Теория фирмы: сущность, организация,неполный контракт
Реферат. 2002 год.
Содержание
Теория фирмы: сущность, организация, неполный контракт._______________________ 1
Понятие «фирма»_______________________________________________________________________ 2
— Целевые установки фирмы_______________________________________________________________ 2
— Система ценностей фирмы_______________________________________________________________ 2
Понятие «организация фирмы»________________________________________________________ 3
Общая характеристика фирмы________________________________________________________ 4
— Ресурсы_______________________________________________________________________________ 4
— Зависимость от внешней среды___________________________________________________________ 4
— Горизонтальное разделение труда_________________________________________________________ 5
— Подразделения_________________________________________________________________________ 5
— Вертикальное разделение труда___________________________________________________________ 6
— Необходимость управления_______________________________________________________________ 6
— Издержки производства_________________________________________________________________ 6
— Прибыль______________________________________________________________________________ 8
Фирма как неполный контракт________________________________________________________ 9
Арбитраж (третейский суд)______________________________________________________________ 10
Власть_______________________________________________________________________________ 11
Репутация____________________________________________________________________________ 11
Двойное снабжение_____________________________________________________________________ 12
Модели неполных контрактов: трансакционный и оптимизационный(неоклассический) подходы______ 12
Организационные формы фирм______________________________________________________ 13
1. Частный предприниматель_____________________________________________________________ 13
2. Корпорация___________________________________________________________________________ 14
3. Малое предприятие____________________________________________________________________ 15
4. Акционерное общество________________________________________________________________ 16
5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)_______________________________________ 16
6. Совместное предприятие_______________________________________________________________ 17
7. Кооперативы_________________________________________________________________________ 18
— Рабочие кооперативы__________________________________________________________________ 18
— Потребительские кооперативы__________________________________________________________ 18
Список использованной литературы________________________________________________ 19
Понятие «фирма»
Фирма — это организация, ведущая бизнес подопределенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсови капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способапроизводства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственнойединицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собойединицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколькопроизводственных единиц.
Фирмы бывают разного размера — один частныйпредприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.— Целевые установки фирмы
Получение максимальной прибыли — это конечная цель любойкоммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализациюнабора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Имиявляются:
· увеличение объема продаж;
· достижение более высоких темпов роста;
· увеличение доли рынка;
· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
· увеличение дохода на акцию компании (если это акционернаякомпания);
· увеличение рыночной стоимости акций (если это открытоеакционерное общество);
· изменение структуры капитала.
Характер данных целевых установок предприятияопределен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретнойотрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизнисамого предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий,согласно которой выделяется три стадии этого цикла:
Первая стадия: Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
Третья стадия: Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью фирмы является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. — Система ценностей фирмы
Создание ценностей есть основополагающая функцияфирмы.
Процесс создания ценностей представляет собойудовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чегопредприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающаяфирма — это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности.Владельцы (либо акционеры) фирмы заинтересованы в постоянном и все возрастающемпотоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств,которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции).Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных сним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей жевысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству ицене.
Общественное признание, в свою очередь, дает фирмевозможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и вконечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основным рабочим инструментом в реализации целевыхфункций фирмы является рыночная стратегия, в рамках которой реализуетсяконкурентные преимущества фирмы. В международной теории и практике бизнесаразличают три основных вида рыночной стратегии фирмы.
Руководство фирмы должно серьезно проанализироватьимеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения нарынке.
После того как рыночная стратегия проведена,следующим инструментом реализации целевой функции фирмы, обеспечивающимустойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижениецелей фирмы.
1-ый этап планирования Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста, цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
2-ой этап планирования Оценка потенциальных возможностей фирмы. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой фирмы, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.
3-ий этап планирования Выбор вариантов развития фирмы (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы). Понятие «организация фирмы»
Почему крохотная “Эппл” и гигантская “АйБиЭм”заработали сотни миллионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как“АрСиЭй”, потеряли свои состояния? Как “МакДональдсу” удается готовитьмиллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромныеприбыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживатьнесколько сотен клиентов в день? Почему после стольких лет существования “Сирс”и “Мицукоси” до сих пор являются ведущими компаниями в розничной торговле всвоих странах, а другие, например, “У.Т. Грант” обанкротились? Почемурелигиозное учреждение, такое как католическая церковь, может процветать в 2000году, если оно действует по принципам и в соответствии с практикой, которыепривели бы к краху любого бизнесмена буквально за несколько часов?
Успех и провал этих фирм и компаний имеют одну общуюособенность. Все они являются организациями. Организация составляет основу мираменеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Некая группа должна соответствовать несколькимобязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
— наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частьюэтой группы;
— наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечногосостояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
— наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобыдостичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мыполучаем важное определение:
Организация — это группа людей, деятельностькоторых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Приведенное выше определение справедливо не простодля организации, а для формальной организации. Существуют также неформальныеорганизации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают вовзаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организациисуществуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, оченьмаленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации оченьважны.
Таким образом, когда употребляется слово«организация», имеется в виду формальная организация.
Из определения следует, что организация всегда имеетхотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами.Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только однуцель. Менеджмент — это управление фирмами со сложной организацией. Сложныефирмы имеют набор взаимосвязанных целей.
Один простой пример: “МакДональдс” является фирмой,состоящей из 7 с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которыхобеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих “за кулисами”,ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящихзакупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контролькачества. Каждое заведение “МакДональдс” имеет свои планы реализации продукциии прибыли. Каждая вспомогательная единица также имеет свои цели, такие как,например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны ивзаимозависимы.
Например, ресторан может реализовать свои цели,добившись запланированной прибыли, только если служба закупки добьется своихцелей, обеспечив достаточное количество булочек по нужной цене, если службамаркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, технологи найдут способэффективного приготовления и. т.д. Основная причина, позволившая “МакДональдсу”стать крупнейшим предприятием в своем бизнесе в мире, заключается в том, чтокомпании удается не только достичь всех выше перечисленных целей, но иэффективно взаимоувязать их с наименьшими затратами.Общая характеристика фирмы
Все сложные фирмы являются не только группами,целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный наборвзаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных фирм характеристики.Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобыдобиться успеха, фирмой нужно управлять. — Ресурсы
В общих чертах цели всякой фирмы включаютпреобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемыефирмой, — это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология иинформация.
Процесс преобразования ресурсов легче всего увидетьв производственных фирмах, но и обслуживающие фирмы также используют все этивиды ресурсов. “Эппл” и “АйБиЭм” используют фонды акционеров и банков (капитал)для закупки деталей (материалы), для строительства сборочных линий (технология)и для оплаты заводским рабочим (люди), чтобы производить компьютеры, которыеони смогли бы продать с прибылью (результаты). Ресурсы информации используютсянепрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования.Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает руководителям “Эппл” и“АйБиЭм” решать, какого типа продукция имеет большую вероятность понравиться публике.Общение с рабочими дает им информацию, необходимую для качественного выполненияэтой задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководствурешать, насколько успешно идет компания на пути достижения желаемыхрезультатов.
Осознание важности информации как вида ресурсовявляется основной причиной того, что фирмы по выработке информации, такие как“Эппл” и “АйБиЭм” столь стремительно росли.— Зависимость от внешней среды
Одной из самых значимых характеристик фирмы является еевзаимосвязь с внешней средой. Ни одна фирма не может быть “островом в себе”.Фирмы полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как вотношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей ихрезультатами, которых они стремятся достичь.
Термин «внешняя среда» включает экономические условия,потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство,конкурирующие фирмы, систему ценностей в обществе, общественные взгляды,технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторыоказывают влияние на все, что происходит внутри фирмы. Например, введение новойавтоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество вконкуренции.
Но, чтобы использовать эту новую технологию, фирмепридётся найти новых людей с определенными навыками и взглядами, которыесделают эту новую работу привлекательной для них. Если экономическаяконъюнктура повышается или если существует конкуренция на рынке такихспециалистов, фирме, возможно, придётся повысить заработную плату, чтобыпривлечь этих специалистов на работу. При их найме фирме придётся соблюдатьгосударственное законодательство, запрещающее дискриминацию по возрасту, полу ирасе. Все эти факторы меняются постоянно.
Большое значение имеет и тот факт, что, хотя фирма изависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится внепределов влияния менеджеров. Самые хорошие руководители в компании “АйБиЭм”ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выходана рынок с новой интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции“АйБиЭм” устаревшими. И “МакДональдс” не добьется никакого успеха, пытаясьпомешать федеральному правительству поднять минимальную заработную плату, чтоувеличит её затраты на рабочую силу на несколько миллионов долларов в год.
С каждым годом руководству приходится учитывать всёбольшее количество факторов внешней среды, которые принимают поистинеглобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать наиностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя народине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознаниеновых культурных ценностей. Например, на японский рынок проникли и успешнодействуют там лишь очень немногие американские компании, такие как “Кока-Кола”и “МакДональдс”. А ведь на американском рынке электроники и автомобилей успешнодействует большое число японских фирм.— Горизонтальное разделение труда
Вероятно, самой очевидной характеристикой фирмыявляется «разделение труда». Если, по крайней мере, два человека работаютвместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой.
Например, фирма из двух человек, имеющая цельюпройти на судне до места отдаленного на 10 миль, может разделить работу так,чтобы один во время путешествия управлял парусами, а другой был у руля.Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называетсягоризонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы намногочисленные небольшие специализированные задания позволяет организациипроизводить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людейработало самостоятельно. Разбив работу по приготовлению и подаче еды клиентаммежду 12 работниками, как это обычно делается у “МакДональдса”, можнообслуживать в сотни раз больше людей в день, чем в традиционных маленькихресторанчиках с одним поваром и несколькими официантами.
В очень маленьких фирмах горизонтальное разделениетруда может не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являютсяодновременно и управляющими небольших ресторанов, могут поочередно то готовитьеду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных фирм имеют такого родагоризонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и целидеятельности.
Классическим образцом горизонтального разделениятруда на производственном предприятии, например, являются производство,маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которыедолжны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.— Подразделения
Сложные фирмы осуществляют четкое горизонтальноеразделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретныеспецифические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такиеподразделения часто называются отделами или службами, но существуют также имногочисленные другие названия. Корпорация “МакДональдс” имеет специальныеподразделения для каждой основной своей функции — отделы маркетинга, закупок,недвижимой собственности и т.д. Эти подразделения у “МакДональдса” имеют своисобственные, более мелкие, более конкретные подразделения. “МакДональдс”,например, являясь такой крупной и широко разветвленной компанией, формируетподразделения как по географическому принципу, так и по отдельным видамдеятельности. Отдел недвижимой собственности разделяется на подотделы — выбораразмещения новых мест предприятий, управления имеющейся собственностью, а вкаждом из этих подотделов имеются группы по географическим зонам, такие какгруппа Восточного побережья, группа Калифорнии, группа Западной Европы и т.д.
Как и целая фирма, частью которой они являются,подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательнокоординируется и направляется для достижения общей цели. Таким образом, по сутисвоей, большие и сложные фирмы состоят из нескольких специально созданных дляконкретных целей взаимосвязанных фирм и многочисленных неформальных групп,возникающих спонтанно. — Вертикальное разделение труда
Поскольку работа в фирме разделяется на составляющиечасти, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она былауспешной.
Возвращаясь к нашему примеру с лодкой, если кто-тоиз матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобыдвижения руля были согласованы с маневрами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберется до портаназначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут ее ветер и течение(т.е. внешняя среда).
Итак, в фирме существуют две органичные внутренниеформы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты,составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда.Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий отсамих действий. Деятельность по координированию работы других людей исоставляет сущность управления.— Необходимость управления
Для того, чтобы фирма смогла добиться реализациисвоих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикальногоразделения труда. Поэтому управление является особо важной деятельностью дляфирмы. Однако в малых фирмах часто не имеется четко выделенной группыуправляющих.
Например, в небольшом магазине, управляемом двумяпартнерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняятем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй — в течениедругой. Оба они координируют рабочие графики своих немногочисленныхподчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы. Нооба партнера выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей ираскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяиномили управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, основнаяфункция — координирование — выполняется.
Даже в крупных фирмах большинство руководителейвыполняет часто работу, не связанную с координированием работы других.Руководители высшего звена, например, в компании “АйБиЭм”, сами иногда звонятклиентам или выходят в торговый зал, для того чтобы сохранить связь склиентами, ощутить их потребности. Однако во всех фирмах, за исключением самыхмаленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднееосуществлять его мимоходом.
По мере разрастания фирмы людям сложнееориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этомуровне, для того, чтобы фирма могла действовать успешно, работа по управлениюдолжна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. фирмы должныназначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.Фактически, особо крупные фирмы в современном мире стали появляться толькотогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления откоммерческой или технической деятельности.
Все фирмы имеют некоторые общие характеристики,включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческаяработа также имеет много общих характеристик. Руководитель — это руководитель,и хотя фирмы, сферы и ответственность могут различаться, работа президентаимеет много общего с работой мастера на сборочном конвейере.— Издержки производства
Себестоимость промышленной продукции — этовыраженные в денежной форме текущие затраты промышленного предприятия напроизводство и реализацию продукции.
Экономическая основа себестоимости — издержкипроизводства, которые представляют собой часть совокупного общественногопродукта или продукции. Издержки производства объединяют две различные посвоему функциональному назначению части стоимости: стоимость потребленныхсредств производства (предметов и средств труда) и стоимость необходимогопродукта, представляющего собой фонд жизненных средств, потребных длявоспроизводства рабочей силы. Обе эти части стоимости обеспечивают повторениепроизводственного процесса в рамках возмещения затрат на простоевоспроизводство. Третья часть стоимости, превышающая издержки производства,составляет прибавочный продукт общества, который используется для расширенияпроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Издержки производства и стоимость, себестоимость ицена — стоимостные категории, присущие товарно-денежным отношениям.
Деление стоимости на указанные элементы объективно.Оно осуществляется непосредственно в фазе производства. Но на поверхностиявлений выступают не элементы стоимости, а их превращенные денежные формы(себестоимость, цена, заработная плата, прибыль, амортизация и др.). В процессереализации цена на продукцию не совпадает со стоимостью, что приводит котклонению величины материальных затрат от стоимости предметов труда исоответственно отклонению себестоимости продукции от своей экономической основы- издержек производства. Существенное отклонение себестоимости от издержекпроизводства вызывает, в частности, неполное отражение в себестоимостистоимости необходимого продукта — лишь в виде заработной платы. Между темстоимость фонда жизненных средств работников материального производства ичленов их семей, равная стоимости необходимого продукта, включает не толькооплату труда, но также денежные выплаты и бесплатные услуги из общественныхфондов потребления. Эта часть фонда жизненных средств значительна, но всебестоимости промышленной продукции она отражается частично, в виде отчисленийна социальное страхование. Остальная часть выплат и льгот из общественныхфондов потребления отражается в прибыли и налоге с оборота.
Себестоимость промышленной продукции — важныйпоказатель промышленного предприятия, обеспечивающий контроль над материальнымизатратами и затратами труда и отражающий результаты его деятельности.Себестоимость промышленной продукции — необходимая база определения прибыли.
Для планирования и исчисления себестоимостипромышленной продукции важно знать как себестоимость единицы изделия, так ииздержки производства всего выпуска продукции. Себестоимость одинаковыхизделий, производимых на различных предприятиях, характеризует уровень ихтехнического развития, организацию производства и труда. Более полное отражениев себестоимости продукции стоимости затрат овеществленного и живого труда,приближение себестоимости к издержкам производства — необходимое условиеправильного определения уровня затрат и сопоставления их на различныхпредприятиях и в различных отраслях промышленности.
Возмещение затрат живого и овеществленного трудаотражается в себестоимости промышленной продукции (точнее, в общей сумме затратна производство) по отдельным экономическим элементам затрат. В промышленностипринят следующий состав экономических элементов: сырье и основные материалы,покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы,топливо и энергия, заработная плата промышленно-производственного персонала,отчисления на социальное страхование, амортизация основных производственныхфондов, прочие денежные расходы. Эта группировка затрат показывает, чтоименно израсходовало предприятие на производство в той или иной отрасли,определяет межотраслевые потоки, обеспечивает возможность создания укрупненныхотраслевых нормативов, необходимых для проведения плановых балансовых расчетовна народно-хозяйственном уровне.
Структура затрат на производство в целом по промышленностизависит не только от состава затрат в отдельных отраслях, но и от удельноговеса последних в общем итоге. Под влиянием технического прогресса доляматериальных затрат в общем итоге на производство несколько повышается.
Очень важно знать не только о том, чтоизрасходовано по предприятию в целом, но и где израсходовано, на какихконкретных участках и на какие виды продукции. Для этих целей применяетсягруппировка затрат по калькуляционным статьям расхода. Она позволяет определятьсебестоимость единицы продукции, видеть, под влиянием каких факторовсформировался данный уровень себестоимости и в каких направлениях необходимовести работу по ее снижению. Принципиальное отличие группировки затрат постатьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается вналичии в ней комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные по своемуэкономическому содержанию, по принципу назначения (основные расходы и расходыпо обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видамипродукции (прямые и косвенные) и зависимости от изменения объема производства(условно-постоянные и переменные).
Группировка затрат по статьям расхода применяетсяпредприятиями на стадии составления годовых и текущих планов, при определениисебестоимости единицы отдельных видов продукции себестоимости всей товарнойпродукции, которая представляет собой совокупную себестоимость всехпроизводимых видов продукции и услуг промышленного характера.
Различают полную себестоимость произведенной товарнойпродукции, включающую все расходы по производству, и так называемыевнепроизводственные расходы (расходы по сбыту, отчисления в различные фонды ит. д.), а также себестоимость реализованной продукции, которая меньше полной насумму изменения остатков нереализованной продукции на складах и продукцииотгруженной, но не оплаченной покупателем.
На уровне предприятия определяют фабрично-заводскуюсебестоимость продукции как часть себестоимости всей товарной продукции,включающей только производственные затраты, без внепроизводственных расходов.
Небесполезно планировать снижение себестоимости. Одним изметодов планирования себестоимости является планирование потехнико-экономическим факторам. В отличие от планирования по элементам затрат истатьям калькуляции, он предусматривает зависимость планируемой суммы экономииза счет снижения себестоимости от важнейших народно-хозяйственных ивнутрипроизводственных факторов. Эти факторы подразделяются на следующиеукрупненные группы: повышение технического уровня производства, изменениеобъема и структуры производимой продукции, вызывающие относительное сокращениеусловно-постоянных расходов и изменение суммы амортизационных отчислений, атакже улучшение организации производства и труда, влияние ввода новыхпредприятий, изменение природных условий и др. Каждый из перечисленныхфакторов, как правило, влияет на величину материальных и трудовых затрат. Врезультате расчетов по факторам определяется также и состав себестоимости поэлементам и статьям затрат.
Также применяется метод межотраслевого баланса,имеющий большое значение для укрупненных народно-хозяйственных расчетов.Внедрение автоматизированных систем экономических расчетов позволило ширеприменять экономико-математические модели в планировании себестоимости.
На практике же себестоимость можно снижать путеминтенсификации производства, то есть лучшим использованием производственныхресурсов и сокращением потерь сырья, материалов и топлива, а также увеличениемвыпуска продукции с единицы основных фондов. Снижение себестоимости будетосуществляется и за счет внедрения достижений научно-технического прогресса иповышения профессиональной заинтересованности работников промышленности,лучшего использования производственных мощностей и повышения производительноститруда. Себестоимость не отдельно стоящий экономический фактор, она участвует вформировании и других показателей: рентабельности, эффективности капитальныхвложений и многих других.— Прибыль
Прибыль — это одна из форм чистого дохода,выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; включает также и частьстоимости необходимого продукта.
Деление вновь созданной стоимости на необходимый иприбавочный продукт — общая закономерность всякой общественно-экономическойформации со времени первого крупного общественного разделения труда идостижения такого уровня производительных сил, которые бы обусловиливозникновение прибавочного продукта.
Финансовые итоги деятельности фирмы находят своевыражение в прибыли, величина которой составляет часть денежной выручки, равнуюразнице между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостьюреализованной продукции.
Прибыль выступает как обобщающая стоимостнаякатегория, поскольку она связана с товарно-денежными отношениями. В этомкачестве прибыль подвержена влиянию многочисленных как экстенсивных, так иинтенсивных факторов. Ее размер зависит от увеличения объема производства,снижения себестоимости продукции, уровня и динамики цен, изменения структурыпроизводства. В свою очередь эти факторы зависят от улучшения использования основныхфондов и повышения их фондоотдачи, роста производительности труда и качествапродукции, снижения материалоемкости продукции, внедрения экономическиэффективной новой техники, наиболее полного использования сырья и материалов иустранения непроизводительных расходов и потерь. Огромное значение для ростаприбыли имеет экономия материальных затрат. Одним из основных факторов,обеспечивающих снижение издержек производства и повышения рентабельностипредприятия, является научно-технический прогресс.
Сущность прибыли как экономической категориипроявляется в ее функциях. Прибыль выполняет три основные функции. Прибыль,прежде всего, используется в качестве показателя оценки итогов самостоятельнойдеятельности предприятия, поскольку в ней отражаются все стороны егодеятельности как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыльне является универсальным показателем работы предприятия, так как величина еево многом определяется не зависящими от деятельности данного предприятияфакторами (политика цен, изменение ставок налога с оборота, структурные сдвигии т. д.). Многофакторность экономической категории прибыли вызываетнеобходимость использовать наряду с прибылью другие показатели эффективностипроизводства (реализованная продукция, производительность труда, скоростьоборота оборотных средств и др.).
Вторая функция прибыли — распределительная. Прибыльиспользуется в качестве орудия распределения прибавочного продукта и егоденежной формы — чистого дохода между предприятием и обществом в лице государства,между предприятием и отраслью, между предприятием и его работниками, междусферой материального производства, где создается прибавочный продукт, инепроизводственной сферой, которая содержится обществом за счет прибавочногопродукта.
Третья функция прибыли связана с процессомэкономического стимулирования предприятия и его работников. Прибыльиспользуется как источник и условие формирования поощрительных фондовпредприятий и в качестве крупного финансового ресурса расширенноговоспроизводства на базе технического прогресса.
Рентабельность производства определяется отношениемприбыли либо к стоимости производственных фондов, либо к текущим затратам(себестоимости). Преимущество показателя рентабельности, исчисленного какотношение прибыли к стоимости производственных фондов, состоит в том, что онпозволяет соизмерять финансовые результаты с объемом применяемыхпроизводственных фондов, характеризуя эффективность их использования.Рентабельность предприятия должна быть достаточной для обеспечения первоочередныхплатежей в госбюджет и Центробанк (плата за фонды, фиксированные платежи,проценты по банковским ссудам), образования фондов экономическогостимулирования, расширения производства и покрытия плановых затрат,предусмотренных финансовым планом. Нижней границей рентабельности фирмы служитполучение прибыли в размерах, обеспечивающих плату за производственные фонды иобразование фондов экономического стимулирования.
Распределение прибыли осуществляется в интересахобеспечения стимулирующей роли прибыли в достижении высоких количественных икачественных показателей производства; использования прибыли в качестве важногоисточника финансирования капитальных вложений, формирования собственныхоборотных средств; усиления материальной заинтересованности предприятий в болееполном выявлении внутренних резервов.Фирма как неполный контракт
Контракты – неотъемлемая часть институциональногообрамления процесса размещения ресурсов. В более широком плане всехозяйственные процессы, которые предполагают повторяемость взаимодействия междуэкономическими агентами, принадлежащими одному и тому же или изменяющемусямножеству, опосредуются контрактами. Контракты – набор правил, определяющихвзаимные ожидания контрагентов на основе обещаний, выполнение которыхобеспечивается соответствующим механизмом принуждения.
Контракты являются неполными, если:
1. нельзяпредвидеть все имеющие к этим контрактам отношение будущие непредвиденныеобстоятельства;
2. детали некоторыхиз последних не ясны;
3. нельзя достичьединого мнения по вопросу о природе будущих непредвиденных обстоятельств;
4. невозможноприйти к единому и полному пониманию характера адекватных адаптаций к будущимнепредвиденным обстоятельствам;
5. стороны не могутдостичь единого понимания характера материализовавшегося непредвиденногообстоятельства;
6. стороны не могутдостичь соглашения о том, соответствуют ли используемые методы адаптации к возникшемуи ранее непредвиденному обстоятельству тем, которые были определены на этотслучай в контракте;
7. даже еслистороны могут достичь полного согласия по вопросам как о характере возникших иранее непредвиденных обстоятельств, так и об используемых мерах адаптации кним, то третья сторона (например, суд) может не разделять этого мнения ни поодному из данных вопросов, следствием чего может стать дорогостоящая тяжбымежду двусторонне зависимыми участниками контрактных отношений.
На практике контракты часто становятся неполнымивследствие трансакционных затрат[1].Коуз[2]и Уильямсон[3]различают 4 типа трансакционных затрат, два из которых относятся к моментуконтракта, а два – к более поздним моментам:
1. отдельныеслучайности, с которыми столкнутся стороны, могут быть непредсказуемы в моментзаключения контракта;
2. даже если ихможно предвидеть, их может быть слишком иного, чтобы зафиксировать в контракте;
3. проверкаконтракта (т.е. контроль за тем, что другая сторона твёрдо придерживается своихобязательств) может быть дорогостоящей;
4. проводимые вжизнь контракты могут включать значительные юридические затраты.
Коуз и Уильямсон утверждают, что минимализациятрансакционных затрат является главной проблемой организационных решений.
Ex ante причины неполноты сложно сформулировать. Нетпрочно установившихся и качественно разработанных теорий комплексного илииндивидуального принятия решений при непредвиденных обстоятельствах. В большейчасти заключённых контрактов не отражается большинство возможных случайностей.Когда происходят эти неоговоренные случайности, действия заинтересованныхсторон, вероятно, приводят к конфликтам. Можно выделить 2 противоположныхслучая процессов принятия решений, которые ex post управляют непредвиденнымислучайностями.
Наиболее простой процесс принятия решения – процессторга. Предполагается, что ex ante не было подписано никакого контракта и чтостороны торговались по поводу решений о торговле и трансферте послеинвестирования и изучения цен и затрат. Процесс торга не ограничиваетсяпредварительным заключением контракта; есть только одно законное ограничение –чтобы ex post торговля была добровольной.
Промежуточные формы заключения контракта, которыесуществуют как бы между отсутствием контракта (и неограниченном торге ex post)и полным контрактом, также возможны. Эти промежуточные формы могут принестиэкономию трансакционных затрат в сравнении с полными контрактами, но в то жевремя исключают обратные эффекты неограниченного торга. Есть две возможности.Первая состоит в том, что две заинтересованные стороны обращаются к третьейстороне. Считается, что эта третья сторона примет эффективные решения, наиболеепохожие на те, которые были бы определены в полном контракте. Принятые ex postторговые решения и решения о трансферте должны поэтому приводить ex post кэффективному объёму торговли и поддерживать ex ante надлежащие объёмы особенныхинвестиций. Вторая возможность состоит в предоставлении одной из двухзаинтересованных сторон права определять, что произойдёт в случаенеперсонифицированных обстоятельств.Арбитраж (третейский суд)
Первым видом обращения к третьей(незаинтересованной) стороне является внешний арбитраж, т.е. арбитраж стороннихэкспертов[4].Внешний арбитраж, вероятно, является дорогостоящим. Посторонние лица могут необладать необходимой информацией, при помощи которой следует формулироватьэффективное решение. Они, возможно, должны будут нанять экспертов или потратитьвремя на изучение особенностей ситуации. В этом отношении внутренний арбитраж,если он возможен, вероятно, будет и более эффективным. Одно из преимуществвнутреннего арбитража заключается в том, что он предоставляет исполнительномуруководителю организации полномочия по решению конфликтов между отделами илисреди служащих. Ежедневные наблюдения за деятельностью фирмы и личный опытобщения с персоналом, вероятно, обогатят внутренних арбитров знаниями ситуациив большей степени, чем это возможно в отношении сторонних.
Арбитр должен быть способен к тщательному изучению ипониманию ситуации при относительно небольшой зарплате, а также должен бытьнезависимым. Первое условие может ограничить применение внешнего арбитража. Ономожет способствовать сложностям и с организацией внутреннего арбитража. Вкрупных фирмах исполнительные руководители могут быть перегружены принятиемарбитражных решений в отношении своих подчинённых. Действенность властиподвергается опасности, когда руководители слабо информированы, поэтомуполномочия могут быть делегированы на низшие уровни. Второе условие –независимость – требует, чтобы арбитр не был ни «прокурором», ни «адвокатом».Он должен принимать решения, которые соответствуют взаимным интересам двухсторон, а не благоприятствовать одной стороне в ущерб другой. Арбитр долженотвечать ожиданию сторон, что он примет эффективные решения – такие решения,которые были бы специфицированы в полном контракте.Власть
Полномочия по выходу из непредвиденныхнеспецифицированных ситуаций – власть – могут быть скорее переданы одной иззаинтересованных сторон, чем арбитру. Власть вовсе не означает, чтозаинтересованные стороны не будут ex post вести переговоры. Решение, предпочитаемое обладающейвлиянием стороной, может быть очень дорогим для другой стороны. Какое-нибудьальтернативное решение может быть взаимовыгодным, а сторона, облечённаявластью, может получить выигрыш, если откажется от использования этой власти.Власть меняет состояние status quo в процессе торга: она гарантирует стороне, которая еюобладает, лучшее положение. В свою очередь ex post распределение выигрыша отторговли будет влиять на ex ante инвестиции.
Если случайности непредсказуемы и слишкоммногочисленны, чтобы включить их первоначальный контракт, набор решений,который включает эти случайности, также, вероятно, непредсказуем или слишкомсложен для того, чтобы его описать в данном контексте. Но как определить наборвозможных действий, если он не был точно определён в первоначальном контракте?Власть связана с правом собственности на некоторые физические активы (например,собственник машины имеет право использовать её, как ему захочется) и нематериальныеактивы, такие как репутация. Также набор решений может быть определёнпосредством распределения функций внутри фирмы через делегирование полномочий.
Однако право собственности не может полностьюопределить набор решений. Должно существовать общее понимание того, чтоназывается масштабом власти, даже когда этот масштаб не определён заранее,подобное понимание облегчает ситуацию, когда происходят случайности.
Определение масштаба власти ex post обусловливает функциюарбитража. Внутренний или внешний арбитр может быть некомпетентным в точномпринятии решения, но может иметь достаточно информации, чтобы обрисовать набордопустимых решений.
Другим возможным безопасным способом избежатьзлоупотребления властью является разрешение стороне, не обладающей властью,ограничивать отношения, так что ex post она обладает правом отклонить властное решение другойстороны.Репутация
В рамках теории неполных контрактов существуетконцепция, состоящая в том, что во избежание опасностей стороны должныподписать полные контракты или, если контракты чересчур дороги или сложны всоставлении, должны, как минимум, соблюдать правильное использование структурывласти (ограниченный контакт). На практике, однако, обнаружено, что отношениямежду фирмами имеют тенденцию быть более неформальными. Это часто верно, дажекогда фирмы вступают в долгосрочные отношения. Эффективность тогдаподдерживается при помощи репутации. Фирма, принимающая решения, которые неявляются совместно эффективными, рискует потерять будущие выгодные сделки сосвоим партнёром. Репутация позволяет фирме сэкономить на стоимости составленияполного контракта или даже на затратах распределения власти. С другой стороны,неформальность чревата для фирмы угрозой оппортунизма. Таким образом, можноожидать, что неформальные отношения больше распространены, когда особенныеинвестиции ограничены и когда торговля осуществляется достаточно часто, так чтостимулы обмануть практически отсутствуют.Двойное снабжение
Альтернативным способом избежать ex post проблемы задержки являетсявведение там, где это возможно, ex post конкуренции. В его основе лежит модель Уильямсона,согласно которой покупатель осуществляет инвестиции в особенные активы, апродавец выбирает ex post некоторые переменные, ex ante не включаемые в контракт (можноназвать их «качеством», включающим в себя цену и лаг поставки). Ex postпродавец имеет стимул выбрать низкое «качество» (т.е. высокую цену и/илибольшой лаг поставки), поэтому ex ante покупатель мало инвестирует в поддержание отношений.Двойное снабжение состоит в том, что фирма имеет двух или более поставщиков,которые конкурируют друг с другом ex post по качеству. Это повышает средний уровень качества, а ex anteинвестиции. Конкуренция может, таким образом, облегчить ex post проблему двусторонней монополиии увеличить эффективность.Модели неполных контрактов: трансакционный иоптимизационный (неоклассический) подходы
Измерение
Теория трансакционных издержек
Оптимизационная теория неполного контракта Поведенческие предпосылки Ограниченная рациональность для всех экономических агентов, имеющих отношение к рассматриваемому контракту. Избирательность ограниченности рациональности: стороны контрактов полностью рациональны, судьи – ограниченно рациональны. Предпосылки относительно среды Радикальная (структурная) неопределённость (неполная информация). Ситуация риска или параметрическая неопределённость (полная информация). Информационные предпосылки Информационные асимметрии между всеми сторонами, связанными с заключением и обеспечением соблюдения контракта. Асимметричность информации между участниками контракта и третьими сторонами. Непосредственный источник неполноты контракта Ограниченная рациональность, включая ограничения на вычислительные возможности и возможности кодификации условий контракта. Неверифицируемость третьей стороной переменных, имеющих отношение к выполнению контракта. Цели моделирования
1. Дизайн структур управления сделками (определение межиндивидуальных и коллективных структур), содержащих возможности адаптации к непредвиденным событиям.
2. Оценка уровня трансакционных издержек.
3. Выявление сравнительных преимуществ институциональных альтернатив.
1. Настройка стимулов ex ante посредством спецификации действий, соответствующих различным вариантам развития событий.
2. Оценка оптимальности решений посредством сравнения результатов, полученных на основе использования того или иного набора правил с условиями полного контракта (уровень омертвлённых затрат), в том числе минимизация отклонений уровня инвестиций от оптимального. Основной вклад модели
1. Объяснение многообразия структур управления сделками.
2. Анализ взаимодополняемости и взаимодействия различных механизмов управления сделками. Строгий анализ влияния институциональных рамок на эффективность контрактов в условиях экзогенности самих институциональных рамок. Аналитические границы Методологические трудности, связанные с обобщением гипотезы относительно ограниченности рациональности и объяснением всех обеспечивающих координацию устройств с точки зрения их сравнительных преимуществ и изъянов. Логическая непоследовательность, в частности, произвольная предпосылка об ограниченности рациональности судей наряду с полной рациональностью контрагентов. Организационные формы фирм1. Частный предприниматель
Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека,или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальноеоборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретаетих, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Преимущества:
1. Единоличноевладение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легкаи регистрация фирмы такого рода обычно не требует больших затрат.
2. Владелец самсебе хозяин и располагает значительной свободой действий. Для принятия решенийо том, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеровили директоров.
3. Владелец можетпредоставлять клиенту персональные услуги.
4. Стимулыэффективной работы — самые энергичные. Владелец получает все в случае успеха итеряет все в случае неудачи.
Недостатки:
1. За редкимисключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны длятого, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие. Так как средиединоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банкине очень охотно предоставляют им большие кредиты.
2. Осуществляетсяполный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять всеосновные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения исодержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которыемогут возникнуть в производства, в рекламе и в распределении продукции.
3. Наиболее важнымнедостаток заключается в том, то единоличный владелец являет субъектом неограниченнойответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуютне только активами фирмы, но и своими личными активами. Если предприятиеобанкротилось, он персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплатыдолгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.2. Корпорация
Корпорация — это правовая формабизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Этипризнанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владетьактивами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлятькредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять всете функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Преимущества:
1. Наиболее эффективнаяформа организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала.Корпорациям присущ уникальный способ финансирования — через продажу акций иоблигаций, — который позволяет привлекать сбережения многочисленныхдомохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фондфинансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажиценных бумаг имеет также определенные преимущества. С точки зрения изпокупателей. Корпорации имеют более легкий доступ к банковскому кредиту посравнению другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только вбольшей надежности корпорации, но также в ее способности обеспечить банкамприбыльность счетов.
2. Другоесущественное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность.Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой,которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся подугрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить исккорпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частнымлицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации впривлечении денежного капитала.
3. Посколькукорпорация является юридическим лицом, она существует независимо от еевладельцев и в этом отношении — от ее собственных должностных лиц. Партнерствовнезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере,согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акцийне подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известнымпостоянством, недостающим другим формам бизнеса. Это постоянство открываетвозможность перспективного планирования и роста.
Преимущества корпорации огромны и обычно превышаютих недостатки. И все же они существуют.
Недостатки:
4. Регистрация уставакорпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами наюридические услуги.
1. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных сналогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойногоналогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в видедивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как частьприбыли корпорации, второй — как часть личного дохода владельца акций.
2. При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимостии финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и ихконтролируют. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распределены средисотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциямисобственности и контроля.
Причины этого кроются в бездеятельности типичногодержателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия вголосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь подпредоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации.
Все компании с ограниченной ответственностью должныбыть зарегистрированы в Регистрационной палате. До начала фактическойдеятельности компания должна предоставить в Регистрационную палату ряддокументов на утверждение:
Меморандум компании: В нем должно быть зафиксировано название компании, адрес ее зарегистрированного офиса, цели компании, размер капитала, который компания намерена собрать путем продажи акций. В названии компании обязательно должны фигурировать слова «с ограниченной ответственностью» или, если это общественная компания, «общественная компания».
Устав акционерной компании: Должен содержать описание того, как будет организована данная компания и как она будет управляться, информацию о правах акционеров, правах и обязанностях директоров, а также о процедуре созыва собраний акционеров.
Закон требует от всех зарегистрированных компанийпубликовать годовые отчеты и предоставлять копии этих отчетов в Регистрационнуюпалату.
3. Малое предприятие
Малое предприятие может быть создано и частнымлицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной.Во-первых, оно может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы,участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых можетбыть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказаниевсевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, незапрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедураучреждения и регистрации.
В промышленно развитых странах малые предприятиядают значительную долю совокупного валового продукта.
Жизнеспособность малых предприятий определяютсвобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения,льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.
К малым предприятиям относятся вновь создаваемые имдействующие предприятия численностью работающих до 200 человек в промышленностиили строительстве, до 100 человек в науке и научном обслуживании, до 50 человекв других отраслях производственной сферы, до 25 человек в отраслях непроизводственнойсферы, до 15 человек в розничной торговле.
Малые предприятия могут быть созданы в результатевыделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этихслучаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие,выступает его учредителем.
В учредительном договоре определяются отношениямежду предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи,уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.
Уставом малого предприятия устанавливаются цели егодеятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления,возможности выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращениядеятельности и другие важнейшие вопросы.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в егораспоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Малые предприятия представляют отчёт о результатахсвоей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенномучредительным договором.
Управление предприятием осуществляется всоответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником приучреждении предприятия. Структура управления и штаты определяются трудовымколлективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другимиработниками могут быть заключены контракты, как особой формы трудовогодоговора.
Процедурные вопросы ликвидации предприятияразрешаются собственником имущества через назначенную им ликвидационную комиссию.Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятиюудовлетворяются из его имущества.
При реорганизации предприятия его права иобязанности переходят к правопреемникам.4. Акционерное общество
Акционерное общество — добровольнаяорганизация юридических лиц и граждан (в том числе иностранных) для совместнойдеятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимостьуставного фонда.
Акционерные общества обеспечивают три важные цели:1. Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг. 2. Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и малоэффективных предприятий в более эффективные отрасли. 3. Усиление мотивации труда.
Выпуск акций предприятием с целью мобилизацииденежных средств не меняет его статуса, то есть не преобразуютсяорганизационно-правовые процедуры: собрание будущих участников, определениеуставного фонда, разработка устава и его государственная регистрация.
В зависимости от того, кому принадлежат акции,акционерные общества могут быть государственными, кооперативными,общественными, смешанными.
Акционерное общество может создаваться для целейхозяйственной и иной деятельности, не запрещенной законом. Акционерноеобщество, будучи юридическим лицом, вправе заключать любые предусмотренныезаконодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации управления,установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистойприбыли. Общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерниеобщества на правах самостоятельных коммерческих организаций.5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Таким признается учреждённое одним или несколькимилицами общество, уставной капитал которого разделён на доли, определенныеучредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам инесут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров(стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченнойответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО необязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболеераспространена среди мелких и средних предприятий.
Акционерные общества создаются двух типов — закрытиеи открытые.
Акционерное общество, участниками которого могутотчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции иих свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерноеобщество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет,бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяютсятолько среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц,признается закрытым.
Акционерные общества и общества с ограниченнойответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, чтоакционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцыкоторых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностьюсоздают такой фонд только за счёт пайщиков. Если существующие общества начнутвыпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченнаяответственность» означает, что пайщик несет ответственность только в размересвоего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, вотличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своимимуществом.
Вклады (акции) участников акционерного общества(товарищества) с ограниченной ответственностью могут переходить от одногособственника к другому только с согласия других собственников (акционеров) впорядке, предусмотренном уставом.
Вклады (акции) общества открытого типа могутпереходить от одного собственника к другому без согласия акционеров. Акцииэтого общества могут свободно продаваться.
Высшим органом управления акционерного обществаявляется общее собрание акционеров. Оно дает возможность реализовать право науправление членов ООО. Количество голосов участников на собрании определяетсяпропорционально размеру их долей в уставном капитале.
Преимущества:
- возможностьмобилизации больших финансовых ресурсов;
- возможностьбыстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
- правосвободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании,независимо от изменения состава акционеров;
- ограниченнаяответственность акционеров;
- разделениефункций владения и управления. 6. Совместное предприятие
Под иностранными инвестициями понимаются все видыимущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с цельюполучения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие впредприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами натерритории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащиеиностранным инвесторам.
Предприятие с иностранными инвестициями создаются идействуют в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ,предусмотренных законом на территории РФ.
Совместное предприятие может быть создано либо путемего учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором долиучастия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестицийили приобретения такого предприятия полностью.
Учредительные документы предприятий с иностраннымиинвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, составучастников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников,структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующихединогласия, порядок ликвидации предприятия.
Вклады в уставный фонд оцениваются участниками наоснове цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяетсяпо договоренности участников.
Для регистрации совместного предприятияпредоставляются следующие документы:
— письменное заявление учредителей о регистрации;
— заключение соответствующих экспертиз;
— нотариально заверенных двух копий учредительных документов(учредительный договор);
— нотариально заверенную копию решения собственника имущества осоздании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а такженотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участника сроссийской стороны;
— документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданногообслуживающим его банка или иным кредитно-финансовым учреждением;
— выписка из торгового реестра страны происхождения или другогоэквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора всоответствии с законодательством страны его местонахождения.
Предприятия с иностранными инвесторами вправеосуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые видыдеятельности требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.
Совместные предприятия имеют право создаватьдочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так иза рубежом.
Иностранные инвесторы и предприятия наделяютсяземлей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции ииные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядкеи на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могутучаствовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий натерритории РФ.
Иностранные граждане могут входить в органуправления предприятия на условиях, определяемых индивидуальными договорами.
Ликвидация предприятия с иностранными инвестициямиосуществляется в порядке, установленном законом и в строгом соответствии суставом. Если предприятие по истечении года после регистрации не подтвердитвнесение не менее 50 процентов указанных в уставных документах сумм вклада,орган, зарегистрировавший предприятие, признает его несостоявшимся и принимаетрешение о ликвидации. Предприятие считается ликвидированным с моментаутверждения акта ликвидационной комиссии, о чем должно быть сообщено в печати.7. Кооперативы
Существует два вида кооперативных обществ: рабочиекооперативы (или кооперативы производителей) и потребительские кооперативы(кооперативы розничных торговцев).— Рабочие кооперативы
Это добровольное объединение граждан на основечленства для совместной производственной деятельности, основанной на их личномтрудовом и ином участии и объединении его членами (участниками имущественныхпаевых взносов). Рабочие кооперативы являются коммерческой организацией.
Учредительным документом рабочих кооперативовявляется его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членовкооперативов не должно быть меньше пяти. Имущество, находящееся в собственностирабочих кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставомкооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет одинголос при принятии решений общим путем. Прибыль делиться между работниками всоответствии с установленным соглашением.
В начале XX века в Великобритании существовало около200 рабочих кооперативов. Их решительно поддерживали кооперативы розничныхторговцев, приобретавших большую часть продукции этих кооперативов. К началу60-х годов их число сократилось до тридцати, Большинство производственныхкооперативов сохранились в печатном деле, шитье одежды и обуви.
Успешными рабочие кооперативы оказались в Испании иФранции.— Потребительские кооперативы
Владельцами кооперативами этого типа являетсясобственно потребители — те люди, которые покупают товары, а не производят их.
Первое общество розничных торговцев было создано вгороде Рочдель в 1844г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин.
Основные принципы кооперативных обществ — следующие:
1. Открытое членство: Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент. 2. Распределение прибыли: Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив. 3. Выплата процента на акционерный капитал: Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал.
Управление кооперативом осуществляется комитетом; обычноэто служащие, совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членамикооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие, занятые здесь полныйрабочий день, назначенные членами выборного комитета.
Традиционно кооперативные общества считали себячем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.
Список использованной литературы
1. Основыпредпринимательской деятельности // ред. — Осипов Ю.М. — М.: 1992.
2. Стэплейк Дж.Ф.Экономикс для начинающих. – М.: 1994.
3. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. – М.: 1996.
4. Экономическаятеория // ред. – Булатов А.С. — 2-е издание. – М.: 1997.
5. Сборникпредпринимателя // ред. — Перхунов А.П., Сорокин В.П. – Ч.1. – М., МНПП«РИД-7»: 1992.
6. Ситарян С. А.Прибыль: актуальные аспекты.
7. Котов В.Ф. Планированиереализации продукции, прибыли и рентабельности промышленности.
8. Вопросыэкономики. — 1994. — №4.
9. Мескон М. Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: 1992.
10. Грейсон, О’Дейл.Американский менеджмент на пороге ХХ века. — М.: 1991.
11. Акофф. Планирование будущегокорпорации. — М.: 1985.
12. Тироль Ж. Рынки и рыночнаявласть: Теория организации промышленности. – СПб.: Экономическая школа, 1996. –XLII + 745 с.