ТЕМА 01. Предмет и метод экономической теории
Учебные цели
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1. Конспект лекцииПлан
1. Разитие предмета экономической теории.
2. Метод экономической теории
1.1 Развитие предмета экономической теории
1.1.1. Экономия — наука овоспитании достойных граждан
В развитиипредмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическаяэкономия, экономикс.
Экономия и хрематистика.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве,домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию —хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения.Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, посколькуименно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель,правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающуюроль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился кхрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торговогои ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтомухрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.Схоластика — первый опыт систематизации категорий
В произведенияхсредневековых ученых-схоластов (преподавателей университетов) экономическиепроблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости. Различиезаключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовалис позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианскоевероучение стало важным средством для преодоления характерного для античностипрезрительного отношения к труду.
Экономическиепроблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позицийобщего блага как конечного критерия деятельности людей. В экономии нормативныйаспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — надрациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.
В Х—XIII вв.складывается особый социальный слой феодального общества — горожане.Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставахи городском праве.
1.1.2. Политическая экономия — наука о богатстве
народовМеркантилисты. Становлениекапитализма предопределило возникновение самостоятельной науки — политическойэкономии. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства,а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роликупечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая вполитической экономии, — меркантилизм.
Цельюисследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) были поискиисточников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическаяторговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельнымистранами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активновоздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства.Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственныйинтерес. Протекционистская политика стала выражением временного союзадворянства и торговой буржуазии.
Классическая политическая экономия —философия «рыночного хозяйства». Формирование классической политическойэкономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителямибыли Уильям Петти (1623—1687) в Англиии Пьер Буагильбер (1646—1714) воФранции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем самымсделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источниккапиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отрасльюоставалось земледелие. Поэтому представители французской классическойполитической экономии — физиократы(Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а«чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школыфизиократов Франсуа Кенэ (1694—1774)заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первуюмакроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупногообщественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельныхсобственников, производительным (к которому он относил земледельцев) инепроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных сземледелием).
Распространениемануфактурного и становление машинного производства означали созданиеадекватной материально-технической базы капитализма. Классики политическойэкономии пытаются открыть источник капиталистического богатства уже в сферепроизводства.
Адам Смит (1723—1790) выяснил условияпроизводства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительногоравенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (илиблагоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятсяобщественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Иходносторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так какспециализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки,заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкойобласти». Индивиды становятся полноправными членами общества,необходимыми друг другу благодаря своей специализации. Обмен, в результате,играет двоякую роль: «подключает» отдельных людей к цивилизации иразвивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.
В своемглавном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинахбогатства народов» (1776) А. Смит придавал решающее значение разделениютруда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурныйтруд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительноупрощая их. В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное ивсеобщее, труд отдельного работника и труд вообще. Именно труд вообще,существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашаетисточником материального богатства при капитализме. Стремясь не только проникнутьв сущность капиталистического производства, но и описать внешние формы егопроявления, он дал четыре определения стоимости, что породило многочисленныепротиворечия, которые попытался преодолеть ДавидРикардо (1772—1823).
В центревнимания Рикардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения, что отражается и наопределении предмета политической экономии. Он открыто формулирует экономическуюпротивоположность классов буржуазного общества — капиталистов и пролетариата,что позволило некоторым из его учеников — социалистам-рикардианцам (Т.Годскин, У. Томпсон и др.) — сделать революционные выводы.
Заслуга Д.Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорийполитической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержатьмонистический принцип ему не удалось. Отчасти это произошло потому, что он далдвойственный принцип определения стоимости (трудом и редкостью), отчастипотому, что он некритически заимствовал понятия из обыденной жизни («ценатруда» и т. п.), отчасти из-за того, что он пытался прямо инепосредственно свести сложные категории капиталистической действительности копределению стоимости трудом. В результате возникали противоречия, которые нисам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить. На смену монистическойконцепции Д. Рикардо приходит плюралистическая концепция факторов производства,фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.
Подведем итоги. В отличие отмеркантилистов классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо идр.) искали источник капиталистического богатства в сфере производства. Однаков центре внимания даже лучших представителей классической политическойэкономии был не сам общественный процесс производства, а в основном лишьвнешний его результат — капиталистическое богатство. А. Смит уделял наибольшеевнимание условиям его производства и накопления, Д. Рикардо — распределения,С. де Сисмонди — потребления. По мере того как борьба с феодальной идеологиейуходила на задний план, философия хозяйства вытеснялась практическими рекомендациями.Если А. Смит колебался между эзотерическим и экзотерическим подходами, междутеорией стоимости и теорией цены, то у учеников (Р. Торренс, Дж. Милль, Д. Р.Мак-Куллох) и противников (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н. У. Сениор) Д. Рикардотеория цены вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства —трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций — теоретические абстракции.
От политической экономии — богатства к политической — экономии труда. Попыткарассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была впервыепредпринята социалистами-рикардианцами (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) и болеепоследовательно — К. Марксом и Ф. Энгельсом (учение о двойственном характеретруда, теория прибавочной стоимости).
Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) первоначальноразделяли идеи революционного романтизма. Движение от романтического дуализмак историческому монизму началось у Маркса с критики государства и права. Лишьпостепенно К. Маркс и Ф. Энгельс переходят от критики буржуазной и мелкобуржуазнойидеологии к критике «гражданского общества», порождавшего этуидеологию.
Успехуисследований К. Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная имреволюция в методе исследования. Используя достижения немецкой классическойфилософии, К. Маркс впервые успешно применил метод материалистической диалектикик анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только датькритику предшествовавшей политической экономии, но и поставить перед собойзадачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способапроизводства с позиций рабочего класса.
Важную роль вдальнейшем развитии ортодоксальной марксистской политической экономии сыгралиисследования Владимира Ильича Ленина (1870—1924). Центральноеместо в работах В. И. Ленина 90-х гг. занимает теория товарного производства.Это связано с анализом теоретических концепций экономистов — либеральныхнародников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализимел большое значение для исследования становления рыночной экономики напериферии капиталистического мира. В. И. Ленин показал, что политическаяэкономия изучает не только наиболее развитые страны, но и переходные отношенияот одного способа к другому и даже различные варианты (модели) такого перехода.
Освоениемарксизма в СССР в 20-е гг. вылилось в серию дискуссий по узловым проблемамэкономической теории (о предмете политэкономии, об азиатском способепроизводства, о двойственном характере труда, о законе — регуляторесоциалистической экономики и т. д.). По мере становления и укрепления культаличности «большие дискуссии» прекращаются. Им на смену приходитслепое подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источниковмарксизма, вследствие отрыва от лучших достижений западной экономической мыслии репрессий против отечественных «немарксистов». Самоизоляциясталинизированного марксизма прикрывалась тезисом о нарастающей вульгаризациинемарксистской политической экономии. Неудивительно, что в этих условиях напервый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в ущерб остальным.По мере углубления экономических противоречийпроисходило «закрытие» остроактуальных тем и сужение их эмпирической,статистической базы, что вело в конечном итоге к вырождению практическойфункции политической экономии и упадку ее научного авторитета.
1.1.3. Экономикс — наука о рациональном
использовании ограниченных ресурсов
Неоклассическое направление. Во второйполовине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономическойнауки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общихпринципов политической экономии заменяется исследованием различных проблемэкономической практики, качественный анализ вытесняется количественным.Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, широкоприменяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральноеисчисление. Математические формулы и графики, иллюстрирующие различныерыночные ситуации, становятся органичными элементами экономических сочинений.Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие«политическая экономия» (political economy) вытесняется понятием«экономике» (economics)'. Под экономике понимается аналитическаянаука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких, как земля, труд,капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров иуслуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
Рождениенового термина связано с именем одного из основоположников неоклассическогонаправления — английского экономиста АльфредаМаршалла (1842—1924). В 1890 г. выходят его «Принципы экономики», главнымпредметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены.Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения.
Теориямаржиналистов и Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которуюпытался первоначально лишь ЙозефШумпетер (1883—1950). Уже в начале века он предпринял опыт динамического моделированияразвития капитализма, стремясь показать влияние инновационного процесса наизменение таких важных показателей, как предпринимательская прибыль, капитали процент («Теория экономического развития», 1911).
Кейнсианство. Теория Маршалла фактически абстрагироваласьот деятельности монополий. После кризисов 20— 30-х гг. и особенно Великойдепрессии 1929—1933 гг. не замечать влияния монополий на ценообразование былоуже нельзя. В 1933 г.выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина и«Экономика несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон, в которыхисследуется механизм монополистического ценообразования.
Однакоподлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теориязанятости, процента и денег» ДжонаМейнарда Кейнса (1883—1946). С его именем связано рождение новогонаправления западной экономической мысли — кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроанализа.Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективнойреальности в экономической теории, но и в значительной мере поставилнормативный аспект в зависимость от позитивного. Кейнс отказывается от некоторыхосновных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынкакак идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, неможет обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать егодолжно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политикадолжна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов такимобразом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность впослевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешаннойэкономики и теории «государства всеобщего благоденствия» (welfarestate).
Рис. 1.1. Основныенаправления современной
экономической теории.
С начала 50-хгг. неокейнсианцы (Р. Харрод, Е.Домар, Э. Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамикии прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношениемежду занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция«неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона, пытавшегося органическисоединить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П.Сраффа, Н. Калдор и др.) в 60—70-е гг. сделали попытку дополнить кейнсианствоидеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступают за более уравнительноераспределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мердля эффективной борьбы с инфляцией.
Монетаризм. Монетаризм, как иклассический либерализм в целом, рассматривает рынок как саморегулирующуюся системуи выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику.Особенностью этого направления стало пристальное внимание к денежной массе,находящейся в обращении, которую они считают определяющим фактором развитияэкономики. Главным пунктом критики стали вопросы экономической политики (проблемыинфляции, политики занятости и т. д.). Исходные предпосылки этой критики былисформулированы М. Фридменом в его работах «Очерки позитивнойэкономики» (1953), «Капитализм и свобода» (1962) и позднее внаписанной совместно с Роз Фридменом книге «Свобода выбора» (1979).
Егометодологией является неопозитивизм, пытающийся примирить рационализм иэмпиризм. В основе теории лежит, по его мнению, возникшая в результатесоглашения исследователей абстрактная гипотеза, из которой выводятсяэмпирически проверяемые следствия (предсказания). Если они подтверждаются практикой,то теория считается истинной, если нет, то она отвергается. Посколькупрактические предложения кейнсианцев потерпели фиаско, то должна бытьотвергнута и их теория. Однако подобная участь может постичь и монетаризм, таккак и эта теория напрямую ставится в зависимость от бесконечного числаподтверждений и всегда можно найти противоречащие ей факты. Это тем болеенетрудно сделать, так как многие предпосылки монетаристов носят явнонереалистический характер (совершенная конкуренция, гибкость цен, полнотаэкономической информации, зависимость роста национального дохода от темповроста денежной массы и т. п.). Методологическая уязвимость теории монетаристоввызвала критику как кейнсианцев, так и более последовательных сторонниковклассического либерализма.
Новая классическая экономика. Если вцентре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируютосновное внимание на предложении товаров и услуг. В 70-е гг. сложилось дажеособое направление — «экономика предложения» (А. Лаффер, Дж. Гилдер,М. Эванс, М. Фелдстайн и др.). Для оздоровления экономики, как они считают,необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Сокращениедефицита государственного бюджета будет при этих условиях способствоватьоздоровлению экономики.
Представителиведущего направления новой классической экономики (Дж. Мут, Р. Лукас, Т.Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро и др.) попытались построить более цельную теориюпутем подведения единого микроэкономического основания под анализ макропроблем. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстроприспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональномуиспользованию получаемой информации (теория рациональных ожиданий). Посколькукаждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадаетнеобходимость вмешательства государства в экономику.Теорияобщественного выбора. Этот недостаток пытались преодолеть сторонникисформировавшейся в 50—60-е гг. теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г.Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и др.). Критикуякейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективностьгосударственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципыклассического либерализма и методы маржинального анализа, они активновторглись в область, традиционно считавшуюся сферой деятельности политологов,юристов и социологов. Это вторжение получило название «экономическогоимпериализма».Критикуя государственное регулирование, представители теории общественноговыбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мерна экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
Институционализм. Обострение внутреннихпротиворечий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологическогонаправления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф.Лист, К. Книс, Б. Гильденбрандт, В. Рошер, Г. Шмолер, В. Зомбарт, М. Вебер). Новаяисторическая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) зачрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимостьэмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале.Представители исторической школы определяли национальную (политическую) экономиюкак науку о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении имисредств существования и их использовании.
Доразвертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием;взрыв его популярности в 70—80-е гг. был связан с концепциями«постиндустриального», «информационного»,«сервисного» общества, теориями конвергенции различных социально-экономическихсистем.
На базеинституционализма в конце 60-х гг. возникла «радикальная политэкономия»,представители которой (Г. Шерман, Т. Вайскопф, Э. Хант и др.) в своей критикекапитализма используют ряд теоретических положений К. Маркса.
На вызовтрадиционного институционализма представители неоклассического экономикса(основного течения современной экономической науки) ответили развитиемнеоинституциональных исследований. Неоинституционализм(Р. Коуз, А. Алчиян, О. Уильямсон, X. Демсец, Д. Норт и др.) опирается натрадиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этомсами институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма. Кэтому направлению относятся теория прав собственности, теория общественноговыбора и др.
Классификация современных экономическихтеорий. Палитру современных подходов хорошо отражает классификация,предложенная Б. Кларком (см. рис. 1.2). Она позволяет не только отразитьмногообразие современных подходов, но и отметить точки их соприкосновения ивзаимного перехода: от консервативного направления — через классический исовременный либерализм — к радикальным течениям.
Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно поместитьв двухмерной системе координат (см. рис. 1.2). Несмотря на ограниченностьтакого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точки соприкосновенияразличных, нередко противоположных концепций.
Подведем итоги. В ходе развитияэкономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считалиее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег встрану. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве.Представители исторической школы определяли как учение о повседневнойдеятельности людей. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектикупроизводительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическаяэкономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом ипотреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческогообщества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты инеоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных)ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этомунеобходимость изучения и формирования экономической политики государства;институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Темсамым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем,понять закономерности развития мировой цивилизации.
1.2. Метод экономической теории
Экономическаятеория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом,но и особым методом исследования.
Обычно методисследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себямировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места даннойнауки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познанияпроисходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагаетопределенный метод исследования, а метод формирует предмет.
На разныхэтапах развития в экономической теории использовались различные методыисследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из которыхсохраняют свое значение и в современной науке.
1.2.1.Формальная логика как метод экономического исследования
Что такое формальная логика? Первымметодом, который использовала экономическая наука, была формальная логика.
Формальная логика — это изучение мыслисо стороны ее структуры, формы.
Простейшейкатегорией формальной логики является понятие.Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкоепонятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение — это мысль, в которойутверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи сужденийвыступает умозаключение. Умозаключениепредставляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходногознания получается выводное знание. Наиболее известной формой умозаключенияявляется силлогизм. Он утверждает,что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс,то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету,относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма.
Формально-логические методы и приемыпознания. Анализ — это методпознания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез – метод, состоящий в соединенииотдельных частей в единое целое.
Аналогичныминедостатками обладают и индукция с дедукцией. Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях отчастного (особенного) к общему; дедукция—метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).
Важную роль вформальной логике играет сравнение —метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широкоиспользуется при систематизации и классификации понятий, так как позволяетсоотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия икатегории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, какправило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования.В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.
Аналогия — это метод познания,основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления нанеизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующимобразом. Если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство с, то и В имеетсвойство с. Аналогия — это частный случай индукции. Она играет важную роль ввыдвижении предположений, получении нового знания.
Проблема — это четко сформулированныйвопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.
Постановка проблемывозможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения.Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называютявными, если нет — то неявными. Методы решения проблемы могут быть известнызаранее, а могут быть найдены в процессе работы. В зависимости от того, чтоизвестно (формулировка проблемы, метод ее решения или ответ), можно датьпростейшую типологию проблемных ситуаций (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Типы проблемных ситуаций:
явные и неявные
№
Сформулирована проблема
Метод решения проблемы
Решение проблемы
Название проблемных ситуаций
явные
1
+
+
+
Показательные задачи
2
+
+
-
Типовые задачи
3
+
-
+
Риторические проблемы
4
+
-
-
Классические проблемы
неявные
5
-
+
+
«От правильного ответа – к правильному вопросу
6
-
+
-
«Метод ищет применения»
7
-
-
+
Догматическая теория
8
-
-
-
Софизмы, парадоксы, априори
Первый случайпредставляет собой показательные задачи (известно все — проблема, метод еерешения и ответ). Второй случай — типовые школьные задачи (известно все, кромеответа). Третий случай — риторические проблемы — головоломки. Четвертый случай— это классические научные проблемы. Пятый случай иллюстрирует ситуацию, когдаправильное понимание формулировки проблемы приходит только в концеисследования. Шестой случай соответствует ситуации, когда в экономикеиспользуют методы других наук. Седьмая ситуация иллюстрирует догматическую теорию,обладающую готовыми ответами на все проблемы; восьмая — это софизмы, парадоксы,антиномии.
Принципиальноновому решению задачи способствует постановка проблемы в форме антиномии. Антиномия — это противоречие, вкотором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся наодних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяетотразить противоречивое развитие как реального объекта, так и знаний о нем.Однако с точки зрения формальной логики антиномия неразрешима, посколькуотрицает ее основные законы.
На ограниченностьформальной логики указывает и апория —утверждение, противоречащее практическому опыту.
Постановкапроблемы в форме парадокса (антиномии, апории или даже софизма) способствуетрождению гипотез. Гипотеза — этометод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположенияо возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда,когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.
Научная теория состоит из ядра и защитного пояса(см. рис. 1.3).
Рис. 1.3. Структура научной теории
Ядро — наиболее фундаментальныеположения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируюттеорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром,недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории.Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теорияприбавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитнымпоясом — закон тенденции нормы прибыли к понижению и другие законы.
Гипотезы бывают двоякого рода (см. рис.1.4): основные и «к случаю» (ad hoc). Критика марксистской теорииобнищания пролетариата привела к рождению многих «уточняющих» гипотез.
Сталиразличать абсолютное и относительное ухудшение положения рабочего класса вотличие от абсолютного и относительного обнищания, а абсолютное обнищание«вынесли» за пределы нормально функционирующего капитализма и т. д.
Под доказательством вформальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощьюдругих. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства.Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способадоказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательства. Взависимости от его целей выделяют доказательства истинности и ложности(опровержение); в зависимости от способа доказательства — прямые и косвенные; взависимости от оснований доказательства — теоретические и эмпирические (см.рис. 1.5).
Рис. 1.5. Виды доказательств
Основныезаконы формальной логики (см. рис. 1.6):
1. Законтождества (А=А);
2. Законпротиворечия (А и А, А Л А);
3. Законисключенного третьего (А и А, А V А);
4. Закондостаточного основания.
Закон тождества означает, что каждаямысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание. Он направленпротив расплывчатости и неопределенности в экономическом мышлении. Этот законзапрещает, с одной стороны, тавтологию (когда одно явление называют разнымитерминами), а с другой — подмену одних понятий другими. Закон тождестваориентирует на связь и соподчиненность категорий, четкое разграничение родовыхи видовых признаков.
Законпротиворечия означает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете,взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными.
Закон исключенного третьего утверждает,что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом водном и том же времени, отношении и т. д., одно непременно истинно.
Закон достаточного основания требует,чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которыхбыла доказана ранее. Первые три закона были сформулированы Аристотелем,четвертый закон открыт в XVII в. Г. Лейбницем.
Рис. 1.6. Классификация законов формальной логики
«В логикеее силлогизмы и большинство других правил, — писал Р. Декарт, — служат большедля объяснения другим того, что нам известно,… вместо того чтобы познаватьэто»'.
Применение формально- логических методов вэкономической теори