Вступление.
Конец XIX в. в России сталпериодом бурного экономического подъема. Промышленные предприятия, банки,железные дороги, акционерные общества росли как грибы после дождя. Особеннобыстро поднималась тяжелая индустрия. Темпы роста экономики впечатляли. Удачнаяфинансовая реформа 1897 г. стабилизировала национальную валюту. Казалось,грандиозным успехам не будет конца.
На фоне бурных экономическихдостижений казались незаметными и малосущественными некоторые далеко не лучшиеособенности российской экономики, которые впоследствии сыграли свою зловещуюроль. Российский капитализм второй половины XIX в. был слабо восприимчив кнаучно-техническому прогрессу. Новые машины, станки, передовое оборудованиепроникали в российское производство, но в небольших масштабах, существенноменьших, чем в передовых странах Европы и США. Недостаток техники восполнялсядешевизной рабочей силы, отсюда стремление к созданию огромных предприятий сбольшим количеством рабочих. Так называемая концентрация производства, которуюмногие советские историки считали свидетельством прогрессивности российскойэкономики, на самом деле является результатом технической отсталости.
В России ощущался недостатоккапиталов. Это вело, во-первых, к ускоренному акционированию, во вторых — к широкимзаимствованиям из-за рубежа и привлечению иностранного капитала. Узкийвнутренний рынок сбыта неизбежно требовал больших оборотных средств.Подавляющее большинство российских предприятий держались только на непрерывномкредитовании под небольшие проценты, что в конечном итоге сыграло роковую роль.
Спекулятивные образования долгопроцветали не без помощи банковской системы.
Европа, завороженная чудеснымростом российской экономики, а также высокими дивидендами (15-30 %), охотнодавала кредиты. Банкиры Парижа и Лондона, обремененные избыточными капиталами,предлагали русским займы под фантастически низкие проценты. До поры до времениэти капиталы помогали российской промышленности, но они же ее и развратили,приучив к легким деньгам.
Развязка наступила в 1899 г., иначалось все в Европе. После продолжительного подъема там начался денежныйкризис. Стесненность денежного рынка вызвала необходимость повышения учетногопроцента, который быстро взлетел вверх. Финансовый кризис перерос впромышленный, охватил всю Западную Европу и немедленно переполз в Россию.
Уже в августе 1899 г. европейскийфинансовый кризис привел к резкому сокращению денежных потоков из-за рубежа и ксущественным денежным стеснениям в России. Государственный банк вынужден былподнять учетный процент с 5 до 7. Вслед за этим частные банки из-за трудностейполучения кредита за границей не только увеличили проценты под ссуды, но исократили ссудные операции, учет векселей, стали требовать от предпринимателейскорейшего возврата кредитов. Почти одновременно начинается падение курса акцийна бирже.
Правительственная реакция наначало кризиса была сначала весьма благодушной, но можно подчеркнуть, толькосначала.
Кризис 1900 –19003 гг.
И так, в 1900 г. разразилсямировой экономический кризис, который распространился и на Россию, но здесь егодействие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. Первыеего удары испытали главные отрасли индустрии: нефтяная, машиностроительнаяи др. Закрываются многие предприятия, происходит разорение ремесленников,мелких товаропроизводителей. Заработная плата оставшимся на предприятияхрабочим резко сокращалась. Незначительные уступки, вырванные ранее рабочими укапиталистов в упорных экономических стачках, были теперь обратно взятыкапиталистами.
Промышленный кризис, безработицане остановили и не ослабили рабочего движения. Наоборот, борьба рабочих сталапринимать все более революционный характер. От экономических стачек рабочиестали переходить к политическим стачкам. Наконец, рабочие переходят кдемонстрациям, выставляют политические требования о демократических свободах,выставляют лозунг: «Долой царское самодержавие».
В 1902 г. кризис достигнаибольшей глубины, а в последующее время вплоть до 1909 г. промышленностьпребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразилотрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение. Если в целом промышленноепроизводство в России в период кризиса 1900-1903 гг. сократилось на 5%, апотребление хлопка совсем незначительно — на 0,6%, то выплавка чугунауменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов и вагонов — на 25-37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которыхработало 112 тыс. рабочих. Гибель множества мелких и средних предприятийстимулировала появление в начале 900-х годов монополистических объединений — отпростейших картелей до вполне сложившихся синдикатов.
При этом сохранялись пережиткикрепостничества, которые были коренным источником общей отсталости страны, атакже узость внутреннего рынка.
В начале 900-х годов была найдена организационная форма коммерческойлегализации сбытовых монополий-синдикаты. Они действовали под видом специальноучреждаемого торгового общества, которому его учредители — участникиобъединения передавали право на продажу монополизируемой продукции. В начале900-х годов монополии утвердились во всех основных отраслях российскойпромышленности. В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно внаиболее концентрированных отрас-лях тяжелой промышленности. Но сосредоточениев их руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие навсю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторыеотрасли промышленности, производившие предметы потребления.
Заключение.
Кризис прекращается в 1904 г., но, в отличие от Западной Европы,сменяется не промышленным подъемом, а затяжной депрессией. Лишь с 1909 г. встране опять начинается промышленный подъем.
Кризис 1900-1903 гг. имелглубокие социально-экономические и политические последствия. Он привел кусилению процесса монополизации. В годы кризиса наиболее быстро разорялисьтехнически отсталые предприятия, поэтому процесс модернизации в последующиегоды значительно ускоряется.
Кризис1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращиваниябанков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в периодкризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принималиактивное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихсяпредприятий.
Вмешательство правительства вэкономику вызвало заметное усиление государственно-монополистических тенденций.В послекризисные годы власть вынуждена более внимательно прислушиваться кнуждам российской промышленности.
Достаточно серьезными оказалисьсоциальные последствия. Последовавшая вскоре Первая российская революция вкакой-то мере была приближена и порождена кризисом 1900-1903 гг.
Сам по себе экономический кризис — еще не катастрофа. В рыночнойэкономике это закономерное явление, которое не только устраивает встряску дляэкономики государства, но и может быть стимулом для дальнейшего развития.Однако игнорирование или недостаточный учет причин, приведших к кризису, всегдаимеет самые тяжелые последствия.