I Теоретическиеосновы исследования экономической роли государства
Рольгосударства в экономике страны
Основнаяроль государства в экономике заключается в поддержании стабильногоэкономического роста страны. Например, эксперты Всемирного банка, изучавшие втечении нескольких лет взаимодействие экономики и государства, пришли к выводу:государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, тем неменее от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку иподнять благосостояние народа. Для обеспечения данной цели, государствунеобходимо: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечениеперехода к высокоэффективной социально ориентированной экономике; правовоеобеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдениемзаконодательства. Место государства в экономикехарактеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета ивалового внутреннего продукта (далее — ВВП), а также соотношением налоговыхпоступлений в бюджет и ВВП. Чем выше эти соотношения, тем «большим» считаетсягосударство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность егонаселения в данном случае не важны). Самое «большое» государство — придиктаторских, военизированных режимах, самое «маленькое» — в демократическихмиролюбивых странах, где не нужно тратить много денег на вооружение и негосударство, а сами фирмы финансируют свое производство.
Всвоей деятельности государство ни при каких условиях не должно отказываться отобеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенныхслоев населения, охраны природы. Однако государство может усилить свою роль впромышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализацииприватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег. Можетпроизойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратитьгосударственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей,проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государствоот неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжениименьшую часть денежной массы. В мировой практике сокращение роли государства вэкономике — одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе,улучшения жизни.
Почемуже государство должно следить за своим экономическим ростом? Под экономическимростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП илиНД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Растущаяэкономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности ипозволяет решать социально-экономические проблемы внутри страны и намеждународном уровне. Там, где имеются высокие темпы экономического роста, какправило, отсутствует проблема безработицы. Экономический рост облегчает решениепроблемы ограниченности ресурсов. Таким образом, экономический рост способствует реализации поставленных экономических целей.
Также необходимо знать функции государства в экономике страны, чтобы во-первыхувидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, этовозможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм вконкретных исторических условиях; а так же, функциональный подход служит целямсовершенствования организационной структуры государства для качественногоосуществления государственного управления.
Общее понятиефункций государства
Функциигосударства- основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государствапо реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей,обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью иназначением. Это практическая деятельность государства, имеющаяпредметно-политический и социальный характер; социальное направлениедеятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых являетсяопределение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальноеназначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственнойорганизации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.
Воздействуяна экономические отношения государство: во-первых, содействует развитиюгосподствующего базиса, либо во-вторых тормозит развитие новых экономическихотношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономическиеотношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствиемдля развития производительных сил общества, то государство становитсяреакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственныеотношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующимсилам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государствоусугубляет конфликты в общественном производстве.
Функциигосударства — это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяяосновные направления деятельности, государство подключает к их реализации всеорганы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагаюттакую трактовку функций государства — это не только направление егодеятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы, потому чтовыполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государствоодновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований,правового регулирования социальных связей воздействует на состояниеобщественных процессов.
Существеннымипризнаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью исоциальным назначением государства, направленность на решение задач вгосударственных целях, которые бывают различными на определенных историческихотрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления идальнейшего развития государства.[1]
Функциигосударства формируются объективно, под определяющим воздействием целей изадач, обусловленных экономической и политической структурами общества ивытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течении всего историческогопериода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, тоизменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государстваявляется предмет ее деятельности, что показывает какие средства используютсядля достижения той или иной цели.
Вдеятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальныеначала. В науке долго поддерживался классовый подход к функционированиигосударства, чем совершенно игнорировались интересы всего общества. Хотя современ К. Маркса известно, что любое государство осуществляет общесоциальнуюдеятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов,социальных групп и слоев населения. Соотношение классового и общесоциального вгосударстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства спреимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими)функциями, для чего выясняют не только направления деятельности, но исоциальное назначение государства. К функциям государства, вытекающим изприроды любого общества, относятся все направления деятельности государства поподдержанию естественных условий существования этого общества, которыепредполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе.Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функциягосударства», во-первых, отражающая реальный процесс его жизнедеятельности,во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развитияобщественных отношений, повышения производительности и качества труда,консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первуюочередь проявляется в изменении его функций.
КЛАССИФИКАЦИЯФУНКЦИЙ
ГОСУДАРСТВА
Изучениеэволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этойобласти предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правовогоматериала, который накопила теория государства в этой области.
Дляэтого в познании государственно-правовых явлений и процессов в теориигосударства и права используется метод классификации, ибо без этого методаупорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений ипроцессов попросту невозможно.
Классификационныекритерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретномуклассу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферыгосударственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственноговоздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержаниефункций.
Действительно,в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированыпо разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные,осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные,появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, апрекращение — их исчезновением. По сферам политической направленности(внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются навнутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие егороль в жизни данного общества, и внешние — деятельность за ее пределами, вкоторой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другимигосударствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны,поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другимигосударствами, во многом зависит от внутренних условий существования данногогосударства. По сферам общественной жизни функции государства могут бытьразделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые вдуховной сфере.
Высказываетсятакже мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные.Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничениячетко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимойдля данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но этоне исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетныхнаправлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направлениястановятся для государства основными.
Кчислу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицироватьфункции государства на основе этой принципа. Соответственно функцииподразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие,правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность даннойклассификации состоит в том, что она отражает процесс реализациигосударственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная ксовокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной),исполнительной, судебной, — но тем не менее весьма часто используемая в научныхи практических целях.
Следуетобратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризуетдеятельность четвертой власти —средств массовой информации Она — эта функция — имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этойфункции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленнаяинформированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием,другие способы передачи информации создают необходимые условия длясуществования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
Классификацияфункций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызываетпризнание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, нефункция государства, а функция осуществления государственной власти или ветвейвласти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит,по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.
Функцииже государства — это деятельность государства, взятого в своей целостности, сединой политической, структурной, территориальной организацией.
Поэтомув теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций навнутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению кобществу, особой организацией которого и является государство (внутренняяфункция), и по отношению к другим государственно организованным обществам,другим государствам (внешняя функция).
Экономическиефункции государства.
Втораяполовина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в числоосновных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается вэкономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельнымиее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственнаясобственность, и государственное управление предприятиями и организациями, наней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшимпредпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственнымипредприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих рукахбольшую массу ссудного капитала. Современное государство способнопрогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всейстраны.
Экономическаяфункция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на созданиесоциально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересыпроизводителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, обакционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересыграждан — вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынкенедобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольноезаконодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаровширокого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом иимпортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д.Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества вцелом. Экономическая функция государства относится к внутренним функциям, она является основной и общей для всех органов государства и присущакаждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она являетсяпостоянной. Экономическая функция выражается в выработке и координациигосударством стратегических направлений развития экономики страны в наиболееоптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночныхтоварных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется восновном экономическими, а не административными методами. Для такогогосударства характерна свобода и самостоятельность собственника, которыеобеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так ипотребителей социальных благ.
Существуетдва основных экономических метода государственного регулирования:
1)определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяетгосударству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределятьчасть национального дохода в целях более сбалансированного развитияпроизводительных сил общества:
2)создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отрасляхэкономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
Экономическаядеятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1. государственное воздействие на экономическую жизнь в целом;
2. непосредственное хозяйственное руководство государственным секторомэкономики.
Первоенаправление выражается в формировании государством бюджета и контроле за егорасходованием; в составлении программ экономического развития в масштабахстраны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдачесубсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшиеи местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.Местные органы государства поддерживают предпринимательство, привлекая на своютерриторию новые компании, тем самым решают проблему безработицы.
Экономическаяфункция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих,консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительныхили запретительных механизмов. В современном гражданском обществе толькохозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать,какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чемдолжны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги. Экономическая деятельность государства выражается также внепосредственном хозяйственном руководстве на государственных предприятиях, вучреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает собственником средствпроизводства, производителем материальных благ и услуг. Методы еговлияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики,принципиально не отличаются от общих методов государственного регулированияэкономических процессов в страны. Экономическая функция тесно взаимодействует сфункцией обороны страны, так как посредством эффективной экономическойдеятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевойтехникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развиваетоборонную промышленность, проводит военно-научные исследования. В современноммире эффективно осуществляется экономическое сотрудничество тех государствкоторые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привестиЕвропейское сообщество, целью которого является достижение всестороннегосотрудничества в экономической, политической и военной областях.Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономикивыступают законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты). Законы всегдаимеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением. Нонадо сказать, что зачастую не законы, а указы президента имеют приоритетное значениев ряде сфер жизни общества и экономики. Во всех странах действующими, хотя ивесьма традиционными инструментами государственного регулирования экономическойи других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы,всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те илииные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.
Теоретическиемодели государственного регулирования экономики подразделяются на два вида взависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.
Перваягруппа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент,правительство) играет центральную роль в процессе определения политикирегулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данномслучае — это узкопрофессиональный подход, специализированность,предпринимательский образ действий.
Втораягруппа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этой моделиопределяющими факторами политики регулирования экономики являются группыинтересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии,формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом ивзаимно дополняют друг друга.
Государственноерегулирование рыночной экономики возможно:
1)административными методами, когда управляющий орган по каждой проблемепринимает конкретное решение. К административным методам относятся:предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот;проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд иприватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторскойзадолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств;лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности иопераций;
2)нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, агосударство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы — ставкиналогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативыраспределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты вбюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуруиндексации социальных доходов.
Нормативныеметоды порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, носпособны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходностьгосударственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальныйсектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средствв государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора.Аналитики обращают внимание на такую закономерность: при сильном государствеэкономические субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на негопассивным сопротивлением (снижают трудовую и предпринимательскую активность,эмигрируют и вывозят капитал за рубеж).
Врезультате страна отстает в соревновании с другими государствами поэффективности производства (например, Франция в 70-е годы). Если же «гайкизавинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень,не платят налоги, не исполняют договорные обязательства. Государственное регулирование экономики и в теории и на практикерассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее,социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечениябезопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения другихсоциальных задач. Одной из основных функций регулирования экономики являетсяобеспечение динамического экономического роста в среднесрочной перспективе. Дляэтого необходимо выполнение как минимум трех предпосылок:
1)в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийсяпроизводственный потенциал;
2)финансовые ресурсы порождаемые экономикой страны, остаются внутри страны иявляются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капиталав 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спросаили 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсыиз года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главныхпричин производственного спада;
3)в экономике должны быть созданы условия для нормальной инвестиционнойдеятельности и осуществляться процесс расширенного производства.
Должноосуществляться государственно-правовое регулирование, но в сфере экономики оноконечно же имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так исубъективными факторами. В числе объективных факторов, оказывающих решающеевлияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, впервую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические ииные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики;характер доминирующих в обществе экономических отношений (жесткоцентрализованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества,государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридическиевозможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения.Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные,групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляяповседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этиммногообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Ведь это можетпривести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приведет кугрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры, кнеизбежному в конечном счете кризису государственной организации.
Инструментыгосударственного регулирования экономики страны
В мировойпрактике государственного регулирования экономики, существует понятиеинструментов государственного регулирования, под которыми подразумеваютсясредства, необходимые для успешного функционирования экономики государства.
В общемслучае, инструменты государственного регулирования подразделяются наадминистративные и экономические.
Административныесредства не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силегосударственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения ипринуждения.
Например,французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределахПарижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги нановые предприятия, не ввели драконовские штрафы, — это были бы экономическиемеры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.
Или,правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу вкачестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферуприложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственнаяактивность.
Административныесредства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются внезначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охранойокружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабосоциально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их рольсильно возрастает, например, во время войны, критического положения вэкономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированиюэкономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущихконцернов.
Экономическиесредства государственного регулированияподразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельнымкомплексным инструментом государственного регулирования экономики (иодновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшаяформа государственного регулирования экономики — это государственноеэкономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь наборинструментов государственного регулирования экономики. О государственномсекторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основныеэкономические средства — это:
1)регулирование учетной ставки (дисконтнаяполитика, осуществляемая центральным банком);
2)установление и изменение размеров минимальныхрезервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральномбанке;
3)операции государственных учреждений на рынкеценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими ипогашение.
При помощиэтих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса ипредложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемомнаправлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов вфинансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовойбиржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствамидейственность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямоегосударственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетнойполитики. Государственный бюджет — это годовой план государственныхрасходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегоднообсуждается и принимаетсязаконодательным органом — парламентом страны, штата или муниципалитетнымсобранием. По завершении финансового года полномочные представителиисполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходови осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом обюджете.
Государственныйбюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение силосновных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходыгосударственного бюджета выполняют функции политического, социального ихозяйственного регулирования.
Первое место вбюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия,образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетнойполитики, как и всей государственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующегосоциально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призванысмягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночномухарактеру.
В затратах нахозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству.Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства,фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногдавременно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров,допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответна уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают своесреднее и крупное фермерство.
Расходы навооружение и материальное обеспечение внешней политики, а такжеадмистративно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительскиетовары и услуги.
Конъюнктурнымцелям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственномудолгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредитыи субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, насоздание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений ивоенное строительство.
Размеры этихрасходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. Впериоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственныецели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры — сокращаются.
Расходы накредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала,финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшаютплатежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки,способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутреннийрынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политикибюджетных расходов.
Действенностьгосударственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит,во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структурыэтих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицырасходуемых средств.
Главныминструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственныхрасходов являются налоги. Они также широко используются для воздействияна деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главнаяроль налогов — регулирующая. Государственное регулирование при помощи налоговзависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов иразмеров налоговых льгот.
Налоги вгосударственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны,это главный источник финансирования государственных расходов, материальнаяоснова бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогами те илииные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизмвоздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этогоиспользуются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочкауплаты налогов.
Особое местосреди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого припомощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основногокапитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов,осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.
Ускоренноеамортизационное списание основного капитала в современных условиях являетсяглавным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономикеи важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР.Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий исооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимостивещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги.Измен