Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Научно-технический прогресс и экономический рост

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………..2
Понятие экономическогороста…………………………………….3
Типы экономическогороста………………………………………..3
Факторы экономическогороста……………………………………4
Государственное регулированиеэкономического роста………....6
Качество жизни и экономическийрост…………………………....7
Стадии экономическогороста……………………………………...9
Экстенсивный и интенсивный типыэкономического роста.
Типы научно-техническогопрогресса (НТП)…………………....11
ВнедрениеНТП…………………………………………………….13
Методы регулирования…………………………………………....13
Механизм стимулированияНТП………………………………....17
ФинансированиеНТП……………………………………………..18
КредитованиеНТП………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………....23
Список использованнойлитературы ………………………….....25
 
 
Введение
Научно-техническийпрогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономическогоразвития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связываетсяс  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливоотметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс,объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Онсостоит в получении новшества и простирается от  зарождения идеи до еекоммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений:производства, обмена, потребления.
В этихобстоятельствах инновация изначально нацелена на практический  коммерческий  результат. Сама  идея, дающая толчок, имеетмеркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученныйуниверситетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленностиинновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистическихкомпаний.
Инновация  есть скорее экономический и социальный,нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим.Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
Инновация может бытьопределена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство — то есть какизменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминахспроса и предложения, — как изменения в ценности и удовлетворённости,получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в ихиспользовании).
Таким образом,предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательствоосновывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения- вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества иособенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего,а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателямистоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематическойоснове.
Систематическаяинновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске измененийи в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут датьдля экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующиеизменения, или источники инноваций:
Неожиданное событие,которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
Несоответствие междуреальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и воценках людей;
Изменениепотребностей производственного процесса                            
Изменения вструктуре отрасли или рынка;
Демографическиеизменения;
Изменения ввосприятии и в ценностных установках;
Новые знания,научные и ненаучные
Мало существуеттехнических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такимиизобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквальнопреобразила всю сферу торговли.
Возвышениепотребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численностинаселения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста иэффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемыхполезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сампо себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличенияпроизводства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, засчет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добитьсявременного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатацииресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономическийрост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью исоциальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированныхцелей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости итравматизма; повышения уровня образования и культуры; более полногоудовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальнойстабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащихразличий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающейсреды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Понятие экономического роста
    Экономический рост – это обобщающий показатель развития человеческогообщества. Он свидетельствует о затратах труда и его производительности, ростеблагосостояния отдельных людей и общества в целом. Экономический рост – этосоставляющая экономического развития, выражающаяся в количественном увеличениивалового национального продукта (ВНП).
    Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными     способами: как увеличение реального ВНП занекоторый период времени или  как  увеличение   реального ВНП за  некоторый  период времени на душу населения. Использоваться могут оба определения.  Например, если в центре  внимания находятся  проблемы  военнополитического потенциала, болееподходящим представляется первое определение. Но при сравнении жизненногоуровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным
является второе  определение. Так, ВНП  Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии,однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более  чем в 60 раз.
Категория экономического роста является важнейшейхарактеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах.Экономический рост- это количественное и качественное совершенствованиеобщественного продукта за определенный период времени. Экономический ростозначает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решениепроблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение болееширокого круга потребностей человека.
В самом общем виде экономический рост означаетколичественное и качественное изменение результатов производства и его факторов(их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличениипотенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастанииэкономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумявзаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реальногоВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическимпоказателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП впроцентах.
Проблемы экономического роста занимают в настоящеевремя центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителямиразных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производствапозволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любаяхозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческихпотребностей.
Типыэкономического роста
Принято различать экстенсивный и интенсивный типэкономического роста.
В первом случае увеличение общественного продуктапроисходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечениев производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства),земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так,распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновыхкультур, вовлечение все большего и большего количества рабочих длястроительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочныхкомбайнов- все это примеры экстенсивного пути увеличения общественногопродукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается засчет количественного роста численности и квалификационного состава работников иза счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленногооборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остаетсяпрежним.
При интенсивном типе роста главное- повышениепроизводственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторовпроизводства, хотя количество применяемого труда, капитала и др.можетоставаться неизменным. Главное здесь- совершенствование технологиипроизводства, повышение качества основных факторов производства. Важнейшийфактор интенсивного экономического роста- повышение производительности труда.Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ-производительность труда, П- созданный продукт в натуральном или денежном выражении,Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).
Интенсивный тип экономического роста характеризуетсяувеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использованииболее эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабовпроизводства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершеннойтехники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов,повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышениекачества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
В условиях научно- технической революции,развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западныхиндустриальных странах становится интенсивный экономический рост.

Факторыэкономического роста
Экономический рост можно оценить с помощью системывзаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и егофакторов.
В условиях рыночной экономики для обеспеченияпроизводства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитали земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Yесть функция от затрат труда (L), капитала (K), иприродных ресурсов (N):
Y=f(L, К,N)
Для характеристики экономического роста используетсяряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельныхфакторов производства.
В экономической теории принято выделять факторы,лежащие как на стороне совокупного предложения. К последним относятся:
а) количество и качество природных ресурсов;
б) количество и качество трудовых ресурсов;
в) объем основного капитала;
г) уровень научно- технического прогресса(технология).
От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшегонационального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечиватьполную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам,связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов.
Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этотфактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако частьнаселения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, кней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работатьобразуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силывыделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найтиработу. Так, в США занятые составляют 46% всего населения (252,6 млн. чел.) в1991 году.
Однако изменение затрат труда числом занятых не вполной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точнымизмерителем затрат труда является показатель количества отработанныхчеловеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличениезатрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения,от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения ит.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия втемпах и уровнях экономического развития.
Наряду с количественными факторами важную роль играеткачество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. Помере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышениепроизводительности труда, что способствует повышению уровня и темповэкономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширятся безкакого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счетповышения качества рабочей силы.
Другим важным фактором экономического роста являетсякапитал- это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включаети жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг,предоставляемых домами.
Фабричные здания и конторы с их оборудованием являютсяфакторами производства, потому что работники, вооруженные большим количествоммашин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свойвклад в производство.
Затраты капитала зависят от величины накопленногокапитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чемвыше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размерыкапиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов-чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличениякапитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США истранах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в такихстранах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопленияначался сравнительно недавно.
При этом следует иметь в виду, что объем основногокапитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, являетсярешающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если заопределенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочейсилы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать,так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.
Важным фактором экономического роста является  земля, а точнее, количество и качество природныхресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов,наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия,значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вкладв экономический рост страны.
Однако наличие обильных природных ресурсов не всегдаявляется самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страныАфрики и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, нодо сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что толькоэффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.
Научно-технический прогресс является важным двигателемэкономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующихсовершенствование процесса производства. Научно- технический процесс включает всебя совершенствование технологий, новые методы и формы управления иорганизации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новомукомбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективногопроизводства становится основным фактором экономического роста.

Государственноерегулирование
экономическогороста
   Государствоиграет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотретькакие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулироватьэтот процесс.
   1. Кейнсианцырассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторовспроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечиваютнеобходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента(политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственныхрасходов и потребления, с тем  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводилк инфляции.
   2. В  противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения” делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциалэкономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как ксредству, стимулирующему  сбережения икапиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет кувеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходнымналогом суммы, идущие на  выплаты  по процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированиюсбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога напотребление в качестве  полной иличастичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребленияи стимулировании сбережений. В  отношениикапиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменитьналог  на прибыли корпораций, в частностипредоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерносказать, что кейнсианцы уделяют больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержаниювысокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие отних, сторонники “экономики предложения” отдают  предпочтения долгосрочнымперспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного продукта  при полной занятости иполной загрузке производственных мощностей.
   3.Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют идругие возможные методы стимулирования  экономического роста.Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную  политику,посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямуюактивную роль в формировании структуры промышленности для поощренияэкономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитиевысокопроизводительных  отраслей испособствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также могло бы увеличить  свои расходына фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя техническийпрогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышениюкачества рабочей силы и  росту  производительности труда.
При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста большинство  экономистов едины втом, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростойзадачей, — капиталоемкость и склонность к  сбережениям нелегко поддаются мерамрегулирования.
Графически(рис.1.1) экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправокривой производственных воз­можностей. Этот сдвиг означает, что растетспособность экономики производить товары и услуги. Однако экономика может и нереализовать все свои возможности, если не будут полностью заняты ее ресурсы(труд, физический капитал и др.), т.е. графически экономика будет «действоватьвнутри треугольника ОАВ». Чтобы оставаться на кривых АВ и CD, совокупный спрос должен увеличиваться быстро и пол­ностьюиспользовать производительную способность расту­щей экономики.
Экономикане будет действовать на кривой производствен­ных возможностей также и в томслучае, если какой-либо из ее ресурсов не будет эффективно распределен, т.е.задейство­ван там, где он наиболее продуктивен и полезен.

Рис. 1.1 Экономический рост и кривая производственныхвозможностей
Еслиэкономика должна действовать на постепенно смещаю­щейся вправо кривойпроизводственных возможностей, ее ресурсы должны быть полностью заняты иэффективно разме­щены. Для устранения неполной занятости фискальная и де­нежнаяполитика должны стимулировать достаточно быстрый рост совокупного спроса, чтобыиспользовать растущую про­дуктивность экономики. Темп роста совокупного спросаи эко­номический рост взаимосвязаны. Если этот темп будет недос­таточен, тоснизится занятость ресурсов, возникнет недогрузка мощностей и частьинвестиционных товаров не будет произве­дена. А не произведенные сегодняинвестиционные товары зав­тра не смогут произвести потребительские товары. Принедостаточном темпе роста совокупного спроса экономика будет дей­ствоватьвнутри кривой производственных возможностей .
    По мнению многих современных учёных, экономический рост в наши днидостигается в основном за счёт интенсивных факторов (научно-техническийпрогресс (НТП), повышение квалификации рабочей силы и.т.д.).
 
 
Качество жизни и экономический рост
     Икейнсианцы, и неоклассики давали рекомендации, направленные, в основном, наколичественное увеличение экономического роста. Однако, для того, чтобыобъективно исследовать такой сложнейший процесс, как экономический рост,количественных показателей явно недостаточно. Следует их дополнить системойкачественных параметров. К последним
относится т.н. «качество жизни» — совокупностьсоциальных, культурных и моральных ценностей, дающих человеку возможность житьв гармонии с окружающим миром и с самим собой. Основными составляющими качестважизни являются:
•улучшение материального благосостояния населения;
•увеличение свободного времени как основы гармоничногоразвития личности;
•повышение уровня развития отраслей социальнойинфраструктуры;
•рост инвестиций в человеческий капитал;
•обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
•социальная защищенность безработных инетрудоспособных;
•поддержание полной занятости в условиях растущегообъема предложения на рынке труда.
Следует отметить, что между качеством жизни иколичественными поеазателями экономического роста существуютпротиворечия.Например, повышение продолжительности рабочего дня и связанное сним снижение свободного времени хоть и ведут к экономическому росту, но, в тоже время, снижают качество жизни. Кроме того, нельзя забывать, что человечествоне имеет морального права приобретать материальные блага за счёт хищническогопотребления природных ресурсов, производства наркотиков, порнографическойпродукции и.т.д… Нельзя забывать о цене, которую мы платим за экономическийрост. С ростом промышленности растёт и количество отходов, выбрасываемых вокружающую среду. НТП превратил людей из творцов в придатки машин, кроме того,его темпы порождают неуверенность в собственных знаниях, которые могут оченьбыстро оказаться устаревшими.
Мывидим, что существуют как «за», так и «против» экономического роста. Какоерешение должно принять человечество в сложившейся ситуации? Воспользуемсяаналогией. Образно нашу планету можно уподобить кораблю, попавшему в туман воткрытом океане. Для тех, кто имеет в своем распоряжении каюты «люкс» и большиезапасы продуктов (развитие страны), разумно приостановить плавание и дождаться,пока туман рассеется. Те же, кто не имеет ничего и ютится на палубе(слаборазвитые страны), рискуют из-за такой остановки просто не доплыть доберега. Поэтому, если развитые страны не стремятся к максимальномуэкономическому росту, (оптимальными считаются невысокие(2-3 %в год), но устойчивые темпы) то для слаборазвитыхстран значительный экономический рост жизненно необходим.
     Таким образом, мы видим, что экономическийрост является одной из важнейших характеристик экономического развития,обеспечивает материальное благосостояние как страны в целом, так и отдельныхграждан. Экономический рост может осуществляться интенсивным и экстенсивнымпутём. Первый является более предпочтительным для высоко развитых стран, таккак позволяет увеличивать производство, не используя дополнительных ресурсов ине ухудшая экологию. Экстенсивный способ более приемлем для развивающихся странс низким уровнем технологий, большим количеством ресурсов и дешёвой рабочейсилой.
     Как основные модели экономического ростарассматриваются неоклассическая и кейнсианская, во многом противоречащие другдругу. Очевидно, что использование той или иной модели должно зависеть отконкретных условий, в которых находится государство.
     Несмотря навнимание, уделяемое проблемам экономического роста, многие задаются вопросом осамой его необходимости. Против экономического роста выдвигаются различныеаргументы: загрязнение окружающей среды, исчезновение творческого труда и.т.д.,однако необходимо признать, что человечество не может двигаться по путирегресса и, соответственно, неможет отказаться от экономического роста.
 
 
 
Стадии экономического роста
В экономической теории существуют различные концепцииделения общества на стадии роста.
 Сутьформационной теории, разработанной К. Марксом и его последователями, кратко можетбыть сведена к следующему: производительные силы, существующие на определенномэтапе развития, и производственные отношения общества находятся в единстве ивзаимодействии. Это единство выражается понятием «способ производства». В своюочередь производственные отношения выступают как базис (основа) для действующихинститутов политической власти, господствующей в обществе морали и теологии,принципов организации национальных, семейных и прочих общественных отношений.Все эти отношения и институты в целом образуют понятие «надстройка».
Способ производства в единстве с надстройкойсоставляет общественно-экономическую формацию. В качестве таковых К. Марксомбыло выделено пять:
•первобытная;
•рабовладельческая;
•феодальная;
•капиталистическая;
•коммунистическая формация.
Исторический ход развития общества представляет собой последовательнуюсмену формаций. Движущей силой перехода от одной формации к другой являетсяобострение в рамках единства производительных сил и производственных отношенийпротиворечия между ними. Суть противоречия состоит в том, что производительныесилы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Когда отставаниестановится значительным, количественные изменения переходят в качественные ипроисходит скачок в производственных отношениях: они резко изменяются для того,чтобы открыть простор для развития прогрессивных производительных сил.(9) Всвою очередь качественное изменение производственных отношений обусловливаетнеобходимость перестройки всей надстройки общества. Смена формации происходитреволюционным путем: старая система разрушается и создается новая. Тем самымвосстанавливается соответствие производительных сил и производственныхотношений.
Таким образом, в ходе исторического развитияпроисходит отрицание более прогрессивной и динамично развивающейся сторонойспособа производства (производительными силами) менее прогрессивной стороны–производственных отношений, С этих позицийрассматривается, в частности, историческая судьба рыночной экономики. Дляпервобытного общества как исторически первой из существующих формаций присущеобъединение производителя и потребителя в одном лице в силу неразвитостиразделения труда в обществе. Поэтому здесь рыночные связи носят характерслучайного обмена излишков добытых продуктов. По мере развития разделения трудапроисходят изменения в отношениях собственности: на смену общинной приходитчастная и развивается обмен. Поскольку основой производства является ручнойтруд, объектом частной собственности первоначально становятся сами работники,что приводит к возникновению рабовладельческого общества.
Аналогично прослеживается преобразованиерабовладельческого общества в феодальное, феодального–в капиталистическое. Затем делается вывод, что наопределенном этапе капитализма в результате постоянного усиления концентрациипроизводства создаются производительные силы, обобществленные в масштабахнациональной экономики, о чем свидетельствует формирование гигантскихкорпораций, монополизирующих отраслевое производство. Монополия ведет к стагнациипроизводительных сил (отсутствует конкуренция, заставляющая монополистовснижать издержки производства и внедрять достижения НТП) и одновременно создаетметоды управления, позволяющие регулировать хозяйственную деятельность отраслив масштабах всей страны. Поэтому налицо, во-первых, необходимость ликвидациимонополии, мешающей развиваться производственным силам, во-вторых, возможностьиспользования созданного ею аппарата, принципов и методов управления винтересах всего общества. Необходимость и возможность на определенном этаперазвития общества неизбежно должны превратиться в действительность путемотрицания, т. е. обобществления частной собственности на средства производства,которая при переходе от первобытного общества к рабовладельческому сама являласьотрицанием общественной собственности. В результате такого отрицания должносформироваться коммунистическое общество, базирующееся на общенароднойсобственности и непосредственном (нерыночном) обмене продуктами труда иуслугами. Тем самым завершается на качественном уровне спираль общественногоразвития. По логике за данной стадией должна последовать новая спиральразвития, начинающаяся с отрицания коммунистического общества, но этот процессв марксистских концепциях формационного общества не рассматривался.
В социальном плане историческое развитие приформационном подходе характеризуется как борьба между основными субъектамиобщества, в качестве которых рассматриваются классы–капиталисты, наемные рабочие, крестьяне.
 В основеделения исторической эволюции на стадии, по мнению У. Ростоу, лежатпринципиальные различия трех основных обобщающих характеристик: уровня развитиятехники; нормы накопления темпов экономического роста; уровня потребления. Всоответствии с качественным различием этих характеристик У. Ростоу выделил пятьстадий экономического развития:
     1) Традиционное,или классовое, общество. Для него типичны преобладание сельского хозяйства,деление общества на классы (по Ростоу, понятие «классы» идентично замкнутым,разобщенным кастам), статическое равновесие в экономике, низкая норманакопления, невосприимчивость производителей к НТП и высокие темпы ростанаселения. Сочетание низких темпов экономического роста и, напротив, высокихтемпов роста населения ведет к падению реальных доходов на душу населения. Поддавлением этой негативной тенденции постепенно происходит стабилизациячисленности населения и уровня доходов.
     2) Стадиясоздания условий для разбега. Она характеризуется медленным, постепеннымсозданием условий для некоторого повышения эффективности производства и темповроста экономики.
     3) Стадияразбега. Ее отличительной особенностью является повышение нормы накопления внациональном доходе, создающее возможность использовать достижения НТП ипреодолевать сопротивление развитию со стороны сложившихся институтов власти,традиций и обычаев.
     4) Путь кзрелости. Возрастают темпы экономического роста. Расширение объема производстваначинает опережать увеличение численности населения, что ведет к повышениюуровня жизни.
     5) Обществовысокого массового потребления. На этой стадии заботы о ресурсных ограниченияхроста объема производства отпадают. Напротив, усиливаются ограничения состороны спроса и экологии, растет значимость товаров длительного пользования иуслуг.
Смена одной стадии экономического роста другойпроисходит, с точки зрения У. Ростоу, эволюционным, а не революционным путем.Разные страны проходят этот путь разными темпами и находятся на разных стадияхразвития. Коммунизм отнесен им к категории «болезней переходного периода»,обусловленных необходимостью ускоренной индустриализации.(5)
В  концепциитрансформации человеческого общества, основанной на изменениях в техникепроизводства, выделяются следующие периоды:
     1) Доиндустриальный (1493 — 1793). В этотпериод происходит первоначальное накопление капитала и распределениетерриторий.
     2) Индустриальный (1793 — 50-е гг. 20 в.).В этот период происходит становление мирового хозяйства, раздел территорий,мировые войны, передел уже поделённого мира, становление монополий.
     3) Постиндустриальный (50-е гг. 20 в.-   ). Современный этап развитиячеловечества. Он х


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демографические процессы в Иркутской области
Реферат Традиционные и новые способы краткосрочного финансирования
Реферат Большой теннис на колясках вид спорта, входящий в программу летних Паралимпийских игр
Реферат НДС и методики его расчетов
Реферат Affermative Action Essay Research Paper Affirmative Action
Реферат Государственный бюджет Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
Реферат Народно-православный "большевизм" как основа социальной утопии в поэзии и мировоззрении Сергея Есенина
Реферат Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века
Реферат Участие государственных и муниципальных образований в отношениях регулируемых гражданским законодательством
Реферат Мировые природные ресурсы
Реферат Управление денежными потоками ОАО "ОЗТП"
Реферат Сатира в литературе 20 30-х годов ХХ века по творчеству Михаила Зощенко
Реферат Практика применения норм хозяйственно-процессуального кодекса о подведомственности дел хозяйственному суду
Реферат ІНФОРМАЦІЙНА СИСТЕМА ОБЛІКУ І АНАЛІЗУ РОЗРАХУНКІВ З ПОСТАЧАЛЬНИКАМИ І ПІДРЯДНИКАМИ (на прикладі ПП Біомед)
Реферат Зачетные темы по английскому языку для школы /english/