Реферат по предмету "Финансы"


Налоговая система 10

--PAGE_BREAK--
Суть теории обмена – безвозмездный характер налогообложения, т.е., платя налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержке порядка и др.

Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей, налог – плата за услуги, которые предоставляет государство каждому гражданину, — охрану личной и имущественной безопасности, защита государства от внешних врагов.  Никто не может отказываться от налогов, что является платой граждан за получаемые выгоды. Согласно теории наслаждения налоги – это цена, которая платится гражданином за получаемые удовлетворения от общественного порядка, справедливого правосудия, защиты личной собственности, за возможность пользоваться качественными дорогами, чистой водой, народным образованием.

Теория налога как страховой премиирассматривает налоги как платеж, который платится на случай наступления какого-нибудь риска.  Налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д.

Приверженцы классической теории рассматривают налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы по содержанию правительства. При этом какая-нибудь другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится; пошлина и сборы не рассматриваются как налоги.

Центральная идея кейнсианской теории состоит в потому, что налоги – это главный рычаг регулирования экономики и один из слагаемых ее развития. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителей относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории явл-ся зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, т.к. представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.  А для этого необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережение, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

Теория монетаризма, разработанная амер. экономистом М. Фридманом, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Т.е. монетаристкая теория основана на количественной оценке денежного обращения, согласно которой налоги рядом с другими компонентами влияют на обращение, изымая лишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории) и тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.

Теория экономики предложенияв большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирование. Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т.к., по мнению сторонников  этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. 

Нужно признать, что не всегда повышение нормы налогообложения в стране приводит к увеличению объема налоговых поступлений в государственную казну. Для анализа оптимальной нормы налогообложения учеными часто используется теория известного американского экономиста Лаффера. С помощью кривой Лаффера, что является основой этой теории, доказано: если высота налоговых ставок достигает определенного критического уровня (Т0), дальнейшее повышение нормы налогообложения приводит  не к увеличению, а наоборот — к уменьшению налоговых поступлений.


Рис. 2 Крива Лаффера

Лэффер установил, что рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.

Т.о., когда нал.ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращается стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики.

 Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Леффер считает 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджетов. А вот при 40-50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в запретную зону действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

К частным теориям налогов относятся теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения и теория перекладывания налогов (табл. 1.2).

Таблица 1.2 — Частные теории налогов



Название

Период

Суть теории

Теория соотношения прямого и косвенного налога

Раннее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

Конец средних столетий

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

Конец ХІХ ст.

Необходимо поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

Разные времена

Единый налог – это единый, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в одном размере для всех или процентные ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория перекладывания налогов

Середина ХVІІ ст.

Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена



4. Функции налогов.

Сущность налога как экономической категории проявляется через те функции, которые они выполняют. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения национального дохода. В экономической и юридической литературе нет однозначности в определении функций налогов. 

О. Д. Василик в своем учебнике «Теория финансов» утверждает, что налоги выполняют фискальную и стимулирующуюфункции (Василик О. Д. Теорія фінансів: Підручник.— К.: НІОС, 2000. — С. 206).

Авторы учебника «Налоговая система Украины» под редакцией В. М. Федосова высказывают мысль, что в современных условиях налогам присущие две функции — фискальная и регулирующая (Податкова система України: Підручник / За ред. В. М. Федосова. — К.: Либідь, 1994. — С. 14—15).

Такая же точка зрения и у авторов учебника «Финансы» под редакцией Л. А. Дробозиной (М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 156).

 Некоторые экономисты наделяют налоги такими же функциями, которые выполняют финансы, т.е. распределительной и контрольной (Теория финансов: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. — Минск: Вышэйшая школа, 1997. — С. 299).

Наибольшее количество функций выделено М.П. Кучерявенко. Он считает, что налоги выполняют такие функции: фискальную, регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную, накопительную (Основы налогового права: Учебное пособие. Под ред.проф. Н.П. Кучерявенко. – Харьков: Легас, 2003. – С.54-56).

На наш взгляд, сущность налогов и их специфика наиболее раскрываются через фискальную, регулирующую и  стимулирующую функции (рис. 3).


Рис. 3 Функції податків

Первой исторически возникла фискальная функция. Ее сущность заключается в обеспечении финансирования и поступления денежных средств в государственный бюджет. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех физических и юридических лиц, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное назначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнение своих собственных функций.

Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процессе перераспределения части стоимости внутреннего продукта. Ведь, в конечном итоге с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП.

При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значения фискальной функции возрастает, что является соответствующей реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, осложнение процесса современного производства, возникновение новых социальных проблем. Именно фискальная функция определяет появление и проявление других функций налога.

В рамках этой функции можно выделить две подфункции – контрольную и распределительную. Контрольная подфункция налогов заключается в организации поступлений, фиксации и учета количества налогов и размера каждого из них, а также оценке эффективности каждого канала поступления налогов. Выполнение этой функции предусматривает не только осуществление контроля за получением налогов, а и применение разных штрафных санкций к нарушителям. Кроме этого выполнение этой функции предусматривает также внесение постоянных изменений в систему налогообложения с целью повышения ее эффективности. В значительной мере эффективность осуществления этой функции зависит от существующей в государстве налоговой дисциплины, законопослушных налогоплательщиков и их отношения к государству. Главной целью этой функции является достижение того, чтобы все налогоплательщики платили налоги своевременно и в полном объеме. Контрольная подфункция проявляется лишь в условиях действия распределительной подфункции.

Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование больших межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. 

Сущность регулирующей функциизаключается в перераспределении стоимости валового национального продукта между государством и налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами. Налоги, когда выполняют эту функцию, образовывают такие механизмы, которые обеспечивают баланс личных и общегосударственных интересов. Целью выполнения этой функции является обеспечение непрерывности инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, содействие увеличению денежных средств.

Выполнение этой функции состоит в следующем:

1. Определение системы налогообложения, которая действует в государстве. В процессе выполнения этой функции определяется система налогообложения, т.е. все налоги, которые существуют в государстве должны платиться. Но система налогообложения должна постоянно приспосабливаться к особенностям развития экономики государства, ситуаций, которые сложились, реформ, которые запланированы к внедрению и др. Поэтому важное место занимает не только определение, а и усовершенствование системы налогообложения, замена существующих налогов другими, усовершенствование действующих налогов, замена методики их расчета, уплаты и др.

2. Эффективность применения налогов зависит от их прогрессивности, возможности получения любых льгот и общего уменьшения уплаты налогового платежа в пределах действующего законодательства. С помощью льгот по налогам государство имеет возможность регулировать и влиять на конъюнктуру общегосударственного рынка товаров и услуг. Установление льгот по налогам предприятию дает возможность увеличить свои доходы, прибыль, снизить расходы и цену изделия, увеличить реализацию продукции. И, наоборот, увеличение размеров уплаченных налогов приводит к увеличению цены и уменьшению объемов производства.

3. Определение налоговых ставок. Государство устанавливает ставки налогообложения по налогам и осуществляет  их дифференциацию согласно действующей системе и особенностям развития экономики. Дифференциация проводится в зависимости от вида предприятия и формы собственности, направления деятельности, объемов производства или предоставление услуг, важности его для потребителей или для государства и др.

В пределах выполнения этой функции можно выделить стимулирующую, сдерживающую, воспроизводственную и социальную подфункции.

Налоги играют важную роль в социальной жизни общества, выполняя социальную функцию. Социальная функция выражается в поддержке социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. От размеров и количества налогов зависит благоустройство граждан государства.

По мере повышения гибкости налоговой системы государственные органы все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы с целью смягчения социального неравенства. Широко распространенные налоговые льготы многодетным семьям, студентам и лицам, которые повышают свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, фермерам, но эти льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер.

Налоговое влияние сдерживающей подфункции оказывает содействие увеличению налоговой нагрузки (в случае осуществления плательщиком именно тех операций или видов деятельности, в которых не заинтересованно государство), вследствие чего увеличиваются непроизводительные расходы субъекта хозяйствования, а рентабельность его деятельности (рассчитанная на основе чистой прибыли) снижается. Именно этот результат влияния таких мероприятий заставляет плательщика соответствующим образом откорректировать свою хозяйственную политику и изменить те экономические решения, которые идут вразрез с налоговой составляющей экономической политики государства.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.  Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизведение минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Сегодня положение о том, что налоги могут стимулировать хозяйственную (предпринимательскую) активность уже не является дискуссионным, но до сих пор нет единой мысли относительно вопроса выполняют линалоги самостоятельную стимулирующую функцию или она является подвидом регулирующей. Мы считаем, что стимулирующую функцию налогов нужно рассматривать и как подфункцию регулирующей функции, и как самостоятельную функцию налогов. При этом их содержание является разным. Если в первом случае речь идет о стимулировании путем осуществления дискреционной налоговой политики и касается избранного круга плательщиков, то во втором случае — о внутреннем присущем налогам свойстве стимулирования эффективного использования производственных ресурсов и деловой активности всех налогоплательщиков.

У разных налогов направление действия стимулирующей самостоятельной функции налога разное. Раскрывая самостоятельную стимулирующую функцию налога на добавленную стоимость можно отметить что, применение метода налогового кредита (кредитный метод) при исчислении обязательств по НДС может вызвать трудности у производителей и торговцев, связанные со временным отвлечением оборотного капитала, в связи с авансированием уплаты налога на добавленную стоимость на промежуточных этапах процесса производства (т.е. существование временного лага между уплатой налога в цене приобретенных материальных ресурсов и возмещением этой суммы после реализации произведенной предприятием продукции благодаря перечислению в бюджет разности между полученным и уплаченным налогом). Вместе с тем исчисление обязательств по НДС таким образом  и зависимость величины временного лага от продолжительности производственного цикла и скорости реализации производственной продукции стимулирует производителей и торговцев совершенствовать собственные товарные и маркетинговые стратегии, повышать потребительские качества продукции, которая предлагается на рынке. А стимулирующая функция как подфункция регулирующей проявляется, например, в предоставлении льгот отдельным областям промышленности (такой вид льготы действует с 1.01.2005 года до 1.01.2012 года на Украине относительно судостроительной промышленности, которая реализуется в освобождении от обложения налогом операций по импорту материалов, которые используются для строительства судов).

 Относительно такого платежа как плата за землю, который занимает большой удельный вес в расходах промышленных предприятий, самостоятельная стимулирующая функция этого налога проявляется в повышении эффективности использования производственных площадей. Как подвид регулирующей функции она проявляется, например, в освобождении от платы за землю предприятий самолетостроительной промышленности до  1 января 2016 года на соответствующих территориях.

Механизм реализации стимулирующей функции как подфункции регулирующей состоит в использовании изменений элементов налога и механизма налогообложения, а как самостоятельной функции — в установлении объектами налогообложения тех или других видов экономических ресурсов, доходов или расходов потребления. Направления действия стимулирующей функции налогов показаны на рис. 4.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.