Реферат по предмету "Этика"


Профессиональная этика и этикет

Федеральное агентствопо образованию
Ульяновскийгосударственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Профессиональнаяэтика и этикет»
Выполнил: Студент гр. СвУз-2С
Савиков М.А.
Ульяновск 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Гдезарождался этикет. 5
2. Понятиеоб этикете. 5
3. Хорошиеманеры… 8
4. Вежливость. 9
5. Тактичностьи чуткость. 10
6. Скромность. 12
7. Происхождениепрофессиональной этики. 14
8. Профессионализм,как нравственная черта личности. 15
9. Культурныйоблик руководителя. 18
10. Беседыс посетителями и подчинёнными. 19
11. Этикаприёма посетителей и подчинённых. 20
12. Общениебез слов. 22
Заключение. 24
Списокиспользованной литературы… 26

Введение
Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Корниинтереса к нравственности уходят в историю. Об этом говорят, к примеру, трактатдревнеримского врача «Гигиена страстей, или нравственная гигиена»; исследованияэкономиста А.Смита по теории нравственных чувств, изложение основнравственности, написанные русским физиологом И.И. Мечниковым «Этюды о природечеловека». «Решение задачи человеческой жизни должно неизбежно повести к болееточному определению основ нравственности. Последняя должна иметь ненепосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования.Для того, чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогатьдруг другу, чем они делают это теперь». [1] – писал Мечников. Сутьнравственности, как реального общественного явления, существование которогосопряжено с первым усилием людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, азатем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненнонеобходимым условием выживания людей, упорядочение их общественного образа жизни.Такая альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственныйчеловек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философСпенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала длячеловека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса,считает, что нравственно то, что биологически полезно, а поэтому нравственныенормативы должны быть основаны на биологических законах, на законахчеловеческого самосохранения.
Нравственность – общественное явление.
Состоит из двух уровней: отношение и сознания. Эффективноеруководство немыслимо без знания руководителем такой общественной науки, какэтика. И. Кант говорил, что этика является трамплином, который позволяет людямподняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть вдругих личностях тоже личность. Философ-материалист П.Гольбах резюмировал, чтоэтика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях,вытекающих из этих отношений.
Этика – древняя наука. Возникла как составная частьфилософии в период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёлодин из её основателей древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этикапомогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться[2].
Объект изучения этики: нравственные явления в самыхразнообразных формах их существования. Различают теоретическую этику инормативную этику. Первая занимается изучением вопросов происхождения исущности морали, выяснением её места в системе общественных отношений,обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Вторая: своим предметомимеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человекисходя из принципов и норм морали. Оба направления представляют собой отрасльнаучного знания, предметом которой является учение о морали, о законах еёразвития, экономических, социальных и психологических механизмах еёфункционирования.

1. Где зарождался этикет
Англию и Францию называют обыкновенно: «классическимистранами этикета». Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя.Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетиигосподствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европыможно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.
Облагораживание нравов итальянского общества начинаетсяуже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени иэтот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравниватьИталию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокаястепень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это жевремя, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до серединыXVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримаявойна Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право,разрешение всех споров силой. Франция была порабощена и опустошена англичанами,французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважалинауки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальныепорядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Этастрана и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
2. Понятие об этикете
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительногопо времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюденияэтих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибонельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенныхограничений.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеруповедения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всехнародов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являютсявсеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-тоданного общества, но и представителями самых различных социально — политическихсистем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки идополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ееисторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которыхявляются:
-придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формыобхождения, установленные при дворах монархов;
-дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и другихофициальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;
-воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норми манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданский этикет – совокупность правил, традиций иусловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданскогоэтикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, чтособлюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, посколькуотступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижустраны или ее официальным представителям и привести к осложнениям вовзаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, ростаобразований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньшесчиталось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требованияэтикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может бытьуместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являютсяусловными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведениилюдей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен нетолько знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимостьопределенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннююкультуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Умение правильно вести себя в обществе имеет оченьбольшое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижениювзаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человекведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальныхцеремониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность,обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзяделать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушитобщественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбитего достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения:один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы,предупредительны, а дома, с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Этоговорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту,на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного родаофициальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет – очень большая и важная частьобщечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжениимногих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве,бытовой целесообразности — в области культуры материальной.
3. Хорошие манеры
Одним из основных принципов современной жизни являетсяподдержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдениивежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми такдорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиватьсяс грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесьв том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения,обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация,характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются скромность исдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно итактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычкигромко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении,неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательностик окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивомнавязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать своераздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, вбестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека ирегулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительноеотношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественномуположению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительноеотношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правилаведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществесовпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципыгуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатностьне должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданномувосхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вывпервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случаевас сочтут невеждой.
4. Вежливость
Всем известны выражения: «холодная вежливость»,«ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которыхэпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не толькоубивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.
Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленькихжертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в теили иные жизненные отношения.
К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса:«Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявленийискренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, скоторыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, вобщественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в бытувежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людямвообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения – там, гдепоступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявлениевытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов вежливости считают умениезапоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людейне запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобысосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти.Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд либольше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобызапомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми емуприходилось соприкасаться… Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самыхдоходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — этозапомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
5. Тактичность и чуткость
Содержание этих двух благородных человеческих качеств,внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желаниеи умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радостьили наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебныхотношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов ипоступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста,пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствиепосторонних.
Уважение к другим — обязательное условие тактичности дажемежду хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией,когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей«чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причинойтого, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаютсяаудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила емустолько уважения к людям, что ему хватает его только на себя».Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение,чванство, высокомерие.
Культура поведения в равной степени обязательна и состороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего вчестном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а такжев уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же — поотношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесьчаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают также способностьбыстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступкии в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущеннуюошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его вомнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту- скромность.
 

6. Скромность
«Человек, который говорит только о себе, только осебе и думает – утверждает Д. Карнеги. – А человек, который думает только осебе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».
Скромный человек никогда не стремится показать себялучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, своикачества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни сробостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень частоскромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах,но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку,что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чемсловами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его темсамым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту,его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовету него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение».Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однаждыпризнался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не могбы желать ничего лучшего. «Если это был максимум того, на что могнадеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать онас с вами?» — спрашивает Д. Карнеги и заключает: «Если вы можете бытьуверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вамговорить другим, что они не правы». И действительно, кто-то третий, наблюдающийза разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным,тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоихспорщиков.
Никогда не следует начинать с заявления «Я вамдокажу то-то и то-то». Это равносильно тому, считают психологи, чтобысказать: «Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить васизменить свое мнение». Это вызов. Это порождает у вашего собеседникавнутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно,чтобы никто этого и не почувствовал.
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людейнадо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, какзабытые». Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника,хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах — вот решениеэтого противоречия между требованиями «хорошего тона» при дискуссияхи твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление купрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это — одноиз знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро менятьсясоциально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, оченьмного из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, можетсейчас показаться абсурдным.
Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданскогоэтикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу.Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, аглавное благожелательность по отношению к людям, — вот качества, которыебезотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомыс какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует наЗемле великое множество.

7. Происхождение профессиональнойэтики
Выяснить происхождение профессиональной этики — этопроследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда ивозникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель,затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного трудас моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этихпроблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексовотносится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становлениясредневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие вцеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии,характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значениедля всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этическиекодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов,исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во временипредшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневныйопыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или инойпрофессии приводили к осознанию и оформлению определенных требованийпрофессиональной этики.
Профессиональная этика, возникнув как проявлениеповседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщеннойпрактике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщениясодержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретическихвыводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания ктеоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль встановлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бываетсвязано с борьбой мнений.
Взаимосвязь профессиональной этики и общественногосознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этикиимеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основныхэтических норм, выработанных представителями той или иной профессии напротяжении столетий.
 
8. Профессионализм, как нравственная черта личности
Профессиональная этика — это совокупность моральных норм,которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственныеотношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество можетнормально функционировать и развиваться только в результате непрерывногопроцесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексыповедения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений междулюдьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста вотдельности;
— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечиваютнаилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, ите специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
— особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристикамиморального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностнойхарактеристике индивида, но на различных этапах исторического развития ихсодержание и оценка существенно различались. В классовом обществе ониопределялись социальным неравенством видов труда, противоположностьюумственного и физического труда, наличием привилегированных инепривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере трудасвидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианскаябиблейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой естьпоучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя — дляосла; хлеб, наказание и дело — для раба. Занимай раба работою и будешь иметьпокой; ослабь руки ему — и он будет искать свободы». В Древней Грециифизический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А вфеодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородныйгрех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда.
При капитализме отчуждение рабочих от средств производстваи результатов труда порождало два типа нравственности:
хищнически — грабительскую капиталистическую
коллективистски — свободительскую рабочего класса,
распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс:"… каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессевыполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формированиепрофессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенныеморальные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видампрофессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, кучастникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникаютв области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных группдруг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенствав степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторымвидам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс трудатребует согласованности действий всех его участников.
Уделяется особое внимание моральным качествам работниковтой сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идетне только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнениисвоих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления,здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, болеечем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещаетсяв рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и кним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектамидеятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущихэлементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированыв трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Такимобразом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве собщепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождаетсяразрушением общих моральных установок, и наоборот.
Безответственное отношение работника к профессиональнымобязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу,может привести, в конечном счете и к деградации самой личности.
В данный момент в России выявляется необходимостьвыработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологиютрудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет преждевсего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинстворабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивиданачинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровняпрофессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальностьвопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинныйпрофессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность,требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своеготруда.
 
9. Культурный облик руководителя
Ныне к руководителю – особенно большие требования. Норуководителями не рождаются. Их выдвигает и воспитывает жизнь. Их избираеттрудовой коллектив. Или, в основном, назначают «сверху». У нас пока неперевёлся авторитарный стиль в демократический. Хотя мы желаемое выдаём за действительное.Ибо факты жизни, как в зеркале, отражают нашу кривизну мыслей, «фантазию». Такчто, до демократии нам ещё далеко. Но, тем не менее, нельзя отменить высокуютребовательность к командирам производства, от рядового командира или служащегодо руководителя бригады, колхозом, научной группой или министром, академиком,которые работают в окружении людей, для общения с которыми требуется ихвнутренняя культура и её проявление – этикет.
Чтобы понять человека, мало деловитости, логики иликонкретного совета. Нужны сердечность, искренность, доброжелательность. Когдаих нет – холодно людям возле того человека. Искусству руководства способствуюттакже вежливость, корректность в обращении, обязательность и пунктуальность.
 
10. Беседы с посетителями и подчинёнными
Все вышеперечисленное касается и приёма посетителей, иответа на письма, и обещания помочь.
Важную роль играет и культура речи. Недопустимыфамильярность, «тыкание», сквернословие. Такое обращение вызывает стойкуюличную антипатию и обиду на того или иного «представителя власти».
То же самое касается и трудовой сферы. На производстве,где человек проводит большую часть жизни, большое значение для людей имеетуровень культуры руководителей, призванных организовать, сплотить и направить внужное русло работу коллектива. Приятно и интересно работать под руководствомчеловека доброжелательного, уважающего своих подчинённых, проявляющего культуруи такт в общении с ними.
В коллективе, возглавляемом таким руководителем,создаётся атмосфера благоприятствующая раскрытию творческих возможностейкаждого сотрудника, благотворно сказывающаяся на их производительности труда издоровье.
И, наоборот, своим поведение, основанным на неуважении клюдям, иной руководитель способствует созданию на предприятии или в учреждениитяжёлой, напряжённой обстановки, ведущей к срыву заданий и хроническому эмоциональномуперенапряжению сотрудников. Это со временем отрицательно влияет на их здоровьеи снижает производительность труда. Гуманность, корректность, такт в общении слюдьми, тем более с людьми подчинёнными по службе (конечно, в сочетании с необходимойтребовательностью), должны быть неотъемлемыми качествами того, кому довереноруководить другими людьми.

11. Этика приёма посетителей и подчинённых
Какова же должна быть культура общения руководителя сподчинёнными?
Если театр начинается с вешалки, то можно сказать, чтолюбое учреждение для их посетителей начинается с проходной, с приёмной. Иоттого, насколько хорошо функционируют эти заведения производственного аппарата,новые люди судят о культуре работы, культуре руководителя предприятия.
Везде ли есть указатели помещений, таблички с указанием времениприёма? Конечно жизнь не стоит на месте, и может случиться так, что человек вынужденотсутствовать в выделенное для приёма время. Тогда это должно быть чёткообъяснено ожидающим людям, и после извинения нужно назвать новое время встречи.
Секретарь обязан заранее оповестить назначенных на приём людей,сообщив им другое время или переадресовав их к компетентным людям. Нередко большинствовопросов может решить заместитель руководителя учреждения.
Некоторые руководители приспособились приниматьнескольких посетителей, рассчитывая, что тогда люди не будут тянуть время, видяоколо себя других ожидающих. Это замаскированное неуважение к нуждам людей,которые не всегда могут в присутствии посторонних полностью изложить своё дело,особенно, если оно личного свойства (беда, семейные отношения и т.д.). Тогда и присутствующимнеудобно быть свидетелями интимного разговора. Нередко приём посетителейпрерывается для решения неотложных дел, телефонных разговоров.
Это также создаёт неудобства и мешает сосредоточеннойбеседе, проникновению в суть дела. Конечно, как и любого человека, у руководителяможет быть испорченное настроение, плохое самочувствие. Хороший руководитель сделаеттак, что это не отразится на делах, на людях, не покажет дурного характера.
Вежливость в обращении с подчинёнными играет роль своего родаархимедова рычага. Она может многократно умножить энергию коллектива. ЖурналистМихаил Кольцов восхищался высоким уровнем командования на «Челюскине»:руководить экспедицией во время таких событий, которые она переживала, ни разуне повысив голоса, ни разу не издав приказа за номером, — это было торжествомавторитета главы коллектива, проявление продуманной системы управления,пригодной для различных обстоятельств. Большим авторитетом пользуется тотначальник, который старается создать в коллективе такую обстановку, когдакаждый работник чувствует себя непосредственным помощником «шефа».
Это совсем не означает, что отношения между сотрудникамимогут быть запанибратскими, однако и начальнический строгий окрик далеко нелучшее средство общения с подчинёнными.
Характеристика хорошего начальника:
хороший начальник помнит, как зовут его подчинённых поимени и отчеству;
всегда здоровается со всеми;
не срывает гнев на других, если виноват сам;
не повышает голоса при разговоре;
не напоминает подчинённому многократно о сделанных имошибках;
признаёт свои ошибки;
он умеет оценить хорошую шутку;
посмеяться вместе со всеми, однако, не над слабостями подчинённого;
доверяет своим сотрудникам;
дорожит их временем;
не отвлекает от основных занятий непрерывными пустяковымипоручениями;
руководитель по мере возможности откликается на просьбыличного характера;
не стараясь потом выставить своё участие, как неоценимуюуслугу;
обращаясь к подчинённому с деловым поручением, делает этов вежливой форме;
достаточно терпим к отдельным недостаткам своих подчинённых;
принимает их во внимание в повседневной работе.
Хотя воспитанные люди кланяются друг другу одновременно, входяв отдел, он здоровается первым. Сотрудники отвечают, но не встают. В своём кабинетеруководитель может не вставать, если входит сотрудница. Если предстоит большойразговор, предлагает сесть.
Руководителю нестоит:
при беседе с сотрудником (посетителем) руководителюнестоит просматривать бумаги, не относящиеся к делу;
долго говорить по телефону (что делают многиеруководители, особенно школ);
проявлять различные признаки нетерпения, например, «барабанить»пальцами по столу.
Тем не менее, беседа затягивается, руководитель может сигнализироватьеё окончание, поднявшись со стула.
 
12. Общение без слов
К.С.Станиславский утверждал: «Люди общаются с помощьюорганов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами,мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие».[3]
Порой происходит казус: мы говорим правильные слова, нонам не доверяют. Это происходит тогда, когда наша мимика, пластика, поза,которую мы принимаем в момент общения не соответствует тому, о чём мы говорим.
 

Заключение
В настоящее время возрастает значение профессиональнойэтики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлениемпостоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимсяобщественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлятьабсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь ивновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданныйпредшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие техническихаспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации обществанеобходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и вспособности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: вумении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочьдругому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками илируганью, дурными идеями.
Интеллигентность — это терпимое отношение к миру и клюдям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобычеловек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметьне мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, чтовыражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, ксвоему прошлому.
Становление человека как личности реализуется в процессеего активной общественно-полезной деятельности. Она не только выступает в ролифундаментального условия совершенствования его природных данных, но и способствуетего утверждению среди людей. Об этом писал французский философ К. Гельвеций: «Обществопризнаёт и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле…».
Главной сферой проявления человеком своих деловых и личностныхкачеств является трудовой коллектив. В трудовой морали выделяется профессиональнаяэтика. Она определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретноговида трудовой деятельности.
Обязательным условием выполнения профессионального долгаруководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам,служебным ожиданиям – притязаниям, профессиональному мнению подчинённых.
Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценкаличного вклада каждого работника, каждого трудового коллектива в общее дело развитияпроизводственной экономики.
Проявлением профессиональной порядочности руководителя, показателемоправдания доверия людей является единство слова и дела. Руководитель постояннонаходится перед моральным выбором, в результате которого его нравственноереноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.Совершенствование производственного управления невозможно без овладениямеханизмами нравственной регуляции. В производственном коллективе существуетсложная система механизмов регулирования поведения людей. Принимаютсядеятельные меры по улучшению правовых механизмов регулирования поступков людейв производственных условиях. Но данные механизмы регулирования поведениясрабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие нравственныекачества людей, как совесть, профессиональная честь и долг, нравственнаяответственность за свои поступки и дела других. В этой связи актуальнойпроблемой управленческой этики является обеспечение возвышенности моральныхцелей и мотивов у членов трудового коллектива.

Список использованной литературы
1.        Аверьянов Л.А. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
2.        Бадин С.М. Этика взаимоотношений. М., 1972.
3.        Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996
4.        Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991
5.        Зигерт В., Лонг Л. Руководитель без конфликтов. Пер. с нем. М., 1990.
6.        Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.
7.        Комаров В.Д. Служебная этика. М., 1968.
8.        Крашенникова Е.А. Шаг навстречу. М., 1988.
9.        Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения впредпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996.
10.     «Основы этических знаний» под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд.«Лань», 1998г.
11.     Туренко Б.П. Искусство быть руководителем. М, 1989.
12.     Честара Дж. Деловой этикет. – М., 1997
13.     Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1998.
14.     Шмидт Г. Искусство общения. Пер. с нем. М., 1992.
15.     Юнита 1. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вовче Лико - Вовчі ягоди звичайнi вовча жила вовчатник вовчинець вовчник дубочок лупiрник
Реферат 1. Технико-эксплутационные характеристики судов (весовые, объемные, линейные)
Реферат «Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании и образовательной области технологии»
Реферат StrengthTraining Exercises Essay Research Paper The Harvard
Реферат Значение примирения в стадии подготовки дела к судебному разбирательству
Реферат Система и виды наказаний 4
Реферат «Медицинский радиологический научный центр»
Реферат Налоговый кодекс об индивидуальном подоходном налоге
Реферат Допрос во дворце Ирода Великого анализ эпизода из главы 2 ,части 1 по роману Булгакова Мастер и
Реферат «Системный кризис природопользования и пути достижения экологической безопасности планеты Земля»
Реферат Технология получения полисахарида хитозана из хитина выделяемого из панцирей ракообразных
Реферат Разработка Windows–интерфейса доступа к удаленным источникам данных в среде Visual Studio C++/C# на примере БД "Продажа продукции "AVON"
Реферат Влияние личности Г. И. Остермана на внутреннее российское законодательство 1730-1740-х гг
Реферат Планеты земной группы
Реферат Информатика. Тестовые задания. Кузнецов Chapter6