СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение………………………………………………………………………...3
2. Основная часть………………………………………………………………….4
3.Заключение……………………………………………………………………...9
4. Список использованнойлитературы………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Для подробного изученияэтики как науки необходимо знать историю ее становления. Возникшая в рамкахантичной философии, этика развивалась и преобразовывалась во всех последующихстолетиях. «Этика» — греческое слово, означающее «привычка», «навык».
Основоположником этикипринято считать Сократа. Его ученик Платон и ученик Платона Аристотельразвивали этику дальше, продолжая начатое Сократом великое дело.
Шли годы, менялисьвзгляды, появлялись все новые философские течения и направления, вместе с этимразвивалась и этика. И вот наконец-то к ХΥІІІ веку она выделилась всамостоятельную науку, предметом изучения которой является мораль.
Эту самую мораль изучалии познавали многие философы и мудрецы. Среди них можно назвать Платона,Аристотеля, Эпикура, Сенеку, Марка Аврелия, Августина, Канта (кстати именно онзавершил выделение этики в отдельную, не зависящую от других науку), Ницше,Гегеля и многих других.
Моисея – основателярелигии иудаизма, также принято считать мудрецом и философом, занимавшимсявопросами этики.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Моисей был законодателеми учителем еврейского народа, он основал их религию – иудаизм. О жизни, деятельностии мировоззрении Моисея нам известно из Библии, точнее из первых пяти ее книг,автором которых считается сам Моисей.
Моисей родился, когда егонарод – евреи – находился под рабством египетского фараона (примерно на рубежеХІΥ – ХΙΙΙ вв. до н.э.). Именно поэтому он считал своимосновным назначением вывести народ из рабства. Моисея, как и всех еврейскихмальчиков, должны были убить, но мать спрятала его в камыше на берегу Нила.Мальчика нашла дочь фараона, она назвала его Моисеем и вырастила. Находясь придворе фараона, Моисей однажды убил египтянина, избивающего еврея. После этого,спасаясь от гнева фараона, он бежал на северо-восток. Там он нашел себе кров исемью.
Моисей пас овец, иоднажды он увидел куст терновика, который горел, но чудесным образом не сгорал.Он решил подойти ближе, чтобы понять, в чем дело, и услышал голос. Этот голос,говоривший от лица Бога его предков, сказал ему, что хочет освободитьизраильтян, и именно с помощью Моисея. Вот тогда Моисей и понял, в чем егоистинное предназначение, в чем смысл его жизни на земле.
Но перед тем, как понятьи внутри себя согласиться с этим, Моисей долго терзался сомнениями. Он думал,достоин ли он этой роли, ведь он не умеет красноречиво излагать свои мысли, онстар и не умеет творить чудес, без которых народ не поверит в него. Но голос изкуста отвергал все эти доводы и наделил Моисея даром творить чудеса. По егоприказу Моисей превратил пастуший посох в змея, а воду – в кровь. После всегоэтого Моисей был вынужден согласиться с возложенной на него миссией.
В то время, когда Моисейсо своей семьей вернулся к народу, ему было уже около восьмидесяти лет. По путион встретил брата Аарона, которого Бог обещал послать ему в помощь. Вместе онипришли к фараону просить, чтобы тот отпустил израильтян в пустыню на три днядля принесения жертвы Богу. В ответ на это фараон не только не отпустил их, нои усилил гнет. Бог разгневался и наслал на Египет много разных бедствий: голод,нашествие лягушек, комаров и мух, болезни, дожди с огромным градом, саранчу. Новсе это не сломило упрямства фараона. Он согласился отпустить израильтян толькотогда, когда стали гибнуть все египетские младенцы.
Когда израильтяне былиотпущены, Бог стал указывать им дорогу в виде облачного или огненного столба,ведя их через пустыню. Фараон же, догадавшись, что Моисей с Аароном и всеизраильтяне сбежали, послал за ними свое войско и отправился сам. Когда он ихнастиг, Моисей чудесным образом разделил воды находившегося перед нимиКрасного моря, и все израильтяне прошли по суше. После этого Моисей вернул морена место, и оно поглотило египтян вместе с фараоном. Тогда люди еще большестали верить Моисею. По прошествии трех месяцев израильтяне дошли до подножиягоры Синай. Моисей поднялся наверх, там ему и были даны Богом скрижали с десятьюзаповедями, которые народ должен был соблюдать. Спустившись на землю, Моисейувидел, что Аарон и весь народ сделали себе золотого тельца и стали почитатьего, как бога, выведшего их из плена, нарушив тем самым одну из заповедей. Богразгневался и хотел их уничтожить, но по молитвам Моисея смилостивился. Моисейже истребил непокорных, а остальных наказал.
Потом Моисей собралнебольшую группу людей, которые должны были осмотреть новую землю, изучитьнаселяющий ее народ. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что эта землявесьма плодородна, но народ там живет сильный, такой, что израильтяне его неодолеют. Из-за этого израильтяне впали в отчаяние и разгневали Бога. Но Моисейопять попросил Бога не истреблять народ, и Бог его послушал, лишь наказав егосорока пяти летним скитанием по пустыне. Все это время Моисей наставлял изащищал израильтян. Но до обетованной земли он не дошел, скончавшись.
Моисей был не тольковождем, но и духовным лидером, отцом израильского народа. Благодаря именно емуизраильтяне прошли долгий путь превращения из дикого племени в единый народ.Племя связано только лишь кровными, родственными связями, а народ – еще идуховным единством. И чтобы это единство воспитать в народе, Моисей очень долгои много старался и наставлял людей.
Десять заповедей явилисьвесьма важным условием для превращения израильтян из племени в народ. Благодаряэтим заповедям народ стал более развитым в религиозном, юридическом инравственном плане.
Десять заповедей имеюточень глубокое содержание. Первые три из них предписывают почитать одного Богаи запрещают создание других богов и кумиров. В низ говорится, что Бог един, итолько он один истинный, что он одинаково относится ко всем, справедлив имилосерден.
Четвертая заповедьпредписывает работать шесть дней, а седьмой день посвящать Богу. Даже скотинезапрещается работать в этот день, отдыхать должны все, и этот отдых посвященБогу.
Пятая заповедь гласит:«Почитай отца и мать своих». Этот закон вечен, так как в обычай любого народавходит уважение к родителям, почитание их и послушание им. Нужно отметить, чтоэто единственная из заповедей, сформулированная не в виде запрета, а в видеположительного указания.
Начиная с шестой и подесятую заповедь регламентируют отношения между людьми. Они содержат запретыубивать, воровать, завидовать, врать, предписывают хранить верность в браке.
В целом все десятьзаповедей учат справедливости, уважению, нравственности и т.д. В них содержитсяособое понимание добра, состоящее из двух частей. Первая состоит в том, что всеистинно хорошее и доброе в конечном счете в высшей степени полезно. Втораясостоит в том, что имеет место некая симметрия добра, то есть то, что хорошо поотношению ко мне, в принципе хорошо по отношению к другим, а то, что плохо дляменя, не следует совершать и в отношении других. По сути это означает, чтосправедливость одинакова для всех, что люди могут быть не равны по здоровью,способностям, богатству и другим возможностям, но все равны перед принципамисправедливости.
Моисей в силу своегопредназначения учил не как философ, а как законодатель. Это обусловлено тем,что Моисею необходимо было научить израильтян, передать им Божью волю. Если быон философствовал, а не предписывал определенную модель поведения, то его бытак не почитали, не признавали лидером. Недостатком учения Моисея былоизбирательное отношение к другим народам. Все другие народы подразделялись на«чужих» и «своих». В этом невозможно винить Моисея, он всего лишь считался спсихологией израильского народа, с тем, что из-за пережитого гнета египтян онине могут доброжелательно и терпимо относиться ко всем другим народам. Онсмирился с враждебным настроем израильтян и сам стал считать его правильным. Сточно такой же жесткостью он относился и к израильтянам, которые отступали отзаповедей. Примером этого может служить истребление трех тысяч человек уподножия горы Синай, когда народом был слит из золота телец, которого они сталипочитать за бога, думая, что это он вывел их в пустыню, освободив из-подегипетского гнета. Моисей считал, что наказанию подлежит не толькопровинившийся человек, но и его скот, и все его имущество. Но все-таки основнымучением Моисея является содержание десяти заповедей, которые стали важнойсоставной частью нравственных канонов всех основных религий мира – христианства,православия, ислама, также эти заповеди стали и общечеловеческой основойнравственности, независимо от вероисповедания человека.
Говоря о Моисее и о егоотношении к израильскому народу, необходимо сказать, что он считал свой народизбранным, избранным самим Богом. Моисей считал, что эта избранностьзаключается в следовании израильтян исключительно Божьей воле. Бог во всемпомогает своим избранным людям, относится к ним более милостиво иснисходительно. Избранным народ считается не потому что он самый лучший, апотому что его враги жестокие и злые. Злодейство врагов израильтян заключаетсяглавным образом в обрядах человеческих жертвоприношений. Одна из заповедей жегласит: «Не убий». Благодаря наличию у израильтян одного бога, они встали напуть цивилизованного развития, у них появилась перспектива развития права изаконности. Но этот переход от племени к народу, от варварства к цивилизациидался израильскому народу нелегко, так как этот народ характеризуетсянеобузданностью, безнравственностью, отсутствием веры и воли к свободе,жестокостью.
Говоря об этике Моисея,можно сказать, что ее субъектом является народ. В этом качестве его этикаявляется этикой справедливости. Идея справедливости составляет смысловой центрвсего учения Моисея. Справедливость в отличие от милосердия очень ярко выраженав учении Моисея. Милосердие и сострадание не имеют большого значения в этикеМоисея, они являются в его понимании составной частью справедливости.
В целом ветхозаветнаяэтика сурова и беспощадна. Бог в ней характеризуется жестокостью, суровостью инаказывает всех и каждого за любой проступок. Милосердие этого Бога заключаетсялишь в смягчении наказания, которое является неминуемым, несмотря на раскаяние.Примером этого может служить то, что Моисей сам был наказан Богом за малодушиеи неверие: он не смог дойти до обетованной земли, его настигла смерть.Милосердие же в этой ситуации заключается в том, что Моисей все же смог передсмертью взглянуть с горы на эту землю. Этика ветхозаветного временивоспринимает и самого Моисея как «самого кроткого человека из всех людей,которые на земле». И это не смотря на то, что Моисей сам жестоко каралнепокорных, тех, кто не хотел исполнять волю Бога и, следовательно, волюМоисея. Кротость и милосердие в ветхозаветной этике и в этике Моисея – этосправедливость мягкая, щадящая по сравнению с наказанием.
Учение Моисея говорит отом, что человек становится человеком отнюдь не благодаря уму, хитрости, силе,красоте и так далее, а благодаря умению способностью жить по законам, по законамБога, по законам справедливости. Умение человека быть справедливым как раз иявляется умом, силой и красотой человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этика, или как мы ее ещеназываем, нравственная философия, имеет огромное значение в жизни человечества.Она концентрирует в себе извечные размышления, переживания людей о самих себе,о своих отношениях с ближними и дальними, с вечностью. Эти размышления оченьмногообразны, противоречивы, разноплановы. Великие мыслители делали и делаютпопытки понять, найти ответы на самые фундаментальные вопросы, на вопросысуществования человека, смысла его жизни, жизни и смерти, человеческихотношений. Вследствие разнообразия точек зрения на эти вопросы существуетмножество философских направлений от скептицизма и нигилизма до гедонизма.Разнообразие этих взглядов обусловлено сложностью морали и нравственности –объектов изучения этики. К понятию морали можно подойти с разных сторон, сразных позиций, и это было понятно еще древним мудрецам, Олин из которыхсказал: «Истина слишком велика, чтобы к ней вела одна дорога».
Различные учения иоспаривают, и дополняют друг друга одновременно. Мораль нельзя осмыслить ипонять, изучив лишь только одно направление философии. Для нахождения истинногоответа на фундаментальные вопросы о существовании человека, его жизни и смерти,необходимо познакомиться как можно ближе с разными взглядами и точками зренияна данные вопросы. Необходимо изучить все существующие течения и познакомитьсяс мыслями великих философов и мыслителей.
Таким образом, для того, чтобыполучить нравственное воспитание, необходимо изучить опыт многих великих людей,осмыслить их суждения и построить свою точку зрения на все интересующиевопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы этики;Зеленкова И.Л.; Минск, ТетраСистемс; 1998
2. Основы этики; ГубинВ.Д., Некрасова В.Н.; Москва, Форум, Инфра-
М; 2005
3. Этика: курс лекций;Попов Л.А.; Москва, Центр; 1998
4. Этика; Шрейдер Ю.А.;Москва, «Текст»;1998
5. Этика; Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г.; Москва, Гардарики; 2006