КОНКУРСНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. РОЛЬ БАНКОВ ВПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ И ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Выполнила:
студентка СГЭА, финансово-кредитногофакультета,
4 курса, 4 группы,
Маринушкина Татьяна
Саратов
1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИИЕ 3
ГЛАВА I. Финансовые средствапредприятий и основное направление их использования 4
ГЛАВА II. Роль банков впривлечении инвестиций 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Список использованнойлитературы 12
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционная сфераотечественной экономики сохраняет явновыраженный кризисный характер. Следствием резкого падения капиталовложений (в1992-1996 гг. более чем на 70%) стала деградация производства во многихотраслях, в том числе и высокотехнологических. По оценке специалистов, износосновных фондов в промышленности превысила 60%. Фактически снижение объемоввыпуска продукции на 1% сопряжено с гораздо значительным уменьшением вложений впроизводство[1]. В этом состоит актуальность и обоснованностьвыбранной мною темы.«Проблемы реализацииинвестиционного потенциала российских предприятий. Роль банков в привлеченииинвестиций и финансирования промышленного производства».
Оживление экономики,постепенный выход из кризиса, создание производства, и способного предотвратитьподобные явления требуют осуществление комплекса мер. Конечно, на какое-товремя можно увеличить объемы производства конкурентоспособной и пользующейсяспросом продукции. Ведь несмотря на отставание от лучших образцов, насуществующих производственных мощностях без их реконструкции можно значительно(в два-три раза) увеличить объемы производства. Чтобы запустить механизм такогоподъема, предприятиям нужно пополнить оборотные средства и набрать определенноеколичество квалифицированной рабочей силы, произвести маркетинговыеисследования и т. п.
Но все-таки реальныйвыход из кризиса, реальная структурная перестройка, а затем и движение к болеевысоким рубежам требует реконструкции предприятий, технического ихперевооружения, расширение их профиля (диверсификации), созданиевысокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию.Все этот означает необходимость инвестиций и инноваций, практически невозможныхдруг без друга. Это единственный процесс, цель которого — создать предприятия,занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период)конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокоекачество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержкипроизводства. Показать, в чем состоят необходимость, условия и предпосылкиинвестирования в Российскую промышленность; выявить и обосновать модельвзаимодействия предприятия и банка – это является целью исследования даннойпроблемы.
Реально этоосуществить лишь при наличии инвестиций. Традиционном средством сращивания ифункционирования связей промышленности с банками являются кредитные отношения,Их значение обусловлено расширение масштабов производства, увеличениемкапитальных и текущих затрат предприятий.которые испытывают естественные, всевозрастающую потребность в заемных ресурсах банков.
Однако с источникамиинвестиций дело обстоит не просто. Наиболее характерный для рыночного хозяйстваспособ получения средств — долгосрочный (инвестиционный) кредит не имеетшироких перспектив. Действительно, ставка кредита очень высока. Доходы отсооружаемых объектов производственного назначения призваны обеспечить не тольковозврат этого процента и самого кредита, но и нормальную прибыль (по самымскромным подсчетам хотя бы 15 % годовых). И все это без учета уплаты налогов ипри сроке строительства не выше одного года (большинство объектов требует длясооружения значительно большего времени). О проблемах в сфере капиталовложенияговорят следующие данные: страна потратила на инвестирование в основныепроизводственные фонды в прошлом году 50 млрд. дол, в тоже время, по оценкамИнститута экономического анализа, суммарный объем капиталов, вывезенных изРоссии, превысил эту цифру. Эксперты московского представительства. Всемирногобанка считают основной проблемой российской экономики отсутствие и в банковскомсекторе, и на рынке корпоративных ценных бумаг механизмов направления потоковинвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики.
Исследовать даннуюпроблему, то есть решить задачу реализации инвестиционного потенциалароссийских предприятий, роль банков в этом, призвана моя работа. Структура,которой такова: введение, в котором обосновывается выбор темы, ее актуальность,ставятся задачи и цели. Кратко описываются проблемы инвестиций в промышленностьРоссии, роль банков в реализации этой задачи. Оценивается практическаязначимость. Основная часть посвящена детальному рассмотрению этого вопроса,причем работа построена таким образом, что будут показаны две точки зрения напроблему реализации инвестиционного потенциала российских предприятий. В первойглаве – со стороны предприятий, а во второй — со стороны банков. Такаяструктура основной части делает исследование наиболее объективным. Вся работапостроена на использовании последних данных. В заключении делаются выводы, чтонесмотря на сегодняшнее состояние отечественных кредитных учреждений банковскийсектор в России по-прежнему характеризуется высокой динамикой своего развития,внедрением инновационных технологий, прогрессивными методами менеджмента.Объемы капиталов не позволяют им быть стратегическими инвесторами, однакозначительным является их вклад в становление и развитие новых институциональныхструктур в качестве ключевых звеньев, осуществляющих разработку корпоративнойстратегии, программ реструктурирования, консультационную и экспертнуюподдержку.
ГЛАВА I. Финансовые средства предприятий и основные направления ихиспользования.
Анализ финансовойполитики предприятий, определяющей долгосрочные перспективы их роста, включаетв себя, с одной стороны, изучение основных источников формирования собственныхсредств и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а с другойстороны, оценку приоритетов внаправлениях использования имеющихся финансовых средств.
Основные направления привлечения финансовых средств. Для всехпредприятий, но особенно тех, что относительно благополучны и вполне успешнорешают проблему развития собственного производства, весьма острой остается проблемадефицита инвестиционных средств.
Руководителибольшинства благополучных предприятий называют данную проблему среди ключевых[2]. Для финансово не состоятельных предприятий на первомплане оказалась проблема недостатка денежных оборотных средств. Отсюда яснастратегическая значимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов – дляобеспечения текущей деятельности и для развития предприятий. В целом наиболее остро стоит проблема финансовогообеспечения именно текущей деятельности(пополнение оборотных средств, выплата налогов, погашение задолженности покредитам). Это отразилось на выборе руководителями предприятий приоритетныхнаправлений привлечения заемных средств.
Сравнение приоритетов в направлениях привлеченияфинансовых ресурсов в зависимости от масштабов бизнеса показало, что малыепредприятия заметно больше, чем средние и крупные, ориентируются на сохранениефинансовой независимости: для представителей малого бизнеса не менее значимыпрактически все направления привлечения долгосрочных заемных средств. Особеннозаметно это различие в оценке необходимости привлечения долгосрочных банковскихкредитов (4% респондентов в малом бизнесе против 30% в среднем и крупном).
В привлечениикраткосрочных ресурсов представители малого бизнеса значительно чаще, чемкрупного и среднего, рассчитывают на возможности партнеров (соответственно – 18и 7%). Вероятно, финансовая поддержка малого бизнеса исходит от более крупныхпредприятий (учредителей или неформально заинтересованных в его успешнойдеятельности).
Оценка результатов привлечения заемных средств. В условиях дефицитасобственных финансовых ресурсов привлечение заемных средств – ключевой фактор,определяющий перспективы развития частного бизнеса. В 1995 г. менее половиныобследованных предприятий располагали заемными средствами, хотя лишь 10% респондентовуказали на отсутствие необходимости их привлечения ввиду достаточностисобственных финансовых ресурсов. Наиболее доступными для частногопроизводственного бизнеса были краткосрочные кредиты.
Процентные ставки пократкосрочным кредитам в 1995 г., высокие в целом, к тому же варьировались вшироких пределах (например, для трехмесячных кредитов в интервале 100-210%годовых). Естественно, столь высокая (в сравнении с рентабельностьюиспользования заемных средств) процентная ставка делает краткосрочные кредитыневыгодными. Тем не менее в условиях острейшего дефицита средств, требующихсядля поддержания текущего производства, многие предприятия вынуждены идти назаведомо неэффективные заимствования.
В структуре привлеченныхсредств первое место занимают государственные кредиты и субсидии (ихиспользовали для пополнения оборотных средств более половины респондентов), навтором месте – краткосрочные займы предприятий-партнеров и краткосрочныекредиты банков (на них указали почти треть респондентов из числа тех, ктовоспользовался заемными средствами).
Следует отметить, чтов настоящее время нет четкого разграничения, привлекаемы долгосрочных икраткосрочных средств в плане их целевого назначения – на ряде предприятийдолгосрочные кредиты и инвестиции служат, в том числе и в качестве стабильногоисточника пополнения денежных оборотных средств (на это указали 10%респондентов).
Еще сложнее ситуация спривлечением инвестиционных заемных средств. Примерно половину из общего числаобследованных предприятий в связи с наличием инвестиционных расходов можнорассматривать в качестве инвестиционно-активных, однако лишь 20% из них моглипривлечь заемные средства для этих целей.
Привлечение внебюджетных средств. Основные трудности здесь связаны:
С высокими процентами по кредитам – (это отмечают 90%респондентов);
Большим сроком кредитования (сказали 48%);
Сложностями с предоставлением собственных гарантий возвратазаемных средств, препятствующими получению кредитов и инвестицию от российскихфинансовых структур (отметили 31% процентов);
С ограниченностью реальных механизмов предоставления гарантийгосударством, что особенно важно при взаимодействии с зарубежнымиструктурами в виду высокого страховогориска. К тому можно добавить неразвитость местной банковской системы,необходимость личных связей в банковских кругах, трудности в подготовкетребуемых документов.
В зависимости отстепени благополучия бизнеса различен характер проблем, связанных спривлечением предприятиями внебюджетных средств. Наибольшие проблемыпредприятия, охваченные кризисом, испытывают с представлением собственныхгарантий возврата средств (половина их руководителей указали на данную проблемукак на основную, тогда как среди руководителей благополучных предприятийуказывают лишь 5%). В качестве наиболее серьезной проблемы для получениявнебюджетных финансовых ресурсов 7% руководителей неблагополучных предприятийрассматривают необходимость передачи инвестору контрольного пакета акций,весьма вероятно, опасаясь, что утрата контроля за предприятием приведет к ихсмещению с руководящих постов. Закономерно и то, что руководителей, считающихважной проблемой отсутствие личных связей в банковской сфере, больше всегосреди представителей неблагополучных предприятий – при объективном подходе этипредприятия оцениваются как наиболее рискованные заемщики.
Несовершенствомеханизмов предоставления государственных гарантий при займах в наибольшейстепени затрагивает интересы полярных сторон – благополучного и кризисногобизнеса. Однако характер связанных с этим проблем в указанных группах различен:в то время как благополучные предприятия, сами по себе удовлетворяющиетребованиям иностранных инвесторов, не могут снизить страховой риск безполучения соответствующих государственных гарантий.
Направления использования финансовых средств предприятий. Вкачестве основного из них практически все респонденты отметили формированиенеобходимых для текущего производства оборотных средств; на втором месте поприоритетности идет закупка и модернизация оборудования (см. таб.). Сравнениеприоритетов в использовании финансовых средств в зависимости от масштабовбизнеса дало следующие результаты.
Основные направления использованияфинансовых средств предприятий, отмеченные респондентами, %.
Направления использования средств
Место, которое занимают расходы по данному направлению в совокупном использовании финансовых средств.
1
2
3
4
5
Пополнение оборотных средств
58
11
-
1
1
Покупка, модернизация, ремонт оборудования
24
36
11
1
-
Ремонт помещений
5
12
20
4
3
Реклама предприятия и его продукции
-
13
16
11
9
Покупка транспорта
6
6
10
4
4
Строительство и приобретение зданий, помещений
7
2
8
1
2
Обучение персонала
-
6
9
12
7
Выплата дивидендов по акциям предприятия
1
3
4
7
1
Приобретение ценных бумаг, паев банков
-
1
1
-
1
Приобретение государственных ценных бумаг
-
-
1
-
1
Приобретение ценных бумаг, паев или иное вложение средств в предприятия
-
-
1
-
1
Приобретение земельных участков
-
-
1
-
-
Специфичным именно длямалого бизнеса является использование значительных в масштабах ресурсов наприобретение транспорта и рекламу (четвертое и пятое место соответственно). Длясреднего и крупно бизнеса третьим по значимости направлением вложения средстввыступает ремонт помещений (вероятно, это связано с наличием излишковплощадей и стремлением сдать их в арендуили продать по высокой цене). Заметно меньше средств по сравнению с крупными исредними предприятиями малые фирмы расходуют на обучение персонала – будучи восновном созданными в последние три-четыре года, последние имели возможностьпроводить активную политику по подбору специалистов и куда меньше былиозабочены трудоустройством высвобождаемого персонала. Малые предприятия в силубольшей мобильности и приверженности руководства «рыночным стандартам»поведения, как правило, более активны в операциях на фондовом рынке, вчастности с государственными и корпоративными ценными бумагами. Напротив,крупные предприятия, имеющие устойчивые поступления, к настоящему времени восновном, по-видимому, уже сформировали собственную производственную ифинансовую инфраструктуры (или, по крайней мере, осуществили необходимыевложения), чем и объясняется их незначительная активность в приобретении акций(паев) предприятий и банков.
ГЛАВА II. Роль банков в привлечении инвестиций.
Ситуация в экономике,сложившаяся к настоящему времени делаетособенно актуальным вопрос об инвестициях… Признаки экономической стабилизацииналицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось.В сентябре отмечен рост промышленного производства на 0,3% по сравнению савгустом. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальнойвалюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционнойсфере. За первую половину 1997 г. инвестиции в основной капитал сократились посравнению с соответствующем периодом 1996 г. на 8,4 %[3]. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло нафоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценныхбумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить одостаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту.Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживлениеоснованный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывшиххронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый жеи долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новыхмощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательнопредполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.
Важную роль в повышении инвестиционной активности иобеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящеевремя банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни ихэффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, еслиговорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мерепроявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целомблагоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитныхорганизаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедлениетемпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, поройотрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшениюфинансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что втаких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся вреальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. Ипока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.
Во-первых, остаютсязапредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касаетсякапиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитованиепромышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временнуюнехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются илипод контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию.Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой спотенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
Во-вторых, падение доходности на финансовых рынкахуменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым ихфинансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, врядли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условииотносительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовыересурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны дляобеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы вцелом, негативно сказывается наинвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия кинвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушениимеханизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, чтокаждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рублянегосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубльнедофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционнойсферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов.Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит дляэтого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу икакие-либо обязательства. Невнимание государства к проблемам инвестицийпроявляется как в срыве государственных инвестиционных программ, так и впровале Бюджета развития. За январь-июль 1997 г., по информации Минфина,государственные инвестиции профинансированы лишь на 32 % от утвержденноголимита с учетом секвестирования.
В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приемуинвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем миреусловиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой’’прозрачности’’ предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом врамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая частьруководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы состороны и не нести за это экономической ответственности.
Немаловажная причинавялости инвестиций кроется в недостаточном законодательном подкреплении инеясности перспектив в свете принятия новых законодательных актов. Так, все ещене приняты Закон об ипотеке и Налоговый кодекс. Неясно, как реально будетработать налоговый механизм, насколько он будет способствовать инвестициям? Втом варианте Налогового кодекса, который был принят в первом чтении, особенноблагоприятного климата для инвестиций не просматривалось. А в частиналогообложения банков там предлагались нормы, прямо подрывающие ихинвестиционные возможности. Имеется в виду налог на банковские активы.
С учетом сказанногоочевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционнойдеятельности — отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своейработе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли вреальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут и банки не будут препятствовать этомупроцессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточнодля запуска механизма инвестиций.
Реализация таких мердолжна вестись по трем направлениям.
Первым направлениемдолжна стать активизация роли государства в обеспечении инвестиционногопроцесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходовна инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего,имеется в виду развитие механизма государственных гарантий, а также повышениекоординирующей доли государства в создании организационных и институциональныхпредпосылок инвестиционной деятельности.
Вторым направлениемдеятельности должно стать непосредственно создание этих организационных иинституциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционнойдеятельности.
Третье направлениезаключается в адекватном законодательном закреплении условий,благоприятствующих инвестициям
В развитииперечисленных направлений необходимо:
Задействоватьинвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественныхмонополий, обратив их на нуждыфедеральной инвестиционной программы.
Осуществитьпереориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своихактивов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы.Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковскихкредитов специально отобраннымигосударством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционныхпроектов.
Перейти к практикедолгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства свозможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства.
Осуществить страховойзаем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных ипредпринимательских проектов.
Пересмотреть нормыобязательного резервирования по вкладам населения с относительно длинным срокомхранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволитсделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.
Развивать институтыколлективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (дляюридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционныериски.
Установить повышенныенормативы привлечения сбережений населения для банков, участвующих вфинансировании федеральных программ под частичные гарантии правительства.
Предусмотреть вНалоговом кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплатыналогов на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3года и более ) для реализации операций финансового лизинга.
Сохранить в Налоговомкодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов,связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционныхрисков.
Упорядочить процессслияний, поглощений и банкротств кредитных организаций, направив его наформирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечалатребованиям оживления инвестиций и экономического роста.
Законодательноустановить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупныеинвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться квопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банкиразвития).
Банки должны найти свое место в инвестиционномпроцессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основойвзаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализациязаконченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличитьэффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направленияинвестиционных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая выводы по всейтеме, можно сказать, что инвестиционный процесс в России находится в глубокомкризисе, который характеризуется всеобъемлющим сокращением инвестиций. А этограничит уже с настоящей хозяйственной катастрофой в отраслях промышленностивообще. Ситуация здесь в настоящий момент такова, что без серьезной поддержкигосударства не обойтись, ибо большинство предприятий убыточны илималорентабельны.
Для оживленияинвестиционной деятельности в России необходимо:
созданиеинвестиционного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций;
концентрациянеобходимых финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можнобыло бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные,перспективные направления, развития отраслей народного хозяйства.
В развитых странахнакоплен опыт позитивного воздействия и стимулирования государствоминвестиционных процессов в виде льготного кредитования инвестиций и пониженногоналогообложения инвестируемой прибыли, предоставление субсидий за счет бюджета,выделения средств иностранного займа, снижения таможенных пошлин при ввозесырья и оборудования из-за рубежа ивывозе готовой продукции.
Однако реальностьсегодняшнего дня обусловлена тем, что процессы, характеризующие состояниеинвестиционной сферы экономики страны, предопределяют режим воспроизводственныхпроцессов, находящиеся под негативным воздействием таких факторов, какуменьшение эффективности и масштабов всего воспроизводственного процесса, атакже сокращение реальных объемов инвестирования. Иначе говоря, процессинвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным дляпотенциальных инвесторов. Это обусловлено и отсутствием активнойгосударственной политики, которая должна быть направлена на подъеминвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственнойструктуры экономики.
Преодолениедезинтеграции экономики и предотвращение дальнейшего бегства капитала изпроизводственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужныэкономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки вподъем производственных инвестиций.
Рядом ученых испециалистов предлагаются конкретные механизмы решения этой задачи посредствоминститутов развития и системы инвестиционных счетов, соответствующегорегулирования рынка ценных бумаг, активного использования государственныхгарантий. Тогда можно думать о неинфляционных возможностях восстановлениянормальной денежной массы и преодоления кризиса неплатежей.
Практикаинвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной иинновационной деятельности оказывается успешной при мощном механизмепривлечения денежных вкладов населения и собственных оборотных средствпредприятий; развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей лизинговыхи страховых компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования.
Список использованнойлитературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
[1] СмМартынов А. «Активизация инвестиционной политики». //Экономист. №9, 1997 г.,стр.54.
[2] – см.Симачев Ю. «Финансовое состояние производственных предприятий (соц.исследования)», // РЭЖ, №8, 1997 г., стр. 33-41.
[3] см.Мурычев А. «Банки и инвестиции». /Бизнес и банки №47, 1997 г., стр. 1