Реферат по предмету "Психология"


Процессы памяти

Память - психическая функция, благодаря которой можно сохранять информацию, обдумывать или описывать предыдущий опыт или настоящее время. К процессам памяти относят: v Запоминание v Воспроизведение v Забывание и сохранение материала
Запоминание
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор? Запоминание и действие Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. В опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображённые на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображённых на них чисел. В этом случае всё обстояло наоборот: хорошо запомнились числа и почти не замечались картинки. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Всё дело в том, делает человек с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте. Кратковременное и долговременное запоминание Что такое кратковременное запоминание? Если бы нам продиктовали ряд случайных чисел, букв или слов и предложили сразу же повторить их, то мы без труда это сделали, при условии, что в ряду не больше5-7 элементов. Мы могли бы повторить ряд, но только немедленно вслед за тем, как он был произнесен. По истечении некоторого времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это кратковременное запоминание. Для того же, чтобы запомнить данный ряд надолго, нам потребовалось бы несколько повторений, а может быть, и использование каких-либо специальных (мнемонических) приёмов запоминания. Обнаружилось, что в условиях кратковременного запоминания продуктивными оказываются лишь такие задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия. Задачи же, требующие развёрнутых способов обработки материала, снижают продуктивность его запоминания в условиях кратковременного предъявления. Исходя из этого, кратковременное запоминание можно было бы определить как запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки. В долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а стратегическое значение для достижения жизненно важных целей. Непроизвольное и произвольное запоминание В соответствии с целями деятельности, в которую включены прессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное запоминание- это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом запоминание не является нашей целью, то обо всём, что запоминается непроизвольно, мы говорим: ”Само запомнилось”. На деле это же строго закономерный процесс. Как показали исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. В опытах школьникам 1 класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач, после чего неожиданно для испытуемых им предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники 1 класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассника умение сложения и вычитания ещё не стало навыком. Оно является для учеников 1 класса содержательным целенаправленным действием. Факты показывают, что материал, занимающий место основной ели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нём. В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который требовалось понять школьникам, обнаружили, что очень лёгкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чем при использовании готового плана этого же текста. Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенное важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесёмся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда он слушает только “для порядка”. Произвольное запоминание- это продукт специальных мнемических действий, то есть таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия так же связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания – чёткая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была поведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый.
Воспроизведение Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс актуализации (восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или лёгкости протекания: “автоматического ” узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, воспроизведение и припоминание. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам.
Непроизвольное и произвольное воспроизведение Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое воспроизведение будет не произвольным. Однако оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь, определёнными внешними воздействиями.
«В старом доме,- писал И.М. Сеченов,- где протекало наше детство, каждый его угол полон картинами прошлого… события и лица, зарегистрирываясь в памяти вместе с окружающей их внешней обстановкой, образуют такую же неразрывную группу или ассоциацию, как заученные стихи, и такая группа может воспроизводиться намёком на любое из её звеньев…». Иногда толчок к воспроизведению не замечается нами, и тогда кажется, что воспроизведение возникло само собой. Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определённой деятельности, которую человек выполняет в данный момент. Так, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным. Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда весь материал закреплён прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удаётся вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски. Такое воспроизведение называется припоминанием. Исследования показывают, что успешность припоминания зависит от того, насколько точно и чётко осознаётся содержание репродуктивной задачи. Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определённому времени и месту, то есть, воспринимаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем их с определёнными периодами нашей жизни, осознаём их временную последовательность.
Забывание и сохранение Забывание Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определённый материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде. Менее устойчивое, а так же временное забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Так, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временны связей, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание. Такое забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельностью (проактивное торможение) или, наоборот, с отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение). Торможение проявляется особенно тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью. Отсюда вытекают важные педагогические выводы. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные предметы: например, после литературы - алгебру, а не историю. Известно, что середина материала запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается отрицательному влиянию, особенно, если материал велик по объёму. Временное забывание может быть вызвано и запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомлённом состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено. Темпы забывания. Забывание зависит от времени. Это впервые установил немецкий психолог Эббингаузер, который показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется. Многочисленные исследования, проведенные после, показали, что темп забывания зависит и от содержания материала, и от его осознанности. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Условия сохранения. Забывание не является только лишь функцией времени. Подобно запоминанию и воспроизведению, оно также имеет избирательный характер устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его интересам и целью его деятельности, дольше хранится в памяти. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. В прессе сохранения и воспроизведения закреплённый в памяти материал подвергается определённым качественным изменениям. В связи с эти разные части материала забываются не одинаково. Результаты исследования показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Скандал с филателистическими материалами Аполлона-15
Реферат Отравление ядовитыми лекарственными растениями среди детей
Реферат "Первоначальник" Куликовской победы (инок Александр Пересвет)
Реферат Шамбала - страна мудрецов
Реферат Всеобъемлющая шпаргалка по инфекции
Реферат Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920-1930 гг
Реферат Применение лазеров в биологии и медицине 2
Реферат Парентеральные гепатиты и ВИЧ инфекции
Реферат Оценка эффективности влияния современного комплексного поливитаминного препарата Геримаксqu
Реферат The Symbolism Of
Реферат Профилактика распространения ВИЧ инфекции в учебных заведениях
Реферат Острый перитонит при гинекологических заболеваниях
Реферат Поиск публикаций по медицинской тематике Холецистит
Реферат Плоскостопие 2
Реферат Pr на рынке страховых услуг (2010) введение