Реферат по предмету "Экология"


Экологическая политика США

Содержание
Введение
1. Организация экологической политики
2. Законодательная база
3. Регулирование экологическойполитики
Заключение
Список литературы
Введение
Соединенные Штаты Америки — одна изнаиболее экономически развитых стран мира. В ней высоко развиты современные отраслипромышленности, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Интенсивноеэкономическое развитие общества, с одной стороны, повысило уровеньпроизводственного и непроизводственного комфорта, а с другой — многократноувеличило разрушающую антропогенную нагрузку на природу и породило опасностьэкологической катастрофы.
Наряду с нормами общего права в СШАдействует законодательство, направленное на регулирование общественныхотношений, являющихся предметом экологического права. Большинство их включено втома «Охрана», «Земли минеральных ресурсов и добыча полезныхископаемых», «Судоходство и судоходные воды» Свода законов США.Помимо федерального законодательства существует законодательство отдельныхштатов. Каждый штат в пределах своей компетенции может издавать законы обохране и рациональном использовании природных ресурсов, находящихся натерритории данного штата.
Особую роль в экологическомзаконодательстве играют не столько сами эти нормы, сколько судебное толкованиеконституционных положений. Конституция США является основой для современногоэкологического законодательства этой страны, которое включает совокупностьфедеральных и штатных законов, объединенных в три большие группы: законы,нацеленные на предупреждение загрязнения отдельных природных сред, обеспечениерационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценныхприродных объектов.
Наличие таких относительносамостоятельных направлений является особенностью системы экологическогозаконодательства США и объясняется спецификой правового регулирования различныхвидов экологических отношений, законодательными традициями.
Важное место в системе природоохранныхорганов США занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входитруководство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живойприроды. Оно осуществляет национальный реестр исторических мест и учетинтересных природных объектов, разрабатывает программы по их защите, охранеархитектурных и инженерных ансамблей, а также археологических памятников, обеспечиваеттехническое содействие в планировании и развитии рекреационных ресурсов и т.д.
Цель данной работы – рассмотретьгосударственную экологическую политику США.
Задачи:
-         выявить особенности экологической политики США;
-         рассмотреть законодательную базу экологической политики;
-         выявить вопросы регулирования экологической политики.
1.Организация экологической политики
В организационном смысле можно выделитьнесколько основных сфер проявления политики:
1.        политико-правового признания — в виде осмысления важностипроблемы, выделения в ней правовых аспектов (государство должно сделать этопотому, что человек имеет на это право) и официального документальногопровозглашения правовых норм;
2.        законодательную — в виде системы законов, покрывающихсоответствующую отрасль права;
3.        административно-управленческую — в виде создания системыспециальных органов государственного управления, занимающихся конкретнойдеятельностью.
Что касается других сфер, то ониоформляются в экономических и социальных структурах гражданского общества приих взаимодействии с государством.
В условиях современной глобализациивыделяется и географическая иерархия политической организации намеждународно-глобальном, региональном, государственном, локальном уровнях.
При наличии столь объемного и сложногоорганизационного механизма, как правило, возникает необходимость егоконцептуального осмысления, определения принципов и направлений дальнейшегоразвития. Это делается и в сфере политико-правового признания, и в видезаконов, т.е. в любых документальных формах, приемлемых для государства. Такаяконцепция становится отправным шагом и важнейшим стратегическим ориентиром впроведении политики
Как свидетельствует история,государства часто проводили разнообразные природоохранные мероприятия,вызванные экономическими потребностями или экологическими кризисами, причем какантропогенного, так и природного происхождения. Однако, масштабная, комплекснаяэкологическая политика стала складываться только с 60-70-х годов ХХ века вответ на проявления глобального социально-экологического кризиса. Сегодня виндустриально развитых странах мира можно говорить о существованииэкологической политики в качестве самостоятельного, структурно оформленного иочень важного направления государственной деятельности.
Известный специалист-эколог Н.Реймерс вобщетеоретическом плане под экологической политикой понимает такоефункционирование политической системы в целом и отдельных ее компонентов,деятельности государства в целом и его отдельных органов, которое позволяетнаиболее оптимально и эффективно осуществлять регулирование комплексныхсоциально-экономических взаимосвязей в системе «природа – общество».
Экологическая политика выражаетинтересы подавляющего большинства населения и является основой и необходимымкатализатором дальнейшего общественного развития.
Политико-правовое признание важностиэкологических проблем состоялось уже в начале 70-х годов. Символично, чтонаиболее весомо и зримо оно проходило на международном уровне, чем подчеркивалсяглобальный характер современного социально-экологического кризиса инеобходимость совместных трансграничных усилий в решении экологических проблем.
Законодательная иадминистративно-управленческая сферы экологической политики четко проявляютсяна государственном уровне. Хотя экологическая политика в принципе строится наунифицированном подходе к организации природоохранного механизма, но вразличных странах сохраняются свои особенности. Эксперты выделяют две группыстран:
1.        США и Канада;
2.        западноевропейские страны и Япония.
Одним из важнейших различий являетсяподход к законодательной сфере. В странах первой группы основной упор делаетсяна систему законов. Общая концепция политики тоже принимается в виде закона. Встранах второй группы большое внимание уделяется различным программам, планам,рекомендациям, являющимся предписанием и обоснованием политических мероприятий.В такой же форме принимается и общая концепция политики.2.Законодательная база
В США считают, что за последниечетверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защитыокружающей среды. Американцы возлагают на себя обязанность продолжать этумиссию и в последующие 25 лет потому, что у них есть все необходимые механизмы.
В национальном отчете СШАРио-де-Жанейрской конференции его авторы подчеркивали, что экологическоезаконодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от «сериинесвязанных статутов до огромной, взаимосвязанной, многоуровневой системызаконов, обеспечивающей защиту ресурсов, здоровое состояние окружающей среды,сохранение биоразнообразия, контроль и предотвращение загрязнения, проведениеэкологической политики и менеджмента. Только перечисление системы экологическихзаконов и регулирующих норм, действующих сейчас на федеральном уровне,составляют множество томов...».
Систему экологического законодательстваСША венчает конституция, являющаяся источником всех законодательных норм.Федеральное законодательство делится на две основные группы: статуты в областиэкологической экспертизы и статуты, посвященные конкретным ресурсам.
Первая группа открывается Актом онациональной политике в области окружающей среды 1969 года (NationalEnvironment Policy Act — NEPA), который по существу стал основным законом вэкологической сфере, концептуально наметив главные принципы, институты имеханизмы государственной экологической политики. Конкретизируя эти моменты,закон требует обязательного анализа экологических последствий деятельностиразличных субъектов на федеральном уровне. Его продолжает и дополняет Акт обулучшении качества окружающей среды 1970 года. Среди второй группы статутовотметим Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт о сохранении ивосстановлении ресурсов, Акт о контроле за ядовитыми веществами и т.д.
Параллельно двум типам статутов былисозданы государственные органы в системе исполнительной власти. В периодпрезидентства Р.Никсона, в 1970 году, в системе аппарата президента былучрежден Совет по качеству окружающей среды с целью содействия президенту вподготовке ежегодного доклада по качеству окружающей среды, сбора информации,оценки различных программ, разработки рекомендаций, проведения исследований ит.д. Созданное в том же 1970 году Агентство по защите окружающей среды (U.S.Environmental Protection Agency — EPA) занимается контролем за исполнениемвторой группы экологических статутов. Все ветви государственной власти:законодательная, исполнительная, судебная в рамках своих полномочий признаныответственными за разработку, утверждение, выполнение и контроль в области экологическойполитики. Каждое министерство, агентство, комитет, комиссия, совет системыисполнительной власти имеет свои четкие обязанности в деле защиты окружающейсреды, например, министерство труда ответственно за здоровые условия на рабочихместах, министерство юстиции за разработку экологического законодательства иорганизацию судопроизводства и т.д.
Признание стратегии устойчивогоразвития на организационном уровне воплотилось в учреждение в 1993 годуПрезидентского совета по устойчивому развитию с совещательными полномочиями сцелью осмысления и осуществления идеи комплексного решения экономических,социальных и экологических проблем для достижения устойчивого развития.
При чрезвычайной сложностиэкологических проблем в такой огромной по размерам стране, как США, большоевнимание уделяется местному уровню. Многие федеральные статуты особо поощряютнаряду с федеральной параллельную деятельность властей штатов. Многие штатыразвивают свою собственную систему законодательных и административно-управленческихинститутов.3.Регулирование экологической политики
Передовая часть человечества,переосмысливая предшествующий опыт, сосредоточила интеллектуальный потенциал наразработке новой модели развития цивилизации, ставящей во главу углаэкологическую безопасность, устойчивое экономическое развитие и социальнуюзащищенность человека.
Эти три понятия неразрывно связанымежду собой и составляют фундаментальные качества новой системы ценностей,направляющей общество к достижению оптимальных результатовсоциально-экономического развития с минимальным ущербом для окружающейприродной среды, т.е. сохраняя самовосстанавливающиеся функции экосистем.
Эффективное действиеэкономико-правового механизма способно поддерживать меру соотношения экономикии экологии на разумном уровне при меньших объемах прямых инвестиций. Дляосуществления этого условия в экономико-правовом механизме экологическогорегулирования необходимо совмещение трех основных функций:
1.        стимулирование внедрения безотходных, экологически чистыхтехнологий;
2.        создание заинтересованности в проведении природовосстановительныхи природоохранных мероприятий;
3.        регулирование процесса размещения новых и реконструкциидействующих промышленных объектов в условиях жестких экологических ограничений.
Условием оптимального сочетания трехуказанных функций становится в современных условиях встроенность вэкономико-правовой механизм экологического регулирования системы риска,внедрение которой успешно осуществляется в развитых странах. Суть системыоценок риска заключается в том, что в качестве критерия эффективности новыхвидов технологий и продукции должна выступать минимизация величины рисказдоровью человека. Это означает определение допустимого и максимального уровнейриска и введение показателей риска в систему эколого-экономических показателей.
Риск вполне можно выразить вэкономических показателях, т.к. здоровье человека имеет свой экономическийэквивалент с определенными колебаниями в зависимости от конкретных ситуаций. Вто же время экологический риск не обязательно реально существующая величина иможет определяться в ходе прогноза или экологической экспертизы какого-либопроекта. Агентство по охране окружающей среды ЭПА, США, активно использует этотпоказатель в процедуре принятия решений, вводит его в различные актыэкологической экспертизы. Определение величины экологического риска имеетогромное прогностическое значение в жизни современного общества.
Важно и то, что общий интерес в областиопределения риска и управления риском (эти термины прочно вошли в научныйлексикон на Западе) позволяет успешно совмещать результаты исследованийнезависимых друг от друга структур: национальных агентств по охране окружающейсреды, общественных экологических организаций, профсоюзов, промышленных фирм,независимых исследователей.
Особую актуальность в связи среализацией системы оценок риска приобретает проблема информированности игласности в области экологической защиты общества.
Поскольку экологическая опасность невсегда прогнозируема, то в этом случае оперативное оповещение населения,государственных и частных организаций становится еще более необходимым, ибоспособствует своевременному предотвращению социального и экономического ущерба.По существу, система гласности в экологии, выполняя роль общественногокамертона, обладает в современных условиях широким диапазоном воздействия натехническую, экономическую, социальную и правовую политику.
Заслуживает внимания тот факт, что вусловиях цивилизованного рынка результатом растущих затрат на мероприятия поохране природы явилось образование весьма емкого рынка экотехники иэкотехнологии, и возникновение целых отраслей с многомиллионным оборотом,специализирующихся на выпуске противозагрязняющего оборудования.
Налицо и другая сторона воздействиясоциально-экологической мотивации на экономические интересы производителей,связанная с изменением потребительских предпочтений и структуры спроса. Всовременных условиях поведение потребителей на рынке в значительной степениобусловлено экологической чистотой предлагаемой продукции, за которуюпокупатели готовы платить более высокую цену. Отношения покупатель — продавецвсе более прочно завязываются и регулируются экологической репутациейпроизводителя, поддержать которую становится экономически выгодно.
Обратный процесс заключается впредоставлении фирмами максимальной информации клиентам, способствующейформированию потребительского понимания экологических новаций и повышениюустойчивого потребительского спроса. Одновременно решается не менее остраясоциальная проблема — сокращение безработицы. Реализация экологических программв течение последних 20 лет способствовала значительному росту занятости. Такимобразом, экологическая предприимчивость, экологическая репутация иэкологическое просвещение расширяют границы потребительной стоимости товаров,формируя современную идеологию потребления и новую философию общественныхценностей, меняющих приоритеты развития современного производства.
Можно утверждать, что решениеэкологических проблем становится фактором стабилизации общественного развития иодним из главных критериев динамичного развития экономики, уровня еетехнических и научных разработок, а также мерой ответственности лиц,принимающих политические и хозяйственные решения.
Важным инструментом проведения глобальнойэкологической политики являются международные природоохранные конвенции, многиеиз которых принимаются под эгидой ООН. Практически все виды природных ресурсови наиболее опасные виды человеческой деятельности стали объектами конвенций.Под их действие сегодня подпадают климат и атмосфера, моря и океаны, леса ипустыни, биоразнообразие в целом и исчезающие виды в частности и т.д. С однойстороны, конвенции находятся в одном ряду с документами политико-правовогопризнания важности экологических проблем, конкретизируя их. С другой стороны,имея в целом рекомендательный характер для государств, их подписавших, онимогут играть роль закона. В таком случае при добровольном согласии государствамеждународные органы, ответственные за выполнение конвенции, могут потребоватьот государства соответствующей деятельности и отчетности.
Конвенции стали распространеннойпрактикой региональной экологической политики, например, в рамках ЕвропейскогоСоюза.
Примером институционально зрелойрегиональной политики может служить единая экологическая политика ЕвропейскогоСоюза (ЕС). Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств иправительств тогда еще Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1972году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованиемобщей экологической политики. В апреле 1973 года была разработана перваяэкологическая программа ЕЭС. В 1977 году с принятием второй экологическойпрограммы было принято решение о 4-х-летнем сроке действия таких программ. Внастоящее время действует шестая экологическая программа.
Принятые в декабре 1991 годаМаастрихтские соглашения по обновленному Европейскому Союзу включали положениео «распространении политики Сообщества на окружающую среду».Соглашения дали новый импульс единой долгосрочной экологической программе дляЕвропы. Ее разработка проходила на общеевропейских конференциях различногоуровня в Добржише (Чехословакия), 1991 год, Люцерне (Швейцария), 1993 год,Софии (Болгария), 1995 год. Утвержденная на Софийской конференции Экологическаяпрограмма для Европы (ЭПЕ) является первой попыткой сформулировать долгосрочныеприоритеты природоохранной политики на общеевропейском уровне с цельюдостижения единых высоких стандартов на всем континенте. ЭПЕ не предназначенадля замены существующих направлений или программ, а призвана усилить истимулировать их на основе более тесного европейского сотрудничества.
Заключение
Экологическая политика проявляется вомногих сферах. Только при наличии организационных структур она может полноценнои результативно функционировать. Организационная оформленность являетсяпоказателем ее зрелости. Ориентиром в многообразии форм экологической политикиявляются ее концептуальные обоснования.
Результатам такой политики нельзя датьоднозначную оценку. С одной стороны, они не привели к радикальному улучшениюсостояния окружающей природной среды, к полному преодолению глобальногосоциально-экологического кризиса. Напротив, ситуации с экологическими системамиСеверной Америки характеризуются как критические, требующие активизациидействий по их оздоровлению. С другой стороны, налицо определенные сдвиги и врешении локальных экологических проблем, и в общем улучшении качества некоторыхприродных ресурсов. Во всяком случае, именно сложившиеся организационныеструктуры с заложенными в них механизмами создают необходимые условия дляинтенсивной природоохранной деятельности, что и внушает оптимизм.Организационный опыт экологической политики ведущих индустриально развитыхстран мира уже стал неотъемлемой частью современной мировой культуры и вполнезаслуживает соответствующего к себе отношения.
Списоклитературы
1.        Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, вэкономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.- М., 1994.
2.        Реймерс Н. Введение во всеобщую экологию. — М., 1992.
3.        Семенова Л. Организация экологической политики. – Казань, 2005.
4.        Экология в системе социальных и политических приоритетов. — М.,2002.
5.        Эколого-экономический фактор стабилизации общественного развития.– М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.