Реферат по предмету "Финансы"


Государственные и муниципальные финансы РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции…….5

2. Принципы, роль и содержание муниципальных финансов………………..10

3. Местные бюджеты……………………………………………………………14

4. Доходы и расходы муниципальных образований…………………………..21

5. Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………………25

6. Исполнение бюджета муниципальных образований Челябинской области в 1997 – 2009 г.г……………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………….....35

Список литературы………………………………………………………………38



ВВЕДЕНИЕ

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспече­ния эффективной деятельности. В целом, содержанием финансо­вых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гаран­тией является гарантия финансовой самостоятельности, происте­кающая из распределения власти и полномочий в государстве.

Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.

Тема данной работы — Муниципальные финансы РФ. Доходные и расходные полномочия муниципальных образований.

Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

— от того, насколько эффективно финансовое управление и бюджетная политика на уровне местного самоуправления, во многом зависит большинство вопросов жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге — социальная стабильность.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании муниципальных финансов РФ, их доходных и расходных полномочий.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть государственные и муниципальные финансы: их сущность и функции.

2. Определить принципы, роль и содержание муниципальных финансов.

3. Дать определение местным бюджетам.

4. Изучить доходы и расходы местных бюджетов.

5. Рассмотреть бюджетный процесс на муниципальном уровне.

6. Изучить исполнение бюджета муниципальных образований Челябинской области в 1997 – 2009 г.г.

Объектом исследования выступают муниципальные финансы РФ.

Предметом исследования являются доходные и расходные полномочия муниципальных образований.
1. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции.

Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1).

Рис. 1
Состав государственных и муниципальных финансов
/> 

Финансы как экономическая категория зависят от преобра­зований во взаимоотношениях между звеньями финансовой сис­темы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни­ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государст­венных и муниципальных задач. [3]

Основные функции финансовой системы. Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления. К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

•    контроль за изменением финансовых  показателей,  со­стоянием платежей и расчетов;

•    контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. [4]
2. Принципы, роль и содержание муниципальных финансов.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Состояние муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

•    либерализацию цен;

•    приватизацию;

•    социальную трансформацию;

•    интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

•  муниципальные внебюджетные фонды;

•  государственные и муниципальные ценные бумаги, при­надлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципаль­ной собственности.[5]

Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

•    государственной финансовой поддержки;

•    гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образова­ния органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уста­вом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно­стью, имуществом, находящимся в государственной собственно­сти и переданным в управление органам местного самоуправле­ния, другой собственностью, служащей удовлетворению потреб­ностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сда­вать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или предста­вительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственно­сти поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществ­ляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчи­ком на выполнение работ по благоустройству территории муни­ципального образования, коммунальному обслуживанию насе­ления, строительству и ремонту объектов социальной инфра­структуры, производству продукции, оказанию услуг, необходи­мых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других  работ с  использованием  предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. [6]
3. Местные бюджеты.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленны­ми на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправле­ния для реализации отдельных государственных полномочий, по­ступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дота­ции, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного само­управления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формирует­ся путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если до­ходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доход­ные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыду­щего года в расчет не принимаются.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворе­ние основных жизненных потребностей населения в сферах, от­несенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, вы­полнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. [1]

Финансовые средства, необходимые для осуществления ор­ганами  местного  самоуправления  отдельных  государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете   и   бюджетах   субъектов   РФ.   Увеличение   расходов   или уменьшение доходов органов  местного самоуправления,  возникшие в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования

Представительные органы местного самоуправления могут образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Органы местного самоуправления могут выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:

1)   регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использова­нием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социаль­ные стандарты, устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению мест­ных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами мест­ного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

7)   другие функции, предусмотренные законодательством.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдель­ными государственными полномочиями РФ и отдельными госу­дарственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществля­ются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной власти гарантируют:

1) право представительных органов местного самоуправле­ния самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2) право представительных органов местного самоуправле­ния самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ. [7]

Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минималь­ной бюджетной обеспеченности.

В качестве составной части местных бюджетов предусматри­ваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок раз­работки, утверждения и исполнения этих смет определяется ор­ганами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки му­ниципальных образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

•  доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имуще­ства, находящегося на территории муниципального образования;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;

•  платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

•  доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лоте­рей;

•  штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

•  государственная пошлина;

•  не менее 50% налога на имущество предприятий;

• подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в среднем по субъ­екту РФ:

•  часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;

•  часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;

• часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;

•  часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пре­делах не менее 5%;

• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, им­портные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.

Размеры минимальных долей федеральных налогов, закреп­ляемых за муниципальными образованиями на постоянной ос­нове, определяются законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из об­щего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный орган субъекта РФ устанавливает для каждого муниципального образования до­ли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на по­стоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли таких налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансо­вый год, а также на долговременной основе.

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РФ и субъектов РФ.

Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципаль­ным образованием закрепляются на постоянной основе собст­венные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством РФ принимать ре­шения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. [8]
4. Доходы и расходы муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов1 состоят из:

собственных доходов;

поступлений от регулируемых доходов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) Средства самообложения граждан – под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения2.

2) Доходы от местных налогов и сборов – перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах3.

3) Доходы от региональных налогов и сборов – доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах4.

4) Доходы от федеральных налогов и сборов – доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствиисо ст. 595.

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты6 и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.7

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправлении;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов самоуправления;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

реализация целевых программ, принимаемыми органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. [2]
5. Бюджетный процесс на муниципальном уровне.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправле­ния и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах:

•  взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образова­ний методологии, учитывающей их индивидуальные осо­бенности;

•    выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финан­совых потоков;

•    компенсации местным бюджетам в случае уменьшения до­ходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

•  повышения заинтересованности органов местного само­управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

•  гласности.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

•  нормативные отчисления от регулирующих доходов;

•   дотации и субвенции местным бюджетам;

• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

•  средства, поступающие по взаимным расчетам из феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Фактическое увеличение собственных доходов местных бюд­жетов в текущем финансовом году, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью на территории муниципального образования, не служит основанием для снижения на следую­щий финансовый год органами государственной власти субъекта РФ нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъ­екта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставле­ния финансовой помощи, достаточность мер по увеличению до­ходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований созда­стся в бюджете субъекта РФ. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, посту­пающих в бюджет субъекта РФ.

Распределение средств фонда осуществляется в соответствии с формулой, учитывающей численность населения муниципаль­ного образования, долю детей дошкольного и школьного возрас­та в общей численности населения муниципального образова­ния, долю лиц пенсионного возраста в общей численности на­селения муниципального образования, площадь территории му­ниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности субъекта РФ.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда производится ежемесячно.

  Представительные органы местного самоуправления само­стоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принци­пами бюджетного процесса, установленными федеральными за­конами и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и ис­полнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируе­мого финансового года, расходование финансовых средств му­ниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной две­надцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значе­ния, установленные законодательством РФ и субъекта РФ;

•  расходы, связанные с осуществлением отдельных госу­дарственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением му­ниципального долга по ссудам;

•  ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской от­ветственности и предпринимательского риска и др. Размещение муниципального заказа на  выполнение  работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюдже­та, осуществляется на основе открытого конкурса, правила ко­торого  устанавливаются   представительным  органом   местного самоуправления.

Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Рассмотрим взаимоотношения органов местного самоуправле­ния с финансово-кредитными организациями.

Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса; 2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов.

Органы местного самоуправления не имеют право передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы кредитных организаций.

Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ обеспечивает: координацию и объединение усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджеты налого­вых платежей всех видов; взаимное предоставление необходимой информации.

Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налого­вую службу для сбора местных налогов. Муниципальная налого­вая служба объединяет и координирует свою деятельность с тер­риториальными органами Министерства РФ по налогам и сбо­рам. Органы местного самоуправления взаимодействуют с тер­риториальными органами Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.

Для обслуживания исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территори­альными органами Главного управления Федерального казна­чейства. В этом случае полномочия территориальных органов Главного управления Федерального казначейства распространя­ются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.

В целях управления средствами местной казны и обслужива­ния исполнения местного бюджета представительный орган ме­стного самоуправления может создавать муниципальное казначей­ство за счет средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления Федерального казначейства возлагают на уполномоченный банк следующие функции: кассовое исполнение местного бюджета; кассовое обслуживание органов местного самоуправления; размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет; размещение муниципальных облига­ций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.

В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной часта местных бюджетов; 2) получать в банках и других кредитный организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.

Особую роль в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования играют муниципальные займы.

Договор муниципального займа заключается путем приобре­тения гражданином или юридическим лицом выпущенных орга­ном местного самоуправления муниципальных облигаций. Их выпуск может быть связан только с целью реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержден­ных в порядке, установленном уставом муниципального образо­вания.

Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муници­пальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодатель­ством РФ.

Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.

Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не мо­гут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Размещение, обращение, распространение муниципальных об­лигаций осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют формулу для исчисления размеров долей, закреплен­ных на постоянной основе за соответствующими муниципальны­ми образованиями по каждому федеральному регулирующему налогу.

При распределении между муниципальными образованиями налога на прибыль в качестве базового показателя берется объем налогооблагаемой прибыли. При этом размер таких долей не может быть выше максимального уровня их, установленного для консолидированного бюджета субъекта РФ по каждому феде­ральному регулирующему налогу. [9]
6. Исполнение бюджета муниципальных образований Челябинской области в 1997 – 2009 г.г.

1996год- Челябинской области впервые присвоен инвестиционный рейтинг на уровне 2А.

2000год– Челябинская область в числе 53 регионов стала участником проекта МБРР «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне», направленного на повышение качества предоставляемых населению общественных услуг и рациональности использования финансовых ресурсов.

2001год — Челябинская область стала одним из первопроходцев в становлении казначейской системы исполнения бюджета, одной из первых в России внедрив систему учета бюджетных обязательств, выполняющую функцию предварительного контроля расходов бюджета, на основе которой сегодня активно работает и развивается механизм конкурсных закупок для областных государственных нужд.

2003год– Челябинская область вошла в число трех субъектов (наряду с Чувашской Республикой и Вологодской областью), успешно реализовавших первый этап проекта МБРР, по итогам которого получила 2 транша в сумме 264млн.рублей и была удостоена благодарности Правительства РФ за проведение реформы бюджетной сферы на региональном уровне и реализацию программ реформирования региональных финансов.

2005год– Челябинская область названа одной из лучших в УрФО по созданию правовой базы, регулирующей финансовую основу муниципальной реформы в соответствии с 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РФ».

— Челябинская область вошла в пятерку лучших субъектов РФ по внедрению новых методов бюджетного учета, направленных на повышение результативности и прозрачности операций с государственными денежными средствами.

2006год — Челябинская область названа лучшей среди субъектов УрФО по осуществлению контроля за расходованием федеральных средств.

— показатели качества управления финансами стали одним из основных факторов повышения рейтинга кредитоспособности Челябинской области до высокого уровня Аа1.ru.

2007год– Челябинская область заняла шестое место в десятке регионов РФ, показавших лучшие результаты в социально-экономическом развитии управлении финансами.

— Челябинская область, по оценке Минфина России, вошла в число шести лучших регионов РФ по качеству и своевременности утверждения бюджетной отчетности.

2008год– Челябинская область, по оценкам Минфина России, названа одним из первых субъектов РФ, скорректировавших бюджет в соответствии с кризисными экономическими условиями, что позволило сохранить управляемость и устойчивость бюджетной системы области, недопустить увеличения задолженности и срывов в выполнении социально-значимых обязательств.

2009год– проведение сдержанной бюджетной политики позволило Челябинской области войти в число шести субъектов РФ, сохранивших высокий уровень кредитного рейтинга в условиях мирового финансового кризиса.

Создание финансовой основы муниципальной реформы

количество местных бюджетов увеличилось с 177 до 317

разработано 26 типовых нормативных актов для организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях в новых условиях

обучено 519 специалистов финансовых органов муниципальных образований

оказана финансовая поддержка поселениям, перешедшим на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, в сумме 52,3 млн.рублей.

Поддержка местных бюджетов

2005-2009год–объем трансфертов из областного местным бюджетам увеличился в 2 раза

2006-2008год–доходы бюджетов поселений выросли в 2,2 раза

2009год– с областного уровня местным бюджетам передано дополнительных налоговых источников на общую сумму 4 млрд. 692,1 млн.рублей

2009год– обеспечено софинансирование местных полномочий из областного бюджета более чем по 20 направлениям, а также в рамках 20 целевых программ.

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Р/>ис. 2
Расходы бюджета области

Образование – увеличились в 7 раз

Здравоохранение, физкультура и спорт — увеличились в 7 раз

Социальная политика — увеличились в 18 раз

Культура — увеличились в 6 раз

Сельское хозяйство — увеличились в 8 раз

Жилищно-коммунальное хозяйство — увеличились в 3 раза

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — увеличились в 7 раз

Отдельные показатели бюджета

1997-2008 год — доходы бюджета области на одного жителя увеличились в 10 раз.

1997-2009 год – доля расходов, формируемых в рамках программ, увеличилась до 55% от общего объема расходов областного бюджета.

1999-2008 год – в Челябинской области принимался бездефицитный областной бюджет.

2003 год — областной и местные бюджеты переведены на казначейскую систему исполнения.

2005-2009 год – обеспечено финансирование 22 полномочий, переданных на областной бюджет с федерального и муниципального уровней.

2006 год — на казначейскую систему исполнения переведено расходование средств бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности:

– впервые проведены публичные слушания по итогам исполнения областного бюджета;

– областной бюджет впервые сформирован с применением методов бюджетирования, ориентированного на результат.

2007 год –в соответствии с новыми требованиями Бюджетного кодекса РФ разработан регламент по организации исполнения областного бюджета, состоящий из 12 порядков.

2009 год — впервые бюджет Челябинской области принят в трехлетнем формате.

2009 год – полностью погашена просроченная кредиторская задолженность по обязательствам бюджета. [10]
Заключение

В данной работе были выполнены все поставленные цели и задачи:

1. Рассмотрены государственные и муниципальные финансы: их сущность и функции. Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

2. Определены принципы, роль и содержание муниципальных финансов. Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

•    государственной финансовой поддержки;

•    гласности.

3. Дано определение местным бюджетам. Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

4. Изучены доходы и расходы местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов состоят из:

собственных доходов;

поступлений от регулируемых доходов.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

5. Рассмотрен бюджетный процесс на муниципальном уровне.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправле­ния и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах:

•  взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образова­ний методологии, учитывающей их индивидуальные осо­бенности;

•    выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финан­совых потоков;

•    компенсации местным бюджетам в случае уменьшения до­ходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

•  повышения заинтересованности органов местного само­управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

•  гласности.

6. Изучено исполнение бюджета муниципальных образований Челябинской области в 1997 – 2009 г.г.

1997-2008 год — доходы бюджета области на одного жителя увеличились в 10 раз. 1997-2009 год – доля расходов, формируемых в рамках программ, увеличилась до 55% от общего объема расходов областного бюджета. 2005-2009год–объем трансфертов из областного местным бюджетам увеличился в 2 раза.2009год – проведение сдержанной бюджетной политики позволило Челябинской области войти в число шести субъектов РФ, сохранивших высокий уровень кредитного рейтинга в условиях мирового финансового кризиса.

Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюд­жетов.

Необходимо:

► обеспечить четкое раз­деление муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;

► каж­дой категории расходов должны соответствовать дос­таточные доходы.

Институт местного самоуправления нужно укреп­лять и развивать не только ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локаль­ных проблем и в частности проблем социального раз­вития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом — как проти­вовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности — добиться формирования полноценных органов местного самоуправления повсе­местно на всей территории России.

Только в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена сложная система взаимного сба­лансированного контроля региональных и местных ор­ганов власти, способствующая стабилизации всего госу­дарственного организма Российской Федерации.
Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации: [по сост. на 1 окт. 2006 г.]. – 7-е изд.- М.: Ось-89, 2004. – 192 с. – (Кодексы Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации. — М.: 2000.

О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон, 25.09.1997 г. № 126-ФЗ [по сост. на 06 окт. 2003 г.]

Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М.: «Дашков и К», 2008. – 486 с.

Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов – 3-е изд., испр. и доп. / А.М. Годин. – М.: «Дашков и К», 2006. – 568 с.

Ковалев, В.В. Финансы: учеб. пособие для вузов / В.В. Ковалев. – М.: Проспект. 2009. – 346 с.

Ковешников Е.М. Муниципальное право. — М.: Норма, 2008

Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вызов / И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2008. – 223 с.

Пантелеев, А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления /А.Ю. Пантелеев // Финансы. – 2009.

minfin74.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.