Реферат по предмету "Экология"


Экологические мировоззрения

Содержание
 
Введение
1. Историческое развитиеэкологических мировоззрений
1.1 Архаическая эпоха
1.2 Эпоха античности
1.3 Средние века
1.4 Новое время
2. История становленияэкологических мировоззрений
3. Новое экологическоемировоззрение
Заключение
Библиография

Введение
 
Терминэкология образован от двух греческих слов (oikos – дом, жилище, родина, илогос – наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общемсмысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и ихсообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразиевзаимосвязей их с другими организмами и сообществами). Термин «экология» былпредложен в 1866 году немецким зоологом и философом Э. Геккелем, который,разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нетникакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношенияорганизмов со средой. Геккель определял также экологию как «физиологиювзаимоотношений», хотя «физиология» понималась при этом очень широко – какизучение самых разных процессов, протекающих в живой природе.
В качествесамостоятельной науки экология оформилась лишь в ХХ в., хотя факты,составляющие ее содержание, с давних времен привлекали внимание человека.Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно.Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населенияЗемли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили егоперед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворениясвоих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, какустроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучаетэти проблемы.
Очевидно, чтоэкология тесно связана с другими биологическими дисциплинами, например сзоологией и ботаникой. Это действительно так. На заре развития этих науквнимание исследователей было сосредоточено на систематике и строенииорганизмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растениястало сопровождаться указанием мест его произрастания. В изучении фауны такжепришли к тому, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания.Большинство этих сведений относятся, по существу, к экологии.
Теперьперейдем к следующему подразделению экологии, и будем рассматривать особь неизолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определеннуютерриторию и относящихся к одному виду. Такие группы называют популяциями (отлатинского слова популус – народ, или население). Наша особь начинаетиспытывать влияние соседей, а главное – начинает размножаться. И здесьвозникают новые проблемы, относящиеся к изучению влияния внешних факторов ужене на отдельную особь, а на их группу, на изменение ее численности и состава.
Жизнь ифункционирование популяций достаточно сложный процесс. Дело в том, что популяция– не просто сумма отдельных особей. Взаимодействия организмов в популяцииприводят к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойствотдельных особей. Природная популяция всегда представляет собой некое единство.Под влиянием различных факторов численность (число особей) популяции, еевозрастной состав и область распространения могут значительно изменяться вовремени. Часто эти изменения способны приводить к неблагоприятным последствиям.Например, вспышки численности насекомых-вредителей могут наносить большой уронсельскому хозяйству. И наоборот, ущерб может возникать вследствие снижениячисленности организмов, используемых человеком для своих нужд (промысловых рыб,охотничьих и других видов животных и растений). Изучение жизни отдельныхпопуляций, определение причин их изменений представляют собой большой материал,определяющий популяционную экологию. В природе совместно обитающие популяцииразличных организмов всегда образуют определенное единство, называемоесообществом, или биоценозом (от греческих слов биос – жизнь и ценоз – общее).Сообщество – довольно устойчивое биологическое образование, так как обладаетспособностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава привнешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и другихфакторов. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью входящихв него популяций, но и особенностями взаимодействия между ними. Изучениесообществ позволяет более точно определять причины изменений численностиотдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского,охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями,планировать размещение населенных пунктов и т.д. Здесь мы сталкиваемся соследующим, еще более сложным разделом экологии – экологией сообществ.
Совокупностьвсех экосистем Земли, в пределах трех геосфер (литосферы, гидросферы,атмосферы), с которыми взаимодействуют живые организмы, образует самую крупнуюэкологическую систему Земли, называемую биосферой (от греческих слов биос– жизньи сфера – шар). В биосфере протекают очень сложные процессы. Все живыеорганизмы тесно взаимосвязаны между собой и со своим окружением, состоящим изэлементов неживой природы. Это вода, воздух, почва, свет, температура. Организмыне только зависят от внешних условий, но и сами оказывают огромное влияние наокружающий их мир. Иными словами, живые организмы и неживая природа тесносвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Изучение биосферы – наивысшийпо сложности раздел экологии, именуемый глобальной экологией.
В экологииимеются и другие подразделения. Одни из них ставит в центр внимания изучениечеловека. Эту отрасль экологии, использующую экологический подход применительнок человеческому обществу, называют сейчас наукой об окружающей среде, илиэкологией человека.
Итак,экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (включая человека)между собой и с окружающей средой. При этом объекты ее изучения – не толькоотдельные организмы, но, главным образом, их популяции, сообщества вопределенных средах обитания, то есть природные экологические системы,развивающиеся и действующие по своим законам.
Экология –жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природноеокружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремилсявнести эту гармонию и в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишьсравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствиянеразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды.А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вотпочему термин «экология» получил такое широкое распространение.
На протяжениивсей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности,каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и,тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Все имеющиесясегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии идругих дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу,несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному ростучеловечества, и отражало, в конечном счете, основные этапы человеческогоразвития.
Каждому изэтих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека сокружающей средой, сопровождающиеся и различным отражением природы в его мировоззрении.

1. Экологическиемировоззрения
 
1.1 Архаическаяэпоха
 
Начальнойточкой развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха.На этом этапе люди еще, не отделяли ли себя от природы, они мыслили себя частьюединой Природы. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимальнозависел от природы. Образ его жизни не позволял ни встать над природой, ниигнорировать ее. Это и определило характерную черту экологического мировоззренияв архаическую эпоху – высокую степень психологической включенности человека вмир природы. В результате первобытный человек наделял природное окружениесвоими собственными свойствами. В сущности, для него окружающие объекты иявления есть не что иное, как люди в другом облике. Но со временемпсихологическая связь с миром природы сохранилась только с тотемными животнымии растениями, которые при определенных условиях оказывали им сверхъестественнуюпомощь. Существенную роль в отчужденности от природы сыграл переход к оседломуобразу жизни. Теперь человек перевел взгляд с природы на самого себя.
1.2 Эпохаантичности
На этом этапескладывается система представлений о богах как о творцах природы, которыеобладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природабыли созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек иприрода равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некаяпротивопоставленность человека и природы.
Для античногочеловека природа бала не только материальной, но и духовной ценностью. Онавыступала как образец, идеал гармонии, которому человек должен учиться у нее,подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античность явилась шагомна пути отчуждения человека от природы. Началось научное осмысление природы,которая стала объектом изучения.
 
1.3 Средниевека
Появлениемонотеистических религий, в частности, христианства еще в большей степениотчуждало человека от природы. Поставив человека на вершину пирамиды земногомира, христианство кардинально поменяло характер восприятия природных объектов.Главное отличие человека от всего природного – наличие у него нематериальнойбожественной души. Таким образом, если античность, сделав природу объектомнаучного изучения, оставляла природным объектам «право» на душу, тохристианство их этого полностью лишило. Человек освободился от обязанностибоготворить природу, получил неограниченную свободу в обращении с природой. Всеприродные объекты лишились своей самоценности: они представляли интерес тольков той мере, в которой могут служить человеку и быть полезными ему.
Итак,христианство, сформировав представление о иерархической картине мира,поставленной под знак Бога, в которой человеку отведено высшее положение,завершило отчуждение от природы.
1.4 Новоевремя
В Новое времясформировалось представление о человеке, как о субъекте, и о мире – объекте,которым человек манипулирует. Утвердилась абсолютная ценность человеческогоразума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно,ее ценность несоизмеримо ниже. В открытии и изобретении технических средствчеловек чувствовал свое господство над силами природы. Природа не должнасуществовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку. Природастановится лишенной всякой самостоятельной ценности, признанной объектомманипуляций во имя научного знания и прогресса. Этот последний шаг в отчужденииот природы был первым шагом к экологическому кризису. В Новое времясформировалось экологическое мировоззрение, которое характеризуется полнойпсихологической противопоставленностью человека и мира природы, объектнымвосприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.
 

2. Историястановления экологических мировоззрений
 
Выделяютвосемь этапов в становлении и развитии экологии:
Первыйэтап – отражаетпримитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессетесного общения с природой и ведения натурального хозяйства. Начался за многовеков до новой эры и завершился в первые века до новой веры.
Второйэтап – накоплениефактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период:I–III век до н.э. – XIV век н.э.
Третийэтап – продолжениесбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала,накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новыхстран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.
Четвертыйэтап – связанс крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшемуразвитию экологического мышления; предпосылка экологических идей; выделеныэкология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века.
Пятый этап – становление эволюционнойэкологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей.Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века
Шестойэтап – определениепонятия «экология», доминирование исследований аутэкологического направления – изучениеестественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно кизменению факторов среды, т.е. факториальной аутэкологии. М.С. Гиляровназывал этот этап временем факториального редукционизма. Период: со второйполовины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века.
Седьмойэтапотражает новый – системный, подход к исследованиям природных систем,формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологическойнауки, доминирование синэкологического направления – изучение процессовматериально-энергетического обмена, развитие количественных методов иматематического моделирования. Период: 40–70 гг. XX века. Специфика этогоэтапа – мнение о примате конкурентных отношений в биоценозах и принижениезначимости эволюционных факторов, господство парадигмы дискретности.
Восьмойэтап – «экологизация»науки; становление экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е.социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучениюпопуляций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи сантропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется стационарнымисследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главныхнаправлений – длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный,региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по настоящеевремя. Специфика – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; вфитоценологии смена парадигмы дискретности на парадигму континуальности;развитие методов и теории экологического мониторинга. В последнее десятилетиепроизошло объединение ряда тенденций последних периодов. Учеными признается какконтинуальность, так и дискретность растительного покрова – в природе есть и тои это, формируется новая парадигма – биологического разнообразия.
 

3. Новоеэкологическое мировоззрение
 
Только впоследнее время люди стали осознавать, что природа не в состоянии справляться ссильными антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественныевозможности. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен вотношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своемуразуму, подвергая научному и философскому осмыслению все происходящее.
Социальныеистоки возникновения нового экологического сознания хорошо иллюстрирует историяразвития США. На начальном этапе – это история освоения новых земель на Западе.Наличие открытой границы сформировало представление о возможностинеограниченного экстенсивного роста. Но к середине XIX века запас свободныхземель был исчерпан. Это был первый «экологический кризис». В результатеосмысления этого кризиса был поставлен вопрос о необходимости новой системывзаимоотношений человечества с природой. Понимание того, чтоантропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, привело квозникновению новой общетеоретической и мировоззренческой ориентации,получившей название американского инвайронментализма (от англ. environment – окружающая среда). Вцентре внимания оказывается взаимодействия общества со средой своего обитания.Согласно американскому инвайронментализму, хотя человек и обладаетисключительными характеристиками, он остается одним из множества видов наЗемле. Человек живет не только в социальном, но и в природном контексте, иэкологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
Русскийкосмизм. Вовторой половине XIX века в России сформировалось философско-религиозное течение,названное русским космизмом. Он было представлено именами Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева,Н.Ф. Федорова и многими другими. Это была не школа в ее научном понимании,а скорее умонастроение в кругах русской интеллигенции. Центральной идеейрусского космизма являлось представление о том, что Человек – составная частьПрироды, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать вединстве. Что человек и все, что его окружает – это частицы единого.Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответственен заотыскание путей его решения. Русский космизм обосновал необходимость новойморальной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развитияцивилизации. «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не можетиметь иного результата, кроме ускоренного конца», – писал Н.Ф. Федоров,когда до понимания экологического кризиса было еще далеко.Воздействиечеловека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит товремя, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующуюоблик Земли. Биосфера перейдет в новое состояние, в сферу разума – ноосферу.
В целом,русский космизм обосновал необходимость единства человека и природы, началформировать представление и о ее определенной непрагматической ценности. Но,тем не менее, в них сохраняется объектное восприятие природы.
Экологияпретерпела поразительную метаморфозу. Из частной биологической дисциплины онавсего лишь за последние полвека превратилась в колоссальную по своему охватумеждисциплинарную область науки – меганауку, занимающуюся изучением воздействияна живое не только естественных факторов среды, всегда существовавших вприроде, но и многочисленных процессов, порожденных человеческой деятельностью.Экология открыла миру глаза на процессы, имеющие глобальное значение, и в то жевремя именно с этими процессами связаны самые неприятные ожидания, а возможно ибеды человечества. Человечество научилось искать новые ресурсы, то есть братьот природы все больше и больше. Ничего подобного раньше в истории биосферы небыло. Оставаясь одним из видов живых существ, человечество вышло из-подконтроля природных факторов. Природные механизмы уже недостаточны длясохранения биосферы, необходимы новые механизмы регулирования, основанные напонимании природных процессов, и, в какой-то мере – управление ими.Антропогенное регулирование – это предвидение катаклизмов, это своевременное снижениескорости процесса, это выбор между сиюминутной выгодой и долгосрочнойустойчивостью. Современные идеологии должны базироваться на выборе междукраткосрочной и долгосрочной выгодой в природопользовании. Новое мировоззрениечеловечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что одинвид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение «правилбезопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических иматериальных потоков. Эта концепция получила название «экологическогоимператива». Современное экологическое мировоззрение представляет собойследующий шаг развития гуманистической этики. Теперь уже речь идет не только овзаимном уважении между современниками, но и заботе о благополучии будущихпоколений, о сохранении биосферы – «общего дома», в котором мы живем все вместес множеством других населяющих ее видов живых существ. Это мировоззрениепризвано обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течениенеограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людейокружающей среды. Оно базируется на нескольких фундаментальных принципах. Главнымпринципом устойчивого развития должна быть перманентная экономия, то естьцеленаправленное и беспрестанное сокращение удельного потребления всевозможныхруд, пресной воды, энергии и пр. Вторым принципом становится переработка всехотходов с тем, чтобы они не накапливались в опасных для людей и дляестественных экосистем формах. Выгоднее всего для предпринимателей, да и дляправительства об этом «на время» забыть. Но тогда очень скоро уже нашемупоколению придется расплачиваться и национальным благосостоянием, и своимздоровьем за безответственный «кредит времени». Сознательное самоограничениепотребительских инстинктов более эффективно, чем запреты, налоги и таможенныепошлины. Убеждение вместо принуждения. Если тоталитарные режимы имеютвозможность просто заставить выполнить свои решения, то «зеленые» используютопыт и возможности демократического устройства общества, когда каждый вправеиметь свои собственные убеждения, хотя вынужден подчиняться мнению большинства.В то же время «зеленые» идут еще дальше, терпимо относясь к тем, кто с ними несогласен. Они обращают внимание, прежде всего, на самих себя и своимсознательным поведением способствуют посильному ослаблению экологическогокризиса. «Зеленое мировоззрение» основано на свободе и значимости личности, ноприобретает большую корректирующую силу благодаря кооперации и солидарности.Естественно, что при таком механизме принятия общественного решения необычайноповышается роль образования и просвещения, которые помогают личностисамостоятельно определиться и в какой-то мере предохраняют каждого гражданинаот воздействия недобросовестной пропаганды.


Заключение
 
Следуетпомнить, что экология – фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеюточень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надонаучиться правильно, пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь онипомогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно ирационально использовать природные богатства. Знания основ экологии помогутразумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогуткаждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там,где ранее шла неразумная борьба с природными силами. В настоящее время экологияпревратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук,решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношенийчеловечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего, с негативнымиэкологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферуЗемли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя»,обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение среды различными токсикантами,обеднение и деградация природных экосистем.
Разработкасовременного экологического мировоззрения и законодательства, созданиеэффективных механизмов его реализации является непременным элементом построенияобщества, находящегося в гармонии с природой. На смену лозунгам типа «Человек –царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у неё нашазадача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому,благодаря чему мы только и существуем – к Природе, нашему общему иединственному дому – планете Земля. Осознание общих целей и трудностей, стоящихна пути, неизбежно будут рождать ощущение общепланетарного единства людей. Намнеобходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависитот каждого из нас. Осознание единств человечества – одна из основ экологическойнравственности и гуманизма.


Библиография
 
1.   Атфилд Р. «Этикаэкологической ответственности» // Глобальные проблемы и общечеловеческиеценности; М. 1990 г.
2.   Радкевич В.А. Экология.Минск: Вышэйшая школа, 1998. 159 с.
3.   Степановских А.С. Общаяэкология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
4.   Шилов И.А. Экология.М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
5.   Лаптев И.Д.«Экологические проблемы» М. 1992 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.