Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный техническийуниверситет
Курсовая работа по дисциплине
Экономика сферы услуг
на тему: организация и перспективыразвития туризма в Украине
Выполнил:
студент группы ЭП – 32д
ЗинченкоВ. А.
Проверил:
ФилинковА. М.
Севастополь
2005
Содержание
Введение 3
1. Понятие, формы и виды туризма 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Типы туристов 7
1.3 Виды и формы туризма 8
2. Рынок туризма в Украине 11
3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма вУкраине 23
3.1 Проблемы национального рынка туризма 23
3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции 27
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение А 31
Введение
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическимявлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических,экономических, научных и культурныхсвязей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Сэкономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами,развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в числонаиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерноедействие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от целитакового.
Человеку на протяжении всейего эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новыхземель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Онисыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всёэто послужило причиной возникновения особой формы путешествий –туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.
С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятийпитания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями.Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов,которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.
Туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками,географами и представителями делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические
материалы, отчёты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношенийв различных сферах.
Целью данной работыявляется рассмотрение туристических ресурсов Украины и определение перспективности использования ихгосударством.
1. Понятие,формы и виды туризма
1.1 Определениетуризма
Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включаетв себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами,пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других —это поездки по историческим местам, длятретьих — путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризмчрезвычайно разнообразен.
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовыйфеномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реальнопроникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризмстал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его непросто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собойсовокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождаютчеловека в путешествиях.
Туризм является разновидностью путешествий иохватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся запределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первыйвзгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мысовершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрелителепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользовались консультациейи услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важноопределить взаимоотношения между составными моментами туризма как отраслинародного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различныетолкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеютследующие критерии:
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке,которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однаконельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом иместом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычнойсреды.
Пребывание в другом месте. Главным условием здесьявляется то, что место пребывания не должно быть местом постоянного илидлительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовойдеятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому чтоповедение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведениятуриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условиемявляется и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или плакирующее находиться одингод или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постояннымжителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата трудаиз источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной цельюпоездки не должно быть осуществлениедеятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо,въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этойстране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не толькок международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждыйчеловек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другуюстрану) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте(или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определениятуризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, вотношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы,кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают встрану, и лица, сопровождающие этигруппы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик икритериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
деловые поездки, а также путешествия с цельюпроведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного местажительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с цельюсовершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своефункциональное место;
туризм — это не только важная отрасль экономики, но иважная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей еговнешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений,связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах неявляющихся местами их постоянного или длительного проживания и несвязанных с их трудовой деятельностью.
Это обобщенное определение в некоторых случаях можетбыть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание натерминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм»,которое произошло от выражения «великий тур». «Великий тур» означалпервоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в ХVII-XVIII в. молодыепредставители дворянства, а в ХIХ в.такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествийбыло знакомство с чужим культурами. Как и в прошлые столетия — во времена«великих туров» так и сегодня основное назначение туризма — знакомство сдругими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопониманиямежду ними.
Определение «туризм» охватывает не только такиефакторы, как путешествие и отдых, по и название одной из отраслей экономикиТуризм — это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельностьтуристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов ипосредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут бытьразличные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные. Таким образом, туризм — отрасль экономики, включающая всебя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.
1.2 Типы туристов
Изучая туризм,очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскимиуслугами пользуется? Туристов можно классифицировать по следующим признакам:
в зависимости от их активности; в зависимости от стиля жизни.
Традиционносреди туристов по их активности во время отдыха выделяют шесть групп:
Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск длятого, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятсяпосторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце,песок и море.
Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивыхтуристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий ипредпочитают светскую атмосферу.
Любители активного отдыха. Эти туристы любят природуи создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение ипребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха. В отличие от активноотдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано насоревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатсяфизических нагрузок.
Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный типтуристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познаниинового.
Любители приключений. Лишь немногие любители острыхощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергаю себядействительно серьезному риску. К питу искателей приключений можно отнеститаких туристов, которые ищут необычныхвпечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытатьсебя..
Классификация туристов на группы в зависимости отстиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и егоповедение не изолированно, а в связи с его жизненной позиции, отношением кразличным вещам и его желаниями.
При выделении групп туристов в зависимости от стиля их в основу положен не какой-тоотдельный критерий, а отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно,так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильнымизменениям во времени.
В зависимостиот стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
Любители наслаждений. Представители данной группыпредъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения…От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабостиили дать себе спортивную нагрузку.
Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих вданную группу, отдых— это возможность найти и проявить себя как личность. Этоотдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» имне нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины ивозможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды,интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительносемьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи,друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупаютуслуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживаютсебя сами.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристовэтого типа является возможностьотдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которыепроводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят,любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальниепоездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут бытьсохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.
1.3 Виды иформы туризма
В качестве признака, позволяющего классифицироватьпутешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такойклассификации следует исходить из основного мотива, побудившего человекаотправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все жеможно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или болеепродолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановленияорганизма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при которомдля лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы,климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм,ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный ипаломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических,культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие спознавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическимиотношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма являетсяпосещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризмавыступают поездки с целью посещения родственников, знакомых. друзей, а такжеклубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательноинтегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличииинтересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятсяпоездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки,которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
Экономический туризм — поездки, совершаемые изпрофессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок ит.д.
Политический туризм. Подразделяется надипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный сполитическими событиями и мероприятиями.
Иногда необходимость конкретизации туризма по егоформам возникает в связи с различной длительностью путешествии (продолжительныеи непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критериятакой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествияразличаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания то можносказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существуетмного возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям попроисхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания впутешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года илисезону.
На первый взгляд может показаться, что между формамии видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествиягруппируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, чтовиды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутреннимфакторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важнодля менеджмента.
формы туризма в зависимости от происхождениятуристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяетсяна внутренний и международный (в данном случае слово «происхождение» относитсяне к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства иработы).
Формы туризма в зависимости от его организации(организационной формы) В зависимости от форм организации различают паушальный(предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм.Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованныйкомплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет егосамостоятельно. Подобные туры называются также одиночным.
Формы туризма в зависимости от длительностипребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификацияв зависимости от продолжительности пребывания.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительнымипоездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки,однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановкитуристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это турыпродолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег.Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм.Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходныедни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях,средняя их продолжительность составляет 2—4 дня, т.е. они включают минимальноодин, максимально — три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возрастапутешествующих… При классификации форм туризма учитывается также возрастпутешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети,путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15—24 лет);относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25—44лет; экономическиактивные люди среднего (45—64 лет) возраста (путешествуют, как правило, бездетей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств.В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристовиз одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм,автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. Взависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификацияформ туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года.Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называетсятуристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны вразных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют идругие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобыклассификация туризма была более полной, Всемирная туристская организацияпредлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм —путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм —путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездноетуризм— путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основныетипы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категориитуризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; терминрегион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран.Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въезднойтуризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международныйтуризм» — въездной и выездной туризм.
2. Рынок туризмав Украине
Для глубинного понимания тех процессов, которыеприводят к возникновению и существованию упомянутых выше проблем в облаституризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась наэтом рынке услуг.
Несмотря на широкую «географию» туристов,которые приезжают в нашу страну, их преобладающую часть (78%) составляюттуристы с бывшего СССР, и в первую очередь — из России, Беларуси и Молдовы.Относительно других стран, более всего Украину посещают туристы из Венгрии,Словакии и Польши (табл.1). При этом часть иностранных туристов, которыепутешествуют в туристических группах, довольно незначительна — лишь 1.2%.Большинство граждан, которые, по существующей классификации, рассматриваютсякак иностранные туристы, фактически такими не являются, а посещают Украину послужебным или частным целям (в том числе — для ведения частного бизнеса). Вместе с тем это является яркимсвидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.
Таблица 1.2 – Распределение иностранных туристов по странами, из которыхони прибыли в 2003 году
Страны
Прибыло
вУкраину
Из них путешествовало
всего (тыс. чел.)
2003 г. в % к 2002 г.
в туристических группах (тыс. чел.)
В целом
страны бывшего СССР
из них:
Беларусь
Молдова
Россия
другие
из них:
Болгария
Великобритания
Греция
Израиль
Испания
Италия
Канада
Кипр
Китай
Германия
Польша
Румыния
Словакия
США
Турция
Венгрия
Франция
Чехия
6207,6
4838,7
1238,9
1292,8
2116,8
1368,9
29,8
24,1
9,0
28,6
5,9
17,2
11,1
1,3
8,4
62,5
256,1
38,9
149,0
46,0
22,7
440,9
20,9
75,6
84
90
90
109
81
74
43
113
86
137
84
77
84
37
78
94
40
55
62
83
68
87
92
96
75,5
36,1
2,0
0,7
32,9
39,4
0,1
2,2
0,3
4,2
0,1
1,1
1,1
0,1
0,2
7,9
2,3
0,1
0,7
6,0
2,1
0,2
0,7
1,2
Хотя практически вся территория нашей страны имеетдостаточный потенциал для развития туризма, тем не менее интенсивностьпосещений иностранными туристами её отдельных регионов очень разнообразна (табл.2).
При довольно значительных, а временами и уникальныхприродно-лечебных ресурсах Украины, лечебный туризм (по сравнению с специализированными зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такие виды туризмапривлекают лишь меньше чем 2% туристов (табл. 3).
Как свидетельствует осуществленный сравнительныйанализ, в Украине туристическая инфраструктура является недостаточно развитой ивместе с тем рациональной, что в объединении с низким качеством сервисапредопределяет его низкую привлекательность, и, соответственно, прибыльность нафоне аналогичных показателей в других странах Европы.
Таблица 2.2 — Распределение регионов Украины поколичеству посещений их иностранными туристами в 2003 г.
Количество посещений
Регионы
До 1 тыс.
От 1 тис. до 2 тыс.
От 2 тис. до 3 тыс.
От 3 тис. до 5 тыс.
От 5 тис. до 10 тыс.
От 10 тис. до 20 тыс.
От 20 тис. до 50 тыс.
Более 50 тыс.
Донецкая, Житомирская, Киевская (без г. Киева), Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области
Винницкая, Кировоградская, Ровненская, Херсонская и Черкасская области
Волынская и Днепропетровская области
Закарпатская (5), Запорожская (4,9), Ивано-Франковская (3,3), Николаевская (3,2) и Харьковская (3,4) области
Черновицкая (6) область
Севастополь (18,6)
Львовская (20,5) и Одесская (30,5) области
Киев (60,9) и Автономная Республика Крым (97,2)
Таблица 3.2 — Распределениеиностранных туристов по цели посещения
Показатели
Годы
2002
2003
2004
Количество туристов (всего)
в том числе с целью :
служебная, деловая поездка, бизнес-тур, обучение
досуг, отдых, спортивно-оздоровительный туризм
лечебный туризм
специализированный туризм
Другие
100
7,5
31,3
59,2
1,8
0,2
100
31,3
63,8
1,6
1,5
1,8
100
31,5
57,6
1,8
1,3
7,8
К сожалению, на сегодня мы можем констатировать лишь то, что на фоневозрастающей конкуренции на мировом рынке туристических услуг и вследствиедействия ряда факторов, о которых, будет идти речь ниже, отставание Украины отведущих туристических стран увеличивается, перемещая ее в «периферию»туристических потоков (в 2004 г. ее посетили в 20 раз меньше туристов, чем Францию- ближайшую к Украине по размерам, территории и численности населения ).Поэтому иностранный туризм до сих пор не играет надлежащей роли в хозяйственнойжизни Украины. Анализ официальной статистической информации свидетельствует оботрицательных чертах в развитии иностранного туризма в нашей стране в последниегоды. Поток иностранных туристов в неё уменьшается. Только за 2002-2004 гг.вдвое сократилось количество организованных туристов, почти втрое — частныепосещения Украины иностранцами и вчетверо — прибытия иностранногообслуживающего персонала. Такое сокращение происходит на фоне увеличения (впять раз) транзита иностранных туристов украинской территорией (табл.4). Всеэто дает основания утверждать о потере Украиной привлекательности как местамеждународного туризма.
Таблица 4.2 — Посещение Украиныиностранцами
Показатели
Годы
2004 г. в %
к 2003 г.
2002
2003
2004
Посещения (всего)
в том числе с целью:
туризм
служебная поездка
организованный туризм
частная поездка
обслуживающий персонал
транзит
14743,6
12103,7
1194,2
1414,4
9495,1
1740,4
899,5
12003,0
9858,7
1478,3
852,6
7527,8
845,7
1298,6
10656,4
6014,1
1548
712,5
3753,6
404,2
4571,4
74,5
49,7
129,6
50,4
39,5
23,2
508,2
В настоящеевремя туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихсяотраслей. Не случайно его называют феноменом XX века.
Туристскаядеятельность стала важнейшим источником валютных поступлений. Например, вИспании на нее приходится 35% экспорта, свыше 50 % — на Кипре и более 70 % — наГаити.
Достаточнобольшая и плотно населенная территория Украины в плане туризма развита покаслабо. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.
Таблица 5.2 - Показатели развития отрасли туризма в некоторыхстранах Европы в 1993г.
Страны
Количество туристов на 1 кв. км
Количество туристов на 1000 жителей