Реферат по предмету "Психология"


Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности

--PAGE_BREAK--
Во втором параграфе «Особенности эмпатии личности в профессиональном становлении»особой темой в работах ряда авторов (Е.П. Ильин, Х. Кохут, Х. Кехеле, В.А. Лабунская, К. Роджерс,  Х. Томэ, Н.А. Щербакова и др.) обозначается значимость эмпатии для личности, овладевающей психологическими знаниями. Эмпатия определяется, по мнению авторов, как в целом особенностями личности человека, так и требованиями, предъявляемыми к личности самой профессиональной деятельностью. Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования, наиболее важным из которых: умение в отношениях с клиентом быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под этим подразуме­вается, что чувства, испытываемые психотерапевтом, до­ступны ему, его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом сооб­щить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом на эффективность деятельности психолога,   это – эмпатическое пони­мание, когда он ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое по­нимание клиенту. Такое понимание в обычной жизни встречается чрезвычайно редко и именно за ним обращается человек в поисках  психологической помощи. Так, эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности.

В третьем параграфе «Мотив и мотивация в становлении личности»исследуется понятие и специфика понимания мотивов в процессе становления личности. Проблема мотива относится к числу трудных и достаточно исследованных в психологии. Л.С. Выготский писал, что сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции.

В отечественной психологии проблема мотива, мотивации и мотивационной сферы личности исследовалась с разных позиций. Прежде всего, в общетеоретическом и методологическом плане.  Изучением мотивации как устойчивого образования личности занимались: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова,  П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин; в личностном развитии – В.Г. Асеев,       А.А. Файзулаев; в возрастном аспекте – Л.И. Божович, Р.С. Вайсман,         В.С. Мухина; в аспекте мотивации учения – Г.С. Абрамова, Л.К. Золотых, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, Р.И. Цветкова; в аспекте поведения – И.В. Имедадзе, В.С. Магун Д.Н. Узнадзе и др.

Мотив рассматривается как побудитель к действию, поступку деятельности. Но  побудителями к деятельности, наряду с потребностями, удовлетворением их как биологическим,  так и социальным способом являются  интересы, цели, эмоции, задачи, желания и, следовательно, свойства и качества личности.

А.В. Петровский в понятие «мотив» включает: 1) побуждение к действию; 2) предмет, ради которого осуществляется действие; 3) причину, лежащую в основе выбора действия и поступка личности. Он определяет, что мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

В результате ис­следования, проведенного Е.В. Змановской,самой первой и главной особенностью мотивов является то, что они различаются по степени осознанности.

С позиции психоаналитической традиции, под моти­вацией понимают совокупность побуждений, вызывающих активность лич­ности и определяющих ее направленность. З. Фрейд различал понятия:влечения, потребности, желания, и применял каждое из них в разное время в разных значениях. А. Маслоу, напро­тив, подчеркивал, что данные термины являются синонимами и выделя­ются только в целях научного анализа мотивации. А. Маслоу подчеркивает, что фрустрация базовых потребностей, особенно в раннем детстве, может приводить к их невротическому иска­жению. Образно выражаясь, человек, не получивший чего-то в детстве, может гнаться за этим всю последующую жизнь. Тревога становится веду­щей характеристикой такой личности. Результаты экспериментов Дж. Боулби, Д. Винникота и Р. Спица убе­дительно доказывают, что фрустрация нормальных потребностей младен­ца в любящей материнской заботе приводит к выраженным нарушениям психического развития и даже к смерти. Такое понимание мотивов поведения человека является во многом базовым для  нашего исследования проблемы влияния эмпатии на мотивацию личности.

В четвертом параграфе «Эмпатия и эмпатический профиль личности в профессиональном становлении»рассматривается взаимосвязь эмпатии и мотивации, с точки зрения глубинного знания о мотивах, и выдвигается понятие «эмпатический профиль личности». Так, эмпатия, выступая в качестве мотива личности, берет начало от врожденной реакции «подражания», «отражения» (как необходимого условия выживания и развития), развивается в раннем детстве в симбиотических отношениях с матерью или с другими значимыми взрослыми. Качество проявления этой реакции и принятия ее обществом (значимыми взрослыми) влияет на формирование эмпатического профиля личности. Профиль (от лат. — profile – очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено. Таким образом, под эмпатическим профилем понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми).

Исходя из понимания феномена эмпатии как фактора мотивации, являющегося основанием эмпатического профиля личности, можно понять, что существует определенная предрасположенность личности к психологической деятельности и овладению человеком профессиональными психологическими знаниями.

Теоретическое изучение эмпатического профиля личности дает возможность увидеть эмпатию как фактор мотивации в становлении личности. Для этого существует необходимость классифицировать эмпатический профиль личности на основании мотивационного источника эмпатии.

1.Внешний эмпатический профиль – это сознательное поведение человека в виде переживания сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, следуя пониманию необходимости проявления эмпатии в общении (если человек эмпатичен с другими людьми, к нему тоже хорошо относятся). В данном случае на сознательный уровень выносится явное понимание содержания эмпатии (осознание себя и других, адекватное реагирование на события и явления жизни).

2. Внутренний эмпатический профиль определяется, когда человек представляет собой относительно успешного в общении индивида, к которому часто обращаются в общении за помощью, он является хорошим слушателем и внимательным собеседником. Впрочем, это может тяготить самого индивида, но он никогда не откажется от такого общения, более того, оно ему необходимо (как раскрытие себя, самореализация, самоутверждение, которые внешне не проявляются, но бессознательно удовлетворяются).

3. Компенсаторный эмпатический профиль – это такой уровень проявления эмпатических способностей, который проявляется в сочувствии, сопереживании за счет стремления к компенсации, преодолению неполноценности или несостоятельности индивида в общении (скованности, робости, страха перед другим, заниженной самооценки, неуверенности в себе), как бессознательное стремление к достижению успешности взаимодействия личности с другими людьми.

4. Дезинтеграционный эмпатический профиль выражается в том, что проявление эмпатии в таком случае тотально: то есть, эмпатируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания). Такой индивид постоянно кому-то эмпатирует. Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время, становясь то одним, то другим, при этом, «не сохраняя» своей личности и сущности.

5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят – «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.

6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.

7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Такой человек облает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека).

В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:

1 уровень – собственно эмпатический уровень (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми).

2 уровень – эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа мотивационной составляющей эмпатического профиля как основы альтруистического, эмпатийного поведения).

3 уровень – коммуникативно-деятельностный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости и т.д.)

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней). Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность.

На основе теоретического анализа исследований, посвященных проблемам эмпатии, мотивации и влияния их на становление личности, были определены их базовые и сопутствующие характеристики, положенные в основу содержания и структуры эмпатического профиля личности: социальная эмпатия, поликоммуникативная эмпатия, эмоциональный интеллект, альтруистические мотивы, мотивационные тенденции личности, коммуникативные установки, толерантность, что требовало экспериментального исследования.

Во второй главе«Изучение взаимосвязи эмпатии и мотивации личности студентов в профессиональном становлении» представлены экспериментальная база, методы, ход исследования и анализ полученных результатов.

Для исследования нами были выбраны студенты психологических факультетов, так как предполагалось, что эмпатия во взаимосвязи с мотивами более ярко выражена у студентов-психологов, так как является профессионально значимым показателем личностной компетентности. Выборка испытуемых составила 138 человека, из них: 129 человек – студенты, обучающиеся по очной форме обучения на психологическом факультете, 1,3,5 курсы     (в целях достижения достоверности результатов группы проходили обследование по подгруппам); 9 человек – студенты, обучающиеся по заочной форме обучения на факультете психоанализа; настоящая группа характеризуется неоднородностью в части возраста испытуемых (от 26 до 55 лет), профессиональной деятельности (все испытуемые настоящей группы имеют высшее образование).

Эмпирическое исследование включало в себя комплексное проведение следующих процедур: психодиагностики, анализа данных (качественного, статистического).

Анализ результатов, полученных при использовании диагностических методик.

1. Характер распределения испытуемых в % соотношении по уровням развития изучаемых показателей. Большая часть выборки обладает низкими показателями по различным составляющим эмпатии. Высокоразвитой социальной эмпатией обладают 7%, наряду с тем, что низкие показатели отмечаются у 42% студентов. Показатели эмоционального интеллекта являются составляющими эмпатии и также представлены низкими показателями по выборке. Так, низким уровнем произвольного управления своими эмоциями обладают 79% студентов. Эмоциональная эмпатия по выборке снижена, то есть тонкое эмоциональное понимание другого слабо выражено в поведении у 40% студентов. Выявлены низкие показатели по эмпатии к родителям, пожилым людям, животным у студентов третьего курса, в отличие от других выборок, что свидетельствует, на наш взгляд, о наличии личностного кризиса, приходящегося на возраст 20 лет, связанного с развитием чувства взрослости, самостоятельности, с одной стороны, но все же еще зависимости от взрослых, родителей, преподавателей, желания принимать решения самостоятельно, но боязнь взять на себя ответственность. Это требует к себе особого внимания по поддержанию личности студентов в кризисной ситуации, психологической поддержке и помощи, и даже предупреждению, профилактике возникновения  личностного кризиса  в условиях высшего образования.

 Отмечаются средние показатели по эмпатии к героям художественных произведений (80%), но у 17% выявлены низкие показатели, которые приводят к выводу о том, что снижение уровня чтения художественных произведений молодыми людьми также приводит к снижению способности для развития эмпатии, через восприятие образа и развитие воображения.

 Диагностические данные опросника А. Меграбяна по изучению эмпатии показывают, что достаточно большое число испытуемых обладают низким (33%) и очень низким уровнем эмпатической тенденции (12% студентов). Такие показатели привлекают к себе внимание и заставляют задуматься о необходимости тщательного исследования и оказания психологической поддержки определенному контингенту студентов.

Важно, что у студентов выявлены способности видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них (высокие значение у 31%, средние значения у 35%). Вместе с тем у значимой части (33%), интуитивные эмпатические способности остаются невысокими, что выражается в неумении опираться на собственный опыт личности, хранящийся в подсознании.

Ярко выражены по всей выборке мотивационные жизнеобеспечивающие тенденции личности: у 60% высокая направленность на жизнеобеспечение, у 80% высокое стремление к собственному комфорту. Таким образом, выражается  взаимосвязь с эмпатией, когда при  высоком стремлении к собственному комфорту, высокому социальному статусу, обеспечению своих потребностей, снижены: социальная эмпатия, эмпатические способности, эмоциональный интеллект (как показано выше).

Данные исследования показывают, что в юношеском возрасте (студенты) завуалированная жестокость выражена сильнее, чем у лиц старшего возраста: врачей, воспитателей, при сравнении с данными исследования В.В. Бойко. Таким образом, неустойчивые жизненные позиции молодых людей направляют их на поиск идентичности, индивидуальности, жизненной опоры в личностной, социальной и профессиональной сферах. При этом проявляется, по данным исследования, жесткость, негативное оценивание большинства окружаю­щих, неэмпатийность (как способ психологической защиты и адаптации) для достижения собственных целей.

2. Характер изменений от первого курса к пятому в плане роста и снижения изучаемых показателей.

Показатели, обнаруживающие тенденции к росту. (Рис. 1)



Рис. 1. График повышающихся показателей (повышение показано на примере средне-высоких показателей по методикам).

1. Принятие. По мере профессионального становления студенты становятся в большей степени предрасположены к проявлению дружелюбия и поддержки, проявляемых, как необходимость, ситуативно в студенческой среде, но в высокий уровень показатели все же не перерастают. 2. Сензитивность к отвержению, способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес возрастают. Вместе с тем все же низкие показатели характерны для студентов, требуют к себе внимания, ведь именно адекватное чувство вины, способность корректировать свое поведение, исходя из объективной критики в свой адрес, являются важной стороной эмпатии и регуляторами социальных отношений, важными условиями успешной адаптации личности в обществе. 3. Эмоциональная отзывчивость, как эмоциональный канал эмпатии, от курса к курсу возрастает за счет снижения низких показателей и снижения показателей по рациональному каналу эмпатии как стихийной эмпатии. 4. Стремление к жизнеобеспечению возрастает, достигая своего пика к пятому курсу, что, вероятно, обеспечивается психологическим фоном окончания высшего учебного заведения и необходимостью профессионального трудоустройства, обеспечение чего не гарантированы человеку после окончания высшего учебного заведения ни государством, ни обществом и сопровождается тревогой за дальнейший жизненный путь.             5. Стремление к достижению высокого социального статуса возрастает, что подтверждает взаимосвязь между мотивационными составляющими личности и эмпатией. Такие показатели отражают общественную тенденцию, стремление человека к индивидуализации в большей степени, чем к социализации, то есть потребности эгоистические превосходят потребности альтруистические. Это приводит, с одной стороны, к большей свободе личности, самовыражению, самореализации, но, с другой стороны, снижает способности человека в сочувствии, сопереживании, оказании помощи другому, отражая «закрытость», «замкнутость» «Я» в самом себе. 6. Категоричность или консервативность в оценках людей повышается, когда отношение к другому представляет удобную позицию: общающийся регламентирует проявление инди­видуальности партнеров и требует от них предпочтительного для себя однообразия. Вместе с тем, в социальных взаимоотношениях доставляет неудобство, дискомфорт для партнера по общению, так как требует приспособления и вызывает нежелание взаимодействовать. 7. Уровень рефлексии повышается с приобретением жизненного опыта, заставляя человека в большей степени задумываться над своим поведением, планировать и прогнозировать возможные последствия, но все же остается достаточно низким (у студентов пятого курса низкие показатели у 72%). Такие данные требуют понимания необходимости воздействия по развитию рефлексии.

Показатели, обнаруживающие тенденции к снижению. (Рис. 2)

1. Социальная эмпатияснижается, вызывает тревогу незначительная выраженность высоких способностей (7%) социальной эмпатии. С этой целью требуется расширение активизации научно-теоретических подходов в образовательном процессе.



Рис. 2.  График понижающихся показателей (понижение показано на примере средне-низких показателей по методикам).

2.Эмоциональная осведомленность снижается, возможность лабильного оперирования своими эмоциями стабилизируется в сторону среднего уровня. Показатели служат свидетельством личностных изменений: повышающейся эмоциональной ригидности, категоричности в оценках других людей, когда непосредственный внутренний эмоциональный отклик, начинает использоваться реже во взаимоотношениях с другими людьми, чем рациональный, интеллектуальный. 3. Управление своими эмоциями, эмоциональная отходчивость, лабильность снижается, личность становится более склонна к «застреванию» и длительному анализу негативных эмоций и переживаний, слабыми способностями переключения.  4. Самомотивация снижается. Результаты свидетельствуют о снижениях способности к произвольному управлению своими эмоциями, то есть стремлением контролировать, управлять эмоциональными состояниями. Так выражается, вероятно, повышение ощущения личностной свободы к самовыражению, повышению личностного роста человека, когда личность чувствует за собой право высказывать свою точку зрения, мнение, активно пропагандирующаяся в современном обществе. 5. Эмоциональная эмпатия снижается от первого курса к пятому, то есть тонкое эмоциональное понимание другого слабо выражено в поведении.        6. Рациональный канал эмпатических способностей, как  спонтанный, бытийный интерес к другому снижается от первого курса к пятому за счет открытия шлюзов эмоционального и интуитивного отражения партнера. Прослеживается снижение идентификации в эмпатии (7), таким образом, легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность поставить себя на место другого, подражать, более доступна студентам первого курса и по мере обучения снижается, а не возрастает. Такие показатели показывают снижение легкости, гибкости личности и повышение ригидности.

Важно, что снижаются показатели негативной коммуникативной установки, такие как: непринятие индивидуальности другого (8), неумение скрывать или хотя бы сглаживать непри­ятные чувства (9), возникающие при столкновении с некомму­никабельными качествами у партнеров, желание «подогнать» партнера под себя (10), сделать его удобным, неумение прощать другому его ошибки (11), неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Результат показывает, что по мере становления личности появляется большая терпимость по отношению к другому человеку, способность терпеть рядом другого, открыто не проявляя негативных чувств, отдавая право на индивидуальность, но, наряду с этим, тенденция быть эмпатичным, гуманным, сочувствующим не возрастает, а по некоторым показателям даже снижается.

Анализ и интерпретация результатов, полученных при применении корреляционного анализа, строились на выявлении значимых связей между составляющими эмпатического профиля:

Во-первых, значимые связи обнаружены между эмпатией и эмпатико-мотивационной составляющей, включающими в себя: взаимосвязи между социальной эмпатией и социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере: альтруизм-эгоизм (r = 0.30; p

Во-вторых, зависимость обнаружена между эмпатией и коммуникативной составляющей эмпатического профиля личности, выражающаяся в связях между: социальной эмпатией  и составляющими коммуникативной установки: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них   (r = -0.25; p

Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимой зависимости между различными составляющими эмпатического профиля личности: собственно эмпатией (социальной, эмоциональной, каналами эмпатии и т.д.), эмпатико-мотивационной (направленностью, стремлениями) и коммуникативно- деятельностной (установками, толерантностью, рефлексией).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.