Политическая этика
Политическая этика рассматривает вопрос о приемлемости дляобщества сочетания морали и политики, о том какая политика обладает качествомморальности.
Политическая этика – учение о предпоследних целях и ценностяхполитики, а также о политических добродетелях.
Цели политики – мир, свобода, справедливость. Это значит, чтополитика партий, объединений и государств должна быть направлена на достижениеэтих целей. Реализация этих целей происходит путем создания соответствующегоинституционального порядка и осуществления действий, соблюдающих этот порядок.Даже в хорошо организованном демократическом, правовом социальном государственет возможности непосредственно проводить мир, свободу и справедливость, но унего могут быть институты для мирного урегулирования конфликтов. Всеполитически действующие лица обязаны, а в определенных границах дажевынуждаются уважать деятельность этих институтов.
Политическая этика на Западе имеет долгую историю. Отцом этики,как известно, был Аристотель. Этика Стагирита – это наука управления. ЭтикаАристотеля являлась частью политики как преимущественно практическойдеятельности.
У древних греков практика отличается от теории и означает образжизни людей как индивидуальных и социальных созданий, преимущественноорганизацию существования в доме и в полисе. Именно к этой сфере относятсянравственные добродетели Платона и Аристотеля (справедливость, мужество, мудрость,умеренность). – Этика Стагирита – это теория нравственных добродетелей. Она нужна только дляпрактики. Философия – учение о первых началах, этика – учение о последних целяхбытия. Этические добродетели – это инструменты для достижения базовых целей(ценностей). Этический вопрос – что я должен делать как нравственное существо –встает при условии допущения моей способности к свободе и ответственности.Поэтому этика составляет часть практической философии, а политическая этика – частьсоциальной этики.
Практика не может руководствоваться только теоретическим знанием,основанным на созерцании. Она имеет свою форму истины. Практическая истина – этото, что соразмерно и полезно людям в устройстве их жизни. Она обладаеткоммуникативной структурой, означающей, что ее следует искать в разумномсосуществовании людей. Достижение взаимопонимания в вопросах политическойпрактики имеет свои трудности, связанные с необходимостью преодолеватьконкурентное и конфликтное измерения человеческого существования.
Политика имеет важное значение в такой системе, как общество вцелом, ее цель – гарантировать сосуществование множества групп, интересов иубеждений.
В литературе по политической этике принято различать следующиепонятия: политику в широком смысле слова, составляющем значение слова politics – политическое действие,политический процесс, определенный интересами и конфликтами, властью иусилиями, направленными на достижение компромисса и осуществление; политику вузком смысле – polity и policy.
Polity: политический порядок, конституция, основные нормы, институты иурегулирование процедур.
Policy: политические цели, сфера задач и программы, представленияорганизации о своей миссии.
Политика как действие имеет свой источник в polity и policy. Политический порядок,правила и институты исторически исходят из политических действий, однако онистановятся длительными и прочными, а также передаваемыми из поколения впоколение. Все три измерения политики подлежат вопрос у о том, что должно бытьсделано и за что несется ответственность. Политическая этика – это этикаполитических целей (policy), политических порядков и институтов (polity) и политических действий(politics).
Политический порядок – это высшая цель (высшее всеобщее благо)политики. Речь идет об обеспечении внешнего порядка совместной жизни людей, оправе и мире как условиях достойной человеческой жизни. Ради этих целейприходится мириться со многим.
Политика большей частью является упорядоченным урегулированиемконфликтов. Избежать их невозможно – в обществе всегда есть почва дляконфликтов. Задача политиков – предпринимать меры предосторожности противсилового решения конфликтов и разрабатывать правила для мирного обращения людейдруг с другом в условиях конфликта.
Политический порядок предполагает возможность участвовать врешении конфликта всех заинтересованных сторон. Политический порядок касаетсяпрежде всего проблемы равномерного распределения власти в обществе. Это темболее сложная проблема в отношениях между государствами, поскольку длягосударств нет вышестоящей инстанции, которой они могли бы подчиниться.
Политический порядок является отражением того, что думают политикио конфликтах: должны ли они быть подавлены, свободно решаемы или полностьюисключены, и чего следует при этом ожидать или требовать от людей.
Поскольку конфликты неизбежны, задача политики – найти этическийкомпромисс, т. е. такой, какой не вызывал бы моральных возражений.
В римском праве этим словом обозначали взаимно обязывающееобещание двух сторон подчиниться одному совместно выбранному судье. ГеоргЗиммель назвал компромисс крупнейшим изобретением человечества.
Сегодня под компромиссом понимают соглашение между конкурирующимилицами или группами, которое достигается взаимными частичными уступками.
В политике компромиссы неизбежны.
Определяющей фигурой компромисса является третье лицо, выступающеев качестве посредника. Это может быть социальный институт, организация, партия,комитет, суд и т. д.
Конфликты порождают компромиссы, которые, в свою очередь,способствуют совершенствованию нормативной базы культуры.
Компромисс – это не дешевое уравнивание между материальнымиинтересами сторон на удобной середине, а свободное посредничество междугруппами людей, которое связывает их различия и конкурентную борьбу снеобходимым минимумом общности. Поэтому компромисс – это высшее этическоедостижение и выражение политического искусства.
В политике мир важнее, чем истина. Этическая граница политическогокомпромисса проходит там, где включаются такие убеждения и действия, которые нипри каких обстоятельствах не могут быть оправданы, например, пытки, убийствоневиновных, пропаганда человеконенавистничества, классовой ненависти.
Политика – деятельность в конфликтных ситуациях, нацеленная накомпромисс.
Разумное правило состоит в том, чтобы по возможности избегатьконфликтов, искать не спора, а кооперации. В политике это правило может бытьневерным. Здесь важно, чтобы конфликтующие интересы были вскрыты и упорядочены.
Миру и стабильности угрожает тот, кто отказывается высказыватьсвое мнение, не вступает в спор, ибо считает что он один обладает истиной.
Макс Вебер определил власть как возможность осуществлять свою волю в рамкахсоциальных отношений даже вопреки сопротивлению.
Ханна Арендт различает власть и силу: «Силой является то, чем вопределенной степени обладает каждый чєловєб от природы и что он может назвать своимсобственным. Властью, в сущности, не обладает никто, она возникает междулюдьми, когда они действуют совместно, и исчезает, как только они сноварассеиваются». Власть – феномен человеческой коммуникации, она образуется изсовместных мыслей и желаний и исчезает, когда утрачивается общность. Однако всоциальном бытии она обретает структуру и сосредоточивается в социальныхинститутах.
В любой власти присутствует коммуникативный момент, который проистекаетне из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимизации власти.Общественное мнение является основой демократической власти. Если потерянодоверие населения, разрушается весь политический порядок.
Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобыизбежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивовдружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости.Этика власти обосновывает институты контроля власти, такие, как свободаобщественного мнения, избирательное право, разделение властей, решениебольшинства и право на иск при независимом судопроизводстве. Основнымипринципами этики власти являются принцип взаимности (ибо длительнаячеловеческая коммуникация невозможна без взаимности) и умеренность виспользовании власти, ибо ее противоположность разрушает минимум доверия.
Тот, кто постоянно и принципиально разрушает минимум взаимности исолидарности среди людей, применяя власть, вскоре теряет кредит доверия, азначит, и власть. Тогда у него остается только путь насилия.
Таким образом, разумная, контролируемая правилами взаимностидеятельность власти необходима для того, чтобы предотвратить насилие.
Политическая власть основана на признании других в качествеближних и признании легитимными их интересов.
Поэтому этика, кроме правильно понятого собственного интереса,вводит в поле зрения основополагающую солидарность между людьми как самоесильное обоснование разумности и справедливости.
«Дискурсивная этика» (1992) Юргена Хабермаса – один из вариантовсоциальной этики, объектом которой является этика спора, имеющая общие для всехучастников ценности и цели, но не имеющая метафизического обоснования.
Дискурсивная этика исходит из констатации феномена человеческойинтеракции и устанавливает правила дискурса между людьми и между институтами,которые являются необходимым условием успешного взаимодействия. Хабермасисследует предпосылки, на которых должна строиться интеракция, чтобы она некончилась конфликтом или ущербом. Он видит эти предпосылки в правилах дискурса,когда участвующие встречаются как свободные и равные. Действия, которые следуютэтим правилам, он называет коммуникативными, в отличие от действийстратегических, рациональных, рассчитанных на успех.
Основное правило дискурса можно обозначить коммуникативно-теоретическимвариантом категорического императива: «Каждая действующая норма должнаудовлетворять условию, чтобы последствия и побочные действия, которые
предположительно повлечет за собой общее следование ей дляудовлетворения интересов каждого отдельного, могли быть свободно приняты всемитеми, кого они касаются».
Дискурсивная этика имеет другое название «этика демократии»,поскольку предпосылкой для дискурса является признание другого участникомдискурса и готовность ненасильственно прояснять разногласия.
Этика власти основывается на двух базовых добродетелях: разумностьи справедливость. Их следует дополнить третьей и четвертой добродетелями:это мужество (стойкость) и благоразумие (умеренность).
Мужество – это готовность принимать ущерб ради более высоких благ.
Такая позиция предполагает, что благо требует усилий, оно чего-тостоит. Эта позиция является противоположностью мещанскому собственничеству,которое существует по принципу «все образуется само собой».
Однако в человеческом обществе высшие блага всегда находятся подугрозой; мир, правда, всегда нуждается в усилиях. Отсюда ясно политическоезначение мужества. Оно означает оспариваемое осуществление блага, борьбу засправедливые отношения вопреки сложностям и сопротивлению.
Политическое мужество выражается, прежде всего, в качестве гражданскогомужества, способности к конфликтам и способности к действию. Каждый гражданиннуждается в мужестве, если он хочет выступить за свои права и права Других. Ондолжен отстаивать свои права вопреки давлению бюрократов и власть имущих, апорой и вопреки общественному мнению.
Добродетель умеренности или благоразумия получает новый смысл всовременном индустриальном обществе. Сегодня образом жизни людей управляет непрежняя, вековая обусловленная скудностью жизненных возможностей ценностьтруда, а потребительские ценности мира вещей и развлечений. Общество бедностиникогда не было желанным состоянием. Тем не менее, наше благосостояние недолжно вводить в заблуждение, ибо блага земли и человеческого труда все ещеограничены и будут принципиально оставаться таковыми. Страны сказочногоизобилия не существует. Мы должны вести хозяйство и быть бережливыми.Глобализация экономических отношений и экологическая проблематика ставят передсовременными людьми новые задачи.
Стабильность западных демократий обусловливается успешностью ихэкономической и социальной политики. Современная политика обладает достаточнойсилой для целенаправленного формирования будущего. Она зависит непосредственноне от поведения многих лиц, а от организационной структуры интересов.
Позиции больших групп лиц должны быть структурно закреплены, а ихтребования и способы действия нормированы и ритуализированы.
Добродетель благоразумия предполагает ограничение конкуренции интересов спомощью этики солидарности и кооперации.
Справится ли с этой задачей рыночная экономика? Рынок стремится кпостоянному расширению, а не ограничению. Однако рыночные цены указывают нанедостаток чего-либо. Некоторые из этих недостатков можно устранить, изменивнаши приоритеты в направлении «качественного роста».
Социальная рыночная экономика предполагает реформусоциально-государственных институтов таким образом, чтобы они гарантировалисвободное развитие общественных сил и одновременно обеспечивали определеннуюстепень социального уравнивания, которое могло быть воспринято общественнымигруппами как справедливое.
Добродетель умеренности проявляется также в таком качестве, какспособность контролировать и сдерживать страсти в политическом споре,перегруженном эмоциями.
Кроме того, в современной демократии, которая иногда обозначается какдемократия настроения или демократия зрителей, существуют опасные формыдемагогии и дешевой агитации. В этом контексте уместно говорить о добродетелиумеренности или благоразумия.
Политический стиль – проявление политической культуры.
Центральным понятием политического стиля является политическаяречь, ибо слово – важнейшее средство политического спора.
Основной грех политиков по отношению к хорошему дискуссионномустилю состоит в стремлении завуалировать то, о чем идет речь в политическомконфликте.
Завуалирование чаще всего пользуется методом восхождения навозвышенный уровень с помощью основополагающих моральных понятий. Но заклинанияв пользу социальной справедливости не приносят вклад в усовершенствованиемедицинского страхования. Охотно озвучиваемый тезис, что собственной политикенет альтернативы, является общим способом оболванивания.
Часто с помощью морализующей речи, обвиняющей противника внесправедливости, скрывают действительное развитие событий.
Недостаточно этичными кажутся также ссылки на «волю избирателя»,поскольку единой воли вовсе не существует.
К этому добавляется ужасная несговорчивость и полная неспособностьмногих политических деятелей признавать ошибки и недочеты.
Можно было бы смириться с вербальными атаками политиков, если бы вних присутствовало хоть немного юмора. Именно юмор является выражениемспокойствия и знаком того, что политик воспринимает себя не слишком важным.
Это положение усугубляется средствами массовой информации.
Телевизор, ставший основным средством получения информации,невольно ведет к перевесу образов и настроений в противоположность вескимаргументам. Радио в своих новостях тоже сбивается к стилю избитых фраз изаголовков В дополнение к этому многие молодые журналисты склонны видеть своюзадачу не в качественной информации, а в создании настроения. Средства дляэтого известны. Это персонализация, эмоциональная окраска, драматизация,морализирование, подозрение.
Старое журналистское правило о разделении новостей и комментариев,кажется, уже забыто. Инфоразвлечение, так же как растущее смешение частного иобщественного, является нарушением хорошего политического стиля.
Еще одна опасность заключается в том, что потеряна способностьсвязывать обычное недоверие к власти с готовностью демократических институтовработать добросовестно. Распространяется «завистливая мораль подглядывания».
Основная проблема современной политической культуры заключается вбольшом расхождении между надеждами и опасениями граждан, с одной стороны, инеизбежным повседневным политическим спором и прагматизмом политиков – сдругой. Политические деятели не могут сделать ежедневные споры прозрачнымиотносительно их целей, подробно не объясняется суть проблемы, недостаточноанализируются политические конфликты.
Этическое рассмотрение международной политики может исходить издвух принципов. Первый подход – это осознание правильно понятого интересакаждого государства.
Второй подход состоит в признании всеобщей солидарности междулюдьми, конкретизированной, к примеру, в этике прав человека.
Сегодня вопрос о собственном интересе какого-либо субъекта (будьто отдельный индивид или целое государство) вышел за рамки безоглядногоэгоцентризма, поскольку все большее значение принимает осознание неразрывнойсвязи интересов и несомненно большей выгоды в позиций, учитывающей интересыдругих в рамках взаимно признанных правил.
Безусловно, и сегодня более сильные могут позволить себе большебесцеремонности, чем слабые. Однако взаимная зависимость государств сталатакой, что даже слабые могут нанести непоправимый ущерб сильным, по крайнеймере, у них есть власть хаоса.
Между государствами существует ситуация природного состояния, какописал его Гоббс: каждый может убить каждого. Конкретизируем эту проблему.
Если страны, обремененные крупными долгами (страны «на грани»),откажутся от своих обязательств, то в благополучных странах такой шаг можетпривести к финансовому и экономическому кризису.
Если современные страны не сократят свой потенциал экологическогоущерба, то человечеству грозит всемирная климатическая катастрофа.
Если не удастся контролировать использование биологического ихимического оружия, то трудно предвидеть, что может произойти на нашей планете,где более двухсот государств и огромное количество конфликтов.
Если не будет возможности предотвратить гражданские войны и вопиющуюнужду во многих частях мира, то потоки беженцев и иммигрантов приведут кдавлению на благополучные области, которое едва ли можно будет сдерживатьправовыми средствами.
Таким образом, правильно понятый интерес выходит за пределысобственного интереса.
Интересы государств не являются постоянными величинами. Онименяются. Кроме того, многообразные интересы множества государств конкурируютдруг с другом. Поэтому категории интереса явно недостаточно для этическогообоснования политики. Нужна этика прав человека и, основанная на ней, идеясолидарности.
Общий интерес и общее благо предполагает наличие целей, выходящихза пределы частных интересов. Такой целью является солидарность всех людей. Вусловиях растущей взаимозависимости всех народов и государств растетпотребность в солидарности.
Факт глобальной взаимозависимости подтверждает тезис о взаимнойобязанности всех людей минимально солидарно вести себя друг с другом.
На правовом языке это выражается в требовании универсальнойдейственности прав человека. Политика уже не может остановиться на границахгосударств, и она не должна этого делать, если серьезно воспринимать идею правчеловека. Этически необходимое должно быть переведено в разумное действие иинституционализировано на международном уровне, чтобы не остаться благодушнымпризывом.
В контексте идеи солидарности и идеи прав человека, а также врезультате шокирующего опыта двух мировых войн возникло международное право.
Со времени возникновения Лиги Наций война считается делом нетолько воюющих государств, но и сообщества государств. Устав Объединенных Нацийограничил право суверенного государства на ведение войны до права на оборону и,с точки зрения международного права, запретил захватнические войны.
Природное состояние всегда возможной войны должно быть переведенов правовое состояние, мир должен быть упрочен посредством союза, федерациисвободных государств. К действующему международному праву относятся Декларацияправ человека от 1948 г., а также два пакта о правах человека от 1966 г.При этом вопросы о правах человека являются не только внутренним деломотдельного государства. Существуют международные организации (МВФ, ВТО и др.),цель которых – осуществление международной кооперации.
Существует противоречие между универсальным требованием запрещениянасилия и правами человека, с одной стороны, и государственным суверенитетом итребованием невмешательства во внутренние дела, с другой стороны. Эту дилеммуможно смягчить, но нельзя устранить. Лишь взаимное признание государств какюридически равных дает возможность поиска международного правового порядка.Суверенитет отдельных государств не означает, что государство может полностьюсамовластно осуществлять свои интересы, в том числе с помощью насилия.Суверенитет отдельного государства контролируется международным правом, этосуверенитет «under low», подчиненный закону.
Фактическое разнообразие государств, культур и менталитетовподсказывает путь решения проблем, связанных с идеей международного правовогопорядка не наднационально (созданием глобального мирового правительства), а припомощи усилий международной кооперации.
Сюда относится готовность государств в некоторой степениотказаться от осуществления суверенных прав и часть из них передатьтранснациональным институтам. Действенность этих институтов зависит от того,насколько эффективно их поддерживают участники кооперации. Мир неотделим отправ человека и минимального стандарта справедливости. Возникает вопрос,насколько законной были интервенции в Сомали, Руанде, в Камбодже и на Балканах.Однако, с другой стороны, законен вопрос, должно ли мировое сообществонаблюдать массовое насильственное переселение и геноцид (Камбоджа, Босния,Руанда), должно ли оно спокойно взирать, когда непредсказуемая партийная иливоенная диктатура создает потенциал оружия массового уничтожения или угрожаетэкологической катастрофой.
Литература
1. Аристотель. Политика.– М., 1964
2. Ненасилие. Философия.Политика. – М., 1993
3. Коновалова Л.В. Прикладнаяэтика. М., 1998
4. Шерман Ю. Быстраямодернизация и социальный конфликт // Свободная мысль. – 1991. – № 2
5. Сутор Б. Малаяполитическая этика. – М., 2002