Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Финансовый бюджет РФ за 2005 год

СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc138346442 h 3
1. Доходыфедерального бюджета РФ… PAGEREF _Toc138346443 h 4
2.Расходы федерального бюджета РФ… PAGEREF _Toc138346444 h 7
3.Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений. PAGEREF _Toc138346445 h 10
4.Инвестиции из федерального бюджета РФ… PAGEREF _Toc138346446 h 12
5. Примерфедерального бюджета РФ и его характеристика. PAGEREF _Toc138346447 h 16
5.1.Анализ исполнения федерального бюджета в 2005 году. 17
5.1.1.Анализ экономического потенциала России в 2005 году. 17
5.1.2.Итоги исполнения федерального бюджета в 2005 году. 21
5.2.Перспективы экономического развития России в 2006 году. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 28
ВВЕДЕНИЕ


Главным средствомперераспределения ВВП служат государственные финансы. Финансы — это категория,отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежныхсредств (денег). Говорят о финансах фирмы, местных и государственных финансах ит.д. Возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называютсяфинансовыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме.Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовойсистемой, а политика государства по организации и использованию финансов дляосуществления своих функций и задач является финансовой.
Финансовая политика  тесно связана с денежно — кредитной, то жеможно сказать о финансовой, денежной и кредитной системах.
Через государственныефинансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.В России эта величина составляет примерно 1/3.
Финансы носят исторический характер. Они возникли вусловиях товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностейгосударства. Термин финансы произошел от латинского «financia» что значитплатеж доход. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широкоиспользоваться в ХIII-XV вв. В Италии. В дальнейшем термин получилмеждународное распространение и стал употребляться как понятие связанное ссистемой денежного обращения образованием денежных ресурсов мобилизуемых государствомдля выполнения своих политических и экономических функций. Финансы — этосистема сложившихся в обществе экономических отношений по формированию ииспользованию фондов денежных средств на основе распределения иперераспределения валового национального продукта.
Финансы — это системаотношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.Экономика немыслима без соответствующей ей финансовой системы. Совокупностьфинансовых звеньев, обеспечивающих государству выполнение его экономических иполитических функций, называется финансовой системой. В современных условияхона состоит из четырех звеньев — государственного бюджета, муниципальныхфинансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственныхфондов. В совокупности они составляют своеобразную финансовую основусоциально-экономической деятельности государства.

1. Доходы федерального бюджета РФ

Доходы бюджетов представляютсобой часть Национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различныхуровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счетбезвозмездных перечислений в соответствии «с бюджетным и налоговымзаконодательством.
В доходах бюджетов могутбыть частично централизованы доходы,зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации дляцелевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездныеперечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным закономо федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ обюджете на очередной финансовый год.
В составе доходов бюджетовобособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Денежные средства считаютсязачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственноговнебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитнойорганизацией операции по зачислению денежных средств на счет органа,исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.
В доходы федеральногобюджета зачисляются:
Ø собственные налоговые доходыфедерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующихдоходов бюджетам других уровней бюджетной системы;
Ø полностью собственныененалоговые доходы;
Ø доходы субъектов РФ,централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансированияцентрализованных мероприятий.
В процессе исполненияфедерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетамиз бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги исборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, апропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системыутверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод;
2) таможенные пошлины,таможенные сборы и другие таможенные платежи;
3) государственная пошлина всоответствии с действующим законодательством.
Неналоговые доходыфедерального бюджета формируются за счет:
1) доходов от использованияимущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платныхуслуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, — в полном объеме;
2) доходов от продажиимущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и понормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актамиорганов государственной власти РФ;
3) части прибыли унитарныхпредприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и другихобязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федеральногобюджета также учитываются:
Ø прибыль Банка России — понормативам, установленным федеральными законами;
Ø доходы отвнешнеэкономической деятельности;
Ø доходы от реализациигосударственных запасов и резервов.
Собственные доходыфедерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местнымбюджетам.
Установление новых видовналогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующихизмене­ний в налоговое законодательство.
Федеральные законы овнесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силус начала очередного финансового года, принимаются до утверждения федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений идополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих ихвступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случаевнесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральномбюджете на текущий финансовый год.
Федеральные органыисполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки ирассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджетв соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставленияналоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и другихобязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджетена очередной финансовый год.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются вдоходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговымзаконодательством, и распределяются между федеральными и территориальнымицелевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства спредприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетногофонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различныевиды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, аих материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые вбюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатомраспределения стоимости общественного продукта между различными участникамивоспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшегораспределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибопоследняя используется для формирования бюджетных фондов территориального,отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов,формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методовхозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашейстране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнеговремени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном наденежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей впериод 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальныйхарактер, была жестко централизованной, строилась на использованиииндивидуальных ставок. Эти  чертыотражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов враспоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить всвоих руках максимально возможную величину денежных средств.
Особенно ярко названныечерты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиямина основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органамиуправления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативныхплатежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.)не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться наиндивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствиеобъективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась быдоля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фондастраны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий,пренебрежению их экономическими интересами.
Переход на рыночные основыхозяйствования потребовал использования экономических методов руководстваобщественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизациичасти чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное уменьшениесистемы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей,взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу,регулируемую законом. (20)
Возрастающий дефицитбюджета, инфляция и обесценение капитала, убыточность, платежный кризис – всеэти явления свидетельствуют о финансовых взаимоотношениях предприятий игосударства (прежде всего с бюджетной системой), влиянии на реальный секторобщей государственной политики финансовой стабилизации.
Возникновение новогорыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавилороссийскую экономику от неэффективности к стабилизации государственногобюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночнойэкономики не реализуются в конкретных российских условиях.
2. Расходы федерального бюджета РФ

Расходы бюджета представляютсобой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных вбюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетахна соответствующий финансовый год.
Формирование расходовбюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:
Ø единых методологическихосновах;
Ø нормативах минимальнойбюджетной обеспеченности;
Ø финансовых затратах наоказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Традиционные и приоритетныедля конкретного исторического этапа направления деятельности государствавытекают из его основных функций. Отсюда – функциональная классификация расходов бюджетов РФ:
1.                Государственное управление и местное самоуправление
2.                Судебная власть
3.                Международная деятельность
4.                Национальная оборона
5.                Правоохранительная деятельность и безопасность
6.                Фундаментальные исследования и содействие НТП
7.                Промышленность, энергетика и строительная индустрия
8.                Сельское хозяйство и рыболовство
9.                Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,картография и геодезия, стандартизация и метрология
10.            Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
11.            Развитие рыночной инфраструктуры
12.            Жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство
13.            Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций истихийных бедствий
14.            Образование
15.            Культура и искусство
16.            Средства массовой информации
17.            Здравоохранение и физическая культура.
18.            Социальная политика
19.            Обслуживание и погашение государственного долга
20.            Пополнение государственных запасов и резервов
21.            Региональное развитие
22.            Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международныхдоговоров
23.            Прочие расходы.

Финансовые ресурсы, выделяемые для   обеспечения   финансовой поддержки субъектов Федерации.
Дотации бюджетам субъектов Федерации
Федеральный фонд финансовой под-держки регионов
Государственная финансовая под-держка  завоза  в районы Крайнего Севера
Бюджетные ссуды, субвенции
Уточнение бюдже-тов территорий
Дотации бюджетам субъектов Федерации
Формирование регионального фонда зерна
Федеральный бюджет
Финансовые ресурсы, выделяемые с це-лью  решения  социально-экономических проблем федерального масштаба
Социальные
Экономические
Учреждения соц. обеспечения
Промышл., энерге-тика, строительство
Меропр. в сфере соц. политики
Сельское хозяйство
Транспорт, дороги, связь, информатика
Здравоохр. и физкультура
Рыночн. инфрастр.
Экология
Образование, культура, искусство
Субъекты Федерации






Рис. 1. Направленностьрасходов федерального бюджета.

Функциональная классификациядополняется экономической классификацией расходов бюджетов, котораяотражает их влияние на процесс расширенного воспроизводства:
·                   Текущие расходы(обеспечение текущихпотребностей: закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии итекущие трансферты). Как правило, эти расходы соответствуют затратам,отражённым в обычном бюджете или бюджете текущих доходов и расходов.
·                   Капитальные расходы(капитальные вложения восновные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение землии нематериальных активов, капитальные трансферты). Данная группа расходовотражается в бюджете капитальных доходов и расходов государства (бюджет развития).
Ведомственный признакпозволяет выделить в каждой группе расходовсоответствующее министерство или другое государственное учреждение, получающеебюджетные ассигнования. Перечень прямых получателей средств из федеральногобюджета содержит 168 адресов (это первый уровень ведомственной классификации).Второй уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета,которая отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямыхполучателей средств из федерального бюджета:
1.                Заработная плата и начисления на неё
2.                Канцелярские и хозяйственные расходы
3.                Командировки и служебные разъезды
4.                Стипендии
5.                Расходы на питание
6.                Приобретение медикаментов и перевязочных средств
7.                Приобретение оборудования и инвентаря
8.                Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования
9.                Капитальные государственные вложения
10.            Капитальный ремонт
11.            Содержание сооружений благоустройства
12.            Геологоразведочные работы
13.            Проектирование
14.            Государственная дотация
15.            Операционные расходы
16.            Платежи по ссудам
17.            Возмещение разницы в ценах и прочие расходы.
Третий уровень ведомственнойклассификации расходов федерального бюджета детализирует направленияфинансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств
Важным направлением модернизации государственныхфинансов в России стало разделение единого государственного бюджета на три самостоятельныечасти: федеральный бюджет (включая бюджеты внебюджетных фондов), бюджетысубъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский, 55 краевых и областных, 10окружных бюджетов АО, бюджет автономной Еврейской области и городские бюджетыМосквы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тысяч). Всоответствии  с этим разделением расходыклассифицируются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектовфедерации и расходы местных бюджетов.
3. Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения представляют собой совокупностьотношений между органами государственной власти Российской Федерации, органамигосударственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводуразграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностейи ответственности органов власти в области составления, утверждения иисполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Межбюджетные отношения базируются на следующихпринципах:
Ø распределение и закрепление расходов и доходовбюджетов по уровням бюджетной системы;
Ø равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальныхобразований;
Ø выравнивание уровней минимальной бюджетнойобеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
Ø равенство всех бюджетов во взаимоотношениях сфедеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях сбюджетами субъектов РФ.
Отдельные виды расходов могут передаваться изфедерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующихнорм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельныевиды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФместным бюджетам.
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществленияотдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам веденияРоссийской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые изсоответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаютсярасходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждомупередаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджетусубъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственныхполномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислении.
В течение финансового года органы законодательной,представительной и исполнительной власти, представительные органы местногосамоуправления не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетовлибо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесенияизменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующихувеличение расходов, снижение доходов.
С целью реализации принципа равенства бюджетовсубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установлениеединых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов исборов в бюджета субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов исборов.
Нормативы финансовых затрат на предоставлениегосударственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности,являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федеральногобюджета, определяются на основе единой методики с учетомсоциально-экономических, географических, климатических и других особенностейсубъектов РФ.
Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ,содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральнымбюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетнымкодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод, являются недействительными.
Финансовая помощь из федерального бюджетабюджетам субъектов Российской Федерации имеетследующие формы:
Ø дотацииили субвенциина выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
Ø субвенциина финансирование отдельных целевых расходов. СубъектРФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себяопределенные обязательства.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетусубъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетнойобеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат напредоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающихминимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды иколичественные значения минимальных государственных социальных стандартовустанавливаются федеральным законом и определяются возможностямиконсолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставлениегосударственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченностиустанавливаются Правительством РФ. Составление и исполнение бюджетов основанона приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальныхгосударственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговыхобязательств.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеровфинансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченностиопределяется федеральным законом.
Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевойхарактер, в том числе:
Ø расходов по федеральным целевым программам,капитальных расходов;
Ø расходов, передаваемых из бюджетов других уровнейбюджетной системы;
Ø других целевых расходов.
Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов,связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступленийдоходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Целипредоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссудсубъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены доконца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средствфинансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета вочередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовойпомощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная частьбюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов,зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Уполномоченный орган государственной власти РоссийскойФедерации имеет право на проведение ревизиибюджета субъекта РФ, получающего финансовую помощь из федерального
бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощив объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизиябюджета субъекта РФ проводится в обязатель­ном порядке.
Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольныморганом Минфина и Счетной палатой РФ.
4. Инвестиции из федерального бюджета РФ

Бюджет развития — составнаячасть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование ипредусматривающая механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционныецепи.
К источникам формирования бюджета развития относятся:
Ø связанные иностранныеинвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ;
Ø фиксированная доляпоступлений в бюджет от реализации всех форм государственных долговыхобязательств на  внутренних и внешнихрынках.
В составе бюджета развитияучитываются:
Ø связанные иностранныеинвестиционные кредиты, распределяемые на конкурсной и возвратной основе;
Ø средства из источниковвнутреннего заимствования;
Ø доля средств отприватизации;
Ø доля в обязательствах РФ,номинированных в иностранной валюте, — евробонды.
Через бюджет развитияосуществляется выделение государственныхгарантий, которые могут гарантировать до 40% рисков частных соинвесторов,участвующих в проектах бюджета развития собственными средствами.
Важнейшими принципамивыделения государственных инвестицийчерез бюджет развития являются:
1) высокая экономическаяэффективность реализуемых проектов;
2) исключительно долевойхарактер финансирования и ди­версификация риска государства с частнымкапиталом;
3) конкурсность, срочность,возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Повышению эффективностирасходования инвестиционных средств через бюджет развития способствуют:
1) конкурсное размещениегосударственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемыхпредприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативногоэффекта;
2) развитие системыгосударственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты дляпривлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов,включая иностранных, и с этой целью — принятие государств


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Место школы в системе образования страны
Реферат Межпредметные связи
Реферат Бритты и Рим
Реферат Методика обучения истории в начале XX века
Реферат Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе
Реферат Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Реферат Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III
Реферат Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
Реферат Программа-отладчик микроконтроллера I8051 (К1816ВЕ51)
Реферат Методика изучения элементов математического моделирования в курсе математики 5-6 классов
Реферат Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у детей
Реферат Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории
Реферат SWOT- анализ
Реферат Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"
Реферат Віра Надія Любов у філософсько-релігійних поглядах та етичній думці людства