладываются предпосылки для качественного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности в будущем.
Конечно, с учетом общемировых негативных тенденций необходимо делать поправку на то, что структура завтрашнего спроса может претерпеть некоторые изменения. Однако из истории известно; даже в самые трудные времена человеческие потребности остаются довольно постоянными. Еще в античности они были сформулированы в знаменитом тезисе «Хлеба и зрелищ!». Значит, и в послекризисной экономике понадобятся и сельскохозяйственная техника, и калийные удобрения, и продукты питания, и телевизоры, и многое другое, что выпускается нашей промышленностью. Единственное, что при этом наверняка будет востребован продукт иного,
-19-
более высокого качества и меньшей цены. Поэтому, осуществляя модернизацию, нельзя делать ставку только на традиционные производства, составляющие основу нынешней промышленной структуры. Необходимо реализовать тысячи, десятки тысяч проектов, как мелких и средних, так и более масштабных, для того, чтобы задействовать потенциал новых технологий, в том числе нано- и био-, для создания обновленных товаров с более совершенными качественными характеристиками, современным дизайном и меньшей себестоимостью.
Но пока под влиянием мирового финансово-экономического кризиса повсеместно наблюдается замедление экономических процессов. Тем не менее белорусской экономике удается, насколько возможно, «сохранить лицо». Мы знаем, что и ВВП, и промышленное производствоу нас не так «просело», как в других странах. Валовой внутренний продукт на протяжении семи месяцев даже вышел в небольшой плюс. Что же касается темпов роста инвестиций в основной капитал, которые на протяжении последних трех лет, благодаря проводимой политике, вдвое превышали темпы роста ВВП, то их удалось сохранить даже после ощутимых кризисных толчков. За январь – июль текущего года темпы роста инвестиций в основной капитал составили в республике 117,8%. Особенно наглядно оценить этот результат позволяет сравнение с темпами роста инвестиций в основной капитал в государствах СНГ: в России за первое полугодие 2009 года они составили 81,8 %, в Украине- 60,5%, в Армении – 46,5%, в Молдове – 59,4 %, в Азербайджане – 92,9 %, в Казахстане – 107,3%.
За первое полугодие этого года в экономику и социальную сферу инвестировано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал. Объем строительно-монтажных работ составил 9,2 трлн. рублей. Собственно, строительно-монтажные работы, входя в структуру ВВП. Являютя инвестиционным вкладом в его создание. Локомотивом здесь выступают инвестиции в жилищное строительство, темпы роста которых равняются 125,7% при общих темпах роста строительно-монтажных работ в 122,8%.
В стране реализованы крупномасштабные инвестиционные проекты, в частности, в частности ввод новых мощностей на РУП ПО «Беларуськалий», строительство завода по производству газетной бумаги в Шклове. Продолжается реконструкция наших крупнейших предприятий: минских тракторного и автомобильного заводов. Кроме того последовательно осуществляется программа модернизации ряда цементных заводов, электростанций, а также других предприятий.
-20-
Одной из мер государственного управления инвестициями, способствующей этому, стала организация системы мониторинга за реализацией инвестиционных проектов. В соответствии с ней Минэкономики в 2009 году ход выполнения 681 проекта на общую плановую сумму инвестиций порядка 10,3 трлн. руб. По данным системы мониторинга, опережающими темпами велась реализация таких проектов, отнесенных правительством к группе важнейших, как организация производства листового стекла на ОАО «Гомельстекло», строительство установки гидроочистки дизельного топлива в ОАО «Мозырьский нефтеперерабатывающий завод», реконструкция производства стартеров и генераторов в ОАО «Борисовский завод автотракторного оборудования». В этом же ряду можно назвать и создание производства радиаторов для систем водяного отопления в ОАО «Лидсельмаш», реконструкцию сыродельного производства в ОАО «Славгородский маслодельно-сыродельный завод» и другие проекты, реализуемые на предприятиях, производящих сельхозпродукцию.
Особую значимость имеет вопрос привлечения инвестиций в промышленную отрасль. Так, за последние три года объем средств, направленных на техническое перевооружение организаций промышленности, возрос в два раза, достигнув в прошлом году 1,3 трлн. рублей. Основным источником финансирования стали собственные средства предприятий – 850,4 млрд. рублей и кредитные ресурсы. Кроме того, привлечено около 220 млн. долларов США иностранных кредитных средств, из них 24 млн. составили прямые инвестиции.
Сегодня реализация крупных инновационных проектов проходит, как правило, с участием иностранных инвесторов. В 2009 году в соответствии с отраслевой инвестиционной программой планируется привлечение зарубежных финансовых средств для технического перевооружения ПО «Белорусский металлургический завод» и «Белорусский автомобильный завод», ОАО «Минский подшипниковый завод», РУП «Минский тракторный завод» и «Гомсельмаш».
При этом следует отметить, что техническое перевооружение, обновление технологической базы производств, объемы инвестиций в машиностроительный комплекс формируются под выпуск конкретной продукции, опытные образцы которой прошли все этапы – от изучения рынка до приемочных испытаний и постановки на производство.
-21-
продолжение
--PAGE_BREAK--