Министерство образованияРоссийской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ ИУПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономическойтеории
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
По теме № 5
Выполнила: студентка I курса
Института заочного обучения,
Специальность Финансы и кредит
Группа ФКП41
На базе высшего образования
СТУЛА З.М.
Зачетная книжка № 040055
Новосибирск 2004ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………….……………………………………..…………………………….3
Глава 1.Теоретические основы смешанной экономики ……………….…………...4
1.1.
1.2.Двухсекторная модель смешанной экономики……………..…….……………..….8
Глава 2. Исследование особенностей экономикиШвеции………………….....12
2.1.Характеристика частного сектора..………………………….…...…………………12
2.2. Особенностигосударственного сектора…………………….…………..………….14
2.3.Характеристика кооперативов……………………………….…….…….…………16
Глава 3. Характеристика Шведской модели………………………………....…18
3.1. Понятие«Шведская модель»…………………………………..…………..……..…18
3.2. Становлениешведской экономики………………………………..………………..21
Заключение……………..……………………………………………………..…………27
Списоклитературы…………….…………………….………………………………....28
Введение
С началом реформ в нашей стране усилилсяинтерес к так называемой шведской модели экономики. Собственно, это вполнеобъяснимо: шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения,найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных сдифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста,адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швециивозникли и получили развитие «политика полной занятости», «солидарнаясистема зарплат». На протяжении десятилетий там не было крупныхзабастовок, отсутствовала массовая безработица. В этой стране вообще многоеделалось впервые: отказались от конвейерного производства, передали принятиерешений на «низовой» производственный уровень и др.
Однакодаже сторонники «шведской модели» отнюдь не всегда четко представляютсебе, что она означает на практике. Попытаемся в какой-то мере восполнить этотпробел.
В первой главе я попыталась раскрыть понятие «смешаннаяэкономика» вообще и роль государства в смешанной системе хозяйствования. Далеедля более полного выяснения, какой же должна быть степень государственноговмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной экономике,идет описание двухсекторной модели смешанной экономики.
Во второй главе я рассмотрела составляющие смешанной экономики Швеции: частную, государственнуюи кооперативную формы собственности.
Что на сегодняшний день мы понимаем под термином «Шведскаямодель». Этому я посвятила третью главу своей курсовой работы. Для чего мывникнем в историю экономики Швеции и ее достижения на сегодняшний день.
Взаключении я делаю вывод об эффективности и целесообразности смешанной моделиэкономики.
Глава1. Теоретические основы смешанной экономики
1.1. Понятие «смешанная экономика»
Термин«смешанная экономика» насколько был запретен в советский период, настолько же активно приобретает права гражданства насовременном этапе общественногоразвития. Причем этот термин нередко используется не по назначению. К примеру,присутствуя в названии журнальной статьи, он не упоминается в тексте. Длядругих смешанная экономика — синоним переходной экономики, а теперь и транзитной.Для третьих смешанная экономика – это «разнообразие и взаимодействие формсобственности»'. Для четвертых – «экономика переходного периодахарактеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмови состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в силучего ее можно назвать смешанной”. Это перечисление можно продолжать, но дело нев перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемогоявления, где, прежде всего надо выявить его содержательные основы. Решение этойпроблемы мы видим не в отвержении накопленных знаний,приклеивая им различные ярлыки, и не в приукрашивании модными терминами иливзглядами.
Авторы отдельных теорий формирования смешанной экономикивыводят ее из следующего положения. „В развитых странах складываетсясмешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация“. Можно былобы согласиться с приведенным последующими положениями, но понятие “смешаннаяэкономика” – не порождение только сегодняшнего дня. О смешанной экономикеначали писать ровно 100 лет назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Дляних основой высказывания о формировании смешанной экономики послужиланаметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскуюдеятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такойосновой служит “… многосложность системы экономических интересов и наличиеальтернативных вариантов их реализации на базе высокой технологичности,гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализациипроизводства». Авторы этих строк, как и А. Шеффле, А. Вагнер, А.Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностей функционированияобщественного производства, а из внешней видимости. Соответственно ирекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный,разноплановый характер, который не имеет логической последовательности,генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторыразличных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в«разрешении общественных и частных интересов», в «сочетаниигосударственного и частного начала», в “государственной и частной собственности".Но что движет и подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у нихнет. Более того, некоторые авторы считают, что «содержание формированиярыночной экономики смешанного типа нацелено… на более эффективную социально-экономическуюсистему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную».Здесь желаемое выдано за действительное и наворочено в такой степени, что видимонадо сначала разбираться в содержании терминов, а затем переходить ксодержательной части цитаты.
Как показывает практика,рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество оттоварного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономикане может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которыеневозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основе. Это,во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетическойсистемы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услугидолжно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственногобюджета за счет налогов и других платежей.
Совершенно ясно, чторынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающийплатежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть ихзаключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имееткроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют наблагосостояние других членов общества. В качестве примера можно привестивнешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпаниемприродных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственныйоборот, диспропорции в производстве и пр.
Регулирование внешнихэффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействиявнешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов черезгосбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешнихэффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатацииприродных ресурсов и т.п.
Таким образом,корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсеможет ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся вовнешних эффектах.
Особого внимания требуетеще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Этосоциально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд.Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономикис полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить«полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однакоэффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальныхвыплат, людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществлениепрограмм по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.
Очевидна необходимостьгибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования,которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднегообразования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения нарабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политикеШвеции одна из главных целей — полная занятость успешно достигается посредствомразличных правительственных программ.
Без активноговмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других проблем,которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционныепроекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерностьрегионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.
Итак, для смягчения илинейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организациипроизводства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование(корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороныгосударства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны длябольшинства современных государств.
Хозяйственная система, вкоторой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами спомощью рыночного механизма и государственного регулирования получила названиесмешанной экономики.
Наданный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства странмира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимаютнекое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и команднойэкономикой. Но обычно страна больше придерживаетсяпринципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других системприсутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Наличиеразных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями техили иных стран.
Взависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можновыделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная (американская). Для нее характернаприоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономикучерез законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержкутех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
Японская модель. Представляет собоймодель регулируемого корпоративного капитализма
Шведская модель: В ее основе лежат рыночные отношения наконкурентных началах с активным использованием государственного регулирования,что составляет экономический базис шведской модели. Её более подробнорассмотрим в следующих главах.
В условиях рыночнойформы организации производства основными принципами, создающими предпосылкидля эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность,свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.
Неотъемлемой частьюструктуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частнойсобственности, является государственная собственность.
Исторически во многихстранах государственный сектор включает объекты транспортной системы,сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, сдругой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования.Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» можетбыть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятиягосударственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышенияэффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другимицелями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.
Так, например, расходына образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикойв значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образованияи здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности илиотдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодноподдерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступностьэтих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышениюэффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономическиеоснования передачи части сферы здравоохранения и образования в государственноеуправление и финансирование.
Принципиально вопрос онеобходимости государственного сектора решен теоретически и практически.Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такиегосударства как США и Япония располагают небольшим государственным секторомсконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданныхключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкаястимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности ипредпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности заиспользование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этихгосударствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: тамконсолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупныхресурсов страны, государственные расходы достигают 62 % валового национальногопродукта [2].
Структура экономики врассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, втом числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессыприватизации государственных предприятий, наиболее активно — в Англии,Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности — в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношениеэффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельностиприватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.
Сами по себе собственность и свобода выбора — необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий.Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно),обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использованияресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ илиуслуг.
Поэтому государственное регулирование обязательнымэлементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономикевысокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике роль государственногорегулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основнымнаправлениям.
Во-первых, путем воздействия на предприятия:обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующихотношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаевзащита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий,различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развитияотдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменитьструктуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых, государственное регулированиенаправлено на более равномерное распределение ресурсов общества междуотдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств вовремени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периодыбезработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, какфактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов вэкономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.
Наконец, важной функцией государства являетсястабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции,порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование предпринимательскойдеятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из нихявляется налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства наэкономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания ифункционирования предприятий государственного сектора.
Но тут встает справедливый вопрос: какая же должнабыть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство ирынок в смешанной системе хозяйствования.
На этот вопрос ответ можно получить исходя изконцепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания«рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественногопроизводства.
1.2. Двухсекторная модель смешаннойэкономики.
Из раздела 1.1 следует, чтосмешанная экономика имеет вид двухсекторной модели: видимый сектор – «рыночной»(«частный», «предпринимательский»), и невидимый – «нерыночный» («общественный»,«государственный»), в совокупности ипредставляющее двойственное (рыночно-нерыночное) строение современной экономики, приобретающей в силуэтого «смешанный» характер.
Рыночный сектор экономикисхематически представлен «левой» частью графика равновесной цены (рис.1). Егоусловием является обязательное превышение «цены спроса» над «ценой предложения»(что гарантирует производителю превышение доходов над расходами).
P
K
A равновесная цена E
0 Q (d, s)
D
Рис.1. Модель рыночного сектора экономики
Модель рыночного секторасмешанной экономики можно получить следующим образом: начнем выводитьустремляющиеся навстречу друг другу линии спроса и предложения (из точек Ки О соответственно), — но только до точки их пересечения (Е). Именно эта ситуация и представлена нарис.1. «Рыночным» этот сегмент (ОКЕ)графика делает то обстоятельство, что онстрого соответствует главному, существенному признаку рынка, суть которого втом, что – сфера доходного предпринимательства (индивидуального иликорпоративного).
Рынок не может быть«недоходным», он может быть убыточным, — рынок по определению может быть толькодоходоприносящим. Добровольно участвующиена рынке частные субъекты – индивиды и корпорации – не могут позволить, чтобыих расходы были выше их доходов. Строго говоря, рынок по определению естьчастнодоходное предпринимательство. На графике равновесной цены такоедоходное предпринимательство возможно и обеспечено только при объеме производствав пределах OD,т.е. в пределах превышения любой из возможных «цен спроса» (отрезок КЕ)на линии спроса любой из возможных «цен предложения» (отрезок ОЕ) на линии предложения. Идействительно, взглянув на график, не трудно убедиться в том, что все возможные цены спроса расположены в диапазоне АК,тогда как все возможные цены предложения расположены в диапазоне ОА.
Итак, экономическая сущность и«доходное» строение модели рыночного сектора очевидна. А какова жемодель нерыночного сектора?
Из графика однозначноследует, что переход объема производства(и потребления) за точку Dоткрывает новое (ещё точнее – альтернативное)соотношение «цен спроса» и «цен предложения»: теперь любое увеличение объемапроизводства (и потребления) приводит к нарастающему превышению любой «ценыпредложения» над любой «ценойспроса» (т.е. расходов – над доходами),что экономически обессмысливает частнопредпринимательскую деятельность. Именнопоэтому нерыночный сектор экономики и представлен «правой» частью графикаравновесной цены (см. рис. 2).
Р
Е
Q (d, s)
D C
Рис. 2. Модельнерыночного сектора экономики
Однако эта правая часть можетбыть обнаружена только при принятии всех изложенных выше посылок, образующихметодологию экономического анализа рынка, т.е. методологию признанияприоритета «потребности» — по сравнениюсо «спросом», и приоритета «экономики» — по сравнению с «рынком». Этим объясняется та удивительная, на первый взгляд, загадка,почему на графике равновесной цены странным образом весь предшествующий периодотсутствовало графическое представление неплатежноспособной части потребности, а в результате – отсутствовал и анализ «неспросовой» части потребности.Впрочем, загадка крайне простая, — там, где нет превышения цены спроса надценой предложения, не может быть и рынка, а там, где отсутствует рынок,отсутствует и участливый интерес «рыночника».
Действительно, условиевозникновения «нерыночного» сектора экономики противоположно условиювозникновению рыночного сектора – функция нерыночного сектора экономикизаключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения «цены предложения»над «ценой спроса» (т.е. в ситуации превышения расходов производителя над его доходами). Понятно, что подобная ситуация, исключающаявозможность получения дохода, означает невозможность и частного доходногопредпринимательства. Потому-то нерыночный сектор экономики кажется «рыночникам»фантастикой, будучи сферой недоходного, убыточного производства.Теперь ничто немешает нам построить уже целостнуюмодель смешанной экономики как «двухсекторногопроизводства» (Приложение 1), необходимо объединяющего «рыночную» и «нерыночную» формы его организации. Действительно, график, представленный на рис.1. соответствует требованиям доходного предпринимательства (здесь, по условиямграфика, доход обеспечен изначальным превышением цен спроса над ценамипредложения); и наоборот, — график, представленный на рис. 2 соответствуеттребованиям убыточного производства (здесь, по условиям графика, ценыпредложения изначально выше, чем цены спроса). Нетрудно также заметить, чтоисходная точка графика 2 (Е– точка равновесия) есть конечная точка графика 1. И это неслучайно: экономическая практика знает только одно состояние предпринимательства– «доходное». Невозможен доход – невозможен и рынок. Объеденив обе рассмотренные — рыночную и нерыночную – модели в рамкаходного графика, мы и получаем обобщенную модель устройства современной экономикикак экономической системы смешанного(двухсекторного) типа. При этом под«смешанностью» современной экономики следует понимать неизбежность и необходимостьсочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально-потивоположных форморганизации общественного производства – «рыночной» и «нерыночной».
То есть долженсуществовать особый баланс: с одной стороны — между величиной расходов, необходимыхдля удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком «такназываемых «классических товаров», и с другой стороны — между величинойрасходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемыхисключительно государством (так называемых «общественных благ»). Представленнаяграфическая модель смешанной экономики носит абстрактный характер, но даетпонять ее суть.
Конкретная экономика конкретной страны имеет своипроблемы, но логика смешанной экономики едина, это:
1. насколько увеличивается рыночный сектор,настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственныйсектор;
2. насколько эффективен финансовый потенциалрыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;
3. процесс приватизации (в том числе иземли) будет в стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весьгосударственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного [1].
Приложение 1
Глава 2.Исследование особенностей экономики Швеции
Атеперь более подробно рассмотрим смешанную экономику Швеции. Под смешаннойэкономикой Швеции понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основныхформ собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих формзаняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических исоциальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведскихкомпаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу.
На частныепредприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8%работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждыйпо 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативногопочти не менялся с 1965 г. Кроме этих трех форм собственности существуетмножество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащиепрофсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
Заметим:хотя «общественный» сектор, охватывающий предприятия и учреждения,находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточновелик, определяющим является частный.
2.1.Характеристика частного сектора
Ведущуюроль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал,доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего вобрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит измелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель,собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированныена фондовой бирже.
За последниедесятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения.Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) ичастным индивидуальным лицам — с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время какстраховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числегосударственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился — с 53% в1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров — с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. — вследствие прежде всеговысоких ставок налогов на доходы исобственность.
Таким образом, институциональнаясобственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20крупнейших владельцев портфелей акций — учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых,инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческойдеятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввелипринадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, ачасто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирмуили ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании.
Некоторыекрупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничествафирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этомуспособствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж иприбылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво” — значительную часть “Фармасия” и “Стура” — “Суидиш мэтч”.
Вместес тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется каксокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрымростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акцийпосле создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбереженияв этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговыесубсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с налоговна свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам иприросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была отменена, ноостальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды приходилось6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
Впоследние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранныеинвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций.Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейскихфондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желаниемобеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу заграницей.
ЭкономикаШвеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала имонополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятыхсвыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а намелких (до 50 человек) — 17%. При этом рост концентрации проявляется преждевсего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых,капиталовложений и экспорта Швеции.
В последние годы роль ведущих шведских компанийв мировой экономике возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканскихпромышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантовкапиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво”уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер одинкапиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленныефирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.
Вэкономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна втаких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников(СКФ), автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенскастоль”), электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая ицеллюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производствоспециальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
ВШвеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы.Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее времяв Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятойв шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущиечастные коммерческие банки страны — “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенскахандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходитсвоего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьейфинансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны — автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующуюдо 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входятсемейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди