--PAGE_BREAK-- Адаптационная политика
Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию − прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции − индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60−70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951−1952 гг., в Финляндии в 1967−1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.
Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.
Долгосрочные антиинфляционные меры
Цель антиинфляционной политики − удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам.
Практика борьбы с инфляцией в развитых странах показывает некоторые общие направления антиинфляционной стратегии.
Следует выделить стратегию гашенияадаптивных инфляционных ожиданий. Сторонники монетаристского направления уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий − изменение психологии потребителя, избавление его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений. Американский экономист Э. Фелпс теоретически разработал меры по обеспечению так называемого «Эффекта объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правительство должно регулярно и правдиво информировать граждан об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает для борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть оптимизм в ожидания потребителя.
Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.
В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.
Третья линия антиинфляционной стратегии −сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности. Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств [43, с. 201]
В целом же инфляционный потенциал российской экономики был заложен административно-командной системой. Ошибки и просчеты в ходе проведения реформ также питали инфляцию. Несмотря на это, в 1995—1996 гг. инфляция в России была остановлена.
Основными инструментами антиинфляционной политики становятся меры по ограничению денежной массы и уменьшению бюджетного дефицита. В результате успешного проведения этой работы постепенно снижалась инфляция (с 2000−2006 гг.).
Мировой финансовый кризис заставляет внимательно анализировать особенности такой популярной стратегии реализации денежно-кредитной политики, как инфляционное таргетирование. В международной практике под этой стратегией понимаются установление ЦБ количественного показателя допустимой инфляции и обеспечение роста цен в пределах установленного диапазона. При этом главный инструмент влияния ЦБ на динамику цен – краткосрочная процентная ставка.[5, с.46]
Что касается России, то с началом мирового кризиса лучшей политикой было бы предотвращение давления на переоцененный рубль путем значительной и одномоментной девальвации. В этих условиях за счет валютных резервов можно было бы впоследствии несколько повысить курс рубля и предотвратить превращение динамики национальной валюты в важнейший фактор инфляционных ожиданий.
продолжение
--PAGE_BREAK--