Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической экономики
      Предметом исследования марксистскойполитэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу
общественнойжизни  являлись лишь производственныеотношения, основу которых составляли отношения
собственности.Это имело существенное значение, так как из системы  производственных отношений выво-
дилисьэкономические закону, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетари-
атаи господства административно-командной системы хозяйствования.
      Производственные отношения – этообъективно складывающиеся отношения между людьми в процессе
производства,распределения, обмена и потребления жизненных благ.
      Это самая общая  характеристика производственных отношенийдает основание  утверждать, что произ-
водственные  отношения есть  необходимая  сторона общественного  производства. “Впроизводстве люди
вступают  в отношения не только к природе. Чтобы производить,  люди вступают  в определенные связи и
отношения,и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношениек природе
имеетместо производство”.[1]
     Мысль о том, что предметом политической экономии  (теоретическойэкономики) являются обществен-
ные отношения, создаваемые трудом,  изаконы,  которым труд подчинен, былавысказана еще в XVIII веке
рядом  экономистов, в  том  числе Кокленом.  Наибольшее  распространение  она получила среди русских
экономистов  начала XX  века.  Многое для  этого  сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет
политическойэкономии как науки о развитии производственных отношений,  но и внес существенное уточ-
нение,  различая собственно  производственные  отношения – отношения  социально-экономические,  иму-
щественные,  отношения собственности,  и отношения  производственно-организационные,  относящиеся к
общественной  организации производственных  сил, выделяяпротиворечия внутри системы общественных
отношенийпроизводства.
      Такое понимание предмета политическойэкономии как науки вошло и в учебную литературу того и по-
следующих  периодов. Так,  в “Очерках политическойэкономии”  В.Я.Железнов  писал, что  политическая
экономия  имеет предметом  своего исследованияобщественные отношения людей, возникающие на почве
их  хозяйственной деятельности, то есть усилий,направленных на удовлетворение разного рода потребнос-
тей  материальными средствами.[2]Н.И.Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве все-
общейкатегории и определял их как “отношения между людьми впроцессе общественного труда и распре-
деленияпродуктов этого труда”, включая техническуюорганизацию труда.
      На рубеже 20-30-х годов на страницах  экономической литературы развернуласьдискуссия по вопросу о
предмете  политической экономии,  в  которой приняли  участие  Г.Абезгауз, А.А.Богданов,  Б.С.Борилин,
Н.И.Бухарин,  С.Кривцов, И.И.Рубин,  И.И.Степанов и многиедругие.  И.И.Рубин  отмечал, что “политэко-
номиясложилась  как  наука о системе производственных отношений”. А.А.Богданови И.И.Степанов пред-
ложили  различать предмет  политической  экономии в узком смысле, то естьсоциально-трудовые отноше-
ния  людей (отношения  прямого  и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разде-
лениетруда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения присвоения,распределения…
      К сожалению, сегодня среди сторонниковпонимания предмета политической экономии как производст-
венныхотношений  нет полного единства. Приэтом, так как политическая экономия сложилась как наука о
капиталистическихпроизводственных  отношениях,  ее объявили политэкономией в узком смысле; а поли-
тическаяэкономия в широком смысле, считалось, изучает  экономические отношенияне только капитализ-
ма,но и других способов производства.
      Если же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого инастоящего, то мы увидим еще большее раз-
личиев толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).
      Так например, у представителей первойшколы политической экономии – меркантилистов, отражающих
интересы  торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научныхисследований было
богатство.Источником  богатства  объявлялась торговля,  само  же богатство отождествлялось ими чаще с
деньгами.Школа  физиократов  перенесла предмет  политической экономии –национальное богатство – из
сферы  обращения в  сферу  производства. Это было величайшим достижениемэкономической науки, хотя
физиократыошибочно считали источником “богатства” толькосельское хозяйство.
     Представители  английской  классической школы  политической экономиирасширили предмет полити-
ческой  экономии до  исследования  условий производства  и  накопления (Смит),  а  также распределения
(Д.Рикардо)  национального богатства,  создаваемого  во всех  отраслях материальногопроизводства, куда
включались: промышленность,строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
      Аналогичного  мнения о  предмете политической экономиипридерживаются отдельные и современные
западные  экономисты, рассматривая  политическуюэкономию как науку о производстве, распределении и
потреблении  национального богатства.  Но пониманиепоследнего в процессе исторического развития эко-
номической  мысли менялось. Первоначально национальное  богатствопредставляли в виде денег, затем в
виде  результата производства,  а  сегодня в  национальное богатство включаюти самого человека, его ум,
егоинтеллект, информацию как источник последующего развития общества.
      Экономическая  мысль прошлого  сохранила  и другое  понимание политическойэкономии как науки о
народном  или общественном  хозяйстве. Немецкиеэкономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом
политической  экономии народное  хозяйство,  под которым ими понимаются отношения людей квнешней
природе.А.Богданов и И.Степанов  в  свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение полити-
ческойэкономии как  “науки об общественномхозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”,  ибо “в поня-
тие  об общественном  хозяйстве  входит и вся техника производства”, последнееже не включается в пред-
метполитэкономии.[3]
      В известном  всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” средимножества определений предмета
теоретическойэкономики  (политэкономии)  указывается, что экономикс – наука  о  повседневной деловой
жизнии деятельности людей.
      Еще ранее А.Маршалл  определял предмет  теоретической  экономики или политической экономии как
исследование  нормальной жизнедеятельности человеческогообщества: исследование богатства и частично
человека,  точнее стимулов  к  действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается
рольчеловека в экономике.
      В современной  экономической литературе  распространено  понимание предмета теоретической эконо-
мии  как  изучение   “редкости”,  ограниченности  ресурсов. Так,  Дж.Робинсон  пишет, что  политическая
экономия – это наука,  которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средст-
вами, имеющими альтернативные  пути применения. Ив российской экономической литературе появляют-
ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятсяиспользовать ограниченные
ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их,пытаясь удовлетворить
свои безграничные  потребности с  целью  всестороннего развития способностей ирасширения возможнос-
тей человека.
      Перечень определений  теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, дума-
ется,  нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что всеопределения теорети-
ческойэкономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибоберутся различ-
ныеаспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что непозволяет дать ему краткое
и вто же время всеобъемлющее определение.
      И все-таки,  если принять во внимание, что большинство современных экономистов мирапризнает тео-
ретическуюэкономику  универсальной  наукой о проблемах  выбора ресурсов  и экономическом поведении
человека,  то наиболее общим  (собирательным)и  правильным  можно считать определение теоретической
экономики,данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.
      Общая экономическая теория  – это  общественная  наука, которая  изучает поведение людей игрупп в
производстве,  распределении и потреблении материальных благв целях удовлетворения потребностей при
ограниченныхресурсах  (понимая  это  нев физическом смысле,  хотя он имеетместо, а как невозможность
полногоудовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), чтопорождает конку-
ренциюза их использование.
      Характеристика  предмета общей  теоретической  экономики как изучение поведения людей и ихгрупп
не  означает отказ от исследованияпроизводственных отношений. Это те же производственные отношения,
гдеакцент  делается  не на  объект  отношений (средства производства, предметпотребления), а на субъект
этихотношений – человека.  Такой акцент  чрезвычайно важен  для  социально ориентируемого рыночного
хозяйства,к формированию которого направлены современные преобразования в России.
      Теоретическая экономика структурновключает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономи-
ческихсубъектов)  и макроэкономику  (поведение или  функционирование  национальной  экономической
системы  в целом),  а  также можно  выделить мезоэкономику(поведение определенных подсистем нацио-нальной экономики  или  отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-
номикив целом).
      При изучении предмета теоретическойэкономики с целью более четкого его осмысления целесообразно
выделять: сферу  исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная
деятельность;  объект исследования – экономические явления; субъект исследования –человек, группа лю-
дей,государство;  предмет исследования –жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и
государства,  их экономическое  поведение в  связи  с той экономической средой, в которой онинаходятся.
При  этом важно  подчеркнуть,  что основная  задача  теоретической экономики – дать не простоописание
экономических  явлений, а  показать их взаимосвязь  и взаимообусловленность,  то  есть раскрыть систему
экономическихявлений, процессов и законов.
      Еще представительисторической школы Карл Менгер подчеркивал, что  экономическое  знание дает не
одна  теоретическая экономика,   а целая  сеть самостоятельных  конкретных экономических  дисциплин  с
особыми  задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплинывыра-
батываютсистему правил,  необходимых  для практической деятельности, а потому относятся не к области
общейтеории,  а  искусства в хозяйственной практике.  Важнейшая задача теоретической экономики –быть
“несущей конструкцией”  не  тольковсей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля-
етсяосновой всей высшей экономической школы.                      Взаимосвязьтеоретической экономики с другими науками и                                                   экономической политикой
      Теоретическая экономика являетсяметодологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономикаторгового дела,  промышленности,  транспорта, строительства); функциональных(менеджмент,
финансы,кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк.география, демография, статистика).
      Теоретическая экономика  –  однаиз общественных  наук  наряду с историей,  философией, правом. Она
призвана  раскрыть одну  часть социальных  явлений в жизнедеятельности человека, наукаправа – другую,
науканравственности – третью и так далее,  итолько  общая совокупность всехтеоретических, социальных
и  исторических наук  в  состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требо-
ватьпроверки положений теоретической экономики на фактах действительности.
      Теоретическая  экономика учитывает знания, достигнутые  конкретными  экономическими  науками, а
такжесоциологией,  психологией, историей идругими науками, без учета которых полученные теоретичес-
койэкономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
      Практическая  значимость теоретической экономики (известная формула Огюста Конта) в том, что зна-
ниеведет к предвидению,  а предвидение – кдействию.  Теоретическая  экономика должна лежать в основе
экономической  политики, а через  нее пронизывать  область хозяйственной практики. Действие (практика)
ведетк знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.
      Теоретическая экономика – это не наборправил о том,  как  стать богатым. Она не дает готовых ответов
навсе проблемы.  Теория – лишь инструмент,способ осмысления экономической действительности. Владе-
ниеэтим инструментом,  знание  основ теоретической  экономики могутпомочь каждому человеку сделать
правильныйвыбор во многих жизненных ситуациях.
      У.К.Митчелл в своей  основной работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год)настаивал на
взаимосвязи  экономических проблем с неэкономическими, вчастности, с проблемами социологии, культу-
рыи другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей вобществе.
      Теоретическая  экономика тесно связана с экономическойгенетикой, ибо экономическое развитие имеет
имманентное  генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как
науку,  которая позволяет понять внутренние механизмыдинамики, соотношения и взаимодействия наслед-
ственности  и изменчивости  в  процессе неравномерного циклическогоразвития. Передача экономической
наследственностивсегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.
      От теоретической экономики следуетотличать экономическую политику.
      Теоретическая  экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по-
литикой,но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности ипрогнозиро-
ванияее динамики.
      Экономическая политика  – целенаправленная  системамероприятий государства в области обществен-
ногопроизводства,  распределения, обмена ипотребления благ. Она призвана отражать интересы общества,
всехего социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
      Экономическая  политика занимается  нахождением вариантоврешения экономических проблем и при-
ведением  в действие их механизмов. Политики,  пользуясь  теоретической экономикой, должны считаться
также  с культурным,  социальным,  правовым и политическим аспектами решаемойпроблемы, если хотят,
чтобы  проводимая ими  политика  была успешной.  Осуществление задачэкономической политики может
привести  к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находитотражение в последу-
ющемразвитии теоретической экономики (политэкономии).
      Курс теоретической экономики  –  этонаучное руководство к познанию экономической действительнос-ти без претензий намонополию истины.
                                                  Методологиятеоретической экономики
      Методология  теоретической  экономики – наука о методахизучения хозяйственнойжизни, экономичес-
кихявлений.  Онапредполагает наличие общегоподхода к изучению экономических явлений, единое пони-
мание действительности,  единую  философскую  основу.  Методология  призвана  помочьрешить главный
вопрос:  с  помощьюкаких научных способов,приемов познания действительности теоретическая экономи-
ка  добиваетсяистинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес-
койсистемы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главныхподходов:
·        субъективный (с позиции субъективного идеализма);
·        неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма искептицизма);
·        рационалистический;
·        диалектико-материалистический;
     Присубъективном  подходе  в качестве  исходного  пункта анализа экономических явлений берется хо-
зяйствующий субъект,  воздействующий наокружающий мир, причем суверенное “я”абсолютно независи-
мо,отсюда  все  равны. Объектом  экономического анализа является поведениесубъекта экономики (“гомо-
экономикса”), итеоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческойдеятельности,
определяемой  ограниченностью потребностей. Главнаякатегория при таком подходе – потребность, полез-
ность.Экономика  становится  теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
      Неопозитивистско-эмпирический  подход основан на более тщательном изученииявлений и их оценках.
Воглаву  угла  ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращения в пред-
мет  познания (математический  аппарат,  эконометрика, кибернетика и т.д.),  а  результатом исследования
выступают  различного рода  эмпирические  модели, которые здесь являются главными категориями. Этот
подход  предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы иотрасли,
имакроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
      Рационалистический  подход ставит  целью  открытие “естественных” илирациональных законов циви-
лизации.  Это требует  исследованияэкономической системы в целом, экономических законов, регулирую-
щихданную систему,  изучение  экономической “анатомии” общества. Экономические таблицы Кенэ – это
вершина  такого подхода.  Целью  экономической деятельности  человека  является стремление  получить
пользу,  а целью  теоретической  экономики –  не  изучение человеческого поведения, а изучение законов,
регулирующих  производство, распределение  общественного  продукта, именно  того, как это происходит
(Д.Рикардо).Такой  подход  позволяет признавать  деление общества наклассы, в отличие от субъективис-
тов,представляющих  общество  как совокупность равных субъектов. Главноевнимание при таком подходе
уделяетсястоимости, цене, экономическим законам.
      Диалектико-материалистический  подход считается единственно правильным решением научных проб-
лемна  основе  не эмпирического  позитивизма  (опыта), а объективного анализа, характеризующего внут-
ренниесвязи явлений,  существующие  в реальности  и  в их развитии. Экономические процессы иявления
постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.
      Методологию  нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследованияв
наукеи воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
      Теоретическая экономика используетширокий спектр методов научного познания.
      Одним из  таких  методов при  изучении  хозяйственных явлений  является метод научнойабстракции.
Исследовательотвлекается  от второстепенных сторонявлений, чтобы выявить то, что в них существенно и
постоянно  повторяется. Так возникают  такие общиепонятия, как производство вообще, потребности, рас-
пределение,обмен и др. При  помощи  абстрактного мышления  шаг  за шагом происходит раскрытие сущ-
ности  экономических явлений,  что  требует формирования определенных логических понятий, более или
менееполно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
      Логические  понятия, отражающее  наиболее  общие и существенные стороны хозяйственнойжизни об-
щества,называются экономическими категориями.
      Такими категориями являются,  например, спрос, предложение, кредит,собственность, рынок, прибыль,
заработнаяплата и многие другие.
      В экономике,  как и в любой другой области общественнойжизни и в природе, сквозь внешне кажущий-
сяхаос  и нагромождение  случайностейпрокладывает себе путь необходимость, закономерность развития.
Экономические  процессы в  обществе  управляются внутренними, присущими имзаконами – законами об-
щественных  действий людей  или  экономическими  законами. В книге “Философия права” Гегельписал о
политэкономиикак науке,  которая  делает “честь мысли”, потому что она, имея перед собой массуслучай-
ностей, отыскивает  их  законы. Всякий  закон  выражает собой сущность того или иного явления. Закон и
сущность – понятия  однородные (однопорядковые),  выражающие  углубление познания  человеком явле-
ний, мира. Явление шире, богаче закона, однакозакон улавливает внутреннюю сущность явления.
      Чтобы дать  определение экономическому  закону,  необходимо вспомнить  философское  определение
закона  как устойчивого,  прочного,  многократно повторяющегося  явления и  как выражение внутренней,
существенной,  необходимой, причинно-следственной,постоянной, всеобщей, качественной и количествен-
нойвзаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
      Этоопределение можно полностьюотнести и к экономическому закону. То, что не случайно, а типично,
постоянно и выражаетвнутреннюю сущностьэкономических явлений и процессов, отражают экономичес-
киезаконы.  Не  следует  смешивать  экономические  законы с законами природы,  так  же  как и с законами
естествознания,так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:1.      Естественныезаконы  – это  законы  природы, экономические – законы развития общественной жизни,
хозяйственной деятельности людей;2.     Естественные законы вечны,экономические – носят исторический характер;3.      Открытие  и применение  естественных  законов происходит более или менее гладко, а экономические
законы встречают сильное противодействие со стороныотживающих сил общества.
      Экономические  законы в  своей  совокупности образуют систему экономических законов развития об-
щества,которая включает в себя различные группы и виды законов.
      Метод научной абстракции хотя иважнейший, но не единственный метод научного познания, использу-
емыйв теоретической экономике.  Здесь  активно применяются и такие методы, каканализ и синтез, индук-
цияи дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование идругие.
      Анализ – это мысленное  расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследо-
ваниекаждой из этих частей отдельно.  Путемсинтеза экономическая теория воссоздает единую целостную
картинуявлений и процессов.
      Широко также используются индукция идедукция.  Посредством индукции(наведения) обеспечивается
переход  от изучения  единичных  фактов к общим  положениям и выводам.  Дедукция (выведение) делает
возможнымпереход от наиболее общих выводов к относительно частным.
      Анализ и синтез, индукция и дедукцияприменяются в теоретической экономике в единстве.
      Важное место  в  исследовании экономических явлений и процессов занимает исторический и логичес-
кийметоды. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве,поскольку историчес-
киисходный  пункт  исследования совпадает с исходным пунктомлогического исследования. Однако логи-
ческое(теоретическое)  исследованияэкономических явлений и процессов не является зеркальным отраже-
ниемисторического  процесса.  В конкретных условиях  той  или иной  страны могут возникнутьэкономи-
ческие  явления, которые  не  являются обязательными для господствующейсистемы хозяйствования. Если
фактически(исторически)  они  имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнори-
роваться.Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен ихописать.
      Используя исторический метод,теоретическая экономика исследует хозяйственные процессы и явления
втой последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими.
Такойподход  позволяет  конкретно и  наглядно  представить все  особенности  различных экономических
систем.Но он имеет недостаток,  который сводитсяк тому,  что обилие описательногоматериала и частных
историческихподробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
      Исторический метод показывает, что вприроде и обществе развитие идет от простого к сложному. При-
менительно  к предмету  теоретической  экономики это означает, что во всейсовокупности экономических
явленийи процессов необходимо  выделить  в первую  очередь  наиболее  простые явления,  возникающие
раньше  других и  являющиеся  основой для их возникновения. Например, прианализе рынка таким эконо-
мическимявлением является обмен товаров.
      Экономическим  процессам и  явлениям  присущи качественная и количественная определенность. По-
этому  теоретическая экономика  широк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.