Дефицит Бюджета и источники его покрытия
В экономической теории принятовыделять три основных состояния бюджета: дефицитное,профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдобюджета) составляет дефицит бюджета.Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет являетсяследствием такой бюджетнойполитики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считатьбюджет сбалансированным, если егодефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
Взглядыэкономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равновесие на различных этапахразвития общества менялись кардинально. Финансовая наука до 1930-х гг. считалаосновным принципом бюджета его бездефицитность,ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф. Ниттиотмечал, что из-за роста государственныхрасходов (в основном непроизводственных, военных) увеличиваются дефицитбюджета и государственный долг. Поэтому он считал, что «какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своейсовокупности никогда не должен завершаться дефицитом».
Сведениедоходов с расходами при ежегодном принятии и исполнении бюджета считалось тогда символом благополучиягосударства и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и местных органов власти. Например, министрфинансов царской России С.Ю. Виттеписал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственнойросписи». Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определятьсядруг другом, т.е. объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и,наоборот, объем налоговых и прочихпоступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимыхгосударству для выполнения своихфункций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сторону превышения расходов над доходами, рассматривалиськак негативные и крайне опасныеявления.
Однакона практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не даетготовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия ихдефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, нои во всем мире.
Поповоду роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонникиконцепции систематического(хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:
бюджетныйдефицит не является деструктивным фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы,осуществляются на территории данногогосударства и способствуют росту благосостояния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот фактозначает утечку средств за границу;
дефицитбюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетныхсредств), что способствует росту покупательной способности, производительноститруда и расширению национальногопроизводства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.
Экономистыпротивоположного толка (или неоклассического направления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
— сегодняшние дефициты неизбежно потребуют болеевысоких налогов в будущем;
— для покрытия дефицита будут привлекаться другие,экстраординарные доходы: эмиссияденег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля,росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введенияновых и повышения ставок существующих налогов, что означаетперекладывание долгового бремени на будущиепоколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицитаподтолкнет процентные ставки вверх.Это связано с тем, что в условиях рынка,
когда существуют частные инвесторы изаемщики свободных денежных средству населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции,повышение спроса на деньги, аследовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.
Болеевысокие процентные ставки по государственным ценным бумагам, по сравнению с частными, вызывают эффектвытеснения частных инвестиций.Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночныепреобразования в РоссийскойФедерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызванного растущими правительственными расходами (а ненизкой собираемостью налогов ичрезвычайными обстоятельствами), означает расширение государственного сектора экономики за счет вытеснения частного, увеличение вмешательства правительства впроцесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых странтипично формирование бюджета с дефицитом..
Основнойпричиной отсутствия теоретических и практических разработок по проблеме бюджетного дефицита в бывшемСССР служило не отсутствие на самом деле дефицита бюджета, а идеологическая позиция руководства страны по отношению к данномусостоянию государственных финансов. В последующем это привело к еще большему углублению бюджетного кризиса в России в прошломдесятилетии, существенному ростугосударственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.
РоссийскаяФедерация вместе с социально-экономическими, национально-политическими, территориальными проблемамиунаследовала от СССР огромныеразмеры дефицита государственного бюджета, внешнего и внутреннего долга.
До1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитнуюэмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным источником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с1995 г. Правительство РФ отказалосьот кредитов Центробанка РФ и перешло на неинфляционные методы покрытиядефицита бюджета. Однако в связи с финансовым кризисом Правительство РФвынуждено было использовать первые дваисточника пополнения казны. Дефицитконсолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено покрывать за счет внутренних источников в размере84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд руб. (28,2%) икредитов Центробанка РФ — 32,7 млрд руб. (20,1%).
Теориядефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития.В этом случае рост дефицитного финансированиявызывает инвестиционный, инновационный и предпринимательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, вотличие от текущих потребительских,приводит к наращиванию производственного потенциала страны, а следовательно, и к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Если же рост бюджетныхрасходов происходит в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения,то с увеличением государственного долга его бремя перекладывается на будущее поколение.
Последнееобстоятельство связано с тем, что дефицитное финансирование предполагаетповышение налогообложения. Так как конечными плательщиками всех налогов являются граждане и большая часть полученного ими дохода идет на потребление (около3/4), то введение высоких налоговозначает изъятие у них дополнительных доходов, что приводит к снижениюпотребительского спроса и уровня жизни. В свою очередь снижение спроса автоматически, по законам рынка, негативно отразится на предложении товаров и услуг,сократится их объем и в конечномитоге из-за сужения налогооблагаемой базы приведет к росту дефицита бюджета.
Дефицитноефинансирование приводит к росту процентных ставок, вытеснению частных инвесторов, а следовательно,снижению инвестиций. При рассмотрении этих процессов обязательно следуетучитывать эффект мультипликатора, илиумножения. С учетом данного эффекта можноутверждать, что в условиях спада производства и высокой безработицы увеличение государственных расходов ивозникающий при этом дефицит бюджетабудут стимулировать развитие экономики, рост инвестиций и потребительского сектора.
"Убедительным примером действия эффекта мультипликатора служит опыт США 1930-х гг. Во время Великойдепрессии администрацией Рузвельтабыла принята на вооружение концепция дефицитного бюджетного финансирования, разработанная английским экономистом Дж. Кейнсом, всоответствии с которой были повышены государственные расходы и снижено налоговое бремя, что привелок значительному дефициту бюджета.(Он покрывался в основном за счет эмиссии государственных ценных бумаг.) Врезультате повышения расходов бюджетамиллионы людей получили работу по строительству мостов, дорог, реконструкции правительственных зданий,озеленению городов и т.д. Сполучением работы и заработной платы у рабочих возник спрос на товары и услуги.Повышение спроса привело к оживлению предпринимательской деятельности, расширению инвестиций и производства продукции, что в свою очередь позволило увеличитьчисло занятых в производстве,создать новые рабочие места. В конечном счете, эти дискреционные меры привели к решению социальных(ликвидация безработицы),экономических (выход из кризиса, рост производства), финансовых (расширение доходной базы бюджета,дальнейшее снижение государственныхрасходов и дефицита бюджета) проблем.
Представляетсятакже целесообразным использовать в России по
лучивший международное признание опытГермании в обеспечении
инвестиционной ориентации бюджетнойсистемы за счет соблюдения
так называемого «золотого правила».Согласно этому правилу (кстати,
оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за
счет кредитов не должно превышатьсумму расходов на инвестиции,
предусмотренную в бюджете. Этоговорит о том, что заемные средствадолжны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на
инвестиционные цели (создание будущей доходнойбазы бюджетов),
что, как уже отмечалось, снижает инегативные последствия государственныхзаимствований для будущих поколений.
Важноезначение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом,упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии наэкономику используемых способовдефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающихпризнаков. Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяетвыделить чрезвычайный, кризисный,антикризисный и межбюджетный дефициты.
Воснове чрезвычайного дефицита лежатчрезвычайные обстоятельства (войны,стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения иликвидации последствий чрезвычайныхситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисныйдефициты бюджета обусловливаются кризисом в экономике,денежно-кредитной, финансовой сфере имерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующеезначения.
Подмежбюджетнымдефицитом понимаетсяотрицательное сальдо региональных иместных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественныхи бюджетных прав территорий, уменьшения ихдоходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытиетакого дефицита осуществляетсяпосредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.
Взависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Путемнивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитиеобщества или отдельных территорий.
Вмировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% кВВП, 5% —к национальному доходу,8-10% — к расходной части бюджета. Однако в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство можетпойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и сниженияналоговых изъятий) в целяхстимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширенияналогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму/Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники,значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга,то активная форма дефицита приметпассивную форму и начнет усугублять финансово-экономическийи социальный кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активногопотенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономическогоположения регионов и страны вцелом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).
Взависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицыразличают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов ирасходов государства в условияхполной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно,что при этом реальный дефицитбюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимогобюджетного дефицита. Это происходитчастично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговыхпоступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитомполучила название циклическогодефицита. Именно экономическое состояние определяетуровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствуето тенденции выравнивания уровнейреального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.
Похарактеру возникновения можно выделить случайный (кассовый) идействительный дефициты. Случайныйдефицит бюджета, иначе называемыйкассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычнокассовым дефицитам подвержены тебюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступленийимеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и рядадругих налогов и сборов). К таковымобычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.
Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержкипоступлений доходов в бюджет иопережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постояннымнаращиванием расходов из бюджета иреальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовыйгод в качестве предельной величины,но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.
Поотношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение ценна нефть и т.д.) и увеличениярасходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т.п.) вотчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий,внеплановый дефицит может пагубноотразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.
Спризнанием дефицита бюджета и введением в бюджетной классификации дополнительного блока, отражающегоисточники его финансирования, вРоссии стали устанавливать предельные размеры дефицитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах обюджете, т.е. стали планировать дефицит в целях его контроля иуправления им. Бюджетное законодательствоустанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
По степени постоянства объемадефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительнокороткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитнойполитики в стране.
Попродолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический(систематический) и временный. Хроническийдефицит возникает из года в год втечение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым».Основными причинами его существованияслужат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерныерасходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия,дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.
Вотличие от хронического временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления,так как в его основе лежат, какправило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании,колебания цен на мировых товарных ифондовых рынках и др.) причин. Задача органов власти заключается в недопущениитрансформации временного дефицита вхронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин ипоследствий дефицита, финансированияего неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.
Известно,что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом,перекладывается на будущие поколения. Это относится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко временному. Такой дефицит бюджета называют переложимымвперед.Если же финансирование дефицитаосуществляется без введения новых налогови выпуска государственных займов, а за счет других источников (например,реализации государственной собственности и государственных активов, повышения собираемости налогов,стабилизации экономики и расширенияналогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджетаназывается непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитногофинансирования, которые бы необременяли жизнь будущих поколений
Помеждународной методологии выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходыбюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета(правда, не все ее элементы еще приняты).
Наоснове вышесказанного можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такойклассификации заложен принципопределения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицитбюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами безучета процентных выплат по долгу,называется первичным, а с их учетом —вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицитесть пре-; вышение расходов бюджета надего доходами. Здесь расходы (сверх доходов)из бюджета производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной(кредитной) основе, то процентныевыплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.
Классификациявидов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий попрогнозированию и сокращениюдефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетныхотношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.
В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательнойвласти в законе (решении) о бюджетена очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Россиив законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны(ст. 94-96).
Источникифинансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующиеформы:
кредиты, полученные РФ от кредитныхорганизаций в валюте РФ;
государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступленияот продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
суммапревышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств по учету средствфедерального бюджета.
Квнешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
государственныезаймы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредитыправительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций,предоставленных в иностраннойвалюте, привлеченные РФ.
Всоответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицитатолько федерального бюджета.
Федеральным законом от 20 декабря2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на2002 год» устанавливается, что в 2002 г. превышение доходов над расходаминаправляется на погашение государственного долга страны — 68,6 млрд руб. и на образованиефинансового резерва — 109,8 млрд руб.
Средствафинансового резерва могут использоваться только на:
замещениевнутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества,находящегося в государственнойсобственности;
замещениевнешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
погашениегосударственного долга РФ.
Управлениесредствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Дляфинансирования дефицитов нижестоящихбюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так,источниками финансирования дефицита бюджета субъектаРФ могут быть:
государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты,полученные от кредитных организаций;
поступленияот продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
изменениеостатков средств на счетах по учету средств бюджета субъектаРФ.
Источникамифинансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренниеисточники:
муниципальныезаймы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты,полученные от кредитных организаций;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступленияот продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменениеостатков средств на счетах по учету средств местного
бюджета.
Следуетотметить, что на практике в исключительных случаях с разрешенияфедеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.
Мировойопыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объемабюджетов. Негативно оцениваетсяпрактика, когда бюджет ставится в жесткую зависимость от одного источникадохода, так как при его незначительномнедопоступлении или несвоевременном поступлении возникают осложнения висполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня. Сбалансированность федерального бюджета на 2002 г. обеспечивается его профицитом.При этом структура профицита болеечем на 80% связана с ценовыми факторами и такими налоговыми доходами, какэкспортно-импортные пошлины и налог на природныересурсы. В этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджетана 2002 г. может рассматриваться как предельный,и его обеспечение во многом связано с благоприятной внешнеполитической конъюнктурой и успешной работойвсех фискальных органов. Впараметрах федерального бюджета на 2002 г. максимально мобилизованывозможные к использованию в благоприятной макроэкономической ситуацииисточники финансирования дефицитафедерального бюджета, в связи с чем общий объем привлечения средств превышает объемы по текущим графикам платежей.
Итак,дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождается цикличнымипроцессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.
Поскольку дефицит — явлениеобъективное, оно требует соответствующихметодов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктурыдвижения капиталов и прогнозируемогоповедения потенциальных инвестров. В любом случае наличие дефицита илипрофицита бюджета оценивается приприсуждении страпового рейтинга международными рейтинговыми агентствами, что,в свою очередь, позволяет существенно экономить средства пообслуживанию государственного долга.
Литература
Нормативные документы
1.
2.
3.
Дополнительная литература
1.
2. Годме П. Финансовое право.М.,1978
3.
4.
5. Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика,регулирование.СПб.,1999
6.