ВведениеЗнать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат ненужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотяи не ново) – что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельногочеловека, так и всего общества.
В своей работея хочу рассказать об одном из самых красивых пригородов Петербурга — ЦарскомСеле (город Пушкин). Дворцово-парковый ансамбль Царского Села создавался втечение более чем двух столетий. Это замечательный образец русскогоархитектурного и ландшафтного искусства. Свою историю Царское Село, какзагородная резиденция, ведет еще с начала XVIII века.
«…Все те же мы,
Нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское Село»
А. С. Пушкин
2
ГЛАВА I
История созданияЦарского села
Более тысячи лет тому назад всяместность, где Петр Великий заложил новую русскую столицу, была заселенаславянами и финскими племенами. Начальная летопись и древние скандинавские сагизнают Неву, Ладогу, Ильмень, Лугу. Еще святая Ольга установила размеры дани иустроила административные центры в Приневской области.
Землипо берегам Луги, Наровы, Невы и ее притоков: Славянки, Ижоры, Мьи были втечение многих столетий во владении лиц из всех слоев новгородских граждан,владыки, князя, церквей и монастырей. Все время трехвековой борьбы Новгорода сошведами и с немецкими рыцарями, земли до Наровы не знали другой власти, кромеНовгородской. Территория, на которой в XVIII веке возникла пышная загородная
резиденция Императорского Двора — Царское Село,входила издревле в состав внутренних Новгородских земель. Во второй четвертиXIII века, с одной стороны немецкие рыцари, а с другой — шведы, пользуясьбедствиями Русской земли, решаются подчинить своей власти новгородских данникови захватить ключ к новгородской торговле — течение реки Невы.
1.1. Петр Великий.
Конец XVI и начало XVII веков ознаменовываются крупным успехом шведов.Впервые берега Невы и города Иван-Город, Копорье, Яма и Корела должны признатьвласть Шведского короля.
Петр Великий повел решительную борьбу со Швецией и, едвазаняв своими войсками течение Невы, основал на ееустье столицу. Война со
3
Швецией еще далеко не была закончена, когда царьсчитал себя настолько крепким в возвращенном России крае, что вокруг своего«парадиза» стал строить «увеселительные замки», поощряя ктому же своих приближенных. Ораниенбаум, Царское Село, Петергоф, Екатерингофвозникли задолго до окончания Великой Северной войны. Спор со Швециейпродолжался еще целое столетие.
Петр Великий нашел край обезлюдевшим,запустевшим: многие деревни сохранили еще старые русские названия, но былизаселены финнами и немцами колонистами. Заняв исток Невы, Петр назначает своеголюбимца Александра Даниловича Меншикова, Генеральным ГубернаторомИнгерманландии, Карелии и Эстляндии.
Тогда Сарская мыза (старинное названиеэтого места), была подарена А. Д. Меншикову. Но затем император, перемениврешение, «отписал» мызу своей возлюбленной Марфе Скавронской. В ее распоряжениеотдается старинная шведская мыза Саари-моис, то есть «мыза на возвышенномместе». Радостное событие отмечается, как и положено на Руси, с размахом.Впрочем, не всем было весело на этом
празднике жизни. Среди разгоряченной вином толпывыделялась мрачная фигура Меншикова. Александр Данилович был лицомпострадавшим. Ведь отвоеванная в 1702 г. у шведов земля до этого момента принадлежалаему, и расставаться с ней совсем не хотелось. Был и еще один неприятный моментв широком жесте его величества. Теперь уже точно можно было сказать, что бывшаялюбовница Александра Даниловича Марфа Скавронская станет царицей. ПредчувствияМеншикова сбылись. Венчание царя с будущей императрицей Екатериной I состоялосьчерез два
года. А Сарская мыза стала царской резиденцией.Впоследствии Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцовогостроительства оно превратилось в Царское Село.
4
Датой основания Царского Села является 24 июня1710 года, о чем говорится в письме: «Его Царское Величество соизволил отдатьКатерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы спринадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи, и по получениисего те мызы со всеми принадлежащими к ним деревнями и прочим ей КатеринеАлексеевне отдайте, и из окладных книг те мызы выпишите; а что в тех мызах вотдаче будет дворов и пашни, и лесу, и сенных покосов, и всяких угодий о том,обо всем ведомость пришлите".
Загородные апартаменты ЕкатериныАлексеевны и Петра I в те времена представляли собой небольшое поместье смельницей, огородом, служебными постройками и двухэтажным деревянным домом — «мызником», в котором, собственно, и располагались их величества.Однако не пристало царице в скромности жить…
1.2. Екатерина I
Как только ЕкатеринаАлексеевна вступила во владение Сарской мызой,которая стала с 1725 годы официально именоваться Царским Селом, она деятельнопринялась за ее улучшение. Еще при жизни Петра Великого Императрица ЕкатеринаАлексеевна положила начало
небольшому парку вокруг новых каменных палат и,назначив часть леса под зверинец, приказала огородить его тыном. Кроме ольховойрощи и елевых «першпектив», посаженных по границе парка, садовых делмастеру Яну Розену было поручено развестивдольнынешней Садовой улицы обширный плодовый сад, а у ограды зверинца устроитьпарники и оранжереи1.
Так зарождалась будущая роскошь… Посмерти Екатерины I, в силу ее духовного завещания, Царское Село перешло всобственность Цесаревны Елизаветы.
5
Как ни старалась цесаревна возможно меньшетратиться на содержание Царско-сельских палат и усадьбы, все же ейприходилось расходоваться наих ремонт. Плодовый сад, сенокосы, парники, оброк все шло на покрытие расходов.Каждый рубль был на счету у цесаревны. Она очень тщательно рассчитывала своирасходы и тратила их с большой осторожностью. Ей в течение 18 лет пришлось житьпочти исключительно на доходы от своих вотчин. Единственная роскошь, которуюона дозволила себе в Царском Селе за этот тяжелый период своей жизни, былапостройка каменной Знаменской церкви, в которой она намеревалась поместить особочтимую ею икону Знамения Божией Матери.
Поразителен контраст скромныхрасходов Цесаревны на любимую свою вотчину в эти трудные долгие годы с темисказочными тратами, которые она допускала, став императрицей. Ничто не казалосьей достаточно великолепным для украшения. В Царском Селе возникает великолепноекаменное здание с мраморными колоннами,со светлыми залами, паркетными и мраморными полами, с блестящем куполом имонументальными лестницами, украшенными золочеными перилами, балюстрадами истатуями. Растрелли окружает весь зверинец каменной стеной и строит в немохотничьи павильоны по углам (люстгаузы) и
великолепный каменный Монбижу в центре; всё блещетпозолотой, мрамором; художники расписывают стены, богатая резьба украшаетдвери и потолки. Императрица не любит большого количества прислуги во времястола — Растрелли проектирует Эрмитаж, где столы, блюда, тарелки невидимойрукой подаются в залу и прислуга не нужна. Вокруг дворца быстро увеличиваетсяслобода — Царское Село с множеством жителей, так или иначе кормящихся дворцом.Тут живут рабочие, подрядчики, мастера, художники, архитекторы, придворныеслужители, войсковые команды,
6
чиновники и лица царицыной свиты.
За времятридцатичетырехлетнего царствования императрицы Екатерины II, Царское Село нетолько не пришло в упадок, но достигло высшей степени процветания. Чем лучшешли государственные дела, тем больше тратила Императрица на свою любимуюрезиденцию. К концу царствования Царское Село изменилось до неузнаваемости:выстроен Александровский дворец; Он был построен в конце XVIII века по проектуархитектора Дж. Кваренги. Екатерина II преподнесла дворец в дар своему любимомувнуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) к его свадьбе свеликой княжной Елизаветой Алексеевной. После смерти Александра I дворец досамой революции продолжал оставаться резиденцией императорской фамилии.
С приходом советской власти Александровский дворец был открыт
для посетителей как государственный музей. Но впоследствии отдельные его помещения принадлежали разнообразным организациям, не имевшим отношения к искусству. Только в 1990-е годы начались работы по реставрации Александровского дворца. Сейчас в частично сохранившихся исторических интерьерах и выставочных залах представлены предметы убранства, личные вещи императора Николая II, его супруги, их детей.
Кроме того, Большой дворец увеличен пристройкой Агатовыхкомнат, Камероновой галереи, Великокняжеского корпуса, надстройкой Церковногокорпуса и возведением Зубовского; сады расширены и украшены множеством новыхзданий и памятников в честь сподвижников императрицы; по другую сторону озеравозник новый уездный город София. Город София и Софийский собор должны былиславить победы России в русско-турецкой войне, подобно памятникам,установленным в Царскосельском парке.
Особого упоминания заслуживаюттакие павильоны, как «Эрмитаж»,
7
«Шапель», «Арсенал». ВЕкатерининском парке находится знаменитая «Камеронова галерея», а вАлександровском — необычная Китайская деревня.
1.3. ЕлизаветаПетровна
Тринадцать пушек палили трижды, в честьзавершения строительства дворца в 1724-м, а спустя год загородная резиденцияполучает новое название — Царское Село. На протяжении сорока лет дворецпостоянно достраивался. В результате к середине XVIII века, когда на престолвзошла Елизавета Петровна, двухэтажные каменные палаты Екатерины I разрослисьдо гигантского сооружения длиной более 300 метров. Казалось, лучше уже и бытьне может. Но не такова была веселая императрица, как называли Елизавету внароде. В 1751 г. она отдает приказ о полнейшей реконструкции дворца.Безупречная красавица, повелительница мужских сердец, добрая и взбалмошная, оналюбила все, что чересчур. Ее гардероб ломился от нарядов, говорят, в нем былоне менее 5 000 платьев. А страсть к бриллиантам била по карманам подданных.Даже самые небогатые придворные были обязаны носить этот камень, в видепуговиц, пряжек, украшений. Некоторые даже посыпали волосы бриллиантовойпудрой. Иноземные гости теряли дар речи при виде такой вызывающей роскоши. Еслирусские войска одерживали победу,
императрица повелевала палить со стен Петропавловкиночью или рано утром, причем не менее 101 раза. С поистине русским размахом онаподошла и к переустройству дворца. По ее мнению, он должен был стать самымпышным, самым грандиозным и самым роскошным в Европе. За воплощение мечты еевеличества взялся архитектор Растрелли. Он создал бесконечную анфиладу,образованную из трехсотметровой цепи залов. Замысел был гениален2.
8
Те, кто приезжал из Петербурга,становились зрителями поистине мистического зрелища. Императрица появляласьмаленькой сверкающей точкой всамом конце анфилады. Медленно двигаясь, она приближалась к гостям, словновидение или призрак. Столь эффектный выход был вполне в духе Елизаветы.Поразить, ошеломить, удивить — эти три слова могли бы стать жизненным кредоимператрицы. Маскарады и балы считались мероприятиями государственной важности.Императрица была превосходной танцовщицей сама и требовала того же от других.Именно Елизавета ввела традицию появляться на каждом балу непременно в новомроскошном наряде, а сама порой дважды за вечер меняла бальные платья. Дамамзапрещалось одеваться и причесываться так, как это делала сама императрица.Приглашенные заранее наводили справки о том, во что будет одета государыня.Если, кто осмеливался нарушить закон двора, Елизавета лично могла наказатьпровинившуюся. Отрезать неправильно причесанные волосы, сорвать цветок сплатья. Царица строго следила за посещаемостью балов и маскарадов. И поокончании оных ей подавали список «прогульщиков» с пояснениями, покакой причине отсутствовал тот или иной гость. В общем, «любила оченьвеселиться веселая императрица».
Царско-сельская императорская резиденция— это не только дворцы, но и окружающие их парки. Самыми интересными из нихявляются Екатерининский и Александровский. Разные уголки этих парков
оформлены в разных стилях – регулярном и пейзажном.Кроме естественных и искусственно созданных водоемов, великолепных партерныхклумб и живописных рощ украшением парков являются павильоны, возведенные дляувеселений членов императорской семьи и их гостей.
Лучшие архитекторы того времени были выписаны императрицей из-заграницы: А.Ринальди, Ч.Камерон, Дж. Кваренги — украсили своими
9
работами дворец и парк. В.Неелов был послан заграницу вместе с сыном для усовершенствования. Обратив внимание на недостатокводы в Царском Селе, Екатерина повелела провести водопровод от Таиц,достаточный для питания прудов и для снабжения питьевой водой Царского Села иСофии. Словом все, что сделала Екатерина в Царском Селе, было исполнено прочно,широко, тщательно отделано и выдержано в деталях. Из всех загородных резиденцийЕкатерина больше всего любила Царское Село. Начиная с 1763 года, она, заисключением 2-3лет, жила вЦарском Селе весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда наступалихолода.
Екатерина, переезжая в Царское снебольшой свитой, делила время между занятиями государственными делами ивсевозможными развлечениями. Ежедневно совершала она прогулки пешком по парку,в сопровождении придворных кавалеров и фрейлин. В ноябре 1796 года государынюпостиг апоплексический удар, от которого она скончалась. Она еще дышала, когдаНаследник Престола уже занялся ломкой всего, сделанного императрицей. Напротяжении двух веков Царское Село считалось летней Парадной императорскойрезиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось втечение ряда лет при участии правительственных ведомств. С 1811 по 1843 гг.здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А.С.
Пушкин. После октябрьской революциидворцово-парковый ансамбль был превращен в музей. Центральное место в дворцово-парковомансамбле занимают дворцы – Екатерининский и Александровский3,но наступило пятилетие тяжелого времени Императора Павла. Все неоконченныепостройки в Царском Селе остановились.
1.4.Екатерина II
10
«Веселый век Елизаветы, одетый в золото и шелк» закончился.Началась эпоха классицизма. Следующая хозяйка Царского села Екатерина IIповелевает создать у себя в резиденции «греко-римскую рапсодию». ВРоссию приглашен никому не известный английский мастер Чарльз Камерон.Тридцатишестилетний архитектор возводит поистине божественные творения.Агатовые комнаты, холодные термы, висячий сад и галерея. При строительствеКамерон использовал грубый камень, чтобы создать иллюзию древности. Наиболеелюбопытными в его исполнении были термы, почти полностью повторяющие античныепрототипы. С бассейном под балдахином, теплой ванной и баней. Последняя,правда, была обыкновенной русской парной, но это нисколько не портилоудовольствия.
Период правления Екатерины II считают«золотым веком» Царского Села. Огромные средства уходят на расширениеи реконструкцию парков,
создание Китайской деревни — очаровательного капризаее величества. Но после смерти императрицы в Царском наступило затишье,длившееся недолгий период правления Павла I, который ненавидел все, что связанос именем матери.
11
ГЛАВА II
2. ЦарскоеСело во время правления Александра I
Впервые годы царствования Александра I Царское Село было, как будто, забыто. Двор жил летом на Елагином островеили в Петергофе; только в 1808 году император обращает внимание на запустениеЦарского Села. Император Александр I, проведший все детство и юность в ЦарскомСеле, как известно, в манифесте о вступлении на престол объявил, что будетцарствовать «по закону и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей БабкиГосударыни Императрицы Екатерины Великой». В отношении к Царскому Селуслова эти, как будто, руководили императором во всех мероприятиях. В памятьвойны с французами были поставлены монументальные ворота «Любезным МоимСослуживцам»; пришедшие в ветхость Большие оранжереи капитальноперестроены одним из лучших архитекторов того времени — Стасовым; неподалеку отАлександровского Дворца возникла Императорская ферма; на месте старогоЛюстгауза, была выстроена искусственная руина — Шапель; старая каменная оградазверинца разобрана, и материал от нее пошел на постройку фермы, Шапели и зданиялам. По мысли императора Александра, в самом Большом дворце, во флигеле,построенном в конце царствования Екатерины для детей Павла Петровича, былоучреждено новое высшее учебное заведение — Императорский Царскосельский Лицей.
Последний раз ночевал император в Царском Селе в1825 году по дороге в Таганрог,простившись уже, столь необыкновенным образом, с Петербургом. Здесь раннейвесной 1826 года, встретили его бренные станки император Николай I и царскаясемья.
12
ГЛАВА III
3. Царское Село во время Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.
1.1Николай I
Родившисьв Царском Селе, «Рыцарь Николай», став Императором, делил свой летнийотдых между Петергофом и Царским Селом. Государь жил всегда в Александровскомдворце. При императоре Николае продолжалось украшение и развитие Царского Села.В самом Царском Селе построен был, по повелению Государя, городскойЕкатерининский собор; в парке, на месте старого Монбижу, закончена постройкаАрсенала, в котором сосредоточилась богатейшая коллекция оружия, личнопринадлежавшая Императору. На месте упраздненного благородного Лицейскогопансиона был помещен Александровский кадетский корпус для малолетних; паркукрасился красивыми воротами, Турецкой баней и значительно расширился. Вцарствование императора Николая I в Царское Село была проведена первая в Россиижелезная дорога, на которую публика смотрела как на новое развлечение, аспециалисты — как на вполне непрактичную в нашем климате затею.
1.2. Александр II
Вцарствование Императора Александра II город продолжал развиваться и в нем былаоткрыта классическая гимназия, не было возведено каких-либо новых большихдворцовых зданий, но все существовавшее поддерживалось в образцовом порядке ибыл разбит новый Баболовский парк.
13
1.3. Александр III
Вцарствование императора Александра III Двор мало жил в Царском Селе. Государьизбрал для своего пребывания левый флигель Александровского дворца. В этоцарствование на долю Царского Села выпала честь быть первым городом не только вРоссии, но и в Европе, который весь был освещен электричеством. С 1894 годаЦарское Село развивается чрезвычайно быстро. До 1905 года Двор проводил вЦарском Селе начало зимы и раннюю весну, а с этого года проводит всю зиму. Поповелению Его Величества, в 1895 году были произведены значительные переделки вАлександровском дворце. Царское Село получило образцовый водопровод иканализацию. Царское Село к началу XX века становится одним из наиболее здоровыхи благоустроенных городов России.
1.4. Николай II
НиколайII, которому суждено было стать последним Российским Государем, родился вАлександровском дворце. Это был его любимый дворец в Царском Селе и сюдаНиколай II привез в 1895 году свою невесту, принцессу Алису Гессенскую. С 1905года Александровский Дворец становится постоянным домом для царской семьи. Егоназывали «малой столицей империи». Здесь родились четыре дочери императорскойсемьи. В Александровском Дворце проходили заседания Государственного Совета иаудиенции иностранных посланников, сюда приезжали с докладамиминистры. На долю Царского Села выпала тяжкая участь- стать свидетелем громкой славы Российского престола и его горького стыда.Царское Село стало местом, где Николай отрекся от престола. Здесь
14
была арестованався императорская семья. Именно Царское проводило Романовых в Сибирь, где ихуже ждала смерть.
2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Через несколько дней,вернувшись из ставки главнокомандующего, стал арестантом в собственном дворце.Царская семья провела в заточении здесь несколько месяцев. В августе 1917 годасемья была отправлена в Сибирь. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года царская семьябыла расстреляна в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге4.
15
ГЛАВА IV
4. Печальные годы для Царского Села
1917 год разрушительным вихрем пронесся над Царским Селом. И изменил всю жизнь в Царском Селе. Город превратился в один из многих провинциальных городов России. Но все сокровища дворцов были открыты для обозрения. С 1919 года, после отстранения от должностей ведущих искусствоведов Детско-сельских дворцов, начинается разбазаривание музейных ценностей. Как свидетельствуют документы, открывшиеся в последние годы, был разработан подробный план перевозки целого ряда картин в Эрмитаж. Тогда же многие, считающиеся «малоценными», предметы,
принадлежащие ранее императорской фамилии, были розданы по решению Наркомпроса сотрудникам музея — Екатерининского Дворца.
Но особенно большой урон музейным коллекциям принесла деятельность Экспертной комиссии, созданной в феврале 1919 года и возглавляемой А.М.Горьким. В ее функции входило комплектование Антикварного экспортного фонда из национализированных культурных ценностей для продажи их за границу. За два года работы комиссия отобрала сотни тысяч экспонатов на сумму в несколько миллиардов золотых рублей.
Затем для организации и налаживания связей с крупнейшими антикварными фирмами Запада в Берлин была направлена М.Ф.Андреева, а в Париж, Лондон, Флоренцию, Рим — другие члены комиссии.
Изъятием ценнейших предметов из дворцовых коллекций занимались в первые послереволюционные годы многочисленные ведомства. Об этом говорят постановления Совета Обороны от 10 октября 1919 года «об использовании ценностей для товарооборота», тезисы Совнаркома о создании «налогового фонда» из драгоценных камней для получения кредита от
16
заграничных банков, постановление Совнаркома от 26 октября 1920 года, установившего премию за «Быстрейшую продажу за границей вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией».
В дальнейшем изъятие отдельных произведений искусства производилось не только по письменным распоряжениям, но и на основании простых телефонограмм. Но, несмотря на все сложности и проблемы, связанные с новым историческим периодом в жизни страны, в музеях и парках города налаживается музейная жизнь. В 30-е годы развернулась исследовательская и экскурсионная работа, издавались очень скромные путеводители, открывались новые выставки. Впервые миллионы экскурсантов увидели сокровища русской культуры.
В 1937 году в год 100-летия со дня гибели А.С.Пушкина город стал
именоваться именем великого поэта — город Пушкин. С тех пор название не менялось, но старожилы свой город называют по-старому, как и положено этому величественному месту, — Царское Село.
Страшное слово «война» ворвалось в мирную жизнь 22 июня 1941 года в солнечный день в разгар большого народного гулянья в Пушкинских парках. 17 сентября фашисты захватили город Пушкин. Оккупанты заняли под казармы и жилье для офицеров залы Екатерининского и Александровского дворцов, многие особняки, санатории, детские учреждения. В здании Лицея разместились танкисты, в павильоне «Эрмитаж» — зенитчики.
Свой штаб фашисты разместили в Александровском дворце, здесь же расположилось гестапо, в подвалах дворца тюрьма. Нижний этаж Екатерининского дворца был превращен в гигантский гараж, Дворцовая церковь — в стоянку и мастерскую для велосипедов и мотоциклов.
Два с половиной года находились оккупанты в городе Пушкине. Многие пушкинцы были отправлены в концлагеря. Людей расстреливали за любое нарушение оккупационного режима. Казни проводились в центре города. На
17
одном из мест казни в 1998 году возведена Часовня Святого Благоверного Князя Игоря Черниговского. Летом 1942 года была вывезена облицовка стен знаменитой Янтарной комнаты, о которой будет рассказываться ниже.
14 января 1944 года началось наступление советских войск по снятию блокадного кольца Ленинграда, а 24 января город Пушкин был освобожден от
фашистских захватчиков. В послевоенные годы город Пушкин — сокровищница русской архитектуры, литературы и искусства, подобно птице фениксу, был возрожден из руин.
И в наши дни особенно хороши уютные улицы Пушкина в теплые тихие весенние вечера, когда в парковых аллеях, вдоль городских магистралей, во дворах буйно цветет сирень, на деревьях появляется молодая
зелень, наполняя воздух неповторимым ароматом. Во дворцах и павильонах
Царского Села сейчас располагается музей: открыты постоянные экспозиции, действуют временные выставки.
18
ГЛАВА V
5. Янтарная комната — одно из величайших творений человечества
Янтарная комната располагалась в так называемой «Золотой анфиладе
парадных залов Екатерининского дворца. По линии север-юг она сообщалась с Картинным и Портретным залами, а с восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.
Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем в Зимнем дворце - живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные королевские короны. Другие геральдические символы - прусский орел и вензель Фридриха I «FR» (Friedrich Rex) - чередовались на цокольных панелях. Узкие янтарные панно были оформлены гравировками по янтарю с изображениями морских пейзажей. Богатая отделка стен Янтарной комнаты дополнена живописным плафоном и наборным паркетом. Паркет Янтарной комнаты исполнен в 1764 г. по рисункам В. И. Неелова из ценных пород дерева — палисандра, ореха, красного сандала, клена. В годы Второй мировой войны паркет утрачен и
воссоздан бригадой паркетчиков-реставраторов под руководством
19
Е. Ф. Кудряшова.
Архитектор Ф. Б. Растрелли, столкнувшись с проблемой несоответствия площади янтарного кабинета (около 36 кв. м) и габаритов предназначенного для размещения панелей зала (более 96 кв. м), был вынужден перекомпоновать все детали кабинета. Он разместил панели симметрично на трех стенах (четвертую, западную занимали окна) и разделил янтарные панно зеркальными пилястрами. Заключенные в резные золоченые рамы, эти пилястры были увенчаны необычными капителями в виде женских головок, как бы вырастающих из завитков рокайля. В центре поля зеркала-пилястры - золоченые бронзовые светильники с фигурками попугаев.
Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ. В соответствии с новым замыслом короля, янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные панели. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами - Г. Турау и Э. Шахтом. Этот эт