Реферат по предмету "Экскурсии и туризм"


Проектирование туристического продукта в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВАI ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА……...…………………………………………………………
1.1 Понятие «туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта………………..…………………………………….
1.2 Обеспечение качества туристского продукта……..…………………
1.3 Формирование цен туристского продукта……..…………………….
ГЛАВАII ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА………………………………………………………………...
2.1 Субъекты туристского производства…………………………………
2.2 Маркетинговое исследование и анализ конкурентной среды тур рынка………………………………………………………………………..
2.3 Продвижение российского туристского продукта на зарубежный рынок.............................................................................................................
ГЛАВАIII БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА……………...
3.1Защитатуристического продукта в чрезвычайных   ситуациях в современныхусловиях…………………………………………………...
3.2 Влияние транспорта на окружающуюсреду и здоровье человека....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, начинаяс конца прошлого века, Россия всечаще становится участникоммеждународных отношений, в том числе и связанныхс туризмом. Вопросы реализации туристского потенциала нашей страны в целом иотдельных тур регионов в частности, стояточень остро. Сегодня туристскийкомплекс отдельных регионов страны востребован, в основном, российскимитуристами и гораздо меньше знаком иностранному потребителю, и обуславливается это, прежде всего плохой осведомленностьюпотенциальных клиентов. В то же времянадо отметить, что отношение иностранцев к России с каждым годом заметноулучшается. Потенциал нашего рынкавелик и начинает успешно реализоваться.Заметно активи-зировалась реклама России на внешнем рынке.
В немалой степени изменение структуры туристского рынка определяетсявнедрением новых маркетинговых технологий. Если перваяполовина 90-х годов прошла под знаком усиленияроли турбизнеса в форми-ровании турпродукта и агентировании отдельных услуг,например продаж авиабилетов, формировании и продвижении турпродукта, то вусловиях динамично развивающегося спроса и внедрениясовременных технологий, в частности глобальных дистрибутивных систем,интернет-продаж и т.д., со второй половины 90-х на мировом рынке наметиласьтенденция снижения агентской комиссии и выхода поставщиков услуг нарынок прямых продаж.
Минэкономразвития,региональные управления по туризмустали больше внимания уделять продвижению своего турпродукта. Еще одной положительнойтенденцией стал рост интернет-продаж, а также использова-ние дистрибутивных икомпьютерных систем бронирования. Надоне только активно продвигать страну на мировом рынке, но и значительно повыситькачество предлагаемых туристам услуг. Предприятия туристской индустрии, использующие эффективныеприемы продвижения турпродукта,обеспе-чивают конкурентоспособность своей продукции и услуг, исходя как из собственных интересов, так и интересовпотребителей. Для них выбранная система являетсягарантом высокого качества обслуживанияи безопасности оказываемых услуг.
Как известно, туризм — один из самых высокодоходных видов бизнеса. Именнопоэтому необходимость в четкой стратегии производства и продвижения турпродукта — вопрос злободневный. Этим и определяетсяактуальность данного исследования.
В связи с этим целью предложенной работы является анализ возмож-ности производства востребованноготурпродукта в современных условиях.Для достиженияданной цели в работе решались следующие задачи:
— изучениеструктуры и специфики понятия «туристский продукт»;
— изучениесвойств тур услуг с целью обеспечениянеобходимого качества;
— рассмотрениеразнообразия ценовых политик,используемых в туристском бизнесе;
— анализвзаимодействия субъектов туристскогопроизводства;
— изучениетуристского рынка и исследование конкурентной среды;
— описаниепроцесса разработки и выбора стратегии турфирмы по продвиже-нию турпродукта назарубежный рынок.
Очевидно, что для реализацииданных задач необходимо объединение усилий государственных органов управления, предприятийсферы туризма, инфраструктуры отдыха и развлечений, всех ключевых организаций,заинтересованных в росте посещений ресурса туристами.
Методической и методологическойосновой дипломной работы являю-тсяспециализированная литература, атакже методические пособия и реко-мендациипо производству продукта в сфере туризма.
Теоретическая и практическаязначимость работы заключается в том,что сформулированные в методы и этапы производства и продвижения могут быть востребованы в практической деятельности предприятийиндустрии ту-ризма, а также длядальнейшей практической и теоретической разработки проблемы.
Активное и рациональное применение в деятельноститурфирм соответствующей методики производства турпродкта экономически це-лесообразно.Это позволяет обеспечить требуемоекачество туруслуг, органи-зовать отлаженный и непрерывный процесс выводатуруслуг на рынок, а главное, повысить конкурентоспособность турфирм на рынке.

ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Понятие«Туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта
Человечеству на протяжениивсей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развитияторговли, завоевания и освоенияновых земель, поиска ресурсов и т.п. Путешествие- термин, характеризующий перемещение людей в пространственезависимо от цели такого перемещения.Разновидностью путешествий являетсятуризм.
Туризм (фр. tourisme, от tour — прогулка, поездка) -явление, с однойстороны, относительно молодое, ставшее массовым толь­ко после Второй мировойвойны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. Имея столь длитель-ную историю, туризм до настоящего време­ни не получил однозначного определения. Длянаиболее точного определенияосновных понятий, связан-ных с туризмом, обратимсяк ГОСТ Р 50690-20001.
 Туризм — временные выезды (путешествия)граждан Российской Феде-рации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее- граждан) из мест постоянногопроживания в оздоровительных,познавательных, профес-сионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностьюв стране (месте) временного пребывания.
Турист- гражданин, посещающий страну (место) временного пребыва-ния в оздоровительных, познавательных, профессионально- деловых, спор-тивных, религиозных и иных целяхбез занятияоплачиваемой деятельностью в периодот 24 ч до 6 мес. подряд илиосуществляющий не менее однойночевки.
______________
1ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. Утвержден Постановлением Госстандарта России от16 ноября2000 г. N 295-ст Дата введения — 1июля 2001 года
Туроператор — организация илииндивидуальный предприниматель, осуществляющиена основании лицензии деятельностьпо формированию, продвижению и реализации тура.
Турагент- организация или индивидуальныйпредприниматель, осуществляющие наосновании лицензии деятельность попродвижению и реализации тура1.
Однимиз основополагающих определений в туризме является«тур-продукт». Результат деятельноституристских предприятий в виде услугили их комплекса, предназначенный дляпродажи на рынке, обычно называют туристским продуктом. Такой комплексуслуг воспринимается потребителемкак один продукт и приобретается всовокупности всех его компонентов. Тур являетсяосновным видом туристского продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет нарынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими предприятиями ввиде конкретных туров. При выборе тура туриста, как правило, менее всегоинтересует, кто является про­изводителемуслуг, формирующих тур. Для негозначительно важнее, насколько количество и качество компонентов тура со­ответствуютего собственным представлениям опредпринимае­мом путешествии. Потре-битель воспринимает туристское пред­приятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного за качество и уровень предос-тавляемых услуг. «В составе турпродукта туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных прав(прав требования, обязательственных прав), при наличии которых туриствправе требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.)исполнения обязательствпо оказанию соответствующих услуг в пользу туриста»2. Туристический про-
______________
1ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги.Общие требования. УтвержденПостановлением Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. N 295-ст Дата введения — 1 июля2001 года
2Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2003
дукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт формируется исходяиз конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Турпродукт — комплексное понятие, которое включает три основных составляющих: тур, туристкаяуслуга и товары туристко-сувенирного назначения.Становится ясно,что необходимо дать определения этимпонятиям.
Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионныеуслуги, а также услуги гидов — переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.В ГОСТР 50690-2000 находим1: тур — первичная (обязательная)единица турпродукта, реализуемаяпотребителю, как единое целое, являетсяпродуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Туристскаяуслуга — результатдеятельности организации или инди-видуальногопредпринимателя по удовлетворениюпотребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельныхсостав-ляющих. Туристские услугидолжны учитывать интересы туристов, быть безопасными дляжизни, здоровья туристов исоответствовать требованиям ГОСТ28681.3/ГОСТ Р 506442. Собственно услуги — это невидимый товар особого рода. Поэтому производство и реализация туристских услуг регулируютсядругим законодательством, нежели анало­гичные действияв отношении обычных (материальных) товаров. В законе «О защите правпотребителей»3 отношенияв части предоставления потребителям услуг выделены в особый раздел. Сложностьвызывает определение экспортной туристской услуги. В классическом вариантеэкспортная туристская услуга руководителятуристской группы осуществляемая за рубежом, а также
______________
1ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. Утвержден Постановлением Госстандарта России от16 ноября2000 г. N 295-ст Дата введения — 1июля 2001 года
2ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 Туристско — экскурсионное обслуживание. Требованияпо обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
3Закон ФЗ «О защите прав потребителей» (в ред.Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
услуги водителяавтобуса, направляемого для работы за рубежом, должны быть отнесены кэкспортным. Для России, исходя из принятыхнорм валют-ного регулирования, важнотакже определить туристские услуги дляиностранных туристов предоставляемыена территории России, как экс-портную деятельность.Имеется соот­ветствующее разъяснение Минфина РФ, относящеетуристские услуги, оказываемые иностранным туристам на территории Россииместными туристскими фирмами, к экспортным видам деятельности.Именно в силу этого  фирмы могут получитьвозна­граждение за свой труд в валюте. Туристские услуги, оказываемые потребителям организациямиили индивидуальными предпринимателями,включают:
— услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
— услуги туроператора по организации выездного туризма;
— услуги туроператора по организации въездного туризма;
— услуги турагента;
— отдельные услуги туроператора и турагента;
— услуги при самодеятельномтуризме;
— экскурсионные услуги.
Всоответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»1обязательными для всех видов туристских услуг являютсяследующие требования:
— безопасность жизни и здоровья;
— сохранность имущества туристов иэкскурсантов;
— охрана окружающей среды.
Предоставлениетуристских услуг не должно сопровождатьсяухудшением характеристик окружающей природной среды (засорением территории,вытаптыванием растительного покрова, повреждением и выжиганием кустарников идеревьев и т.п.). Предоставляемыетуристские ус-
______________
1Закон ФЗ «О защите прав потребителей» (в ред.Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

луги должнысоответствовать требованиям,предусматривающим допол-нительные удобства дляпотребителей, привлекательность и престижность услуг. К рекомендуемым требованиям к туристским услугам и условиям обслуживанияотносятся:
— соответствие назначению;
— точность и своевременностьисполнения;
— комплексность;
— этичность обслуживающего персонала;
— комфортность;
— эстетичность;
— эргономичность.
Дополнительныетуристко-экскурсионные услуги непредусмотренныетурпутевкой, доводимые до потребителяв режиме свободного времени (дополнительное питание, внутримаршрутныйтранспорт, услуги гида и т.д.). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Этиуслуги турист приобретает за дополнительную плату.
Товары туристко-сувенирногоназначениявключают в себя:
— специфическую материальнуючасть турпродукта, куда входяттуристкие карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения(для активного способа передвижения);
— неспецифическую часть турпродукта,куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживаниятуриста. 
Структура затрат туристов по элементамтурпродукта:
— тур – 50%;
— дополнительные услуги – 30%;
— товары – 20%.
Производство турпродукта нуждаетсяв первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал,предпринимательство). Производство — осуществление эффективных комби-наций, обеспечивающих экономическоеразвитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом.
Обобщаяприведенные выше определения,заключаем: турпродукт – это совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительскихстоимостей, необходимых для полногоудовлет-ворения потребностейтуристов, возникающих во время ихпутешествия.
Прирассмотрении сущности туристского продукта, как составляющейтуристского рынка необходимо воспринимать индустрию туризма как целостнуюсоставляющую отрасли народного хозяйства. Туристскаяиндуст-рия — совокупностьгостиниц и иных средств размещения,средств транспор-та, объектов общественного питания,объектов и средств развлечения,объек-тов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного наз-начения, организаций, осуществляющихтуроператорскую и турагентскую деятельность,а также организаций, предоставляющихэкскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков. Туристская индустрия — взаимоувязанная система предприятийи предпринимате­лей, предоставляющихтуристам все необходимые дляпотребления в процессе путешествия и достаточные дляосуществления собственно процессатуризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма вмире вызвало адекватное раз­витие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.
Манильскаядекларация по мировому туризмугласит: «Туризм пони-маетсякак деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственноговоздействия на социальную, культурную,образователь-ную и экономическую области жизни государств и ихмеждународные отно-шения»1.Тем самым подчеркнуто все большее значение туризма для различ-______________
1«МАНИЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О МИРНОМ РАЗРЕШЕНИИМЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ» (Принята15.11.1982 Резолюцией 37/10 на 68-ом пленарном заседании Генеральной АссамблеиООН)
ных сфер жизни общества.Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера.
       Экономическаяфункциятуризма проявляется через спрос и потребление туристов.Потребности туристов, находящихся вне места постоянногопроживания, подразделяются  на три группы:
— основные;
— специфические;
— дополнительные.
Основные потребности туристов — это потребности в передви­жении,проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятийпитания и транспортных организаций являются обязательнымидля осуществления туристской деятельности.Средства размещения (гости-ницы,мотели, частные квартиры) и предприятия питания(рестораны, кафе, бары) обеспечивают условиядля нормальной жизнедеятельности тури­стов. Транспортные средстваосуществляют их доставку к местамотдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения.Потребление основных услуг являетсяпредпосылкой для удовлетворения специфическихпотреб-ностей туристов, являющихсяглавной целью поездки — потребностей во впечатлениях,развлечениях, деловых встречах,курортном обслуживании. Дополнительныепотребности туристов удовлетворяются услугами предприятийсервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.
Специфика туристского потреблениясостоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Таким образом, туризмразвивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициируетприток валюты в страну, обеспечивает поступленияв государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие наобслуживающие отрас-ли, осуществляющиевспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности. Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влияниитуризма на экономику страны (региона). Прямое влияние туризма — результат расходовтуристов на покупку услуг и товаров туризма. К статьямтуристских расходов в соответствии с рекомендациямиВТО относятся:комплексныепоездки, пакет услуг на отдых и комплексные туры; размещение; питание и напитки; транспорт; рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; посещение магазинов; прочее (страхование путешествий, комиссионные сборы заобмен валюты и дорожных чеков, расходы по связии т.п.). Прямое влияние туризма понимаетсякак результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия,мате-риальное обеспечение работников туризма, создание новых рабочих мест.Расходы туристов повышают доход страны (региона), обеспечивают пополнениебюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятийтуристской индустрии. Косвенное влияние туризма на экономику известно подназванием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе). Предприятия, ккоторым непосредственно поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов местнойэкономики. Например, гостиницы пользуютсяуслугами строительных и коммунальных органи-заций, банков, страховых компаний,производителей продовольственных товаров и др. Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяетсовокупное воздействие туризма на экономику страны (региона).
Наряду с позитивнымипоследствиями развития туризма в отдаленных и слабых в структурномотношении регионах необходимо учитывать и отрицательные аспекты: поляризацию и коммерциализацию интересов различныхгруппнаселения;  возрастание роли неквалифицированноготруда;  рост числа отклонений от принятых в обществе норм поведения(хулиганство, алкоголизм); коммерциализациюкультуры; потерю само-бытности того или иногорегиона; конфликты между местным населением итуристами.
Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностьюудовлетворения одной из важнейшихпотребностей человека — восстановленияи пополнения его физических,духовных, эмоциональных сил»1, — отмечаетсяв Манильской декларации по мировому туризму.
Туризм как многоплановаяи активная форма отдыха способствуетполному и всестороннему обновлению сил и, внутренних ресурсов человека,затраченных на производстве и в быту. Он предоставляетвозможность временно покинуть место постоянногопроживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.
Гуманитарнаяфункция туризма заключается в использовании его возможностей для формированиявсесторонне развитой личности. Туризм расширяеткругозор человека, повышает его интеллект и позволяетсовместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествиядают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении кдуховным и нравственным ценностям,накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразиетематики экскурсий и туров — деловые, конгрессные, познавательные, обучающие (языковые), экологи-ческие, приключенческие и др. — позволяет человеку реализовать своизапро-сы в сфере туризма.
1.2 Обеспечениекачества туристского продукта
 Качествотурпродукта– совокупность свойств туруслуг и процессов обслуживания поудовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качествотурпродукта характеризуетсякачеством услуг в него входящих икультурой обслуживания. Качествоуслуги зависит от субъективных и объективных факторов. Объективные — уровень подготов-
______________
1Действующее международное право. Т. 1.-М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 811 — 816.(Извлечения) «МАНИЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯО МИРНОМ РАЗРЕШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ» (Принята15.11.1982 Резолюцией 37/10 на 68-ом пленарном заседании Генеральной АссамблеиООН)
ленности туриста к поездке,информированность о стране. Субъективные связаныс личностными характеристиками туриста, условиямиего повседневной жизни, форс-мажором.
Регулировать субъективное качество можно с помощью:
— опытного сопровождающего гида;
— профессионализма работниковтуризма;
— подготовленности местного населения к приему туристов.
Качество тур услуг имеет 3 уровня:
1. Техническое качество (состояние инфраструктуры).
2. Социальное качество (уровеньсервиса, профессионализм персонала).
3. Качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ).
Обязательныетребования к качеству тур услуг:
-   безопасность жизни и здоровья;
-   гарантияпредоставления услуг, согласнопутевке;
-   сохранность имущества туристов;
-   охрана окружающей среды.
Критерий качества выражаетсячерез систему показателей, отражающих различные виды деятельностипо обслуживанию туристов. На качество тур обслуживаниявлияют факторы:
— природно-климатические;
— культурно-исторические;
— психологические;
— специфические потребности туристов;
— культура труда и поведения сотрудников;
— имидж предприятия.
Стандарты качества тур обслуживанияопределяютсясистемой стандартизации и сертификации. Стандартизацияявляется важнейшим инструментом государственногорегулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей тур услуг. Стандартизация – деятельность,направленная на разработку иустановление требований, норм, правил, характеристик как обязательных длявыполнения, так и рекомендуемых,обеспечивающая право потреб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Костролитовые строительные материалы с использованием композиционного магнезиального вяжущего на основе диабаза
Реферат Применение упрощенной системы налогообложения при заготовке древесины
Реферат Морис Равель
Реферат Drug Prevetion Prgrams Essay Research Paper As
Реферат France 3 Essay Research Paper The future
Реферат Природа ісламу його основні положення
Реферат Conformity By Rebellion Essay Research Paper
Реферат Философия - реферат - ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Реферат Передача основных средств в уставный капитал другой организации
Реферат Genetic Engineering The Church View Essay Research
Реферат Baseball History Essay Research Paper Baseball is
Реферат Механизация технологических процессов свиноводческой фермы на 1000 голов
Реферат Проблема самоопределения Южной Осетии как один из ключевых факторов российско-грузинских отношений
Реферат Конфликт и стратегия поведения
Реферат Половое воспитание старшеклассниц в образовательных учреждениях