Реферат по предмету "Религия"


Религия Древнего Китая Конфуций и его учение

МОПО РФ
РГПУ им.С. ЕсенинаКафедракультурологии
Реферат
тема:
«РелигияДревнего Китая.Конфуций и егоучение»
Выполнила
студентка1 курса
отделенияжурналистики
ТвороговаЕ.В.
Научныйруководитель
ЛедовскихН.П.

Рязань 2003 г.СодержаниеВведение.Восток- дело тонкое.
Восток всегдатаил для европейцевмножествонеожиданностей.Человеку, воспитанномув традицияхсовременнойкультуры, усвоившемуопределенныенормы поведенияи склад мышлениявряд ли удастсяполностьюпонять, как ипо каким законамживут людивостока. Чтолежит в основеих миропонимания, мироощущения, определенияместа и роличеловека в этойжизни? Каковон, восточныйхарактер итемперамент? Почему они нетакие, как мы? При ответе навсе эти вопросынеизбежнообращение квосточнойрелигии, имеющейвековые традиции.
Древний Китай– одна из колыбелейзарожденияи причудливогопереплетенияучений о человеке, объединенныхобщей идеей.Великих УчителейДревнего Китаямало интересовалиабстрактные, отвлеченныесуждения обыстротечностии конечностиземного бытия.В китайскойрелигии невозможнообнаружитьдаже понятияБога как такового.В начале и основеформированиянациональныхкитайскихрелигий – человек, его суть, еговнутренняяприрода, егоместо в этоммире. Как жеопределитьэто неведомоеместо, во чтоверить и на чтоопираться висканиях истиныо самом себе? На эти вопросыи пыталисьответить себеи другим УчителяДревнего Китая.Общее понятиео конфуцианстве.
Сегодняво всем миревряд ли найдетсячеловек, неслышавший оконфуцианствеи его знаменитомоснователеКонфуции (551-479 гг.до н.э.), имя которогов китайскомпроизношениизвучит какКун-цзы илиКун-фуцзы (МудрецКун). В древнихкнигах егопорой называютпросто Учителем, и читателюсразу становитсяясно, что речьидет о великомнаставнике, который сталнравственнымидеалом миллионовлюдей. На высказыванияКонфуция ссылаютсяфилософы, политики, ученые всегомира. Фразы егосегодня можноуслышать дажеот малограмотногокитайскогокрестьянина.
По конфуцианскимпринципам внастоящее времяживет не толькоКитай, но и некоторыестраны Восточнойи Юго-ВосточнойАзии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причемпринципы этинастолькоорганично вошлив плоть ихнациональнойкультуры, чтолюди часто самине замечают, что говорятсловами Конфуция.
УченикиКонфуция записалиего высказывания, обобщив их вкниге «ЛуньЮй» (6 в. до н.э.), название которойпринято переводитькак «Беседыи суждения».В основном онасостоит изкоротких записейбесед Учителяс последователями, из лаконичныхвысказыванийКонфуция. Свойжизненный путьон сумел описатьв несколькихстрочках: В 15лет я обратилсвои помыслык учебе. В 30 летя обрел самостоятельность.В 40 – сумел освободитьсяот сомнений.В 50 лет я позналволю Неба. В 60лет научилсяотличать правдуотолжи. В 70 лет – ястал следоватьжеланиям моегосердца и ненарушал Ритуала".
В этом высказываниивесь Конфуцийкак человеки как идеалтрадиции. Егопуть от учебычерез познание«воли Неба»к «свободномуследованиюжеланиям сердца»и добровольномусоблюдениюнорм поведения, которые онсчитал священными, стал нравственнымориентиромвсей китайскойтрадиции. Егоучение многогранно.Оно включаетв себя совокупностьдуховных исоциальныхнорм, которыепередавалисьиз поколенияв поколениена протяжениипочти 2,5 тысячлет. Правилиэти касалисьвоспитаниячеловека, определялиего поведениев семье, на службе, в обществе.
В течениемногих вековтрактовкаучения Конфуцияне раз менялась, придавая емупорой самыепричудливыечерты. В концеконцов, конфуцианствопревратилосьв политическоеи социальноеучение о принципахсправедливогои гармоничногоуправлениягосударствоми взаимоотношенияхмежду людьми.В этом виде оносуществуетдо сих пор. Однакоинтерес вызываетне столькоисторическийпуть конфуцианства, сколько самоучение Конфуция– то, что проповедовалчеловек, которогосегодня не безоснованияименуют наставникомнации.У истоковучения.
Зарождениевеликих китайскихучений относитсяк концу 6-5 вв. дон.э., когда насмену Чжоускойправящей династии, на смену золотоговека в историиКитая приходятсмута и хаос.В то время былнарушен одиниз главныхпринциповгосударства:«Кто богат –тот знатен».Используяпоявившеесянесколькимивеками ранеежелезо, люди, не обладавшиезнатностью, богатели засчет обработкиновых земель.Все это привелок нарушениюгармонии общественныхотношений и, соответственно, к новым междоусобицам.
В результатекровопролитныхвойн выделилось7 «сильнейшихцарств»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вей, Ян и Цинь. Многиегосударстваоказалисьпоглощенысильными соседями.Так, царствоЛу, где родилсяКонфуций, попалопод властьцарства Чу.
Что-то разладилосьв Поднебесье.Разрушилсястерженьвзаимоотношениймежду людьми.Великую странуожидал Хаос.На этой войневозникаломножестводуховных, философскихи политическихучений. Некоторыеиз них угасализа несколькостолетий и дажедесятилетий.Другие – легизм, даосизм, конфуцианство– настольковнедрилисьв культуруКитая, что китайская цивилизациясегодня простонемыслима безних.
Но появлениепримерно в однои то же времявсех крупнейшихрелигиозно-философскихсистем обусловленоне только социальнойи политическойситуацией. Духи– существа, помогавшиечеловеку, — которымвсегда поклонялсяКитай, оказалисьне способныпривести странук гармонии.Наступил кризисархаическогосознания, духообщениеуже не давалочеловеку полнотыистины, а человекстремилсяименно к ней, его больше неустраивалопросто спасениеот бед и несчастий.Не случайноКонфуций однаждызаметил, что«если утромпостигнешьистину, то квечеру можнои умереть».
Итак, учение Конфуциявозникает нена пустом месте.В момент великогобедствия мудрыйУчитель размышляетнад способами, которые моглибы привестистрану к порядкуи процветаниюи одним из первыхпредлагаетспособы регулированиягосударства, а главное, способывоспитаниячеловека. Людиже в силу своихновых потребностейидут за Конфуцием, принимаяпредлагаемыйим порядок.«Государственнаяэтика» Конфуция.
Как же привестив порядокгосударственныедела, как избежатьхаоса и разрухи? В связи с этимипроблемамиКонфуций предлагаетлюдям не столькополитическоеили духовноеучение, сколькочисто этическуюсистему. Важносначала исправитьлюдей, очиститьих, вернуть кнормам поведения, а все остальное– и государствов том числе –постепенносамо придетв равновесие.Надо большеинтересоватьсяне политикойили экономикой, а состояниемдуши человека.Таким образом, Конфуций смотритна решениегосударственныхпроблем черезпризму человека.
Время показало, что это наиболееудачный вариант«жизненнойфилософии»: с одной стороны, он признавалмир «тонких»материй, мирдухов, общениес Небом, с другой– призывалбольше обращатьвнимание насоблюдениепростейшихэтических нормв повседневнойжизни. Правда, самим по себеэти нормы, илиособые правилаповедения, — Ритуал – имелиисключительносвященный, надчеловеческийхарактер.
Но воплотитьв реальностьсамые простейшиенормы поведенияне так легко, как кажется.Даже если оченьподробно идоступно объяснитьчеловеку, какон должен себявести, то врядли стоит ожидать, что он тотчасизменится.Нужен был особыйподход к душечеловека, иКонфуций нашелего.
Великийучитель воспользовалсяодним из самыхдревних культовКитая – культомпредков. Примерэтих людей, ихсветлые иодновременноокутанныемифами образыстали дляконфуцианцевболее значимыми, чем поклонениедалекому абстрактномуНебу. Легендарныепредки в Китаев Китае занимаютместо некихобразцов дляподражания, являются мериломчеловеческихпоступков. Ониже превращаютсяв символ китайскойнации. Такимсимволом позжестал и сам Конфуций.Ритуал –священный законКонфуция.
Ритуал поКонфуцию – этоне правилаповедениячеловека, придуманныеим самим же, аправила высшие, осмысленныечеловеком ипереведенныеим на язык слови жестов. Ритуал– явлениесамостоятельное, данное природой, как всякийестественныйзакон.
Понятие«Ритуал»весьма сложнои многогранно.Сам Конфуцийпризнавал, что«нелегко следоватьРитуалу, древние– и те не всеследовали».Но, тем не менее, есть определенныенормы поведения, которых способенпридерживатьсякаждый. Эточеловеколюбие, долг, преданность, искренность, сыновья почтительность, забота о младших.Вот на этихкачествах иосновывалосьэтическоеучение Конфуция, которое перерослов мощную социальнуюи политическуюдоктрину.
Нормыповедения всемье Конфуцийпереносил направила поведенияв государстве, считал, что«вся Поднебесная– однастрана». Залоггармонии отношенийв стране в том, чтобы каждыйнаходился впредназначенномему месте. Конфуцийназывал этода лунь – основнымипринципамивзаимоотношениймежду людьми.Стержнем жеэтих отношенийдолжно статьчеловеколюбие.Что естьчеловеколюбиеи гуманность.
Эти понятия, по мнению Учителя, должны отличатьчеловека отлюбого другогосущества и, прежде всего, от некитайского«варвара».Именно человеколюбиедолжно царитьв мире гармонии.
Какойже человекможет считатьсячеловеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимообладать пятьюглавными качествами.«Тот, кто держитсяс достоинством, не попадетвпросак, широтазавоевываеттолпы, довериевнушает довериедругим, сообразительностьведет к успеху, милосердиепозволяетуправлятьдругими».
В основегуманностилежат сыновьяпочтительность, братская любовьи уважение кдревности.Именно гуманностьоказываетсятем чувством, которое выделяетблагородногомужа. Оказывается, неофициальныйпост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерноечувство, вечноускользающеекачество какчеловеколюбие, определяетистинностьчеловека.
Междутем, Конфуцийне осмеливалсяназватьсебя по истинечеловеколюбивым.Он также небоялся признать, что точно незнает, что этоза чувство, ине способенсловами объяснитьвсю мистическуюглубину заданногопонятия. Многораз ученикизадавали Конфуциюхитроумныевопросы о том, можно ли назватьтого или иногочеловека гуманным.Однажды Конфуцийсказал, чточеловеколюбиеозначает «любитьлюдей». А знание, или мудрость,- это «знатьлюдей». Одномуиз учениковне удалосьпонять смыслвысказывания, и тогда Учительуточнил: «Воспитыватьпрямоту и избегатьискривлений.И тогда можнокривое выпрямить».Человеколюбие– это отнюдьне качество«для себя», дляудовлетворениясобственноготщеславия, но«для исправлениякривого», т.е.для служениялюдям.
Ночеловеколюбиедля Конфуция– это не простоособая способностьценить людейи любить их.Это даже негуманностькак признаниевысшей ценностичеловеческойжизни. Оно весьмавыборочно.Однажды Конфуцийосудил человеказато, что онсоблюдал траурпо родителямв течение одногогода вместоположенныхтрех лет, назвавего при этомне обладающимчеловеколюбием.
А былли гуманен самКонфуций? Ктобы мог усомнитьсяв неискренностиУчителя. Но вжизни его естьэпизод, которыйпоможет нам, западным людям, понять тотсмысл, которыйвкладывалКонфуций впонятие «человеколюбие».Однажды Учительв качествезнатока всехтонкостей иособенностейРитуала былприглашен вдом одногоаристократа.Когда началосьпредставлениеи зазвучала«музыка четырехсторон света», Конфуций потребовалпрекратитьэто, так каккультурнымлюдям не подобаетслушать музыку«варваров».Когда же наплощадку выбежали скоморохи иакробаты, Конфуцийповелел придатьсмерти простолюдинов, которые осмелилисьнасмехатьсянад знатнымиособами. В итогеактеров подверглистрашной казни– им отрубилируки и ноги.
Развеэто не жестокость? Ведь исполнятьпесни и танцы– работа актеров, к тому же простолюдиныне обязаныразбиратьсяво всех тонкостяхРитуала. В этоми заключаетсяособенностьвосточныхрелигий. Человекобязан строгоподчинятьсяустановленнымправилам, иначеего считают«варваром»и жестоко наказывают.Благородныйи культурныйчеловек в пониманииКонфуция.
Итак, каждый уважающийсебя человекобязан былсоблюдатьРитуал. Но какимже, по представлениямУчителя, долженбыть человекв идеале?
Думыблагородногомужа всегдао возвышенном, о самом трепетноми непостижимымв культуре. Посути это и естьразмышленияо смысле самойкультуры:«Благородныймуж думает оПути (Дао) и недумает о еде.Когда пашут– то за этимстоит страхголода. Когдаучатся – заэтим стоитстремлениек жалованью.Благородныймуж печалитсяо пути и не печалитсяо бедности».
Естьи другой критерийпроявлениякультуры вчеловеке – этознание меры.Животное, увидевпищи, стремитсясъесть столько, сколько сможет.Хищник будетпреследоватьжертву, покасам не упадетот истощения.Но человекудолжно бытьсвойственноосознание меры, или, как однаждыназвал этоКонфуций, «золотойсередины».Правда, по словамтого же Конфуция,«золотая середина– это добродетельныйпринцип, народдавно уже утратил»
О себеКонфуцийотзывалсякритически.Ни разу он неназвал себяблагородныммужем, считаяэто состояниепределом стремлений.Философ говорил:«У благородногомужа три пути.Но ни по одномуиз них я не смогпройти до конца: человеколюбивыйне беспокоится; знающий несомневается; смелый не боится».Перед нами трипути – отшельникаи одинокогоподвижника(человеколюбие), чиновника(знание) и военного(смелость). НоКонфуцийдействительноне стал ни однимиз них – он сталУчителем.ШколаКонфуция.
Процессобучения составляетдля Конфуциянемаловажнуючасть Ритуала.Конфуций вновьи вновь подчеркиваетнеобходимостьучения, этостановитсяважнейшиммоментом егопроповеди.Именно с учениемон связываетсовершенствованиечеловека, аточнее, «выявлениечеловеческогов человеке».Пустые раздумьябез изученияканонов губительны.Внутри себявсе равно ненайдешь того, чем обладала«высокая древность», поэтому ейследует целенаправленнообучаться.
Конфуцийодним из первыхоткрываетбесплатныешколы, подчеркиваяблаготворительно-возвышенныйхарактер своегообучения. Интересно, что Учительне передаетинформацию, в нашем пониманиион, ничему, собственноне учит. Он нерасскажет, какнадо жить. Онсуществуетв этом мире какнравственныйориентир, какуказатель Пути.Сам указательеще не гарантирует, что человексумеет дойтидо конца Пути, но это уже залогтого, что дорогавыбрана верно.
Методобучения Конфуциякажется странным.Он говорит нио чем, всю жизньпроводит вбеседах, а нев чтении лекций.Он заставляетученика соучаствоватьв работе своеймысли, требуетот него живогосопереживания, добиваетсяпередачи знаний«от сердца ксердцу». Конфуцийчасто учит напримерах древности, рассказываето великих мудрецахпрошлого. Своейцелью Учительставит воспроизведениедревних порядковв современнойжизни.
Чтопримечательно, Конфуцийотличалсянемалым терпениеми даже снисходительностьюк людям, в томчисле и к своимученикам. Онпрекрасно знал, с кого можнотребовать«великогодейства», а ктоне способендаже на малое.Властии Конфуций.
ОтношенияКонфуция сгосударствомбыли страннымии необычными.Он несколькораз занималофициальныепосты, но понимал, что ни на одномиз них так и несмог добитьсявоплощениясвоего нравственногоидеала. Однаждыего открытоспросили: «Почемувы не занимаетевысокий пост?».Конфуций объяснил, как обычносославшисьна одну из самыхдревних книг:
В другойраз Конфуцийсогласилсяпринять пост.Какие же аргументыпонадобились, чтобы убедитьего? К мудрецуобратился некийЯн Хо, занимавшийодну из высшихчиновничьихдолжностейв царстве Ции влиявший дажена политикуцарства Лу:
Можно ли назвать человеколюбивым человека, который, накопив богатства, позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно ли назвать мудрым такого человека, который, будучи всегда готовым участвовать в общественной жизни, всегда отклоняет такую возможность? Я бы таковым не назвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне.
Конфуцийответил кратко:
Хорошо, я приму пост.
Но что можетсоставить тотнравственныйстержень, тотдвижитель, который заставляетчеловека служитьв этой жизни? Конечно же, долг. Не приказ, не закон, авнутреннийнравственныйдолг. А подчинениеприказам – этопросто выполнениедолга. Долг –ключевое понятиев проповедиКонфуция. Подданныйдолжен служитьгосударю, государь– заботитьсяо подданных.
Где истокиэтого долга? Естественно, в глубокойдревности, когда все жили, опираясь нанравственныепонятия, которыеи старалсявернуть к жизниКонфуций.Заключение.
СегодняКонфуций превратилсяв живой символнации, подарившийКитаю духовноедолголетие.На народныхкартинках ончаще всегоизображаетсяв виде седогостарца, окруженногодесяткамидетей. Это символтого, что всянация собираетсявокруг Конфуция.
Прошлитысячелетия, реальный образвеликого Учителяскрыли легендыи мифы. Современноеконфуцианствозначительноотличаетсяот того учения, который проповедовалКонфуций, но, в тоже время, оно превратилосьв особый стилькитайской жизнии во многомопределяетповедениенепонятнойдля европейцеввосточнойнации. Дажесовременныекитайскиечиновники –слой весьмамногочисленныйи влиятельный– стараетсявести себя попредписаниямКонфуция: они«не торопливыв словах и делах».Вряд ли большинствоиз них помнятэто высказываниеУчителя, ностиль делопроизводстваименно такой– вполне традиционный.
Такимобразом, влияниена менталитетсовременноговосточногочеловека несомненнооказали древниекультурныетрадиции, в томчисле и заложенныеВеликим УчителемКонфуцием.Список литературы.
«Всеобщая история искусств», т.1, М., 1993 г.
Энциклопедия «Аванта+» «Религии мира», т.6, ч.2, М., 1996 г.
«Основы современной цивилизации», под ред. Боголюбова и Лазебникова, М., 1986 г.
«Феномен Востока», под ред. Семенниковой, Брянск, 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Духовное училище
Реферат Взаимосвязь мотивации достижения к успеху и мотивации к учению в старших классах
Реферат А порой причудливо взаимодействуют, особенно, когда их объектом выступает сам человек субъект жизнедеятельности, которая невозможна без рефлексии и творчества
Реферат Из истории скоростных поездов. http://www.azbukivedi.ucoz.ru/board/prosto_fakty/iz_istorii_skorostnykh_poezdov/1-1-0-156
Реферат Трудовые споры 5
Реферат Конституционный Суд Российской Федерации: конституционные нормы и практика
Реферат Ильичевский порт
Реферат Организация розничной торговли 2 Содержание торгово-технологического
Реферат Отношения эквивалентности и толерантности и их свойства
Реферат Are young people today slaves to fashion?
Реферат Основные термины и законы по физике за курс 9 класса
Реферат Основной капитал предприятия. Анализ использования основного капитала
Реферат Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов
Реферат Психолого-педагогический анализ уроков
Реферат Феодальная раздробленность на Руси XII – XIII вв.