--PAGE_BREAK--3. Понятие «рынок НТП» и его особенности
«Рынок — понятие многомерное и как составную часть включает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами последнего являются товары в виде научно-технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции и информационных услуг; субъектами — контрагенты рынка, дифференцированные по объему своего производственного, научного, информационного и финансового потенциала, форме собственности. Данный рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный характер товарной формы достижений науки и техники.» *2
Научно-техническая продукция, предлагаемая рынку, отличается от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь потребительную стоимость, т.е. подлежать коммерциализации, а может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фундаментальных исследований (экспериментальных или теоретических), направленных на получение новых знаний без какой либо конкретной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар происходит тогда, когда определяется прикладное значение исследований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР, результаты которых не могут быть получены на коммерческой основе (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и техники не обнаруживается, если научные организации включены в структуру предприятий, т.к. результаты являются промежуточной продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках транснациональных корпораций.
«Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать крупные (свыше 200 руб.) договоры, в 1991 г. объем хоздоговорных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г., капитальные вложения — вчетверо, а затраты на оборудование — в 5 раз. Последнее связано как с ростом заработной платы, так и увеличением цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, производящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию."*3
В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в прикладной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является производным от монополизма в целом по народному хозяйству (например в машиностроении он составляет 80%).
Внешнеэкономические инновационные структуры также централизованы посредством монополии соответствующих государственных, а сейчас и негосударственных организационных систем и не позволяют потребителю избежать применения отечественного контрагента-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных товаров антимонопольное регулирование должно включать создание новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоотношений).
Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредников, компенсирующих производителям материально-технические и финансовые расходы на создание технологических инноваций, отраженные в стоимости на них. Источниками компенсации у названных посредников могут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посредники, инновационные банки. Аналогичные источники материально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммерческих посредников (включая различные общественные фонды и союзы, например, научно-промышленный).
Одна из конечных целей антимонопольной политики — усиление проявления интересов потребителей. Роль последних в создании и распространении нововведений не менее важна, чем непосредственных производителей. («В исследовании, проведенном сотрудниками Массачусского технологического института (США), показано, что нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся в новых или улучшенных изделиях. В научном приборостроении на потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отраслях по производству пластмасс — 90%. Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызванных новыми потребителями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1»)*2
Специфика функционирования инновационной сферы находит отражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это связано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником финансирования инновационной деятельности остается государственный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип финансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований
на науку, хотя развитие последней должно стать приоритетным направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность рисковать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни общества.
Из сказанного следует, что рынок финансовых ресурсов, в котором будет участвовать инновационная сфера деятельности, имеет свою специфику, обусловленную приоритетностью стоящих задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с рынком средств производства и предметов потребления.
Рынок финансовых средств пока находится в начальной стадии формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кредиты и под высокий процент, что для науки неприемлемо. Так «Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирование долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил только 9,3 млн. руб.» *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кредитовать научные исследования.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Особенности управления созданием НТП в условиях рынка
На современном этапе развития народного хозяйства цивилизованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта продукция, созданная на базе использования последних достижений развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять потребности человека, снизить общественно необходимые затраты на производство изделий, обеспечить развитие существующих и перспективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конкурентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйственно-производственной деятельности.
«В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управления научно-конструкторскими организациями относятся: — выявление потребностей сегодняшнего рынка; — оценка уровня технологического развития и научно-технических достижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; — возможное изменение требований рынка к научно-технической продукции в будущем.» *1
Как известно, современный рынок существенно отличается от рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития научно-технического прогресса общественные связи между производством и потребителями делаются устойчивее, становится возможным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность данных, характеризующих требования и предложения рынка научно-технической продукции в существенной мере определяются состоянием анализа научно-технической информации, соответствующих экономико-статистических материалов.
В управлении разработками научно-технической продукции в условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономерности инновационного процесса. «Как известно, по характеру рыночных целей различаются такие инновационные процессы:
а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат при производстве изделий и получении прибыли;
б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;
в) создание принципиально новой продукции.» *1
При выборе направлений НИР и ОКР, предусматривающих создание новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в соответствии с которой экономическая эффективность совершенствования технических параметров изделий, в зависимости от стадий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое решение в своем развитии имеет предел.
Необходим учет особенностей научно-технического продукта.
Например, большой период цикла «НИР-ОКР-внедрение». Поэтому в ходе планирования разработок на перспективу возникает задача выявить будущего заказчика научно-технического продукта, формирование возможных требований к продукту, определение оптимального времени на разработку и освоение научно-технического товара.
5. Характеристика инновационного процесса в современных условиях
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию «лазерного луча», обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде. В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета. В качестве примера можно привести гамму конусно-инерционных дробилок нового поколения, разработанных МНТК «Механобр» и обеспечивающих экономичное и дифференцированное измельчение твердого вещества во многих сферах — от обогащения горных пород до создания галокамер и соляных ингаляций для людей с больным горлом и легкими. По оценкам изобретателя Л.П
.Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке оценивается в 700 млн.долл., однако возможность упущена, ибо некому было организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок этой пионерной техники.
Следующий, более широкий сектор — где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.
Третий, еще более широкий сектор — там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.
Реализация целевых программ невозможна (либо неэффективна) силами отдельных республик, необходима координация инновационной политики, выработка общей инновационной стратегии, взаимная поддержка в выполнении программ и в конкурентной борьбе на заполненных технологическими новинками мировых рынках.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как убедительно доказал нам недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление сегодня устаревших поколений техники.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляется (до известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах — достаточно привести пример государственных целевых программ в Японии и США, западноевпропейской прграммы «Эврика», налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.
В то же вркмя неоходимо объеденение инновационных сил в самом секторе прорыва". Реч идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.
«В процессе создания такой системы необходимо:
— провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;
— организовать маркетинговые исследования;
— провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;
— оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал;
— разработать проект программы исследований и разработок, ори ентированный на реализацию в условиях рынка;
— определить фактическую фондовооруженность первичных коллекти вов и действитеьные потребности в развитии и обновлении потенциала
— разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию;
— рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий;
— выбрать программу работ и определиться со стратегией раз вития;
— подготовить необходмимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок.» *6
Вероятно, есть смысл изучить вопросы, связанные с включением в рассматриваемую сферу длительности биржевых механизмов.
Биржа интеллектуальной собственности, которая на коммерческих (комиссионных или иных хозрасчетных) началах осуществляет набор партнеров для обычных рыночных операций купли-продажи технологий или кооперативов для создания или внедрения технологий с использованием внешних источников.
продолжение
--PAGE_BREAK--