Реферат по предмету "Экология"


Экологический бизнес в РФ

Возможности применения международного опыта развития экологически эффективного бизнеса в Российской Федерации
       i.    
Сегодняшняяэкологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются преждевсего характером деятельности экономических объектов. Командная системауправления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействияпроизводства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «Осостоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году» [1],за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинстваотраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в товремя, как декларированные (отчетные) выбросы этих веществ в атмосферупромышленностью сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в1997 году). Более того, по оценкам экспертов, воздействие на окружающую среду вРоссийской Федерации напоминает «айсберг», где на«официальной» поверхности находится лишь его незначительнаядекларируемая часть — около 15-20% в общей сумме [2], то есть, декларируемоевоздействие не описывает наблюдаемых фактических изменений в состоянииокружающей среды в стране и их последствий.
Всеболее очевидной становится необходимость поиска новых, приемлемых в Российскихусловиях путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным изтаких путей в развитых странах мира стало развитие экологически эффективногобизнеса и экологического менеджмента. В Повестке дня на XXI век, принятой вРио-де-Жанейро в 1992 году, подчеркивается, что экологический менеджментследует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно квысшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства [3].
Необходимоотметить, что в международных документах речь идет именно о менеджменте как онауке и искусстве добиваться поставленных целей, используя труд, мотивыповедения и интеллект людей. Экологический менеджмент можно определить как внутреннемотивированную инициативную результативную деятельность экономических субъектов(предприятий, фирм, производственных объединений, отдельных предпринимателей),направленную на достижение их собственных экологических целей и программ.Основная цель экологического менеджмента при этом состоит в сокращениивоздействия на окружающую среду таким образом, чтобы минимизировать ущерб ириск возникновения ответственности предприятия [4]. Наиболее продвинутые в этойобласти организации стремятся ввести в ранг непременного принципа менеджментавключение экологических аспектов в политику компании, во все разрабатываемые иреализуемые планы и программы.
Однимиз лидеров развития экологического менеджмента является Великобритания, где в1990 году был принят новый «Экологический Акт» (Environmental Act),за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологическогоменеджмента BS 7750 [5], подготовленный и выпущенный Британским ИнститутомСтандартизации в соответствии с запросом Британской КонфедерацииПромышленности. Особенность обсуждаемого стандарта состояла в том, что он непредписывал и не определял требований к природоохранной деятельностипредприятия, но содержал рекомендации, полезные для создания эффективнойсистемы экологического менеджмента, для развития инициативного экологическогоаудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельностиорганизации в целом.
Следуетотметить, что экологическое аудирование ко времени принятия стандарта BS 7750было уже достаточно хорошо развитой областью деятельности, широко используемойкак на американском континенте, так и в Европе. По определению Американскогоагентства по окружающей среде, экологическое аудирование — систематическая,документированная, периодическая объективная оценка реализованных напредприятии (в организации) видов деятельности с точки зрения соответствияэкологическим требованиям. В программе аудита можно предусмотреть решениеразличных задач, таких как проверка соответствия деятельности объектатребованиям природоохранительного законодательства, оценка эффективностисуществующей системы экологического менеджмента, оценка риска, связанного сиспользованием и применением подлежащих специальному регулированию сырьевыхматериалов, отходов и процессов [6].
Всвою очередь, систему экологического менеджмента принято определять как частьобщей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование,распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы),процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целейэкологической политики, ее пересмотра и корректировки [7].
Экологическаяполитика представляет собой определенную организацией совокупность намерений ипринципов в отношении экологических показателей ее деятельности, создающуюоснову для разработки конкретных целей и задач.
Наначальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольнойоснове будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие спринципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другиегосударства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденныйобъемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международныхдокументов.
В1993 году в Европейском Сообществе были выпущены практические рекомендации повнедрению «Схемы эко-менеджмента и эко-аудирования» [8]. Цель этогодокумента — создать стимулы использования приемов экологического аудированиядля оценки деятельности предприятий. И вновь было подчеркнуто, что аудированиеможет включать не только проверку выполнения требований природоохранительногозаконодательства, но и оценку эффективности решения задач собственнойэкологической политики предприятия. Знаменательно, что Cхема была разработана всоответствии с Пятой программой экологических действий ЕЭС [9], ядром которойявляется основной принцип устойчивого развития: «Превентивные действия ипредотвращение негативного влияния на окружающую среду и общаяответственность».
С1995 года европейские предприятия получили возможность быть сертифицированнымив соответствии с требованиями EMAS — «Схемы эко-менеджмента иэко-аудирования».
Наконец,в результате Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашениюи на основании резолюции Встречи на высшем уровне по окружающей среде иразвитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, было принято решение о разработкемеждународных стандартов серии ISO 14000, для чего был создан специальныйТехнический комитет 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации(ISO). Появление ISO 14000 — серии международных стандартов системэкологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной изнаиболее значительных международных природоохранных инициатив. Системастандартов ISO 14000 (как и разработанные ранее BS 7750 и EMAS) ориентированане на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) ине на технологии (требование использовать или не использовать определенныетехнологии); основным предметом ISO 14000 вновь является система экологическогоменеджмента.
В1998 году Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадскогоорганизовал открытую дискуссию по вопросам развития деятельности в областиэкологического менеджмента и в частности — перспектив применения в РоссийскойФедерации стандартов серии ISO 14000 «Системы экологическогоменеджмента». Участники совещания, состоявшегося в мае 1998 года в Москве поинициативе Фонда и Торгово-промышленной палаты РФ, подчеркнули особую рольинициативного, добровольного внедрения принципов экологического менеджмента инеобходимость формирования условий и стимулов для организаций, развивающихтакую деятельность.
Неправительственныеэкологические организации Эколайн (Россия) и ECOLOGIA (международнаяорганизация) совместно с экспертами из России и США, экологическим советомТоргово-промышленной палаты РФ, рядом общественных организаций ипрофессиональных объединений в настоящее время работают над серией проектов,посвященных добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов вРоссийской Федерации и применению принципов ISO 14000. Проекты поддерживаютсяАмериканским агентством международного развития, программами ТАСИС (ЕвропейскийСоюз) и МАТРА (Нидерланды).
Основнойцелью проектов является объединение усилий для создания благоприятных условийдля развития экологически эффективного бизнеса, вовлечение местных, районных иобластных органов власти, местного самоуправления, предприятий, общественныхорганизаций в совместную деятельность, направленную на предотвращениезагрязнения окружающей среды.
Необходимоотметить, что осенью 1998 года в Российской Федерации были приняты в качествегосударственных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 первые пять документов,представляющих собой переводы соответствующих стандартов ISO 14000 [10]. Втекстах документов, однако, понятие системы экологического менеджмента замененотермином «система управления окружающей средой».
Воригинальных текстах ISO 14000 окружающая среда определена как среда, в которойорганизация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы,флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Подчеркнуто также, чтопонятие «среда» следует трактовать широко — от элементов среды вграницах организации до глобальной системы [11]. Таким образом, в контексте ISO14000 окружающая среда понимается как среда, окружающая собственно организацию(предприятие), а общество (жители) рассматривается как элемент среды, накоторый оказывается, как и на другие элементы, воздействие.
Отметим,что в Постатейном комментарии к Закону РФ «Об охране окружающей природнойсреды» [12] термин окружающая природная среда трактуется как естественнаясреда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизничеловека и других живых организмов; в широком смысле слова включает природу(естественные экосистемы) и окружающую среду как ту часть естественной среды,которая преобразована в результате человеческой деятельности.
Следовательно,в ГОСТ Р ИСО 14001, в соответствии с которым, как предполагается, могут бытьсертифицированы организации, идея создания и совершенствования системыэкологического менеджмента как части общей системы менеджмента, включающейорганизационную структуру, планирование, распределение ответственности,практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимыедля разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, еепересмотра и корректировки, утеряна. ГОСТ Р ИСО 14001 устанавливает требованияк системе управления окружающей средой, которая рассматривается как часть общейсистемы административного управления [13].
Тоесть, в ГОСТ рассматривает окружающую среду как объект управления, более того,субъектом выступает предприятие (или его природоохранная служба). Вклассической теории управления под объектом понимают отдельную структуруорганизации или организацию в целом, на которую направлено управляющеевоздействие [14]. Соответственно, субъект управления — орган либо лицо,осуществляющее управляющее действие.
Ещераз обратившись к определениям окружающей среды, приведенным выше, можнозаключить, что на предприятие возлагается ответственность управления средой, вкоторой оно функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы,флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. На самом же деле, речьидет о развитии системы экологического менеджмента, задачи и результатыфункционирования которой охватывают экологические аспекты деятельностиорганизации, вопросы контроля воздействия на окружающую среду. Наконец,административное управление выступает лишь как один из компонентов системыменеджмента в организации.
Нечеткоеопределение объекта и субъекта управления, сужение понятия«менеджмент» сводит к минимуму смысловую нагрузку документа в целом.Последнее обстоятельство неоднократно подчеркивали участники конференций,семинаров, встреч за круглым столом, организованных в последнее время в Москве,в Томской, Новосибирской, Владимирской, Нижегородской областях. По всейвидимости, документы серии ГОСТ Р ИСО 14000 нуждаются в дальнейшем обсуждении ив значительной переработке [15]. Кроме того, в соответствии с требованиямиМеждународной организации стандартизации, стандарты ISO следует публиковать наязыке страны, принимающей их, в виде двуязычных документов, в которыхобязательно должен присутствовать оригинальный текст на одном из официальныхязыков ISO — английском, французском или немецком.
В1997-1998 годах Неправительственный фонд имени В.И. Вернадского, Эколайн,ECOLOGIA, РХТУ имени Д.И. Менделеева провели в России серию семинаров для лиц,принимающих решения, руководителей предприятий, сотрудниковприродоохранительных органов по проблемам экологического менеджмента иэкологического аудирования. Участники семинаров и пилотных проектов,инициированных региональной организацией Эколайн, выдвинули идею созданияассоциации предпринимателей, заинтересованных в развитии экологическиэффективного бизнеса, которую поддержали на сегодня представители такихкомпаний, как ЮКОС (Москва, Самара, Томск), ПРОМЭК Холдинг (Московскаяобласть), Лукойл (Калининград), ВАТИЗ (Рязанская область), Символ (Владимирскаяобласть), Самарский алюминиевый завод, Старооскольский металлургическийкомбинат.
Представителибизнеса выразили удовлетворение по поводу принятых в последнее времяГосударственным комитетом по охране окружающей среды РФ решений о необходимостиразвития экологического аудирования, систем экологического менеджментапредприятий и сертификации на добровольной основе. Предприниматели определилиприоритетные направления развития работ, в число которых вошли:
· обеспечение доступности адекватныхверсий стандартов ISO 14000 (и прежде всего — ISO 14001, соответствиетребованиям которого может быть предметом сертификации) и разработкарекомендаций для технического комитета ТС 207 по развитию стандартов с учетомопыта стран с переходной экономикой;
· формирование политики компаний,направленной на увеличение экологической эффективности производства;
· разработка методической базы иразвитие добровольного экологического аудирования;
· взаимодействие с региональными и местнымивластями и природоохранительными органами в области создания взаимовыгодныхусловий для развития экологически эффективного бизнеса;
· развитие диалога со всемизаинтересованными сторонами и обмен опытом работы;
· обеспечение подготовки и должного уровняинформированности представителей предприятий, профессионалов-консультантов,госслужащих, общественности в области экологического менеджмента.
Российскиепредприниматели воспринимают стандарты ISO 14000 как добровольные, осознаннаянеобходимость следования которым диктуется условиями рынка. Действительно,несмотря на добровольность стандартов, число сертифицирующихся организацийрастет экспоненциально, и, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации,будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельствонезависимой «третьей стороны» о том, что их системы экологическогоменеджмента соответствуют этому стандарту [16]. Мотивом для принятия такихрешений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будетявляться одним из непременных условий маркетинга продукции на международныхрынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынокстран Содружества только ISO-сертифицированные компании).
Средидругих мотивов внедрения систем экологического менеджмента и сертификации можноназвать такие, как:
· улучшение имиджа фирмы в областивыполнения природоохранных требований (в том числе, природоохранительногозаконодательства);
· экономия энергии и ресурсов, в томчисле направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективногоуправления ими;
· увеличение оценочной стоимостиосновных фондов предприятия;
· желание завоевать рынки«зеленых» продуктов;
· улучшение системы менеджментапредприятия в целом;
· интерес в привлечениивысококвалифицированной рабочей силы.
Однимиз специфических российских мотивов внедрения систем экологического менеджментаявляется стремление предприятий, расположенных на территориях ограниченногохозяйственного использования (в национальных парках), продолжать и развиватьпроизводство. Ряд пилотных проектов, осуществляемых в России, посвященисследованию этой проблемы.
Посостоянию на 31 декабря 1997 года в России насчитывалось 33 национальных паркаобщей площадью около 7 миллионов гектаров, расположенных на территории 28субъектов Российской Федерации [17]. В соответствии с концепцией развитиянациональных парков, разработанной Федеральной службой лесного хозяйства,национальные парки РФ представляют собой природоохранные учреждения, территориикоторых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования вприродоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
Согласнодействующему законодательству [18], национальные парки могут включать не толькособственно объекты охраны, но и земли иных категорий (сельскохозяйственныеугодья, земли населенных пунктов, водный фонд). Как правило, эти земли включеныв границы парков без изъятия их из хозяйственного использования. Доля такихземель может быть весьма значительна (до 40-50% в парках «СамарскаяЛука», «Русский север», «Мещерский», «СмоленскоеПоозерье»). Законодательно закрепленный запрет "… всякойдеятельности, угрожающей существованию природных комплексов и взятых под охрануисторико-культурных обьектов..." распространяется только на вновьпланируемые виды деятельности (подпадающие под действие требованийэкологической экспертизы [19]), но остается лишь декларацией в отношениидействующих экономических объектов.
Международнаяорганизация «Союз охраны природы» подразделяет охраняемые природныекомплексы на шесть категорий управления, определяя целью создания национальныхпарков охрану экосистем и экологический туризм [20]. Для Европейской частитерритории Российской Федерации (впрочем, как и для некоторых парков Урала иСибири), охрана экосистем обязательно должна включать деятельность поминимизации воздействия хозяйственных объектов на состояние природныхкомплексов. В качестве убедительных примеров можно привести воздействиестекольных производств, торфоразработки и торфопереработки на природныекомплексы национального парка «Мещера», воздействие текстильнойпромышленности на охраняемые объекты парка «Мещерский», воздействиетранспортных магистралей на состояние экосистем парка «Валдайский».
Необходимоотметить, что даже в тех случаях, когда воздействие не сказывается очевиднымобразом на состоянии растительного покрова (а выбрасываемые при сжиганииископаемого топлива кислые газы приводят к таковому) или на структурахсообществ гидробионтов (а сбросы неочищенных хозяйственно-бытовых или промышленныхвод способны привести к значительным перестройкам в акваэкосистемах), оноснижает эстетическую ценность охраняемых природных комплексов (рассеянные полесам небольшие, но впечатляющие свалки бытовых и даже производственных отходов- типичный тому пример).
Всовременных условиях ни администрации национальных парков, на которые возложенаобязанность «сохранения эталонных и уникальных природных комплексов иобъектов, а также памятников истории и других объектов культурногонаследия», ни перманентно сокращаемые и переструктурируемые местные органыГоскомэкологии, не могут обеспечить адекватного управления воздействием натерриториях национальных парков.
Частьобъектов сворачивает выпуск продукции; многие из продолжающих функционироватьосуществляют реконструкцию, перепрофилирование, изменение характерапроизводства. Некоторые предприятия стихийно приходят к мысли о выгодностииспользования экологической маркировки (кто не встречал на российском рынкеразнообразные «экологически чистые» напитки) без соблюдениякаких-либо правил (например, предполагаемых международными стандартами ISO14020 [21]). В то же время, руководители национальных парков и предприятий,расположенных в их границах, в буферных зонах, упускают реальные возможностидля развития сотрудничества, для обсуждения мер по минимизации воздействияхозяйственных объектов, условий развития инициативной экологическойдеятельности, использования символики парков при выпуске сувенирной продукции.В Великобритании, например, маркировки «Продукт национального парка»удостаиваются произведенные экологически приемлемыми методами (например, безприменения пестицидов и минеральных удобрений) сельскохозяйственные продукты.Существует и знак «Произведено из древесины, выращенной в лесах Британии,в соответствии с требованиями экологического менеджмента».
Впоследнее время начинают использовать принципы систем экологическогоменеджмента и российские предприятия, расположенные на территориях ограниченногохозяйственного использования. Так, разрабатывая экологическую политикуакционерного общества «Символ», руководители этой компании включили вкачестве одного из обязательств организацию инициативной экологическойдеятельности по охране уникальных природных объектов Владимирской Мещеры и поразвитию экологического просвещения и образования в Гусь-Хрустальном районеВладимирской области.
Темсамым, администрация национального парка «Мещера», Гусь-Хрустальныйкомитет по охране окружающей среды приобретают достойного партнера,поддерживающего их экологическую деятельность.
ОАОВАТИЗ является активным участником работ по созданию широкого спектраматериалов и изделий из льна, выдвинутых в 1998 году на соискание ПремииПравительства Российской Федерации. В инициативном порядке руководствопредприятия приняло решение о проведении экологического аудирования и обобсуждении приоритетных направлений экологической деятельности с населением,проживающим на территории национального парка «Мещерский» Рязанскойобласти. ОАО ВАТИЗ формулирует экологическую миссию предприятия (основуэкологической политики) следующим образом: «Производствовысококачественной продукции современными методами, отвечающими требованияммеждународных экологических стандартов, при условии поддержания целостностиуникальных лесных и водно-болотных комплексов Рязанской Мещеры».
Руководствоакционерного общества считает, что развитие системы экологического менеджментасоздает дополнительные возможности для повышения качества продукции и гарантиисоблюдения предприятием требований к качеству, что особенно важно дляпроизводителей продукции медицинского назначения. ОАО ВАТИЗ поддерживает такжедеятельность общественной экологической организации — Центра экологическогопросвещения «Пра» и исследовательские работы в области экологическогомониторинга на территории национального парка.
Пионерныйопыт Акционерных обществ «Символ» и ВАТИЗ учтен при разработкеПоложения «О режиме пользования земель, включенных в границы национальныхпарков без изъятия из хозяйственной деятельности» (к настоящему времениПоложения приняты для национальных парков «Мещера» и «Русскийсевер»).
Безусловно,понятия экологической культуры вообще и промышленной экологической культуры(экологической культуры предпринимательства, цивилизованногопредпринимательтва) в частности являются достаточно сложными. Одним из наиболеехарактерных проявлений экологической культуры промышленного производства случитэкологический менеджмент. Вернувшись к описанию миссии национальных парков,хотелось бы еще раз отметить просветительские, научные и культурные целисоздания таких объектов. В самом широком смысле культура понимается каксовокупность достижений человеческого общества в производственной, общественнойи духовной жизни [22]. И если в национальных парках Великобритании историческиепроизводства охраняются как объекты культурного наследия, то в РоссийскойФедерации есть огромный потенциал для создания подобной практики.
Вближайшее время Эколайн и ECOLOGIA открывают дискуссию в международной сетиИнтернет по проблемам развития экологически эффективного бизнеса. На сегодняметодический центр Эколайн  и специальная страница, поддерживаемаямеждународной организацией ECOLOGIA, содержат сведения о ходе обсуждениястандартов серии ISO 14000, методические разработки, статьи по экологическомуаудированию и менеджменту. Растет число заинтересованных предпринимателей,представителей природоохранительных органов и общественных организаций,расширяется география дискуссии и пилотных проектов, доступнее становятсясведения о зарубежных компаниях-экологических лидерах и, тем самым, развиваютсяусловия для создания экологически эффективного бизнеса в Российской Федерации.
Литература
1.           Государственный доклад «Осостоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997году»/Зеленый мир, 25-27, 1998.
2.           Макаров С.В. Экологическиймониторинг/Современные инструменты экологического регулирования. — М: Эколайн,1998.
3.           Agenda 21 (1992). Earth Summit 92.United Nations' Conference on Development and the Environment, Rio de Janeiro.
4.           Croner's Environmental Management(1993). Croner's Publications. Kingston-upon-Thames.
5.           British Standard for EnvironmentalManagement Systems BS 7750 (1992). British Standard Institute.
6.           Bregman, J.I., Kelley, C.,Melchor, J.R. (1996). The environmental compliance handbook.
7.           ISO 14050. Environmentalmanagement — Vocabulary (1996). ISO/TC/207SC 6.
8.           The eco-management and auditscheme: a practical guide/ by Ruth Hillary (1993). Technical CommunicationsPublishing.
9.           EC's 5th Action Programme: TowardsSustainability (1993-2000).
10.         ISO 14001 Environmental managementsystems — Specification with guidance for use
ISO 14004 Environmentalmanagement systems — General quidelines on principles, sysems and supportingtechniques
ISO 14010 Guidelines forenvironmental auditing — General principles
ISO 14011 Guidelines forenvironmental auditing — Audit procedures — Auditing of environmentalmanagement systems
ISO 14012 Guidelines forEnvironmental Auditing — Qualification criteria for environmental auditors
11.         ISO 14050 Environmental management- Vocabulary
12.         Охрана окружающей природной среды:Постатейный комментарий к Закону России. — М.: Республика, 1993.
13.         ГОСТ Р ИСО 14001. Системаупрвления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию
14.         Gribbin, J. (1981) LeadershipStrategies for Organisations. New-York.
15.         Резолюция дискуссии за круглымстолом «Международный опыт развития экологически эффективногобизнеса», организованной в рамках международной конференции«Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития России»(Москва, 1998).
16.         International EnvironmentalSystems, 1998, volume 5, # 6.
17.         Государственный доклад «Осостоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997году»/Зеленый мир, 25-27, 1998.
18.         Закон Российской Федерации«Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год).
19.         Закон Российской Федерации«Об экологической экспертизе» (1995 год).
20.         Shafer, C.L. (1990). Naturereserves and National Parks. Smithsonian Institution Press. London.
21.         ISO 14020. Environmentallabelling.
22.         Словарь русского языка: в 4-хт./Под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1985-1988. Т.2. 1986./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О работе педагогического коллектива УПК «Бакштовский д/с - СШ» по профилактике семейного неблагополучия
Реферат 1 в ХVII в. Территории, входившие в состав Русского
Реферат Об особенностях проведения камеральных проверок
Реферат Умови безпечного перебування на льоду
Реферат Управління оборотним капіталом 2
Реферат Конституция - основной закон государства и общества. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г.
Реферат Управління трудовими ресурсами 2
Реферат Фінансові потоки 2
Реферат «Гипертензивные состояния при беременности» (1999-2007 гг.)
Реферат Фінансове планування на підприємствах 2
Реферат УТИЛІЗАЦІЯ ТА ЗНЕШКОДЖЕННЯ ВІДХОДІВ
Реферат Уточнення алгоритму обчислення виразу
Реферат Windows 95 The O S Of The Future
Реферат Фізичні причини виділення діапазону НВЧ
Реферат Ташкентский областной комитет КП Узбекистана