--PAGE_BREAK--1) Внешние причины.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас увеличивало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл чуть ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.
2) Внутренние причины.
Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основной характер. Рассмотрим их на примере России.
Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.
Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики почти отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой, что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.
Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления, эффективность капиталовложений падала, что негативно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.
Противоречия и дефициты поглощали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.
3) Причина инфляции глазами граждан РФ.
Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, как россияне оценивают рост цен за последние месяца два, в чем видят причины инфляции в стране и, что сегодня важнее — рост зарплат и пенсий или снижение инфляции. В ходе проведенного опроса выяснилось, что почти три четверти россиян считают инфляцию в течение последнего месяца-двух очень высокой. Однако большинство граждан России не могут назвать причин высокой инфляции.
Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМ 22-23 марта 2008 года. В ходе него было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Согласно представленным социологами данным, очень высокой считают инфляцию в течение последнего месяца-двух 74 процента опрошенных. При этом 18 процентов респондентов считают, что цены растут умеренно, и 2 процента — что почти не растут. А 6 % россиян вообще затруднились ответить.
Опрос также показал, что чем хуже опрошенные оценивают собственное материальное положение, тем более высокими им представляются темпы роста цен в стране: считают инфляцию очень высокой от 65 % хорошо материально обеспеченных респондентов, до 72 % средне и 85% плохо обеспеченных. Умеренной назвали инфляцию 25 % респондентов, материальное положение которых оценивается как хорошее или очень хорошее, 20 % респондентов, обладающих средним материальным положением и 10% — плохо обеспеченных.
Стоит отметить, что за последние четыре года в России темпы роста цен, по оценкам граждан, самыми низкими были, как не парадоксально, в 2007 году. Тогда каждый второй (52 %) воспринимал инфляцию как очень высокую. Ранее, в 2005-2006 гг., инфляция казалась высокой двум третям опрошенных (62 %). По 26 % считали рост цен умеренным. При этом 7 % в феврале 2006 году считали инфляцию незначительной, а в том же месяц годом ранее такого мнении я придерживались лишь 5 %.
Причин высокой инфляции россияне, как правило, назвать не могут (57 % опрошенных затрудняются с ответом). Незначительная часть опрошенных винят в инфляции бездействие и безответственность властей и рост мировых цен на нефть и другие энергоносители (по 9-10 % опрошенных). Третье место в этом рейтинге занимает неразвитая экономика (6 %). Изредка (по 4%) связывают инфляцию с алчностью торговцев и производителей, монополизмом, отсутствием рычагов регулирования рынка.
Между тем, год назад в росте цен в России бездействие и безответственность властей считали виноватыми всего лишь 4 %, а в 2006 году этот показатель составлял 13% опрошенных. В 2007 году в росте инфляции винили рост мировых цен на нефть и другие энергоносители 7% респондентов, неразвитую экономику 12%, алчность торговцев и производителей и монополизацию 4%, столько же в качестве причин называли отсутствие рычагов регулирования рынка. Примечательно, что в этом году и в прошлом затруднились ответить, кто же все-таки больше всего виноват в росте цен, по 57% опрошенных.
Между тем, в 2005 и 2007 гг. преобладала точка зрения, что важнее повышение зарплат и пенсий (50% против 39% и 48% против 35% соответственно). В 2006 и 2008 гг. с небольшим перевесом побеждает мнение, что более значима борьба с инфляцией (46 против 41 % и 43 против 35%). Примечательно, что чем выше покупательская способность респондентов, тем больше значения в этой альтернативе они придают борьбе с инфляцией.
На вопрос социологов, что на ваш взгляд сегодня важнее — рост зарплат и пенсий или борьба с инфляцией, 43% посчитали, что на данный момент важнее борьба с инфляцией, поэтому значительно повышать зарплаты и пенсии не следует. Еще 35% ответили, что в настоящее время важнее повышение зарплат и пенсий, а не борьба с инфляцией, а 22% затруднились ответить.
Между тем, 33% из тех, кто ответил, что сегодня важнее борьба с инфляцией, едва сводит концы с концами и денег не хватает даже на продукты, у 36% на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения, у 46 % денег хватает на продукты и на одежду, а вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для них проблемой, и 49% могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако им затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль.
1.2 Виды инфляции.
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В последние двадцать, тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.
Существует несколько видов инфляции. Для классификации инфляции применяют:
1. по форме проявления:
Открытая– выражается в росте цен и падении покупательской способности денег. Характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.
Поскольку открытая инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то она характеризуется увеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любой развитой страны очень часто возникают ситуации, когда на отдельных товарных рынках встречается снижение цен (или по крайней мере, замедление их роста). Объяснение только одно: открытая инфляция не разрушает механизмы рынка. Они продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложение. А если так, то борьба с инфляцией становится делом пусть и сложным, но все же небезнадежным.
Скрытая (подавленная) инфляция– выражается в товарном дефиците при неизменных ценах. Здесь возникают черные рынки, где товары продают по более дорогой цене. Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
Она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста, стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда, или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.
Но главное зло, которое несет подавленная инфляция — это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Такое положение в недавнем прошлом было реалией нашей экономики, неся в себе все негативные последствия этого процесса, в том числе и наращивание темпов инфляции из-за возрастания издержек производства и увеличения денежной массы.
2. по причинам возникновения:
Инфляция спроса— порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.
Инфляция спроса упрощенно может быть представлена так:
Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, порождает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем рост цен на последнее не успевает за ростом цен на конечный продукт.
Инфляция спросавызывается следующими денежными факторами:
— милитаризация экономики и рост военных расходов;
— дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга;
— кредитная экспансия банков;
— импортируемая инфляция ( эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом);
— чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность (при этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент);
Рисунок 1.Инфляция спроса.
Общей причиной повышения цен является увеличение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса ADсмещается вправо — вверх. Равновесный уровень цен увеличивается с Р1 до Р2 (рис. 1).
Инфляция предложения (издержек). В мировой практике под инфляцией издержек имеется в виду такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются — признак недостаточного спроса. Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется — в свою очередь, через повышение издержек — на конечный продукт.
Рисунок 2. Инфляция издержек.
Общей причиной повышения цен является падение совокупного производства или рост издержек производства. Кривая совокупного предложения ASсмещается влево — вверх. Равновесный уровень цен увеличивается с Р1 до Р2 (рис.2).
Инфляция спроса и инфляция издержек взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно чётко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя, в конце концов, к инфляции издержек.
3. по согласованности изменения цен:
Сбалансированная инфляция— цены поднимаются относительно умеренно и, одновременно, на большинство товаров и услуг Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция— цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, так как хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложного изделия.
4. по времени наступления:
Ожидаемая инфляция— предсказывается и прогнозируется заранее.
Неожиданная инфляция— характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна.
5. по региональному движению:
Импортированная инфляция
Экспортируемая инфляция
6. в зависимости от меры роста цен:
Умеренная (ползучая) инфляция -инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 — 3,5%.
Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Вялотекущая инфляция– до 25% в год.
Галопирующая
инфляция — при ней характерен рост цен от 20% до 200% в год, является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.
Она отражает нестабильность экономической обстановки, деньги ускоренно материализуются в товары. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах.
Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении — более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Денежное обращение заменяется бартерными сделками. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п. Новости о невероятной инфляции в Республике Зимбабве (Африка) заставляют вспомнить историю нашей страны и стран Восточной Европы 90-х годов. Так, например, гиперинфляция в Югославии в 1993 году составила не менее 100 тысяч процентов, увеличив номинал купюр более чем в тысячу раз. Гиперинфляция в Зимбабве в декабре 2007 года составила 66.212% в годовом исчислении (по данным Associated Press со ссылкой на статистическое ведомство страны). Оценить будущую динамику инфляции в Республике Зимбабве невозможно. Глава Резервного банка (ЦБ) Зимбабве Гидеон Гоно (Gideon Gono) в конце 2007 года пытался отказаться даже рассчитать индекс роста цен, объясняя это отсутствием в продаже базовых товаров, из-за чего невозможно определить на них цены. Отсутствие товаров в магазинах — один из признаков гиперинфляции.
1.5 Показатели
изменения уровня инфляции
По всему миру учёные и экономисты ведут широкие дискуссии о том, каким должен быть уровень инфляции. Уровень инфляции – это один из важнейших экономических показателей, воздействующий на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и качество жизни.
Во многих исследованиях утверждается, что даже умеренная инфляция наносит значительный вред национальной экономике и долгосрочному росту, так как приводит к значительным искажениям в экономике и блокирует действие ключевых факторов экономического роста. Прежде всего, инфляция несправедлива с социальной точки зрения, так как является своеобразным налогом на тех, чьи доходы фиксированы в номинальном выражении или неадекватно индексируются в соответствии с ней, а это, как правило, наиболее бедная часть населения. Однако инфляции присущи и другие издержки.
Во-первых, она «размывает» сигналы, которые призвана обеспечивать функционирующая система относительных цен. Во-вторых, к её издержкам относятся время, энергия и ресурсы, которые расходуются с целью защиты от инфляции и отвлекаемые от инвестиций и процесса производства. В-третьих, вследствие повышения рисков возможно отрицательное влияние инфляции на относительные объёмы инвестиций. И, наконец, в-четвёртых, инфляция ослабляет стимулы к сбережениям и спрос на национальную валюту и способствует бегству капитала, что также отрицательно сказывается на уровне выпуска в данной стране.
В тоже время по мнению других исследователей, например Ж. Сапира, цель достижения нулевой инфляции является опасной и может привести к более низкому экономическому росту, чем тот, который мог бы быть достигнут в других условиях. А в некоторых случаях цель достижения нулевой инфляции может даже спровоцировать депрессию. И тогда сжатие предложения может усилить в динамике дисбаланс между предложением и спросом. То есть изложенное приводит к довольно важному выводу: экономика нуждается в некотором уровне инфляции. Полное прекращение инфляции и тем более дефляция весьма опасны для экономики. Это наглядно показали Великая депрессия в США и последняя длительная депрессия в Японии. Дж. М. Кейнс считал, например, что инфляция 3 % в год является оптимальной для регулирования пропорций цен и заработной платы, стимулирования деловой активности в стране и росту ВВП. С тех пор гибкость рынка труда в развитых странах несколько возросла, но проблема осталась. Особенно велики ценовые диспропорции сегодня в России. Возможно, что в таких переходных экономиках «инфляционная постоянная Кейнса» должна быть выше, например, на уровне 10 – 15 % в год, особенно если учесть инфляцию издержек, порождаемую ростом регулируемых цен на услуги естественных монополий.
Однозначных и непротиворечивых ответов на вопрос, каким должен быть уровень инфляции у исследователей нет. Но в целом, несомненно, что последствия инфляции носят негативный характер. Они сказываются на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Во-вторых, для подавляющего большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно в том случае, если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов. В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Также инфляция негативно сказывается на доходах предприятий, денежных сбереженияхнаселения, долгосрочном инвестиционном планировании и на темпах экономического роста. Поэтому в последние годы множество центральных банков при выборе основной цели денежно – кредитной политики ориентируется на ограничение инфляции, а с 2003 г. Снижение инфляции определяется в качестве главной цели политики ЦБ России.
Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует несколько способов их измерения.
· Измерение с помощью индекса потребительских цен. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города).
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («потребительская корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Темп инфляции — изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции = 118, З — 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
В России в 1992 году после отмены государственного контроля почти над всеми ценами потребительские цены выросли в 26 раз, затем вплоть до 1997 года темпы ценового прироста снижались. Динамику потребительских цен иллюстрирует таблица № 1.
показатель
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Индекс потребительских цен (ИПЦ)
939,0
315,1
231,3
121,8
111,0
184,4
136,5
120,2
118,6
115,1
112,0
112,4
Таблица 1. Индексы потребительских цен в России в 1992-2004гг.
(декабрь отчётного года к декабрю предыдущего года),%.
В странах Запада, в том числе в странах с относительно стабильной экономикой, наблюдается значительный разброс среднегодовой динамики цен. Так, в период 1975-2003 гг. он составил в США от 1,6 до 13,5%; в Японии — От -0,1 до 11,8%; в Великобритании — от 3,4 до 24,2; в Греции-от13,7 до 24,7%. В последующие годы динамика цен в развитых странах практически стабилизировалась на невысоком уровне.
1977-1986
1987-1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
США
6,8
4,0
2,6
2,8
2,9
2,3
1,6
2,2
3,2
2,8
Германия
2,0
1,7
0,0
0,7
0,8
0,5
0,4
0,5
1,9
2,5
Япония
3,8
1,7
0,7
-0,1
0,1
1,7
0,6
0,0
-0,1
-0,1
Другие развитые страны
7,6
4,4
4,1
3,7
3,2
2,5
2,5
1,5
1,7
1,6
Таблица 2.Индексы потребительских цен, % к предшествующему периоду (году).
В отдельные периоды (ФРГ-1986г., Япония-1995,2000 гг.) наблюдалось даже некоторое снижение потребительских цен. По прогнозу, темпы инфляции в индустриально развитых странах в ближайшие годы сохранятся в среднем на уровне 2,5-3 %. Иная картина наблюдается в развивающихся странах, где среднегодовой темп инфляции удерживается на уровне 8-12 %. В Колумбии, Перу, Боливии темпы инфляции в отдельные годы достигали сотен и тысяч процентов.
· Индекс цен производителей (ИЦП). Этот индекс отличается от индекса потребительских цен по охвату, т.к. учитываются цены на сырьё и полуфабрикаты.
Рисунок3. ИПЦ и ИЦП в РФ за период 1998-2000гг.
· Дефлятор валового национального продукта(ВНП), то есть отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
· Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для = _________________________________
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
2. Последствия инфляции, мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1
Социально-экономические последствия инфляции
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает пересброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.
Итак, социально-экономические последствия инфляции выражаются:
· В перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
· В обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
· В постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
· В неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
· В искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
· В закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
· В сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
· В обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
· В возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
· В активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
· В снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
· В социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.
Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Антиинфляционная политика.
Поскольку инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства.Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная, как уже отмечалось, не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.
Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на
стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.
Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Ранее было показано, что инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете «инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен» (М. Фридмен).
Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
• уменьшение денежной эмиссии;
• повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);
• повышение нормы обязательных резервов;
• сокращение государственных расходов;
• совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых
поступлений в бюджет. Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).
Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. К активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы привело к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической
обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.
В июне 1998 г. правительство России разработало крупномасштабную
стабилизационную программу, направленную на недопущение нового витка инфляции и ориентированную прежде всего на активизацию инвестиционного спроса и развитие отечественного производства. Программа предусматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производителей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокращение государственных расходов.
Что касается политики градуирования, то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год. Для России первой половины 90-х гг. она была неприемлемой.
Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптацион-
ную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным
методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, «замораживание» цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.Однако противники политики цен и доходов высказывают серьезныесомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде
всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтягивания «замороженных» цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь приее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную. Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Практика антиинфляционных мероприятий в отдельных странах.
Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем, только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% .
Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.
Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).
Период после Второй мировой войны в Великобританиихарактеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП.
Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок .
Из таблицы 2.2.1. видно, что уровень инфляции в Англии последние несколько лет держится на невысоком уровне, а это значит что правительство страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.
Таблица 2.2.1. Основные экономические показатели.
* Темпы прирост, % к предыдущему году.
Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен.Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55% .
В связи с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.
продолжение
--PAGE_BREAK--