Реферат по предмету "Экология"


Экологические последствия химизации сельскохозяйственного производства

РЕФЕРАТ
поэкологии на тему:
«Экологическиепоследствия химизации сельскохозяйственного производства»

Содержание
1.     Введение…………………………………………………………………....3
2.     Потериземли…………………………………………………………….…4
3.     Проблемызагрязнения почв……………………………………………....5
4.   Пестициды:…………………………………………………………………...6
4.1.Применение пестицидов: цели и результаты…………………………..…7
4.2.Видыпестицидов………………………………………………………...….7
4.3.Группы (поколения)пестицидов………………………………………......8
4.3.1.ИнсектицидДДТ…………………………………………………………..9
4.4.Экологические последствия примененияпестицидов………………..…11
5. Минеральныеудобрения………………………………………………….….12
5.1.Влияние минеральных удобрений напочвы……………………………....13
5.2.Влияние минеральных удобрений наатмосферный воздух и воду………………………………………………………………………………14
5.3.Влияние минеральных удобрений накачество продукции и здоровье людей……………………………………………………………………………..14
6. Заключение……………………………………………………………………18
Список используемой литературы

Введение
В производящем хозяйствеважное место принадлежит сельскохозяйственному производству. В истории егоразвития можно выделить три этапа. Первый – этап экстенсивного развития,который продолжался от V-IV тыс. до н. э. до XVII столетия н. э. Второй этапинтенсивного развития сельского хозяйства – XVIII столетия до 1550 года, т. е. захватывает эпохуиндустриализации. Третий – современный этап деструктивного развитиясельскохозяйственного производства продолжается до настоящего времени.
Сельское хозяйствообеспечивает человечество продуктами питания и многими видами техническогосырья. Темп увеличения производства пищи всегда был ниже темпа приростанаселения. Одним из важнейших сдерживающих факторов роста населения былилокальные и региональные социально-экологические кризисы. Первый региональныйсоциально-экологический кризис был связан с тем, что в ряде регионов миравозросшее население не могло быть обеспечено пищей, получаемой за счет охоты,рыболовства и сбора дикорастущих плодов. Это стимулировало переход 5-7 тыс. леттому назад от присваивающего к производящему хозяйству.
На каждого жителя Земли внастоящее время приходится в среднем около ¼ га пашни. 90% площадивозделанных земель находятся в тропиках, субтропическом, суббореальном поясах иразделены между ними почти поровну. Однако показатель относительногоиспользования земель наибольший в суббореальном поясе – в полосе лесостепи,степей и прерий (32%). Здесь сочетаются наиболее благоприятные почвенные иклиматические условия для выращивания главных земледельческих культур.
Самое большое значение почвы в том, чтолюди берут из нее почти все необходимое для своей жизни. В настоящее времяобрабатываемые земли дают 88% энергии, получаемой человечеством с пищей, около10% ее люди получают от естественных лугов, пастбищ, лесов и 2% дают ресурсыМирового океана.

Потери земли
Наиболее ценные в сельскохозяйственномотношении земли включают пашню, залежи и многолетние насаждения. Из всехвозделываемых земель 590 млн. га приходится на долю зерновых, дающих в год1197,5 млн т зерна.
Несмотря на большуюпотребность в расширении посевных площадей, освоения новых земель в отдельныхрегионах мира уже практически не приводит к увеличению мировой пашни.Во-первых, одновременно с распашкой новых земель значительные площади пашнивыбывают из хозяйственного использования из-за разных форм детириорации, т. е.порчи земли. Значительные затраты на мелиорацию часто уже не могут остановитьэтот процесс.
Основными причинамиутраты части земельных ресурсов сельского хозяйства являются:
·       Эрозия почвы –смыв или сдувание поверхностного, наиболее плодородного слоя почвы водой иветром;
·       Потеря гумуса иснижение плодородия вследствие неправильной агротехники, в основном из-заотсутствия севооборотов и недостаточного возвращения в почву питательныхвеществ;
·       Подтопление ивторичное засоление почвы, вызываемое бездренажным орошением и неконтролируемойподачей воды;
·       Машиннаядеградация почвы (переуплотнение, нарушение структуры пахотного слоя,смешивание его с подстилающей породой и т. п.);
·       Химическое ирадиационное загрязнение почвы.
Одним изнаиболее серьезных проявлений деградации земель является «техногенноеопустынивание», вызванное деятельностью человека и изменениями климата. Большаяплощадь современных пустынь имеет антропогенное происхождение. От деградациипочвы уже пострадали 70% засушливых земель планеты (3,6 млрд га) – территориякоторая по площади в три раза больше Европы.
Проблемы загрязнения почв
Отрицательное влияние на почву оказываютотходы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, шахтные воды,отходы нефтепромыслов. Избыточное количество марганца, хрома, меди, кобальта,никеля, свинца и других элементов, содержащихся в почвах вблизи заводов,снижает урожайность зерновых на 20 – 30 %, бобовых на 40, картофеля — на 47,кормовой и сахарной свеклы на 35%. Загрязнение гумусового слоя пылью тяжелыхметаллов, их солей вместе с попаданием в почву соединений серной кислотыдействует угнетающе на развитие растений, вызывает гибель их корневой системы,снижает урожай. Поэтому борьба с выбросами промышленных предприятий являетсяодновременно борьбой за сохранение плодородия почв. Технология производственныхпроцессов должна быть построена так, чтобы исключить попадание вредных отходов,остатков и загрязнений в почву.
Загрязнение почв чужеродными химическимивеществами наносит им большой ущерб. Для борьбы с вредителямисельскохозяйственных растений и с сорняками широко применяют разнообразныеядохимикаты: пестициды, инсектициды, гербициды, дефолианты. Установлено, чтоустойчивые пестициды, защищающие растения от вредителей, болезней и сорняков, сохраняютдо трети урожая, но одновременно они отрицательно влияют на численность иактивность почвенной фауны и микроорганизмов. Пестициды и продукты ихестественных превращений вредны для личинок таких необходимых в природеживотных, как насекомые-опылители и насекомые-энтомофаги, насекомоядные,хищные, для промысловых птиц и млекопитающих.
Остатки пестицидов вместе с собраннымурожаем и водой могут попадать в воду, причиняя вред здоровью человека. Решитьпроблему применения пестицидов в сельском хозяйстве можно строгой дозировкой иумелым их использованием. Необходимо создавать такие препараты, которыесравнительно быстро разрушаются, а продукты их естественной переработки должныбыть неядовитыми. В последние годы для борьбы с сельскохозяйственными вредителямистали применять новые быстро разлагающиеся препараты. Однако проблема полученияядохимикатов избирательного действия требует дальнейших разработок.
Другая проблема – правильноеиспользование химических удобрений. Неправильный подбор минеральных удобренийможет вызывать избыточное подщелачивание или подкисление почвы. Для лесныхкислых почв необходимы подщелачивающие удобрения ( натриевая и аммонийнаяселитры ), известкование почвы. На карбонатных почвах и в аридных районах нужныподкисляющие удобрения: суперфосфат, сульфат аммония и др. особенно осторожноследует применять минеральные удобрения на почвах, испытывающих засоление.
Существенным фактором загрязнения средыявляется химизация сельского хозяйства. Даже минеральные удобрения принеправильном их применении способны наносить экологический ущерб присомнительном экономическом эффекте. Высокие дозы азотных удобрений являютсяодной из причин накопления в растениях нитратов. Сами по себе они не оченьтоксичны. Но при употреблении растительных продуктов в пищу содержащиеся в нихнитраты под действием микрофлоры кишечника восстанавливаются в нитриты, которыево много раз токсичнее.
Пестициды
Понятие пестициды (от пестис – зараза,цедерс – убивать) объединяют группу веществ, которые используются для уничтоженияили снижения численности нежелательных для человека организмов. Практически всеэти вещества относятся к ксенобиотикам, т. е. чуждым для живых организмов ибиосферы в целом.

Применение пестицидов: цели и результаты
Пестициды можно рассматривать как дитякультурного хозяйства. Их применяют чаще всего в искусственно создаваемыхчеловеком системах (агроценозах) или в природных экосистемах, где нарушенымеханизмы саморегулирования (гомеостаз). Иногда пестициды приходится применятьи в стабильных естественных экосистемах для подавления вспышек массовогоразмножения отдельных организмов, обусловленных естественным ходом развития.Последнее обычно наиболее часто встречается в лесных экосистемах. Например,подобные вспышки характерны для насекомых, питающихся листвой или хвоейдеревьев. Такие насекомые, сибирский шелкопряд, листовертки, пилильщики идругие, способны повреждать, а нередко и уничтожать леса на тысячах и дажемиллионах гектаров.
Широко используются пестициды также дляборьбы с кровососущими насекомыми (комары, мошки, слепни), животными –переносчиками болезней (грызуны, иксодовые клещи, малярийный комар, москиты).
Имеются сведения, что благодаряпестицидам удалось предупредить или резко ослабить примерно 30 болезнейчеловека и домашних животных, спасти не меньше 25 млн. человек и предупредитьоколо 1 млрд. заболеваний. Отмечается, что во второй мировой войне от сыпноготифа (переносчик – плотяная вошь) во многом благодаря пестицидам умерло меньшелюдей, чем от ранений (во всех других войнах соотношение было противоположным).
Именно пестициды позволили почтиполностью ликвидировать или свести на нет такие болезни, как малярию, клещевойэнцефалит, туляремию и другие.

Виды пестицидов
В 40-х годах нашего столетия дляуничтожения вредных (с точки зрения человека) организмов начали широкоприменять синтетические органические соединения – пестициды. В зависимости отобъекта назначения их подразделяют на инсектициды (лат. инсекта – насекомое) –убивают насекомых, гербициды (лат. херба – трава) – уничтожают сорняки,фунгициды (лат. фунгус – гриб) – средства против грибковых заболеваний,акарициды (лат. акарос – клещ) – уничтожение клещей, альгициды (лат. альга –водоросль) – уничтожения водорослей и др. Ни один из этих химикатов не обладаетабсолютной избирательностью и представляет угрозу для других групп организмов,в том числе для людей. Поэтому все они – биоциды, т. е. вещества, угрожающиеразличным формам живого. Даже сравнительно мало токсичные пестициды неподвергаются ферментативному разложению. Никакие организмы не располагаютсоответствующими механизмами детоксикации. Почти все пестициды являютсяксенобиотиками.
В группу пестицидов входят, кроме этого,вещества, изменяющие физиологические функции организмов или воздействующие наотдельные их органы (бесплодие, болезни, поведение и т. п.). Соответственносуществует большое количество более частных названий веществ из группыпестицидов. Дефолианты (лат. де – удаление, отделение, фолиум – лист) – дляудаления листвы с растений; дефлоранты (флора – богиня цветов) – дляуничтожения цветков растений; репелленты (лат. репелленс – отталкивающий,отгоняющий) – для отпугивания животных, аттрактанты (лат. аттрахере –привлекать) – для привлечения животных, фумиганты (лат. фумиокуривать, дымить)– для окуривания сельскохозяйственных угодий или различного вида помещений сцелью дезинфекции и т. п.

Группы (поколения) пестицидов
 
В последнее время предпочтение отдаетсяпестицидам высокой степени ядовитости, но с коротким периодом жизни (пестицидытретьего поколения, по Б. Небелу). К ним, в частности, относятсяфосфорорганические соединения (дихлофос, карбофос, хлорофос и др.). Период ихжизни обычно колеблется от нескольких дней до недель.
Другие свойства характерны для пестицидовиз группы галагенированных углеводородов (пестициды второго поколения). К нимотносятся получивший широкую известность ДДТ (дихлордифенилдихлорэтан), а такжедильдрин, линдан, альдрин и другие. Важнейший их отрицательный экологическийэффект – длительный период жизни, хотя и при несколько более низкой ядовитости,чем у фосфороганических пестицидов. Так, ДДТ сохраняется в окружающей средедесятки лет (период полураспада порядка 20 лет).
Наряду с продолжительностью жизни самихпестицидов следует учитывать степень влияния на организмы или отдельныеэлементы экосистем продуктов их распада. В этом отношении наиболее показательныпестициды, содержащие тяжелые металлы (свинец, мышьяк, ртуть). Они могут бытькак органической природы, например ртутьорганические (гранозан, меркуран идр.), так и неорганические, например мышьяксодержащие (арсенат натрия, арсенаткалия). Эти пестициды Б. Небел относит к первому поколению. Они отличаютсязначительной стойкостью (ртутьорганические – до 10 лет). Но еще большейстойкостью и отрицательным эффектом характеризуются продукты их распада.Представленные тяжелыми металлами. Последние способны накапливаться в почвах,цепях питания и соответственно в продуктах, употребляемых в пищу.

Инсектицид ДДТ
В 1938 г. был рекомендован к применению сильный инсектицид – дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ). Казалось, что люди получили«чудо оружие», вещество чрезвычайно токсичное для насекомых и относительнобезвредное для человека. ДДТ обладал широким спектром действия, был стоек вокружающей среде, а производство его было совсем недорогим.
Снижение численности вредителей благодаряприменению ДДТ во многих случая привело к резкому росту урожая. Кроме того, ДДТоказался эффективным средством борьбы с насекомыми – переносчиками инфекционныхзаболеваний (сыпного тифа, малярии и др.). Достоинства ДДТ казались стольвыдающимися, что его создатель – швейцарский химик П. Мюллер получил за своеоткрытие Нобелевскую премию. Неудивительно, что это вещество возглавилонескончаемый перечень пестицидов, мировая коллекция которых выросла до 6000наименований, а их производство достигло 1,2 млн. т в год.
Однако вскоре стало очевидным, чтоприменение пестицидов вызывает целый ряд проблем:
Ø  Приспособляемость и развитие устойчивости вредителей кприменяемым препаратам.
Ø  Восстановление и вторичные вспышки численности вредителей,повышение их агрессивности.
Ø  Рост затрат на применение в возрастающих дозах все новых и болеедорогих пестицидов.
Ø  Отрицательное воздействие на природную среду и здоровье человека.
В начале 1970-х годов применение ДДТ вбольшинстве развитых стран было запрещено. На смену ему пришли менее токсичныепрепараты, быстрее разрушающиеся в окружающей среде. Спустя более полувека сначала применения пестицидов следует признать, что беспрецедентная химическая войнас вредителями сельского хозяйства практически полностью проиграна. Несмотря намногомиллиардные затраты на производство и применение пестицидов, потери урожаяот вредителей не уменьшились. Насекомые приспосабливаются к ядам гораздобыстрее, чем у исходных форм. Уже не существует эффективных средств противтаких вредителей, как колорадский жук, совка, капустная моль. В итоге люди несумели надежно защитить растения, не смогли полностью уничтожить ни одного видавредоносных организмов, зато существенно увеличили загрязнение почв и биосферыв целом.
Ставшая уже классической история ДДТнаглядно иллюстрирует угрозу химизации сельского хозяйства. Пестицидыпостепенно накапливаются в почве и воде, а затем по пищевым цепям переходят врастения, в животных и организм человека. Хотя ДДТ уже много лет снят спроизводства и повсеместно запрещен к применению, в природной среде циркулируютоколо миллиона тонн этого ядовитого вещества. Его обнаруживают в воде ивоздухе, в организмах животных и человека, даже в тех районах земного шара, гденикогда не проводились химические обработки растений. Применение ДДТ и егоаналогов имело множество серьезных экологических последствий. В результатезагрязнения почвы и заражения биосферы гибнут целые популяции полезныхнасекомых, рыб, птиц и других животных. По данным ВОЗ, отравление пестицидамикаждый год поражает в мире до двух миллионов человек и уносит до 40 тыс.человеческих жизней.
Экологические последствия применения пестицидов
Достаточно отметить, что только около 1%вносимых в среду ядов имеет непосредственный контакт с теми видами организмов,против которых они применяются. Остальная их масса попадает в различные звеньясреды и небезразлична для их обитателей. Экологическая вредность пестицидовзависит в основном от их ядовитости, продолжительности жизни, способностиизбирательно действовать на отдельные организмы и трансформаций в среде.
Имеются данные, что печально известныйДДТ под действием ультрафиолетового излучения превращается в другой стойкий иядовитый углеводород – полихлорированный бифенил (ПХБ). Последний, как и самДДТ, имеет значительный срок жизни, накапливается в цепях питания, поражаетрепродуктивные и другие структуры.
Пестициды хотя и обладают избирательнымдействием на организмы, но эта избирательность относительна. Практически нетпестицидов, которые в той или иной мере не поражали другие организмы, особенноблизкие в систематическом отношении. Тем более что очень часто концентрацияпестицидов в цепях питания увеличивается в силу биоаккумулирующего эффекта.
Парадоксальный результат использованиепестицидов появляется и в том, что увеличение объемов их применения неизбавляет от потерь продукции. Сохраняет свой смысл выражение «человек получаетот сельского хозяйства лишь то, что ему соизволили оставить вредители».
Сказанное, однако, не значит, что надолибо полностью отказаться от пестицидов, либо постоянно увеличивать объемы ихприменения.
Пестициды, причиняющие минимальный вредсреде и экосистемам (например, с коротким сроком жизни), целесообразно применятьтолько в тех случаях, когда другие методы не позволяют достичь поставленнойцели. Например, для снятия «вспышек численности» нежелательных видов. В другихслучаях надо использовать более мягкие методы. Их обычно называют«безпестицидные технологии», «биотехнологии», «биологические меры борьбы свредителями» и т. п.
Новая стратегия защитысельскохозяйственных культур должна, по-видимому, исходить не из идеиуничтожения неугодных нам форм жизни, а из идеи контролируемого сосуществованияс ними и сдерживания численности агрессивных видов, что предполагает сохранениебиоразнообразия и все более широкое применение биологических способов борьбы свредителями.
Минеральные удобрения
Минеральные удобрения – неизбежноеследствие интенсивного земледелия. Имеются расчеты, что для достиженияжелаемого эффекта от применения минеральных удобрений мировое потребление ихдолжно составить около 90 кг/год на человека. Суммарное производство удобренийв этом случае достигает 450 -500 млн.т/год. В настоящее время мировоепроизводство минудобрений равно 200 – 220 млн.т/год или 35 -40 кг/год на чел.
Применение удобрений можно рассматриватькак одно из проявлений закона увеличения вложения энергии в единицупроизводимой сельскохозяйственной продукции. Это значит, что для полученияодной и той же прибавки урожая требуется все большее количество минеральныхудобрений. Так на начальных этапах применения удобрений прибавку 1 т зерна с гаобеспечивает внесение 180-200 кг азотных туков. Следующая дополнительная тонназерна связана с дозой удобрений в 2 – 3 раза большей.
Экологическиепоследствия применения минеральных удобрений целесообразно рассматривать, по крайней мере, с трех точек зрения:
1.  Местное влияние удобрений на экосистемы и почвы, в которые они вносятся;
2.  Запредельное влияние на другие экосистемы и их звенья, прежде всего наводную среду и атмосферу;
3.  Влияние на качество продукции, получаемой с удобренных почв, и здоровьелюдей.
Влияниеминеральных удобрений на почвы
В почве как системе происходят такиеизменения, которые ведут к потере плодородия: повышается кислотность,изменяется видовой состав почвенных организмов, нарушается круговорот веществ,разрушается структура, ухудшающая другие свойства.
Имеются данные (Минеев, 1964), что следствиемувеличения кислотности почв при применении удобрений (прежде всего кислыхазотных) является повышенное вымывание из них кальция и магния. Длянейтрализации данного явления приходится вносить в почву эти элементы.
Фосфорные удобрения не обладают стольвыраженным подкисляющим эффектом, как азотные, но они могут вызывать цинковоеголодание растений и накопление стронция в получаемой продукции.
Многие удобрения содержат посторонниепримеси. В частности, их внесение может повышать радиоактивный фон, вести кпрогрессивному накоплению тяжелых металлов.
Основной способ уменьшить эти следствия –умеренное и научно обоснованное применение удобрений (оптимальные дозы,минимальное количество вредных примесей, чередование с органическимиудобрениями и пр.). Следует также помнить выражение, что «минеральные удобренияявляются средством маскировки реальностей». Имеются, например, данные, что спродуктами эрозии почв выносится больше минеральных веществ, чем их вносится судобрениями.
Влияние минеральных удобрений на атмосферный воздух и воду
Влияние минеральных удобрений наатмосферный воздух, как и воду, связано в основном с их азотными формами. Азотминеральных удобрений поступает в воздух либо в свободном виде (в результатеденитрификации), либо в виде летучих соединений (например, в форме закиси N2O).
По современным представлениям,газообразные потери азота из азотных удобрений составляют от 10 до 50% от еговнесения. Действенным средством снижения газообразных потерь азота являетсянаучно обоснованное их применение (внесение в корнеобрзную зону для быстрейшегопоглощения растениями, использование веществ – ингибридов газообразных потерь,например нитропирина и др.).
Наиболее ощутимое влияние на водныеисточники, кроме азотных, оказывают фосфорные удобрения. Вынос удобрений вводные источники сводится к минимуму при их правильном внесении. В частности,недопустимо разбрасывание удобрений по снеговому покрову, рассеивание их слетательных аппаратов вблизи водоемов, хранение под открытым небом и т. п.
Влияниеминеральных удобрений на качество продукции и здоровье людей
Минудобрения способны оказыватьотрицательное воздействие как на растения, так и на качество растительнойпродукции, а также на организмы, ее потребляющие. Основные из таких воздействийпредставлены в таблицах 1, 2.
При высоких дозах азотных удобренийувеличивается риск заболевании растений. Имеет место чрезмерное накоплениезеленой массы, и резко возрастает вероятность полегания растений.
Многие удобрения, особенно хлорсодержащие(хлористый аммоний, хлористый калий), отрицательно действуют на животных ичеловека в основном через воду, куда поступает высвобождающийся хлор.
Отрицательное действие фосфорныхудобрений связано в основном с содержащимися в них фтором, тяжелыми металлами ирадиоактивными элементами. Фтор при его концентрации в воде более 2мг/л можетспособствовать разрушению эмали зубов.

Таблица 1
Воздействие минеральных удобрений нарастения и качество растительной продукции (по разным источникам)Виды удобрений Влияние положительное отрицательное Азотные Повышают содержание белка в зерне, улучшают хлебопекарные качества зерна При высоких дозах или несвоевременных способах внесения – накопление в виде нитратов(особенно в овощах), буйный рост в ущерб устойчивости, повышенная заболеваемость, особенно грибными болезнями. Хлористый аммоний способствует накоплению хлора. Основные накопители нитратов – овощи, кукуруза, овес, табак. Фосфорные Снижают отрицательные воздействия азота, улучшают качество продукции, способствуют повышению устойчивости растений к болезням При высоких дозах возможны токсикозы растений. Действуют в основном через содержащиеся в них тяжелые металлы (кадмий, мышьяк, селен), радиоактивные элементы и фтор. Основные накопители – петрушка, лук, щавель. Калийные Аналогично фосфорным В основном через накопление хлора при внесении хлористого калия. При избытке калия – токсикозы. Основные накопители калия – картофель, виноград, гречиха, овощи закрытого грунта.

Таблица 2
Воздействие минеральных удобрений наживотных и человека (по разным источникам)Виды удобрений Основные воздействия Азотные (нитратные формы) Нитраты (ПДК для воды 10 мг/л, для пищевых продуктов – 500 мг/день на человека) восстанавливаются в организме до нитритов, вызывающих нарушение обмена веществ, отравления, ухудшение иммунологического статуса, метгемоглобинию (кислородное голодание тканей). При взаимодействии с аминами (в желудке) образуют нитрозамины – опаснейшие канцерогены. У детей могут вызывать тахикардию, цианоз, потерю ресниц, разрыв альвеол. В животноводстве: авитаминозы уменьшение продуктивности, накопления мочевины в молоке, повышение заболеваемости, снижение плодовитости. Фосфорные (суперфосфат и содержащийся в нем фтор, кадмий и др. тяжелые металлы) В основном через фтор. Избыток его в питьевой воде (более 2мг/л) вызывает повреждение эмали зубов у человека, потерю эластичности кровеносных сосудов. При содержании более 8мг/л – остеохондрозные явления. Хлорсодержащие удобрения (хлористый калий, хлористый аммоний) Потребление воды с содержанием хлора более 50 мг/л вызывает отравления (токсикозы) человека и животных.

Заключение
От почвы и ее плодородия зависит жизньлюдей. Почву считают великой лабораторией, арсеналом, доставляющим средствапроизводства, предмет труда, место для поселения людей. Поэтому о почвенеобходимо заботиться всегда, чтобы выполнить свой долг – оставить ееулучшенной последующим поколениям.
Обрабатываемые земли – результат сложныхестественных процессов и труда многих поколений людей. Поэтому качество почв вомногом зависит от длительности возделывания земли и культуры земледелия. Вместес урожаем человек изымает из почвы значительное количество минеральных иорганических веществ, тем самым объединяя ее. Так, при урожае картофеля в 136ц/га почва теряет 48,4 кг азота, 19 кг фосфора и 86 кг калия. Поэтому необходимо систематически пополнять запасы этих элементов в почве внесениемудобрений. Применяя необходимые севообороты, тщательно обрабатывая и удобряяпочву, человек повышает ее плодородие столь значительно, что большинствосовременных обрабатываемых почв следует считать искусственными, созданными приучастии человека.
Таким образом, в одних случаяхвоздействие человека на почвы приводит повышению их плодородия, в других – кухудшению, деградации и гибели. К особо опасным последствиям влияния человекана почвы следует отнести ускоренную эрозию, загрязнение чужеродными химическимивеществами, засоление, заболачивание, изъятие почв под различные сооружения(транспортные магистрали, водохранилища и др.). Ущерб, наносимый почвам врезультате нерационального использования земель, принял угрожающий характер.Уменьшение площадей плодородных почв происходит во много раз быстрее, чем ихобразование. Особенно опасна для них ускорения эрозия.

Список используемой литературы
1.        Константинов В. М. Охрана природы.– М.: Издательский центр «Академия»,2000.
2.        Воронков Н. А. Экология общая,социальная, прикладнаяю. – М.: Агар, 2000.
3.        Боков В. А. и др. Геоэкология. –Симферополь: Таврия, 1996.
4.        Акимова Т. А., Хаскин В. В.Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :