САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра Управление и экономика всоциально-культурной сфере
Дипломная работа «Развитие и функционированиерегионального туризма»
Студентки культурологического факультета специализация «Управление и экономика вСКС» 3 курса ФК 38 Т группы
Ходыч Ирины Ивановны
Научный руководитель:
Нюшенова Маргарита Лаврентьевна, зав.кафедрой УЭСКС, КПН профессор.
Рецензент:
Гуль Эдуард Викторович, директор ООО«Бизнес Групп»
Тольятти, 2000.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение 3 — 7
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 7 — 10
2. 2. ТУРИЗМИ СФЕРА УСЛУГ. 10 — 25
2.3. ТУРИЗМ ВСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 26-44
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47- 48
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48 — 50
1. Введение
Туризм является однойиз крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активновлияют на различные сектора экономики, что способствует формированиюсобственной туристской индустрии. Насферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7%мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительскихрасходов. Таким образом, в наши днинельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризмана мировую экономику. (2. С.11)
Туристическая деятельность в Россиирегулируется Федеральным Законом. (15. С10667 – 10672). Также разработан рядконцепций реорганизации и развития туризма в РФ. (8, 16. )
Сейчас важно не только производить качественныетовары и услуги, но организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков:«Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».
В прошлом веке маркетинг как таковой небыл нужн, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентовлично. В XX веке появилась необходимостьв получении более обширной информации о клиентах и их покупательскихпотребностях. Появилась проблеманехватки информации. В этом и состоитактуальность данной темы.
Целью курсовой работы: проследитьтенденции развития регионального туристичекого бизнеса.
Проблема:
- проблема полноценного использованияуникального природного потенциала Самарского региона;
- противоречие между туристическимиинтересами населения Самарского региона и организация его в инфроструктуретуристической деятельности.
Объект исследования: работа туристическихучреждения .
Предмет исследования: процессы влияющие наразвитие регионального туризма.
Задачи данной работы:
1) анализ развития внутреннего туризма,популяризации местного туристического рынка, продажи Самарского турпродукта
2) анализ литературы
3) анализ деятельности туристичеких фирм всфере международного туризма
4) выяснение потребностей и спроса клиентовтуристических фирм на основании документации
5) соотнести интересы клиентов с предполагаемымиформами отдыха.
Гипотеза: туристическийинтерес Самарского региона со стороны клиентов не в достаточной степени развити направлен в сторону привлечения большего количества туристов, так как не всемогут позволить себе поездки и отдых, зачастую предлагаемые туры оказываютсяна низком уровне. Потенциал Самарского турпродукта на достаточно низкомеразвитом уровне.
Для решения ряда задачв настоящее время управлением санаторно-курортных учрежденией и туризма,которое обеспечивает проведение государственной политики в сферерекреационно-оздоровительной деятельности и осуществляет руководствотуристическими и санаторно-курортным комплексом Самарского регтона,разрабатывается программа «Развитие туризма в Самарской области до 2004 года».
При содействииуправления в выставочном центре «Экспо-Дом» г.Самара регулярно проводятсявыставки «Путешествия. Спорт. Отдых. Туризм.» В выставке принимают участиеведущие туристические фирмы области, чья деятельность сориентирована в первуюочередь на развитие внутреннего въездного и выездного туризма.
Самарский турбизнеспостепенно адаптируется к рыночным условиям. Уже сегодня в области действуютболее 140 туристических фирм. Но, еще не все вопросы взаимоотношений междупотребителями, турпредприятиями и государством урегулированы. Существуютпроблемы с финансированием, несоответствием материальной базы региональноготуризма международным стандартам, дефицитом квалифицированных кадров и т.д. Иобластная и целевая программма «Развитие туризма в Самарской области» призванапомочь выйти из создавшегося сложного положения и наметить основные направленияразвития туристической отрасли в Самарском регионе.
2. Основная часть.2.1. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
К чему стремится каждая туристическая фирма?Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумеваетпод собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных клиентов. Клиентов можно привлечь и удержать, если онизаинтересованы в получении услуги у данной фирмы. Компания «Форум» провела исследования ивыяснила, что удержание клиента составляет лишь 20% от суммы, которую нужнозатратить на привлечение нового клиента. (7. С. 60-71)
Это значит, что продажи и продвижение товаров должны быть частью продуманной системы, работакоторой направлена на удовлетворение потребностей клиентов. Продажи и продвижение товаров будутэффективны лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности клиента, азатем будет предложен доступный по цене товар или услуга.
Понятия «туризм, путешествие» связаны сдвижением, поездкой куда-либо за пределы постоянного местожительства,посещением новых и/или заранеенамеченных мест, ходьбой или ездой по чужим дальним странам, отдаленным местам.
Понятие «индустрия туризма» связано с т.н.«семантической» ловушкой. Развитие туризма в России в 90-е годы, особенновыездного привело к тому, что импорт туристических услуг превышает экспорт.Происходит «бегство» туристическогокапитала из страны, что негативно отражается на спросе и объеме реализациитуристических услуг. Российские турфирмы, привлекая клиентов длязарубежных предприятий индустриигостеприимства, способствуют формированию спроса на их товары и услуги.
Комбинированныестратегии поощрения клиентов применяются и в российской индустрии туризма. Так,каждому клиенту, совершившему одну поездку по путевке Туристического агентства «Бизнес Групп»(г.Тольятти), выдается «простая карточка». Она дает право на приобретениепутевки со скидкой 3%. Совершивший три поездки по путевкам «Бизнес Групп» получает «серебряннуюкарточку», дающую скидку 5%.
Владельцам, «золотой карточки» может статьпутешественник, совершивший четыре и более поездки по путевкам «Бизнес Групп».Ему предоставляется скидка 7%.Все карточки именные, бессрочного действия. Они дают право на участие вовнутренних лотереях Туристического агентства «Бизнес Групп», а также наприобретение авиабилетов за рубеж со скидкой 3%, льготные тарифы на бронирование гостиницпо России, предоставление услуг гидов-переводчиков за рубежом, ускоренныекурсы иностранных языков перед выездом за границу. Туристическое агентство«Бизне Групп» совместно с ВАО «Интурист» и Страховой компанией «РОСНО»осуществляет программу, дающую возможность приобрести туристическую путевку вкредит.
Можновыделить следующие виды туризма.
Экскурсионныйтуризм– путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных формтуризма.
Рекреационныйтуризм– путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьмараспространенным во всем мире. Внекоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики ифункционирует параллельно с другими видами туризма.
Деловойтуризм– поездки, связанные с выполнением профессиональныхобязанностей. В связи с всеобщейинтеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в годприобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежатфирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров,для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всехподобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками,экономя время. Кроме того, к сфере деловоготуризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов ит.д. В таких случаях большое значениеприобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установкаоборудования для связи и т.д.
Этническийтуризм– поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлениемтранспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.
Спортивныйтуризм– поездки для участия в спортивныхмероприятиях. К услугам туристских фирмприбегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторысоревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать насоревновании.
Целевойтуризмпредставляет собой поездки на различные массовыемероприятия.
Религиозныйтуризм– путешествие, имеющее целью выполнениекаких-либо религиозных процедур, миссий.
Караваннинг– путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.
Приключенческий (экстремальный) туризм– туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.
Водныйтуризм– поездки на борту теплохода, яхты и другихречных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм оченьразнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов поморям и океанам.
Все эти виды туризма зачастую теснопереплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.
2.2. Туризм как вид услуг.
Туризм сейчас является одним из самыхдинамичных секторов как российской, так и моровой экономики.
Например, жители Самарской области, в томчисле и Тольятти тратят на зарубежные турпоездки уже сейчас сотни тысяч долларов в год. По оценке Комитета по туризму и развитиюкурортов Администрации Самары, жители города и области совершили в прошлом году40 тысяч туристических поездок за рубеж.
В советские времена турбизнес был жесткоразделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекалиинтуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.
Теперь на внутренний российский туризмникаких лицензий не требуется, а чтобы получить лицензию на международнуютуристическую деятельность, нужно арендовать офис, иметь в штате сотрудника собразованием в области туризма, и заплатить сбор в размере 50 мрот.
Сегодня число компаний сильно увеличилось,и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельнымистранами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те,что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры (ВОА «РОСНО»), которыеполностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовыемаршруты, и есть турагенты (ТА«ПЕТТА»), выступающие посредниками между туроператороми клиентом. К турагентам стекаетсяинформация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный инаиболее доступный по цене.
Итак, туризму, принадлежащему к сфереуслуг, присущи все те особенности, которые были перечислены выше.
Итак, туризм – это сектор экономики, гдеклиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфереуслуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихсяотраслей экономики. Она охватываетширокое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования ипосредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивныезаведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы,медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или инойстепени оказывают услуги.
Услуга – это любые мероприятия или выгода,которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы ине приводят к получению чего-то материального.
Рынок услуг совершенно не похож на другиерынки главным образом по двум причинам:
1. Услуга не существует до еепредставления. Это делает невозможнымсравнение и оценку услуг до их получения. Поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные.
2. Услугам присуща высокая степеньнеопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцамзатрудняет продвижение услуг на рынок.
Эти особенности рынка услуг, а также спецификасамих услуг, а именно: их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивостькачества и неразрывность производства и потребления определяют особенностимаркетинга услуг.
Таким образом, «маркетинг услуг – этопроцесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный навыявление специальных потребностей клиентов. Он призван помочьклиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор». (11.С 50 – 55)
Под туризмом понимают искусство удовлетворять стремление людей,побуждающие их проводить свободное время за пределами своего окружения.Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства пообслуживанию людей или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов натовары и услуги.
Анализируя различные определения туризма, можно сделать вывод, чтосуть большинства из них сводится к следующему: туризм — это путешествие,предпринятое с определенной целью. Цели имеют многообразную направленность:активный отдых, участие в деловых, научных и культурных встречах, спортивную,оздоровительную, воспитательную, религиозную, экологическую, историческую,природоведческую, архитектурно-градостроительную, литературно-художественную,учебную, связанную с удовлетворением специализированногоинтереса и т.д.
Функции туризма тесно связаны с понятием «туристическиересурсы». Под ними понимаются природные и созданные человеком объекты,вызывающие интерес и мотивацию к путешествиям. Теоретически любой объект можетбыть интересен тем или иным туристам и способен использоваться дляудовлетворения их разнообразных целей и поэтому может рассматриваться вкачестве туристского ресурса.
Большинство исследователей туризма склоняются к выводу, чтоведущей в туризме является познавательная цель. Прежде всего именно на нееделал ставку Томас Кук, открывая первую в мире туристскую фирму, котораязанималась продажей нового вида услуг — путешествий ради удовольствия.
Произошло это в 1863 году, и с этого времени туризм отсчитываетсвою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.
Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне являетсяосновным побудительным мотивом туристических путешествий. Однако сегодняпрактически любая поездка обычно преследует комплексную цель, объединяющую всебе несколько единичных. Но выделение преимущественной цели при анализетуризма необходимо для правильного планирования развития используемых ресурсов,рационального построения программ обслуживания туристов и для многих другихзадач управления.
Чем большим «ассортиментом» различных туристскихресурсов, пригодных для рекреации, располагает территория, тем большевозможностей имеет она для привлечения туристов и для повышенияпродолжительности их пребывания в этом районе.
Как правильно, необходимо наличие:
— природных ресурсов (ландшафт, биоклимат, гидроминеральныересурсы, экологические условия и д.р.);
— культурно-исторического потенциала (исторические памятникиархитектуры, музеи, памятные места, современные культурнозрелищные иразвлекательные объекты);
- материально технической базы иинфраструктуры туризма (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, туристскиекомплексы, сфера услуг, предприятия общественного питания, социальнаяинфраструктура района);
- кадровые ресурсы ( обеспеченностьквалифицированными специалистами в области туризма, обслуживающим персоналомсоответствующего уровня,
- возможности расширения рабочих мест впериод туристского сезона, возможность подготовки кадров и повышения ихквалификации).
Таким образом, туризм и туристские ресурсы прибывают в постоянномразвитии и изменении при том, что имеют ярко выраженные локализованныехарактеристики.
Происходящее в России реформирование экономики с неизбежностьювызвало крутые перемены и в сфере туристской деятельности. Предполагалось, чтов этих условиях туризм станет одним из наиболее доходных и привлекательныхсегментов рынка. На деле же он оказался в глубоком кризисе, хотя на поверхностиэто, может быть, не столь очевидно. Попробуем разобраться в причинах кризиснойситуации, в которой оказались многие города и регионы страны, имеющиетуристские ресурсы. К ним относятся
1) узконаправленное развитие туризма, чтопревращало города в своеобразные «аттракционы» для туристов и недавало фактически никакой финансовой и организационной основы для их хозяйственной основы для их социального развития, т.к. тогда былопринято считать, что сфера услуг в целом туризм в частности не участвуют всоздании элементов совокупного общественного продукта и национального дохода, а, наоборот, существует за счетматериального производства. Сфера услуг, включая туризм, при таком подходеотводилась второстепенная роль в развитии экономики страны, что серьезнозатрудняло уяснение реального экономического смысла эксплуатации туристскихресурсов;
2)централизованноеуправление всеми процессами, при которых возмещалась лишь незначительная частьиздержек обращения при реализации туристских услуг населению и не создавалосьнеобходимых и достаточных условий для развития отрасли. Существовало ошибочноемнение, что туристские организации не должны реализовать свои услуги по ценам,отвечающим реальным затратам. Воспроизводство отрасли было оторвано отстоимостных отношений, на основе которых возможно было бы экономически верноопределить необходимые масштабы и темпы ее развития. В результате осуществлениягосударственной политики, ориентированной на поддержку искусственно заниженного уровня цен натуристские услуги, до реформ не были созданы условия для формирования объемовсобственных источников развития сферы туризма, позволяющих организоватьмасштабное производство разнообразных по качеству и цене туристских услуг;
2) деятельность туристских организацийбазировались только на постулате, что развитие туризма не должноориентироваться на достижение коммерческих целей. Поэтому существовала весьмазначительная финансовая поддержка со стороны государства, которая выражалась впредоставлении различного рода льгот при кредитовании туристских объектов, ввыделении дотаций на обслуживание отдыхающих и заработную плату работающим,предоставлении туристских путевок по цене ниже себестоимости;
3) формирование материально-технической базытуристской сферы происходило в условиях долгостроя, не на комплексной сдачиобъектов.
Масштабность проектов привела к тому, что они не были до концареализованы, так как для этого требовались значительные базовые инвестиции, надлительный период происходило «омертвление» капитала, в структурныйвес основных фондов значительно превышал оборотные средства, туристский оборот,соответственно, характеризовался высокой фондоемкостью.
В новых условиях появилась объективная необходимость перенестицентр экономической ответственности в решении проблемы развития туризма нарегиональный и особенно на местный уровень, то есть туда, где эта проблеманаполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихсяресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.
Это в свою очередь требует предоставления регионам соответствующихправ в области формирования принципов, функций и методов управления экономическимии социальными процессами в локальных системах, способных обеспечить реальнуюэкономическую устойчивость на метах.
Однако местные власти не располагают сегодня достаточнойматериально-финансовой базой и не имеют практических механизмом управления экономическимии социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественноготуризма, успешное развитие которой возможно только на основе применениясоответствующих принципов, методов и форм управления. Система управленияразвитием туризма не является обособленно, она представляет часть общейрегиональной системы управления экономическими и социальными процессами.
Процесс децентрализации привел к появлению федерального,регионального и местных (муниципального) управления и, соответственно, к трехуровневойбюджетной системе (федеральный, региональный и местный бюджеты).
Рыночные отношения предполагают взаимодействие на основеэкономических интересов, конечной целью которых является получение прибыли и еемаксимализация. Самостоятельность хозяйствующих субъектов заключается всвободном выборе ими форм экономической и предпринимательской деятельности.
Экономические интересы местных органов власти и хозяйствующихсубъектов носят достаточно противоречивый характер и не всегда совпадают.
Так к экономическим интересам местных органов власти относятся:формирование регионального бюджета; достижение экономической стабильности иразвития приоритетных отраслей в данной местности; повышение уровня доходов икачества жизни населения.
Экономические интересы субъектов хозяйствования связаны преждевсего с получением прибыли. В связи с этим они стремятся сократить затраты насоциальные нужды. Конечно, деятельность хозяйствующих субъектов ведет насыщениюпотребностей населения, улучшению качества жизни людей, повышению занятости ит.д., но все это является лишь средством для получения прибыли.
Бесспорно, взаимодействие интересов местных органов власти ихозяйствующих субъектов можно рассматривать по линии координации, а неприоритетности одних по отношению к другим.
Задачей местных органов власти является не просто обложениеналогами тех или иных источников поступления средств в бюджет, а созданиюмеханизмов стимулирования деловой активности (в данном случаи имеется в видусфера туризма и сопутствующая ей инфраструктура).
Такие механизмы имеются, важно научится ими грамотно пользоваться,применяя, как говориться, «в нужный момент и в нужное время». Это, кпримеру, может быть метод регрессивного обложения налога на прибыль,возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли субъектов хозяйствования навеличину средств, направляемых ими на развитие или обновление того или иногообъекта, имеющего приоритетное значение и т.д.
Учитывая самостоятельность субъектов хозяйствования, запрет навмешательство в сферу их финансово-экономической и производственнойдеятельности со стороны местных органов управления, можно говорить о косвенномвоздействии на те или иные управленческие решения путем создания благоприятнойи стабильной «внешней среды». То есть формирования необходимых экономических,социальных, правовых условий, при которых собственные возможности субъектовхозяйствования по развитию сферы туризма реализуются с наибольшей отдачей.Именно фактор «внешней среды» для субъектов хозяйствованияприобретает решающее значение, так как в переходный период они функционируют вусловиях неопределенности, частой смены «правил игры»,непредсказуемости.
Именно правовая стабильность, законопорядок, экономические исоциальные условия формирует «качество» внешней среды, с которойтесно связано развитие инфраструктуры, в частности отраслевой (в данном случаетуризма).
Безусловно, ее состояние влияет на все субъекты, хозяйствующие наданной территории, во многом предопределяя эффективность и режим ихфункционирования.
Единичному субъекту в нынешних условиях невыгодно, да и подчаспросто невозможно создать автономную инфраструктуру, сплошь и рядом собственныхсредств не хватает на производство услуг современного уровня, на которыепретендует клиент. Для этого необходимы совместные усилия, в том числе иорганов местного управления как аккумулятора средств на данные цели, а такжепоиск эффективных форм взаимодействия местных органов управления и субъектовхозяйствования. Одной из них является возможность ведения предпринимательскойдеятельности, используя туристские ресурсы непредсредственно или косвеннымобразом.
При этом вполне справедливым представляется введение прогрессивнойплаты за использование туристских ресурсов, имеющих историческую иархитектурную ценность, а также закоммерческую деятельность на территории монастырей, архитектурных ансамблей иисторических мест.
В случае, если деятельность предприятия тем или иным образомнаносит ущерб исторически ценным объектам, необходимо предусмотреть штрафныесанкции, достаточные для его возмещения.
Вместе с тем стоит подумать о льготах для предприятий,способствующих сохранению памятников архитектуры, выделяющих средства на ихреконструкцию, в том числе в виде пожертвований и благотворительных взносов.
Аналогичный механизм взаимодействия необходим при использованииприродных ресурсов и ведении природоохранной деятельности. К сожалению,пока еще незаслуженно мало внимания уделяется органами власти экологическомузаконодательству. Грамотно применяя его, можно добиться значительных ирегулярных поступлений в бюджет и значительно улучшить экологическую обстановкуна своей территории.
Но для этого необходимо первоначально разработать соответствующиеметодики определения вредного воздействия, его оценки и перевода ущерба в штрафные санкции.
В зависимости от вида деятельности предприятия, принадлежности(или не принадлежности) к муниципальной собственности строятся отношения местных органов с хозяйствующими субъектами.Они представляют собой широкий спектр – от сугубо договорных до отношений«наибольшего благоприятствования».
Управляющее воздействие, направленное на мотивацию различныхэкономических интересов, приводит к повышению уровня развития малогопредпринимательства в сфере туризма, что безусловно самым положительным образом сказывается на экономическомсостоянии регионов и стран в целом. (14. С.44 – 45)
Активизировать формирование рыночных отношений вэкономике России, принести быструю финансовую отдачу должно преимущественноеразвитие отраслей, восприимчивых к новым для нашей страны формам собственности.В полной мере это относится к туризму, резеры которого велики.
Мировой опыт показывает, что наиболееблагоприятной экономической средой для развития туризма является рынок.Естественно, что и сама эта отрасль, и входящие внее предприятия, ориентируясьв своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активнуюроль в формировании рыночного пространства, включающего многие сферы иотрасли,в той или иной мере обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования,которые сфера туризма уже в силу своей специфики предъявляет к смежнымотраслям, способствует не только созданию новых рабочих мест, повышениюпрофессионализма, совершенствованию технологий, предоставлению новых комплексовразнообразных услуг, но и становлению наиболее эффективных форм собственности ихозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловойактивности, развитию конкуренции в этой cфере.
С экономичесой точки зрения привлекательностьразвития туризма каксоставногй части сферы услуг– в более быстрой окупаемости вложенных в нее средств и вполучении дохода в свободно конвертируемой валюте. Так, на долю международноготуризма приходится около 7% доходов от мирового экспорта. При этом в абсолютномвыражении они уступают только доходам отэкспорта нефти, нефтепродуктов и автотранспорта, почти вдвое превышая доходы отэкспорта металлоизделий, втрое – теле-радиоаппаратуры, более чем втрое – отэкспорта зерна и газа.
Если обратится к статистике по нашей стране, то в1992 году по сравнению с 1989 годом валютные поступления упали с 1,5 млрд. До 200 млн. Дол.ларов в год. В это же время резко увеличилоськоличество наших сограждан, выезжающих за границу. В 1991 г. Их численность составила 10,8млн.человек, а их расходы за границей – 2,1 млрд. Долларов США, исходя изсредних расходов на поездку, составивших в 1991г. Около 190 долларов. Резкаясмена направлений туристических потоков имела место после отменыв1988г. Государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма встране.
Динамика показателейбыла снижена также из-за разрыва традиционных связей между странами бывшегоСССР, очагов напряженности на популярных у туристов маршрутах, отсутствиекоординации между регионами, ужесточенияпограничных и таможенных формальностей и т..
В это времяприорететное развитие получили новые формы управления и хозяйствования. Финансовое бремя было перенесено с «плеч» государства иакцентсделан на использование внутренних резервов предприятия. Механизмхозяйствования предполагал работу по двум моделям:первой, основанной на нормативном распредеклениии прибыли., и второй, основанный на нормативном распределении дохода.
Хозрасчетные отношения, на которые былапереведена отрасль в соответствии с Постановлением Президиума ВКП СССР №3-4 от18 марта 1991 г. «О преобразовании туристко-экскурсионных объединений,предприятий и организаций профсоюзов в систему акционерных обществ»,потребовали повышения роли коммерческой деятельности, являвшейся стержнемсоциально-финансовой деятельности предприятий. Таким образом, основнымизадачами развития сферы туризма стали:расширение объемов реализации услуг,максимальное использованиеимеющейся материальной базы, продление сезона работы, предоставление туристамширокого набора дополнительных платных услуг, создание модернизировнанойсистемы продажи путевок и туров, изучение спроса на туристический продукт дляразличныхсоциально-демографических и пофессиональных групп населения и др.