Содержание стр.
Введение………………………………………………………………………
1.Подтверждение соответствия услуг ………………………………………
2.Система добровольнойсертификации……………………………………
2.1.добровольная сертификация туристского продукта……………..
2.2. органы посертификации…………………………………………..
2.3. знакисоответствия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованнойлитературы………………………………………..
Введение
Тема контрольной работы по дисциплине «Правовоеобеспечение социально-культурной сферы и туризма» — звучит как сертификациятуристского продукта.
Как известно, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 июля 2003года утратили свою юридическую силу:
· ЗаконыРоссийской Федерации о стандартизации исертификации,
· соответствующиеположения Закона о туризме,
· атакже другие нормативно-правовые идокументы, которые предусматривают обязательную и добровольную сертификацию в отношениитуристского продута и туристских услуг.
В соответствии с Законом должны бытьприведены отдельные нормы ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» по вопросам нормирования требованийк продукции, работам и услугам, а также правилам подтверждения соответствия.
В частности, это относится к ст. 474,542 ГК РФ, где упоминаются государственные стандарты, атакже к ряду статей Закона РФ «О защитеправ потребителей» (понятие «стандарт» в преамбуле, п.5 ст.4, п.4 ст.7, п.2 и 3ст.10, ст.26, 38, 42, 45).
Поэтому, при применении законодательства о туризме, а также другихактов, регулирующих вопросы оказания услуг, необходимо руководствоваться нормами Закона,относящимися к этому объекту технического регулирования.
В введение данной контрольной работы необходимовыделить ее цель. Целью данной контрольной работы является изучение с теоретической точки зрения такоговопроса как сертификация туристского продукта.
На основании цели здесь также необходимо указатькруг основных задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей основнойчасти контрольной работы:
· Рассмотретьтакой аспект сертификации туристского продукта как подтверждение соответствия услуг, при этомрассказать в целом о новом ФЗ РФ «О техническом регулировании»
· Раскрытьвопрос о системе добровольной сертификации, при этом уделить внимание такимаспектам как:
— добровольная сертификациятуристского продукта
— органы по сертификации
— знакисоответствия
1. Подтверждение соответствия услуг
Прежде чем говорить о сертификациитуристского продута, необходимо дать общее определение понятия «сертификация» идругих основных понятий, которые также связаны с сертификацией турпродукта.
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.[1]
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениямстандартов или условиям договора.
Система сертификации - совокупность правил выполнения работ посертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Также необходимо отметить тот факт,что с июля месяца 2002 года обязательную сертификацию туристского продукта соответствующими правовыми актами отменили.
Как известно, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 июля 2003года утратили свою юридическую силу:
· ЗаконыРоссийской Федерации о стандартизации исертификации,
· соответствующиеположения Закона о туризме,
· атакже другие нормативно-правовые идокументы, которые предусматривают обязательную и добровольную сертификацию в отношении туристскогопродута и туристских услуг.
Согласно Федерального Закону «Отехническом регулировании», подтверждение соответствия означает документальное удостоверение соответствия продукции и иныхобъектов технического регулированиятребованиям, установленным для них вопределенных Законом документах.
В соответствии с концепцией Закона об установлении на работы и услуги требований,исполняемых только в добровольномпорядке, они исключены из объектов обязательного подтверждениясоответствия. Подтверждение соответствия туристского продукта можетосуществляться только в формедобровольной сертификации.
Изложенные в статье 18 Закона «Отехническом регулировании» цели подтверждения соответствия являются общими длявсех технического регулирования, независимо от ихпринадлежности к объектам обязательногоили добровольного подтверждениясоответствия, а именно:
· удостоверениесоответствия продукции, процессовпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,работ, услуг или иных объектовтехническим регламентам, стандартам,условиям договора;
· содействиеприобретателям в компетентном выборе продукции, работ услуг;
· созданиеусловий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, атакже для осуществлениямеждународного экономического,научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Установленные в п. 1 статьи 19 данного закона принципы подтверждения соответствия распространяются на обязательнуюи добровольную формы подтверждения.
На них распространяется и норма п. 2статьи 19 о разработке и применении подтверждения соответствия независимо от страны происхождения продукции, осуществления процессов, работ иуслуг, видов сделок и их участников.
Перечислим основные принципы подтверждения соответствия согласно ФЗ «Отехническом регулировании»:
· доступностьинформации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованнымлицам,
· недопустимостьприменения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношениикоторых не установлены требования технических регламентов,
· установление перечня форм и схем обязательногоподтверждения соответствия в отношенииопределенных видов продукции всоответствующем техническом регламенте,
· уменьшениесроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя,
· недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации,
· защитаимущественных интересов заявителей, соблюдениекоммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия,
· недопустимостьподмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификации.
Закон сохранил принципиальныеположения осуществления добровольной сертификации, в частности, осуществленияподтверждения по инициативезаявителя на условиях договора междузаявителем и органом по сертификации.
В соответствии с новой системой документации новая добровольная сертификация проводится на соответствие национальным стандартам, стандартаморганизаций, характеристикам услуг, предусмотренным системами добровольной сертификации или договорами.
Следует отметить, что два последних документа раннее непредусматривались. С другой стороны, в указанный перечень документов, на соответствие которым проводится добровольная сертификация, не включены ТУ,рецептуры и подобные им техническиедокументы, хотя ранее они взаконодательстве упоминались.
Также необходимо отметить тот факт,что добровольное подтверждение соответствия на территории Российской Федерацииосуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждениесоответствия осуществляется в формах:
· принятия декларации о соответствии
· иобязательной сертификации.[2]
2. Система добровольной сертификации.
2.1.добровольнаясертификация туристского продукта
Порядок создания и функционированиясистемы добровольной сертификации претерпел существенные изменения. Создать такую систему теперь можети юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Это изменение лишний раз подчеркивает предпринимательскийхарактер деятельности. Система добровольной сертификации может считаться созданной при выполнении требований (п. 2, статья 21 данного закона).
Также необходимо обратить вниманиена перечень сертифицируемыхобъектов и их характеристики.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются:
· продукция,
· процессыпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
· работыи услуги,
· атакже иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Договор на проведение добровольной сертификации объектов, непредусмотренных документами системы сертификации, может быть признан судом недействительным как заключенный с нарушением специальной правоспособности лица,осуществляющего функции органа посертификации (статья 173 ГК РФ).
Правила выполнения работ в системе,кроме определения организационных основ,должны включать схемы сертификации,порядок идентификации и оценки объектов сертификации, форму сертификатасоответствия, порядок его выдачи, приостановления или прекращения действия и т.д.
Вопрос о регистрации систем добровольной сертификации изложенв п. 3 статьи 21 данного закона таким образом, что может толковаться по-разному. Выражение «может быть зарегистрирована» придает сертификации необязательный характер.
Согласно п. 4 статьи 21 закона отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случаях непредставления документов, предусмотренных в п. 3 или изображения знака соответствия с ранее зарегистрированными.
Таким образом, Законом непредусмотрен отказ в регистрации системы добровольной сертификации в связи с выбором объекта сертификации и их характеристик, несовершенством правил выполнения работ, определением участников системы и т.п.
Установленный в пункте 4 перечень оснований для отказа в регистрации системы являетсяисчерпывающим и может быть изменен только законодательно.
Порядок судебного обжалования отказа в регистрации определяется в зависимости от юридического статуса участников и правовой природы отношений, возникающих между ними при регистрации.
Предметом жалобы является уведомление об отказе в регистрации, которое согласно Закону, должно содержать основание отказа.
Уведомление должно быть квалифицированно как решение государственного органа по делу, возникшему из административных правоотношений в связи спредпринимательской деятельностьюжалобщика. Согласно статье 24 АПК РФ такие дела подведомственны арбитражным судам.
2.2. органы по сертификации
В отличие от Закона о сертификации, Закон «Отехническом регулировании» не содержитуказания об осуществлении добровольной сертификации специальным органом, а ограничивается только перечислением его функций.
На существование органа по добровольной сертификации прямо указано в п.1 статьи 21 Закона «Отехническом регулировании».
Закон не содержит каких-либо специальных требований к форме собственности и рганизационно – правовой форме юридического лица,выполняющего функции органа по добровольной сертификации.
Деятельность органа является коммерческой, на него распространяется соответствующие правила ГК РФ.
Согласно принципам технического регулирования (статья 3 данногоЗакона), органы по сертификации должныбыть независимы от изготовителей,продавцов, исполнителей и приобретателей продукции, работ и услуг; их функциине могут выполняться органами государственного контроля и органами поаккредитации.
Понятие органа по сертификации в статье 2 Закона носит общий характер.Определено, что органом по сертификации может быть юридическое лицо илииндивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке.
Закон не содержит конкретного указания на необходимостьаккредитации органа по добровольнойсертификации и порядок ее осуществления.
В тоже время в отношении органа по обязательной сертификации на это указано прямо (статья 26 данногозакона). То есть, либо «забыли» указать на необходимость аккредитации органа по добровольной сертификации, либо в определении понятия «орган по сертификации» не указали,что это касается только обязательной сертификации.
Функции органа по добровольнойсертификации в Законе в основном не претерпели изменений по сравнению с Законом РФ о сертификации, тоесть орган по сертификации:
· осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия
· выдаетсертификаты соответствия на объекты,прошедшие добровольную сертификацию
· предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знакасоответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации.
Закон не содержит никаких предписаний о форме и содержании сертификата соответствия при добровольной сертификации.
Этот вопрос может быть решен ПостановлениемПравительства РФ или в рамках системы добровольной сертификации на основании рекомендаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Предоставление заявителям права на применение знака соответствия данной системы добровольной сертификации осуществляется всоответствии с договором опроведении сертификации.
Основания для приостановления илипрекращения действия сертификата соответствия Законом не определены. В принципе такими основаниями могут быть те или иные нарушения правил системы добровольной сертификации или условий договора о проведении сертификации.
2.3. знаки соответствия
Согласно закону знаки соответствия применяются только для маркировки объектов технического регулирования, прошедших добровольнуюсертификацию на соответствие требованиямсистемы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Порядок применения знака соответствия устанавливается в правилах систему добровольной сертификации или в документах национального органа постандартизации.
Оба указанных порядка обязательны для заявителей как условие договора о добровольной сертификации.
В случае применения знакасоответствия без проведения добровольнойсертификации в установленномЗаконом порядке и без разрешения органа по сертификации виновное лицо можетбыть привлечено к гражданско-правовойответственности за причинение вреда имущественным интересам на основании статьи 1064 ГК РФ.
Незаконное применение знака соответствия при реализации товаров, работ и услуг является по существу способом обмана приобретателей и нарушением их прав на получение достоверной информации о реализуемом товаре, работе, услуге.
Указанные действия могут повлечь административную ответственность индивидуальных предпринимателей, должностныхи юридических лиц на основании статьи 14.7. (обман потребителей) или статьи 14.8. (нарушение иных прав потребителей) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Обманпотребителей в значительном иликрупном размере влечет уголовную ответственность виновных лиц на основании статьи 200 УКРФ. [3]
Заключение
Подведем итоги данной контрольной работы подисциплине «Правовое обеспечение социально-культурнойсферы и туризма» по теме сертификация туристскогопродукта.
В целом хотелось бы отметить,что автор данной контрольной работы постарался максимально полно с теоретическойточки зрения рассмотреть основной вопрос — сертификация туристского продукта.
В первой главе рассматривался вопрос в целом о новомФедеральном Законе Российской Федерации «О техническом регулировании» от 1 июля2003 года.
Также были даны общие определениятаким понятиям, как:
· сертификация
· системасертификации
· сертификатсоответствия.
Чтокасается второй главы данной контрольной работы, то в ней автор работыподробным образом рассмотрел вопрос о сертификации туристского продукта, изучилкомпетенцию органом по сертификации в соответствии с новым законодательством,раскрыл сущность такого понятия как №знак соответствия».
На основании всего материала, которыйбыл подробным образом изложен в основной части, можно говорить о том, что цельданной контрольной работы выполнена.
Соответственно те задачи, которыеавтор обозначил в введении контрольной работы, достигнуты.
Список использованной литературы:
1. Гуляев В.Г. Правовое регулированиетуристской деятельности. –М.: Нолидж, 1998 год.
2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. –М.: финансы и статистика, 2002 год.
3. Сенин В.С. Организация международноготуризма. – М.: финансы и статистика, 2000 год.
4. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.,2000 год.
5. Туризм: практика, проблемы,перспективы». № 1, 2004 год.
6. Туризм: практика, проблемы,перспективы». № 11, 2003 год.
7. ФЗ РФ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.
[1] ФЗ РФ«О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. ( статья 2).
[2] Туризм:практика, проблемы, перспективы». № 1, 2004 год… С. 22-25
[3] Туризм:практика, проблемы, перспективы». № 11, 2003 год.