МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: Безработица и борьба с безработицей в России
Выполнил: студент 2-го курса Гр. МФ-21
Фаюстов С.А.
Проверил: _________________________________________
МОСКВА 2006 Г.
ВВЕДЕНИЕ.
Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей
макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих
производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и
жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде
деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или
же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный
психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что
показатель безработицы является одним из ключевых показателей для
определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на
выбор мной данной темы для курсовой работы.
2
Безработица: явная и скрытая, причиныи особенности ее появления
Современная безработица вРоссии — специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденноепереходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночныхотношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой странеи о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности,актуальные и для России.
К нашей сегодняшнейдействительности могут быть приложены концепция естественного уровнябезработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальныхпоследствий, определение показателей безработицы, исследование факторов,влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.
Критериями разграничениятипов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и еепродолжительность (устойчивость). Обычно называют три основных типабезработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая,сезонная и т.д.
Фрикционная — безработица,вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами исферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования кквалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного емуработника, а работник — нанимателя, хотя работник сохраняет достаточнуюквалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодняфрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить заподдержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства вугоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы являетсяее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица — явление,которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложнойявляется оценка структурной безработицы.
Структурная — безработица, вызываемая крупнымиструктурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревшихпредприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей,что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работалраньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождаетсяожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места,удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзовусиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защиталюдей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижениеее продолжительности обычно находятся в центре государственной политикезанятости.
3
Циклическая, как следствие спада производства впереходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупностиобщей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояниерынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числомсвободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).
Скрытая — характерна в основном для стран сглубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов ктруду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняютдвое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытойбезработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятсянеполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие местаи, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржахтруда.
Безработица измеряется двумяосновными показателями:
уровень безработицы исчисляется как доля официальнозарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельногонаселения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показательне дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости.Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, нерегистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числитьсябезработным;
продолжительностьбезработицы даетболее верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстромраспространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения вструктуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильностирынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях ипереквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядитпредпочтительнее.
В социально — трудовойполитике первоначально превалировали меры, направленные на выработку иреализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности иструктурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов наминимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и ростабезработицы. В русле демократизации общества было модернизированозаконодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочаянеделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантиизанятости безработных, началось реформирование социального страхования.Регулирование социально — страховых отношений способствовало их нормализации вовремя приватизации экономики, установлению перемирия между нынешнимиработниками и их будущими хозяевами.
4
Поддержание доходов наминимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего отправительства “ реформаторов”. Государство на время отказалось от прямойрегламентации в оплате труда ( кроме его минимума), перейдя к косвенномурегулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение среднейзаработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен натовары и услуги.
В связи с рыночнымиизменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видамнайма ( срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этомпочти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателяза использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиямии оплаты труда.
Вместе с тем увеличиваласьвынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционированияпредприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составилиболее половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них,квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особеннонужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам потрудоустройству социально незащищенных маргиналов.
Неуклонный рост структурнойбезработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости вполноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явленияпревращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обостренияконкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером,обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формыэффективной занятости.
Однако безработица оказаласьтем “орешком”, о который сломали “рыночные” зубы не одна команда реформаторов вРоссии. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятоститрансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолженыраздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимыхмероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проектыв пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятостисознательно принижалось значение трудового посредничества, задачповышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности наоткрытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможнополной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ- повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился,обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижениифинансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово — промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
5
В условиях катастрофическойнехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активноговывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционногокредитования промышленности источником стабилизации экономики становилисьдоходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристскиммоделям пришли узкопрагматические задачиперераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникшихв результате “народной” приватизации.
Обеспечение занятости имассовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легчеприостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работупредприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и безизлишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному местуработы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями напроизводстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочиенедополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется “исход ” ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающихпредприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемкихотраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками,искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально — профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение этутопчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернутьвспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально — трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полнойзанятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантияхнеработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выборазанятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу.Особенно важной является социальная либералициянаемного труда прежде всего через радикальную реформу трудовогозаконодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надокоренным образом изменить “дух законов” о труде, бес всяких оговорок признатьрабочую силу товаром, собственником которого является свободный отвнеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяинуникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его ценаформируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободытруда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи(прописки, спецучета кадров, административныхограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затемжелательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести вдействие регуляторы свободного рынка труда.
6
Среди них принципиально важны справедливаяоплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социальногострахования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институтынепредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделитьособенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменитьархаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например,единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые изинструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита,превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся.Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час)и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать приоритетсоциального партнерства по закону над государственным управлением трудом в егобюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства вобеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ,попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической“защищенности” от безработицы. Для этого необходимо создать независимую отправительства и местной администрации систему активного содействия безработнымна основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемыйэлемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройствовынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованиемпреимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантиинезанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной ипрофессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленнуюбезработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных,лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных кпрофессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовойреабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако, в последнее времяпредпринимаются попытки “спрятать” официальную растущую безработицу,приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые наобщественные и временные работы безработные в результате бюрократическогокульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых напереобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следуетчеред других “нарушителей” новых правил, вводимых, кстати, “заднем” числом.Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерноперерастет в войну с безработными.
По мере углубления реформчисло безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышениемэффективности производства и реальной оплаты за труд.
7
Более того, необходимофорсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программреструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочейсилы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следуетстремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций воптимальном соотношении, что является условием социально — экономическойсбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическаяоснова для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости,что, в свою очередь, приведет к “рассасыванию” безработицы, понижению ее уровняпри стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание вобозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночнымтрансформациям в экономике социально — трудовой сферы.