Реферат по предмету "Экология"


Экологическая политика Китая

Министерство образованияи науки Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Чувашскийгосударственный университет им. И.Н. Ульянова»
Географический факультет
Кафедра геоэкологии иприродопользования

Курсовая работа
на тему:
«Экологическая политикаКитая»
 
Выполнилстудент 4 курса
Гр.ИГФ-21-06
КонноваНадежда
 
Научныйруководитель
ГавриловО.Е.
Чебоксары 2009

Содержание
 
Введение
Гл. I Экологическая политика современного Китая
1.1 Проблемы экологии в Китае
1.2 Анализ окружающей среды Китая
1.3 Изменение климата в Китае
Гл.II Развитие экологической политики Китая
2.1 Охрана окружающей среды
2.2 Внутренняя экологическая политика Китая
2.3 Законодательство в области защиты окружающейсреды в Китае
2.4 Китай в системе международного сотрудничествав области охраны окружающей среды
Гл.III Перспективы развития экологической политики Китая
3.1 Основные проблемы китайской экологическойполитики
3.2 Правоприменения в области защиты окружающейсреды
3.3 Неофициальная экологическая политика иобщественное мнение по вопросам окружающей среды
3.4 Проблемы китайской экологической дипломатии
3.5 Долгосрочные перспективы экологическойполитики Китая
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
 
Одними изострейших проблем современного Китая являются экологические. В силу давлениядемографического фактора на ограниченные природные ресурсы они выглядят болеесерьезными по сравнению с ситуацией в других странах. В основе большинства изэтих проблем – непродуманные политические решения (в период политики «большогоскачка»), приведшие к значительным экологическим потерям.
Ставка всельскохозяйственной политике на зерновые культуры привела к вовлечению вхозяйственный оборот не используемых массивов, в том числе лесов и болот,результатом чего стала эрозия почв и расширение площади земли, подверженнойзаболачиванию и засолению. Продолжался процесс опустынивания, частично имевшийприродное происхождение, но в основном связанный с перевыпасом скота, вырубкойдеревьев под сельскохозяйственные угодья или на стройматериал. Снижениеплодородия почв, сокращение посевных и пахотных земель, орошаемой площади сталоустойчивой тенденцией. Устранение экологических последствий такой политикирассматривалось в контексте решения продовольственной проблемы, не учитываяинтересы охраны окружающей среды. В итоге противоэрозийные мероприятияотставали от темпов эрозии почв.
Организованныепосадки леса не смогли в полной мере компенсировать его вырубку, к тому же онипроводились неравномерно: на юге возникли новые леса, а на северо-востокепродолжалась вырубка леса.
На долю Китаяприходилось 10 % мирового разнообразия животного и растительного мира, однакоосушение болот, вырубка лесов, деградация лугов, загрязнение атмосферы и водныхресурсов привели к потере многих видов животного и растительного мира. Однакосокращение биоразнообразия долгое время оставалось без внимания. Приоритетнымиэкологическими проблемами были признаны в первую очередь те, которые связаны спромышленным загрязнением.
В результатеиндустриализации и урбанизации для Китая одной из основных стала проблемадефицита питьевой воды: ежегодно на душу населения в Китае приходится менеечетверти среднемировой нормы потребления воды. Кризис водных ресурсовсуществовал уже давно, но на рубеже веков он усилился из-за увеличения спросана воду со стороны населения и промышленности, а также вследствие деградацииводных ресурсов в связи с их загрязнением. Из 35 знаменитых озер Китаязагрязнено 17. С течением времени ситуация все больше обостряется.
Устаревшаятехнология сжигания угля и отсталая промышленная структура, отсутствие эффективногоэкологического контроля привели к загрязнению атмосферы (двуокисями серы иуглерода) практически во всех крупных городах страны и обострилимедико-санитарную обстановку. Выбросы в атмосферу двуокиси серы стали главнойпричиной кислотных дождей.
По сравнениюс другими развивающимися и даже некоторыми развитыми странами Китай достигсущественных успехов в создании законодательной и исполнительной базыэкологического регулирования. С 1983 года охрана окружающей средырассматривается как важная часть государственной политики.
 

Гл. IЭкологическая политикасовременного Китая
1.1 Проблемы экологии вКитае
В моейкурсовой работе рассматриваются проблемы экологизации политики современнойКитайской Народной Республики. Анализируются состояние окружающей среды идемографическая ситуация современного Китая. Рассматриваются внутренняяэкологическая политика Китая, политика по отношению к глобальным проблемамокружающей среды, например проблеме изменения климата. Обсуждаютсяприродоохранное законодательство Китая, современные правовые документы,определяющие политику и действия Китая в решении глобальных проблем. Особоевнимание уделяется деятельности Китая в данной области на международной арене иактивности негосударственных акторов внутри КНР. Обсуждаются проблемы китайскойэкологической дипломатии и противоречия между целями экономического развития иэкологической безопасности КНР.
Северо-ВосточнаяАзия является наиболее интенсивно развивающимся индустриальным регионом в мире.Поразительный экономический рост послевоенной Японии, за которым последоваличетыре «тигра» — Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг, а в настоящее времяи присоединившийся к ним Китай, меняют лицо Восточной Азии. Как отмечает М.Шрёз, в связи с тем, что за исключением Японии и до начала демократизации вконце 1980 г. Южной Кореи в странах Восточной Азии правили авторитарные режимы,экономический рост и намерение догнать Японию и Запад были первоочереднымизадачами правительств в регионе. В целом, по мнению М. Шрёз, политико-экономическаясистема Восточной Азии может быть охарактеризована наличием сильных государствс тесными правительственно-индустриальными связями и относительно слабымразвитием гражданских обществ.
Северо-ВосточнаяАзия, к которой исследователи относят Японию, Китай, Северную Корею, ЮжнуюКорею, Монголию и Дальний Восток России, включает в себя широкий спектрполитических систем культур и уровней индустриального развития. В большинствестран региона приоритет отдается такой модели экономического развития, когда напервое место ставится экономический рост, а проблема «чистой окружающее среды»рассматривается в последнюю очередь. Экономический рост непрерывно ускоряетпотребность в энергии, которая, в свою очередь, вносит вклад в экологическийкризис в этом густо населенном регионе.
Экспертыотмечают, что экологическая ситуация в регионе стремительно ухудшается, апроблемы окружающей среды приближаются к критическому состоянию. Это заставляетправительства как реагировать на проблемы внутри стран, так и принимать меры натрансграничном и региональном уровнях. Одни из таких проблем — опустынивание исильные песчаные бури, исходящие из Северного Китая и доставляющие многопроблем соседним странам Корее и Японии. Серьезной проблемой региона являетсявопрос об утилизации ядерных отходов, в связи с чем существует очагнапряженности между Северной Кореей и Южной Кореей. Разрушение окружающей средыв Северной Корее было причиной появления в 2002 г. «экологических беженцев»,которые пытались перебраться в Японию и Китай. Авария на предприятии химическойпромышленной компании Жилин в 2005 г. на реке Сонгуа в Северо-Западном Китаесчитается самой серьезной химической аварией за всю историю Китая, в результатекоторой 3,5 млн человек остались без питьевой воды. Поскольку река Сонгуавпадает в Амур, пострадавшей стороной оказалась Россия, жителям Хабаровска былорекомендовано не использовать питьевую воду из Амура, а Китаю пришлосьприносить извинения России и оказывать содействие в усилиях по очисткетоксичного пятна и мониторингу развития ситуации.
В то же времяэксперты отмечают, что хотя Северо-Восточная Азия — это один из регионов мира снаименее слабым институциональным развитием, озабоченность проблемамиэкологической безопасности распространяется в регионе повсеместно и с впечатляющейбыстротой.
КитайскаяНародная Республика является одной из наиболее интенсивно развивающихся странрассматриваемого региона, оказывающая значительное воздействие на окружающуюсреду. По этой причине, а также в связи с сохраняющейся высокой численностьюнаселения страны и ограниченностью природных ресурсов из расчета на душунаселения анализ экологической ситуации в КНР и выявление экологическойразмерности ее внешней и внутренней политики представляются нам актуальными ивесьма своевременными проблемами. Совершенно очевидно, что Китай вынужденрешать проблему экономического роста в условиях нехватки природных ресурсов иухудшающейся экологической обстановки, а политику в области окружающей среды иразвития соотносить с целями и задачами экономического развития.
Для выявленияэкологической размерности политики современного Китая в статье будутрассмотрены проблемы состояния окружающей среды, аспекты развития экологическойполитики КНР, включая анализ законодательства страны в сфере охраны окружающейсреды, вопросы международного сотрудничества этого государства в решенииглобальных экологических проблем и задачи экологической дипломатии. Будетпроанализирована роль гражданского общества и неправительственных организаций вразвитии экологической политики КНР.
1.2 Анализ окружающейсреды Китая
Состояниеокружающей среды Китая обусловлено географическим положением страны,демографическими характеристиками, политикой в области энергетики,особенностями интенсивного экономического развития, характеристикамиантропогенной деятельности, экологической политикой и поведением основной частинаселения по отношению к окружающей среде.
Начиная с1970 г., по мнению экспертов, Китай стоит перед лицом серьезной деградацииокружающей среды, и эта ситуация привлекает постоянное внимание международногосообщества. В настоящий момент Китай стоит перед лицом таких глобальныхэкологических проблем, как потеря биоразнообразия, опустынивание, уничтожениелесов, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение водных бассейнов,нехватка питьевой воды, загрязнение воздуха и почв, изменение климата.
Основнымэнергоносителем до сих пор является каменный уголь; его добыча в 1987 г.составила 928 млн т, на его долю приходится 76,3% производства всей первичнойэнергии в стране. По-прежнему каменный уголь является источником серьезногозагрязнения окружающей среды в Китае. Его использование дает 73% выбрасываемойв атмосферу сажи и 90% двуокиси серы. С 1950 г. до 2002 г. объем выбросовдвуокиси углерода от ископаемого топлива в Китае составил 9,3% от мировогообъема за тот же период, по среднедушевому уровню выбросов двуокиси углеродаКитай стоит на 92-м месте в мире, коэффициент упругости выбросов двуокисиуглерода на единицу ВВП тоже весьма низок (Белая книга…, 2006). Выбросы от использованиякаменного угля являются причиной «кислотных дождей» и густого смога над Пекиноми другими крупными городами.
В преддверииОлимпиады 2008 г. благодаря предпринятым мерам в Пекине состояние окружающейсреды заметно улучшилось, однако остаются серьезные проблемы с загрязнениемводных бассейнов, прибрежных морских зон, воздушного бассейна.
 
1.3 Изменение климата вКитае
 
В связи сувеличением выбросов СО2, СН4 и N2О в Китае предсказывается ежегодное повышениесредней температуры от 0,5 до 0,8°C, что выше глобального среднего повышения.Изменение температуры в Северо-Западном и Северо-Восточном регионах Китаязаметно особенно зимой. С 1986 г. до 2005 г. в Китае было подряд двадцатьтёплых зим. Предсказывают, что к 2020 г. температура в Китае будет повышатьсяна 1,3–2,1°C, а к 2050 г. прогнозируется повышение на 2,3–3,3°C.
Наблюдаетсяизменение количества региональных осадков в сторону их увеличения. В регионахЩипы (северо-западная часть Китая), Донпы (северо-восточная часть Китая) иХуанпы (центральная и северная части Китая) осадки заметно уменьшились. Каждыедесять лет они уменьшались в среднем на 20–40 мм; в регионах Щинан(юго-западная часть Китая) и Хуаннан (центрально-южная часть Китая) осадкизаметно усиливались, каждые десять лет они повышались на 20–60 мм. В будущие 50лет среднегодовое количество осадков будет увеличиваться: уже к 2020 г. на2–3%, а к 2050 г. на 5–7%. Следствием сокращения количества осадков можетоказаться опустынивание. Наступление пустыни Гоби и некоторых других пустынь вКитае есть результат чрезмерной эксплуатации земельных угодий и глобальногопотепления.
В последниепятьдесят лет на территории Китая наблюдается увеличение стихийных бедствий. Наюге чаще бывают наводнения, на севере — засуха. На последующие 100 летпрогнозируется учащение природных катаклизмов, таких как наводнения, засухи,ураганы и др., понижение урожая сельскохозяйственных культур, потерябиоразнообразия.
Еще однимследствием изменения климата является подъем уровня моря. Наиболее заметно этопроизойдет у дельт рек Чжуцзян, Янцзы и Хуанхэ: там возможно повышение уровняводы на 9–107 см. В числе возможных последствий потепления ученые отмечаюттакже расширение подверженных опустыниванию территорий и дальнейшее сокращениеплощади ледников в Северо-Западном Китае (на 27% к 2050 г.). Быстрое таяниеледников является следствием глобального потепления, оно будет обостряться.Китайские учёные прогнозируют исчезновение ледников в Тибете .

Гл.IIРазвитие экологическойполитики Китая
 
2.1 Охрана окружающейсреды
Правительствосовременного Китая, что подтверждается выводами западных исследователей,осознает всю неотвратимость экологической угрозы и делает серьезные попыткизащитить и улучшить окружающую среду Китая. Ситуация в настоящий моменткардинально отличается от той, что сложилась в годы правления Мао, когда массыбыли мобилизованы, чтобы быстрее достичь индустриального исельскохозяйственного развития за счет полного исчерпания природных ресурсов.
В то же времяисследователи полагают, что экологическая политика Китая была инициирована ужена конференции ООН по правам человека в Стокгольме в 1972 г… После конференцииКНР создала агентства по защите окружающей среды, контролю промышленныхвыбросов и экологического планирования.
В 1987 г. былпереведен и опубликован доклад ООН «Our Common Future» («Наше общее будущее»)сразу после публикации его оригинальной версии. Закон КНР по защите окружающейсреды «The PRC’s Law on Environmental Protection» вошел в силу в 1989 г., заним последовало еще несколько законодательных инициатив. В 1992 г., меньше чемза два месяца после соответствующей конференции ООН в Рио-де-Жанейро, Китайопубликовал «Стратегическую политику Китая в области защиты и развитияокружающей среды» и объявил о том, что КНР собирается реализовать данную стратегиюв десяти областях. В 1994 г. Китай опубликовал «План действий Китая-XXI»,который стал первым планом действия в данной области, принятым на национальномуровне.
В 1996 г.наряду с реализацией девятой пятилетки, «Общего контроля над эмиссиями» и «Зеленогопроекта» руководство КНР пыталось предупредить возможную тенденцию упадкаэкологической политики. С 1997 г. центральное правительство приняло решениесозывать каждый год в марте семинар по базовой национальной стратегии. На немдолжны были собираться лидеры различного уровня и различных регионов дляобсуждения проблем охраны окружающей среды, для внесения предложений повозможному ее улучшению. Теперь это уже постоянно действующий правительственныйинститут. За последние тридцать лет составляющими экологической политики КНРстали около 130 законодательно подкрепленных проектов. В течение многих летКитай посредством разработанных и принятых законов об охране окружающей среды иряда законоположений усиленно охраняет лесные массивы и другие природные экологическиесистемы.
С 1981 по2008 г. Государственный совет КНР издал пять «Решений», направленных наповышение эффективности экологической политики. Например, в декабре 2005 г.Госсовет издал «Временное положение об ужесточении корректировки структуры промышленностии решений по научному развитию охраны и защиты окружающей среды», по которомувпервые в истории ряду регионов было предложено сделать политику защитыокружающей среды приоритетной. Все это демонстрирует намерение и возможностьКитая идти по пути устойчивого экономического развития с учетом экологическихпотребностей населения и соответственной структурной перестройки промышленногопотенциала с целью повышения технологической безопасности.
2.2 Внутренняяэкологическая политика Китая
Китай активнопродвигает политику и мероприятия, направленные на смягчение климатическихизменений, принял ряд политических мер и добился успехов в регулированииструктуры экономики, изменении форм развития, всемерной экономии энергии,повышении эффективности потребления энергоносителей, оптимизацииэнергоструктуры, а также в лесонасаждении.
Первоочереднымизадачами здесь остаются:
1)регулирование структуры экономики, вывод на новый уровень процесса оптимизацииотраслевой структуры;
2) всемерноеэнергосбережение, повышение эффективности энергоносителей;
3) развитиевозобновляемых источников энергии;
4) развитиеэкономики замкнутого цикла, снижение выбросов тепличных газов;
5) снижениевыбросов тепличных газов в сельском хозяйстве и деревнях;
6)лесонасаждение и поглощение двуокиси углерода;
7)наращивание и расширение исследований, научное противодействие климатическимизменениям.
2.3 Законодательство вобласти защиты окружающей среды в Китае
Защитаокружающей среды в Китае является одним из базовых направлений развитиянациональной политики. Правительство КНР уделяет большое вниманиезаконодательной работе в этой сфере. С целью стимулирования координацииэкономического, социального и экологического развития Китая правительство сначала 1980-х годов разработало и воплотило ряд принципов, политическихинициатив и законодательных мер. К настоящему времени КНР имеет правовуюсистему, основанную на Конституции КНР и Законе о защите окружающей средыКитая. В 1979 г. был выпущен первый Закон об окружающей среде и об его испытательномисполнении, который оговаривает базовые принципы координации развитияэкономики, социального прогресса и экологической защиты, устанавливает меруответственности государственных чиновников различного уровня и индивидов.
КонституцияКНР 1982 г. содержит положения, касающиеся защиты окружающей среды. В ст. 26говорится о том, что «государство защищает и улучшает среду, в которой живутлюди, и экологию Китая, контролирует загрязнения и другие общественные угрозы».В этом документе содержатся положения об обязанности государства сохранятьприродные ресурсы и дикую природу. На основе этих положений было разработанонесколько законов и положений, в том числе «Закон о предотвращении загрязненияводы» (1984), «Закон о предотвращении загрязнения воздуха» (1987), «Закон обохране диких животных» (1988), «Закон о сохранении почвы и воды» (1991), «Законо предотвращении эрозии почвы и борьбе с опустыниванием» (1991), «Закон овыбросах» (1995), «Закон о сохранении энергии» (1997), «Закон о лесах» (Лесноеправо, 1998), «Положение о восстановлении лесных насаждений на землях, занятыхпод пашни», «Положения о пожарной профилактике в лесах», «Положения опредупреждении и борьбе с насекомыми-вредителями лесов», ряд других законов имеждународных договоров, включая Киотский и Монреальский протоколы.
В результатев Китае были выпущены два основополагающих документа, названных «Белая книга»,законодательно закрепляющих положения об окружающей среде и развитии. Перваякнига — «Охрана окружающей среды в Китае», опубликована Пресс-канцеляриейГоссовета КНР в 1996 г., вторая — «Охрана окружающей среды в Китае, 1996–2005»,опубликована Пресс-канцелярией Госсовета КНР 5 июня 2006 г. Итак, насегодняшний день в КНР существует система законодательного регулированиядеятельности по отношению к окружающей среде.
В настоящиймомент главный документ Пресс-канцелярии Госсовета КНР «Белая книга» включает всебя следующие разделы: «Политика и действия Китая, направленные напротивостояние климатическим изменениям», обнародованная Пресс-канцеляриейГоссовета КНР 29.10.2008 г., «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики»,обнародованная Пресс-канцелярией Госсовета КНР 26.12.2007 г.
В документебыли предложены следующие меры:
1) изменениесистемы экономики, повышение использования ресурсов; 2) усиление охраныокружающей среды; 3) контроль численности населения — «политика одного ребёнкав семье»; 4) усиление установления права, закона и политики; 5)совершенствование режима природопользования; 6) продвижение исследованийклимата; 7) агитация и воспитание.
Кроме того,действует ряд правовых положений и документов: «Противопаводковое правоКитайской Народной Республики», «Охрана морской среды Китайской НароднойРеспублики», «Контроль использования морских акваторий», «Лесное правоКитайской Народной Республики», «Водный кодекс Китайской Народной Республики»,«Закон о предотвращении эрозии почвы Китайской Народной Республики», «Охранадиких животных Китайской Народной Республики».
2.4 Китай в системемеждународного сотрудничества в области охраны окружающей среды
В июне 1972г. Китайское правительство организовало большую делегацию для участия вконференции ООН по правам человека, которая проходила в Стокгольме. Это былапервая важная международная конференция, в которой КНР приняла участие смомента, когда она вновь стала членом ООН. Премьер Джоу Энлай в это время взялкурс на активное участие Китая в международном сотрудничестве, в том числе вобласти охраны окружающей среды. Это время можно считать началом китайскойэкологической дипломатии. Декларация прав человека, которая была принята вовремя этой конференции, считается эпохальной в истории развития движения засоблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Считается, что КНРпринимает активное участие в международных переговорах по вопросам экологии ссередины 1980-х годов.
На основерешений, принятых на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития, вКитае активно развивается экологическая дипломатия, дипломатия конференций,договоров и экспертная дипломатия. Китай, как и некоторые другие развивающиесястраны, играет важную роль в конференциях по защите окружающей среды. На 16-йконференции Комитета Госсовета, которая состоялась в октябре 1989 г.,министерство иностранных дел приняло участие в работе Комитета по защитеокружающей среды, и они совместно разработали план развития экологическойполитики Китая. Министерство иностранных дел направило своих специалистов дляработы в Комитете по защите окружающей среды. Экологические проблемы быливключены в список актуальных проблем внешней политики Китая, правительство КНРтакже подтвердило важность решения этих проблем. После 1990-х годов былподписан ряд международных пактов и документов по проблеме окружающей среды,таких как «Декларация» в Рио де Жанейро, «План действий в XXI веке», «Договорпо проблемам леса», «Конвенция ООН об изменении климата», «Конвенция обиологическом разнообразии», что говорило об общепризнанном приоритетегармоничного развития человека и природы.
На Всемирнойконференции по вопросам окружающей среды в 1992 г. Китай заявил об интересахразвивающихся стан в мировом экологическом процессе. В ходе переговоров порамочной конвенции об изменении климата КНР подчеркнула, что «теория разделенияответственности», разработанная западными странами, является несправедливой инепрактичной. Позицию Китая поддержали и другие развивающиеся страны. Внастоящее время многие развивающие станы рассматривают КНР как надежногопартнера и лидера в отстаивании их общих интересов на международной арене. В2008 г. в Китае было основано министерство защиты окружающей. Остается открытымвопрос, как быстро развивающаяся экономически страна Китай осознает своюответственность и будет готова брать на себя все больше и большеответственности за состояние глобальной экологической системы.
Китай активноучаствует в международном сотрудничестве в сфере противодействия климатическимизменениям, развивает и выявляет его конструктивную роль. На протяжениидлительного времени Китай активно участвует в деятельности Конвенции о климате(Рамочная конвенция, 1994) и Киотского протокола, усиленно способствуяосуществлению этих двух документов. Китайские эксперты участвуют в работеСпециального межправительственного комитета по климатическим изменениям, вносявклад в подготовку соответствующих докладов. Китай выполняет свои обязательствапо Конвенции о климате и Киотскому протоколу, в 2004 г. представилИнформационный бюллетень КНР о климатических изменениях, а в июне 2007 г.опубликовал «Государственный проект ответных мер по противодействиюклиматическим изменениям» и «Специальные научно-технические действия Китая попротиводействию изменениям климата». В рамках многостороннего сотрудничестваКитай является официальным членом Форума руководителей по проблемамсорбирования углерода, Плана партнерства в маркетизации метана иАзиатско-Тихоокеанского плана партнерства в вопросах чистого развития иклимата, участником диалога Большой восьмерки и пяти основных развивающихсястран по климатическим изменениям, а также Совещания по безопасности энергоносителейи климатическим изменениям основных экономических субъектов.
Китай активноучаствует в соответствующих планах международного научно-техническогосотрудничества, например в Плане исследований мирового климата (WCRP) в рамкахСоюза научной системы земного шара (ESSP), Международном плане земного кольца —биологического кольца (IGBP), Международном плане глобальных изменений попричине человеческого фактора (IHDP), Межправительственной координационнойорганизации глобальных наблюдений за земным шаром (GEO), Плане наблюдений засистемой глобального климата (GCOS), Глобальной системе морских наблюдений(GOOS), Международном плане океанологических наблюдений при вращении Земли(APGO) и Международном годичном плане о полюсах, укрепляет обмен информацией иматериалами с соответствующими международными организациями и ведомствами. К 20июля 2008 г. Китай успешно зарегистрировал в ООН 244 направления сотрудничествав области механизма чистого развития.

Гл.IIIПерспективы развитияэкологической политики Китая
3.1 Основные проблемы китайскойэкологической политики
Экономическиеи технологические реформы, которые стимулировали сельскохозяйственное,индустриальное и энергетическое развитие в Китае за последние два десятилетия,способствовали и нарушению баланса в экосистеме Китая. В настоящее времяподорванной можно считать репродуктивность полей, озер, рек, лесов, прибрежныхрайонов страны. Противоречивость стремления Китая к реализации своихэкономических и экологических интересов становится все более и более очевидной.Государство, конечно, при этом продолжает делать выбор в пользу первого в ущербпоследнему. За последние два десятилетия во время экономического бума в Китаерост потребления значительно ухудшил экологическую ситуацию в стране.Стремление к экономическим достижениям и реформам тормозит процессэкологического оздоровления. Стране требуется все больше и больше природныхресурсов, неуклонно растет энергопотребление. Тем не менее Китай стремится ифинансирует научные разработки в области новых технологий, способствующихреализации принятых экологических законов и инициатив.
Китайотказался подписать договор, устанавливающий ограничения на выбросы в атмосферув рамках Конвенции ООН по изменению климата в 1997 г. в Киото. КНР заявила, чтоэтот договор затормозит развитие его национальной экономики. Также китайскаяделегация заявила, что борьба с бедностью и экономическое развитие являютсяосновными приоритетами китайской политики, в связи с чем правительство КНРвынуждено отложить принятие решения по вопросу парникового эффекта. Для Китаяосновным источником загрязнения видится бедность. В связи с масштабамикитайской территории и традиционной структурой экономики маловероятно, что вближайшее время Китай сможет перейти к экономике «чистой индустрии». Внастоящее время экономика страны основана на тяжелой промышленности,химической, угольной и др., которые потребляют огромное количество энергии идают большое количество неперерабатываемых отходов. Было бы нереалистичносчитать, что Китай в ближайшее время сможет внедрить достаточное количествосовременных технологий, которые позволят разрешить противоречия междупотребностями экономического роста и охраны окружающей среды. Следует отметить,что Китай — третья по территории и первая по численности населения страна мира,в связи с чем решение данного противоречия, так или иначе, касается всех стран.В аспекте изменения климата Китай в последнее время уже столкнулся с такимиявлениями, как сокращение площади ледников в высокогорьях, повышение уровняморя, и другими проблемами, связанными с глобальными изменениями климата. Содной стороны, экология Китая в современном ее состоянии негативно влияет наРоссию, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, поданным наблюдений, 25% всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса приходят из Китая.Ни для кого не секрет, что Китай лидирует по выбросам диоксида серы ватмосферу, способствует загрязнению рек, морей, подземных вод, опустыниванию иросту болезней в мире, вызванных неблагоприятной окружающей средой.
3.2 Правоприменения вобласти защиты окружающей среды
Правоваясистема Китая, призванная защищать окружающую среду, была создана относительнонедавно. Создание экологических законов часто оказывается в ведении местныхвластей, суды Китая практически не имеют возможности влиять на процессызаконотворчества и правоприменения. В результате китайские центральные властивынуждены были признать, что вопросы охраны окружающей среды не могут решатьсятолько посредством контроля за загрязнениями. Стало очевидным, что программыэкологической защиты в Китае страдают от нехватки авторитета и недостаточнойкоординации между институтами, призванными защищать окружающую среду.
Местныеорганы власти вынуждены жертвовать своими экологическими обязательствами, чтобыспособствовать общему курсу страны на приоритетность экономического роста,хотя, по мнению западных экспертов, экологическая деградация влияет не толькона здоровье населения самого Китая, но и на перспективы экономического ростастраны. При этом наблюдается явная недостаточность людских и финансовыхресурсов, неадекватность штрафов и других мер наказания за экологическиенарушения, что мешает успешной реализации принятых соответствующими институтамизаконов и программ экологического оздоровления. Формально Национальноеагентство по защите окружающей среды наделено высшей властью по отношению кинститутам более низкого уровня, однако при этом их финансирование напрямуюзависит от органов местного самоуправления. В результате ориентация местныхвластей на экономический рост нивелирует автономию экологических институтов.
Ситуацияосложняется тем, что многие промышленные предприятия, которые способствуютнаибольшим загрязнениям, управляются и принадлежат местным органам власти.Перед центральным правительством Китая стоит вопрос об изменении статусааппарата защиты окружающей среды на разных уровнях властной иерархии или обуравнивании интересов экономического развития и защиты окружающей среды. Крометого, необходимо изменить систему финансирования экологических институтов испособствовать их сотрудничеству между собой.
3.3 Неофициальнаяэкологическая политика и общественное мнение по вопросам окружающей среды
Влияние иэффективность экологических неправительственных организаций в регионеСеверо-Восточной Азии различно в зависимости от политических государственныхструктур, в рамках которых они существуют и осуществляют свою деятельность. Вцелом, как отмечают исследователи, экологические неправительственныеорганизации сталкиваются с большими трудностями повышения своего влияния наполитику в регионе, которые традиционно характеризовались сильной центральнойгосударственной властью. Подъем инвайронментального движения в регионе можетбыть понят в контексте международного развития. Китай имеет короткую историю инвайронментальногоактивизма, в особенности абсолютно независимого от правительственных структур,а международные неправительственные экологические организации переместили своюдеятельность в Китай совсем недавно. Тем не менее за последние 20 лет в Китаевозник ряд независимых неправительственных экологических организаций, таких как«Друзья природы», «Институт глобальной экологической культуры в Пекине»,«Волонтеры зеленой Земли», «Пекинский фонд защиты окружающей среды». Этиорганизации ставят своей целью экологическое образование населения Китая,подготовку волонтеров, организацию общественных мероприятий, распространениеинформации и др. Одновременно во многих образовательных учреждениях создаютсястуденческие группы защиты окружающей среды.
В настоящиймомент к движению социальных инвайронментальных активистов добавляют своиголоса более 100 студенческих групп, некоторое количество исследовательскихцентров, связанных с университетами, ряд женских неправительственныхэкологических групп. В КНР имеются более чем 30-летние традициипрофессионального образования в области окружающей среды и развития, обучениепо данным программам осуществляется в более чем 300 образовательныхучреждениях. С 1981 г. Институт управленческих кадров по защите окружающейсреды обеспечивает повышение профессионального уровня управленческихспециалистов по защите окружающей среды.
Некоторыммеждународным НПО, таким как WWF, было разрешено с середины 90-х годов ХХстолетия открыть офисы в Китае, другие начали осуществление специальных программ,ориентированных на Китай, например Совет по защите окружающей среды и Программачистой энергии для Китая.
Следуетподчеркнуть, что на развитие экологических неправительственных организаций вКитае значительно повлияло принятие Конференцией ООН по окружающей среде иразвитию в 1992 г. «Местной повестки XXI». Отмечается, что в этот периоднаблюдался и рост публикаций в китайских газетах материалов, посвященныхконференции ООН.
ПравительствоКитая, понимая, что окружающая среда становится важным политическим вопросом намеждународном уровне и что экологические неправительственные организациивозникают в качестве значимых игроков в международной экологической политике;они инициировали и поддержали создание нескольких квази-ЭНПО на национальномуровне как институты «Местной повестки XXI» и «Устойчивого развития». Тем неменее в Китае, в отличие от ряда европейских стран, не существует развитойинституциональной сети каналов для открытых общественных дискуссий по вопросамокружающей среды.
В настоящеевремя лишь несколько экологических неправительственных организаций имеютвозможность оказывать общественное давление на процесс выработки и контроля надисполнением экологических ограничений. Специалисты отмечают, что очень частопозиция неправительственных организаций, например по проблеме измененияклимата, удивительно схожа с позицией государственных структур. В целомнаселение мало информировано по вопросам состояния окружающей среды, чтоограничивает возможности участия населения в реализации экологической политики.В контексте современной политической ситуации ни одна неправительственнаяэкологическая организация не может считаться абсолютно независимой иавтономной. Китайские политические лидеры постоянно публично подчеркивают своюприверженность защите окружающей среды и желание финансировать дальнейшиеинициативы. В то же время они стараются найти баланс между открытостью ЭНПО иконтролем за «радикальной» и «подрывной» деятельностью экологическихактивистов.
Дляпреодоления вышеупомянутых недостатков китайское правительство должноспособствовать тому, чтобы институты защиты окружающей среды в Китае моглисоздавать каналы воздействия на общественное мнение населения путем созданияцеленаправленной информационной и образовательной политики. Исследователи отмечают,что подъем в Китае сектора ЭНПО создает возможность для региональной инвайронментальнойкооперации с представителями НПО Кореи и Японии.
3.4 Проблемы китайскойэкологической дипломатии
С однойстороны, прошло уже более 30 лет с момента, когда был взят курс Китая нареформы и открытую политику. За это время страна добилась впечатляющихэкономических успехов, на которые некоторые западные страны потратили более 100лет. С другой стороны, экологические проблемы, с которыми Европа столкнулась запоследние 100 лет, стали актуальны для Китая в последние 30 лет. Экологическаяполитика Китая, так или иначе, является сферой интереса и предметомпристального наблюдения со стороны не только самого Китая, но и всего мира. Этоясно продемонстрировали политические торги в связи с Олимпийскими играми вПекине в 2008 г. Мировое потепление климата находится в фокусе мировогосообщества, в связи с чем, по мнению китайских специалистов, подогревается такназываемая теория китайской угрозы окружающей среде. Она заключается в том, чтоКитай является и останется основным источников парникового эффекта на нашейпланете. В связи с этим Китай должен взять на себя обязательство сократитьвыбросы в атмосферу, как все развивающиеся страны. Такой подход являетсясерьезной проблемой для китайской экологической дипломатии.
За последние30 лет Китай активно вовлекался в международный процесс защиты окружающейсреды. За это время лидеры КНР демонстрировали свою озабоченность влияниемэкономики Китая на мировые экологические процессы и ролью Китая в мировомсообществе. КНР взяла на себя обязательства в рамках более 30 международныхконвенций и выполнил уже многие из них. Международные организации, такие какWWF — Мировой фонд дикой природы, расширяют свою деятельность в Китае в результатевнимания и собственных усилий со стороны КНР. Способность Китая реализовыватьэкологические программы базируется не на подчинении внутренней политикимеждународным стандартам в области сохранения окружающей среды, а больше навнутригосударственных законах и ограничениях, принятых на себя правительствомКитая. Другими словами, вовлеченность КНР в международную политику сохраненияокружающей среды зависит от влияния этой политики на ситуацию внутри Китая.Если экологическая программа или инициатива является несовместимой сэкономическим развитием или ставит под удар суверенитет КНР, то она не будетпринята в Китае.
Большинствоаналитиков КНР утверждают, что интенсивная потребность в нефти и природном газеявляется движущей силой внешней политики страны. Такая политика повышаетсудоходные потребности на переполненных судоходных линиях и приводит кдискуссиям по определению особых экономических зон и владению энергетическимиресурсами на морском шельфе. Внешняя политика Китая ведет к экспансии всоседние страны с большим количеством нефти и природного газа, что служитповодом региональной напряженности. Все возрастающий импорт энергетическихресурсов подпитывает экономику Китая, меняя направление ее развития, согласнопризыву президента Ху Дзинтао «Идите на Запад», с интенсивно развивающихсяприбрежных регионов в беднейшие, в большей степени аграрные западные провинции.Результатом такого движения являются токсичные загрязнения индустриальнымиотходами водных бассейнов, как внутренних, так и трансграничных, используемыхдля орошения полей.
Экологическиевызовы Китая связаны не только с энергетическими стратегиями, но и с другимипроцессами, такими как урбанизация, сельское хозяйство, международная торговля,которые оказывают значительное экологическое воздействие на страну.
Проблемаэнергетических стратегий обсуждается в процессе экономического диалога США иКитая, но очевидно, что использование угля будет расти в Китае в среднем на3,2% ежегодно до 2030 г. Согласно текущему 11-летнему плану, Китай берет насебя обязательства сократить энергопотребление на 20% до конца 2010 г., чтопредставляется весьма амбициозной целью, так как, согласно данным Банкареконструкции и развития, энергопотребление в Китае выросло на 0,86% в первые 6месяцев 2006 г., интенсивность энергопотребления растет. В то же времяофициальные источники в Китае сообщили, что энергопотребление в странеуменьшилось в 2006 г. на 1,23% и более, чем на 3% в 2007 г. Исследования (см.:Managi, Kaneko, 2006) показывают, что эффективность экологического менеджментав Китае снижается, а эффективность мероприятий уменьшается, в то время какрыночная продуктивность растет.
3.5 Долгосрочныеперспективы экологической политики Китая
В последнеевремя заметно увеличился интерес к долгосрочным перспективам развитияэкологической политики КНР. Усилилась критики Китая как страны, потенциальноугрожающей стабильности биосферы планеты, поскольку он стал главнымпроизводителем двуокиси углерода и является одним из крупнейших продуцентовдругих парниковых газов, прежде всего метана и хлорфторуглеводов.
В 2009 г., всвязи с проведением Конференции в Копенгагене, интерес к этой проблеме возрос.Произошло дипломатическое столкновение стран Запада и Китая. Позиция Китаясвелась к тому, что основная доля вины возлагалась на страны Запада, а такаяпозиция весьма уязвима.
Китайскоеруководство и ученые намерены существенно сократить выбросы. Ху Цзиньтао и ВэньЦзябао неоднократно заявляли об этом. Непосредственно перед конференциейправительство Китая заявило, что обязуется сократить выбросы парниковых газовна 45% к 2020 г. В марте 2009 г. Академия общественных наук Китая опубликовала«Доклад о стратегии продолжительного развития Китая на 2009 г.». В немвыдвинута цель сокращения до 2020 г. объема выбросов двуокиси углерода в расчетена единицу ВВП на 50%.
Однакозарубежные ученые-эксперты не разделяют оптимизма своих китайских коллег. Онипришли к выводу, что рост выбросов в Китае может замедлиться только после 2020г., с максимумом около 2030 г. Такой вывод усугубляется тенденциями ростанекоторых важнейших отраслей китайской промышленности и, прежде всего, –автомобильной. Уровень годового производства автомобилей в Китае превысил 10млн единиц, существенно обойдя Германию и США. При этом, показательперсональной автомобилизации растет невиданными темпами.
Повышенныйтемп автомобилизации определяет и высокий уровень производства в другихотраслях. Тем не менее, надо отдать должное большим усилиям китайскогоруководства по форсированному развитию и внедрению технически передовыхотраслей энергетики. Первостепенное значение здесь отводится строительствуатомных электростанций. Китай планирует ввести больше гражданских ядерныхэнергетических мощностей, чем все остальные страны мира, вместе взятые.
Китайскоеправительство принимает резкие ограничительные меры. Ликвидируются устаревшиепроизводства. В середине июня 2009 г. заместитель министра по вопросамокружающей среды Чжан Лицзюнь на специальном форуме в Тяньцзине заявил, чтоподобная практика будет расширена и ужесточена. По мнению докладчика, китайскаяпрограмма сокращения использования «неэкологичных» энергоносителей не выглядитвполне реалистичной. Спрос на жидкое топливо и потребление сырой нефти возрослименее чем за 10 лет в два с лишним раза.
Такимобразом, долгосрочные перспективы реализации намечаемых экологических целейКитая выглядят весьма расплывчатыми. Впрочем, реальная картина будет зависетьот того, насколько глубоко руководство Китая сумеет согласовать быстрыйэкономический рост с задачами охраны окружающей среды.

Заключение
КНР придаетбольшое значение своей экологической политике. Это: разработка перспективныхтехнологий защиты окружающей среды, создание природоохранных зон, активизацияэкологического воспитания и образования, создание экономических предпосылок дляперехода предприятий на новые стандарты производства. В результате присохранении заданной тенденции Китай может выйти на одно из ведущих мест в мирепо охране окружающей среды и экологическому состоянию нашей планеты.
В ближайшеевремя защита окружающей среды останется важным вопросом во внутренней и внешнейполитике Китая. Экологический фактор будет одним из важнейших в развитииэкономики, политики, правовой системы и дипломатии КНР.
Много усилийпридется приложить правительству Китая для реализации и воплощения в жизнь ужепринятых законодательных актов в области защиты окружающей среды. Сейчас этотпроцесс осложняется отсутствием должного уровня взаимодействия между органамиместной власти. В связи с этим центральное правительство может попытаться способствоватьсохранению окружающей среды посредством уменьшения энергозатрат впроизводственной сфере, расширения масштабов использования чистой энергии.
В настоящеевремя у китайского руководства нет четкого виденья и плана возможностейвоплощения такой политики в жизнь. Рыночно ориентированная экономика, курс наматериальное процветание, недостаточный уровень сотрудничества ответственных заэкологическую политику институтов власти и науки, между центральной властью ипровинциями, недостатки правовой системы, недостаточное внимании со стороныобщественности, ограниченное финансирование вкупе препятствуют эффективнойреализации в Китае экологической политики.
В качествеусилий, необходимых для улучшения экологической обстановки в Китае и мире, КНРнеобходимо сбалансировать свой политический курс, исходя из равнозначностиприоритетов экономического развития и сохранения окружающей среды,стимулировать экологическое правоприменение внутри страны, способствоватьвзаимодействию ответственных за экологическую политику ведомств и институтов,расширить финансовую поддержку программ по защите окружающее среды,способствовать информационному обеспечению своей политики внутри страны,расширить диалог с международными партнерами посредством официальных инеофициальных каналов.

Список использованнойлитературы
1. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае».Пресс-канцелярия Госсовета КНР в 2006.
2. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае.1996–2005». Пресс-канцелярия Госсовета КНР. 05.06.2006.
3. Ван Жуфэй. Экологические проблемы в мире иэкологическая дипломатия Китая в XXI веке // Магистерская диссертация.Дипломатический институт Китая, 2007. 56 с.
4. Ван Яньюань. Исследование современнойэкологической политики Китая // Магистерская диссертация. Хэбэйский педагогическийуниверситет, 2003. 41 с.
5. Дин Цзиньгуан. Экологическая дипломатия Китая:достижение и проблемы // Социальная наука Ганьсу. Циндаоский университет. 2007.№ 7. С. 168–170
6.Закон о предотвращении эрозии почвы КитайскойНародной Республики 7-й созыв Всекитайского собрания народных представителейпостоянного комитета (ПК ВСНП) (20-я сессия), 29.06.1991 (перевод Ю Хань).
7. Конференция ООН по торговле и развитию.Энергоуслуги и экологические услуги: цели переговоров и приоритетов в областиразвития / Под ред. С. Царриллели. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2008.
8. Лесное право Китайской Народной Республики,9-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета(ПК ВСНП) (2-я сессия), 29.04.1998 (перевод Ю Хань).
9. Веб ресурсы:
russian.cctv.com/20090820/103763
www.china.org.cn/english/environment/34356.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Pride And Prejudice Essay Research Paper Molly
Реферат Проблемы института законного представительства
Реферат The Great Gatsby Essay Research Paper Characters
Реферат Образы помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо и в сказках Салтыкова-Щедрина
Реферат Столыпин П.А.
Реферат Территориальные и материально-финансовые основания местного самоуправления: европейский опыт
Реферат Проблемы внедрения европейских стандартов в Российской Федерации
Реферат Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе
Реферат «Управление затратами»
Реферат Совершенствование управления образовательным фактором экономического роста в условиях рынка (на материалах Павлодарской области)
Реферат Ресурсный потенциал Республики Коми: оценка и эффективность использования
Реферат Царь Иван Грозный
Реферат Внешняя политика России XVIII XIX в в
Реферат Правоприменительная административная деятельность милиции
Реферат О реализации дискретных состояний в ходе флуктуаций в макоскопических процессах