Содержание
1. Введение
3
2. Виды экономических систем
5
3. Рыночная экономика
6
4. Командно-административная система
13
5. Равновесие экономических систем
18
5. Заключение
21
6. Библиография
22
Введение
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономическиесистемы. В современной экономической науке понятие экономическая системаозначает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе наоснове действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.Системы отличаются под ходом и методами решения основных экономическихвопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многиезакономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможносуществование региональных моделей, различия между которыми обуславливаютсяуровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями иобычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью игеографическим положением.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономическиеотношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизми конкретные экономические связи между субъектами экономики.
В последние полтора-два столетия развития человеческого общества вмире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливовыделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистыйкапитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и двенерыночные системы — командно-административная и традиционная. В следующемразделе мы рассмотрим некоторые из них.
Вот уже 12 лет наша страна осуществляет переход к рыночнойэкономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемынам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой вэкономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночногохозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, чтозарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинногостроя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата историярынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачисостоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсыстоль громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нетисторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требованиявремени рыночный механизм современного западного общества.
Возникает также вопрос, на какие именно рельсы переводить. На рельсысвободного капитализма? Или на социально-рыночные?
Прежде чем начать, следует дать полное определение категории«экономическая система». Экономическая система — исторически возникшая илиустановленная, действующая в стране совокупность принципов, правил,законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основныхэкономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения,обмена и потребления экономического продукта.
Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы безслабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободнаярыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты,которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, какфункционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пятифундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должнанаходить ответы. Вот эти вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, чтоимеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то естьмного разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения воценках эффективности рыночной системы.
Виды экономических систем
Каждая новая формация, каждая новая цивилизация вносила свой вклад вэкономическую теорию. В результате, на сегодняшний день ученые насчитываютоколо 10 видов экономических систем. Многие из них уже отжили свое инеприменимы в условиях современного мира (натуральное хозяйство, традиционнаяэкономика и т.д.), другие являются весьма перспективными и без сомнения будутиспользоваться еще много лет (социально-рыночная система).
Разные экономические системы мира различаются между собой по своимидеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренныеразличия следующие:
a)
b)
Необходимо выделить следующие экономические системы:
· экономическаясистема, в которой производственные решения контролируются теми, ктоинвестирует капитал в частный бизнес. При этом акционерные компанииконтролируются акционерами, а мелкие и неакционерные предприятия — ихсобственниками)*
· экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частнойсобственности, но правительство в широких масштабах направляет и регулируетэкономический процесс)*
· экономическая система, сочетающая элементы капитализма игосударственного регулирования)*
· экономическая система, в которой производственные решения должны сообщаконтролироваться всеми гражданами, исходя из предположения безграничностиресурсов и технологических возможностей, позволяющих удовлетворить любыепотребности)*
· экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практикуиспользования ограниченных ресурсов)*
· тип хозяйственных отношений, при которых продукты труда производятсядля удовлетворения потребностей самих производителей. С развитием общественногоразделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным хозяйством)*
В данной работе не имеет смысла говорить о традиционной экономике,натуральном хозяйстве, так как эти системы давно отжили и не применимы всовременном динамичном мире. Поэтому рассмотрим подробней две экономическиесистемы, которые существуют в мире на сегодняшний день: рыночную экономическуюсистему (включая ее разновидности) и командно-административную.
Рыночная экономика
Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегдадолжны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикойсвободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современнойрыночной экономикой, которая является наиболее распространенной и на сегодня.Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продуктконвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличиеогромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнестиэту систему к рыночным.
Само слово «рынок» в русском языке является очень емким.Можно выделить несколько значений:
Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производстваи обращения, совокупность отношений обмена товаров.
Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, балансспроса и предложения.
Рынок — сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и междуними, связывающая производителей и потребителей продукции.
Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественноговоспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходитсяслышать, что рынок — одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, нодостигнуто оно было путем невероятно длительного процесса.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложиласьв XVIII в. и прекратиласвое существование к началу XXв. Условиями ее формирования стали три исторических явления:
1)
2)
3)
Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакойроли в распределении ресурсов. Все,абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашнимихозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от какого-то бы ни былогосударственного вмешательства. При этом ни отдельные люди, не организации незанимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшаяструктура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения илицентрализованного руководства.
Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственностьна инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов ипокупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночноерегулирование макроэкономической деятельности.
На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каждыйпреследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной.Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателейшколы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде «Богатствонародов». У Смита мы можем встретить в этой связи термин «невидимаярука». Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободногорынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляютсяневидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.
Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен существуетдо сих пор, пусть и с «примешиванием» государственного регулирования,является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такуюсвободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самуюсложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных иотношений, и модели которой дают лишь самое отдаленное представление овсеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическуютриаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами;покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориентироватьсяна спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальныхинтересах, стремится к получению максимального дохода; в условиях конкурентнойборьбы это ведет к появлению определенных выгод для покупателя. Для кого?решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.
Приведем пример, иллюстрирующий действие «невидимой руки»Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, естественно,собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелецстремится к снижению своих издержек, и корректирует процесс своегопроизводства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должносостоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалосьизобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большуюпопулярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, иобщество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этомпроцессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность производимого продукта.
Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главныхвопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь являетсясоотношение спроса и предположения и установление равновесной цены товара.
Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободнойконкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функционировала вчистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргументов Адама Смита, чисторыночных экономик не существует. Государство вмешивается в деятельность рынковмногими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важнуюроль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует простоумереть с голоду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, какбезработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулированияэкономики является так называемый «магический четырехугольник»:инфляция — безработица — темпы роста — уравновешенность платежного баланса.Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны:налоговая политика, антимонопольная политика, прямое регулирование цен,создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки,обороны, протекционистская политика (создание условий дляконкурентоспособности национального капитала), социальное обеспечение низшихслоев общественной пирамиды, экологическая политика.
С конца XIXв. происходит в глобальном масштабе расширение государственного вмешательствав экономику. Затем, с развитием научно-технической революции и производственнойи социальной инфраструктуры этот процесс ускорился. В результате ко второйполовине XX в.формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономическиесвязи между субъектами, то есть новая система: современная рыночная экономика(современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная системаявляется самой гибкой, способной к внутренним и даже революционнымперестройкам и изменениям.
Основные отличия рыночнойэкономики свободной конкуренции от современного капитализма:
Основные черты
Капитализм XVIII
XIX вв.
Капитализм XX в.
Масштабы обобществления производства
Обобществление производства в рамках предприятия
Обобществление и огосудаствление части производства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов
Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Регулирование экономики
Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства
Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.п.
Социальные гарантии
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости
Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения
Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободнойконкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, аследовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в формемоделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которыеявляются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современногокапитализма.
Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители)играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В нейполучают довольно широкое распространение плановые методы: намикроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основемаркетинговых исследований, на макроуровне — как конкретное государственноевмешательство. Планы — результат приспособления субъектов экономики ктребованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру иколичество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественнымпотребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компанийтакже на основе анализа перспективности отраслей. В то же время новейшиеотрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными длякапиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому ихфинансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований инациональных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы«Эврика» и «Эсприт»).
Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государственноговмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров,социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностьювыделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитойрыночной экономикой.
Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многимнаправлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резковозрастает в периоды кризисов (например, «новый курс» Кейнса припрезиденте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическуютройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчасдовольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимсяна тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современнойкапиталистической системе?
Самая важная функция рынка — регулирующая. Она связана с воздействиемрынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, безкоторой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет ростпроизводительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренцияобеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибылиотрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этогомеханизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса ипредложения. Вкупе это и дает эффект «невидимой руки» Адама Смита.
Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихсяценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникамтоварооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте икачестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбораконкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь нарынке с достаточно развитой конкуренцией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественнойстоимости того или иного товара или услуги — меновое соотношение, устанавливаетсвязь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жесткоотбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений.В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, ноэто приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальнойэкономики в целом.
Современная рыночная экономика проявляется через разные моделиразвития. Наиболее известными из них являются:
· американская. Основана на всемерном поощрениипредпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения,высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства неставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой(льготы, пособия и т.д.);
· японская.Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, засчет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышениеспроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высокомсамосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы радипроцветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считаютнациональной японской чертой);
· шведская.Отличается высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращениеимущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользунаименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-хгг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткойфискальной политики. Функция производства в такой модели ложится напредпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни — на государство.
· немецкая.Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.Особой поддержкой пользуется mittelschtand — мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляютсявозможности для устойчивого развития.
Несмотряна то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболеегибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играютзначительную негативную роль в экономической жизни общества. К основнымпроблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы,связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости иперераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономикустраны необходимо активное вмешательство государства. Государственноерегулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собойсистему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующегохарактера, направленную на стабилизацию и приспособление существующейсоциально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Еслисформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать оследующих вещах:
1) тенденция к самопроизвольному установлениюравновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянныенарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицуи т.д.;
2) рынок — жестокая система в социальном плане;
3) рынок не обеспечивает решения экологическихпроблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.
Монополизм.Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можносудить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высокихцен.
Добившисьдоминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяяразличные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных исырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощьгосударство и т.д.
Разрушениерынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимул ктехнологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайнорасточительной, развивающейся главным образом за счет привлечениядополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для полученияприбыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективныетехнологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установитьмонопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и стем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качествоснизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебанияпотребностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса кпроизводству. В результате потребители надолго остаются наедине со своимипотребностями, без необходимых им товаров и услуг.
Такимобразом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причемнаиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведенияи оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новыхрынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которыхстановится поддержание высокой конкурентности рынков.
Рыноки конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет ихисторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальнойсилой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.
Встранах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизмасохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность засоздание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав назащиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свойэкономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольнойпрофилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур.Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функциигосударства.
Внастоящее время, в период перехода к рынку отечественные монополистическиеструктуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказываютпротиводействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметнаповышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненнореагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическоеповедение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например,как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всейсферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты,направленные на предотвращение монополизации этого рынка.
Взависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают следующиевиды несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия имонополистическая конкуренция.
Чистаямонополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственныйпроизводитель в отсутствие конкурентов выпускает уникальный продукт, неимеющий близких заменителей. Монополист осуществляет контроль рыночной цены иобъема продаж.
Дляолигополии характерно наличие нескольких производителей, зависимых друг отдруга. Обычно лидирующая в отрасли компания назначает цену, на которуюориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор.Наличие всего нескольких фирм свидетельствует о барьерах, препятствующихпроникновению в отрасль других конкурентов.
Наиболееблизка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятковконкурентов, выпускающих дифференцированный продукт (зубную пасту, учебники,обслуживание в парикмахерских, магазинах розничной торговли). В этих условияхзначительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы,потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некоторыхпределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмыдостаточно независимы друг от друга.
Командно-административная экономическая система
Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Этусистему характеризуют общественнаясобственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятиеэкономических решений посредством централизованного экономическогопланирования, монополизация ибюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объемаиспользуемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организациипроизводства, принимаются центральным плановым органом.
Предприятия являются собственностью государства и осуществляютпроизводство на основе государственных директив. Иными словами, производственныепланы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем планконтролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждомупредприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочиезакреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану погеографическим регионам.
Соотношение в национальном продукте средств производства и средствпотребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется ираспределение потребительских товаров среди населения. Средства производствараспределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов,устанавливаемых центральным плановым органом.
Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следуетпроизводить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельноотвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивныйхарактер. Опора исключительно на централизованное планирование являетсяхарактерной чертой командной экономики.
Рассмотримкривуюпроизводственныхвозможностей:
SHAPE * MERGEFORMAT
A
O
M
C
При данном уровне производственных возможностей экономики центральныйплановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор падает на точку А с выпуском оборудования,равным ОМ, и выпуском потребительских товаров, равных ОС. Точке Асоответствует некое распределение факторов производства среди отраслей и фирмв экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, какпотребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.
Рисунок поможет описать проблемы, которые должны решаться плановыморганом. На кривой PPF(граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут бытьпроизведены экономикой. Выбор делается между производством потребительскихтоваров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровеньбудущего производства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.
Для решения вопроса о том, что производить, плановый орган выбираетточку на кривой PPF.Предположим, он выбирает точку А. На основе чего делается такой выбор?Возможно, плановый орган выбирает такую точку на кривой, которая, как онполагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.
Если выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется наинвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие экономикипосредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременноозначает и сокращение текущего потребления. Возможно, плановый орган считает,что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора.Но в любом случае не потребители, а плановый орган выбирает положение,соответствующее точке А.
Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для когопроизводить. Если точка А подразумевает высокий объем производстваоборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровеньдушевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находитсяна уровне ОС. Возникает также вопрос: каким образом совокупный объем текущегопотребления должен быть распределен среди населения? Распределение может бытьравным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет,теннисных ракеток и мяса. Возможно, правительственные чиновники получатбольше. Или, возможно, центральный плановый орган примет в расчет то, что улюдей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тембольше, чем больше они работают. Центральному плановому органу приходится всеэто подробно расписывать.
Затем он должен точно определить, как производить потребительскиетовары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распределение факторов производства. Оногарантирует производство экономикой нужного количества потребительских товарови оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях,оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган долженразработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрикв каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет всенеобходимые факторы производства для выполнения поставленных перед нейпроизводственных задач.
Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок вогромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двухтоваров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различныхтоваров и распределять по рабочим местам миллионы работников, среди которых,кроме того, нужно распределить производственные и потребительские товары.
На практике центральное планирования возможно благодаря двум фактам.Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функционирующаяэкономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этомтруд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий иотраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегосяположения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов.Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Этоозначает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товарови перемещение их в производство оборудования. Как результат — совокупноетекущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредствомсокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться накаждого работника.
Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда.Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, приреализации которого ц