Реферат по предмету "Экономическая теория"


Социальная политика государства условиях перехода к рыночной экономике на примере одной из стра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Социальная политика государства: содержание, направления, модели и перераспределение доходов……………………………………………………...5

1.1 Социальная политика: содержание, направления и принципы……………5

1.2_Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики…………………………………………………………………………...9

1.3_Государственное перераспределение доходов и система социальной защиты……………………………………………………………………………12

2 Социальная политика Российской Федерации………………………………16

3 Социальная политика Республики Беларусь………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30



Реферат


Курсовая работа: 31 с., 1 рис., 16 источников.


равенство, Социальная политика, равенство, социальная справедливость, социальная защита, социальная политика.

Объект исследования – социальная политика государства.

Предмет исследования – социальная политика Республики Беларусь.

Цель работы: изучить социальную политику Республики Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_______________

(подпись студента)




Введение


Центральное место в развитии цивилизации, ее социальном компоненте занимают права и свободы человека. Последова

тельное осуществление прав и свобод на практике — основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности общества. Права человека на жизнь, на свободу и неприкосно

венность, на труд являются необходимыми условиями полно

ценной жизни каждого человека.

Основным гарантом всего комплекса прав и свобод челове

ка — гражданских, политических, экономических, социаль

ных и культурных — выступает государство. Без создания со

циального государства декларируемые права и свободы челове

ка остаются идеалом, не реализуемым в действительности.

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией прин

ципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствова

ние в этом направлении системы социально-экономических от

ношений, повышение качества человеческого потенциала от

крывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совер

шенствование системы здравоохранения и образования, умень

шение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в соци

альной сфере.

Выбранная тема является особенно актуальной для Республики Беларусь, так как до 1991г. она входила в состав СССР и как следствие после его распада начала строить экономику с выраженной социальной направленностью.

Для достижения цели данной курсовой работы следует решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание, направления, модели и перераспределение доходов социальной политики государства.

2. Изучить социальную политику Российской Федерации.

3. Изучить социальную политику Республики Беларусь.

Для написания данной курсовой работы использовались книги, учебные пособия, периодические издания как отечественных, так и зарубежных авторов: Усачева В.В., Суховского А., Плотницкого М.И., Вечканова Г.С.,

Агаповой Т.А. и других. В качестве источника также использовалась глобальная сеть Интернет.




1
_
Социальная политика государства: содержание, направления, модели и перераспределение доходов
1.1 Социальная политика: содержание, направления и принципы
Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с по

вышением общественного благосостояния, улучшением каче

ства жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связя

ми и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто актив

но взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной поли

тики и реализует ее. К ним относятся государственные ведом

ства и учреждения, органы местного самоуправления, различ

ные негосударственные объединения, коммерческие структу

ры, профессиональные работники, а также отдельные гражда

не, действующие в рамках гражданской инициативы. [9, с. 235]

В любом обществе большинство людей способны самостоя

тельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благо

приятной обстановки для трудовой и предпринимательской де

ятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содей

ствии процессу формирования рациональной структуры дохо

дов и совершенствования отношений занятости. Это предпола

гает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации ра

ботников к высокоэффективному труду, учет доли каждого ра

ботающего в созданном продукте.

Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объектив

ных причин не имеющие возможности удовлетворять свои по

требности путем приложения собственных усилий (дети, инва

лиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспре

деление доходов, развитие системы социальной защиты и со

циальных гарантий как для населения в целом, так и для каж

дой из его социальных групп. Упор при этом делается на вы

плату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, без

работным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

Взаимодействие указанных функций предполагает необхо

димость постоянного поддержания их баланса. Ослабление сти

мулирующей функции

ведет к снижению ресурсного обеспече

ния социальной политики, уменьшению возможностей для фи

нансирования социальных программ. Нарушение стабилизиру

ющей функции обусловливает неоправданное нарастание соци

альных дифференциации и напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень — социальная политика фирмы (корпора

ции) в отношении ее работников;

• макроуровень — региональная и государственная социаль

ная политика в отношении регионов;

• интеруровень — межгосударственная социальная поли

тика, связанная с решением глобальных экономических проб

лем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфра

структурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приори

теты социального развития и способы их достижения по отно

шению ко всему обществу; утверждаются нормативно-право

вые акты, регулирующие общие принципы социальной полити

ки в стране; устанавливаются минимальные социальные гаран

тии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипен

дий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем насе

ления. Именно на данном уровне легче оценить реальные пот

ребности и возможности человека, проверить степень эффек

тивности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и обще

государственных социальных программ.

Социальная политика базируется на ряде принципов — ос

новных исходных положений, на которых строится деятель

ность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны — это вознаграждение за лич

ный труд и успех, или распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С

другой стороны — обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравни

тельный тип справедливости (обоснованное равенство).

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием про

грессивного формирования общества, стимулом для формиро

вания личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффек

тивности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятель

ность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и нера

венства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа спра

ведливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стар

товых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и ра

ботоспособные члены общества должны иметь возможность по

лучать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан при

лагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обес

печить удовлетворение своих потребностей. Государство долж

но оказывать помощь своим гражданам только в крайнем слу

чае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип соли

дарности предполагает, что общество должно решать возника

ющие проблемы как единая система, внутри которой посред

ством механизма налогов и трансфертов осуществляется пере

распределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспе

ченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечива

ет правовую и социальную защищенность граждан, которая вы

ражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума соци

альных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку лич

ности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики также основано на ре

ализации принципа всеобщности, предполагающего, что со

циальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним. [9, с. 237]

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необ

ходимо обеспечить условия для развития общественного про

изводства, в процессе которого создаются

ресурсы, способствую

щие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресур

сная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих все

стороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

Бисмарковский тип социальной политики в большей сте

пени реализует распределительный тип социальной справедли

вости, так как в нем делается упор на жесткую связь социаль

ных выплат с длительностью и результативностью профессио

нальной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получа

ют помощь по муниципальной линии.

Бевериджский тип социальной политики основан на прин

ципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социаль

ных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифферен

циация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализо

ван уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.

Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения ос

новополагающих характеристик социального государства.

Социальное государство — качественно новая ступень в развитии конституционного демократического государства, обусловленная вы

соким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социаль

ного государства возникла в древности, а практика социальной государствен

ности имела место еще в Древнем Риме, где народу обещалось бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвеще

ния также стимулировали развитие идей социальной государственности. Са

мо понятие «социальное государство» должно способствовать экономическо

му и общественному прогрессу всех граждан, поскольку в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого.

В своей деятельности социальное государство опирается на ряд осново

полагающих принципов:

• экономическая свобода человека и признание прав предпринимателей и их объединений, наемных работников и их профсоюзов на тарифную автоно

мию на основе социального партнерства;



• внедрение государства в «игру рыночных сил» и создание благоприят

ных условий для обеспечения благоденствия своих граждан на основе регули

рующей роли рынка;

• социальная справедливость и социальная солидарность общества;

• участие работников в управлении производством и распределении до

ходов, в общественной и государственной жизни.

Общие характеристики цепей, задач и функций социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеоб

щей Декларации прав человека (ООН (1948 г.) конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском соци

альном саммите (1995 г.), и др.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных на

правлений: политика доходов населения; политика в сфере тру

да и трудовых отношений; социальная поддержка и защита не

трудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; разви

тие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социаль

ная защита отдельных групп населения; экологическая, демо

графическая и миграционная политика. Все направления свя

заны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.
1.2 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики


На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедно

сти; осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан; создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекват

ную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой дея

тельности; улучшение медицинского обслуживания граждан; обеспечение эффективной занятости. При этом по отношению к большей части населения стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обес

печенности людей приемлемому прожиточному стандарту; с другой — спо

собствования активной жизненной позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению и достиже

нию большего материального достатка. [6, с. 256]

Таким образом, социальная политика решает проблему сочетания тре

бований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достиже

ния. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Од

нако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полно

стью подчинена требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны — квалификация, здоровье и

луховный настрой ее населения. Поэтому она является сложным объектом госу

дарственного регулирования. Основная проблема здесь состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, кото

рые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без кото

рых невозможно будущее развитие любого государства — образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение.

Безусловно, в условиях ограниченных возможностей бюджета на ре

шение всех этих проблем государственных средств не хватает. В связи с этим весьма актуальной является проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика останется нереализо

ванной. У этой проблемы есть два аспекта: необходимость увеличения госу

дарственных ассигнований и такая же настоятельная необходимость более рационального их использования. Это обусловлено тем, что социальная сфе

ра, с одной стороны, выступает важным фактором развития экономики, а с другой — чем больше расходы на социальные нужды, тем сложнее обеспе

чить экономический рост.

Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

В зависимости от целей социальных преобразований, объема расходов государства на социальные нужды, методов управления социальной сферой можно выделить несколько типов моделей социальной политики. В их осно

ве лежат различные подходы к обеспечению перераспределительных процес

сов и роли государства в социальном развитии.

Наиболее известная попытка классификации социальной политики свя

зана с именем английского исследователя Р. Титмуса, которым выделено три модели.

В основе первой модели лежит положение о преобладающем значении двух «естественных» каналов, через которые удовлетворяются потребности индивида. К ним относятся частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекват

ным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе — пока «естественные» каналы не станут действовать эф

фективно. В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, общественное вспомоществование, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждаю

щимся».

В качестве целевого принципа во второй модели присутствует пере

распределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным. Особенность данной модели заключается в том, что во

главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилак

тики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики. Объектом социальной политики в этой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная за

щита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта.

Объектом третьей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников. Утрата зара

ботка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государствен

ные (бюджетные и внебюджетные) фонды. Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилакти

ку социальных болезней.

Классификацией социальной политики занимались многие исследова

тели. Среди них в частности, шведский ученый Г. Эспинг-Андсрсен.

Основу классификации этого исследователя составляют концептуаль

ные подходы к роли государства в социальной сфере. Так, например, Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику.

Первый — либеральный. При таком типе государства доминирующее зна

чение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам, поскольку их предоставление в соответствии с осуществ

ляемой социальной политикой не должно подавлять «склонность» к труду.

Второй — консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных га

рантий. Частичное страхование и предоставление социальных услуг являют

ся «минимальными», поэтому перераспределительный эффект государства незначителен, а социальные права основаны на существующих социальных и статусных различиях.

Третий тип — социал-демократический. Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере. Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан, оно рассматривается как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не ра

венства по минимальным потребностям». [6, с. 258]

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики ока

зывают материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют различную демографическую структуру населения, которая определяет коэффициент нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное на

селение может увеличиваться как со стороны детей, так и со стороны пожи



лых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, бло

кады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно пред

ставлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.

Наряду с этим большое значение имеет и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интере

сами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом куль

туры, формирует социальную сферу, поэтому для социального управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представле

ние о стимулах, предпочтениях, особенностях различных социальных групп, традициях населения страны.

Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью сбалансирования противоречивых интере

сов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.
1.3
_
Государственное перераспределение доходов и система социальной защиты
Реализация социальной политики требует больших расходов. Средства, необходимые для реализации социальной политики, государство аккумулирует в бюджет через налоговую систему. Социальные расходы в промышленно раз

витых странах варьируются от уровня чуть ниже половины государственных расходов (например, в Канаде. Великобритании и Соединенных Штатах) и до более двух третей (например, во Франции и Германии). Но эти цифры еще не представляют собой полных государственных расходов на социальные нужды. Значительная часть расходов на здравоохранение и образование финансируется на уровне муниципалитетов или провинций этих стран. [2, с. 269]

Расходы на социальные нужды, несмотря на их большую значимость, не должны приходить в противоречие с условиями эффективного функцио

нирования экономики, ускорения экономического роста. Таким образом, система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государ

ства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная по

литика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной ак

тивности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и не



обходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества — обеспечения адресной социальной защиты.

Создание эффективной системы социальной защиты населения являет

ся важнейшим направлением социальной политики.

Потребность в социальной защите со стороны государства для кон

кретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоя

тельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных жизненных потребностей.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:

— личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с забо

леванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный пе

реход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);

— порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада про

изводства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост без

работицы).

Таким образом, под социальной защитой понимается зашита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с ут

ратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспече

ния средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

Реальная жизнь, однако, требует активного участия государства в пере

распределении доходов и поддержании их на определенном уровне. В стра

нах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась раз

ветвленная система социального обеспечения граждан, на которое уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как пра

вило, составляют от 10-15 до 24-30% ВВП. В большинстве стран соци

альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются:

1. Программы социального страхования.

2. Программы государственной помощи.

Программы социального страхования являются формой социальной зашиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспо

собности и доходов. Особенность социального страхования — его финан

сирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целе

вых взносов работодателей и работников при поддержке государства. В России система социального страхования состоит из двух частей. Пер

вая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имеющих ее.



Социальное страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование — особая разновид

ность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целе

вые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллек

тивной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Его отличительными чертами являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная за

висимость страховых выплат от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтер

натива, а как дополнение к обязательному страхованию.

Источниками финансирования социальных фондов служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей;

в) субсидии государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой целевой налог, ставка которого в большинстве стран устанавливается в процентах к вало

вому заработку независимо от величины дохода. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы фирмы, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмеща

ются ими в виде повышения цен на товары и производимые услуги.

Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основной формой являются денежные вытаты: пенсии и пособия. Пен

сии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспе

чения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособ

ности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Различают страховые (трудовые) и социальные пенсии. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; вторые выплачиваются гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на государственную страховую пенсию приобретают лица при наличии у них определенного трудового стажа и при условии уплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизме

ряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях. [2, с. 275]

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры пенсий определя

ются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.



Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по уходу за ребенком после его рождения, по времен

ной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также для компенса

ции дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти работника или члена его семьи).

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает по

собие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и негосударственных фондов страхования от безработицы. Основное назначение этого пособия — не допустить резкого падения до

ходов работников, оказавшихся временно незанятыми.

Финансирование услуг через социальное страхование предусматривает в первую очередь оказание материальной поддержки учреждениям здраво

охранения для восстановления трудоспособности граждан и проведения оздоровительно-профилактических мероприятий (оплата лечебно-профи

лактической помощи, содержание домов-интернатов, покрытие затрат на организацию лечения и отдыха престарелых и инвалидов, их трудовое устройство и др.). Существование льгот связано с получением отдельными группами населения конкретного материального блага или услуги, которое дает возможность увеличения их потребительских возможностей.

Программы государственной помощи, или благотворительные про

граммы, существуют во многих странах. Их назначение — обеспечивать пособиями тех, кто сам не в состоянии заработать, или тех, кто имеет ма

леньких детей. Эти программы финансируются большей частью за счет правительственных средств, а их источником служат налоговые поступ

ления.

В рамках таких программ предоставляются дополнительные посо

бия малоимущим, осуществляется помощь семьям с детьми-иждивенцами, выдаются продовольственные талоны, оказывается специальная медицин

ская помощь. В некоторых странах предоставляются налоговые кредиты на заработанный доход, по которым работающим, но низкооплачиваемым семьям с детьми сокращается размер подоходного налога или предостав

ляются наличные средства, если выплаченные ими налоги превышают их налоговую_задолженность_с_учетом_льгот.



2 Социальная политика Российской Федерации
Обеспечение успешного и устойчивого развития любой страны или региона, а также степень их конкурентоспособности во многом определяются количеством и ка

чеством человеческих ресурсов. В выгодном положении оказываются те территории, ко

торые поступательно двигаются по пути их наращивания и эффективного использова

ния, заботятся о развитии национального трудового потенциала. [16, с. 35]

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде

рации на период до 2020 г. в качестве страте

гической цели развития обозначается достижение уровня экономического и соци

ального развития, соответствующего стату

су России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобаль

ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопас

ность и реализацию конституционных прав граждан. Выход России на стандарты бла

госостояния, соответствующие развитым странам мира (среднедушевой валовой внутренний продукт (ВВП) — 20-30 тыс. долл. США) представляется возможным в случае поддержания среднегодовых тем

пов экономического роста в диапазоне 5-7% на протяжении всего рассматриваемого пе

риода.

В принципе, для страны с ВВП по парите

ту покупательной способности в пределах 10-15 тыс. долл. в год на душу населения под

держание устойчивых ежегодных темпов роста на уровне 5—7% — вполне достижимая задача. Такие темпы роста в течение дли

тельных периодов демонстрировали многие страны Азии, государства Балтии, Чили. Но в мировой истории нет ни одного примера страны, которая свыше 15 лет подряд имела бы темпы роста в таком диапазоне при столь существенном ежегодном снижении числен

ности населения.

Нынешние параметры воспроизводства народонаселения откровенно негативны. На

чавшаяся в 90-е гг. минувшего столетия ес

тественная убыль населения приобрела ус

тойчивый и долговременный характер. К 2015г. число россиян может сократиться с нынешних 142 млн. до 136 млн. человек, а к 2025г. — до 125 млн. человек.

Стабилизация численности населения страны и создание условий для ее роста, уве

личение численности трудовых ресурсов, как это следует из утвержденной указом Президента Российской Федерации Концеп

ции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, является важней

шей целью государства на современном эта

пе.

В этих условиях актуализируется реше

ние таких первостепенных задач, как:

■ стимулирование рождаемости и сни

жение смертности;

■ оптимизация миграционных потоков;

■ наиболее полное использование каче

ственных резервов рабочей силы;

■ ускоренное наращивание производи

тельности труда;



■ трудовая адаптация населения пенси

онного возраста.

Одновременно возникает необходимость повышения эффективности механизмов обеспечения всем гражданам равных воз

можностей в реализации права на добро

вольный труд и свободный выбор занятости, создания условий, обеспечивающих достой

ную жизнь и свободное развитие человека, поддержки трудовой и предпринимательс

кой инициативы граждан, поощрения рабо

тодателей, создающих дополнительные ра

бочие места, а также механизмы социальной защиты.

В настоящее время разработаны и приня

ты стратегические документы, затрагиваю

щие в той или иной мере вопросы социаль

ного развития в долгосрочной и среднесроч

ной перспективе.

В августе 2008г. Правительством была одобрена Концепция действий на рынке тру

да на 2008-2010 годы. Указом Президента ут

верждена Концепция демографической поли

тики Российской Федерации до 2025 года.

Кроме того, в принятых Концепции дол

госрочного социально-экономического раз

вития Российской Федерации до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года вопросы социального развития за

нимают базовое место, пронизывая практи

чески все их ключевые разделы.

Несмотря на очевидные трудности, пла

нируется сохранить и развить приоритетные национальные проекты, в том числе «Об

разование» и «Здравоохранение».

Разработка и принятие дополнительной программы в этой области вряд ли необхо

димы. Вместе с тем представляется важным в условиях мирового финансового кризиса выработать конкретные рекомендации от

ветственным исполнителям по реализации намеченных стратегических задач в этой сфере.

Основным ресурсом развития материаль

ной базы социального сектора были и оста

ются бюджетные расходы государства. В 2009 г. общий объем расходов федераль

ного бюджета превысит 9 трлн. руб. В том числе свыше 1 трлн. руб. — это средства, ко

торые предполагается направить на финан

сирование приоритетных направлений важ

нейших социальных обязательств — индек

сацию заработных плат, пенсий, пособий. [15, с. 43]

В 2009г. будет выполнена задача по повы

шению социальной пенсии до уровня прожи

точного минимума пенсионера. Кроме того, Председателем Правительства РФ В.В. Пу

тиным поставлена задача ее индексации к 1 декабря 2009г. на уровень инфляции. Средний размер назначенных пенсий составил в августе 2009г. 5410 российских рублей, что на 14,6% больше уровня пенсий за август 2008г., а реальный размер пенсий за этот же период был увеличен на 2,1% по сравнению с августом 2008г. Средний размер трудовой пенсии увеличит

ся, а в 2010г. он вырастет более чем в полто

ра раза по сравнению с 2008г. Будет завер

шено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели в федеральном бюджете 2009г. предусмотрено 18,9 млрд. руб.

Кроме того, 114 млрд. руб. выделяется на реформу оплаты труда федеральных бюд

жетников с увеличением фонда оплаты их тру

да на 30%.

Расходы на образование в 2009г. будут увеличены на 26% и достигнут 423 млрд. руб., на здравоохранение — на 35% и достиг

нут 485 млрд. руб.

С 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 4330 руб. Эта мера в первую очередь позволила повысить дохо

ды наименее обеспеченных работников и значительно снизить численность бедного населения среди работающих. Значитель

ное повышение минимального размера оп

латы труда будет способствовать не только повышению средней заработной платы, но и росту фонда оплаты труда и соответству

ющих отчислений во внебюджетные фонды более быстрыми темпами. [12]

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника составила в августе 2009г. 18306 российских рублей и увеличилась по сравнению с августом 2008г. на 8,4%, а реальная заработная плата уменьшилась на 2,6%.

Следует подчеркнуть, что государство гарантирует исполнение всех социальных расходов в полном объеме с учетом их ин

дексаций, несмотря на мировой финансово-экономический кризис.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 6,8%, в январе-августе 2009г. — на 0,7%.

Численность экономически активного населения в августе 2009г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости 76,5 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн. человек, или 92,1% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,0 млн. человек (7,9%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн. человек. [14]

Необходимо на уровне субъекта Российс

кой Федерации проработать комплекс мер, направленных на оздоровление реального сектора экономики и стабилизацию ситуации на рынке труда.

В преддверии возможных осложнений на рынке труда эффективным сектором созда

ния новых рабочих мест может выступить малый бизнес. Он обеспечит трудоустрой

ство граждан, оставшихся не у дел после за

крытия предприятий или сокращения пер

сонала. Соответствующие полномочия по стимулированию развития малого бизне

са субъектам Российской Федерации пре

доставлены. В рамках упрощенной системы налогообложения они могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пре

делах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходи

мо взвешенно подходить к предоставленной возможности, поскольку ее реализация вы

зовет выпадающие доходы территориаль

ных бюджетов. [16, с. 36]


Решение органов государственной власти о повышении пособия по безработице до 4900 руб., безусловно, является необходимой мерой социальной поддержки. Вместе с тем в целях эффективной ее реализации необхо

димо принять меры по повышению качества администрирования выделяемых на эти цели средств в части предупреждения коррупци

онной составляющей.

Кроме того, вследствие недостатка в бюд

жетах большинства субъектов Федерации и муниципальных образований финансовых средств, необходимых для финансирования расходов на реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, таких как право на медицинскую помощь, право на получение бесплатного образования, право на жилище, уровни финансирования указанных расходов в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях значительно отличаются и за

висят от уровня бюджетной обеспеченнос

ти конкретного субъекта Российской Феде

рации или муниципального образования.

В целях обеспечения равных для всех граждан Российской Федерации прав неза

висимо от места их проживания необходимо рассмотреть возможность установления определенного минимального уровня фи

нансового обеспечения расходных обяза

тельств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социаль

ной сфере, что является залогом укрепле

ния федеративного устройства Российской Федерации.

Необходим также тщательный анализ темпов роста тарифов на услуги естествен

ных монополий. Согласно ранее утвержден

ному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 гг., прирост уровня оплаты услуг на трехлетний период предусматривался в среднем на 25%.[16, с. 37]

В настоящее время одной из приоритет

ных задач является обеспечение более гиб

кой, в зависимости от экономической ситуа

ции, индексации тарифов. В результате при

нятия оперативных решений в области та

рифной политики в 2009 г. ожидается, что:

— среднегодовой рост тарифов на желез

нодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось 18,7%);

— среднегодовой рост тарифов на газ со

ставить 16,3% (ранее планировалось 25%);

— тарифы на теплоснабжение будут уве

личены на 18% (ранее планировалось 22%).

Кроме того, рассматривается законопро

ект, восстанавливающий право федерально

го центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.

Действительно, стоимость материалов, ко

торые должны закупать монополии для осу

ществления своих инвестиционных про

грамм, в связи с происходящими в экономике событиями падает. Следовательно, должно быть как минимум соразмерное уменьшение стоимости услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ.



Единый социальный налог (EGH), ставка которого составляет сегодня 26%, с 1 января 2010г. превратится в страховые взносы. Они в общей сумме составят 34%. Новая система распространится на все отрасли, однако на

логовая нагрузка распределится неравно

мерно — по определению она в наибольшей степени затронет те предприятия и органи

зации, в которых большая доля затрат па

дает на оплату труда. Поэтому в целях сни

жения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий представляется целесо

образным внести изменения в налоговое за

конодательство в части переноса сроков пе

ревода ЕСН в страховые взносы и отсрочки повышения ставки страховых взносов в со

циальные фонды до 2013г.

Вышеуказанные меры могли бы дополнить комплекс мероприятий по обеспечению ком

фортной среды обитания, созданию равных возможностей для граждан Российской Фе

дерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономи

ческих прав и удовлетворении потребностей.


3 Социальная политика Республики Беларусь
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. [10]

В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).

В январе-июле 2009 г. объем денежных доходов населения составил 49,1 трлн. рублей и по сравнению с январем-июлем 2008 г. увеличился на 18,4% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,4%. В результате как реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен), так и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) увеличились на 3,5%.[11]



Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-июле 2009 г. составили 725,7 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем-июлем 2008 г. в реальном выражении на 3,7%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-июле 2009 г. составил 76,2%.

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь за январь-июль 2009 и 2008 годов представлена на рисунке 1:


Рисунок 1 – Структура денежных доходов населения

Примечание — Источник: [11]
Денежные расходы и сбережения населения в январе-июле 2009 г. составили 49,9 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 38,7 трлн. рублей (77,5% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и других платежей — 9,8 трлн. рублей (19,7%), на сбережения — 3,4 трлн. рублей (6,8%).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-июле 2009 г. составила 968.6 тыс. рублей, в том числе в июле — 1035,2 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июнем 2009 г. на 2%, или на 20,4 тыс. рублей.

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских иен на товары и услуги) в июле 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. уменьшилась на 0,9%, в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. — увеличилась на 1,6%.

В бюджетных организациях номинальная начисленная средняя заработная плата в июле 2009 г. составила 811,8 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с июнем 2009 г. на 1,1%, реальная начисленная заработная плата за аналогичный период уменьшилась па 1,5%.



В августе 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 392,6 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,7 тыс. рублей, по инвалидности — 363,3 тыс. рублей, по случаю потери кормильца — 247,2 тыс. рублей, социальной пенсии — 185,7 тыс. рублей.

Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в августе 2009 г. по сравнению с августом 2008 г. уменьшился на 10,4%, по сравнению с июлем 2009 г. увеличился на 0,6%.

Объем валового внутреннего продукта в январе-августе 2009 г. составил в текущих ценах 86 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-августом 2008 г. в сопоставимых ценах на 0,5%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%.

Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27%, сельского хозяйства — 6,8%, строительства — 11,1%, транспорта и связи -8,7%, торговли и общественного питания-9,9%.

В январе-июле 2009 г. в экономике республики было занято 4582,5 тыс. человек, что на 0,01% больше, чем в январе-июле 2008 г. В общей численности занятого в экономике населения 3535 тыс. человек, или 77,1%, составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринима

тельства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 138,1 тыс. человек. [11]

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2009 г. составила 44,6 тыс. человек, что на 5,4% больше, чем в августе 2008 г. и на 4,8% больше, чем в июле 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1% от экономически активного населения (на конец августа 2008 г. — 0,9%).

В январе-августе 2009 г. на учет было поставлено 223.1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 141,4 тыс. человек, или 63,4% от числа обратившихся. Трудоустроено за январь-август текущего года 132,9 тыс. человек, в том числе 84,5 тыс. безработных, или 63,6% от числа всех трудоустроенных.

Средний размер пособия на одного безработного в августе 2009 г. составил 47,4 тыс. рублей, или 18,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Повышение уровня жизни народа является генеральным курсом социально-эко

номического развития страны. Исходя из преемственности целевых ориентиров в прогнозируемом периоде и с учетом ожидаемых воздействий внешних и внут

ренних факторов на экономический рост стратегической целью устойчивого раз

вития Республики Беларусь выступает динамичное приближение благосостоя

ния белорусского народа к уровню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-

структурного, технологического обновления нацио

нальной экономики при сохранении окружающей природной среды для будущих поколений. Эта цель учитывает новые качественные характеристики триады ус

тойчивого развития «человек-экономика-природа», в которой: человек выступает носителем новых знаний, генератором новых идей, воплощающим их в иннова

ции: экономика индустриального типа трансформируется в экономику знаний, ба

зирующуюся на новейших информационных технологиях, технологических укла

дах V и VI поколений; сохранение окружающей природной среды рассматривается как средство выживания современных и будущих цивилизаций. [17, с. 9]

Достижению этой цели должно предшествовать решение следующих задач:

• в области социально-политической — создание государства «для народа», что предусматривает взаимодействие государственных органов управления с обществом и бизнесом на принципах открытости, партнерства и ответственности в правовом, социально-экономическом и политическом пространстве, определяемом Конституцией Республики Беларусь, и в со

ответствии с международными правовыми нормами и обязательствами;

• в области экономики — построение высокоэффективной, социально ори

ентированной экономики нового типа — экономики знаний с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, пре

имущественно V и VI технологических укладов, действенными механиз

мами государственного и рыночного регулирования, социальной заши

той уязвимых слоев населения;

Главные пути достижения цели — переход на инновационное развитие на

циональной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном исполь

зовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Основные принципы реализации — взаимосвязанное, согласованное развитие социальной и экономической сфер деятельности, обеспечение качественных характеристик экономического роста, максимально эффективное использование всех видов ресурсов, снижение энергоемкости ВВП и материа

лоемкости производства, концентрация ресурсов на приоритетных направле

ниях устойчивого развития.

Этапы развития: первый, до 2015г., предусматривает реализацию перво

очередных задач, второй, 2016-2025гг. — решение крупномасштабных проблем построения инновационной экономики, создание благоприятных условий жиз

недеятельности населения.

Важнейшей целью первого этапа является построение национальной инно

вационной системы — мощного научно-технологического комплекса и создание на его основе необходимых условий для повышения уровня конкурентоспособ

ности национальной экономики и роста благосостояния народа. Основные задачи этапа:



• развитие фундаментальных и прикладных исследований по прорывным направлениям научно-технического прогресса отечественной науки;

• структурная перестройка экономики в направлении ускоренного разви-тия наукоемких, ресурсосберегающих, с высокой добавленной стоимос

тью отраслей и производств, прогрессивных видов услуг,

• финансовое оздоровление организаций на основе их реструктуризации;

• улучшение условий развития предпринимательской деятельности и со

здание эффективной рыночной инфраструктуры;

•_государственная поддержка важнейших инновационно-инвестиционных проектов, создание механизмов обеспечения инновационной активности организаций;

Совершенствование правового и финансово-экономического механизма инновационного развития экономики и социальной сферы. Главные приоритеты социально-экономического развития:

создание экономических и социальных условий для формирования высокообразованного творческого человека, восприимчивого к инновациям;

активизация научно-технической деятельности в области разработки энерго- и ресурсосберегающих технологий производства конкурентоспособной продукции, создания новых материалов и новых источников энергии, медицины и фармакологии, внедрения информационных, телекоммуникационных и биотехнологий, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, рационального использования природных ресурсов;

ускорение модернизации производства и социальной сферы, увеличение выпуска товаров и услуг на основе инноваций;

ускорение модернизации производства и социальной сферы, увеличение выпуска товаров и услуг на основе инноваций;

наращивание экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности страны, рационализация импортозамещения;

возрождение и развитие села, малых и средних городских поселений.

Формирование многоукладной социально ориентированной экономики зна

ний — наукоемкой, ресурсосберегающей и экологобезопасной, конкурентоспо

собной на мировом рынке, обеспечивающей устойчивое социально-экономи

ческое развитие страны и динамичное приближение белорусского народа по уровню жизни к передовым европейским государствам — главная цель развития Беларуси в 2016-2025 гг.

Основные задачи второго этапа:

• либерализация экономических отношений во всех сферах деятельности, обеспечение эффективного функционирования внутреннего и внешних рынков товаров и услуг, инноваций, труда и капитала, сохранение регу

лирующих функций государства лишь в жизненно важных сферах (обо

рона, естественные монополии, экология, правовое обеспечение):

• улучшение качества народонаселения, переход к здоровому образу жизни;



• обеспечение научного и технологического лидерства отечественной на

уки по прорывным направлениям НТП;

• переход национальной экономики на качественно новые технологичес

кие уклады, новейшие информационные и телекоммуникационные, ре

сурсосберегающие и экологозащитные технологии, обеспечивающие ка

чественные характеристики экономического роста;

• создание мощного конкурентоспособного на мировом рынке экспорт

ного потенциала страны с высоким уровнем высокотехнологичной про

дукции;

• эффективное развитие всех форм международного сотрудничества со все

ми странами и региональными группировками в интересах Республики

Беларусь;

• законодательно-нормативное обеспечение инновационного развития на

циональной экономики:

• обеспечение финансово-экономической, энергетической, продовольствен

ной, демографической и экологической безопасности страны.

Приоритеты социально-экономического развития:

• всестороннее гармоничное развитие человека, создание соответствующих условий для реализации его творческого потенциала;

• рациональная специализация Беларуси в системе международного разде

ления труда, комплексное социально-экономическое развитие регионов на основе эффективного использования потенциальных конкурентных пре

имуществ с учетом сохранения окружающей природной среды;

• оптимизация структур производства и потребления в целях устойчивого развития экономики;

• создание эффективной системы управления национальной экономикой на основе корпоративных структур и конкурентоспособных национальных кластеров.

формирование гражданского общества, эффективных демократических ин

ститутов в целях построения государства «для народа», базирующихся на принципах демократии, соблюдении прав и свобод граждан в рамках законодательства Республики Беларусь;

Выполнение упомянутых выше целей и задач связано с обеспечением в 2011 — 2025 гг. важнейших целевых ориентиров: [17, с. 12]

• рост ВВП — в 2,7-3 раза;

• повышение реальных денежных доходов — в 2.8-3 раза;

• рост инвестиций в основной капитал — в 2,3-2,5, продукции промыш

ленности — в 2,4-2,6, сельского хозяйства — в 1,9- 2 раза:

• наукоемкость ВВП — 2-3%;

• снижение энергоемкости ВВП — на 47 55%;

• рост производительности труда в 3,2 раза;

• ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования -

9—10 млн. м2 ежегодно.

Главкой целью социальной политики в долгосрочной перспективе явля

ется последовательное повышение уровня и качества жизни населения, со



здание условий для расширенного воспроизводства качественно нового че

ловеческого потенциала. Без образованного, здорового, высококультурного и трудолюбивого человека невозможно инновационное развитие экономики и формирование сильного государства. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики должны стаи/.

• стабилизация численности населения и создание условий для его роста, совершенствование адресной системы поддержки социально уязвимых слоев населения, сокращение уровня бедности, развитие социального об

служивания:

• повышение реальных денежных доходов и оплаты труда, обеспечение на

селения доступным и качественным жильем, создание комфортом среды для человека в городской и сельской местности;

• повышение интеллектуального потенциала страны на основе совер

шенствования национальной системы образования, отвечающей при

оритетам устойчивого социально-экономического развития и способ

ной активно влиять на рост конкурентоспособности национальной эко

номики:

• совершенствование структуры подготовки кадров посредством открытия новых специальностей и специализаций, отвечающих мировым стандар

там и требованиям новой экономики, развития непрерывного образова

ния, подготовки и переподготовки кадров:

• качественное улучшение здоровья населения путем обеспечения здоро

вого образа жизни, проведения структурной перестройки системы здра

воохранения, профилактики социально опасных болезней, охраны мате

ринства и детства:

• обеспечение сбалансированного роста доходов населения с уровне» про

изводительности труда и качеством рабочей силы:

• создание экономических условий для сохранения и умножения культур

ных и духовных ценностей белорусского народа;

• создание условий для обеспечения защиты прав человека, предоставле

ние всем гражданам возможности участия в политической и обществен

ной жизни страны.

К основным направлениям социальной защиты населения на долгосрочную перспективу необходимо отнести формирование новой модели пенсионной си

стемы обеспечения, дифференциацию социальной поддержки различных групп населения, усиление принципа адресности, развитие социального обслужива

ния, совершенствование государственных социальных стандартов и другие меры.

Реализация этих направлений и мер обеспечит улучшение условий жизни людей и качество социальной среды, создаст благоприятные условия для разви

тия способностей каждого человека и роста конкурентоспособности всех сек

торов экономики и страны в целом.



Заключение


Таким образом, социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с по

вышением общественного благосостояния, улучшением каче

ства жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Социальная политика базируется на ряде принципов — ос

новных исходных положений, на которых строится деятель

ность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

социальная политика решает проблему сочетания тре

бований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достиже

ния.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики ока

зывают материальные основы общественной жизни.

Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью сбалансирования противоречивых интере

сов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.

Под социальной защитой понимается зашита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с ут

ратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспече

ния средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и ролы, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

В большинстве стран соци

альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются:

1. Программы социального страхования.

2. Программы государственной помощи.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде

рации на период до 2020 г. в качестве страте

гической цели развития обозначается достижение уровня экономического и соци

ального развития, соответствующего стату

су России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобаль

ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопас

ность и реализацию конституционных прав граждан.

В настоящее время разработаны и приня

ты стратегические документы, затрагиваю

щие в той или иной мере вопросы социаль

ного развития в долгосрочной и среднесроч

ной перспективе.



В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

Главные пути достижения цели — переход на инновационное развитие на

циональной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном исполь

зовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны.

К основным направлениям социальной защиты населения на долгосрочную перспективу необходимо отнести формирование новой модели пенсионной си

стемы обеспечения, дифференциацию социальной поддержки различных групп населения, усиление принципа адресности, развитие социального обслужива

ния, совершенствование государственных социальных стандартов и другие меры.

Реализация этих направлений и мер обеспечит улучшение условий жизни людей и качество социальной среды, создаст благоприятные условия для разви

тия способностей каждого человека и роста конкурентоспособности всех сек

торов экономики и страны в целом.



Список использованных источников

Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник МГУ им. М. В. Ломоносова, 4-е изд., перераб. и доп. / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.- 446 с.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебник. – 2-е изд. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н. Ивашковский. — Москва: Дело, 2002. — 472 с.

Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. — Москва: ИНФРА-М, 2004. — 2 т.

Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.

Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковай и Ю.М. Ясинского. — Минск: Аккад.упа. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 343 с.

Международные экономические отношения: учебник / И.П. Фаминский [и др.]; под ред. И.П. Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Экономистъ, 2008. – 880 с.

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2005. — 844с.

Плотницкий М.И. Микроэкономика и макроэкономика: Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Плотницкий. — Минск: Мисанта, 2007. — 272 с.

Социальная политика Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Италии. – Минск, 2009 – Режимcдоступа: ru.belembassy.it/respublika-belarus/sotsialnaya-politika. – Дата доступа: 05.10.2009.

Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-августе 2009г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета. – Минск,_2009. — Режим_доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php. – Дата доступа: 05.10.2009.

Денежные доходы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Минск,_2009. — Режим_доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d08/3-1-1.htm. – Дата доступа: 05.10.2009.

Занятость и безработица [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Минск,_2009. — Режим_доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d08/3-2.htm. – Дата доступа: 05.10.2009.

Суховский А. Социальная политика государства в Российской экономике / А. Суховский // Проблемы теории и практики. – 2008. — №1. – С. 39-48



Усачев В.В. Приоритетные направления социальной политики в условиях мирового финансового кризиса / В.В. Суховский // Аудитор. – 2009. — №2. – С. 35-38

Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. — №7 (133) июль 2008. – С. 9-29


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.