Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Монополизация в экономике Беларуси

ВВЕДЕНИЕ
В конце XIXв. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции(необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике.
История монополии восходит к глубокой;древности, а о возрастающей роли ТНК в мировой экономике стали говорить только вовторой половине ххв. Монополистические тенденции в разных формахпроявляются на всехэтапах развития рыночных процессов.Но их новейшая история начинается впоследней трети XIXв., во время экономическогокризиса 1873 г.Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причинмонополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистическойпрактике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название«дети кризиса».
В общем виде монополия — это исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.
Монополия как вид экономической структурырынка представляет определенный тип экономических отношений, который даетвозможностьодному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынкеопределенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеетсятолько один производитель, который полностью контролирует объем предложениятовара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степеньиспользования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличияблизких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужденплатить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющихзаменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг,газо-, водо- и электроснабжение.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль,что, естественно,привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополиипрепятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и этопрактически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.Существуют реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий.
Монополии охватывают все сферы общественноговоспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизациисферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Опыт показывает, что монополии, утвердившисьв определенной отрасли и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамикуразвития и эффективность. Объясняется это тем, что преимущества крупногопроизводства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности толькодо определенных пор[1, с.138-139].
Монополия какэкономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью типэкономических отношений между субъектами,которые реализуют собственный интерес ивлияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит вобладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства иисключительными правами, обеспечивающими господствующее положение вопределенной сфере деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулированиецен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничениеконкуренции.
Монопольная властьобусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается нетолько благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя,продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местнымиорганами власти[6, с.100].
Целью данной работыявляется анализ монополизации в экономике Беларуси.
1.Mонополизм всовременных условиях
Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собоймонополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усилениекоторого сказывается наразвитии предпринимательства. Складывающаясяв конце 90-х годов белорусская модельпереходной экономики имеет мощный государственныйсектор, незначительную долю мелкого исреднего бизнеса, частного предпринимательства.
В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственностираспоряжается административный аппарат,принимающий экономические решения. Надолю государственных предприятийприходится подавляющая часть производственныхактивов, 62% общего объема промышленногопроизводства. Почти 90% землипринадлежит государству или колхозам,3.1%— находится в частной собственности и4.2% — в постоянном пользовании частныхлиц. Иностранцам разрешено покупать илиарендовать землю.
Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральныхорганов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Ьеллегпром» 75 из 93 предприятий являютсянегосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется егопредставитель — проводник государственнойполитики Доля государства вакционерном капитале негосударственныхпромышленных предприятий колеблетсяот 4 до 95%.В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.
Сохраняются наследие административно-командной системы — ведущее положение государствакак крупнейшего монопольного субъектаэкономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации имправ собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютнаямонополия государства формирует естественную, искусственную, организационную,технологическую и экономическую монополии.
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, всфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, 'так и в сфереобращения. Государство одновременновыступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как' естественные, 'так и искусственные, являются государственными.
Свобода экономических субъектов в переходной экономике взначительной мере условна,так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельностипредпринимателей путем объявления всебольших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей(прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры)от чиновников органов государственногоуправления, имеющих возможности неограниченногоконтроля за негосударственным бизнесом,его разрешения или запрещения.
Органы государственной власти как и преждеиспользуют набор административно-командных инструментов воздействия на дея­тельностьхозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся:«административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярныекорректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировкинациональной валюты, запретына регистрацию и требования перерегистрациинегосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей странепрактически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а неуведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была измененасистема лицензирования: на 25 единицсокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86),отменены 21 специальные решения правительствапо данному вопросу. Однако и внастоящее время выдачу лицензииосуществляют более 10 государственных органов,а число лицензируемых видов деятельностисоставляет более 100
По оценкам зарубежных специалистов начинающемубелорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебелинеобходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев. Вреспублике, по данным 1997 г.,ежемесячно обнародовалось около 150 указов и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административнымиуказами. Проекты законов публикуютсяредко и недоступны для заинтересованныхсторон. Возможна ситуация, когдаотдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают.льготное финансирование.
Государственный монополизм в республике проявляется вработе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов),наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг, например,«Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления, например,«Белпром», «Белбуд»,«Беллегпром», «Бсллес-бумпром»,«Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.).Многие из белорусских концерновобразовались на базе ликвидированныхминистерств, руководивших деятельностьюотраслевых предприятий, производивших главнымобразом однотипную продукцию. Фактическисохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическаяструктура, прежние стиль, принципы.
В ряде случаев происходит усиление монополизмаинтегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их составпредприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств иведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.
Увеличилось  количествоносителей монопольной власти. Кромегосударства(правительства,министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных иоптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная)элита, включающаяи так называемую «вертикаль»- должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита(директорский корпус),посредники, отдельные предприятия — немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.
В процессе сращивания управленческой элитыгосударственных структур с представителямичастного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма — государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночныхотношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоровАК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).
Примерами усиления государственной монополистической практики являются:государственная интервенция в акционерные компании— введение в 1997 г.«золотой акции»,особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний: принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставлениемонопольных прав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторыхмерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998г.) юридическизакрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой,установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.
Особенность переходной экономики Республики Беларусьсостоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно ипротиворечиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы,отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистскойпсихологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношенийи государственного  монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственныхструктур в промышленности, даи в экономике в целом, практически носитискусственный и формальный характер. Внастоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами,финансово-промышленными группами,корпорациями и т.п. нередкоименуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию отподобных формирований в рыночнойэкономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность»формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (позападным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансоваязависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического ипроизводственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные обществапоявились вследствие обострения конкуренции как более высокая степень вразвитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались приотсутствии капитала, как правило, путем преобразования предприятий в акционерныеобщества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда ихакции могут свободно продаваться на рынке[6, с.100-104].
2.Монополизм и конкуренция
В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управлениякоторой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялсякак организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государствана администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств.Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременновыступал его воспроизводственной основой.
В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский:
Таблица 1:Размер предприятий Республики Беларусь почисленности занятых
Показатель
1970г.
1980г.
1985г.
1989г.
1990г.
1997г.
Средняя численность работающих на одном предприятии(чел.)
560
980
998
1010
890
430
Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия вБеларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. — в БССР, 640 — вСССР), то к 1989 г.картинастала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989г. приходилось не более 80—90 чел.
По нормативным документам антимонопольных органов вэкономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки(строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских,  страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональныхтоварных рынков (например, монополизм предприятий,перерабатывающих сельскохозяйственнуюпродукцию, предприятий торговли ибытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественныхлокальных монополий в системе водо -,  газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий — естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей — административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные — включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные — включающиепроизводственные, или технологические (вформе чистой монополии и олигополии).
В белорусской экономике господствует монополиягосударственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией илиолигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, ноне идентичной), чтообусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению — искусственный и естественный; по степени влияния —всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния — отраслевой и межотраслевом; по территориальному признаку — тотальный и локальный: по функциональной роли — ведомственный, должностной и производственный.
В советской практике были распространены и внастоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лип (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенныхобязанностей); групповой монополизм отдельныхгрупп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов его деятельности.
Децентрализация государственной системы распределения и отказ от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополий в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. Врезультате возведения региональных барьеров произошламонополизация региональных рынков,возник массовый сговор продавцов на потребительскомрынке. На смену ведомственно-отраслевомупришел республиканско — региональныймонополизм.
Высокий уровеньмонополизации: экономикихарактерен для тех ее секторов (более 20 отраслей иподотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектовхозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ,услуг). (Состояние монополизации белорусской промышленности отражено в табл.2.)
Таблица 2:Доля продукциипредприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь в 1997г.
Отрасль промышленности
Число предприятий-монополистов
Удельный вес предприятий-монополистов
в общем числе предприятий (%)
в общем объеме производства {%)
Вся промышленность
343
14.3
52.2
в том числе
топливная
1
2,5
28.5
Черная металлургия
4
21.1
87.1
цветная металлургия
2
50.0
65.8
химическая и нефтехимическая
33
41.8
94.9
машиностроение и металлообработка
136
21.4
68.7
лесная, деревообрабатывающая и
Целлюлозно-бумажная
35
11.5
35.6
строительных материалов
21
13.4
5 6.
стекольная и фарфоро-фаянсовая
9
60.0
88.7
Легкая
56
12.1
67.3
пищевая
29
59.8
24."
В промышленности республики функционирует более 40единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжальняная товарная), Го­мельскийхимический завод (фосфатные удобрения), Солигорский«Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, чтонаряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в нихсохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически всепредприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большоеколичествооднопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимостивыпускаемойпродукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическаяэффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являютсяотсталыми втехническом отношении и убыточными — в экономическом, находятся в крайне тяжеломфинансовом положении, а некоторые  даже на гранибанкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукциейвследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например,в легкой промышленности — от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%),отсутствиеоборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов онанедостигала и 1%) — таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Правительственные документы по ценовой политике иэкспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности инепредсказуемости перспектив существования.
Так, единственный в республике производитель сухогодетского питания Волковысское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценоваяполитика государства обусловила отсутствиеоборотных средств. Долги предприятия вначале 1999 г. составили 172 млрд.  белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящеевремя оно производит только два. В условияхвысокой инфляции у предприятия естьтолько два пути выживания — рост ценили сокращение предложения (объемовпроизводства).
Принудительноеразукрупнение рыночных монополийв разныхстранах является средством усиленияконкуренции, а в трансформируемойэкономике Республики Беларусьсопровождается усилением монополизма,появлением новых монополистов — производителейпромежуточной продукции, заготовительныхи других. Ликвидация СССР привела кпоявлению монополизма и поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искус­ственного создания  которого — командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемовпоставок, запрет на реализацию сырья иматериалов за пределы определенной территориии т.п.
Разрушение госснабовской системы привело к потере сводной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры,монополизировавшие складское и транспортное хозяйство, информационные базы данных, стали диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, чтосказывается на росте цен.
Условия переходного периода, некоторые негативные результатыпроведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ),региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит еготрансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная,мафиозно-клановаямонополии. Нигде в мире не существует таких структур.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессеприватизации. В настоящее время возникмонополизм денежного капитала ибанковских структур, а также информационный монополизм.
В республике отсутствует рыночная конкуренция в сферематериального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферахтоварного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, междугосударственным и негосударственным секторами экономики, иностраннымиэкспортерами и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показываетнеобходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями иформирования конкурентных отношении путем разгосударствления и приватизации, развитиямалого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличиярынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем[6, с.104-107].
 3.Монополистическая конкуренция иповедение фирмы
Рассмотренные ранее чистая конкуренция ичистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирми корпораций. Большинство изних находятся где-то «посерединке», имея черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Таковойявляется монополистическаяконкуренция, имеющая в основном черты чистой конкуренции, к которым примешивается небольшая доза монопольной власти.
Конкуренция в условиях монополистическойконкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятковпроизводителей,предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическаяконкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополиичисленностьюсубъектов рынка: здесь действует не один, но и не масса продавцов, числопроизводителей продукции умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирмамонополизирует не весь, а часть рынка и имеет поэтому ограниченный контрольнад рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичьсговора по согласованным действиям в области объема производимой продукции и политикицен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг отдруга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много ивлияние каждой отдельно взятойфирмы не может быть значительным.
Независимость каждого субъекта монополистическойконкуренцииопределяется также дифференциацией продукта. Производители в условияхмонополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта за счетразличий качества изготовления, объема оказываемых при продаже товаров услуг, размещения рыночнойточки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта с помощьюрекламы и т.д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клеймакак средство убеждения потребителей в том, ч


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.