Реферат по предмету "Этикет, общение"


Философы учат не о том, как сами живут

С возникновения человечества люди задавались вопросом, что есть счастье, как достичь его? Наверное, не было философа, который не пытался бы дать ответ на эти вопросы, дать свой рецепт достижения счастья. Мало того, многие пытались претворить в жизнь своё учение, показать его истинность собственным примером.
Философия, несомненно, предполагает некие базисные характеристики, которые должны воплощаться в личности философа. Для истинного философа философия становится образом жизни, поэтому, несомненно, то, что для Философа не может быть иного, как самому быть воплощением своей Философии.
Существенным для него является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определённая дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Отсюда возникает отрешённость философов от мира, однако это может послужить причиной того, что философская система, предложенная им, может оказаться неприемлемой для других людей.
Но не следует забывать, что этика не является нормативной, она говорит о том, как должно быть. Наша задача – максимально приблизиться к идеалу, который она нам предлагает.

1.Иммануил Кант

Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.
Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа.
22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант.
Мальчик рос на окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда. В семье он был четвертым ребенком. Иммануил Кант не отличался особо крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру своих возможностей старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить в нем пытливость и воображение. "Никогда не забуду своей матери. Она возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь". Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет.
В 1732 г. родители отправили мальчика в латинскую гимназию Фридриха пиетитечского направления. Кант увлекался древними языками, философией, логикой, в особенности латынью, греческим и др. языками, которые хорошо изучил и в дальнейшем активно ими пользовался. Родители первоначально прочили своего одарённого сына в пасторы, но у Канта больше проявился интерес к философии и науке. Это и стало его призванием.
После окончания гимназии в 1740 г. он поступает в университет. Выбор дальнейшего пути был вполне сознателен, к тому же одобрен отцом (мать уже умерла) и друзьями. Осенью 1740 г. Кант был зачислен в Кенисбергский университет. Чтобы иметь возможность учится, он даёт частные уроки, так как после смерти матери нужда стала постоянным спутником семьи Кантов. Весной 1746 г. Иммануил Кант вынужден был покинуть университет из-за бедственного положения его семьи. 24 марта 1746 г. скончался отец, и его дети вынуждены были продолжать свой жизненный путь самостоятельно. Правда, ещё до смерти отца, когда он тяжело заболел и не мог работать, Канту оказывал некоторую денежную помощь его дядя, сапожник Рихтер. Он же оплатил и издание первого труда Канта – «мысли об истинной оценке живых сил».
На несколько лет Кант покидает Кенигсберг, живёт в богатых помещичьих усадьбах, исполняя обязанности учителя и воспитателя. За годы домашнего учительства Кант сумел скопить достаточно средств, чтобы вновь вернуться в университет теперь уже в качестве преподавателя и продолжить свою научную деятельность в его стенах. Она и в годы учительства не прекращалась. Кроме занятий науками Кант много читал, особенно любил воспоминания и труды путешественников, географов, историков разных стран и народов.
Его твёрдям правилом было «не делать ничего нецелесообразного», бесполезного. Он не принимал участия в богослужении, говорил, что в церкви не нуждается. Мораль, по мнению Канта, свободна от религиозных постулатов, её принципы не являются отражением религиозных воззрений. Видимо, и к женитьбе относился как к дополнительной нагрузке и поэтому считал, что брак не подходит к его жизненному укладу, боялся потерять независимость. Но он не был женоненавистником. Очень любил общество женщин, охотно и любезно беседовал с ними. Современники утверждают, что он «живо чувствовал прелесть женщин» и беседа с ними обогащала его мысли.
Возвратившись в университет летом 1755 г., Кант вскоре успешно защитил две диссертации и был допущен к должности приват-доцента. В этом же году он защищает ещё одну диссертацию. После этого философ надеялся получить звание ординарного профессора, ибо все необходимые знания для получения этого звания были выполнены. Однако надеждам Канта не было суждено сбыться так скоро. Он ожидал профессорской должности, а вместе с ней профессорского звания ещё почти пятнадцать лет.
В эти годы Кант не был столь угнетённым и безрадостным, каким его изображали иногда, имея в виду неудовлетворённость творческого честолюбия философа. Во время летних каникул Кант выезжал за город в имения богатых аристократов, где нередко выступал с научными сообщениями или участвовал в импровизированных диспутах. Вспоминая в старости годы, проведённые им до получения профессорского звания, Кант называл это время счастливейшим периодом своей жизни.
Друзья и близкие Канта утверждали, что в эти годы он был не раз близок к заключению брачного союза. Во всяком случае, его современники сообщают нам, что мысль о женитьбе появилась у Канта именно в его приват-доцентские годы. Но Кант «слишком долго продумывал и рассчитывал все обстоятельства будущей женитьбы».
Кант относился к числу великих мыслителей, которые по отношению к себе строго, последовательно и педантично на протяжении всей жизни придерживаясь принятых форм жизни и работы. Это был человек высокой нравственности и долга, строгих правил и размеренной жизни. Биографы Канта утверждают, что он едва не с детских лет следовал раз и навсегда заведённому распорядку дня. Вставал он ежедневно в пять утра, до семи или восьми часов, в зависимости от времени начала лекций, Кант готовился к текущим занятиям. С семи до девяти или с восьми до девяти часов утра он, как предписывало университетское расписание, читал лекции, причём и здесь был предельно пунктуален. По окончании лекций Кант два-три часа работал над очередным исследованием и ровно в час дня обедал.
“Он жил механически-размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка. Какой странный контраст между внешней жизнью этого человека и его разрушительной мыслью, сокрушающей мир».1
Близкие и друзья отмечали в Канте высокие человеческие качества. Кант ко всем людям без различия рангов и чинов относился одинаково доброжелательно, за исключением лицемеров, всякого рода выскочек и хитрецов. Но особую симпатию он проявлял к людям с доброй душой.
Современники утверждают, что Кант был скромен, но никогда не утрачивал довольства собой. Приписывал себе сильную волю, но слабую натуру. Он не рвался к борьбе и мятежу, избегал конфликтов.
Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование её с высшим нравственным законом – категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
В других формулировках категорического императива Кант подчёркивал нравственную самоценность личности, её способность к нравственному творчеству. По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую ценность, отождествляется Кантом с моральностью.
Нравственный закон существует для индивида как должествование, определяющее возможность правильного выбора, т. е. Предпочтения долга чувственным склонностям, преодоления эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
В октябре 1803 г. с Кантом случился сердечный удар. 12 февраля 1804 г. на восьмидесятом году жизни Кант скончался и 28 февраля под звон всех колоколов он был похоронен рядом с кафедральным собором на острове, названном его именем.



2. Артур Шопенгауэр

Судьба была не особенно благосклонна к мыслителю у него на родине при его жизни. А. Шопенгауэр родился в 1788 г. в семье банкира. Учился в Гёттингене и Берлине. В 1813 г. он защитил докторскую диссертацию. Изданная тиражом в 500 экземпляров, и через десять лет она осталась более чем наполовину не распроданной. В 1818 г. вышел основной труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление», из 800 экземпляров за полтора года было продано всего 100. Издатель книги сохранил для дальнейшей продажи 50 экземпляров, остальной тираж ликвидировал.
В 1820 г. состоялась габитация (т.е. защита диссертации на право быть преподавателем) Шопенгауэра в Берлинском университете, вызвавшая сопротивление присутствовавшего там Гегеля. Когда в 1825 г. он стал приват-доцентом Берлинского университета, его лекции поначалу посещали не более пяти студентов, а затем он и вовсе лишился слушателей и до 1831г. только числился на должности преподавателя. Покинув Берлин, он до конца дней жил во Франфкурте-на-Майне, ведя затворническую, одинокую жизнь. Только на пятьдесят втором году жизни, ему, наконец, повезло: его работа «О свободе человеческой воли» была удостоена первой премии на конкурсе, объявленном Норвежской королевской академией. Лишь в 1843 г. вышло второе издание его главного труда (тиражом 750 экземпляров), а в 1851 г., с большим трудом ему удалось опубликовать «Пареги и Паралипомены» - «побочные и оставшиеся» сочинения, в которых содержатся заметки и размышления, связанные с его основным трудом. Философ умер в 1860 г. в Берлине.
Шопенгауэровские устремления гуманистичны, как и вся немецкая классическая философия; его беспокоит проблема человеческого счастья, он хочет научить людей как стать счастливыми. Единственным предметом его интересов и его учения был человек – конкретный, эмпирический, реально действующий, погружённый юдоль собственного физического и духовного несовершенства, неблагоприятных внешних обстоятельств и страха перед смертным уделом.
Шопенгауэр – пессимист. Для него оптимизм является «не только нелепым, но также и истинно безнравственным образом мыслей, как горькая насмешка над несказанными страданиями человечества»2. Но всё же в его учении человеку не закрыт путь к счастью и совершенству, и этот путь лежит через моральное действие, через страдание и через сострадание к красоте, к свободе как высшей ценности, имеющей онтологический характер. Средства, предложенные Шопенгауэром для достижения счастья – это мудрость, склонность, долг, благоговение, сострадание.
Учение Шопенгауэра основано на его положении о чувственной природе человека и о воле как свойстве мира. Воля Шопенгауэра выступает, с одной стороны, как источник беспредельного эгоизма человека, а с другой – в качестве изначальной свободы: когда она «свободно сама себя отменяет»,3она является фундаментом моральной деятельности человека.
Воля к жизни скверно влияет на поведение человека. Она влечёт за собой эгоизм, который служит источником всех его поступков, коренится в индивидуальных свойствах отдельной личности. Речь идёт не только об эгоизме, который хочет чужого горя, когда «иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать сапоги»4. Эгоизм, достигший высочайшей степени, и обусловленная им борьба в человечестве выступают самым ужасным образом «в жизни великих тиранов и злодеев и в опустошительных войнах».5
Неукротимый эгоизм, влекущий человека к счастью, имеет отрицательный характер, поскольку его предпосылка состоит в нужде, недостатке и ведёт к страданию. Именно это последнее первично, неудовлетворённость неопределима, как неутомимая жажда, а наслаждение и счастье мимолётны. Чем сильнее воля, тем сильнее страдания. Сама человеческая жизнь неспособна к истинному счастью. Судьба человека – лишения, горе, мука и смерть. Уход от страдания возможен лишь через отрицание воли к жизни. Только здесь человек делает свободный выбор, здесь коренится его свобода и его скоротечное счастье. Счастье для Шопенгауэра также имеет отрицательный характер; оно не познанная необходимость, не разумный эгоизм, а спонтанное восприятие идей, отменяющих саму волю.
Выделяя три крайности человеческой жизни – могучее хотение, чистое познание (особенно в жизни гения), величайшую летаргию воли (с пустыми стремлениями и оцепеняющей скукой) – и четыре возраста жизни, подобные часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем, Шопенгауэр утверждает, что только моральное действие, взывающее к вечному правосудию, которое господствует во вселенной, независимо от человеческих учреждений, не подвержено случайностям и ошибкам: каждое существо несёт в себе ответственность за бытие и за качества этого мира.
Эта ответственность осуществляется в этике сострадания, когда причинивший другому боль в свою очередь претерпевает ту же меру боли. Перед лицом вечного правосудия мучитель и мучимый – одно. Поэтому Шопенгауэр отвергает понятие абсолютного добра как противоречивое, как постоянно временное, оставляя в качестве его признака самоуничтожение и самоотрицание воли.
Это состояние возникает из непосредственного интуитивного знания, которое нельзя отрефлектировать и даже сообщать; оно находит единственно адекватное выражение в поступках, в деяниях, в жизненном поприще человека. Этика сострадания – это познание чужого страдания, понятого непосредственно из собственного и к нему приравненного; «когда каждый при соприкосновении с любым существом способен сказать себе: Это ты!». Этика сострадания требует соблюдения моральной границы между справедливостью и несправедливостью, правом и неправдой; доброту и человеколюбие Шопенгауэр противопоставляет злу и злобе. Выражение этики сострадания Шопенгауэр видит также в чистой несвоекорыстной любви к другим. Только для того, кто творит дела любви, покров Майи становится прозрачным. И, наконец, высший предел самоотречения воли в этике сострадания выражается в аскетизме, полностью отвращающемся от воли к жизни (это обуздание пола как наиболее мощного зова к жизни; бедность; умерщвление тела; отказ от любого хотения). Шопенгауэр апеллирует к буддистским мифологии и культам, усматривая в нирване высший уровень совершенства.

3. Фридрих Ницше

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой поучал он важно сестру, то начинаешь владеть всем миром".
Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.
Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.
В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество - одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.
Он решает кончать университет в Лейпциге. Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге.
В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе нового гения - Рихарда Вагнера.
В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия, непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.
В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер.
С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать.
Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все- таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Погибший интеллект спасти было нельзя.
Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.
Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.
В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п. Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. Но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.
С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать.
Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни.
Жизнь других немецких философов протекает в эпическом спокойствии, их философия – это как бы уютно-ремесленное плетение однажды распутанной нити, они будто философствуют сидя, не напрягая свои члены, и в их мыслительном акте почти неощутимо повышенное кровяное давление, лихорадка судьбы. Никогда не вызовет Кант потрясающего образа мыслителя, схваченного вампиром мысли, образа духа, страждущего от сурового принуждения к творчеству и созиданию; и жизнь Шопенгауэра после тридцатилетнего возраста, после того, как был создан «Мир как воля и представление», рисуется как уютная жизнь отставного философа на пенсии со всеми мелкими заботами топтания на месте.
Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки". Одиннадцать лет спустя, когда Ницше не стало (1900 г.), он был знаменит.

4. Заключение


Все эти три философа учили по-разному и жили, соответственно, по-разному. И мне кажется, что они жили так, – как учили. Кант – педантично и строго, Шопенгауэр – «житейской мудрости», а Ницше – страстно, разрушая устаревшее и отжившее свой век.
Но в тоже время, жизнь великого учёного, философа, сильно отличается от жизни обыкновенных людей. Ведь философия неизбежно оставляет отпечаток на личности, приобщает его к высочайшим вершинам человеческой культуры, одухотворяет. С другой стороны, великие философы Кант, Шопенгауэр и Ницше, в силу этой своей элитарности гениев не могут быть поставлены на одну доску с обыкновенными людьми. Например, они не были женаты, а супружество, супружеская жизнь – удел большинства людей. И ещё, мне кажется, что философ, разрабатывая свою этику, во многом идеализирует людей, приписывая им гораздо более высокие помыслы и устремления, чем это есть на самом деле, тем самым заранее обрекая на провал возможность того, что все люди будут придерживаться, следовать его этической программе. В этом отношении я считаю, что концепция «разумного эгоизма» является наиболее реалистичной. Но разве можно сравнивать её с возвышенным пафосом этики Канта, самоотрицанием Шопенгауэра или переоценкой всех ценностей Ницше.
Отвлекаясь от темы этой работы, мне хочется сделать вывод: есть этика и мораль для «хозяев» (только в очень широком смысле, а не в терминологии Ницше) и есть этика и мораль для других людей, мораль последних есть гораздо более низкий уровень духовности.
Философ, погружённый в философию, а не занимающийся ей как неким «хобби», всегда будет жить в полном соответствии с тем, как он учит жить других людей.
Однако, однозначно нельзя ответить на поставленный вопрос. Здесь мы выходим на проблему существенного отличия человека науки от большинства людей, их образа жизни. К тому же, я считаю, не хватало автобиографического материала рассмотренных философов, в частности, о Шопенгауэре. И, несомненно, что этот вопрос требует обсуждения, например, на семинарском занятии.


5. Список литературы

1. Библер В. С. «Кант – Галилей – Кант».1991
2. Гришинин Д. М. «И. Кант – учёный, философ, гуманист». 1984
3. «Артур Шопенгауэр как философ и моралист». 1991
4. «О свободе человеческой воли». 1991
5. Галеви Д. «Жизнь Ф. Ницше». 1991
6. Цвейг С. «Борьба с демоном: Гельдерин, Клейст, Ницше». 1992
7. Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление».
8. Шопенгауэр А. «Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости».
9. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра».1990
10.Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали».1992
11. Зеленкова И. Л. «Основы этики».1998
12. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. «Краткая история этики». 1987
13. Гусейнов А. А. «Введение в этику». 1985
14. Шрейдер Ю. А. «Этика: введение в предмет». 1998
1 Гейне Г. «К истории религии и философии в Германии».
2 Шопенгауэр А., «Мир как воля и представление» стр. 339-340
3 «Мир как воля и представление» стр. 296
4 Шопенгауэр А., «Две основные проблемы этики» стр. 184
5 «Мир как воля и представление» стр. 346


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ нпо/спо нового поколения»
Реферат Программа летнего лагеря
Реферат Операция Йехошуа
Реферат The Drug War Essay Research Paper Everyday
Реферат Аджита Кесакамбала
Реферат Team Work Essay Research Paper Working Successfully
Реферат Местное самоуправление в Российской Федерации на примере города Оренбурга
Реферат Тема семьи в романе Толстого "Война и мир"
Реферат Компетентностный подход к обучению младших школьников умению решать проблемы во взаимоотношениях
Реферат Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ
Реферат Расчет показателей эффективности производственной деятельности
Реферат Clemencia Novela En Espanol Essay Research
Реферат Mononucleosis Essay Research Paper Mononucleosis
Реферат Закупочная логистика 4
Реферат Основні етапи процесу державної реєстрації підприємства