Министерство образования РоссийскойФедерации
Южно-Уральскийгосударственный университетФакультет экономики и правапо курсу: Уголовное право Россиина тему: Взяточничество
Курсоваяработа
Датасдачи реферата:
Датазащиты:
Оценка:
Содержание
стр
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1Взяточничество……………………………………………………….4
§1 Получениевзятки……………………………………………………………8
§2 Дачавзятки………………………………………………………………….14
§3 Посредничество вовзяточничестве…………………………………….18
§4 Взяточничество и другиепреступления………………………………..19
Глава 2 Ответственность завзяточничество……………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Нормативные акты илитература……………………………………………32
Введение
Российское законодательство не включает термин«коррупция» в число уголовно-правовых понятий. Коррупция – этосоциально-правовое явление, под ним понимается подкупаемость и продажностьгосударственных чиновников, общественных и политических деятелей. Для коррупциихарактерны злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество.
Вусловиях экономического кризиса коррупция представляет серьезную общественнуюопасность для всей системы экономических и общественных отношений.
Спереходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизациигосударственной и общественной собственности число должностных злоупотребленийсущественно возросло.
Решающуюроль в данном процессе сыграла порочная практика распределения кредитов,трансфертов, товаров, сырья, предоставления различных видов льгот. Это же касаетсяи лицензирования различных видов деятельности, организации аукционов, конкурсови т.д. Приватизация в целом оказалась пораженной противоречивыми действиямидолжностных лиц.1
Впоследние годы отмечается значительный рост взяточничества и других должностныхпреступлений. За первое полугодие 1999 года зарегистрировано 8000 преступленийтакого рода, 3990 дел передано в суд.
ВРоссии на практике и в доктрине существует двоякое понятие коррупции. Одно –широкое (например, подобным образом понимают коррупцию органы МВД по борьбе сэкономической преступностью).
/>
1.«Круглый стол» по проблемам противостояния коррупции в России // ВестникМосковского университета. Серия 11. Право.1999. №4. с. 100
Оноохватывает как собственно подкуп в любых сферах власти и управления(государственных, муниципальных, частных и общественных), так и конкретныедолжностные преступления (хищения с использованием служебного положения и скорыстными злоупотреблениями должностными полномочиями). 2
В настоящей работе будут рассмотрены вопросыквалификации преступлений, связанных со взяткой, огтраничении их смежныхдолжностных преступлений, а также вопросы установления ответственности поновому Уголовному кодексу. Особое внимание уделено сложностям, возникающим приквалификации и установлении ответственности. При том, что в настоящее времямеханизм ответственности за должностные преступления отлажен не очень хорошо,это имеет немаловажное значение.
/>
2.Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовыепроблемы // Государство и право. 2000 № 4. с.101.
Глава 1. Взяточничество
Взяточничество– собирательный юридический термин, который охватывает собой двасамостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления –получение взятки и дачу взятки.
Взяткаявляется наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, этогоопаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти иуправления, дискредитирует и подрывает их авторитет, остро затрагивает законныеправа и интересы граждан (Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системегосударственной службы» от 4 апреля 1992г.)
Высокаястепень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резкодеформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частьюнечестных должностных лиц своих служебных полномочий и в связи с этим грубонарушает интересы государственной службы.
/>Получение взятки и дачавзятки – это два взаимосвязанных преступных деяний, они не могут совершатьсясами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно другдруга в положении необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачивзятки означает и отсутствие ее получения. При этом законодательно получениевзятки расценивается как значительно более общественно опасное деяние, котороеотносится в соответствии с положениями 1, 2, 3, 4 ст. 290 к категории особотяжких преступлений со всеми отрицательными для виновного должностного лица уголовно-правовымипоследствиями.3
3. Волженкин Б. В., Квашис В.Е. и др.Ответственность за взяточничество. Ереван, 1988. с 16.
Вданном случае охраняемым законом объектом, то есть тем на что посягает взятка,является правильная, отвечающая интересам общества функциональная работагосударственного аппарата, предприятий, организаций, учреждений, а такжеобщественных организаций. Таким образом объективной стороной злоупотреблениядолжностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в видесущественного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либоохраняемых законом интересов общества или государства.
Предметомдачи или получения взятки, а также посредничества в совершении этихпреступлений в самом широком смысле является любая выгода материальногохарактера, в том числе и имущественные права и обязанности, например,освобождение взяткополучателя от обязанности уплатить денежный долг, вернутьсобственнику ранее взятое у него имущество.
Преждевсего это предметы материального мира, имеющие меновую и потребительскую и,следовательно, товарно-денежную форму: деньги, ценные бумаги, иного имуществаили выгод имущественного характера.
Под«деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежныезнаки, находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения принуждения.Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качествесредства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью,деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны «относиться» к взятке в виде«иного имущества» при условии, если их среднерыночная стоимость не может бытьрасценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественнуюопасность содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК исключает уголовнуюответственность.
Всоответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющийс соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественныеправа, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации ГКО,векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковскиесберегательные книжки на предъявителя, акции, приватизационные ценные бумаги идругие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном имипорядке отнесены к числу таковых.
Под«иным имуществом» понимаются любые материальные ценности, обладающие меновойстоимостью в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств,выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина,металлы платиновой группы – палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любомвиде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также ихлома, природные драгоценные камни в сыром и отработанном виде, а также жемчуг,за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома такихизделий (см. Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» от 9октября 1992г.)
«Выгодыимущественного характера» в качестве предмета взятки могут выступать иразличные услуги материального характера – бесплатно отремонтировать квартиру,построить дачный домик, индивидуальный гараж, написать от именивзяткополучателя гонорарное произведение и т.д.4Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, чтоспособы получения взятки в данном виде бывают хитроумно завуалированывидимостью
/>
4.Волженкин Б. В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Ответственность за взяточничество.стр. 17.
законной сделки между взяткодателем ивзяткополучателем нотариально оформлены договором подарка (ст. 702 ГК РФ),бытового подряда (ст.730 ГК РФ), строительного подряда (ст.740 ГК РФ), займа(ст. 807 ГК РФ) и др. На практике существуют и другие способы дачи взятки –продажа дорогостоящего имущества за бесценок, фиктивное зачисление на должностьи выплаты взяткополучателю без фактического выполнения соответствующей работы.Если под видом должностного оклада должностному лицу за якобы выполненнуюработу выплачиваются государственные денежные средства, то содеянное требуетдополнительной квалификации по ч.2 ст. 160 (присвоение или растрата).
§1 Получение взятки
Получениевзятки это формальный состав преступления. Закон формулирует признаки данногосостава преступления (ст. 290 УК РФ) как получение должностным лицом лично иличерез посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выплатимущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя илипредставляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебныеполномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения можетспособствовать таким действиям (бездействию), а ровно за общее покровительствоили попустительство по службе.
Этотвид преступления признается оконченным деянием с момента принятия должностнымлицом хотя бы части взятки. В тех случаях, когда заранее обусловленная взяткане была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя(например, ввиду причинения притеснения) содеянное им должно квалифицироватьсякак покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.
Обязательнымобъективным признаком получения взятки является совершение или не совершение винтересах дающего взятку только таких действий, которые как говорит закон,«должностное лицо должно было и могло совершить с использованием служебногоположения». При отсутствии этого признака деяние не может расцениваться какполучение взятки. Что же следует понимать под служебным положением и егоиспользованием? Любой представитель власти или должностное лицо государственныхорганов, организаций, предприятий, учреждений и общественных организацийнаделяется определенными правомочиями, на него возлагается конкретныеобязанности, совокупность которых и составляет его служебную компетенцию. Крометого, должностное лицо, занимает тот или иной пост и в силу авторитета своейдолжности находится в определенных служебных взаимоотношениях с другими, неподчиненными ему должностными лицами различных звеньев аппарата, в которых онработает, и иных ведомств.5
Всилу этого под признаком получения взятки следует понимать использованиемдолжностным лицом полномочий вытекающих из его компетенции и своего влияния ивозможности воздействия на других должностных лиц. Если гражданин, являющийсядолжностным лицом в каком-либо учреждении получив вознаграждение, просит своегознакомого, с которым он ни в каких служебных отношениях не находится оказатьопределенное содействие третьему лицу, состав получения взятки отсутствует притом условии, что компетентное должностное лицо не осведомлено об этих фактах исовершает действие бескорыстно. Если же должностному лицу передается частьвознаграждения, то в таком случае выстраивается целая цепочка взяточничества.Гражданин, в интересах которого совершаются действия, будет отвечать за дачу взятки,его друг – за посредничество во взяточничестве, а должностное лицо,непосредственно использовавшего свое служебное положение, — за получениевзятки.6
Получениевзятки является корыстным преступлением, совершаемым с прямым умыслом виновныйсознает, что он получает материальное вознаграждение с нарушениемпублично-правового характера оплаты своего труда за совершение действия(бездействия) в интересах дающего с использованием служебного положения ижелает принять предмет взятки, преследуя при этом предмет нетрудовогообогащения. Однако для того, чтобы констатировать наличие вины
/>
5.Белоконь А. Взятка. Новые составы преступления Азбучник права // Домашнийадвокат. 1997. №5 с. 4.
6. Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. М., 1987 с. 26.
именнов получении взятки, понимания этого факта еще недостаточно.
Предметное содержание умысла виновного в данномпреступлении носит более сложный характер, так умысел виновного долженохватывать и сознание того факта, что и лицо, вручающее ему вознаграждение,воспринимает данный акт именно как дачу взятки. Если же такого сознания настороне гражданина, предлагающего материальные ценности должностному лицу, нет,отсутствует и субъективная сторона получения взятки, хотя не исключеносовершение другого должностного преступления, так например ответственность законкретное злоупотребление служебным положением.
Ч.4 ст. 290 УК предусматривает повышенную ответственность за получение взятки приотягчающих обстоятельствах. В качестве таковых закон называет следующиеквалифицирующие признаки:
1) получениевзятки по предварительному сговору группой лиц, или организованной группой;
2) неоднократно;
3) сопряженнаяс вымогательством взятка;
4) вкрупных размерах.
Получение взятки по предварительному сговору группойлиц имеет место тогда, когда виновные заранее, то есть до совершения данногопреступления договорились о совместном получении незаконного вознаграждения засовершение в интересах дающего взятку какого-либо конкретного действия. Если жечасть незаконного вознаграждения передана одним должностным лицом, получившимвзятку, другому должностному лицу, служебными действиями которого был частичнообеспечен желаемый результат, но предварительного сговора на этот счет междувиновными не было, то указанный квалифицирующий признак отсутствует. В такомслучае каждый из преступников будет нести самостоятельную ответственность.
«Организованныегруппы» характеризуются обязательными признаками, к которым следует отнестипредварительный сговор и устойчивость, группу могут образовывать не менее двухдолжностных лиц. При этом преступление должно признаваться оконченным с моментапринятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.7
Иные,не являющиеся должностными, лица входящие в состав группы, должны нестиответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК.
Организаторили руководитель организованной группы взяточников несет ответственность за всесовершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом. Другиеучастники организованной группы несут ответственность за преступления, вподготовке или совершении которых они участвовали.
Неоднократноеполучение взяток предполагает совершение данного преступления не менее двухраз, если при этом не истекли предусмотренные законом сроки давностипривлечения к уголовной ответственности. Одновременное получение взятки отнескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельноедействие, образует неоднократное получение взятки. Квалифицирующий признакотсутствует, если два лица дают должностному лицу отдельные части взятки засовершение в их совместном интересе одного служебного действия. Не можетрассматриваться получение взятки как неоднократное и тогда, когда принятиедолжностным лицом заранее обусловленного вознаграждения, обеспечивающеенаступление желаемого результата, осуществляется им в несколько приемов. Посуществу, здесь имеет место единое продолжение получения только одной взятки,которая слагается из ряда
/>
7.Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.32.
тождественных преступных актов, охватываемых общимумыслом виновного и направленных на достижение одного результата.
Увеличениедолжностным лицом ранее оговоренной суммы взятки и получение ее дополнительнойчасти также не образует признака неоднократности, если им совершаются действиядля достижения одного и того же результата в интересах взяткодателя.8
Вымогательствовзятки означает требования должностным лицом взятки под угрозой совершениятаких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересамвзяткодателя, либо поставят его в такие условия, при которых он вынужден датьвзятку для предотвращения ущерба его законным интересам. Такие условияискусственно создаются длительной волокитой, откладыванием решения вопроса в«долгий ящик», неоднократным ложными ссылками на отсутствие необходимых запчастейдля выполнения заказа, надуманными причинами невозможности совершения требуемыхдействий и т.д. Надо, однако, иметь в виду, что вымогательством признается лишьтребование, соединенное с угрозой причинить ущерб только законным интересамвзяткодателя.9
Вымогательствовзятки значительно повышает общественную опасность получения взятки и личностивиновного, поэтому является квалифицирующим признаком состава данногопреступления и влечет по закону более строгую уголовную ответственность.
Крупныйразмер взятки – оценочный квалифицирующий признак, который раскрывается впримечании к ст. 290 УК, согласно которому крупным размером взятки признаетсясумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественногохарактера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда. Общий
/>
8.Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.37.
9. Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.45.
размер взяток, если ониполучены в результате совершения отдельных, самостоятельных, изолированных другот друга обособленных преступных актов, не может суммироваться. Исключениесоставляет только тот случай, когда взятка, полученная отдельными частями,представляет единое преступное действие, то есть деяние, складывающееся из рядатождественных эпизодов, имеющих общую цель.
Следовательно,неоднократное получение взяток, каждая из которых образует самостоятельноепреступление, не дает основания для сложения стоимости их предметов в денежномвыражении. В данном случае размер незаконного вознаграждения долженустанавливаться применительно к каждому отдельному эпизоду получения взятки.
§2 Дача взятки
Дачавзятки – это оформленный состав преступления. Закон не раскрывает признаковсостава данного преступления.
Вместес тем по смыслу закона под дачей взятки следует понимать передачу, вручениедолжностному лицу тем или иным способом лично или через посредника материальныхценностей или предоставления услуг имущественного характера за выполнение илине выполнения в интересах дающего какого-либо действия и использование служебногоположения.
Каки получение, дача взятки может быть осуществлена лично виновным, черезпосредников либо соучастников взяточника.
Взяткаможет быть получена должностным лицом лично, из рук в руки, или черезпосредника. Причем получение предмета взятки посредником, действующим попоручению должностного лица, для последующей передачи ему не образуетоконченного состава рассматриваемого преступления, так как в данном случаезакон требует чтобы она была принята исполнителем и находилась в его обладании.При этом для состава преступления безразлично, имел ли взяткополучательреальную возможность распоряжаться полученным вознаграждением по своемуусмотрению, равно как и то, выполнил ли он или не выполнил в интересахвзяткодателя определенные действия (бездействие) с использованием служебногоположения.10
Такимобразом, решающим для уголовной ответственности за данное преступление являетсяне внешняя форма получения взятки, не способ ее передачи, а сам фактприобретения должностным лицом определенной имущественной выгоды за совершениеили не
/>
10. Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.52.
совершениеим в интересах дающего каких-либо действий с использованием своего служебногоположения.
Пообщему правилу предмет взятки или его часть получается должностным лицом досовершения заранее обусловленных действий.
Втеории уголовного права такой случай именуется взяткой-подкупом. Но составданного преступления налицо и в том случае, если материальные ценностиполучаются должностным лицом уже после совершения им законных или незаконныхдействий в интересах дающего. Такие случаи именуются в теории уголовного прававзяткой вознаграждением. В этой связи Пленум бывшего Верховного Суда СССР в п.5постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990г. разъяснил, что действия виновных должны признаваться дачей и получениемвзятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотяспециально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взяткавручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя.11
Какправило, взятка дается должностному лицу за определенное действие (бездействие)в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц. Однакодовольно часто она может быть получена и за общие благоприятствования или, какоговорено в законе за общее покровительство или попустительство по службе,которое может проявляться в отношении взяткодателя в разных вариантах. Самаятипичная из них и в прежние времена и не искоренившаяся до настоящего временипорочная практика «подношения», своеобразная дань начальнику со стороныподчиненных наиболее распространенная на предприятиях государственной торговли,коммунально-бытовой службы, в сфере сервиса.12
/>
11. Медведев А. М. Вымогательство взятки // Государство и право. 1996.№8. с. 96.
12 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.55.
Этодеяние считается оконченным с момента получения должностным лицом хотя бы частивзятки. Если предлагаемая взятка по тем или иным причинам не принятадолжностным лицом, действие взяткодателя образуют покушение на данноепреступление.
Субъективнаясторона дачи взятки предполагает вину в виде прямого умысла: лицо сознает, чтооно предлагает незаконное материальное вознаграждение должностному лицу засовершение им определенных служебных действий (бездействия) и желает вручитьвзятку. Мотивы и цели преступления влияния на ответственность виновного неоказывают. В практике случались случаи, когда суды такие действия, какподкладывание денег в портфель, папку, ящик письменного стола, в карманвисящего в кабинете пальто должностного лица без учета волеизъявленияпоследнего на их принятие, необоснованно рассматривает как оконечный составдачи взятки. Вместе с тем надо иметь в виду, что если лицо высказываетнамерение дать взятку, не встретившее согласия со должностного лица, то такиедействия вообще не являются преступлением, в данном случае имеет место лишьобнаружение умысла, которое по уголовному законодательству не наказуемо.13
Субъектомдачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет.
Квалифицирующийпризнак неоднократности дачи взятки налицо в тех случаях, когда названноепреступление совершается не менее двух раз и при этом не истек срок давностипривлечения лица к уголовной ответственности за первую дачу взятки.
Всоответствии с примечанием к ст.292 УК лицо, давшее взятку, освобождается отуголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательствовзятки или если это лицо после дачи взятки добровольно сообщило о случившимся.Наличие любого из
/>
13.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 32.
указанных обстоятельствобязывает органы следствия или суд освободить лицо от уголовнойответственности.
Добровольноесообщение – это сделанное взяткодателем по собственному желанию в любой формезаявление в милицию, суд, прокуратуру не зависимо от мотивов, но не в связи стем, что о совершенном им преступлении уже стало известно органам власти.
Добровольноезаявление о даче взятки может быть сделано лицом в любое время, даже поистечении нескольких лет. Главное состоит в том, что лицо субъективно выражаюттот факт, что о совершенном им преступлении еще не стало известно органамвласти. Заявление о даче взятки уже после того, как этот факт стал достояниеморганов следствия и об этом стало известно лицу, давшему взятку, не можетрассматриваться в качестве добровольного и, естественно, не освобождает«заявителя» от уголовной ответственности.
Освобождениевзяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки илидобровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этихлиц состава преступления.
Поэтомуони не могут признаваться потерпевшими и не в праве претендовать на возвращениеим ценностей, представленных в виде взятки.14
/>
14.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 33.
§3 Посредничество во взяточничестве
Данноепреступление предусмотрено ст. 290 УК РФ. Признаки этого деяния в законе нераскрываются. Еще Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 23 сентября1977г. разъяснил, что посредником является лицо, которое, действуя по поручениювзяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.
Посредничествово взяточничестве представляет собой менее опасное преступление из числа ужерассмотренных мною. Это объясняется тем, что посредник выполняет чистотехническую функцию и не является организатором, подстрекателем или пособникомдачи – получения взятки. Посредник реализует только чужой умысел. Иной, болеесложный характер носят действия виновного, когда он, например, подыскивает попоручению взяткодателя соответствующее должностное лицо, которое могло бы завзятку решить интересующий его вопрос.15
Переговорыс ним по этому поводу и вручение денег выходят за рамки посредничества иперерастают в более тяжкие преступления – соучастие в даче взятки.
Посредничество во взяточничестве – преступление,совершаемое с прямым умыслом: виновный сознает, что оказывает содействие даче –получению взятки и желает совершить такое действие. Конкретные мотивы и цельнезаконного обогащения для данного преступления необязательны.
/>
15 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.39.
§4 Взяточничество и другие преступления
Взяточничествосамо по себе чаще является следствием, порождает или бывает тесно связано срядом других опасных преступлений.
Взяточничествонаходится с ними в различных соотношениях: во-первых его совершение сопрягаетсяс другими деяниями, в результате чего возникает их совокупность, во-вторых,необходимо ограничить взяточничество от иных посягательств, внешне схожих с нимпо каким-либо субъективным признакам, четко отличить одно преступление отдругого.
Взяточничествонаходится в том или ином соотношении с хищением предметов, имеющих особуюценность (ст. 164 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие впредпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204УК РФ) и др.16
Ответственностьза дачу и получение взятки не исключит одновременного привлечения к уголовнойответственности за действия, хотя и не связанные со взяточничеством, нообразующие самостоятельный состав преступления: хищение государственного ииного имущества, злоупотребление служебным положением, должностной подлог,подделка документов и т.д. Причем содеянное подлежит квалификации посовокупности совершенных преступлений.
Вбылые времена взяточничество сочеталось с таким преступлением какзлоупотребление или превышение своих должностных полномочий в таких вариантахкак, например, должностное
/>
16 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.44.
лицо за денежноевознаграждение незаконно выделяет жилплощадь гражданину, или предоставляетабитуриенту до вступительных экзаменов в ВУЗ заранее написанное сочинение иливариант правильного решения задач, фигурирующих в экзаменационном билете.
Еслиза взятку должностное лицо выдает поддельный им документ – фальсифицированнуютрудовую книжку, фиктивную справку о средней заработной плате перед уходомработника на пенсию, — содеянное тоже складывается в два самостоятельныхпреступления – получения взятки и должностной подлог.
Наиболеетипичным случаем хищения государственных средств по предварительному сговоругруппой лиц является такой завуалированный вид взяточничества, как фиктивноезачисление руководителем какой-либо организации «нужного» человека наопределенную должность и ежемесячное получение им заработной платы безфактического выполнения соответствующей работы.17
Впоследние годы взяточничество во всех трех его разновидностях нередкосочетается с частнопредпринимательской деятельностью, этому способствуетразросшийся до неимоверных размеров чиновничий бюрократический аппарат. Такиепрецеденты сплошь и рядом возникают при получении беспроцентных кредитов, приполучении вне конкурса заказов на строительство и ремонт зданий, на получениилицензии на право заниматься той или иной деятельностью, на разрешение органовсанитарноэпидемологического контроля на открытие магазина или какого-либопредприятия, на незаконное получение оборудования, сырья, в предоставлении вподнаем помещений и т.д.18
Вследственной и судебной практике довольно часто встречаются затруднения вотстранении взяточника от других, связанных с ним
/>
17 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.46.
18.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 32.
преступлений.
Например,хищения собственности по подложным документам. Обращение в свою собственностьили собственность других лиц государственного и общественного имущества илииных ценностей по заведомо фиктивным документам (а это надо доказать), совершенноепо сговору между должностными лицами и гражданами, должны квалифицироваться:для должностных лиц по совокупности как хищение и должностной подлог, а дляграждан – как хищение и в соответствующих случаях как участие в должностномподлоге.
Получениевзятки иногда смешивается с мошенничеством, которое определяется законом какзавладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путемобмана или злоупотребления доверием. При этом упускается из виду, что получениевзятки в принципе не может иметь место при отсутствии дачи взятки. Если неустановлен факт передачи взятки или хотя бы попытка вручить ее, вопрос ополучении взятки сам собой автоматически отпадает.
Еслисотрудник ГАИ для видимости законности своих действий составляет подложноепостановление о наложении взыскания в виде денежного штрафа и требуетрасписаться в нем, а полученные деньги присваивает себе, то данное действие неможет быть расценено как получение взятки, так как граждане передавали емуденьги не в виде взяток, а полагали, что уплатили шраф.
Вдействиях сотрудника милиции содержаться признаки злоупотребления служебнымположением и мошенничество в отношении личной собственности граждан.19
/>
19Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.46.
Глава 2 Ответственность за взяточничество
Вновом УК РФ ответственность за получение и дачу взятки предусмотрена в ст. 290и 291.
Новаяредакция статьи 290 (получение взятки) существенно детализирует предмет взятки,объективную и субъективную сторону преступления, устанавливает ответственностьза квалифицированный и особо квалифицированный состав. Часть 1 ст. 173 УК РСФСРвообще не расшифровывала понятие «взятка», говорилось лишь об ее получении « вкаком бы то ни было виде»20.
Часть1 ст. 290 УК РФ конкретизирует понятие взятки « в виде денег, ценных бумаг,иного имущества или выгод иного характера».
Здесьже говориться о получении взятки «за действие (бездействие) в пользувзяткодателя или представляемых лиц» (прежняя редакция – «за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия»).
Принципиальноновое положение «а равно за общее покровительство или попустительство послужбе».
Отсутствие последней фразы ранее порождало трудностив судебной практике, так обстояло со следственным делом под руководством Т. Гдлянаи Н. Иванова, когда они столкнулись с разветвленной системой дачи и получениявзяток в Узбекистане, когда собирались «деньги вышестоящим руководителям отнижестоящих» и т.д. Причем в большинстве случаев дача и получении взяток небыли обусловлены выполнением или не выполнением каких-либо конкретныхдействий, а давались потому, что «так принято», «иначе не дадут работать».
/>
20.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 32.
Всевыявленные эпизоды инкриминировались обвиняемым, а суды неохотно выносилиобвинительные приговоры. И только после принятия постановления ПленумаВерховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам овзяточничестве», где было сказано: «Получение должностным лицом денежныхсредств и иных ценностей от подчиненных или подконтрольных ему лиц запокровительство или попустительство по службе, за благоприятное решениевопросов входящих в его компетенцию, должно рассматриваться как получениевзятки.
Действиявиновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когдаусловия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, ноучастники преступления сознают что взятка вручается с целью удовлетворенияинтересов взяткодателя».
Новыйже кодекс в этом вопросе предельно ясен. В ст. 290 ч 1 говориться: «Получениедолжностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг,иногда имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) впользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия(бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силудолжностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), аравно за общее покровительство или попустительство по службе – наказываетсяштрафом в размере от семисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцевдо одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до трех лет.
Получениедолжностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), (например, засокрытие факта преступления административного правонарушения) ч 2 ст.290наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до трех лет.
Несколькоизменился в новой редакции квалифицирующий признак ответственного положения,занимаемого взяткополучателем. Теперь он строго очерчен и относится к лицам,занимающим государственные должности РФ или субъекта Федерации, а равно главамместного самоуправления. Согласно ч 3 ст.290 «деяния, предусмотренные частямипервой или второй настоящей статьи, совершенное лицом, занимающимгосударственную должность Российской Федерации или государственную должностьсубъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправлениянаказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением правазанимать определенные должности на срок до трех лет.
Диспозицияч 3 ст. 290 УК РФ, таким образом, является бланкетной и отсылает нас кфедеральному закону «О государственной службе».21
Ч4 ст. 290 устанавливает особо квалифицированный состав получения взятки. В п«а» введен новый квалифицирующий признак – совершение преступленияорганизованной группой, кроме предусматривавшегося и ранее признака совершенияпреступления группой лиц по предварительному сговору. Сохранены признакинеоднократности (п «б») и вымогательства взятки (п «в»). Упразднено имевшееранее подразделение размеров взятки на крупный и особо крупный: п. «г» ч 4предусматривает теперь ответственность за
/>
21.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 33.
получениевзятки в крупном размере (свыше 300 минимальных размеров оплаты труда)
Деяния,предусмотренные ч 4 ст. 290, наказываются лишением свободы на срок от семи додвенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Передачавзятки по УК РСФСР квалифицировалась двумя составами ст. 174 (дача взятки) ист. 174' (посредничество во взяточничестве). Новый УК предусматриваетответственность лишь за дачу взятки (ст. 291), понятие же посредничества сталодовольно туманным.
Диспозицияст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или черезпосредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как должностнымлицом лично или через посредников взятки за действие (бездействие) в пользувзяткодателя или представляемых им лиц.22
Такимобразом, по смыслу закона, при некоторых обстоятельствах посредник вовзяточничестве может рассматриваться как исполнитель дачи взятки, так какдействует в интересах и по сговору с «представляемыми им лицами». А пресловутое«предполагаемые лица» в зависимости от конкретной ситуации несут ответственностькак соисполнители либо соучастники в соответствии со ст.33 УК Рф.
Согласност. 291 ч. 1 дача взятки должностному лицу лично или через посредника –наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеровоплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одногогода ло двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишениемсвободы на срок до трех лет.
/>
22.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 34.
Квалифицирующимипризнаками преступления по ч 2 ст. 291 УК РФ является дача взятки должностномулицу за совершение им заведомо незаконных действий (или бездействия), что ранеене предусматривалось, а также неоднократность. За данное преступлениепредусматривается наказание штрафом в размере от семисот до одной тысячиминимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишениемсвободы на срок до восьми лет.23
Исключениз ст. 290 и 291 прежний квалифицирующий признак – совершение преступлениялицом, ранее судившимя за взяточничество.
Болеконкретным стало примечание к ст. 291. Как и ранее, от уголовнойответственности освобождается взяткополучатель, если имело место вымогательствовзятки или если он добровольно сообщил о даче взятки.
Примечаниек ст. 174 УК РСФСР не уточняло куда именно должно быть сделано заявление. Нынев ст. 291 в примечании содержаться прямые указания на необходимость сообщениядаже не просто в правоохранительный орган, а в орган имеющий право возбудитьуголовное дело.
Новой в сфере охраняемых интересов является ст. 204УК РФ (коммерческий подкуп), объединяющая ответственность как за незаконнуюпередачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или инойорганизации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание емууслуг имущественного характера в интересах дающего, а также за незаконноеполучение этих благ.24
/>
23.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 34.
24.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 35.
Конструктивно ст. 204 соответствует аналогичнымстатьям, предусматривающим ответственность за дачу и получение взятки. Абсолютноидентичны квалифицирующие признаки ( в ч 3 ст. 204, правда, отсутствует понятиекрупного (размера). И, даже примечания об основаниях освобождения отответственности лица, совершившего подкуп, совпадает почти слово в слово спримечанием к ст. 291. Основное отличие бросающееся в глаза необоснованнонизкие сроки.
Дажепо сравнению со значительно смягчившим отношением законодателя к взяточникамсанкции ст. 204 кажутся чересчур либеральными (максимальный срок наказания совсеми квалифицирующими признаками – до пяти лет лишения свободы, а конфискацияимущества вообще не предусматривается).25
/>
25.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 36.
Заключение
Взяточничествоотносится к категории преступлений, которые довольно трудно доказать.
Разоблачениевзяточничества возможно лишь при условии, если должностное лицо инициативно, тоесть само выступает с предложением передать ему взятку (при этом не важно,будет это предложение вымогательством или просто требованием), и и если в ответна данное предложение соответствующая служба милиции организует, пусть и сиспользованием гражданина, к которому обращается коррупционер, оперативныйэксперимент, как его теперь определяет закон. В подобной ситуации в действияхмилиционера и гражданина никакого состава преступления не содержится, посколькуникто не подталкивал должностное лицо к совершению преступления.26
Должностноелицо будет отвечать как взяткополучатель. Все это относительно просто и ясно набумаге. А в действительности на практике доказать согласие должностного лица наполучение взятки, в частности, опровергнуть его показания об отсутствие такогосогласия. Крайне сложно и в большинстве случаев невозможно. А «искусственно»создание доказательств совершения преступления зачастую оказывается оценочнымпризнаком и признание таких доказательств как искусственно созданных илифактически существующих зависит подчас в большей степени от содержанияматериалов уголовного дела, а от уровня положения должностного лица и егосвязей, в том числе и с работниками правоохранительных органов.27
/>
26«Круглый стол» по проблемам противостояния коррупции в России // вестникМосковского университета. Серия 11. Прево 1999. с.108
27.А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. // Законность 1997.№6. с. 34.
Такоеположение вызывает у тех, кто ведет борьбу со взяточничеством, обоснованныеопасения не окажутся ли они при изобличении взяткополучателя вместо него самипризнаны виновными в провокации взятки под давлением не поддающихся выявлению идоказыванию закулисных действий вышестоящих и других коррумпированныхдолжностных лиц? Отсюда неуверенность относительно возможности осуществленияэффективной борьбы со взяточничеством.
Казуичностьопределения провокации взятки в диспозиции ст. 304 состоит в наличии в немпризнаков, выраженных в таких словосочетаниях, к «без его согласия» и «в целяхискусственного создания доказательств совершения преступления», которые сильноосложняют, если порой вообще не исключают применение ст. 290 УК.
Крометого, на основании ст. 575 ГК РФ (запрещение дарения) «не допускается дарение,за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пятиустановленных законом минимальных размеров оплаты труда:
…3)государственным служащим и служащим органов муниципального образования в связис их должностным положением или в связи с исполнением ими служебныхобязанностей…» 28
Посути этой нормой допускается дарение подарков стоимостью, не превышающей пятиустановленных законом минимальных размеров оплаты труда. Соответственно дача –получение такой «мелкой» взятки не признается даже граждански правонарушением итем более преступлением. Эта норма – «лазейка», если не огромная «дыра» дляухода должностных лиц от уголовной ответственности за получение взятки, ибо онимогут дать практически не опровержимые показания, что
/>
28Л. Гаухман Коррупция и коррупционное преступление М., 1998. с. 5.
их сознанием охватывалосьполучение подарка лишь на сумму, не превышающую пяти установленных закономминимальных размеров оплаты труда.
Приведенныепримеры нормы права в сочетании с вышеизложенными трудностями доказательствавзяточничества представляют собой прочную оболочку, защищающую должностных лицот уголовной ответственности за получение взятки.
Политическоезакрепление коррупции выражается также в закреплении в Конституции РФнеприкосновенности: Президента РФ (ст.91) членов Совета Федерации и депутатовГосударственной Думы (ст. 98), а также судей (ст. 122), что исключает реальнуювозможность их привлечения к уголовной ответственности за коррупционные и иныедолжностные преступления.29
Принятиезаконов, выгодных и угодных коррупционированным должностным лицам икоррумпированной бюрократии в целом может быть вызвана различными причинами:правовая безграмотность законодателя, либо его безразличие в борьбе скоррупцией, либо сознательная и целеустремленная легализация коррупции.
Независимоот причин, действующее законодательство, в котором выражается и закрепляетсяполитика государства, в том числе экономическая и уголовная, создает простордля дальнейшего развития коррупции.
Насовременном этапе коррупция в криминогенном значении – это антисоциальное,общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасностиРоссийской Федерации явление, пронизывающее ветви власти, составляющиесовокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях обогащения
/>
28Л. Гаухман Коррупция и коррупционное преступление М., 1998. с. 6.
за счет государства,коммерческих и иных организаций и граждан.
Однимиз факторов, благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированныйнеоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым представляющийдолжностным лицом возможность применять его по собственному усмотрению с цельюобогащения.
Устранитьэтот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точноопределенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали быдолжностных лиц зафиксировать решение, заложенное в самом законе.
Нормативные акты Российской Федерации
1. КонституцияРФ.
2. Комментарийк Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под ред. И. И. Веременко,Н. Г. Салищевой и др. М., 1999. 1002с.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51 – Ф3 (ред.от 12 августа 1996 года). Часть вторая – от 26 января 1996 года №14 – Ф3 (вред. от 24 октября 1997 года).
4. Комментарийк Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1999.- 896с.Литература
1. БелоконьА. Взятка: новые составы преступления: Азбучник права // Домашний адвокат.1997. №5. с. 4-5.
2. ВолженкинБ.В., Квашис В. Е. и др. Ответственность за взяточничество. Ереван, 1988. 198с.
3. «Круглыйстол» по проблемам противостояния коррупции в России // Вестник Моск. ун-та.Серия 11. Право. 1999. №4. С.96-113.
4. ЛуневВ. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовыепроблемы // Государство и право. 2000. №4. с.99-110.
5. ЛяпуновЮ. И. Ответственность за взятку. М.,1987. 63с.
6. МедведевА. М. Вымогательство взятки // Государство и право. 1996. №8. с. 96-99.
7. Намвзятка строить и жить помогает // Экономика и жизнь. 2000. №16. с.1-5.
8. АникинА. Н. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность. 1997. №6.с.32-35
9. РайсменВ. М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. Пер. с англ. М.,1988. 327с.
10.ШубинВ. Строго выполнять закон об ответственности за взяточничество // Советскаямилиция. 1984. № 11. с. 4-7.