Реферат по предмету "Экономическая теория"


Разгосударствление и приватизация 3

--PAGE_BREAK--2. ПОЛИТИКА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1. Итоги разгосударствления и приватизации
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь началось в 1991 году. На первом этапе процесс разгосударствления коснулся, в основном, небольших предприятий.

Второй этап начался с 1993 года после принятия закона “О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь” и ряда других нормативных актов. В 2002 г. началась новая веха белорусской приватизации – акционирование крупных промышленных комплексов. Реформировано 578 объектов коммунальной собственности, в том числе приватизировано 105 объектов и отчуждено 473. Только в концерне «Белнефтехим» в открытые акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия — 29, в Министерстве промышленности — 25, в Министерстве архитектуры и строительства — 7.

За период с 1991 по 2003 год в республике реформировано 3898 объектов государственной собственности. Из общего числа реформированных государственных предприятий 45,8% преобразованы в открытые акционерные общества, 18,6% – выкуплены коллективами работников, 10,6% – проданы по конкурсу и 25 % – на аукционах. Наиболее динамично реформирование осуществлялось в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (свыше 75% предприятий, подлежащих реформированию по отраслям). В агропромышленном комплексе преобразовано 56% подлежащих реформированию предприятий.

В 2003 году реформировано 215 объектов государственной собственности, в том числе: 57 объектов республиканской и 158 — коммунальной собственности. Из них в промышленности — 31; в строительстве – 17; в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании – 74; перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство –79.

За 10 месяцев 2005 года, сообщает пресс-служба Минэкономики РБ, реформировано 14 объектов, в том числе: 3 объекта республиканской и 11 — коммунальной собственности.

С 1991 года по 1 ноября 2005 года в республике реформировано 4069 объектов госсобственности, в том числе 1065 объектов республиканской и 3004 — коммунальной собственности, сообщили в Министерстве. За этот же период реформировано 211 крупных предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек, из них 179 — республиканской собственности. На реформированных предприятиях занято свыше 954 тысяч человек.

Законодательством предусматривается многообразие подходов к реформированию государственной собственности. Иностранные инвесторы обладают равными правами с белорусскими юридическими и физическими лицами.



Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится на рассмотрении проект закона о приватизации. Предлагаемый закон учитывает опыт проведения приватизации стран Центральной и Восточной Европы, России и Украины, разработан с учетом современного положения в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения унификации с российским законодательством.
2.2. Этапы разгосударствления и приватизации
На законодательном уровне цели и принципы разгосударствления и приватизации были сформулированы еще в 1991 г. в «Основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР».

Предполагалось с 1991 г. начать решать следующие задачи:

·                    сформировать основы для экономической свободы граждан;

·                    разграничить функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью;

·                    обеспечить экономическую ответственность товаропроизводителей, адекватную их хозяйственной самостоятельности, повышение на этой основе эффективности и восприимчивости экономики к научно-техническим новациям;

·                    преодолеть монополизм и создать конкурентную среду для эффективного функционирования экономики;

·                    сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий:

·                    расширить сферу использования финансовых средств предприятий и населения для стабилизации денежного обращения.

Государственной программой разгосударствления и приватизации, принятой Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 г., было продекларировано, что приватизации подлежит 2/3 стоимости основных фондов предприятий и организаций, при этом 50 % приватизируемого имущества государственных предприятий передается гражданам Республики Беларусь безвозмездно.

В 1993 г. надлежало приватизировать около 10 %, а в 1994 г. — около 20 % стоимости основных фондов, подлежащих приватизации, т.е. только за 1993-1994 гг. 30 % госимущества подлежало приватизации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Государственную программу в июле 1996 г., необходимо было:

·                    до конца 1997 г. завершить разгосударствление предприятий строительства и строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство;

·                    до конца 1997 г. завершить приватизацию государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

·                    до 1 июля 1999 г. завершить безвозмездную приватизацию.

Анализ исполнения вышеуказанных документов приводит к неутешительным выводам. Спустя 8 лет от начала приватизации, 6 лет после принятия законов о приватизации и Государственной программы, разгосударствлено всего около 26% предприятий. При этом фактически состоялась лишь передача от государства физическим и юридическим лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация, то есть приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, осуществлена в значительно меньших объемах.

Объем разгосударствления и приватизации относительно общего количества государственных предприятий характеризуется следующим образом:

Таблица 1.

№п/п

Республика, область, город

Кол-во государственных предприятий

Разгосударствле-но и привати-зировано за 1991-1998 гг. гг.

% от кол-ва государственных предприятий

всего

в т.ч. респ./коммун.

1.

Брестская обл.

1632

552/1080

424

25,6

2.

Витебская обл.

1920

606/1314

284

14,79

3.

Гомельская обл.

1997

675/1322

457

22,88

4.

Гродненская обл.

1401

438/963

497

35,47

5.

г. Минск

2002

1282/720

623

31,12

6.

Минская обл.

1375

522/853

461

33,52

7.

Могилевская обл.

1663

500/1163

364

21,88

ИТОГО:

11990

4575/7415

3110

25,9

Не достигнуты намеченные Государственной программой объемы приватизации торговли, общественного питания и бытового обслуживания:

Таблица 2.

Наименование отрасли

Необходимо было приватизировать до конца 1998 г.

Кол-во объектов, подлежащих приватизации

Кол-во объектов, приватизированных за 1991-98 гг.

Удельный вес приватизированных объектов, в % .

Торговля

100 %

1420

937

66

Общественное питание

100 %

350

157

45

Бытовое обслуживание

100 %

1031

360

35

Но наиболее драматичная ситуация с безвозмездной приватизацией, которую в соответствии с Госпрограммой необходимо было завершить до 1 июля 1999г.

Таблица 3.

Показатели

Всего по республике

1. Кол-во граждан, имевших право на получение ИПЧ, млн. чел.

7,833

2. Кол-во граждан, получивших сертификаты, млн. чел.

4,872

3. Общее кол-во чеков по выданным сертификатам, млн. шт.

425,327

4. Кол-во использованных чеков, млн. шт.

114,460

5. Остаток чеков на счетах, млн. шт., в т.ч.:

311,957

физических лиц

295,295

6. Коэффициент обеспеченности остатков на счетах

0,27

7. Неиспользованная имущественная квота, млн. чеков

271,944

8. Коэффициент обеспеченности неиспользованной имущественной квоты

0,31



Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения.

Во многом это связано с затянувшимся на три года (1991-1993 гг.) процессом создания правовой основы приватизации государственной собственности. Органы государственной власти в течение того времени не смогли принять и активно донести до населения согласованный порядок и упрощенные процедуры процесса массовой приватизации. Не смогли убедить общественность важности учета фактора времени в столь важном процессе.

В результате, Мингосимушество и другие органы приватизации, не имея поддержки общественности, подвергались яростным нападкам противников рыночных реформ, а приватизация, являющаяся во всех постсоциалистических странах символом перемен, в нашей республике стала предметом нападок.

Из-за неотработанности правовых процедур, разного толкования законов, связанных с разгосударствлением и приватизацией, процесс реформирования госсобственности приостанавливался многократно. Слабо поставленная информационная и пропагандистская работа, недостаточно активное продвижение ярких положительных примеров, дискредитация или непонимание отдельными органами власти самой идеи приватизации создали у общественности негативное отношение к реформированию госсобственности.

Через восемь лет после начала разгосударствления и приватизации, сам процесс преобразований госпредприятий попал в центр замкнутого круга. С одной стороны, кризисное состояние государственного сектора экономики требует его немедленной приватизации. С другой стороны, решительное преобразование госсектора в условиях кризиса крайне затруднено, так как инфляция, усиливаемая скрытой и структурной безработицей, привела к обесцениванию финансовых ресурсов как предприятий, так и населения, что тормозит проведение активной приватизации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка информационной системы средствами СУБД Access
Реферат Способы обучения общеразвивающим упражнениям
Реферат Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова Очарованный странник
Реферат Применение неравенств при решении олимпиадных задач
Реферат Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мотивация и контроль для фирмы "Оптика"
Реферат Пушкин и Ломоносов. Литературно-языковое творчество
Реферат Контроль в обучении младших школьников
Реферат Gay Couples Should Be Allowed To Raise
Реферат Інформаційні технології в журналістиці: вітчизняний І світовий досвід Київ 2002
Реферат Льон-довгунець як екологічно чистий продукт
Реферат Weber And Rationalisation Essay Research Paper The
Реферат Организация биржевых торгов
Реферат Взаємозвязок бюджету й розвитку соціальної сфери регіону
Реферат Леонардо да Винчи - великий художник Возрождения
Реферат Образ матері в творчості українських письменників