Государственный Университет – Высшая Школа экономики
Эссе по экономической теории(микроэкономика-1)МОНОПОЛИЯ
Особенности ее экономической деятельности,
положительные и отрицательные стороны дляобщества.
Выполнил студент 1 курса факультета экономики
Бритарев Константин Дмитриевич, группа 117
Москва 2000
1. Характерные черты монополии.
Чистаямонополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Если наконкурентном рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм,отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а такжекак производители, так и покупатели выступают в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отраслидействует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма”совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценоваядискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли.
Итак,рассмотрим теперь характеристики монополии более подробно. Вообще, возможно лисуществование чистой монополии в реальности? Мы ведь знаем что понятие “совершеннаяконкуренция” к реальному рынку неприменимо. На самом деле в масштабах страны, атем более всего мира о существовании чистой монополии не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынкепрограммного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкогокалибра, например “Apple”. То жесамое можно сказать и про российский нефтяной рынок: у “Лукойла” естьконкуренты в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании и других. Но если взятьболее скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуациячистой монополии довольно типична. В таком городе существует однаэлектростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, однокрупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д. В США 5% ВНПсоздается в условиях, близких к чистой монополии.
Одной изважнейших особенностей монополии является отсутствие у производимой продукцииблизких заменителей, то есть выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален.Такую фирму можно в полной мере отнести к естественным монополиям, когдаувеличение числа компаний в отрасли вызывает рост средних издержек (АС).Типичным примером естественной монополии являются метрополитен, илимуниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такуюглобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средниеиздержки. Представьте себе, чтобы одна коммунальная служба имела в своемведении лишь одну квартиру многоэтажного дома. Тогда бы издержки этой службырезко поползли вверх: уборщице, электромонтеру, лифтеру, трубочисту,сантехнику, специалисту по телефонной сети и многим другим необходимовыплачивать заработную плату регулярно, а не когда у жильца этой квартирыпрорвет трубу или он застрянет в лифте, и тогда бы коммунальная служба взималанепомерную оплату с этого жильца, а тот в свою очередь отказался бы от услугслужбы. Действительно же легче одной такой бригаде коммунальной службы иметь введении целый дом, или даже несколько домов. Приведенный выше пример являетсяиллюстрацией к эффекту масштаба производства. Как вы уже поняли, эффектмасштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, атакже это один из барьеров для вступления в отрасль.
Существуетряд других барьеров, как официальных, так и неофициальных. Государство создаетофициальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США,изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением втечение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение,закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым,фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может бытьсущественно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированиюсвыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия можетбыть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации(классический пример – история водочной монополии в России).
Монополияможет иметь своей основой исключительное право на какой-нибудь ресурс. Примеромявляется деятельность компании “Де Бирс”, монополизировала крупнейшие алмазныерудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Итак,подведем итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистоймонополии и добавив некоторые новые.
1. Монополист –единственный продавец продукции.
2. Продукция –уникальна, т. е. не имеет близких заменителей.
3. Монополистустанавливает цену (price-maker).
4. Цена в рамкахмонополии всегда выше предельного дохода (МR).
5. Существуютнепреодолимые барьеры для вступления в отрасль.
Легальные барьеры:
- экономияосуществляется с помощью эффекта масштаба производства (сокращение АС).
- собственность наважнейшие виды сырья
- патенты илицензии
- исключительныеправа, полученные от государства (часто в качестве такого монополиста может выступать самогосударство)
Нелегальные барьеры:
- ценовая политика
- давление напоставщиков
2. Особенностиэкономической деятельности монополии./> /> /> /> /> /> /> />
Если в совершенной конкуренциифирма выбирает только объем производства, а на цену никак повлиять не может, томонополист может варьировать как в объеме производства, так и в цене.Следовательно, цена превышает доход. Если в условиях конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке P > MR.
Чтобыправильно понять ценовую стратегию монополиста необходимо вспомнить взаимосвязьэластичности спроса по цене и выручки. Допустим, что спрос у нас эластичен поцене, а первоначально объем равен Q1, а цена – Р1 (рисунок 1). Если монополист уменьшит цену с Р1 до Р2, тообъем возрастет с Q1 до Q2. Выручка определяется произведениемP*Q, очевидно что величина P2*Q2 больше, чемвеличина P1*Q1. (Площадь белого и синего прямоугольников больше, чемплощадь белого и желтого прямоугольников.) То есть если спрос на товармонополиста эластичен, монополисту нужно уменьшить цену, чтобы получить большуювыручку. Обратное происходит когда спрос неэластичен по цене (рисунок 2). Вэтом случае монополист повышает цену с Р1 до Р2, при этом уменьшается объем с Q1 до Q2. Но и в данной ситуации выручка возрастет. TR2 = P2*Q2 будет больше,чем TR1 = P1*Q1. Отсюда следуетвывод, что если спрос неэластичен, то для достижения большей выручкимонополисту необходимо увеличить цену./> />
В самом деле, это легкодоказать. Предположим, что череповецкая спичечная фабрика является монополистомв своей отрасли по России. Предположим также, что цена спичек 50 коп. Фабрика,увеличивая цену до 1 руб., скорее всего, получит большую выручку, так какспички – товар, спрос на который неэластичен по цене (как на рисунке 2). Спичкимы будем покупать всегда, независимо от их цены, поскольку практически в каждомдоме есть газовая плита. Но если взять рынок бриллиантов и монополиста на нем “ДеБирс”, то повышение цены приведет к уменьшению выручки, более высокая ценаотпугнет покупателей. Компенсировать отток покупателей dQ, увеличением цены dP не удается, так как спрос на бриллианты неэластичен (см. рисунок 1).
Еще разобратимся к первым двум рисункам. До каких пор можно снижать цену в первомслучае и повышать во втором? Очевидно не до бесконечности. На самом делеоптимум находится на кривой спроса в точке, где Ed = 0 (рисунок 3). В этой точке выручка TR будет максимальна. Но эта точкаболее харктерна для совершенной конкуренции (Р тогда будет равно МR), длямонополии точка на кривой спроса будет располагаться несколько выше./> />
Теперь нам необходимоопределить равновесный объем производства монополии Qm и равновесную цену Pm.
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС.В условиях монополии мы перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продуции Qm. Поскольку монопольная ценапревышает предельные издержки (Pm> MC), то величина излишка потребителей иизлишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствуетвеличине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величинемертвого груза монополии. Такие треугольники называют харбергеровскими, поимени американского ученого А. Харбергера, который одним из первых стал изучатьположительные и отрицательные стороны монополии для общества.
3. Положительные и отрицательные
стороны монополии для общества.
Итак, харбергеровский треугольник показывает величину чистых убытков отмонопольной власти. Это следует из того, что совокупность конкурентных фирм вданной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключениемрассмотренных выше коммунальных служб, метрополитена и т. п.). А. Харбергернашел, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили около0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили 6 млрд. долларов. Этацифра далеко не так велика, как считали многие экономисты, хотя то, что потери есть – это одназначно.
Есть ещедве отрицательные стороны у монополии. Первая – это завышение цен.Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, чтомонополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицупродукции. И главное, рост цен не беспределен, он оганичивается ценовойэластичностьюспроса на продукцию данной фирмы. Вторая отрицательная сторона –ограничение монополистом выпуска продукции. На выпуск действуют издержки,которые в свою очередь зависят от двух факторов: понижающего и повышающего.Фактор, понижающий издержки, — это положительный эффект масштаба производства(экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия намаркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны действует повышающий издержкифактор, связанный с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата,ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Чаще всего перевешиваетпоследний фактор, и тогда, действительно, издержки возрастают, а выпускпродукции падает.
Но неисключено доминирование первого фактора, тогда издержки сократятся, а объемпродукции увеличится. Это будет уже положительная сторона монополистическогорынка для общества. Чтобы привести пример, достаточно вспомнить все те жеметрополитен и муниципальные коммунальные службы. Еще один плюс монополии –ценовая дискриминация. Более низкие цены на продукты питания для инвалидов,дешевый или даже бесплатный проезд в автобусах для пенсионеров, скидки длястудентов на турбилеты и многое другое есть примеры ценовой дискриминации.Ценовая дискриминация – продажа товаров и услуг разным группам населения поразным ценам. Здесь следует оговориться товары и услуги должны быть такими,чтобы человек, купивший их по более низкой цене, не смог бы их продать по болеевысокой.
Нельзя несказать о таком понятии, как монопольная власть, для этого обратимся к индексуЛернера:
I = (Pm – MC)/Pm = 1/E, где
I – индекс монопольной власти;
Pm – монопольнаяцена;
MC – предельныеиздержки;
E – эластичностьспроса на продукцию.
Чембольше этот индекс, тем выше монопольная власть. Иногда эта формулазаписывается вот так:
I = (P – AC)/P.
Если мыумножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – выручку.
I = (P – AC)Q/PQ = П/ТС.
Темсамымым индекс Лернера показывает, что высокая прибыль – это признак монополии.
Следующееключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показательэтой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2– удельный весследующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если вотрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии,то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
В СШАвысокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршманапревышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике,однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитываетсяудельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
4. Список литературы.
1. Р. М. Нуреев,Курс микроэкономики, Москва, 2000.
2. Экономическаятеория, под ред. В. Д. Камаева, Москва 1998.
3. Данные Интернет: www.infoart.ru, www.apport.ru