Реферат по предмету "Религия"


Время Великой Субботы

Протопресвитерпротопресв.Иоанн Мейендорф
Полное и адекватноепониманиетаинств христианскойверы необходимодолжно учитыватьвременноеизмерение.Часто кажется, что одна изпричин, по которымсовременноехристианство, и современноеправославиев частности, упускает извиду реальностьчеловеческойжизни, заключаетсяв том, что онопытаетсяпроповедоватьлишь «абстрактные»и «вневременные»идеи вероучительногои этическогохарактера. Нобиблейскоеоткровениев отличие отфилософскихсистем неограничивается«вечными идеями».Это откровениео фактах, о делахБожиих в истории: об акте творения, об акте избранияАвраама и потомстваего, об актеизведенияизраильтяниз рабстваегипетскогои, наконец, обакте Боговоплощения.Само Боговоплощениеесть история, континуум, процесс.
Становясьчеловеком, СынБожий воспринимаетне некое «абстрактноечеловечество», но становитсячеловеческойличностью — Иисусом изНазарета, которыйрождаетсямладенцем,«успевает впремудростии возрасте»и достигаетзрелости вчеловеческойжизни. В концеконцов Онсталкиваетсяс враждебнымотношениемк Себе со стороныразличныхрелигиозныхи политическихгруппировоквнутри тогообщества, вкотором Онживет, Его распинают, Он умирает накресте, но натретий деньвосстает измертвых. Егосмерть и воскресение- факты, которыесоставляютсамое основаниехристианскойверы, — это события, свершившиесяво времени.
Мы не можемосознать полноезначениехристианскогоблаговестия, если не задумываемсянад тем, чтопроисходиломежду девятымчасом Святойи Великой Пятницыи рассветомВоскресеньяСвятой Пасхи.Богословиеискупленияне будет ниполным, ниадекватным, если оно будетрассматриватьсмерть и воскресениеХриста как двасобытия, мгновенныеи раздельные.Подлинноезначение таинстваПасхи открываетсяв литургическом«тридневии»- таинстве, являющемнам полнотучеловечестваХриста, равнокак и величиебожественнойлюбви. Ни тот, ни другой изэтих двух аспектовискупленияне может бытьадекватноописан безобращения кпонятию времени, ибо человекживет и умираетво времени, иэту-то человеческуювременную жизньБог пришелпринять и искупить.
Таким образом, вершина искупительногослужения ИисусаХриста естьЕго пребываниево гробе: тайнаВеликой Субботы.Литургическоедейство выражаетэту тайну многолучше умозрительныхутверждений.Но богослужение, в свою очередь, основываетсяна благовестии, выраженномв богословскихтерминах. Поэтомумы рассмотримвначале некоторыебогословскиепредпосылки, а затем ужесаму ВеликуюСубботу, какона выражаетсяв византийскойлитургическойтрадиции.
Богословскиепредпосылки:«Бог пострадалво плоти»
Литургическиеи гимнографическиесоставляющиевизантийскихслужб Великой(Страстной)Седмицы теснейшимобразом связаныс фундаментальнымихристологическимиположениями, принятыми наСоборах в Никее(325 г.), Константинополе(381 г.), Ефесе (431 г.) иХалкидоне (451г.) Эти Соборыутвердили(божественностьХриста каквоплощенногоСлова, ЕдиносущногоОтцу. Александрийскоенаправлениев христологии, представленноесвятителемКириллом в егоборьбе с Несторием, в особенностинастаивалона том, что СамБог, а не какой-либотварный посредник, был Совершителемакта спасения.Не иной кто-то, но лишь СынБожий мог бытьСпасителемтворения, ибоОн был такжеи Творцом его, равно как и темПервообразом, чей образ былдарован человеку.
Ключевым пунктомрасхождениямежду святителемКириллом иНесторием былвопрос о том, могло ли однои то же воплощенноеСлово бытьвместе и Богом, и всецело человеком.Антиохийскаяхристология(Феодор Мопсуестийский)не желала признать, что Сам Бог — неизменныйи бессмертныйпо естествуСвоему — могбыть рожденМарией и умеретьна кресте. Сточки зренияантиохийскихбогословов, эти события, столь человеческиепо своей сущности, могли произойтилишь с человеческойличностью, отличной отСлова, с «сыномМарии». Неизменностьи бессмертиебыли для нихБожественнымиатрибутами, с которыми Богне может расстаться.Тем самым вИисусе Бог ичеловек оставалисьне только отличнымидруг от друга, но и некоторымобразом разделенными: их разделялисущественнейшиесвойства ихестеств. ОбразИисуса неизбежнодвоился, вплотьдо того, чтостановилосьнеясным, можноли обращатьсяк Нему как кЕдиному лицу.
Свое крайнеевыражение этатенденциябогословскоймысли нашлав несторианстве.Но последующиеСоборы утвердилиединство Христакак ПредвечногоСына Божия ив то же времяутвердилиполноту Егочеловеческойприроды. Лишьпотому сталивозможны Егочеловеческоерождение и Егочеловеческаясмерть, что Онвсецело сталчеловеком.Главным стремлениемсвятителяКирилла былосохранитьединство Христакак Спасителя.Один лишь Богможет спасать, ибо Он Единыйимеющий бессмертие(1Тим.6:16). БудучиБогом, Он вольнонизвел СебяСамого не просток человечествукак таковому, но к самым глубинампадения человеческого, до последнейстепени распада- до самой смерти.Для святителяКирилла спасениеобусловленоименно темфактом, что«Един от СвятойТроицы плотиюпострада». Этот«теопасхизм»святителяКирилла былрационалистическинеприемлемдля несторианствующихбогословов(как, впрочем, и для многихиз числа ихсовременныхпоследователей); Бог был для нихпленникомфилософскихконцепций, определяющихЕго «природу»: Бог просто неможет быть«рожден» Мариейи тем более неможет «умереть».А раз так, тоне Бог, а отдельныйот Него человекподлежал рождениюи смерти. Нотакого родарассуждения- это философскиевозражениятем реальностям, которые трансцендируютфилософию, ив частностипонятия, принятыев платонизме.Крайняя, неизмеримаялюбовь личногоТриединогоБога к творениюСвоему, Еговоля быть там, где было падшеечеловечество,- в смерти самойдля того, чтобыего спасти, неможет бытьвыражено втерминах«премудрости»человеческой.
Для того чтобылучше осознатьподлинныеизмерениябогословскойконцепциисвятителяКирилла о страданииСына Божия воплоти, мы должнывспомнить, чточеловеческаясмертность, добровольновоспринятаявоплотившимсяСловом, быласледствиеми в то же времяв каком-то смыслеи причинойчеловеческогогреха. Смертьи грех неразделимыкак космическиереальностипадшего творения, ибо как однимчеловеком грехвошел в мир, игрехом смерть, так и смертьперешла во всехчеловеков(Рим.5:12). Согласнопреобладающемув патристикеизъяснениюэтого места, именно всеобщаясмертностьделает неизбежнойличную греховность.Гонимый страданием, страхом смерти, неуверенностью, человек подпадаетпод властьинстинктасамозащитыи самосохранения.Он начинаетбороться засвое собственноевыживание ценойсоседа, пустьдаже это выживаниеможет быть лишьвременным (итем самымиллюзорным), ибо смертьцарствовалаот Адама доMoиceя над несогрешившимиподобно преступлениюАдама (Рим.5:14).Спору нет, онавсе еще продолжаетцарствовать, несмотря навсе человеческиеусилия победитьее, исключение- Иисус Христос- наше единоехристианскоеупование. ЕслиХристос невоскрес, товераваша тщетна(1Кор.15:17).
Смертностьтем самым естькрайнее состояниепадшего человечества.Она делает егопорабощенным, зависимым, поглощеннымзаботой о себесамом — ибо оннаходится подугрозой — предрасположеннымк тому, чтобыупотреблятьдругих длясобственныхсвоих эгоистическихцелей.
Но этот порочныйкруг греха исмерти былразорван СамимБогом, Который«не для тогопришел, чтобыЕму служили, но чтобы послужить», Который сказал, что «блаженнеедавать, нежелипринимать», Который «отдалдушу Свою дляискуплениямногих». В мире, в котором сталазаконом борьбаза выживаниеценою других, Он явил каквысшее проявлениелюбви смертьза других. Икогда это высшеепроявлениелюбви былосовершено СамимБогом, поистиненовая жизньвошла в мир.
Это «искупление», принесенноеХристом, неподдаетсярациональномуобъяснению, но его значениебезмерно. Этособытие, свершившеесяв истории, икак все историческиесобытия оноприуроченок определенномувремени — времениземной жизниИисуса и трехдневномусроку Его погребения.
Литургическоевыражение:«Новая Пасха»
В молитвеннойпрактике раннейЦеркви, котораяживет и нынев православномбогослужении, две важнейшиесоставные частиежедневногобогослужебногоустава особенноясно выражают«пасхальнуюверу»: это церковноепереживаниепоявления светаранним утроми заход солнцавечером. И втом, и в другомслучае структуралитургическоймолитвы имеетэсхатологическийхарактер. Этоне простовоспоминаниео событии ужесвершившемся, но в то же времяэто всегда инекое «нарастаниеэмоциональногонапряжения», направленностьна грядущиесобытия, целькоторого — создатьчувство ожидания: ждут утреннегосвета, являющегосясимволом Христа, воскресшегои спасающего, ждут и наконецвстречают. Вприходскойпрактике, вполнеоторвавшейсяот природныхциклов, этаобщая модельдневного богослуженияперестает бытьочевидной, ноесли мы вовсезабудем о ней, то для нас останутсянепонятнымии развитиелитургии, и еезначение.
Надо помнитьтакже, что согласновизантийскойтрадиции, котораяследует в данномслучае за традициейветхозаветной, богослужебныйдень начинаетсяс вечера, точнеепосерединевечерни (вовремя прокимна).Ввиду этого«таинство»Великой Субботыначинаетсяво второй половинедня ВеликойПятницы. ВечерняВеликой Пятницы, которая начинаетсяв то самое время, когда Христосумер на кресте(в девятый час, а по нашемусчету — в тричаса пополудни), торжественновводит нас вВеликую Субботу.
Выраженнаяс огромнымнапряжениеми трагизмом, видимая победазла и смертивоплощена впрокимне вечерни:
Положиша мяв рове преисподнем, в темных и сенисмертней.
Стих: ГосподиБоже спасениямоего, во днивоззвах и внощи пред Тобою.
Зa прокимномследует чтениеПервого посланияк Коринфянам(1:18-2:2): Я рассудилбыть у вас незнающим ничего, кроме ИисусаХриста, и притомраспятого — иобширная выборкаповествованийо СтрастяхГосподних поМатфею, Лукеи Иоанну.
Однако же, кактолько этичтения оканчиваются, тон песнопенийнеожиданностановитсятриумфальным:
Егда во гробенове за всехположился еси, Избавителювсех, ад всесмехливыйвидев Тя ужасеся, вереи сокрушишася, сломишасяврата, гробиотверзошася, мертвии восташа.Тогда Адамблагодарственнорадуяся вопияшеТебе: славаснисхождениюТвоему, Человеколюбче.
Этот триумф(в смерти!) выражаетосновное положениеправославнойхристологиисвятителяКирилла: вотпогребениеИисуса, но насамом деле тоСын Божийпретерпеваетпогребение, чтобы изнутриразрушить«державу смерти»:
Егда во гробеплотски хотязаключилсяеси, Иже естествомБожества пребываяйнеописанныйи неопределенный, смерти заключилеси сокровища, и адова всяистощил еси, Христе, царствия: тогда и субботусию Божественногоблагословенияи славы, и Твоеясветлостисподобил еси.
В современнойбогослужебнойпрактике (какгреческой, таки славянской)подлинноезначение вечернихслужб ВеликойПятницы былонесколькозатемнено болееэлементарными, конечно же, более позднимпо происхождениювыражениемблагочестивыхэмоций. В русскойпрактике, например, вечерня ВеликойПятницы завершаетсяторжественнымходом с Плащаницейна срединухрама, где онаполагаетсядля поклоненияверующих. Плащаницаесть иконографическоеизображениемертвого Христа, а шествие с нейпонимаетсякак символическоеповторениеакта Его погребения.Аналогичныеассоциациис погребениемХриста наличествуюти в утрени ВеликойСубботы (обыкновеннослужится поздновечером в ВеликуюПятницу), о которойбудет говоритьсяниже. Конечноже, песнопенияупоминают иИосифа Аримафейского, и Никодима, ижен-мироносиц, но служба вцелом естьнечто значительнобольшее, чемновая погребальнаяпроцессия илиже средствовызвать скорбьи стенания. Какмы знаем, церковноеиконографическоеискусство незнало никакихизображениймертвого Христавплоть до XI века, а столь распространеннаяныне Плащаницаесть подражаниеитальянскойpieta [1] XVI века. И всеже, даже сводязначение ВеликойПятницы квоспоминаниюо погребенииХриста, народноеблагочестиене упразднилотого скрытогопод печальютриумфа, которыйстоль очевиденв литургическихтекстах.
Тропари, которымизавершаетсявечерня, сочетаюттему ИосифаАримафейского, его преданностии скорби с вестьюо Воскресении:
БлагообразныйИосиф, с древаснем ПречистоеТело Твое, Плащаницеючистою обвиви вонями вогробе новепокрыв положи.
Мироносицамженам при гробепредстав Ангелвопияше: мирамертвым сутьприлична, Христосже истленияявися чужд.
Смерть Христауже есть победа.Нельзя поминатьодною лишьскорбью, ибоэто Сам Бог «вмертвых вменися»и разделил нашесостояниесмертности.Наши усопшиеуже не одни вогробе. Приближаетсяпобеда! Церковьзнает это, ипотому она неможет поступатьтак, как будтодействительнотьма победиласвет, как этоказалось тем, кто не верилв БожествоХриста. Отсюдаи то парадоксальноесочетаниескорби и радости, которое пронизываетслужбу ВеликойСубботы.
Утреня ВеликойСубботы, совершаемаяобычно в пятницувечером и угреков иногданазываемая«Плачем», представляетсобою развитиевсе той же, хотяи подчиненной, но все болееи более проясняющейсятемы победынад смертью.Особенно яркоэта тема выражаетсяв трех самыххарактерныхэлементахутрени ВеликойСубботы: 118-мпсалме, каноне, ходе с Плащаницей, которые здесьсловно бы «вставленыв рамку» обычнойструктурыправославнойутрени.
Вместо обычногопения положенныхпсалмов, котороесовершалосьсидя, утреняВеликой Субботывключает в себяпение псалма118-го — поэтическойхвалы Закону; этот псаломносит название«Непорочны»- по его начальнымсловам. Онразделяетсяна три части, именуемые«статиями», указывающимина то, что пениев данном случаесовершалосьстоя [2]. 118-й псалом- гимн весьмахарактерныйдля позднегодохристианскогоиудаизма — восхваляетЗакон как высшеенаслаждение, источник бодростии радости. Всоставе богослуженияВеликой Субботыэтот псаломочевиднымобразом указываетна Христа, исполнившегоЗакон смертьюСвоей. Каждыйиз 176 стихов псалмасопровождаетсякраткими «похвалами»победе Христанад смертью, которые былисоставленынеизвестнымгреческимпеснописцемпозднего периода(XV-XVI вв.). Автору«похвал» присущеочень остроечувство совершающегосятаинства: краткоуказывая наразличныеаспекты его, важные с эмоциональнойили богословскойточек зрения, он и никогдане забывает, что победа надсмертью ужеодержана:
Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтем погребениеи страданияТвоя, имижеспасл еси насот истления.
И во гроб зашелеси, и недр, Христе, Отеческихникакоже отлучилсяеси: сие странноеи преславноекупно.
Во гробе новеположился еси, Христе, и естествочеловеческоеобновил еси, воскрес боголепноиз мертвых.
Чем ближе кконцу «статий», тем быстреестановитсяритм «похвал», короче восклицания; поэт словновыражает нетерпение, что Христосеще покоитсяво гробе:
О ужасного истранноговидения, БожийСлове! Какоземля Тя спокрывает?
Излияша на гробмироносицымира, зело ранопришедшия.
Мир Церкви, людем Твоимспасение даруйвостаниемТвоим.
И, обращаяськ Богоматери:
Видети ТвоегоСына воскресение, Дево, сподобиТвоя рабы.
И наконец, вответ на пениепсаломскихстихов и «похвал»мы слышимтриумфальныевоскресныепеснопения- те самые, которыекаждое воскресеньепоются на утрени:
Ангельскийсобор удивися, зря Тебе в мертвыхвменившася, смертную же, Спасе, крепостьразоривша, ис Собою Адамавоздвигша, иот ада вся свобождша.
Мироносицыжены, с мирыпришедшия когробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к нимрече, глаголя: что с мертвымиживого помышляете? Яко Бог бо воскресеот гроба.
ГимнографияВеликой Субботы- еще одна характернейшаясоставная частьслужбы — обнимаетканон утрении стихиры субботнейвечерни.
Специфическаядля греческойпоэзии формаэтих гимновнелегка дляперевода, ночто касаетсяих богословскогосодержания, то на нем быливскормленыпоколенияправославныххристиан, говорившихна различныхязыках. Темойэтих гимновявляется опять-такинесколько«приглушенный»триумф надсмертью. ВотХристос, обращающийсяк Своей Матери:
Не рыдай мене, Мати, зрящи вогробе, Егожево чреве безсемене зачалаеси Сына: востанубо и прославлюся, и вознесу сославою непрестанно, яко Бог, вероюи любовию Тявеличающия.
Еще один мотивснова и сновавстречаетсянам в этих гимнах- сошествиеХриста во ад.Это не простосимволическийобраз: утверждается, что Христосразделил общуюсудьбу падшегочеловечества, чтобы своимприсутствиемтам вернутьего к жизни. Мыне должны забыватьтакже, что какв Писании, таки в греческойпатристикеад и смертьперсонифицируются, например: смертьцарствовалаот Адама доМоисея(Рим.5:14).Иными словами, здесь переднами простодругое обозначениесамого сатаны,«узурпатора»,«человекоубийцыискони» — того, кто держит вплену веськосмос. В стихирахВеликой Субботыперсонифицированныйад говорит:
Днесь ад, стеня, вопиет: разрушисямоя власть, приях Мертвагояко единагоот умерших: Сего бо держатиотнюдь не могу, но погубляюс Ним, имижецарствовах: аз имех мертвецыот века, но Сейвсех воздвизает.Слава, Господи, Кресту Твоемуи ВоскресениюТвоему.
Днесь ад стенявопиет: пожертамоя бысть держава, Пастырь распясяи Адама воскреси.Имиже царствовах, лишихся, и яжепожрох возмогий, всех изблевах: истощи гробыРаспныйся, изнемогаетсмертная держава.Слава, Господи, Кресту Твоемуи ВоскресениюТвоему.
Гроб Христов- это причинасмятения искорби для силзла и смерти, а не для освобожденногочеловечества.Напротив, длянас это исполнениенового творениячерез Воскресение.Но если этотак, то мы можемпровести параллельмежду ВеликойСубботой и«седьмым днемтворения», когдаБог почил вудовлетворенииот дел Своих.
Днешний деньтайно великийМоисей прообразоваше, глаголя: и благословиБог день седьмый: сия бо естьблагословеннаясуббота, сейесть упокоениядень, в оньжепочи от всехдел Своих ЕдинородныйСын Божий, смотрением, еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, пакивозвращсявоскресением, дарова намживот вечный, яко Един Благи Человеколюбец.
Обратимсятеперь к третьемухарактернейшемуэлементу утрениВеликой Субботы.В существующейныне практикеона включаетв себя шествиес Плащаницейвокруг храма.Это шествиесимволическивключает веськосмос в таинствосмерти и воскресенияХриста, ибо втаинстве этомнам раскрываютсяне личные, индивидуальныепереживанияотдельныхверующих, апреображениевсего творения.
Когда шествиевозвращаетсяна срединухрама, победанад смертьюотмечаетсячтением пророкаИезекииля(37:1-15; видение поля, усеянногосухими костями).Это чтение, покрайней мерев некоторыхобластях, пользуетсябольшой известностьюи совершаетсявесьма торжественно.
Следующие двачтения из НовогоЗавета сопровождаютсявзятыми изВетхого Заветавыраженияминадежды и радости.Прокимен «Воскресни, Господи Божемой, да вознесетсярука Твоя, незабуди убогихТвоих до конца»(Пс.9:33) оживляетнастроенияожидания. Чтениеиз Посланияк Галатам указываетна воскресение: Малая заквасказаквашиваетвсе тесто (Гал.5:9).Как предвкушениепасхальногобдения звучиталлилуиарий: Да воскреснетБог, и расточатсяврази Его (Пс.67:2).Евангелиевозвращаетнас ко ГробуХристову: солдатыпошли и поставилиу гроба стражу, и приложилик камню печать(Мф.27:66).
Вечером ВеликойСубботы начинаетсяпасхальноебдение. Однакоже первая иважнейшаясоставная частьэтого бдения- вечерня скрещальнойлитургиейВасилия Великого- чаще всегосовершаетсяв субботу утром.В ранней ЦерквиВеликая Субботабыла именнотем днем, когдакатехуменыпринималикрещение — новоерождение воХристе.
Заключение: осуществленнаяэсхатология
В начале этойстатьи мы отмечали, что в греческойсвятоотеческойлитературеименно смертностьи смерть в большейстепени, чемнаследственныйпервородныйгрех, являютсясущественнойприметой реальностипадшего мира.Поэтому смертьХриста рассматриваетсяуже не столько, как это сталопринято назападе, в контекстеразрешениятяжбы иливосстановлениямира междутяжущимисясторонами ине как удовлетворениеБожественномуправосудию; скорее, искупление-это исполненноедраматизмаи напряжениявторжение Богатуда, где сатанаутвердил своювласть. И сатанагибнет, ибо неможет иметьпленником своимСамого Бога.СвятительГригорий Нисский, один из великихкаппадокийскихотцов IV века, использовал, описывая Искупление, образ удочки: сатана «проглотил»то, что представлялосьему не более, чем одним избеспомощныхчеловеческихсуществ, и «попалсяна крючок»необоримогоприсутствияСамого Бога.Та же мысльпроглядываети в слове наСвятую Пасху, приписываемомИоанну Златоусту, ставшем неотъемлемойчастью пасхальногобдения:
Никтоже даубоится смерти, свободи бо насСпaсова смерть.Угаси ю, иже отнея держимый, Плени ада, сошедыйво ад. Огорчиего, вкусившаплоти Его… Прияттело, и Богуприразися; прият землю, и срете небо…Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?
Православноебогослужениевполне передаети трагизм, ибезобразие, и унижениесмерти Христовой: суд над Ним, предательство, человеческуюслабость. Нооно не принимаетискусственногои «сентиментального»контраста междуВеликой Пятницейи Пасхой. Именнов момент смертиХриста признаетсяЕго окончательнаяпобеда надсмертью. Вотпочему трагизмкаждой человеческойсмерти можетбыть преодолентем, что Христосразделяет этуучасть в ВеликуюСубботу.
Падшее состояниечеловека делаетдля него неизбежнойборьбу за временноеи ограниченноевыживание. Иборьба этастоль же неизбежноведется за счетближнего, слабого, за счет самойприроды, которая, будучи сотворенаБогом, заслуживалабы лучшегоиспользования.Человек неможет не бытьозабочен едой, одеждой, своимздоровьем, своей физическойбезопасностью, даже если этаего озабоченностьвредит другим, даже если онпонимает, чтоего выживаниеможет быть лишьвременным. АВоскресениеИисуса Христа- событие, свершившеесяво времени, — дает христианамих основнуюрешающую надежду.
Как же можноне заботитьсядля души своей, что нам есть, и что пить, иво что одеться(ср.: Мф.6:25)? Возможноли для человекажить, «как лилииполевые»? Неявляется лиНагорная проповедьвсего лишьнереалистическимсентиментализмом? Конечно является, если не рассматриватьв контекстеэтики воскресения.Во Христе побежденасмерть, а вместес ней исчезлии основаниядля страха, дляпостояннойборьбы за выживание.Уничтожен законпадшего мира, который былоснован насамозащите, самоутверждении, на претензияхк другим. НовыйЗавет категорическиутверждает, что «блаженнеедавать, нежелипринимать», не оговариваяникаких условий.
Великая Субботаесть провозглашение«осуществленнойэсхатологии».Человеческойсвободе, вере, человеческомуопыту сделалисьдоступнымитот конец, тацель творения, где смерти небудет уже(Откр.21:4). НачалсяПереход, началосьИзбавление, началась Пасха!Список литературы
1. Pieta — изображение(чаще скульптурное)ПресвятойБогородицы, держащей умершегоХриста.
2. Подобно тому, как слово «кафизма»происходитот глагола«сидеть», таки слово «статия»происходитот глагола«стоять». Этиназвания говорято том, что обычноепение кафизмсовершалосьсидя, в то времякак праздничноепение статий118-го псалма — стоя.- Прим. перев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.