Реферат по предмету "Юриспруденция"


Военные суды РФ

1.ВВЕДЕНИЕ.
В соответствии со ст. 1-2  Конституции РФ Россияявляется демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдениеи защита прав и свобод человека — обязанность государства.
В понятие  правовое государство включаетсяпризнание права как исторически развивающейся в общественном сознании мерысвободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах ипрактике реализации прав и свобод человека и гражданина1,демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права,которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а толькопризнаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободыкак высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека  и гражданина определяютсмысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым,превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу длячеловека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Защита прав и свобод граждан объявляетсяобязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищатьсвои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами
(ст. 45 Конституции). Таким образом, Конституция устанавливает государственнуюзащиту (ст.7, 37-48, 52, 71,72, 114) и самозащиту (ст. 31, 33,35,36, 47-54)гражданских прав.
Построение правового государства предполагаетпопытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан.Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самыеразные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчиваярассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебнаявласть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общейюрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общейюрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдетречь в этой работе.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «Осудебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общейюрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, анаравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят вединую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РоссийскойФедерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могутбыть созданы или упразднены лишь федеральным законом.
 

2.  История военных судов в России.
Военно-судебныеорганы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития.Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когдарегулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянныхвоинских формирования — стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирноевремя стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенныепреступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и смомента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутироваласьв армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечалиуже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судомполковых судей (для стрельцов — судом стрелецких сотенных голов).
Поскольку в армии всяполнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти судысостояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были судывременные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий.Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военныхсудов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время«правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшимтогда в Европе юридическим понятиям» [2]
Таким образом, зарождение военных судов былообусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно впериод военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем этопредназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходилоодновременно со становлением других государственных органов и военнойорганизации страны, под воздействием общих детерминирующих историческихфакторов.
Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годыправления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением разделениявластей созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением, выражаясьтерминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени» специальныхвоенно-судебных и военно-уголовных законов.
В указанных целях Петр I посылал за границу своихсподвижников А. Вейде (в 1696-1698 г.), позднее — А. Меншикова и Б. Шереметевас задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.
В результате в 1702 г. появилось Уложение Б.Шереметева, с которым он уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивалнеобходимое постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобныхразделению властей. Есть все исторические основания полагать, что датойвведения в действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинскогоповедения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27января 1702 г., что отмечалось еще 100 и более лет назад. [3]
У нас нет оснований сомневаться вдобросовестности исследователей истории военно-судебных учреждений XIX-XX века,связывающих время принятия указанного Уложения именно с 27 января 1702 г.Вскоре после этой даты появился указ Петра, запрещающий подчиненным именоватьсебя рабами, как это сделал в подписи при утверждении названного Уложения постарому обычаю Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ онаказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что«указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинскимправилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…» [4] Единство многих военно-юридическихфункций, осуществляемых одними и теми же лицами (аудиторами), а также попыткираспространить современное представление о военной юстиции на событиятрехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательскиенеточности.
В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовногокодекса был напечатан Краткий артикул А. Меншикова, в котором военно-судебныйаспект был представлен уже более отчетливо и полно.
В 1715-1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личномучастии Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в делестановления российской государственности и армии, а также создания новыхвоенных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержаласьспециальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет,а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своегозначения и поныне.
Согласно названному уставу, были предусмотреныколлегиальные военные суды трех видов:
— высший (генеральный) суд в составе председателя- фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двухполковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях,совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;
— низший (полковой) суд в составе председателя — полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины,совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;
— «скорорешительный суд» — для условий военноговремени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматриватьвсе дела, подсудные полковому суду.
Руководство учрежденными Петром I военными ивоенно-морскими судами первоначально осуществляли главныевоенно-административные органы — Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии,а в дальнейшем их структурные подразделения (палаты, части), которые впоследующем неоднократно переименовывались (Аудиторский Департамент,Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды, Главноевоенно-судное управление).
Судебную компетенцию этих высших военно-судебныхучреждений составляли следующие основные полномочия (об этом, например: гл. 50Воинского устава): конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правомизменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.
В 1711 году был учрежден Сенат как высшаясудебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и начинов военного ведомства. Например, по делам о казнокрадстве военнослужащих,которые следовало рассматривать с участием депутатов от Военной коллегии.
Именным Указом 1717 года о замене Военнойканцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, «получилазначение высшего военно-судебного места». Последующими указами 1719, 1721, 1724гг. повелевалось посылать в Военную коллегию (в ее особую аудиторскуюэкспедицию) приговоры военных судов «в смертных винах», которые не могли бытьконформированы командованием, а также приговоры по делам об офицерах.Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялись,хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия поделам военнослужащих. Тем не менее, эти военно-административные органыфактически занимались судебной деятельностью и их можно считать прообразомсовременной Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если возраст этой коллегииисчислять с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось 285 лет.
В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегиипринадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных имсудов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем даннуюфункцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-суднымделам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный Аудиторатдолжен был представлять собой «суд высший», учреждение независимое от Военнойколлегии и подчиненное непосредственно верховной власти.
Петровские военные суды без сколько-нибудьсерьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и«дожили» до военно-судебной реформы 1867 года. При этом некоторые «нижниевоенные суды» именно как постоянно действующие организовывались специальнымиПетровскими указами, на основании которых ныне не трудно определить реальноевремя их образования. Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнеговоенного суда в соответствии с главой 50 Воинского устава следует считать указот 15 февраля 1723 года. В Санкт-Петербурге военный суд вначале на короткоевремя был открыт также в 1723 году, однако вскоре был ликвидирован. В качествепостоянно действующего органа 18 августа 1724 года в северной столице началафункционировать постоянная военно-судная комиссия во главе с Петербургскимкомендантом бригадиром Бахметьевым, исполнявшим обязанности ее президента, т.е.председателя.
Следовательно, ныне действующим Московскому иСанкт-Петербургскому гарнизонным военным судам исполняется 280 летсоответственно 15 февраля 2003 года и 18 августа 2004 года.
В 1867 г. в контексте знаменитых Александровскихреформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапностала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включалаполковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя егоотделениями — в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военномведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать какустановления коллегиальные.
Полковые и военно-окружные суды являлись судамипервой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд былсудом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестампрокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона иза единообразным его исполнением военными судами».
Судьи полковых судов назначались командиром полкаиз числа офицеров (председатель на один год, члены — на 6 месяцев).Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьивоенно-окружных судов и Главного военного суда должны были иметь офицерскиезвания и юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначалисьприказом царя. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой системавоенных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «Осуде» № 1 от 24 ноября 1917 г. в стране были упразднены все ранее действовавшиеобщие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всехнаименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы,в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.
Создание специальных судов для вооруженных сил непредусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердопроводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки созданиявоенных судов не находили поддержки.
В то же время политическая обстановка, условиягражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособностиармии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские жесудебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивалиоперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи былиоторваны от армии, не знали специфики военной службы.
Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов всередине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайныетройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате ихпреобразования стали называться военными трибуналами. Справедливости радиследует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.
Для организации единого управления разрозненносоздававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный вноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).
В январе 1919 года РВТР издал первую инструкциюреволюционным военным трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру ипорядок деятельности. В последующий период гражданской войны их организация идеятельность регламентировались Положениями «О революционных военныхтрибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС Республики от4 февраля 1919 г., второе — декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября 1919 г., а третьебыло введено в действие приказом РВС Республики от 4 мая 1920 г.
Сам РВТР стал также и судом первой инстанции поделам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники,председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решениемРВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий ипередаваться на рассмотрение РВТР.
Таким образом, впервые в отечественной историивысший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу.24 ноября 1918 г. РВТР рассмотрел первое дело — в отношении бывшегопредседателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебногоразбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С этоговремени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотреныуголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом годубыли рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТРбыл назначен К.Х. Данишевский, который затем в начале 1921 года по решению ЦКбыл направлен на ответственную хозяйственную работу.
Переход к мирному строительству обусловилисокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военныхтрибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившееоснову дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебнойсистемы государства. Из специального репрессивного органа Революционноговоенного совета республики и революционных военных советов фронтов и армий, онифактически превратились в специализированные судебные органы, созданные дляосуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел осовершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом,урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Обобъединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названномупостановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшегонадзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебногоучреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при ВсероссийскомЦентральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его состав вошлиРеввоентрибунал Республики, Главный революционный военный железнодорожныйтрибунал и Кассационный трибунал. Одновременно упразднялись почти всереволюционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы, такназываемым, «военным» отделениям при губернских революционных трибуналах, афункции Реввоентрибунала Республики — Военной коллегии Верховного ТрибуналаВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местныхреввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции прирассмотрении определенной категории дел.
В 1922 году Военная коллегия вошла в составВерховного Суда РСФСР.
23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение оВерховном Суде Союза ССР, в соответствии с которым Военная коллегияпередавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе ВерховногоСуда СССР в апреле 1924 года.
Первым председателем Военной коллегии ВерховногоСуда СССР в феврале 1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с1904 года. Накануне и после революции 1917 года он занимался формированиемКрасной Армии, являлся активным участником гражданской войны. ВозглавляяВоенную коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал длястановления военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза ССР.
Компетенция Военной коллегии в составе ВерховногоСуда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. иНаказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегиейподлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особымпостановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного СудаСССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных кпроизводству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особыйсписок, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно постановлению ПрезидиумаЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли должностные лица отначальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи,начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейскогоуровня. Деятельность Военной коллегии в конце 20 — 30-х гг. в основном быланаправлена на борьбу с правонарушениями в армии и на флоте и укрепление основсоветского государства. С принятием Положений о военных трибуналах и военнойпрокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала кассационной и надзорнойинстанцией для всех военных трибуналов. В те годы на Военную коллегию взаконодательном порядке была возложена и роль одного из органов чрезвычайнойюстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых«врагов народа». В 1934 г. были приняты Постановления ЦИК СССР «Об образованииобщесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел опреступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР иего местными органами». Этими нормативными актами на Военную коллегиювозлагалась обязанность по рассмотрению дел об измене Родине, шпионаже,терроре, взрывах, поджогах, иных видах диверсий и подобных им.
Происходило это в сложную историческую эпоху,когда внутриполитическая обстановка, общественное мнение в стране формировалисьидеологическими установками об усилении классовой борьбы, требовавшимирешительной, жесткой борьбы с противниками социалистического строя. В ту порудеятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительныхорганов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями ивоенно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например,Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году — уголовное дело«троцкистско-зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. — дело«антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А. И.Рыкова, Г. Г. Ягоды и др.[5]
Бывший член Военной коллегии Никифоровский В. И.так характеризовал тот период: «Мы судили контрреволюционеров на основаниисовести и правосознания, во что крепко до самозабвения верили».
В 20 — 50-е годы вопросы судопроизводства вомногом определялись не только законодательно, но и постановлениями ПленумаВерховного Суда СССР, а также решениями органов исполнительной власти(Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя изполитических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять надеятельность судов и, в частности, военных трибуналов, включая Военнуюколлегию.
Сказанное не означает, что военные трибуналы вовсех случаях шли на поводу у обвинительных органов. Они не мирились снарушениями законности следственным аппаратом НКВД, принимали принципиальныерешения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительногорасследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств. Для многихтакая принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвамирепрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х. Данишевский,В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие работники. Во времяВеликой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятныхпричин существенно расширилась, что непосредственно отразилось и надеятельности Военной коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие издействующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях,объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных противобороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются нарассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военныхтрибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военныхдействий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли бытьизменены или отменены, лишь в порядке судебного надзора.
Не всем, быть может, известно, что в связи собъявлением в г. Москве осадного положения Государственный Комитет Обороныпостановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские суды (как и органыпрокуратуры) столицы были переформированы в военные трибуналы и военныепрокуратуры.
Характерная особенность работы военных трибуналовв годы войны — быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия онинаправляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями идругими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасныепреступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочкаисполнения приговора с направлением в действующую армию.
После окончания Великой Отечественной войныВоенная коллегия продолжала рассматривать дела в отношении военныхпреступников. Так в январе 1947 г. был вынесен обвинительный приговор вотношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро, Краснова и Доманова,командира «дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, а также генерала германскойармии эсэсовца фон Панвиц Гельмута.
Следуя объективности, надо отметить, что впослевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всейсудебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функциюпо борьбе с «врагами народа». В сентябре 1950 г. члены Военной коллегиирассмотрели так называемое «ленинградское дело» по обвинению вконтрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя ГоспланаСССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаряЛенинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего председателя СоветаМинистров РСФСР М.И. Родионова и других партийных и советских работников; в1953 году — дело по обвинению в террористической деятельности врачей — академиков М.С. Вовси, В.Н. Виноградова и др., которые якобы умышленноумертвили путем неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова, старалисьвывести из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и др.
В последующем судебные постановления по этимделам были отменены, а осужденные реабилитированы. Причем в процессереабилитации также активно участвовала и продолжает участвовать Военнаяколлегия.
Принципиальные изменения произошли по окончаниипериода культа личности Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесспереосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законностии исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. В декабре 1954 г.Военная коллегия рассмотрела дело по обвинению бывших министра госбезопасностиСССР Абакумова В.С., начальника следственной части по особо важным делам МГБСССР Леонова А.Г. и ряда других сотрудников МГБ СССР, признанных виновными, вчастности, в фабрикации «ленинградского дела».
С принятием в 1957 г. Положения о Верховном СудеСССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно измениласькомпетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всехсудов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбыс посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела опреступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либозанимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того,она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанциилюбое дело, подсудное военному трибуналу. о Верховном Суде СССР 1979 г. и напоследующий период закрепил полномочия Военной коллегии на рассмотрение вкачестве суда первой инстанции дел исключительной важности, подсудных военнымтрибуналам, а также дел о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские званиягенерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше иим равные. Одновременно за Военной коллегией остались функции надзора задеятельностью военных трибуналов.
В новой редакции Положения о военных трибуналах1980 г. компетенция Военной коллегии оставались в прежней формулировке, котораяи просуществовала вплоть до принятия в 1999 году Федерального конституционногозакона «О военных судах Российской Федерации».
Этот краткий исторический экскурс позволяетзаметить, что военные суды и Военная коллегия в предшествующие периоды былиорганами уголовного судопроизводства и предназначались для рассмотрения дел вотношении преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивалисьинтересы обороны и безопасности государства.
Военные трибуналы в советский периодотечественной истории рассматривались в качестве одного из правоохранительныхорганов страны. При осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу спосягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность егоВооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы»(ст. 2 Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, как звеносистемы военных трибуналов, также выполняла эти социально значимые функции.Лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общиесуды, военные трибуналы рассматривали гражданские дела. В соответствии спрежней редакцией ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналахВоенная коллегия вправе была изъять любое гражданское дело из любого военноготрибунала и принять к своему производству.
Одновременно Военная коллегия являласькассационной и надзорной инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимисянижестоящими военными трибуналами, она занималась обобщением судебной практикивоенных трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методическиерекомендации судьям, участвовала в решении кадровых вопросов.
С учетом этой специфики организовывалоськомплектование и материально-техническое обеспечение военных трибуналов иВоенной коллегии. Так, установление структуры и штатов военных трибуналовнаходилось в совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны;личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатнуючисленность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне сличным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны. Черезсоответствующие органы этого Министерства осуществлялось такжематериально-техническое снабжение военных трибуналов, их финансирование,обеспечение транспортом, средствами связи и др.
В то же время указанная специфика обеспечивалакомплектование военных трибуналов и Военной коллегии в 70-90 годахквалифицированными офицерскими кадрами, отличавшимися высокойдисциплинированностью, ответственностью и оперативностью в работе. На должностисудей Военной коллегии подбирались кандидаты только из числа лучших офицеров игенералов, которые имели большой опыт судебной работы и прошли в военныхтрибуналах все должностные ступени. Как правило, это были председатели военныхтрибуналов округов (флотов). На должности работников аппарата Военной коллегииназначались судьи военных трибуналов, имеющие опыт работы в судах второйинстанции. Судебные решения по уголовным делам, принимаемые Военной коллегией,соответствовали букве и духу закона, а качество их изложения нередко характеризовалоськак образцовое. Об оценке качественного состава работников Военной коллегии впоследние годы советского периода свидетельствуют факты их привлечения кучастию в рассмотрении наиболее сложных и значимых дел, находившихся впроизводстве Верховного Суда СССР.
В связи с упразднением структур судебной властибывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военныхтрибуналов и Военной коллегии.
В.М. Лебедев, являвшийся в то время ПредседателемВерховного Суда РСФСР, работая над проектом судебной реформы, предложилсохранить военно-судебные органы в России как составную часть судебной системынового государства.
С учетом суверенного права Российской Федерациина осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению ВерховногоСуда постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. «Овоенно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января1992 г. «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР ивоенные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России были включены всудебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегияработает в составе Верховного Суда Российской Федерации
21 апреля 1992 г. очередной Съезд народныхдепутатов России по предложению Верховного Суда РФ внес дополнения вКонституцию РСФСР (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную системуРоссийской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название «военныесуды».
С принятием 12 декабря 1993 года КонституцииРоссийской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти испособы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системывоенных судов, который привел к их коренному преобразованию.
Одними из первых шагов на этом пути сталопоявление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного СудаРФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органоввоенного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г. № 14 инормы Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим правообратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военногоуправления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.
С 1993 года военные суды стали рассматривать впорядке гражданского судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Ихколичество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г.военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г. их сталоуже 13501, а в 2001 году — 211888. Военная коллегия соответственно сталавыполнять функцию надзорной инстанции по этим делам.
23 октября 1996 г. принят Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В соответствиис его положениями в России формируется единая судебная система, в которуювходят и военные суды. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренныхназванным Федеральным конституционным законом, не допускается.
3. Федеральный конституционныйзакон «ОВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 июня 1999 года.
 
Основные положения организации работывоенных судов РФ.
29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральныйконституционный закон «О военных судах Российской Федерации». С егопринятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно — судебнойсистемы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых оторганов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления)судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейшихгосударственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другиевойска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования идеятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебнойсистеме Российской Федерации». При этом в Законе учтены новые требования,предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеютсяновеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общейюрисдикции.
Давая характеристику Закону в целом, необходимо,прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принципединства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные судыне образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, анаравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят вединую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РоссийскойФедерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могутбыть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности прирассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, такимже процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут бытьобжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный СудРФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие вспецифических армейских условиях.
Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласнокоторой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являютсяфедеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть вВооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральныхорганах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотренавоенная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по местудислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск,воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых длясвободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральнымзаконом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к еговедению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются ВерховнымСудом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаютсяот существующих, например, в США принципов организации и деятельности военныхсудов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и помногим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военномуведомству.
В нашем же новом Законе, напротив, усиленыгарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительнойвласти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, кударанее они организационно входили.
Кроме того, существенно изменен порядок материально — техническогообеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено наорганы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебныхразбирательств в военных судах.
На Вооруженные Силы осталось возложенообеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами,как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судамслужебных помещений.
Наряду с укреплением в системе военных судовобщих для всех судов принципов осуществления правосудия в новом Законе подробноосвещены специфические моменты организации и деятельности военных судов,обусловленные их работой в войсках.
Исходя из того, что военные судыработают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспеченияих мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время,боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьивоенных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе иимеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальнымотличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и33).
В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательныхтребований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, нарядус общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличиеофицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.
Но поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил, вводитсяинститут прикомандирования судей и работников аппаратов из числа военнослужащихк военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другимфедеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходитьслужбу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военныхведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц.
 
Система организации и комплектования военных судовРФ.
В новом Законе установлена система военных судов,которая состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военныхсудов. Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях,предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судовза границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по местуих дислокации.
В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонныйвоенный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей идействует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военныхгарнизонов. Таким образом, согласно Закону территориальный принцип деятельностивоенных судов не связан напрямую с военно — административным делениемРоссийской Федерации и территория, на которой действует гарнизонный суд, можетне соответствовать территории гарнизона, тогда как иные суды общей юрисдикциидействуют в пределах соответствующих единиц административно — территориальногоделения Российской Федерации.
Окружной (флотский) военный суд образуется всоставе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном(флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителяпредседателя. Впервые в окружных (флотских) военных судах Законом предусмотренообразование президиума, а также предоставлена возможность образования судебныхколлегий и составов. Президиум окружного (флотского) военного суда действует всоставе председателя, его заместителей, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судебных составов. Он рассматриваетгражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения,приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие всилу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским)военным судом во второй инстанции; вопросы организации работы и координацииработы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателясуда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяетчисленность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросыорганизации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя судаструктуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников иположение об аппарате суда. Заседания президиума окружного (флотского) военногосуда должны проводиться не реже одного раза в месяц по инициативе председателясуда. Решения на них принимаются большинством голосов.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению кокружным (флотским) военным судам является Верховный Суд Российской Федерации.Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам,приведены в ст. ст. 9-10 Закона, согласно которым Военная коллегия ВерховногоСуда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению кокружным (флотским) военным судам.
Она образуется в составе председателя, егозаместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя ВерховногоСуда РФ.
Осуществление правосудия в военных судах иВоенной коллегии призваны обеспечить аппараты военных судов и Военной коллегии,на сотрудников которых возложено организационное обеспечение процессов,обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизациязаконодательства и выполнение других функций суда. Аппарат военного суда иаппарат Военной коллегии возглавляют руководители соответствующих аппаратов.Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии контролируютсоответственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии.
Судьи военных судов обладают всеми правами,предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностьюраспространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия ониподчиняются только Конституции и федеральному закону.
Согласно ст. 13 Федерального конституционногозакона «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 6 Закона«О статусе судей в Российской Федерации» судьи военных судовназначаются на должности Президентом РФ по представлению ПредседателяВерховного Суда, основанному на заключении квалификационных коллегий этихсудов. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключениеВысшей квалификационной коллегии судей РФ.
Органы судейского сообщества создаются в военныхсудах округов (флотов) в соответствии с Законом о статусе судей и выражаютинтересы судей как носителей судебной власти. Конференции судей военных судовокругов (флотов), а в период между конференциями — избираемые ими Советы судейобсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусесудей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона (отборакандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи идр.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Ониобразуются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных исоответствующих вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФобразуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней.
 
Полномочия военныхсудов Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе «Овоенных судах Российской Федерации» несколько изменена существовавшаяранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Законазакреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которыевозбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, надействия (бездействие) и решения органов военного управления и воинскихдолжностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных своенной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод иинтересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов.Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерациинеподсудны.
Военным судам стали подсудны дела обадминистративных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами,проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений всоответствующие федеральные процессуальные законы.
Подсудность военным судам уголовных дел опреступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими,определена ч. 3 ст. 7 Закона.
В соответствии с указанной нормой подсудность дело преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие,граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военнойслужбы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военнойслужбы (то есть лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданскиелица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
Поэтому, если уголовное дело по обвинению одноголица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному судув отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах ипреступлениях рассматривается военным судом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматриватьвсе гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрениюфедеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами,дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное неустановлено международным договором Российской Федерации.
Существовавшее ранее положение о рассмотрениивоенными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общейюрисдикции, утратило силу.
В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонныйвоенный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные иуголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом кподсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он такжерассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений,приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд принимает решения обаресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав натайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что всоответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона,касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу исодержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующегофедерального уголовно — процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайнупереписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официальногоопубликования Федерального конституционного закона «О военных судахРоссийской Федерации». В связи с этим указанные материалы должнырассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это былоранее.
Гарнизонный военный суд рассматривает такжежалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя,прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установленыфедеральным уголовно — процессуальным законом.
В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский)военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные сгосударственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых можетбыть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет,пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах,установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает делапо жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановлениягарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие всилу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам нарешения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов,вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным(флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский)военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношениирешений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военногосуда, вступивших в силу.
Законом впервые предусмотрена возможностьрассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжныхзаседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным(флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжныхзаседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяетсятолько в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее времяправовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судамиуголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующихизменений в процессуальное законодательство.
 Военная коллегия рассматривает в первойинстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативныхактов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органовисполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военнаяслужба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих,граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которыхобвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, атакже дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения,которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличииходатайства обвиняемого.
Военная коллегия также рассматривает дела пожалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных(флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие всилу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения ипостановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимсяобстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших всилу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФрассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения ипостановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившиев силу.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает делапо протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегииВерховного Суда и военных судов, вступившие в силу.
 

4. Заключение.
Вступивший в силу Федеральный конституционныйзакон «О военных судах Российской Федерации» создал солидную правовуюбазу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этогоакта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимойот органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности исправедливости в одном из важнейших государственных механизмов России — ееВооруженных Силах.
Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящиеперед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законахстрогий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащихзащищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено нагосударственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах.Такими органами государственной власти являются военные суды.
Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общейюрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошегознания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов,наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьивоенных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действоватьнадлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке,иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимостьосуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачивойсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требуетсоздания судебных органов, особенности организации и комплектования которыхпозволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфическихусловиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была быневозможной.
Однако в совсем недалеком прошлом, а именно вфеврале 2003 года группа депутатов от фракции «Яблоко» ( ИгорьАртемьев, Алексей Арбатов и Сергей Иваненко) намеревалась инициировать процессотмены органов военной юстиции, с тем, чтобы все правонарушения военнослужащихрассматривались гражданскими судами.
«Военные суды и военная прокуратура, будучиформально независимы от органов военного управления и командования, на самомделе находятся в жесткой зависимости от них, поскольку обеспечение социальныхгарантий военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им воинскихзваний (а значит и их заработок), обеспечение их жильем напрямую зависит отМинистерства обороны», — говорится в пояснительной записке к проектамзаконов, которые предлагает принять «Яблоко».
По мнению парламентариев, это противоречит нормампо правам человека Совета Европы, членом которого с 1996 года является Россия.Они предлагают не ликвидировать штаты военных судов и прокуратур, а как бывлить их в соответствующие гражданские структуры. Все же должности, которыесейчас занимают офицеры, инициаторы законопроекта предлагают сделатьгражданскими.
 Как стало известно из прессы, представители Главнойвоенной прокуратуры и Военной коллегии Верховного суда высказались крайненегативно по отношению к законопроекту партии “Яблоко”.  «Действительно офицерам звание присваивает министр обороны РФ. Нотак сложилось в нашем государстве. Ни о какой зависимости от военноговедомства, тем более материальной речи здесь не идет. Депутаты накануне новыхвыборов в Государственную Думу хотят быть замеченными, вот и „пиарят“различные идеи, которые совершенно далеки от жизни», — заявилпредставитель пресс-службы ГВП, тем не менее попросивший не упоминать егофамилию.
«В 1992 году вопрос легитимности военныхсудов оценивался комиссией Совета Европы в связи с одним из дел. — рассказываетсудья Военной коллегии Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. — Комиссия сделала вывод, что военные суды законны, если судьи назначаются надолжности на определенный срок и не могут быть отстранены от должностикомандиром». «Деятельность наших военных судов, по мнению руководстваЕвропейского суда по правам человека, полностью соответствует мировой судебнойпрактике, прежде всего в плане независимости суда», — считает Хомчик.
В Военной коллегии Верховного суда пояснили, чтос принятием законов «О судебной системе Российской Федерации» и«О военных судах» все вопросы, которые сейчас пытаются ставить членыпартии ”Яблоко”, уже решены. В частности, вэтих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются судами общейюрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвьсудебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судамивходят в единую систему, возглавляемую Верховным судом РФ. Военные судысоздаются по территориальному признаку и могут быть упразднены толькофедеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми жезаконодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решениямогут быть обжалованы, также как и решения иных судов. Говорить о какой-тозависимости их от военного командования, по мнению военных юристов, тоже неприходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, ихматериально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляютсяСудебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники аппаратоввоенных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иныхвоинских формирований.
«В работе военных судов и прокуратур,конечно, есть недостатки. Тем не менее органы военной юстиции играютположительную роль в деле социальной защиты военнослужащих. И то, что к нимобращаются офицеры и солдаты, а также гражданские люди, говорит о том, что онивостребованы в российском обществе», — такое мнение высказал известныйправозащитник, президент академии духовного единства народов мира ГеоргийТрапезников. При этом он подчеркнул, что рассмотрение дел военнослужащих имеетсвои особенности, как например, наличие того или иного уровня секретности.Поэтому наличие военных судов в системе судебной власти, по мнениюТрапезникова, не какая-то обособленная специфика России. Он отметил, чтовоенные суды существуют в 35 странах мира, в том числе и в США, Англии,Испании, Израиле и др. Показательно, по словам Трапезникова, и то, что вряд лиони удовлетворили бы взыскательным требованиям Европейского суда: в абсолютномбольшинстве стран военные суды созданы в системе министерств обороны. Они имеютспециальное законодательство о судоустройстве и судопроизводстве и полностьюподчинены военным ведомствам, как в организационном плане, так и в вопросахосуществления правосудия.
В последствии оказалось, что рассматриваемая инициативапартии “Яблоко” не была рассмотрена в нижнейпалате российского парламента, а комментарии к данному законопроекту видныхправозащитников и чиновников показали его полную несостоятельность.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Нормативно-правовые акты
1.  Конституция РФ 1993 г. М., 1993.
2.  Федеральный конституционныйзакон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».// Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. –СПб.: ИД «Весь», 2002.
3.  Федеральный закон «О статусесудей в Российской Федерации».// Основные кодексы и законыРоссийской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.
4.   Федеральный конституционныйзакон от 29 июня 1999 года «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». // Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. –СПб.: ИД «Весь», 2002.
Дополнительная литература:
1.   «Отечественноезаконодательство X-XX веков» ч. 1-2, 2000 г., под ред. О.И. Чистякова,М., изд. Юристъ.
2.   Петухов Н.А. Военным судамРоссии — 300 лет. Электронный документ.//    
      www.supcourt.ru
3.   Столетие военногоминистерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное 
      управление.Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор Д.А.  
      Скалон. Составилзаслуженный профессор Александровской Военно-
      юридическойАкадемии И.А. Шендзиковский. Помощник составителя 
      Н.И.Фалеев. — СПб., 1902.
4.   Столетие Военногоминистерства. 1802-1902. Главное Военно-судное 
      Управление.- СПб.,1902.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.