Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности эмоционального здоровья студентов

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Владимирский государственныйуниверситет
Кафедрапсихологии.
Курсоваяработа
по дисциплине«Психология здоровья»
На тему:«Психологические особенности эмоционального здоровья учащихся Владимирскогобазового медицинского колледжа третьего курса»
Выполнила: ст.гр. Пл-106
Анисимова А.С.
Проверила: канд. псих. наук.,
доцент кафедры «Психологии»
Литвинова Н.Ю.
Владимир 2008

Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов к проблемеизучения эмоционального здоровья
1.1 Психология эмоций
1.2 Понятие эмоционального здоровья
1.3 Психологические особенности студенческоговозраста
Глава II. Эмпирическое исследование
2.1Организация и методы исследования
2.2Исследование свойств личности(Опросник Мини – мульт сокращённый вариант миннесотского многомерного личностногоперечня MMPI)
2.3 Исследование мотивации и самооценки(МСО В. А. Зобков)
2.4 Результаты исследования
2.5. Выводы
2.6. Рекомендации
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение
Актуальность работы:
В современной России, где студенчествосоставляет пятую часть всего населения, особо остро встаёт вопрос о гармоничномразвитии молодёжи. Современная медицинская статистика о состоянии здоровья свидетельствуют,что более чем у половины студентов нашей страны наблюдаются ряд проблем,связанные со здоровьем: искривление позвоночника, ухудшение зрения, гипертония,нарушение сердечнососудистой системы, дисфункция желудочно-кишечного тракта,сбой в работе иммунной системы, эмоциональная неустойчивость и т.п.
При этом следует отметить, что всекомпоненты здоровья (биологические, физические, психические) находятся в теснойвзаимосвязи и влияют друг на друга, образуя единую гармоничную систему.
В данной работе мы будем исследовать психологическиеособенности эмоционального здоровья студентов медицинского колледжа третьего курса,учащихся на специальности сестринское дело.
В настоящее время одной из важнейших сферявляется медицинская. Очень важно эмоциональное здоровье медицинских работников,потому что они контактируют с людьми, и состояние медработника может отразитьсяна пациенте. Медработник должен быть приветлив с тем, кто ему доверил своё здоровье.Здесь важным является место, в котором воспитывают будущих работников, потому вмедицинском колледже необходимо следить за эмоциональным здоровьем студентов, таккак это будущее медицинской сферы[4].
Любая работа с людьми неразрывно связанас процессом и проблемами общения. Общение пронизывает профессиональную деятельностьмедицинских работников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациентав условиях лечебных взаимоотношений приходят в соприкосновение с психологическимисвойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемаяпациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент.Медицинский работник в не меньшей степени стремиться оказать помощь больному, ведьэта деятельность является его профессией, а значит, у него есть собственные мотивыи интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежитважная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия между пациентами.
Процесс общения с больным начинается свыбора определённой дистанции взаимодействия, которая должна быть такова, чтобыпациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно. На этот выбор оказывают влияниетакие факторы, как:
-принадлежность к определённой культуре;
-социальный статус;
-психологические установки;
-возраст участников общения;
-наличие или отсутствие психического напряжения;[№4].
Цель: исследовать психологические особенности эмоциональногоздоровья студентов ВБМК третий курс.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализнаучной и методической литературы по теме исследования.
2) провести экспериментальное исследованиепсихологических особенностей эмоционального здоровья учащихся студентов ВБМК.
3) на основе полученных в экспериментальномисследовании результатов разработать психологические рекомендации для студентовВБМК.
Объект исследования: учебно-профессиональная деятельность студентов ВБМК третийкурс.
Предмет исследования: особенности эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза: эмоциональное здоровье имеет свою психологическую специфику:адекватность, сформированная самооценка, адаптивность, решительность.
Методология: в данной работе используются труды известныхпсихологов: Изард К. Е. Эмоции человека, Ильин Е. П. Эмоции и чувства, Додонов Б.И. Эмоция как ценность, Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ;
2. Наблюдение;
3. Тестовый метод; а) опросник Мини–мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI) б) мотивационно — самооценочный опросник(МСО) ( В.А.Зобков)
Экспериментальная база исследования: студенты третьего курса, ВБМК, осень- ноябрь 2008 год,19-20лет, 26 человек.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы воказании психологической помощи студентам, обучающимся на медицинских специальностях.
Структура исследования: Содержание, введение, глава I, глава II, 41страниц, заключение, библиографический список, приложение.

Глава I. Теоретический анализ основных психологическихподходов к проблеме исследования
 
1.1 Психологияэмоций
 
ЭМОЦИЯ — состояния, связанные с оценкойзначимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всегов форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения егоактуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственногопристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленногоотношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременныекомпоненты жизнедеятельности, могучее средство активизациисенсорно-перцептивной деятельности личности. [3], [9].
В теории деятельности определяютсякак отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним изглавных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна,возникают положительные эмоции; если неуспешна — отрицательные. Эмоциивозникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, коисвязаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает егомотивы. Эмоции — очень важный показатель и потому — ключ к разгадкенеосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникаюти, какого они свойства. В ходе эволюции эмоции возникли как средство,позволяющее живым существам определять биологическую значимость состоянийорганизма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции — такназываемый тон эмоциональный ощущений — генетически обусловленныенепосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важныевпечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к ихсохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект несправляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты [29],[8].Другой формойэмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональныепереживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточнолокальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать ибез действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступаюториентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой формувидового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия(например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих отнего скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта — в этомслучае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающимэмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться[1].Уровеньэнергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемыхэмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в еевзаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральныйнервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельностиорганов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, желез внутреннейсекреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр.
Эмоции человека относятся к процессамвнутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выраженияпотребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая инаправляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-историческойпрактике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаватьсякак некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности,эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткуюпривязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоцийчеловека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям [24].Сильное,абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие овозможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могутвызывать изменения общего эмоционального фона — настроения.
Эмоциональная жизнь человеканаполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:
1) к отдельным условиям,способствующим или препятствующим осуществлению деятельности — например, страх,гнев;
2) к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение;
3) к сложившимся или возможнымситуациям и пр.
Характер и динамика эмоцийситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коихони развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком,огорчение из-за его неудач, ревность и пр.
В античной философии эмоции рассматривалиськак особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались спредставлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходныепо своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты вфилософии Нового времени, особенно уДж.Локка,Г.Лейбница, Г. Гегеля [7], [12].
Формирование эмоций человека —важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивыхэмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются вреальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человекаобъясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретнымиусловиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высшийпродукт развития эмоций человека — чувства, которые возникают вонтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций.Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизничеловека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций иаффектов [2].
Также важным свойство человека,характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств является– Эмоциональность[8]. Одна из основных составляющих темперамента.Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента — впечатлительность,чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональностиотражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Онинеразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственнымпотенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ориентациямиценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношениеиндивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальностидоминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятсяособенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и ихвнешнего выражения.
1.2 Понятиеэмоционального здоровья
 
По мнению Б. Мещерякова, В.ЗинченкоЗДОРОВЬЕ (англ. health)— это состояние полного физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.Здоровьепредставляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данныхорганизма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальнуюжизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;индивидуальное здоровье — это гармоничное единство всевозможных обменныхпроцессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельностивсех систем и подсистем организма (А. Д. Адо); здоровье — это процесссохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций,трудоспособности и социальной активности человека при максимальнойпродолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев). В широком смысле,здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям сминимальными затратами ресурсов и времени.[26.с156].
Также важно подчеркнуть, что неотъемлемойсоставляющей общего здоровья является психическое здоровье (mentalhealth). Б. С. Братусь выделяетследующиеуровни психического здоровья.
1) осознание и чувство непрерывности,постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
2) чувство постоянства и идентичностипереживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и своей собственнойпсихической деятельности и ее результатам;
4) адекватность психических реакцийсиле и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
5) способность управлять своимповедением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами);
6) способность планироватьсобственную жизнедеятельность и реализовывать ее;
7) способность изменять способповедения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [6],[5].
Среди пациентов, обращающихся кпсихиатрам и психологам, 70% составляют женщины. Мужчины в этом плане ничуть не«нормальнее», просто женщины охотнее признают, что нуждаются впомощи, и проявляют большую готовность найти и получить ее. Мужчины, возможно,в качестве некой природной компенсации обычно ищут другие пути, чтобысправиться со стрессами или душевной болью. Они злоупотребляют алкоголем инаркотиками в 3 раза больше женщин и совершают 90% тяжких преступлений.Традиционно в «плохом поведении» мужчин обвиняют гормон тестостерон.Но мужские гормоны, делая мужчин (да и другие существа мужского пола) болееагрессивными и возбудимыми, ни в коем случае не влияют на умственныеспособности, не подавляют эмоций и не притупляют реакцию на стрессы. На самомделе не тестостерон, а два совсем других фактора несут ответственность забольшую часть болезненных проявлений в эмоциональной жизни мужчин. Первый изних — темперамент, или характер [10]. Характер — это врожденноепоследовательное поведение, имеющее тенденцию оставаться постоянным в течениевсей жизни. Некоторые индивиды всегда находятся в приподнятом состоянии духа инеизменно общительны и коммуникабельны, другие, как правило, грустны, третьиочень чувствительны или критически настроены. Родители замечают подобныепроявления чуть ли не с колыбели, по всей видимости, они являются врожденными.Второй фактор — это обучаемость. Мальчик узнает о том, как должен себявести мужчина, в основном от родителей, но и от друзей, а также из средствмассовой информации. Его поведение, кроме того, должно соответствоватьобщественной культуре своего времени и своей страны. Например, конфуцианскаякультура, которая до сих пор воздействует на Китай и Японию, учит мужчинубеспрекословному выполнению долга и абсолютной лояльности по отношению к людям,которым он тем или иным образом подчинен. Нам это может казаться крайностью, нотакая философия в жестких общественных системах сводит стрессы до минимума.Наше демократическое общество поощряет соблюдать лояльность там, где этодействительно необходимо, и не поддерживать несправедливость и незаконность.Американские мужчины убеждены, что не должны мириться с несправедливостью — мучительным источником стрессов на работе и во взаимоотношениях, гдевозможность выбора ограничена [12].
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (англ. psychicstates)—широкаяпсихологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированногоотражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешнихстимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания.Примерамипсихических состояний могут служить: бодрость, усталость, психическоепресыщение,апатия, депрессия, эйфория, отчуждение,утрата чувства реальности, переживание «уже виденного», скука, тревогаи т. п. Введение понятия о психических состояний в качестве психологическойкатегории связано с именем Н. Д. Левитова. психических состояний так или иначехарактеризуют психику человека, определяют своеобразие разныхпсихических процессов. Восприятие, напр., художественной картинысопровождается определенным эстетическим психических состояний, которое можетперейти в новое состояние под впечатлением от этой картины уже после еевосприятия. П. с. тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.[2].
Эмоционально обусловленныепатологические изменения психического и физического здоровья. Эмоциональные переживания могутприводить к различным нарушениям психики, которые в различных культурах имеютсвои особенности и названия. В мексико-американской культуре это состояния«сусто» и «биллис». Состояние «сусто» является следствием пережитого страха,причем источник последнего может быть как естественным (катастрофа, несчастныйслучай, внезапное нападение зверя и т. п.), так и «сверхъестественным»,мистическим — боязнь духов, призраков, колдовства. Поводом для возникновенияэтого состояния может быть и переживание человека о том, что он не смогпоступить так, «как надо», не справился со своей социальной ролью.
В результате человеком овладеваетбеспокойство, он теряет аппетит, интерес к близким и вообще к жизни. Возникаетфизическая слабость, безразличие к своему внешнему виду, к приличиям иусловностям, которые он до сих пор чтил. Человек жалуется на недомогание,грустит, замыкается в себе. Это похоже на депрессию людей из цивилизованногомира. Это состояние особенно интенсивно проявляется у детей, вероятно, в связис их большей внушаемостью.
 

1.3 Психологическиеособенности студенческого возраста
Главное психологическое приобретение раннейюности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка в онтогенезе единственнойосознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию.Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний.Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, дляюноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта,средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, всвои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звукимузыки, новые краски [13]. Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостноеи волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний.Оказывается, внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируяпроблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространеннаяформа подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности,неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождаетострую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребностьв уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутреннийголос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Главным измерением времени в самосознанииюноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральноеместо в его переживаниях.[19].
Особенности эмоциональной сферымедицинских работников.
Медицина является той сферойдеятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния.Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требуетпроявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другиепрофессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997).Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствоватьсостояние пациента. Наряду с этим, врача характеризует способность легкопреодолевать неприятные впечатления.
Нельзя не учитывать и того, чтомедицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынужденывоздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становитьсяменее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротическиесрывы. Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестерреанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один изсимптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональноевыгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов истоматологов. Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся вэкстремальных ситуациях.
Отсюда требования, предъявляемые кэмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду сэмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмернаяэмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствиемдля осуществления четких и быстрых действий.
 Что же имеется в действительности? Какпоказано И. Харди, медицинские сестры имеют разные типы эмоциональности. Такназываемая «сестра-рутинер» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип«нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическимреакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, как бы обиженнымина ни в чем не повинных больных. Их преследует страх заразиться или заболеть«тяжелой болезнью». Пожалуй, только сестра материнского типа отвечаеттребованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива.

Таблица №1. Выраженностьэмоциональных особенностей у студентов-медиков разного пола (баллы)[10],[15],[16].Эмоциональная особенность Мужчины Женщины Отзывчивость 4,58 4,80 Чуткость 4,51 4,77 Жалостливость 4,36 4,61 Сострадание 4,24 4,57 Сожаление 4,20 4,46
Таким образом, эмоции — очень важныйпоказатель и потому — ключ к разгадке неосознаваемых мотивов.
Здоровье — это процесс сохранения иразвития биологических, физиологических, психологических функций,трудоспособности и социальной активности человека при максимальнойпродолжительности его активной жизни.
 

Глава II. Эмпирическое исследование психологическихособенностей эмоционального здоровья студентов ВБМК
 
2.1 Организацияи методы исследования
 
В исследовании принимали участие 26человек в возрасте от 19 до 20 лет (все девушки). Исследование проводилось вдневное время и представляло собой групповое обследование.
Цельюданной работы является исследование психологических особенностей эмоциональногоздоровья студентов ВБМК третий курс.
Задачи:
1) осуществить теоретический анализнаучной и методической литературы по теме исследования.
2) провести экспериментальное исследованиепсихологических особенностей эмоционального здоровья учащихся студентов ВБМК.
3) на основе полученных в экспериментальномисследовании результатов разработать психологические рекомендации для студентовВБМК.
Объектом исследования: учебно-профессиональная деятельностьстудентов ВБМК третий курс.
Предметом исследования:особенности эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза: эмоциональное здоровье имеет свою психологическую специфику:адекватность, сформированная самооценка, адаптивность, решительность.
Методология:в данной работе используются труды известных психологов:Изард К. Е. Эмоции человека, Ильин Е. П. Эмоции и чувства, Додонов Б. И. Эмоциякак ценность, Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ;
2. Наблюдение;
3. Тестовый метод; а) опросник Мини–мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI) б) мотивационно — самооценочный опросник(МСО) ( В.А.Зобков)
Экспериментальная база исследования:студенты третьего курса, ВБМК, осень- ноябрь 2008год,19-20 лет, 26 человек.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованывоказании психологической помощи студентам, обучающимся на медицинских специальностях.
2.2 Исследованиесвойств личности (Опросник Мини – мульт сокращённый вариант миннесотского многомерноголичностного перечня MMPI)
 
ММPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах.Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф.Б. Березиным и М. П. Мирошниковым [14].
Опросник Мини – мульт представляетсобой сокращенный вариант ММРI,содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалыизмеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатовтестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряетсвойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкалаговорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности.Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалыследует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, егосклонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностикитревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкалаопределяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установлениясоциальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типуличности, измеряет активность и возбудимость. Время проведения опроса неограничивается.
Инструкция: Сейчас вы ознакомитесь сутверждениями, касающимися состояния вашего здоровья и вашего характера. Прочитайтекаждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Нетратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, котороепервым приходит в голову.
Обработка результатов. Количественная обработка.
Ответы, совпадающие с «ключом»,оцениваются в 1 балл не совпадающие с ключом, — в 0 балл. Полученные баллы суммируются.Описаниешкал.
Школа лжи (L) – оценивает искренностьиспытуемого.
Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы:чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.
Шкала коррекции (К) –сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемогово время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанномконтроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которыезависят от ее величины.
Базисные шкалы.
1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого к астено-невротическому типу.Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру,покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки,легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивныелица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны,добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решениесамостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают вотчаяние.
3 Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных кневрологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомысоматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемыразрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей являетсястремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремлениеобратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувстватаких людей поверхностны и интересы неглубоки.
4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют осоциальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегаютсоциальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы,возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванныйкакой-нибудь причиной.
6. Паранойяльностъ(Ра). Основная черталюдей с высокими показателями по этой шкале – склонность к формированиюсверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто несогласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Своивзгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими.Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
7. Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типомхарактера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность,постоянные сомнения.
8. Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойственшизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и восприниматьабстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у нихэмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа являетсясочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью иотчужденностью в межличностных отношениях.
9. Гипотония (Ма). Для лиц с высокими оценками по этойшкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Ониактивны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частымипеременами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны инеустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Высокими оценками по всемшкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70.Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
Опрос рекомендуетсяпроводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текстаопросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которомуиспытуемые могут задавать вопросы.
 
КЛЮЧ.Шкалы Ответы № вопроса L Неверно (Н) 8, 11, 24, 47, 53 F Н 22, 24, 61 Верно (В) 9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71 K Н 11, 23, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 68, 67, 69, 70 1 (Ns) Н 1, 2, 6, 37, 48 В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63 2(D) Н 1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61 В 9, 13, 11, 18, 22, 25, 36, 44 3(Ну) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56 В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62 4 (Pd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65 В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71 6 (Pa) Н 28, 29, 31, 67 В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68 7 (Pt) Н 2, 3, 42 В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51, 57, 66, 68 8(Se) Н 3, 42 В
8, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 30, 38, 39, 46, 57,
63, 64, 66 9 (Ma) Н 43 В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

Качественная обработка.
Таким образом, проведя количественнуюи качественную обработку полученных результатов, мы получили данные о свойствахличности, наглядно представленных в гистограмме №1.
Гистограмма №1 Опросник Мини – мультсокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI(26 человек в возрасте от 19-20лет,все девушки)
 />
 
Согласно гистограмме №1, у испытуемыхпо всем шкалам у большинства преобладает средний уровень, самый высокий показательсреднего уровня приходится на шкалу ипохондрия (100%). Данные результатысвидетельствуют о том, что исследуемым свойственна быстрота, активность,приспосабливания, благополучно переносят смену обстановки, не теряют равновесиев социальных конфликтах.
Кроме того, рассматривая такие шкалы как:истерия(92%), психастения(92%), шизоидность(92%)- необходимо отметить,что испытуемые находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том,что уровень истерии находиться в норме и не является ярко выраженным качеством личности.Уровень шкалы психастении, так же имеет средний уровень выраженности. Из этого следует,что студентам свойственен средний уровень тревожности, боязливости и нерешительности.По шкале шизоидность чувствительность испытуемых в норме, эмоциональная холодностьи отчужденность в межличностных отношениях не превышают нормы. Такие шкалы как,депрессия(81%) и гипотония(81%) имеют одинаковый средний уровень.Это говорит о том, что лица не склонны к тревогам и не застенчивы (депрессия), атак же интересы таких людей устойчивы, им хватает выдержки и настойчивости(гипотония). Психопатия(77%) и паранойяльность(77%), так же находятсяна одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что такие люди не агрессивны,бесконфликтны, не обидчивые.
Так же из гистограммы № 1 мы видим,что по шкале депрессия имеется низкий уровень – 15%, по шкале истерия высокий уровень– 8%, психопатия низкий – 12%, и высокий – 11%, паранойяльность низкий – 12%, ивысокий – 12%, психоастения высокий – 8%, шизоидность высокий – 8% и гипотониянизкий – 7%, высокий – 12%.
Итак, при исследовании свойств личностибыли получены следующие данные, указывающие на то, что испытуемые находятся на среднемуровне, т. е показатели не превышают нормы, соответственно ярко выраженных свойствличности не наблюдается.
 
2.3 Исследованиемотивации и самооценки (МСО В. А. Зобков)
 
Опросник был предложен автором с цельювыявления ведущих компонентов личности, участвующих в психической регуляциидеятельности и поведения – в доминирующей мотивации ( деловой коллективисткой илилично-престижной) и самооценке (адекватной, адекватно высокой, адекватно низкой,с тенденцией к завышению, с тенденцией к занижению, заниженной, завышенной,несформированной, несформированной с тенденцией к занижению, несформированной стенденцией к завышению ) [32].
Инструкция. В этом опроснике содержаться суждения, цель которых связанас выявлением особенностей личности — доминирующей мотивации и самооценки.Отвечая на вопросы, пожалуйста, не пропускайте ни одного суждения, даже если Вамкажется, что оно не имеет к Вам никакого отношения. Мы убедительно просим Вас отнестисьответственно к нашей просьбе по заполнению опросника.
Отвечая на суждения, выберите один извариантов ответа ( «а» «б» или «в» ) и напишите его справа от суждения:
а) да, это качество проявляется,совершенно согласен;
б) сомневаюсь в ответе, т.е. данное качествопроявляется недостаточно четко;
в) нет, это качество отсутствует, совершенноне согласен с этим.
Количественная обработка результатови их интерпретация. Необходимо сгруппировать суждения по трем разделам:
I. Вопросы 1—21.
II. Вопросы 22 — 35.
III. Вопросы 36 — 49.
Переводим буквенные обозначения вбаллы: а) 2 балла, б) 1 балл, в) 0 баллов. Определим сумму баллов по каждомуразделу опросника и рассчитаем результаты по формуле:
         n
/>X =             • 100%
          К
где X — индекс выраженности мотивациии самооценки по разделу опросника, n — сумма баллов, полученных учащимся по результатам каждого разделаопросника, к — максимальное количество баллов по разделу (I раздел — 42 балла,II и III разделы — 28 баллов).
Интерпретацию результатовисследования следует осуществлять с учетом показателей всех трех разделов.
Относительный показатель по первомуразделу опросника указывает на уровень развития деловых коллективистскихкачеств личности, адекватной самооценки; по второму разделу — науровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженнойсамооценки; по третьему разделу — на развитие лично-престижноймотивации, неадекватно завышенной самооценки.
О деловой коллективистическоймотивации следует говорить в том случае, если выраженность показателя попервому разделу находится в пределах 67 +3%, а выраженность показателей по 2 и3 разделу находится в пределах 30 + 3%.
На доминирование в структуре личностилично-престижной мотивации с ориентацией на избегание возможных неудач вдеятельности и заниженную самооценку указывает преобладающая выраженностьпоказателя по второму разделу опросника (45% и более) при низком значениипоказателя по третьему разделу опросника (до 33%). Результаты, попадающие винтервал от 33% до 45%, свидетельствуют о тенденции к занижению.
На доминирование в структуре личностилично-престижной мотивации с ориентацией на получение высоких социальных оценоки завышенную самооценку указывает преобладающая выраженность показателя потретьему разделу опросника (45% и более), при низком значении показателя повторому разделу опросника (до 33%). Результаты, попадающие в интервал от 33% до45%. свидетельствуют о тенденции к завышению.
Если значения по второму и третьемуразделу опросника находятся выше 45% на одном уровне выраженности, то этоуказывает на несформированность самооценки; преобладание показателя по второмуразделу над показателем третьего раздела указывает на несформированнуюсамооценку с тенденцией к занижению; а преобладание показателя по третьемуразделу над показателем второго раздела опросника указывает на несформированнуюсамооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить:отношение к делу — № 1, 2, 8, 10. 14, 15, 17; отношение к коллективу — № 6, 12,16, 18, 19, 20, 21; отношение к себе — № 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13; стремление уйтиот оценки — № 22, 23, 25, 26, 32, 34, 35; неуверенность в поведении — № 24. 27,28, 29. 30, 31, 33; стремление к лидерству — № 36, 37, 40. 43, 45, 46, 48;самоуверенность в поведении — № 38, 39, 41, 42, 44, 47, 49. Принципы обработкирезультатов исследования по шкалам такие же, как и в первом случае (при к =14):
         n
/>X =          • 100%
         К
где X — индекс выраженности по шкале,n — сумма баллов, полученных учащимсяпо шкале, к — максимальное количество баллов по шкале — 14 баллов.
Качественная обработка.
Проведя количественную и качественнуюобработку результатов, были получены следующие данные:
Таблица №3 деловые коллективистские качества личности  неадекватно заниженная самооценка  неадекватно завышенная самооценка  70%  53%  55%
Гистограмма № 2 а. Мотивационно — самооценочный опросник(МСО) (В.А.Зобков). 26 человек в возрасте 19 – 20 все девушки.
 /> 

По методике МСО В.А Зобкова,[14](относительный показатель по первому разделу опросника указывает на уровеньразвития деловых коллективистских качеств личности, адекватнойсамооценки; по второму разделу — на уровень развития лично-престижноймотивации, неадекватно заниженной самооценки; по третьему разделу— на развитие лично-престижной мотивации, неадекватно завышеннойсамооценки.)[32] были получены следующие результаты: 70% студентов имеютпоказатели, относящиеся к первому разделу, 53% тестируемых студентов имеют показатели,относящиеся ко второму разделу, 55% исследуемых имеют показатели, относящиеся ктретьему разделу. Данные результаты указывают на несформированную самооценку стенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношениек делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенностьв поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении. В ходе проведенияданного опросника были получены следующие результаты:
Таблица №4 (Н- низкий, С – средний,В- высокий.) %отношение к делу отношение к коллективу отношение к себе стремление уйти от оценки неуверенность в поведении стремление к лидерству самоуверенность в поведении Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н. С. В.  - 12 88 - 7 92 - - 100 29 18 53 19 - 81 - 16 84 15 31 54
 

Гистограмма № 2 б. Мотивационно — самооценочный опросник(МСО) (В.А.Зобков). 26 человек в возрасте 19 – 20 все девушки.
 />
Данные результаты говорят о том, чтов группе преобладает высокий уровень из рассмотренных нами шкал.
 
2.4 Результатыисследования
С целью изучения и выявления таких психологическихособенностей как: ипохондрия(Hs), депрессия (D), истерии (Hy), психопатия(Pd), паранойяльностъ (Ра), психастения(Pt), шизоидность(Se), гипотония(Ма) (Мини – мульт MMPI)[14], отношение к делу, отношение к коллективу,отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремлениек лидерству, самоуверенность в поведении (МСО В.А.Зобков )[32], мы использовалив нашей курсовой работе следующие методики: Опросник Мини — мульт (сокращённый вариантминнесотского многомерного личностного перечня MMPI), мотивационно – самооценочный опросник (МСО)(В.А.Зобков).
В результате проведённых методик мы получилиследующие данные:
у испытуемых по всем шкалам убольшинства преобладает средний уровень (см. гистограмма №1), самый высокий показательсреднего уровня приходится на шкалу ипохондрия (100%). Данные результатысвидетельствуют о том, что исследуемым свойственна быстрота, активность,приспосабливания, благополучно переносят смену обстановки, не теряют равновесиев социальных конфликтах.
Кроме того, рассматривая такие шкалыкак: истерия(92%), психастения(92%), шизоидность(92%)- необходимоотметить, что испытуемые находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствуето том, что уровень истерии находиться в норме и не является ярко выраженным качествомличности. Уровень шкалы психастении, так же имеет средний уровень выраженности.Из этого следует, что студентам свойственен средний уровень тревожности,боязливости и нерешительности. По шкале шизоидность чувствительность испытуемыхв норме, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях непревышают нормы. Такие шкалы как, депрессия(81%) и гипотония(81%) имеютодинаковый средний уровень. Это говорит о том, что лица не склонны к тревогам ине застенчивы (депрессия), а так же интересы таких людей устойчивы, им хватает выдержкии настойчивости (гипотония). Психопатия(77%) и паранойяльность(77%), также находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что такие людине агрессивны, бесконфликтны, не обидчивые.
Итак, при исследовании свойств личностибыли получены следующие данные, указывающие на то, что испытуемые находятся на среднемуровне, т. е показатели не превышают нормы, соответственно ярко выраженных свойствличности не наблюдается.
По методике мотивационно –самооценочный опросник (МСО) (В.А.Зобков), включающей три раздела(относительныйпоказатель по первому разделу опросника указывает на уровень развития деловыхколлективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второмуразделу — на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватнозаниженной самооценки; по третьему разделу — на развитиелично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки.)[32].
У студентов были получены следующие значения:70% студентов имеют показатели, относящиеся к первому разделу, 53% тестируемых студентовимеют показатели, относящиеся ко второму разделу, 55% исследуемых имеютпоказатели, относящиеся к третьему разделу. Данные результаты указывают на несформированнуюсамооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношениек делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенностьв поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении.
 
2.5 Выводы
 
У исследуемых нами студентов по шкаламопросника Мини — мульт ( сокращённый вариант миннесотского многомерного личностногоперечня MMPI) – ипохондрия, депрессия, истерия,психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипотония было выявленото, что в группе у них преобладает средний уровень, но так же присутствуетнизкий и высокий уровень. (см. гистограмму №1)
 По методике мотивационно –самооценочный опросник (МСО) (В.А.Зобков) включающей три раздела (относительныйпоказатель по первому разделу опросника указывает на уровень развития деловыхколлективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второмуразделу — на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватнозаниженной самооценки; по третьему разделу — на развитиелично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки). Показало,что у студентов несформированная самооценка с тенденцией к завышению (см.таблицу № 3, гистограмма № 2а)
Так же преобладают высокие уровни потаким шкалам, как: отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремлениеуйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству,самоуверенность в поведении. (см. таблицу №4, гистограмма №2б).
2.6 Рекомендации
 
Группе студентов было предложено проводитьупражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости кстрессу.
Упражнение «Игра стревогой»
1. Расскажите (опишите) о типичном,характерном содержании Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, толучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такуюже работу с остальными мыслями, содержаниями тревоги.
2. Постарайтесь сказать, как часто икак долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количествовремени в общей сложности).
3. Выберите время и место, нехарактерное для Вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянноВаше место, тем более эффективна эта техника.
4. В это ответственное время Вам надодумать только о негативном содержании Вашей тревоги, о возможных негативныхсценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем сознании свободно,несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Несоблазняйтесь положительными альтернативами, которые Вам может подбрасыватьсознание по принципу «Да… но!», продолжайте думать лишь о негативномсодержании.
Вряд ли Вам удастся прокручивать всеболее худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.
5. Подготовившись к началу сеанса,необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать,желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогоймозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мнепомочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все,что можешь».
6. Как это ни неожиданно, но скоро Выувидите, что нескольких минут (5—10) Вам будет достаточно, чтобы преобразоватьтревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от неесовсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнетецели — ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте иограничите в определенном времени.
В конце сеанса можно снова обратитьсяк своему сознанию:
«Да, дорогое сознание… уважаемое«Я»… (и т.п.)… ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, язнал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».
7. Полезно проводить «тревожную игру»с доверенным лицом (другом, близким человеком), однако этот человек не долженВас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научитьсясправляться со своими тревожными переживаниями.
Внезапный, острый стресс заключаетсяв том, что его первые же воздействия и проявления настолько неожиданны исильны, настолько захватывают и поражают человека, что он «не успеваетопомниться», чувствует себя подавленным, сокрушенным, «размазанным по стенке».Почти всегда ощущается нехватка воздуха, дыхание сбивается или сдерживается,сердце начинает колотиться и грозно дают знать о себе другие болезненныесостояния организма.
Безусловно, техники управленияхроническим стрессом, техники перехода от диссоциации к ассоциации (и обратно)при внезапном, остром стрессе почти бесполезны. И все же существуют некоторыеспособы овладения своим поведением при таком мощном потрясении психики, какимявляется стресс.
Напомним, что стресс является мощнойэмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую неопределенностьв ситуации необходимости принятия решения и осуществления действия. Внутренняяэмоционально-психическая неопределенность получает выражение и во внешнейкартине поведения: человек не может оставаться в каком-то месте спокойно(сидеть, стоять, лежать), он совершает разные действия, не достаточно понимая,зачем он это делает, он буквально «не находит себе места». Поэтому первым шагомк овладению собой в тревожной, стрессовой ситуации является поиск такого места,создание зоны психической определенности, внутренней устойчивости. Поэтомумногие предыдущие упражнения по отработке внутренних образов тревоги ивыявлению внешних мест тревожных диссоциаций и ассоциаций являются важнымиинструментами профилактики и подготовки к возможным стрессовым состояниям.
Владение собой в острых ситуацияхвозможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания иразрешения экстремально-стрессовых ситуаций. К сожалению, многие из нас бываютнастолько ошеломлены и напуганы стрессом, что предпочитают не возвращаться кнему, и это значит, что реальный опыт переживания стресса не используетсявпоследствии, и каждая острая ситуация переживается человеком как новая.
Мы предлагаем упражнения, которыеспособствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабитьэмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний и определить некоторыесценарии противостояния разрушительной и парализующей силе экстремальныхситуаций.
Вследствие значительнойэмоциональности этих упражнений рекомендуется выполнять их под руководствомопытного тренера, психолога, психотерапевта.

Заключение
 
Нами была успешно достигнута цель и выполненывсе поставленные перед нами в рамках курсовой работы задачи: мы изучилиэмоциональное здоровье студентов ВБМК, третий курс. Осуществили теоретический анализнаучной и методической литературы по теме исследования, провели экспериментальноеисследование психологических особенностей эмоционального здоровья студентов ВБМК,дали количественный и качественный анализ полученных результатов. Организованноеи проведенное нами исследование частично подтвердило, выдвинутую нами гипотезу,о том, что эмоциональное здоровье имеет свою психологическую специфику:адекватность, сформированная самооценка, адаптивность, решительность. Гипотезу подтверждаетто, что у испытуемых по таким шкалам, как: ипохондрия, истерия, психастения врезультате экспериментального исследования были получены такие результаты(гистограмма №1), которые говорят о том, что испытуемые адаптивны, адекватны,решительны, не тревожны. (MMPI).По методике МСО, у испытуемых самооценка несформированная, что противоречит гипотезе(гистограмма № 2а).
«Психологические особенности эмоциональногоздоровья» достаточно интересная тема. Исследования в данной области могут быть направлены наизучение динамики психологических особенностей при различных видахэмоционального здоровья.

Библиографическийсписок
1.        Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии// Питер, 2004 г.,ISBN-5-314-00016-14
2.        Словарь практическогопсихолога// Минск: Харвест,1998
3.        Симонов П.В. Что такоеэмоция? – М., 1962
4.        Петрова Н.Н. Психологиядля медицинских специальностей: учебник для студ. сред. мед. учеб. заведений/ — 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 320 с. ISBN 978-5-7695-4886-
5.        Леонтьев А. Н.,Судаков К. В. Эмоции.-БСЭ, т. 30. М., 1978.
6.        Психологияэмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-воМоск. ун-та, 1984. —288 с.
7.        Выготский Л. С.Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии. — Вопросыфилософии, 1970, № 6.
8.         Вилюнас В. К.Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
9. Изард К. Е. Эмоции человека. М.,1980.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер,2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).ISBN 5-318-00236-6
11. Психология отношений: XXI век. Материалы VI Международной научно – практическойконференции. Редколлегия: В.А. Зобков, М.М. Кашапов, Г.М. Мануйлов, и др. ISBN 978-5-89368-814-6. Владимирский ГосударственныйУниверситет, 2008. Кафедра психологии ВлГУ, 2008.
12. Гарбузов В. И. Древние и новыеканоны медицины. СПб. 1991.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций вобщении: взгляд на себя и других. Москва 1996.
14. Психологические тесты для профессионалов/ авт. – П86 сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с. ISBN 978-985-6807-75-9.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р.Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. Пособиедля студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –352 с. ISBN 5-7695-0820-5.
16. Ананьев Б.Г. К психофизиологиистуденческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1974. — Выпуск 2.
17. Бондаренко С.М. Проблемаформирования познавательного интереса при классно-групповом и программированномобучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросыалгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. — М., 1973.
18. Захарова Л.Н. Личностныеособенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификациистудентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. — № 2.
19. Кон И. С. Психология юношескоговозраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. — М.,1976. — 175 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. — М., 1977. — 304 с.
21. Нестерова Н.Б. «Ценностноеотношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» — М., 1984.
22. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоциии эмоциональные расстройства. М., 1966.
23. Якунин В.А. Психология учебнойдеятельности студентов. — М.-С.-Пет., 1994.
24. Додонов Б. И.Эмоция как ценность.М., Политиздат, 1978. 272 с
25. Петражицкий Л. И. Введение визучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. Спб., 1908.
26. Б. Г Мещеряков, В. П Зинченко.Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.
27. C.Л. Рубинштейн, “Основы общей психологии” ISBN 5-314-00016-4 “Питер” 1998г.
28. В.В.Никандров, “Психология” ISBN 978-5-482-01554-4. Москва 2008г.
29. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоциии эмоциональные расстройства. М., 1966.
30./>Леонтьев А. Н. Избранные психологическиепроизведения: В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 с.,
32. Зобков В. А., Пронина Е.В.,Педагогическая психология. Курс лекций. – Владимир, Собор, 2006. – 196 с. ISBN – 5-94002-565-8.
33. Психология: учеб. пособие для студентов,обучающихся по пед. специальностям; под ред. Е.И Рогова. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС 2005. – 591 с. ISBN5-691-01404-8.
34. Бюлер К. Духовное развитиеребенка. М., 1924.
35. Сидоренко Е.В. Методыматематической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с., ил. ISBN 5-9268-0010-2.
36. Психологические ипсихофизиологические особенности студентов /Под ред. Н.М. Пейсахова. — Казань:Изд-во Казанск. ун-та, 1977.

Приложение
 
Приложение1
Мини – мульт MMPIИспытуемые L F K 1 2 3 4 6 7 8 9 Шкалы F1 1 5 7 11 13 13 15 5 20 16 8 F2 6 6 6 6 9 6 4 10 12 11 F3 7 8 12 12 18 15 7 20 18 11 F4 2 10 6 13 9 15 11 8 17 19 11 F5 2 1 8 11 7 9 7 3 12 9 3 F6 1 2 9 7 5 8 8 5 17 14 4 F7 1 4 6 5 4 7 8 8 8 5 F8 8 3 11 6 12 10 8 12 15 10 F9 10 5 12 11 18 17 10 18 22 10 F10 3 7 10 9 9 8 2 17 13 5 F11 1 2 10 8 4 9 8 2 13 11 15 F12 1 2 6 5 4 7 8 4 13 11 10 F13 5 7 10 8 9 11 5 15 15 7 F14 6 4 6 7 7 11 5 14 9 9 F15 6 5 9 6 12 8 6 14 12 10 F16 4 7 10 10 11 9 6 18 14 9 F17 4 5 10 10 13 10 3 18 15 9 F18 2 6 11 9 15 9 4 17 13 10 F19 8 4 6 12 12 12 6 15 13 10 F20 3 6 7 5 10 13 4 13 12 10 F21 3 2 8 10 7 11 9 6 17 16 7 F22 1 2 4 10 6 8 7 4 13 9 8 F23 2 7 10 5 7 7 4 13 11 6 F24 4 3 8 3 11 7 5 11 10 7 F25 6 6 8 2 7 7 6 11 12 7 F26 7 6 7 5 9 6 5 12 12 7

Приложение2
МСО В.А. ЗобковУровень развития качеств  деловые коллективистские  % неадекватно заниженная самооценка % неадекватно завышеннаясамооценка % Испытуемые F1 67 29 67 F2 57 57 64 F3 86 50 75 F4 64 54 54 F5 60 35 32 F6 93 25 61 F7 81 43 67 F8 81 57 68 F9 64 43 68 F10 62 29 50 F11 71 43 43 F12 71 46 46 F13 95 43 75 F14 74 79 57 F15 83 75 53 F16 76 52 43 F17 57 75 74 F18 79 68 68 F19 43 75 40 F20 64 75 52 F21 76 32 39 F22 62 46 46 F23 55 79 46 F24 74 61 43 F25 67 29 52 F26 57 78 50

Приложение3Испытуемые отношение к делу % отношение к коллективу % отношение к себе % стремление уйти от оценки % неуверенность в поведении % стремление к лидерству самоуверенность в поведении F1 100 71 79 36 21 64 71 F2 50 71 50 36 79 71 57 F3 79 93 86 36 64 86 64 F4 50 79 64 36 71 57 50 F5 57 57 64 43 29 36 29 F6 93 86 100 29 21 57 64 F7 86 79 79 29 57 71 64 F8 79 86 79 21 93 64 71 F9 71 57 64 29 57 71 64 F10 43 79 64 57 71 29 F11 64 57 93 21 64 50 36 F12 64 71 79 21 71 50 43 F13 100 93 93 57 29 86 64 F14 93 71 64 71 86 64 50 F15 79 79 93 64 86 57 50 F16 79 71 79 50 64 36 50 F17 57 43 71 71 86 71 79 F18 71 79 79 50 86 79 57 F19 36 36 57 64 86 57 29 F20 50 64 79 79 71 86 29 F21 86 71 71 50 14 36 36 F22 50 64 71 50 36 57 36 F23 36 57 71 57 93 57 36 F24 86 64 71 71 50 43 43 F25 64 57 79 50 7 71 43 F26 50 50 57 71 86 57 43


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.