Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит Бюджета и источники его покрытия
В экономической теории принятовыделять три основных состояния бюджета: дефицитное,профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдобюджета) составляет дефицит бюджета.Профицит представляет собой обратное соотноше­ние, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет являетсяследствием такой бюд­жетнойполитики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считатьбюджет сбалансированным, если егодефицит или профицит не превышает 1% от об­щего объема расходов.
Взглядыэкономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равнове­сие на различных этапахразвития общества менялись кардинально. Фи­нансовая наука до 1930-х гг. считалаосновным принципом бюджета его бездефицитность,ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф. Ниттиотмечал, что из-за роста государственныхрасходов (в основном непроизводственных, военных) уве­личиваются дефицитбюджета и государственный долг. Поэтому он счи­тал, что «какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своейсовокупности никогда не должен завершаться дефицитом».
Сведениедоходов с расходами при ежегодном принятии и исполне­нии бюджета считалось тогда символом благополучиягосударства и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и местных органов власти. Например, министрфинансов царской России С.Ю. Виттеписал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственнойросписи». Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определять­сядруг другом, т.е. объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и,наоборот, объем налоговых и прочихпоступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимыхгосударству для выполнения сво­ихфункций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сто­рону превышения расходов над доходами, рассматривалиськак нега­тивные и крайне опасныеявления.
Однакона практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не даетготовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между дохода­ми и расходами бюджетов всех уровней, покрытия ихдефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, нои во всем мире.
Поповоду роли и значения дефицита бюджета в развитии экономи­ки существуют противоречивые мнения. Сторонникиконцепции сис­тематического(хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:
бюджетныйдефицит не является деструктивным фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы,осуществляются на территории данногогосударства и способствуют росту благосостоя­ния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот фактозначает утечку средств за границу;
дефицитбюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетныхсредств), что способ­ствует росту покупательной способности, производительноститруда и расширению национальногопроизводства. Это, в свою очередь, приво­дит к росту налоговых поступлений в бюджет.
Экономистыпротивоположного толка (или неоклассического на­правления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
—     сегодняшние дефициты неизбежно потребуют болеевысоких на­логов в будущем;
—     для покрытия дефицита будут привлекаться другие,экстраорди­нарные доходы: эмиссияденег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля,росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введенияновых и повышения ставок существующих налогов, что означаетперекладывание долгового бремени на будущиепоколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при­ влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицитаподтолкнет процентные ставки вверх.Это связано с тем, что в условиях рынка,
когда существуют частные инвесторы изаемщики свободных денеж­ных средству населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции,повышение спроса на деньги, аследовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.
Болеевысокие процентные ставки по государственным ценным бу­магам, по сравнению с частными, вызывают эффектвытеснения частных инвестиций.Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночныепреобразования в РоссийскойФедерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызван­ного растущими правительственными расходами (а ненизкой собирае­мостью налогов ичрезвычайными обстоятельствами), означает расши­рение государственного сектора экономики за счет вытеснения частно­го, увеличение вмешательства правительства впроцесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых странтипично формирование бюджета с дефицитом..
Основнойпричиной отсутствия теоретических и практических раз­работок по проблеме бюджетного дефицита в бывшемСССР служило не отсутствие на самом деле дефицита бюджета, а идеологическая по­зиция руководства страны по отношению к данномусостоянию госу­дарственных финансов. В последующем это привело к еще большему углублению бюджетного кризиса в России в прошломдесятилетии, существенному ростугосударственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.
РоссийскаяФедерация вместе с социально-экономическими, нацио­нально-политическими, территориальными проблемамиунаследовала от СССР огромныеразмеры дефицита государственного бюджета, внешнего и внутреннего долга.
До1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитнуюэмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным ис­точником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с1995 г. Правительство РФ отказалосьот кредитов Центробанка РФ и пере­шло на неинфляционные методы покрытиядефицита бюджета. Од­нако в связи с финансовым кризисом Правительство РФвынужде­но было использовать первые дваисточника пополнения казны. Де­фицитконсолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено покрывать за счет внутренних источников в размере84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд руб. (28,2%) икредитов Центробанка РФ — 32,7 млрд руб. (20,1%).
Теориядефицитного финансирования требует сосредоточения де­фицита в бюджете развития.В этом случае рост дефицитного финан­сированиявызывает инвестиционный, инновационный и предприни­мательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, вотличие от теку­щих потребительских,приводит к наращиванию производственного потенциала страны, а следовательно, и к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Если же рост бюджетныхрасходов происходит в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения,то с увеличением государственного долга его бремя перекла­дывается на будущее поколение.
Последнееобстоятельство связано с тем, что дефицитное финанси­рование предполагаетповышение налогообложения. Так как конечны­ми плательщиками всех налогов являются граждане и большая часть полученного ими дохода идет на потребление (около3/4), то введение высоких налоговозначает изъятие у них дополнительных доходов, что приводит к снижениюпотребительского спроса и уровня жизни. В свою очередь снижение спроса автоматически, по законам рынка, негативно отразится на предложении товаров и услуг,сократится их объем и в конечномитоге из-за сужения налогооблагаемой базы приведет к рос­ту дефицита бюджета.
Дефицитноефинансирование приводит к росту процентных ставок, вытеснению частных инвесторов, а следовательно,снижению инвести­ций. При рассмотрении этих процессов обязательно следуетучитывать эффект мультипликатора, илиумножения. С учетом данного эффекта можноутверждать, что в условиях спада производства и высокой без­работицы увеличение государственных расходов ивозникающий при этом дефицит бюджетабудут стимулировать развитие экономики, рост инвестиций и потребительского сектора.
"Убедительным примером действия эффекта мультипликатора слу­жит опыт США 1930-х гг. Во время Великойдепрессии администраци­ей Рузвельтабыла принята на вооружение концепция дефицитного бюджетного финансирования, разработанная английским экономистом Дж. Кейнсом, всоответствии с которой были повышены государствен­ные расходы и снижено налоговое бремя, что привелок значительно­му дефициту бюджета.(Он покрывался в основном за счет эмиссии государственных ценных бумаг.) Врезультате повышения расходов бюджетамиллионы людей получили работу по строительству мостов, дорог, реконструкции правительственных зданий,озеленению городов и т.д. Сполучением работы и заработной платы у рабочих возник спрос на товары и услуги.Повышение спроса привело к оживлению предпри­нимательской деятельности, расширению инвестиций и производства продукции, что в свою очередь позволило увеличитьчисло занятых в производстве,создать новые рабочие места. В конечном счете, эти дис­креционные меры привели к решению социальных(ликвидация безра­ботицы),экономических (выход из кризиса, рост производства), фи­нансовых (расширение доходной базы бюджета,дальнейшее снижение государственныхрасходов и дефицита бюджета) проблем.
Представляетсятакже целесообразным использовать в России по­
лучивший международное признание опытГермании в обеспечении
инвестиционной ориентации бюджетнойсистемы за счет соблюдения
так называемого «золотого правила».Согласно этому правилу (кстати,
оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за
счет кредитов не должно превышатьсумму расходов на инвестиции,
предусмотренную в бюджете. Этоговорит о том, что заемные средствадолжны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на
 инвестиционные цели (создание будущей доходнойбазы бюджетов),
что, как уже отмечалось, снижает инегативные последствия государ­ственныхзаимствований для будущих поколений.
Важноезначение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом,упорядочении информации об операциях ор­ганов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии наэкономику используемых способовдефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающихпризнаков. Обобще­ние причин возникновения дефицита бюджета позволяетвыделить чрезвычайный, кризисный,антикризисный и межбюджетный дефи­циты.
Воснове чрезвычайного дефицита лежатчрезвычайные обстоятель­ства (войны,стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться. Для предупреждения иликвидации последствий чрезвычайныхситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисныйдефициты бюдже­та обусловливаются кризисом в экономике,денежно-кредитной, финан­совой сфере имерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующеезначения.
Подмежбюджетнымдефицитом понимаетсяотрицательное саль­до региональных иместных бюджетов, возникающее в результате не­соответствия имущественныхи бюджетных прав территорий, уменьше­ния ихдоходов или увеличения расходов вследствие решений, прини­маемых органами власти другого уровня. Покрытиетакого дефицита осуществляетсяпосредством бюджетного регулирования, использова­ния различных форм межбюджетных отношений.
Взависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Путемнивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитиеобщества или от­дельных территорий.
Вмировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% кВВП, 5% —к национальному доходу,8-10% — к расходной части бюджета. Одна­ко в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство можетпойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюд­жета (путем повышения расходов и сниженияналоговых изъятий) в целяхстимулирования экономического роста, сокращения безработи­цы, расширенияналогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюд­жета принимает активную форму/Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники,значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга,то актив­ная форма дефицита приметпассивную форму и начнет усугублять финансово-экономическийи социальный кризис. Поэтому в целях уп­равления дефицитом и использования его стимулирующего, активно­гопотенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с уче­том анализа конкретного финансово-экономическогоположения реги­онов и страны вцелом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).
Взависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уров­нем безработицыразличают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов ирасходов го­сударства в условияхполной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безра­ботицы начинает превышать базовый. Естественно,что при этом ре­альный дефицитбюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая иде­альная, оптимальная величина допустимогобюджетного дефицита. Это происходитчастично за счет роста выплат пособий по безработи­це, сокращения налоговыхпоступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитомполучила на­звание циклическогодефицита. Именно экономическое состояние определяетуровни структурного и циклического дефицитов. Сокра­щение уровня циклического дефицита свидетельствуето тенденции выравнивания уровнейреального и структурного дефицитов, что рав­носильно экономическому росту.
Похарактеру возникновения можно выделить случайный (кассо­вый) идействительный дефициты. Случайныйдефицит бюджета, иначе называемыйкассовым, возникает из-за кассовых (временных) разры­вов в поступлении и расходовании средств. Обычнокассовым дефици­там подвержены тебюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступленийимеют сезонный характер (например, поступления от земельного нало­га, налога на имущество физических лиц и рядадругих налогов и сбо­ров). К таковымобычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.
Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возни­кает не из-за случайной временной задержкипоступлений доходов в бюджет иопережающего график (роспись доходов и расходов) произ­водства расходов, а в связи с постояннымнаращиванием расходов из бюджета иреальным отставанием от них доходов. Он обычно заклады­вается в законе о бюджете на очередной финансовыйгод в качестве предельной величины,но может быть ниже или выше нее в ходе ис­полнения бюджета.
Поотношению к плану различают плановый и внеплановый дефици­ты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение ценна нефть и т.д.) и увеличениярасходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засу­ха, рост цен и т.п.) вотчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий,внеплановый дефицит может пагубноотразиться на ходе выполнения социально-экономичес­ких программ.
Спризнанием дефицита бюджета и введением в бюджетной класси­фикации дополнительного блока, отражающегоисточники его финан­сирования, вРоссии стали устанавливать предельные размеры дефи­цитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах обюджете, т.е. ста­ли планировать дефицит в целях его контроля иуправления им. Бюджетное законодательствоустанавливает предельный размер пла­нируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
По степени постоянства объемадефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительнокороткий промежуток времени свидетельствуют о финан­сово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитнойполитики в стране.
Попродолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический(систематический) и временный. Хроническийдефицит возникает из года в год втечение длительного периода времени и яв­ляется наиболее «трудноизлечимым».Основными причинами его су­ществованияслужат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерныерасходы на военные цели в мирное время, чрезвы­чайные происшествия,дорогостоящие программы, растянутые на деся­тилетия без сроков окупаемости.
Вотличие от хронического временный дефицит бюджета, продол­жительность которого может быть равна нескольким месяцам, не яв­ляется столь опасным и трудным для преодоления,так как в его ос­нове лежат, какправило, не глубокие кризисные явления в экономи­ке, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании,колебания цен на миро­вых товарных ифондовых рынках и др.) причин. Задача органов вла­сти заключается в недопущениитрансформации временного дефици­та вхронический путем принятия оперативных решений по своевре­менной ликвидации предпосылок, причин ипоследствий дефицита, финансированияего неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.
Известно,что бремя государственного долга, обусловленное бюд­жетным дефицитом,перекладывается на будущие поколения. Это от­носится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко времен­ному. Такой дефицит бюджета называют переложимымвперед.Если же финансирование дефицитаосуществляется без введения новых нало­гови выпуска государственных займов, а за счет других источников (например,реализации государственной собственности и государствен­ных активов, повышения собираемости налогов,стабилизации эконо­мики и расширенияналогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного де­фицита не происходит. Данный вид дефицита бюджетаназывается непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитногофинансирования, кото­рые бы необременяли жизнь будущих поколений
Помеждународной методологии выплата процентов по обслужива­нию государственного долга включается в расходыбюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета(правда, не все ее элементы еще приняты).
Наоснове вышесказанного можно выделить первичный и вторич­ный дефициты бюджетов. В основу такойклассификации заложен принципопределения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицитбюджета, рассчиты­ваемый как разница между его доходами и расходами безучета процент­ных выплат по долгу,называется первичным, а с их учетом —вторич­ным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицитесть пре-; вышение расходов бюджета надего доходами. Здесь расходы (сверх доходов)из бюджета производятся впервые. Но если для их финанси­рования привлекаются заемные средства на платной(кредитной) осно­ве, то процентныевыплаты из бюджета за эти средства имеют вторич­ный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.
Классификациявидов дефицита бюджета, анализ его причин, опти­мизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий попрогнозированию и сокраще­ниюдефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетныхотношений, направленных на стабилизацию финансо­вого положения в стране.
В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефици­та бюджета утверждаются органами законодательнойвласти в законе (решении) о бюджетена очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Рос­сиив законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны(ст. 94-96).
Источникифинансирования дефицита федерального бюджета де­лятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следу­ющиеформы:
кредиты, полученные РФ от кредитныхорганизаций в валюте РФ;
государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;
поступленияот продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности;
суммапревышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
        изменение остатков средств по учету средствфедерального бюд­жета.
Квнешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
государственныезаймы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредитыправительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций,предоставленных в иност­раннойвалюте, привлеченные РФ.
Всоответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заим­ствования РФ используются для покрытия дефицитатолько федераль­ного бюджета.
Федеральным законом от 20 декабря2001 г. № 194-ФЗ «О федераль­ном бюджете на2002 год» устанавливается, что в 2002 г. превышение до­ходов над расходаминаправляется на погашение государственного долга страны — 68,6 млрд руб. и на образованиефинансового резерва — 109,8 млрд руб.
Средствафинансового резерва могут использоваться только на:
замещениевнутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества,находящегося в государственнойсобственности;
замещениевнешних источников финансирования дефицита фе­дерального бюджета;
погашениегосударственного долга РФ.
Управлениесредствами финансового резерва осуществляется Ми­нистерством финансов РФ. Дляфинансирования дефицитов нижесто­ящихбюджетов должны привлекаться исключительно внутренние ис­точники. Так,источниками финансирования дефицита бюджета субъектаРФ могут быть:
государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты,полученные от кредитных организаций;
поступленияот продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
изменениеостатков средств на счетах по учету средств бюджета субъектаРФ.
Источникамифинансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренниеисточники:
муниципальныезаймы, осуществляемые путем выпуска муници­пальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты,полученные от кредитных организаций;
бюджетныессуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;
поступленияот продажи имущества, находящегося в муници­пальной собственности;
изменениеостатков средств на счетах по учету средств местного
бюджета.
Следуетотметить, что на практике в исключительных случаях с раз­решенияфедеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов сво­их бюджетов.
Мировойопыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объемабюджетов. Не­гативно оцениваетсяпрактика, когда бюджет ставится в жесткую за­висимость от одного источникадохода, так как при его незначитель­номнедопоступлении или несвоевременном поступлении возника­ют осложнения висполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня. Сбалансированность федерального бюджета на 2002 г. обеспечивается его профицитом.При этом структура профи­цита болеечем на 80% связана с ценовыми факторами и такими на­логовыми доходами, какэкспортно-импортные пошлины и налог на природныересурсы. В этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджетана 2002 г. может рассматриваться как пре­дельный,и его обеспечение во многом связано с благоприятной внешнеполитической конъюнктурой и успешной работойвсех фис­кальных органов. Впараметрах федерального бюджета на 2002 г. максимально мобилизованывозможные к использованию в благо­приятной макроэкономической ситуацииисточники финансирова­ния дефицитафедерального бюджета, в связи с чем общий объем привлечения средств превышает объемы по текущим графикам пла­тежей.
Итак,дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождает­ся цикличнымипроцессами в развитии экономики, целым рядом дру­гих факторов.
Поскольку дефицит — явлениеобъективное, оно требует соответ­ствующихметодов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктурыдвижения ка­питалов и прогнозируемогоповедения потенциальных инвестров. В любом случае наличие дефицита илипрофицита бюджета оценивает­ся приприсуждении страпового рейтинга международными рейтинго­выми агентствами, что,в свою очередь, позволяет существенно эконо­мить средства пообслуживанию государственного долга.

Литература
Нормативные документы
1.  
2.  
3.  
Дополнительная литература
1.  
2.   Годме П. Финансовое право.М.,1978
3.  
4.  
5.   Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика,регулирование.СПб.,1999
6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The HOPE Bill Essay Research Paper The
Реферат Расчет коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости на примере предприятия ЧУП "Комета"
Реферат Моделирование макроэкономических процессов
Реферат Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. Предпосылки теории строения. Теория химического строения. Изомерия
Реферат Финансовая система РФ и ее роль в стабилизации экономики
Реферат Dangerous Delusions Essay Research Paper For the
Реферат Морфофункциональная характеристика детского организма в разные периоды жизни
Реферат Китайская война 1894-1895 годов
Реферат Опалы в Кубер-Педи - драгоценные камни с уникальной искрой
Реферат Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков
Реферат «Применение эффективных методов развития и совершенствования детского певческого голоса»
Реферат Уйгурский каганат
Реферат Tragic Hero Brutus Essay Research Paper Brutus
Реферат Процессы памяти
Реферат Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение