Калининградский юридический институт МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу«Профессиональная этика» на тему: Кодекс чести рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел РФ
Слушателя 2-го курсазаочного факультета, набора 1998г.
группа № ______,зачетная книжка _______
__________________________________________________Домашний адрес: _________________________________________
Содержание:
1. Нравственностьи культура сотрудника правоохранительных органов, приоритеты и взаимосвязь, 2-3
2. Нормативныедеонотологические документы Российских правоохранительных органов, 3-6
3. Кодексчести сотрудников органов ОВД о примерности, значение высоких моральных качествработника современной российской милиции, 6-9
4. Списоклитературы, 10
«Готовых убеждений нельзя нивыпросить
у добрых знакомых, ни купить в книжной
лавке. Их надо выработать процессомсоб-
ственного мышления, которое должносо-
вершаться самостоятельно, в нашей соб-
ственной голове …»
Д. И. Писарев, «Генрих Гейне»
Деятельность правоохранительныхорганов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку этадеятельность в той или иной мере всегда затрагивает интересы как всегообщества, так и отдельных его членов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, исходя из специфики целей,содержания, форм, методов и средств в их деятельности. В современных условияхособое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих передправоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных идопустимых средств в борьбе с преступностью. Предоставление сотрудникамправоохранительных органов властных полномочий и как следствие моральнойсанкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан, налагает наэтих сотрудников высокую ответственность за неуклонное исполнение законности, ив том числе обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных свыполнением служебных обязанностей.
Уже сегодня в России,современное общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности,что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительныеорганы, нравственность и культура сотрудников приобрели огромную значимость.Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется на сегодня не только,и не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установкамии культурной воспитанностью. Во многих случаях эти качества оказывают наэффективность служебной деятельности большее воздействие и играют большую роль,чем профессиональная компетентность, что естественно не умаляет роли последней.Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются какважнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечениюслужебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнениес наиболее результативным эффектом.
Недооценка этихфакторов порождается распространенным мнением, что служебная деятельностьсотрудников правоохранительных органов настолько регламентирована законами, подзаконнымиактами, уставными положениями и инструкциями, что при должном уровнетребовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять своифункциональные обязанности. Мнение это ошибочно по целому ряду причин, как то:
· деятельностьправоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причемдинамика этого явления, носит интенсивный, а зачастую непредсказуемый характер,в силу чего нормативные документы определяют только общий характер деятельностисотрудников.
· вседокументы служебно – правового характера не содержат четких и определенныхрешений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решениядолжны быть приняты.
· функциональныеобязанности можно выполнять по разному. В минимальном объеме, компенсируя этовидимым энтузиазмом, а можно самоотверженно, с максимальной отдачей, гдехарактер выполнения будет определять нравственность сотрудника, его совесть.
Все выше сказанное,можно смело отнести к основам профессиональной этики сотрудниковправоохранительных органов, однако тут есть свои нюансы. Профессиональная этикасотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этикиабсолютного большинства профессией (встречаются исключения), своимпреимущественно деонтологическим характером (от греческого deon – должное).
Вообще, одно изосновных отличий морали от других форм общественного сознания заключается втом, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являютсяобязательными и санкционируются исключительно силой общественного воздействия.Однако, применительно к требованиям предъявляемым к сотрудникамправоохранительных органов, эти условия являются недостаточными, и этическиенормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваютсяадминистративными санкциями. Например, сотрудник органов внутренних дел можетбыть уволен «за совершение поступков, несовместимых с требованиямипредъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутреннихдел …»[1].Полномочия судьи в Российской Федерации могут быть прекращены в случае «совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющегоавторитет судебной власти»[2]
Основнымидеонтологическими нормативными документами Российских правоохранительныхорганов, являются:
1. Федеральный законРФ, № М 144-Ф3, от 12.08.95г., «Об оперативно – розыскной деятельности» и вчастности:
· Статья5, «… Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно – розыскнуюдеятельность, запрещается:
«… разглашатьсведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными впроцессе проведения оперативно – розыскных мероприятий, без согласия граждан,за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
2. Закон РФ, №3132-1, от 26.09.92г., «О статусе судей в Российской Федерации», и вчастности:
· Статья3, Требования предъявляемые к судье, «…2. Судья при исполнении своихполномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что моглобы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение вего объективности, справедливости и беспристрастности» (В ред Федеральногозакона от 21 июня 1995г., № 91-Ф3
3. Закон РСФСР, № 1026-1, от 18.04.91г., «Омилиции», и в частности:
· Статья3, Принципы деятельности милиции, «Деятельность милиции строится в соответствиис принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности»
· Статья5, Деятельность милиции и права граждан, «… Милиции запрещается прибегать кобращению, унижающему достоинство человека.»
4. Положение оМинистерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом ПрезидентаРФ, № 1039, от 18.07.96г., и в частности:
· «п.4Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения исоблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма,сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности …»
5. Федеральный закон РФ, № 40-Ф3, от03.04.96г., Об органах Федеральной службы безопасности в РФ, и в частности:
· Статья5, Принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, «Деятельностьорганов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,гуманизма, …»
6. Федеральный законРФ, № 5-Ф3, от 10.01.96г., О внешней разведке, и в частности:
· Статья4, Принципы разведывательной деятельности, «Разведывательная деятельностьосуществляется на основе принципов: … законности, уважения прав и свободчеловека и гражданина …»
7. Положение опрохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, приложение1, к постановлению ВС РФ от 20 мая 1993г., № 4991-1, и частности:
· Статья2, Принципы службы в органах налоговой полиции, «Служба в органах налоговойполиции строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюденияправ и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, … соблюденияслужебной дисциплины …»
8. Приложение 2, кпостановлению ВС РФ от 20 мая 1993г., № 4991-1, и частности:
· Присягасотрудника налоговой полиции, «Я … поступив на службу в налоговую полицию …,клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, права человека игражданина … Клянусь быть честным, мужественным сотрудником …, строго хранитьслужебную тайну».
· Присягасотрудника органов внутренних дел РФ, «Я …, поступив на службу в органывнутренних дел РФ … Клянусь достойно переносить связанные со службой о органахвнутренних дел трудности, быть честным и мужественным, бдительным сотрудником,… не щадя своей жизни охранять установленный конституцией и законам РФ правовойпорядок».
9. Положение о службев органах внутренних дел Российской Федерации, № 4002-1, от 23.12.92г.
· Кодексчести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РоссийскойФедерации, ( о нем подробнее в части 2, настоящей работы)
10. Директива онеотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВДРФ, №1, от 19.06.96г., и частности: «… Первостепенное внимание сосредоточить навоспитании у личного состава гордости за службу в органах внутренних дел ивнутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение нормморали исполнение служебного долга …».
Кроме того ксотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральныхтребований. Частично они содержатся в перечисленных выше нормативныхдокументах, и тогда они носят деонтологический характер, а частичновырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания традиций. Всамом общем моральные требования к сотруднику правоохранительных органовсостоят в следующем:
· отношениек человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав и свобод,человеческого достоинства в соответствии с признанными правовыми нормами иобщечеловеческими принципами морали;
· пониманиесоциальной значимости своей роли и высокого профессионализма, ответственностиперед обществом и государством;
· разумноеи гуманное использование предоставленных сотруднику правоохранительных органовправ в соответствии с принципами справедливости, гражданского, служебного инравственного долга;
· принципиальность,мужество и самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность инепредвзятость;
· безупречностьличного поведения на службе и в быту, честность и неподкупность, забота опрофессиональной чести, общественной репутации;
· сознательнаядисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность ивзаимопомощь.Таким образом мною рассмотрены такие вопросы как приоритеты нравственностии культуры сотрудников правоохранительных органов, и их взаимосвязь. ПонятиеДеонтологии, основные нормативные деонтологические документы Российскихправоохранительных органов. Далее будут рассмотрены вопросы о примерности илипримере в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутреннихдел Российской Федерации, постатейный анализ применимо к современным условиям,а также значение высоких моральных качеств работника современной российскоймилиции.
«Милиционер поставленный блюстиобщес-
твенную нравственность, сам долженбыть
нравственно безупречен»
из Приказа Наркомавнутр. Дел РСФСР, 1922г.
Как, известно, главной сущностью службыработника милиции является служение закону. Но при этом следует всегда помнить,что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественногоблага. И закон – благо только при том условии, если он осознается обществом каквоплощение справедливости, воплощение высшего нравственного начала.
Работник милиции постояннонаходится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебнойструктуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственноевоздействие общества, формирующее его в соответствии с принципами общественнойнравственности, с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательноевоздействие на граждан.
Это те основания накоторых построена воспитательная служба в правоохранительных органах.Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены вряде служебных документов с самого начала их деятельности. Одним из первых былотребование внимательного отношения к людям. Подчеркивалось, что грубость,хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребываниемв органах. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатанапередовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «Внашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность,политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид.Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говоритьо неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемыек органам милиции». Это написано в газете города, находящегося в блокаде, гдесвирепствовали голод и холод, болезни и смерть.
В дальнейшем эта сторонадеятельности правоохранительных органов периодически находила отражение всоответствующих документах. В частности: Приказ МВД СССР № 235, 1969г., «Овежливом и внимательном обращении с гражданами», Закон РСФСР «О милиции»,1991г., в 1992 году руководством МВД СССР утверждена и разослана «Концепцияперестройки системы идейно – нравственного и культурно – эстетического воспитанияличного состава органов внутренних дел РФ», и наконец самым интересующим насдокументом такого рода является «Кодекс чести рядового и начальствующего состававнутренних дел Российской Федерации» действующий с 1993 года. Кодекс, определяянравственные обязанности и этические нормы поведения, является основой единыхтребований к профессиональным качествам каждого сотрудника.[3]В его преамбуле обозначено: «Гражданин Российской Федерации, избравшийпрофессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственнуюобязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честьюпредставителя государственной власти соблюдать высоконравственные нормыповедения». Не ставя под сомнение, ни одно из этих положений, надо все жеответственно представлять, гражданин принимая эту ответственную обязанность,вправе ожидать что и государство выполнит свои обязанности по отношению к нему.Это главный принцип взаимоотношений человека и гражданина с государством.
Здесь и далее я неставлю своей целью ставить под сомнение наличие у абсолютного большинствасотрудников внутренних дел нравственных или моральных качеств перечисленных вКодексе, сомневаться в выполнении ими всех перечисляемых требований. Моенебольшое исследование направлено на выявление несоответствий, междуустановками провозглашаемых в Кодексе и реальной жизнью, и лишь в той мере, насколько это затрагивает каждого сотрудника внутренних дел.
«… Долг честисотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законовРоссийской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинствагражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса,политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии сКонституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципамиморали. Сотрудник органов внутренних дел не должен допускать влияния любыхполитических взглядов на свои действия …»[4].Признавая это как данность, следует признать и следующее: Наличие «двойногостандарта» в исполнении законов Российской Федерации, одни их исполняют всегда,вторые иногда, третьи когда вздумается (Тянущиеся неделями скандалы «снеплательщиками налогов», «бандой олигархов», «человеком похожего наГенерального прокурора» и т.п. лишнее тому подтверждение). Такое положениевещей всегда рождает внутренний конфликт, работники внутренних дел не исключение.
« … Помнить старинноероссийское правило: «Честь — в службе!». Честно и добросовестно выполнятьдолжностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессиональнодействовать по раскрытию преступлений, охране общественного порядка …»[5].Примечательно, что само правило вырвано из контекста … материального обеспеченияроссийских[6]блюстителей закона, достаточного идеологического обеспечения проводимыхмероприятий и государственной политики и т.д.
« … Быть требовательнымк себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допуская, чтобына них влияли какие — либо предубеждения, враждебные или дружеские чувства.Быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем кто в ней нуждается, ноникогда не принимать подношений за действия в качестве должностного лица, недопускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствоватьтаким явлениям и бороться с ними, как с подрывающим авторитет органоввнутренних дел в глазах народа …»[7].Было бы нелепо вообще рассуждать о борьбе с подношениями, так как с этим немогут справиться нигде в мире, а ряде крупнейших демократических государств этоофициально признается. Например в США все чиновники обязаны зарегистрироватьполучение подарка ценой более 50 долларов. Стало быть что менее, то твое. ВШвейцарии можно официально задекларировать энную сумму, указав официально «какнаправляемые для дачи взятки». Что касается коррупции, то если ответа на этотвопрос не могут, либо не хотят дать высшие чиновники государства (тот же «человекпохожий на генерального прокурора»), то и вовсе неясен смысл борьбы с нейсотрудников внутренних дел. Они что, где то другую коррупцию будут выискивать.Выходит что так, имеющаяся будто легализована.
«… Считать своимморальным долгом высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность,проявлять в работе инициативу …, С честью и достоинством носить форменнуюодежду, заботиться о своем внешнем виде, быть всегда подтянутым и аккуратным. Всемсвоим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения сокружающими как на службе, так и в семье и в быту»[8].С внешнего вида как известно создается первичное впечатление о человеке, а еслиэто представитель власти?! Даже современное удостоверение сотрудника внутреннихдел, сработанное по неизвестной технологии производит впечатление пропуска илиталона. Остается только завидовать кожаным черным бумажникам американскимполицейских с фирменным значком и фотокопией ?! удостоверения. Сам вид говоритза себя. Форменная одежда помимо внешнего значения, как отличия власти,подразумевает что ее иногда стирают, извините за банальность. Стиральныйпорошок продается исключительно за деньги, заработанную плату сотрудникамвнутренних дел забывают выдавать неделями, а то и месяцами. Казалось бымелочь, но таких мелочей которых оказывается не хватает, из которыхскладывается тот самый внешний вид и подтянутость, дружная семья и налаженныйбыт можно насчитать десятки. Таким образом получается как у персонажа фильма «Тотсамый Мюнхгаузен» который говорит: «Я вынужден каждый день ходить на работу, ине считаю что это подвиг, но что то героическое в этом есть»
Анализируя все вышесказанное, надо отметить никто не ставит под сомнение значение нравственности икультуры сотрудника внутренних дел, его моральные качества которыми он руководствуетсяв работе. Но надо иногда выбираться из-за всех этих нравственных, культурных иморальных хитросплетений, что бы за ними увидеть конкретного человека.
Моральный фактор вдеятельности правоохранительных органов, вообще, можно охарактеризовать «какконкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения имслужебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решениюслужебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов,служит повышению ее морального авторитета в обществе»[9].
Моральный фактороказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности органов внутренних дел:на эффективность выполнения служебных задач, сплоченность коллектива, отношениесотрудников к своей профессии, их профессиональный рост, удовлетворенностьсвоим трудом, отношение к мерам дисциплинарного воздействия. При этом здоровые моральныекачества каждого конкретного сотрудника органов внутренних дел имеютопределяющее значение в морально – психологическом климате, традицияхколлектива, коллективного мнения, формируют преобладающие мотивы поведения идеятельности личного состава, в соотношении мер морального воздействия насотрудников и т.д.
Как правило делаетсяставка на эти самые моральные качества как, уже высокие и резко осуждаютсяневысокие моральные качества. Никого не устраивают эти самые низкие качества.Однако еще более безнравственно, я считаю, например, подменять смысл «просьбыо выдачи честно заработанной платы», намеками на «несознательность, отсутствие правильныхморальных ориентиров и т.д.»
К сожалению упомянутаяпроблема задержки заработанной платы, плохое материально – техническое обеспечение,отсутствие должного комфорта служебных помещений и т.п. называется всего лишьобъективными или субъективными причинами, и рассматривается лишь в связи как спричиной могущей поколебать моральный фактор[10].И до тех пор пока сохраняется подобное положение вещей поддерживаемоеофициальной идеологией, «низкие» моральные качества не перейдут в «высокие»,несмотря ни на какую «всестороннюю поддержку» государства, и несмотря ни накакие всесторонние изучения профессиональной этики.
Литература:
1. БулденкоК.А., Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудника органоввнутренних дел, -Хабаровск, 1993
2. ВолченкоЛ.Б, Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975
3. ДубовГ.В., Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудника органоввнутренних дел // Труды Академии МВД СССР, -Москва, 1990
4. Профессиональнаяэтика, под ред. Дубова Г.В., Опалева А.В., Москва, 1998
5. КукушинВ.М., Твоя профессиональная этика, -Москва, 1994
6. ПодолякЯ.В., Офицеру об этикете, -Москва, 1991