Экология человека: общие положения и определения
В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин
«Человек есть мера всем вещам – существованию
существующих и несуществованию несуществующих».
Быть или не быть? Этот вопрос, который в XVI веке поставил перед человечеством Шекспир устами принца Гамлета, встает сейчас со всей остротой перед людьми планеты Земля. Быть или не быть человеку? И если быть, то каким? И, в частности —
Как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической, а для россиян — экономической и социальной обстановки.
Как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации.
Как противостоять развивающейся ВИЧ-инфекции и других опасных для здоровья и жизни заболеваний?
Как сохранить свои этнические и культурные традиции под давлением современных информационных систем, возможностей интернета, массовой субкультуры, всевозможных сектантских притязаний на наши деньги, души и тела?
Вот круг проблем экологии человека, к осмыслению которых невольно приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли, ее национальных и региональных его квартир.
Иногда полезно вернуться в прошлое. Опустимся по лестнице времен в третий век до нашей эры, и прочтем в трудах Аристотеля, что "… растения существуют ради живых существ, животные — ради человека, домашние животные служат человеку как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получить от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все упомянутое ради людей". Нечто подобное усматриваем мы и в ветхом завете, когда после сотворения Человека, мужчины и женщины «И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всякими животными пресмыкающимися по земле» (Бытие 1.28)
И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву сеющую семя, как есть на всей земле и всякое дерево у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу. (Бытие, 1.29).
Из этих древнейших и множества других текстов религиозного и научного содержания однозначно следует особое положение человека во вселенной. А необходимость удовлетворения желаний, потребностей каждого человека и должно было быть главной заботой правительственных и иных чиновников. После этого необходимого вступления, определимся с содержанием термина «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»? СЭС определил экологию человека как «Область знаний, которая изучает влияние природной среды на человеческое общество и особенности урбанизированных биоценозов».
Это определение не охватывает всего человеческого окружения, поскольку помимо природной среды любого человека окружает еще среда социальная, производственная, также оказывающие на него влияние. Кроме того в этом определении отсутствует сам человек, как личность, как единый живой организм, а также обратная связь между человеком и средой его обитания, на которую он активно воздействует.
Согласно Казначееву, экология человека есть "… новая синтезирующая наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психических и физических возможностей человека. Раскрытие закономерностей производственно-экономического целевого освоения регионов Земли в процессе их преобразования деятельностью человека".
Подобная трактовка экологии человека охватывает ряд смежных, достаточно самостоятельных научных направлений, включая демографию, экономику, социологию, экономическую географию и корреспондирует с определением Б.Б.Прохорова, рассматривающего ее как ассоциацию медико-биологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и географическими подразделениями.
С ним согласна и ректор медицинского института ЯГУ П.Г.Петрова, которая полагает, что «Сегодня мы с полным основанием можем сказать, что экология человека — это междисциплинарная область знаний. Это конгломерат наук. Это наука о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Решение глобальных человеческих проблем, в том числе, и прежде всего — экологических, возможно лишь на основе синтеза знаний и коллективных усилий, направленных к решению этих проблем».
(Позволю напомнить, что конгломератом называют горную породу, состоящую из прочно сцементированных между собой галечек обычно различных по своему составу). Сказанное позволяет рассматривать экологию человека как науку о человеке, синтезирующую, в конечном итоге, все знания о нем.
Тогда «экологию человека» можно определить как комплексную медико-эколого-социально-экономическую отрасль знания, где здоровье людей, социальные, экономические и природные условия рассматриваются как взаимосвязанные составляющие среды и жизни человека.
Отсюда вытекает и основное назначение экологии человека как науки: обеспечить гармонизацию процессов взаимодействия людей между собой и с внешней средой, имея стратегическую цель — обеспечение условий устойчивого развития общества в благоприятных для этого социальных, ресурсных и экологических условиях.
И так, составными частями системы знаний, которую можно определить как экология человека есть человек и окружающая среда его обитания. Продолжим рассмотрение вопроса характеристикой человека.
Человек и его окружение
Не вызывает сомнения существование взаимосвязи здоровья человека с окружающей его природной средой, в том числе — средой измененной воздействием на нее человека. Однако, окружающая человека природная среда — это мощный, но не единственный фактор, определяющий наше здоровье: физическое и психическое состояние, работоспособность и возможности адаптации к изменению внешних условий. Оценить последствия взаимодействия человека со средой возможно с использованием системного анализа, позволяющего, пусть и с некоторой долей условности, рассмотреть всю совокупность факторов взаимодействия человека со средой. Попробуем построить такую систему взаимодействий на антропоцентрическом подходе, т.е. принимая условие, что центром происходящих в системе взаимодействий между ее компонентами является человек.
Анализируя структуру воздействующих на человеческую личность факторов — компонентов антропоцентрической системы, и представив ее в форме круга (или сферы), в центре которого пребывает человек, представляется возможным вычленить сегментов (или зон) взаимопроникающих друг в друга и, одновременно достаточно дифференцированных по своим свойствам и по последствиям воздействия на человека. Эти сегменты: Производственная сфера, в узком смысле слова — технологическая, обеспечивающая реализацию социальных и материальных, биологических потребностей человека, в первую очередь.
Социальная, обнимающая социальные институты человеческих обществ (популяций, формаций), призванная обеспечить социальные потребности человека как одного из разумных членов общества:
Информационная, проникающая во все сферы окружающей человека среды, но имеющая важнейшее самостоятельное значение в формировании личности человека, его жизненных ориентиров;
Духовная, обеспечивающая духовные, культурные, интеллектуальные потребности человека, определяющая уровень его культуры, интеллекта;
Природная, включая ее измененные человеком категории окружающей природной среды.
Каждая из этих сфер способна оказать внешние влияния на человека. Однако, не трудно показать, что последствия их воздействия на него будут определяться еще и внутренним содержанием человека, его психической устойчивостью и физическим состоянием. Порой нескромный взгляд приводит к выяснению отношений с самыми неблагоприятными последствиями для личностей, их выясняющих, а в другом обществе подобная неловкость может лишь вызвать снисходительную улыбку.
Понятно также, что вычленение приведенных выше сфер в системе факторов взаимодействующих с человеком достаточно условно. Действительно, никакое производство не осуществимо без каждой из обозначенных здесь зон — природной, из которой черпаются природные ресурсы, информационной, несущей в себе представления об этих ресурсах, а также технологиях, которые могут быть использованы для их добычи и переработки, социальной, которая объединяет интересы работающих людей. И, тем не менее, правомерен и дифференцированный подход к анализу взаимодействия обозначенных зон с человеком в системе Человек « Окружающая среда. Однако, прежде чем обратиться к вопросам взаимодействия человека с компонентами окружающей его среды, необходимо коснуться и самого человека, рассмотреть природу возможных его реакций на эти воздействия.
Человек — личность
Согласно ак. И.Т.Фролову: человек — субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
В соответствии с представлениями В.И.Вернадского, человек — составная часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанная в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно только он, человек обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам. Одновременно человек — это личность, то есть элемент определенных социальных структур. В настоящем разделе внимание сосредоточено именно на личностных характеристиках человека, а не на его биологической сущности.
Человек как личность представляет собой относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании и деятельности. Иначе, личность человека — есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как индивида, как члена общества или человеческой общности.
Следовательно, личность — это всегда достаточно сложное целое, в котором можно вычленить три основные части или, как говорят психологи — основных блока.
1-й блок — отражает направленность личности, систему ее отношений к окружающему миру. Он раскрывается через мотивы поведения человека (т.е. причины, побуждающие его к деятельности или действиям, адекватным ситуациям), через потребности человека, его чувства, эмоции.
2-й блок объединяет возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности в той или иной области. В частности — это воля, способности, интересы.
3-й блок характеризует стиль поведения личности и объединяет такие черты, как характер и темперамент.
Анализ всех этих признаков, в их сочетании, позволяют понять, а при необходимости — спрогнозировать, предвидеть те или иные действия человека, объяснить почему он поступил именно так, а не иначе. Остановимся подробнее на содержании этих трех блоков, начав их анализ с характеристики потребностей человека.
Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.
Отсюда потребности, по отношению к человеку, есть фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение и выступают как источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления человека, его чувств и воли.
Различают четыре основных вида потребностей: биологические, информационные, социальные и духовные. К социальным также могут быть отнесены потребности трудовые, экономические. Особое место занимают в формировании личности потребности духовные (религиозные, культурные, эстетические).
Существует иерархия потребностей от чисто биологических, первичных, таких как потребности в пище, воде и кислороде, без чего не возможно поддержание жизни, до утонченной потребности в самореализации, которая возникает в качестве завершающей на самом верхнем их уровне. Ее можно представить в форме пирамиды (рис. 1).
/>
Рис.1. Пирамида потребностей человека по Маслоу
Потребности человека есть объективная реальность, его непременное свойство, как любого другого живого организма. Столь же естественно и стремление к удовлетворению своих потребностей являющееся мотивацией к действию, проявлению физической, интеллектуальной или социальной активности и эмоций, а в крайнем своем выражении является источником агрессивности и стресса.
Формирование потребностей человека — сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения.
Однако одностороннее развитие каких то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, может привести (и нередко приводит) к деформации личности, возникновению в человеке личностных свойств нежелательных для общества, а порой пагубных для самого человека.
Потребности человека как биологического вида по сути — потребности не только и не столько чисто биологические, сколько экологические. Действительно, Человек, как и любой другой организм, нуждается в таких свойствах внешней среды, которые обеспечивали бы необходимый для его существования обмен веществ. Через удовлетворение этих потребностей реализуется развитие, поддержание и воспроизводство жизни. Это потребности в жилище, пище, одежде, тепле, защите от стихийных бедствий. Особо здесь следует выделить потребность в брачном партнере, поскольку эта необходимость в человеческом обществе реализуется не только через удовлетворение биологических, но также социальных и духовных потребностей.
В каждой из выделенных категорий потребностей можно различать их материально-энергетическую и информационную части.
К числу биологических, следует отнести и потребность в экономии сил в производственной деятельности, побуждающая человека искать наиболее легкий и малозатратный энергетический и ресурсный путь к достижению цели. Отсюда возникает непрерывное совершенствование технических средствах, позволяющих производить материальные блага с наименьшими затратами сил и ресурсов, стимулирующая производство научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Однако, крайнем случаем переразвитой потребности экономии сил известен как обломовщина, выражается в физической и умственной лени, апатии, инфантильности. Возможность удовлетворения потребностей осуществляется через производство материальных благ, через труд, которым человек, по выражению К.Маркса "… регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". Удовлетворение любых потребностей требует, в свою очередь, информации о путях достижения этой цели, способах преодоления препятствий к ее достижению. Отсюда вытекает необходимость в информационных потребностях. Однако последние правомерно рассматривать и в качестве совершенно самостоятельной категории, как потребности узнавать новое, ранее неизвестное. Постигая закономерности развития окружающего его мира, человек использует познанные им законы в создаваемых моделях, будь то научные теории, технологии производства, произведения картографии или искусства.
Естественное и необходимое удовлетворение материальных потребностей, приобретение для этого предметов домашнего обихода, одежды, технических средств, современной радиоэлектронной аппаратуры и компьютерной техники, всего того, что облегчает быт и рабочий процесс, необходимо и оправдано. Однако, в случае гипертрофированного, неуправляемого развития материальных потребностей их удовлетворение легко переходит в пустое накопительство практически неиспользуемых вещей или предметов, в «вещизм». Это могут быть разные вещи, это могут быть даже книги, если они покупаются для того, чтобы служить украшением интерьера зала и своими корешками с золотым или серебряным тиснением подчеркнуть разносторонние интересы обитателей дома. Отсутствие желаемой вещи, невозможность ее приобретения могут, в этих случаях, вызывать устойчивые отрицательные эмоции, отвлекать от действительно необходимых и полезных дел, принижать духовно-нравственный потенциал личности. Подобные ситуации, отрицательно влияющие как на личность, так и на ее взаимоотношения с окружающими людьми нашли отражение во многих религиозных наставлениях. Мы неоднократно будем обращаться к этим источникам человеческой мудрости не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в них сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.
В равной мере биологическая (физиологическая) потребность к пище может быть гипертрофирована в обжорство со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья человека. Если основные насущные потребности: физиологические, защищенности себя и своей семьи, и достойного положения в окружающей социальной среде полностью удовлетворяются, человек, как личность, получает дополнительные возможности для анализа собственных чувств, адекватного восприятия окружающей обстановки, развития самоуважения, необходимого для принятия самостоятельных решений. Очевидно и то, что именно такая ситуация способствует развитию социальной активности личности, реализации творческих способностей человека. И наоборот, необходимость повседневно бороться за возможность удовлетворения своих физиологических потребностей, опасаться за свое благополучие и благополучие членов своей семьи, добиваться достойного места в умах окружающих его людей, является объективным препятствием развития таланта и способностей личности и их реализации в делах, которые могли бы дать достойное моральное удовлетворение и материальную компенсацию. В определенных социальных условиях возникает противоречие между потребностями к производительному труду, отличающему человека от всех остальных живых организмов Земли, и к обладанию продуктами труда, к их накопительству. Формируется общество потребления. Само его существование предусматривает прямую или косвенную эксплуатацию каких-то иных общественных групп людей. В иных случаях гипертрофированные потребности к потреблению приходится рассматривать, как следствие деформации общественных отношений, как это происходило, например, у нас с обогащением партократического и чиновничьего аппарата, представителей депутатского корпуса, пользующегося всяческими, неоправданными льготами и благами.
Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. В резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. по этому поводу говорится о необходимости уделять особое внимание спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением и эффективному использованию этих ресурсов, чтобы тем самым свести к минимуму их истощение и загрязнение природной среды. Отмечается, что хотя в отдельных странах существует весьма высокий уровень потребления, основные потребности значительной части человечества остаются неудовлетворенными или удовлетворяются неполно. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду.
Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Рассуждения по этому поводу можно обнаружить во многих религиозных источниках. Мы неоднократно будем обращаться к этим основаниям человеческой мудрости, не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в священных книгах сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.
Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль „И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“. [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным — не ставь перед собой цели обогащения.
Значительно более современным языком и уже без каких либо аллегорий писал об этом пророк молодой религии бахаи Баха-Улла: „Любая вещь, доведенная до чрезмерности, становится источником зла...“. Это положение может быть дополнительно иллюстрировано высказываниями его сына и последователя Абдул-Баха: „Помните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь в Париже. Я предостерегаю Вас: не позволяйте материальным благам этого мира закабалить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе равнодушия, но подняться и сбросить оковы“.
Смена сложившейся парадигмы потребления, отход от ставшего уже обычным „чем дороже, тем престижнее“ или „чем больше, тем лучше“ к принципам разумной необходимости, обеспечивающей возможность достойной жизни современного человека — вот далеко не легкий путь, который надо будет пройти для того, чтобы приостановить, а в дальнейшем — снизить беспрецедентное расходование природных ресурсов, энергоемкость производства, продукции и благоустройства.
Резолюция ООН, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечает тесную взаимосвязь нищеты и ухудшения состояния окружающей среды и подчеркивает необходимость в мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере учитывать существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства. Эти идеи также приведены в одном из принципов Бахаи, отражающим распределение средств к существованию. В частности, Абдул-Баха пишет: „Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности, необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние, согласно своему рангу и положению“. Понимая, что „Равенство — Химера! Достигнуть его невозможно“, поскольку способности людей весьма различны, он подчеркивает, что »… ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Насправедливы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние". Он адресует эту позицию членам правительств, вырабатывающим соответствующие законодательства, однако вопрос о самоограничении жизненных благ каким то разумным минимумом стоит перед каждым жителем Земли, думающем о ее будущем.
Гипертрофированные желания, не отвечающие реальному вложению в общественно-полезный труд личных усилий, отсутствие возможности удовлетворения этих желаний, порождают душевный дискомфорт, могут явиться фактором, стимулирующим антиобщественные поступки, преступления против общественной или частной собственности, деградацию личности, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Из потребностей человека, возможностей их удовлетворения, рождаются чувства и эмоции. А осмысление складывающейся ситуации, на основании которого мы производим выбор своих, направленных к достижению цели, действий по реализации потребностей принято называть мотивацией
Чувство 1) по В.Далю – «состояние того, кто чувствует что- либо. Чувство боли, радости, любопытства». Можно добавить — чувство голода, боли, утомления, холода, озноба, болезненности. 2) Переживание, осознание человеком своего отношения к тому, что он делает и познает, к результатам своей деятельности, к другим людям, к самому себе, к возможности или невозможности удовлетворения своих потребностей. Правомерно подразделить их на парные, взаимопротивоположные категории, такие как: любовь — ненависть; радость — горечь: симпатия — антипатия (отвращение): привязанность — равнодушие; голод — сытость.
Чувство, как устоявшееся отношение человека к окружающему миру становится чертой личности. Важной характеристикой человеческой индивидуальности, служит, например, чувство юмора. Так ак. В.А. Ребиндер полагал, что науку делают люди веселые. Нытики и пессимисты, как правило, неудачники, ибо они не способны к творчеству. По мнению эколога К.Лоренца, юмор есть одна из форм социально приемлемой агрессивности, а смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника мы высмеиваем его, разряжая свою агрессивность столь мягким способом. Люди, обладающие чувством юмора, как правило, высоко интеллектуальны, способны трезво оценивать происходящие события, адекватно на них реагировать.
Потребность самоутверждения в определенных ситуациях сделает смех злорадным. Потребность придти на помощь, разрядить напряженную обстановку обернется доброй шуткой. Потребность в восстановлении справедливости наполнит смех разящим сарказмом.
Эмоции, в отличии от чувства — более простое, сиюминутное и непосредственное переживание, вызванное какими-то действиями, чьими-то словами, какой-то, как правило неожиданной информацией. Как и чувства, эмоции могут быть положительными или отрицательными, но они всегда вызывают резкую актвационную реакцию организма, вследствие чего на короткое время эмоции могут возобладать над чувствами, «над разумом», толкнуть на необдуманный поступок, не адекватный действительной ситуации. Так нередко бывает в дискуссиях, коллективных «выяснениях отношений», выступлениях перед многочисленными слушателями, в других случаях, когда самоконтроль затруднен или потерян. В частности, на эмоциональной основе формируется так называемый «синдром толпы», который характерен тем, что индивидуальные реакции подавляются общим настроением массы людей, нередко действующих вопреки собственным установкам.
Эмоциональные реакции человека в значительной мере определяются не только характером поступившей к нему информации, но также его личностными установками их восприятия. В частности — уровнем интеллекта. Очевидно, что чем выше этот уровень умственного развития, тем легче и быстрее во времени человек сможет осмыслить случившееся, понять причину несоответствия каких то ожидаемых им событий реально наступившим, проконтролировать в полной мере адекватность своих действий. Интенсивность проявления эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность определяется ситуацией в целом и ее восприятием субъектом эмоциоционального воздействия.
Систематическое эмоциональное напряжение, связанное с недостаточной информацией или постоянными отрицательными эмоциями могут усилить активационные реакции организма до состояния стресса, что, в свою очередь, может вызвать нарушения в физиологическом и (или) психическом отношении. Одновременно эмоциональные напряжения стимулируют физиологическую и психическую активность организма, однако сила возбуждающих факторов и их индивидуальное восприятие не должна превысить какого то рационального уровня. Особо следует остановиться на мотивациях агрессивного поведения, как следствия эмоционального возбуждения и неадекватных реакций со стороны субъекта эмоционального воздействия. В качестве причины агрессивного поведения могут выступать факторы биологические, социальные и информационные.
Биологические мотивации агрессивного поведения предопределяются природными основаниями коры головного мозга и уходят в далекое прошлое, когда практически только агрессия могла предотвратить утрату территории, женщины, семьи или пищи в случае появления конкурента. По мере умственного и интеллектуального развития человека, все чаще возникали эпизоды альтернативных возможностей выхода из сложных положений с неагрессивным поведением, с подавлением первичных агрессивных склонностей. Исследования показывают, что агрессивные дети вырастают в семьях, где на детей не обращают внимания, не интересуются их школьными делами, друзьями, свободным времяпровождением.
Мальчики бывают более агрессивны в семьях малограмотных родителей, девочки в семьях с низким достатком. Особое беспокойство в США вызывает роль телевидения с демонстрацией актов жестокости. Эти сцены моделируют ситуации насилия и постоянное их созерцание может выработать у зрителей с неокрепшей психикой, в частности у подростков, стереотипические реакции собственных действий в аналогичных или близких или кажущихся близкими случаях. Подобные постоянно наблюдаемые сцены насилия могут вызывать повышенное возбуждение у лиц, склонных к агрессивным мотивациям. Или, наоборот, своим постоянством и однообразием выработать обратную реакцию равнодушия, которое может проявиться в неоказании помощи пострадавшим или подвергнувшимся насилию людям. --PAGE_BREAK--Психологические особенности личности
Психологические особенности личности определяются волей, способностями, интересами.
Воля — психологическая деятельность человека, определяющая целенаправленность в достижении поставленной цели, контролирующая поступки, связанные с преодолением препятствий на пути к ней, способность к внутренним усилиям, необходимым для достижения цели.
Для волевого акта характерно действие, определяемое не желанием «я хочу», но пониманием того, что это действие «необходимо». Вне зависимости от того, совпадает это с сиюминутным желанием или нет. Воля проявляется не только в умении достичь той или иной цели, но и отказаться от каких-то действий, от ее достижения если это необходимо, если эти действия могут принести кому-то вред. «Большая воля, — писал А.С.Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиваться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Волевое действие часто бывает связано с выбором альтернативного решения. Воля не есть нечто постоянное, заданное человеку с его рождения и сопровождающее его по всей жизни. Воля — качество переменное, она укрепляется с его взрослением и ее уровень существенно зависит от системы воспитания. Не способствуют формированию волевого человека неправомерно строгое воспитание в детстве, исключающее проявление личной инициативы, равно, как и потакание первому требованию ребенка. Не будучи способным аргументировать необходимость исполнения своих желаний и тем более прогнозировать последствия их реализации, ребенок целиком и полностью оказывается во власти родителей, постоянные запреты которых или наоборот, равнодушие к делам ребенка лишают его возможности наработать необходимые для жизни стереотипы волевого поведения. Став взрослым, он в первом случае предпочтет следовать за лидером, способным очертить круг его деятельности или поступков, отнюдь не всегда для него полезных; во втором предпочтет пассивное ожидание или неучастие и знаменитое русское «авось, все образуется само собой» каким бы-то ни было активным действиям. Очевидно, что по мере взросления и отдаления от родителей, воспитателей и учителей, формирование волевых качеств становиться исключительно прерогативой самого человека и происходит на основе постоянного анализа альтернативных ситуаций, возможных адекватных действий и прогнозирования их последствий. Человек всегда склонен к самоанализу, оценке своего «Я». И в числе качеств, которые всегда интересно знать, особенно молодым, насколько же сильной волей я обладаю. Существуют различные психологические тесты, позволяющие оценить волевые качества человека, однако наиболее объективные и, одновременно, целесообразные состоят в способности (или неспособности) избавления от вредных привычек и наработанных стереотипов поведения и речи.
К первым относится отказ от употребления, табака, алкоголя и наркотиков. Эти слова не случайно расположены в таком порядке. Человеку легче всего бросить курить, затем — пить и, обычно уже с помощью врача — употреблять наркотики. Трудности отказа от этих привычек состоят не только в физиологии — вхождении никотина, алкоголя и наркотических средств в систему обмена веществ, перевод такого «искаженного» обмена веществ на новый уровень, без добавления названных компонентов в организм, может оказаться достаточно болезненным. Трудности состоят также в необходимости преодолеть стереотипы своего поведения, связанные с закуриванием сигареты (после сна, после еды, во время разговора, во время всеобщего перекура на отдыхе, в случае какой то стрессовой ситуации или состояния глубокой задумчивости) или принятия спиртного в связи с…
Есть также питейные традиции, идти наперекор которым значит обречь себя на непонимание или откровенное пренебрежение, отторжение обществом. Знаменитое «если ты со мной не пьешь, значит ты меня не уважаешь» после каждой следующей рюмки выпитой вашим окружением, будет приводить его ко все возрастающей агрессивности. Найти в себе силы, не пойти на поводу — вот действительная проверка своей воли. Однако в первую очередь надо преодолеть себя, свое собственное «Я», которое будет находить массу причин, чтобы именно сегодня, в связи с… и в последний раз, ну в самый последний раз дать слабину и принять капелюшечку, ну самую малость… И это самое «Я» не вспомнить вовремя, что «первая — колом, вторая — соколом, а третья — легкой пташечкой» и «лиха беда начало, а конца и не видать..». Успешный опыт формирования положительной мотивации против злоупотребления алкоголем иди куреньем состоит во внедрении в свое сознание семи принципов: 1) нигде, 2)никогда, 3) ни с кем, 4) нисколько, 5) ни по какому случаю, 6) никаких и 7) ни под каким давлением извне.
Для того чтобы психологически облегчить себе подобное испытание, целесообразно оговорить для себя его срок и сама мысль о том, что наступит день окончания поста облегчит бремя принятого решения. А когда наступит этот долгожданный день, окажется, что без труда можно пролонгировать это действо еще и еще, пока «отвычка» от этих привычек станет второй натурой. Однако, успех этих волевых усилий возможен лишь при условии понимания их необходимости для вашего будущего, для вашего физического и психического здоровья, здоровья ваших детей, уже родившихся или еще планируемых на перспективу, поддержания стабильных отношений в семье и устойчивой работоспособности. Только глубокое понимание смысла подобной акции поможет выработать мотивации, способные довести начатое до логического завершения, не сбиться и не свернуть с намеченного пути.
Надобно заметить, что не меньшие волевые усилия приходится прилагать и работая над правильной речью. Эта работа также требует постоянного внимания потому что отказ от удобных и привычных слов и фраз — означает также отказ от наработанных речевых оборотов, зафиксированных в вашем сознании может быть с самого детства. Отказ от них, замена на более целесообразные, отвечающие современным требованиям коммуникации — огромный труд, требующий предельного напряжения воли и внимания. И снова, приходится еще раз повторить, что успех преодоления этих языковых трудностей и выход на новый уровень культуры речевого общения состоится лишь при понимании его необходимости для вашего будущего в жизни, в бизнесе, преподавательской или иной деятельности, требующей от вас свободной грамотной и образной речи, сочетающей в себе красочность с точностью формулировок и аргументов. Только такое глубинное понимание смысла и необходимости подобной акции поможет выработать мотивации, способствующие тому, что начатое дело будет доведено до логического завершения и останется только поддерживать свою речь на оптимальном уровне всю оставшуюся жизнь.
Формирование волевых качеств подразумевает также их поддержание на каком-то необходимом для вас уровне. Он может быть различен, в зависимости от вашей жизни, условий работы, складывающихся отношений в семье и обществе. Между тем, возможны ситуации, когда незаметно и исподволь, как будто для вашего же блага, будут происходить посягательство на вашу волю, начинается процесс вашего обезволивания, зомбирования, с использованием психотропных препаратов, гипнотического или медитативного воздействия. Подобные приемы широко используются при вовлечении людей в организации или группы, называющие себя религиозными сектами, а на деле являющиеся прибежищем фанатиков или просто бандитов, использующих религию лишь в качестве удобной маскировки для овладения имуществом и деньгами «братьев по вере» или свершения их руками противоправных дел, не имеющих к религии никакого отношения. Сам процесс вовлечения происходит постепенно, незаметно для субъекта над которым работает руководитель такой организации, а зомбируемый человек, лишившись воли и не способный сопротивляться внешнему давлению, перестает осознавать свое истинное положение, уходит от семьи, отворачивается от окружающих его людей. Наиболее известными из таких сект, функционирующих на территории Украины и России, мобилизующих в свои ряды юношей и девушек, являются Церковь Муна и «Белое братство», порушившее многие семьи на всей территории этих стран.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sitc.ru/
Ссылки (links):
www.sitc.ru/