Реферат по предмету "Экология"


Экологические проблемы Пермского края

Экологическиепроблемы Пермского края

Природа— источник жизни,материального и духовного благополучия.
Человек — часть природы. Внеприроды, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегдабудет основой и источником жизни человека.
По отношениюк человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей:экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.
Отдельныеэлементы природы являются непосредственными источниками удовлетворенияестественных физиологических потребностей человека — дыхания, утоления жажды,питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные:человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды — несколько дней,без пищи — около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесоввод, земель, определяет состояние климата и погодных условий, от которых такжезависит человек и развиваемая им экономика.
Другаянаиболее существенная функция природы — экономическая. Ее сущностьпредопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек,обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Если экологическаяфункция является «вечной» по отношению к человеку, то экономическаяпоявилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себежилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворенияразнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальныхпотребностей.
Эстетическая,рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позжеэкономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. Впроцессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные иинформационные потребности.
ПриродаЗемли, формировавшаяся в течение миллиардов лет, богатейший источникразнообразных знаний: о процессах и законах эволюции нашей планеты и ееэкологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почемупоявился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резкоограничена его разрушительная по отношению к остальной природе деятельность.Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этойинформации, но получена она может быть только посредством организации ипроведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов,в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.
Вопрос офункциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Онположен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающейсреды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержатьэкономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов,современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиесярационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств;направленные на охрану природы от химического, физического и биологическогозагрязнения с целью обеспечения оптимальной возможности для реализацииэкологической функции природы. В рамках законодательства об особо охраняемыхприродных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворениемэстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при егообщении с природой.
Вопрос офункциях природы по отношению к человеку лежит также в основе понятия «благоприятнаяокружающая среда», право на которую в соответствии со ст. 42 КонституцииРоссии имеет каждый. Очевидно, что благоприятной является такая окружающаясреда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические),экономические, эстетические и иные потребности человека.
Взгляд наисторию взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношениик своей прародительнице. История развития человеческого общества это историярасширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиления ееэксплуатации. По результатам человеческой деятельности относительно природыможно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также оего социальной ответственности перед будущими поколениями.
Сохранениеблагоприятного состояния природы, ее качественных и количественныххарактеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношениячеловека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсовприроды. При этом как биологическое существо и часть природы человек долженсоблюдать законы ее развития.
Общая характеристикаэкологических проблем в мире и в России
В одном из наиболееосновательных аналитических трудов о современном состоянии окружающей среды вРоссии утверждается, что «человечество уже живет в разрушающемся мире вусловиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращаетсяв кризис всей цивилизации». Интересно, что подзаголовок книги — «Россияв экологическом кризисе».
Современный глобальный экологический кризис может быть определенкак нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческогообщества с природой. Он является следствием несоответствия развитияпроизводительных сил и производственных отношений в человеческом обществеэкологическим возможностям окружающей среды.
По данным начальника управления санитарного контроляГоскомсанэпиднадзора РФ, 109 млн. россиян из 148 млн. проживают внеблагоприятных экологических условиях. По его словам, 40 — 50 млн. человекиспытывают влияние 10-кратного превышения предельно допустимых концентраций(ПДК) различных вредных веществ в окружающей среде, 55 — 60 млн. — 5-кратногопревышения ПДК.
В этихусловиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем. Этопроизойдет, если мы не сумеем в ближайшее время — последние годы XX в. и в предстоящем XXI в. — сменитьдоминирующие тенденции мирового развития и наше отношение к природе.
Экологическиепроблемы Пермского Предуралья и Урала, как и для всей территории России, связаны с техногеннымвоздействием на окружающую среду.
Основные из них: — высокая степень техногенной нагрузки, особенно в городских и промышленныхагломерациях (комплексы нефтеперерабатывающей, металлургической,машиностроительной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, которыеобусловили химическое загрязнение в разной степени всех природных сред — атмосферы,почвенно-растительного покрова, поверхностных и подземных вод); — нарушениягеологической среды и ландшафтов интенсивной хозяйственной деятельностьюгорнодобывающей промышленности (особенно в солеродных, нефтегазовых и угольныхрайонах); — загрязнение почв и водоемов ядохимикатами деятельностьюагропромышленного комплекса; — деградация лесных массивов деятельностьюлесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса; — развитие природных иприродно-техногенных, экзогенных, геологических процессов — овражной эрозии,оползней, подтопления, заболачивания, комплекса процессов, связанных спереработкой берегов водохранилищ и особенно карста (в том числекатастрофических провалов в солеродном бассейне); — накопление огромногоколичества промышленных и бытовых отходов; — последствия подземных ядерныхвзрывов; — истощение запасов подземных вод и др.
Суммарные действияфакторов техногенеза привели к тому, что лишь около 30 процентов территорииПермской области, в основном северные районы, отвечают уровню экологическойнормы (благоприятное и удовлетворительное экологическое состояние), 40процентов территории находятся в зоне экологического риска (напряженноесостояние) и 30 процентов территории характеризуются состоянием на уровнекризиса (критическое состояние) и экологического бедствия (чрезвычайное икатастрофическое состояние).
Практически во всехрайонах области установлены аномалии по различным компонентам во всех средах;например, по почвам даже в лесных районах, удаленных от промышленных зон,установлены участки с комплексными аномалиями, превышающими ПДК по такимопасным элементам, как Pb, Zn, Cd, Be, P, Cr, Cu, Ni. В других районах,особенно в Пермско-Краснокамском, Березниковско-Соликамском,Лысьвинско-Чусовском и Кизеловско-Губахинском, состояние почв и ландшафтовзначительно хуже. В пресных подземных водах многих районов установленымногочисленные аномалии по Br, Ba, Mn и локально по другим элементам.Концентрации многих микроэлементов в снежном покрове на территории города Перминамного превышают ПДК по почвам: Ni (до 75 ПДК), Cu (до 75 ПДК), Cd (до 70ПДК), Pb (до 30 ПДК), P (до 30 ПДК), Cr (до 26 ПДК), Co (до 20 ПДК), Zn (до 6,3ПДК). Некоторые аномалии имеют небольшую площадь или зафиксированы по отдельнымточкам, другие охватывают обширные территории с превышением фона и ПДК во многораз.(Приложение)
Пермскийкрай является одним из основных индустриальных центров Российской Федерации снеобыкновенно широкой специализацией и большим количеством сверхкрупныхпредприятий (2,6% объема промышленного производства страны). Ведущими межотраслевымикомплексами Прикамья являются химический (горная химия, основная химия, химияорганического синтеза), машиностроительный (предприятия ВПК, нефтехимическое игорно-шахтное машиностроение, судо и авиастроение, электротехническаяпромышленность), топливно-энергетический, металлургический и лесопромышленный.
Натерритории края выделяются семь градопромышленных агломераций:Березниковско-Соликамская, Кизело-Губахинская, Лысьвенско-Чусовская, Пермская,Кунгурская, Чайковская и Кудымкарская. На протяжении ряда лет в Пермском краенаблюдается устойчивый рост промышленного производства практически по всемотраслям.
За2007 г. объем отгруженной продукции собственного производства по полному кругупредприятий _ производителей промышленных товаров составил в действующих ценах535,4млрд. рублей. В объеме отгруженных товаров обрабатывающего производстванаибольший удельный вес принадлежит предприятиям по производству кокса инефтепродуктов (33,6%), химического производства (19,5%), металлургического ипроизводства готовых металлических изделий (8,3%), целлюлозно-бумажногопроизводства (6,6%). Пермский край характеризуется разнообразием полезныхископаемых. На его территории выявлено и разведано запасов минерального сырьяболее чем по 1253 участкам недр и 40видов полезных ископаемых. В крае наиболееразвиты направления добычи нефти и газа, калийно-магниевых и натриевых солей,алмазов, золота, металлургического и цементного сырья, хромовых руд,промышленности стройматериалов и пресных подземных вод. Удельный весматериально-сырьевого комплекса в экономике Пермского края составляет более40%.
Пермскийкрай является одним из динамично развивающихся регионов России. Подъемэкономики региона, рост благосостояния населения и особенно значительныйприрост объема производства в добывающих отраслях промышленности сопровождаютсявысокими темпами роста объемов образования отходов производства и потребления.В этих условиях существующая система обращения с отходами, основанная нарешении частных проблем отходообразующих предприятий и отдельных населенныхмест, несмотря на ее высокую затратность, не эффективна. Сооружение локальныхобъектов захоронения отходов в каждом муниципальном образовании или на каждомпредприятии ведет к распылению средств, необоснованному росту затрат назахоронение отходов и не позволяет эффективно решать проблему обращения сотходами в масштабах региона.
Пермскийкрай характеризуется целым комплексом экологических проблем, обусловленныхзагрязняющим влиянием крупных промышленных центров (города Пермь, Березники,Соликамск, Краснокамск, Чайковский), интенсивным использованием природныхресурсов, наличием энерго и материалоемких производств и устаревшихзагрязняющих окружающую среду технологий. Ежегодный ущерб окружающей среды отхозяйственной деятельности составляет около 300 млн. рублей. По даннымстатотчетности в окружающую среду Пермского края поступает большое количествозагрязняющих веществ: в атмосферу 497 наименований, в водные объекты – 80наименований, образуется 745 видов отходов.
Натерритории Пермского края ежегодно образуется более 40 млн. тонн отходовпроизводства и потребления. В последнее время наметилась стойкая тенденция кросту объемов образования отходов. В 2007 году эта цифра составила 49,5 млн.тонн. Этот рост объясняется увеличением объемов производства, прежде всегоразвитием добывающих отраслей промышленности, объем отходов, которых составляетдо 90% от общего количества.
Структураобразующихся вкрае отходов включает несколько многотоннажных групп, таких как: отходы черныхметаллов, золошлаки от сжигания твердого топлива, отходы сельского хозяйства,шлаки и шламы, отходы коммунальные, древесные отходы. Структура отходовопределяется прежде всего структурой промышленности края. Процентноесоотношение основных видов крупнотоннажных отходов приведено на рис. 1.
Низкаястепень использования отходов, которая составляет порядка 35%, привела кнакоплению на территории области более 650 млн. тонн промышленных отходов,размещаемых в отвалах, шламохранилищах, свалках, которые вызывают загрязнениеокружающей среды и представляют серьезную опасность для здоровья населения.
Порезультатам последней инвентаризации, проведенной в 2001 г., на территорииПермского края было выявлено 1979 учтенных объектов размещения отходов, из них643 – объекты размещения бытовых отходов (280 из которых не имеют документов оботводе земли); общая площадь, занимаемая объектами (без учета площадисанитарно-защитных зон), составляет 5.934,21 га.
Свалкитвердых бытовых отходов (ТБО) не имеют технической документации, нормы ихэксплуатации, как правило, не соблюдаются. Низкий уровень обустройства инарушение основных требований к размещению отходов приводят к захламлениюблизлежащих площадей и образованию стихийных свалок, в первую очередь в лесах,оврагах вблизи населенных пунктов, в районах частной застройки и зеленой зоныгородов, вдоль дорог, куда население, а также небольшие торговые организациивывозят мусор.
Наибольшийобъем отходов накоплен на территории городов: Березники, Соликамск, Пермь ирайонов: Соликамского, Красновишерского, а также в муниципальных районах, расположенныхв Кизеловском угольном бассейне.
Обращениес отходами включает два основных направления: обращение с отходами производства(промышленные отходы, далее ПО), находящееся в ведении предприятий источниковобразования этих отходов, и обращение с отходами потребления (муниципальныеотходы, далее МО), находящиееся в ведении муниципалитетов в рамках санитарной очисткинаселенных мест.
Неудовлетворительноерешение проблем управления движением МО и ПО в пределах Пермского края привелоне только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и кнарастанию социальной напряженности.
Окружающаясреда способна ассимилировать поступающие в нее загрязняющие вещества, но доопределенного предела. Для промышленно нагруженных территорий ассимиляционныйпотенциал уже исчерпан, что проявляется в загрязнении природных сред, снижениипродуктивности природных ресурсов, заболеваемости населения. Антропогенный пресспривел к утрате ряда видов биологического и ландшафтного разнообразия, 207видов взяты под защиту закона.
Разработкаместорождений полезных ископаемых, сооружение крупных инженерных объектов,длительная интенсивная эксплуатация мощных химических и нефтехимических производств,создание крупнейших хранилищ отходов горнодобывающих, металлургических, химическихпредприятий привели к существенному нарушению естественного состояния недр, интенсивномуразвитию в геологической среде и на поверхности техногенных процессов. За годыиндустриального развития в Пермском крае построен ряд важнейшихнароднохозяйственных объектов. Строительство осуществлялось с использованиемтрадиционных технологий, потребляющих много ресурсов и недостаточно надежных сточки зрения экологической безопасности. Пермский край, по существу, сталрегионом высокого интегрального риска возникновения природных и техногенныхаварий и катастроф чрезвычайного характера с экологическими последствиями и,как следствие, высокого риска жизнедеятельности. Учитывая тот факт, что более70% населения живет в городах в непосредственной близости от источниковзагрязнения, экологическое оздоровление населения и территорий края должно бытьодним из основных направлений региональной экологической политики.
Природоохраннаяполитика в Пермском крае
Природоохраннаяполитика основана насочетании административных и экономических методов управления. Ее правовойбазой являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня. Экологическаяполитика закреплена в ряде региональных законов, принятых в развитие федеральногоприродоохранного законодательства: закон №502_94 «Об охране окружающейсреды Пермской области» от 21.11.2002; закон №870_131 от 07.10.1997 «Оботходах производства и потребления в Пермской области» с изменениями на05.06.2006; 2004 г. – закон «О природном наследии»; а также внормативных правовых актах губернатора области, касающихся вопросов управленияотходами, организации государственного экологического контроля, развитиятерриториальной системы экологического мониторинга, сохранения исчезающих видовбиологического и ландшафтного разнообразия и т.п.
Вышедший31 декабря 2005 г. Федеральный закон №199_ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграниченияполномочий» существенно повлиял на перераспределение полномочий междуфедеральными, региональными и муниципальными властями. Положениями этого законасущественно укрепились позиции органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, за которыми в сфере обращения с отходами закреплены такиеполномочия, как участие в проведении государственной политики в области обращенияс отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иныхнормативных правовых актов в области обращения с отходами, контроль за ихисполнением; установление лимитов на размещение отходов и осуществлениегосударственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами наобъектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектовхозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственномуэкологическому контролю); участие в организации обеспечения населенияинформацией в области обращения с отходами. Одновременно были внесены серьезныеизменения в полномочия органов местного самоуправления: они перестали бытьорганами контроля. В то же время за органами местного самоуправления поселенийв области обращения с отходами сохранились функции организации сбора и вывозабытовых отходов и мусора; полномочия органов местного самоуправлениямуниципальных районов в области обращения с отходами предусматриваютдеятельность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленныхотходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов вобласти обращения с отходами отнесены организация сбора, вывоза, утилизации ипереработки бытовых и промышленных отходов.
Внастоящее время в соответствии с действующим законодательством государственныйэкологический контроль имеет два уровня: федеральный и уровень субъектаФедерации.
ВПермском крае сложилась ситуация, что из более чем 10 тыс. хозяйствующихсубъектов только порядка 200 относятся к федеральному государственномуэкологическому контролю, остальные подведомственны краевому государственномуэкологическому контролю. С точки зрения системы регионального управленияотходами такое распределение ответственности позволяет увеличить полномочиярегионов и обеспечивает их большую независимость в принятии управленческихрешений. В результате реформирования органов исполнительной власти краяуправление по охране окружающей среды преобразовано в Государственную инспекциюпо охране окружающей среды Пермского края, к функциям которой относитсяосуществление государственного контроля и обеспечение экологическойбезопасности.
Контрольв сфере обращения с отходами является составной частью системы управленияотходами. Результаты контроля будут эффективны при наличии прозрачной схемыдвижения отходов и распределения ответственности между всеми участниками этаповобращения с отходами в регионе.
Помиможесткого экологического контроля для решения проблемы управления отходами вПермском крае используются административные и экономические методырегулирования. В основе экологической политики Пермского края лежитпланирование природоохранной деятельности – один из отработанных в международнойпрактике механизмов управления охраной окружающей среды.
Региональныевласти Пермского края уделяют серьезное внимание состоянию окружающей среды врегионе. В 2005 г. завершена областная целевая комплексная программа «Охранаокружающей среды Пермской области на 2001_2005 гг.», которая являласьтретьей по счету экологической программой, реализуемой на территории региона сцелью оздоровления экологической обстановки, обеспечения экологическойбезопасности территорий и населения, сохранения и восстановления природныхэкосистем.
Общийобъем финансирования за период реализации Программы составил 10.7 млрд. рублей(63% от потребности): 520 млн. руб. бюджетных средств (5% от всего объемафинансирования) (в т.ч. за счет средств федерального бюджета 73.9 млн. руб. (1%от всех источников финансирования), областного бюджета 244.9 млн. руб. (2.3%),местного бюджета 202.1 млн. руб. (1.9%), промышленных предприятий – 10.2 млрд.руб. (95.1%).
Какследствие, снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источниковпроизошло только на 54.1% от запланированных показателей. Снижение сбросов вводные объекты произошло на 19.2%. В области управления отходами, к сожалению,не удалось завершить строительство ни одного полигона ТБО.
Предотвращенныйэкологический ущерб от выполненных мероприятий составил только 38% отзапланированных показателей. При этом большая часть мероприятий (82%) поснижению негативных нагрузок осуществлялась за счет средств предприятий надобровольной основе и зависела от их производственных планов и финансовыхвозможностей.
Насегодняшний день в регионе существует огромное количество свалок, но до сих порнет ни одного современного экологического комплекса с перерабатывающимипредприятиями. Именно поэтому региональными властями разработана программастроительства в крае шести полигонов (около гг. Перми, Березников, Чусового,Кунгура, Чайковского и Краснокамска) для переработки твердых бытовых отходов.Целью этого строительства краевые власти видят получение высокотехнологичной сортировкии переработки мусора, приближенной к европейским стандартам, получениевторичного сырья из отходов и дополнительного источника тепло_ иэнергоснабжения. К сожалению, до сих пор не решен вопрос с источниками финансированиястроительства данных объектов.
В2004 г. Законодательным Собранием Пермской области принята концепцияэкологической политики Пермской области на среднесрочную перспективу (2006_2010гг.), которая определяет основные направления действий всех органоввласти и хозяйствующих субъектов по оздоровлению окружающей среды и обеспечениюэкологической безопасности населения и территорий Пермской области. В рамкахуказанного документа предусматривается дальнейшее совершенствованиеприродоохранного законодательства Пермской области, в т.ч. принятие рядазаконов и нормативных правовых актов губернатора области: Закон «О природномнаследии», устанавливающий необходимость соблюдения принципа поэтапного достижениянормативных показателей качества окружающей среды и согласованного графика реализацииприродоохранных мероприятий при утверждении лимитов на пользование природнымиресурсами; закон «Об экологическом аудите», детально разрабатывающийкомпоненты квалифицированного независимого анализа, оценки соответствующихрекомендаций и предложений по результатам природоохранной деятельности, а такжепредусматривающий упрощенную систему экологических форм учета и отчетностипредприятий и организаций региональной компетенции; закон «О внесении измененийи дополнений в закон „О налогообложении в Пермской области“ в частиэкономического стимулирования внедрения экологически чистых технологий.
Предусмотреныследующие нормативные акты губернатора Пермской области: „Об общественномэкологическом контроле“, регламентирующий приоритетное участиерегиональных органов в расследовании, оценке масштабов и сроков ликвидациипоследствий аварийных ситуаций, представляющих угрозу здоровью населения иэкологической системе края; „Об установлении региональных предельно допустимыхконцентраций загрязняющих веществ для водных объектов населенных мест по территориямс высоким экологическим риском“, регламентирующий введение региональныхнормативов качества водных объектов и сбросов сточных вод с учетом природныхфоновых концентраций и их утверждение в органах федерального экологическогонадзора; „О создании новых объектов охраны природных территорий“,ограничивающий монопольные права владельцев сетей канализации, очистныхсооружений, полигонов промышленных и бытовых отходов и других природоохранныхобъектов, обеспечивающих охрану окружающей природной среды с учетом техническихвозможностей предприятий и организаций.
Несмотряна попытки региональных властей изменить нынешнее положение дел, проблемамусорных отходов на территории Пермского края до сих пор остается нерешенной. Внастоящий момент на территории края ведется активная работа по улучшениюэкологической ситуации, вызванной негативным влиянием отходов: ужесточаетсяэкологический контроль, разрабатываются и вводятся в действие элементыадминистративных и экономических методов регулирования. Однако общий механизмне работает. Вызвано это в первую очередь отсутствием единой комплекснойпрограммы управления мусорными отходами, разработка которой является приоритетнойна сегодняшний день. Рассмотрим далее некоторые предложения по созданиюподобной системы.
Построениеэффективной комплексной системы обращения с отходами Пермского края невозможнобез создания единой концепции, позволяющей консолидировать силы организаций испециалистов, занятых в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Необходиморазработать концепцию обра_щения с отходами производства и потребления натерритории Пермского края,основанную наанализе существующей системы обращения с отходами; создании единой политики вобласти обращения с отходами; установлении приоритетных направлений итехнологий по транспортировке, использованию, обезвреживанию и утилизацииотходов; определении основных механизмов управления системой обращения с отходами.
Региональнаякомплексная система обращения с отходами должна быть основана на созданиисовременных схем санитарной очистки населенных мест края, организации сетимежрайонных полигонов для обезвреживания МО и ПО, региональных предприятий поутилизации токсичных отходов, эффективных систем сбора и транспортировкиотходов с извлечением и утилизацией вторичного сырья и материалов, использованиемресурсного потенциала отходов.
Развитиесети автомобильных дорог, использование современных технологий сортировки иуплотнения отходов, отбор вторичного сырья и материалов, выделение балластных иорганических фракций отходов позволит значительно снизить объем отходов,нуждающихся в захоронении, и существенно увеличить эффективный радиусобслуживания населенных мест на основе создания сети межрайонных полигонов. Перспективнымявляется сооружение региональных мусороперерабатывающих комплексов по переработкеотходов с получением вторичных ресурсов, продуктов и энергии, находящих применениев народном хозяйстве Пермского края. В состав комплексов должны входить объектыпо производству тепловой и электрической энергии из высококалорийных отходов.Система обращения с отходами на территории Пермского края в настоящее время неявляется самостоятельной отраслью народного хозяйства. Потенциальные финансовыепотоки отрасли оцениваются в 2-3 млрд. рублей в год, а первоочередныеинвестиционные потребности составляют 3-5 млрд. рублей. Однако вместо формированияточек экономического роста за счет инвестиционной привлекательности и формированиярынка услуг существующая система управления отходами ведет к росту затрат, тарифови бюджетных расходов.
Современнаяполитика управления отходами должна заключаться в уменьшении количества образующихсяотходов, использовании ресурсного потенциала отходов, минимизации (исключения)захоронения отходов в окружающей среде с целью обеспечения устойчивого развитиярегиона. Для рационального управления отходами на территориальном уровненеобходимо создание шести межмуниципальных мусороперерабатывающих комплексов(МПК) (рис. 3). Подобная программа строительства уже разработана региональнымивластями. Для энергетической утилизации потребуется строительство 1-2 заводов вгг. Пермь, Березники по получению тепловой и электрической энергии из энергетическихфракций отходов. В рамках новой концепции будут необходимы ликвидация или рекультивациясуществующих экологически опасных свалок.
Разработкаи утверждение на правительственном уровне концепции обращения с отходамипроизводства и потребления на территории Пермского края и ее поэтапнаяреализация позволят создать специальную систему всеобщей ответственности заорганизацию сбора и переработку отходов. При этом будет задействован каждыйучастник процесса: хозяйствующие субъекты сферы материального производства иуслуг – как собственники отходов производства и производственного потребления;физические лица – как собственники бытовых отходов; органы муниципальногоуправления – как субъекты хозяйственной деятельности, организующие сбор, вывоз,переработку и захоронение отходов.
Внедрениеконцепции завершит структурное оформление отрасли санитарной очистки нарегиональном и муниципальном уровнях. Создание отрасли санитарной очистки будетнаправлено на реализацию региональной политики устойчивого развития, инвестиционнуюпривлекательность региона и формирование рынка вторичных ресурсов иэкологических услуг. Результатом деятельности отрасли будет являться улучшениесанитарного и экологического состояния территорий, возврат ресурсов вхозяйственный оборот, снижение количества объектов захоронения отходов,ликвидация свалок. В конечном итоге все эти меры необходимы для формирования иразвития специальной саморегулируемой организационно-производственнойинфраструктуры сбора и управления отходами, по существу, отрасли народногохозяйства (промышленности).
Рисунок1. Структура отходов производства и потребления, образующихся в Пермском крае(без отходов добычи)
/>

Рисунок3. Зоны обслуживания мусороперерабатывающих комплексов
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.