План Введение Краткие биографические сведения о Философе. Основные положения философской концепции: - понимание бытия; - гносеологическая позиция; - социальная философия; - понимание сущности человека. Оценка концепции рассматриваемого философа. Заключение Литература Введение Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней
Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на
этих доминантах античной культуры. Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода -
позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Краткие биографические сведения Демокрит - Материалист, человек энциклопедических знаний. Работал во всех направлениях: в этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки. Он создал учение об атоме. Атом – «неделимый», от греческого или целостная натура.
Атом не возникает и не гибнет, не подвергается изменениям из вне, а превращается в геометрическое тело, без физических свойств. Он вечен. Считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом отличается формой, порядком следования, положением в пространстве, величиной и весом. Бесконечное многообразие атома. Представлял, что атом – маленькие фигурки, статуэтки, не видимые и не ощущаемые человеком. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких.
После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление – высшие формы атома, хотя носит телесный характер, основанный на ощущениях. В этике он считал, высшим блаженством видеть все освобожденным от чувственного и случайного. Историческое развитие, как прогресс, и является обязательной потребностью людей. В те времена, когда город Абдеры во Фракии, нуждавшийся в сильном союзнике, примкнул к персам, там
родился будущий великий философ Демокрит. Но вскоре персидский царь потерпел поражение от греков и бежал в Абдеры, где нашел спасение. Радужный приём и приятное пребывание в городе персидского царя обеспечили местные богачи вопреки воле народа, который не желал союза с персами. Древние историки философии Филосрат и Диоген Лаэртский свидетельствуют, что среди знати, принимавшей Ксеркса, был и отец Демокрита. Желая вознаградить гостеприимных абдеритов,
Ксеркс оставил в некоторых семьях несколько персидских жрецов-магов как учителей и наставников для детей. В том числе и семья Демокрита. Таким образом, восточная мудрость была первым, что постиг Демокрит. Решающее же влияние на формирование идей. Демокрита оказали не восточные мудрецы, а прибывший из Милета в Абдеры Левкипп, верным учеником, которого и стал
Демокрит. Сведения о Левкиппе довольно скупы. Некоторые учёные даже ставят его существование под сомнение, но многие факты свидетельствуют об обратном. Левкипп учился у элейцев, что отразилось на его ученике, впитавшем многие взгляды этой западно-греческой школы. Левкипп, искренне ненавидевший персов, которые покорили его родной город и зверски подавили восстание в нём, привил своему ученику свободолюбие. Ряд авторов считает что, первым слушателем и учеником
Демокрита был Протагор. Протагор был беден и работал носильщиком. Случайно он повстречал Демокрита, который, определив, что у него есть ряд способностей, со словами “…ты можешь совершить вместе со мной более значительные и лучшие дела!”, взял Протагора в ученики. Однако мы не имеем прямых свидетельств того, что Протагор был учеником Демокрита, но тот факт, что Протагор многое заимствовал у
Демокрита не вызывает сомнения. Возможно, они вместе слушали лекции Левкиппа. Для всех рассказов о Демокрите и его учениках характерны две детали: уважение к труду и атеизм. Известен случай, когда Демокрит, видя способности раба, выкупил его и сделал своим учеником. В начале Пелопоннесской войной Демокрит посетил Афины, где он использовал “каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости…”. Это вызвало у Цицерона, несмотря на его пренебрежение к материалистической
философии, уважение к Демокриту из Абдер. Учение Демокрита нашло много последователей. Младший софист Антифонт сумел переработать взгляды Демокрита в софистическом духе. Другими последователями Демокрита были абдериты Анаксарх, Гекатей Абдерский, Бион, а также выходцы из других городов – Несса и
Метродор из Хиоса, Аполлодор Кизикенский и Навсифан Теосский. Все эти ученики часто развивали отдельную сторону учения Демокрита, в целом не соглашаясь с его взглядами. Истинными же продолжателями учения Демокрита были Эпикур. Около 1 в. н. э. был написан роман в форме переписки между Гиппократом и абдеритами и между Гиппократом и Демокритом.
В основе романа лежат реальные факты, но в нём есть и доля вымысла. В романе рассказывается о том, как абдериты призвали великого врача Гиппократа для того, чтобы он вылечил якобы обезумевшего Демокрита. Приехав в Абдеры, Гиппократ увидел Демокрита и понял, что тот вовсе не безумен, а всего лишь погружён в научные исследования. Между двумя учёными состоялась беседа на тему социальных противоречий
и роли человека в мире. После этой встречи Гиппократ и Демокрит переписывались, обмениваясь в своих письмах своими научными исследованиями. Согласно некоторым источникам Демокрит прожил более 100 лет. Под конец жизни он потерял зрение, что позволило ему углубиться в исследование истины. Существует даже легенда о том, что Демокрит сам лишил себя зрения.
Когда Демокрит почувствовал, что он уже совсем немощен, он, подобно Анаксагору, добровольно ушёл из жизни. Демокрит оставил огромное наследие. Его труды охватывают все области науки и философии, известные тогда. Однако практически все его произведения погибли. До нас дошли лишь их фрагменты, цитируемые древними авторами и другие свидетельства. Основными произведениями
Демокрита были “Большой мирострой” и “Малый мирострой”. Также он написал более50 трактатов и 9 книг причин. Основные положения философской концепции: - понимание бытия; Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую,
далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно. Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма.
На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется
необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью. Все, что существует это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца;
последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут
иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится ни в что, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную
комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины"
(Левкипп). Таким образом, разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много.
А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто. Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом
- и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные,
даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.
Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытии" - атомов, которые трактует материалистически. Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные
только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя, их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.
Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты
"не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно. Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению
Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров. - гносеологическая позиция; Задача научного познания, согласно Демокриту, чтобы наблюдаемые явления свести к области "истинного сущего" и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики.
Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом: "Демокрит е только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим естествоиспытателем". Содержание исходных философских принципов и гносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита: а) В познании исходить от единичного; б)
Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов анализ) и объяснимы исходя из них (синтез); в) Различать существование "по истине" и "согласно мнению"; г) Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности. Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следовать непосредственно
за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и их первичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, но выступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая, что число должно выступать не законодателем
при-роды, а извлекаться из нее. Математическая закономерность выявляется Демокритомиз явлений действительности, и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные начала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени как математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное место в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однако включение математики в основание мировоззренческой системы потребовало
ее перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. Созданная таким образом концепция математики, называемая концепцией математического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих. - социальная философия; Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего развития философской мысли.
Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Атомы это носители множественности, а пустота-это воплощение единства. Пустота безгранична, атом же имеет определённую форму и размер. Атом не воспринимается чувственно и внешне похож на пылинки, носящиеся в воздухе, только гораздо меньше.
Число атомов и их конфигураций бесконечно. Атомы находятся в постоянном движении, что является основой мирообразования. Вечное движение заключается в постоянном сталкивании, отталкивании, сцеплении, расщеплении, падении атомов. Движение это вызвано вихрем. Движение это вызвано первоначальным вихрем. Теория атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем
Джордано Бруно. Однако она явилась лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров. Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на различных стадиях развития. Все во Вселенной, по мнению Демокрита, происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал бесконечную цепь причинно-следственных связей.
А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца. Образование и нашего мира было обусловлено необходимостью. Разнообразие его было обусловлено разнообразием атомов и их сочетаний. Они образовали 0первичные вещества: огонь, воду, землю, воздух. Вода и земля-это смесь элементов, из которой могут получаться любые другие элементы, в том числе живые.
Атомы огня непосредственно связаны с движением. При быстром движении атомы раскаляются, то есть принимают в себя атомы огня. И наоборот, быстродвижущиеся атомы огня сообщают движение другим атомам. Движение атомов огня у Демокрита составляет сущность жизни, ума и психики человека. Атомы огня составляют разум, а значит, и душу человека. Всё живое на Земле возникло из неживой материи. По мнению
Демокрита, от солнечных лучей поверхность ещё полужидкой Земли вздулась. “Некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей…”. В этих пузырях, вследствие нагревания и возникли живые организмы. Когда пузыри увеличились до подобающих размеров, они лопнули и появились животные. Те животные, в которых преобладали атомы огня, стали птицами, те же, в ком было больше землистых веществ,
стали сухопутными, животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Прямо из земли появились деревья и травы. Когда же земля засохла, она перестала рождать крупных животных, которые стали уже “рождаться от взаимного смешения”. - понимание сущности человека. Демокрит считал, что человек-продукт природы. Земля, насыщенная влагой и атомами огня, породила всё живое, в том числе и человека. Внутренности человека формировались из необходимости.
Примечательно, что Демокрит не разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и животных состоят из одной и той же материи. О движущихся в лучах солнца пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания.
Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость.
Человек для Демокрита-это не только душа и тело, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений.
Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения.
По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека.
Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.). Они существуют “во мнении”.
Один из первых в Древней Греции Демокрит создал логическое учение. Суть логического учения Демокрита заключается в том, что критериями истины являются “совершенное ощущение”, “совершенный разум”, чувственная практика. Выступая против чистого дедуктивного метода, Демокрит стал основоположником индуктивной логики. Демокрит разделял всё живое на то, что существует по необходимости, на то, что возможно и на то, что
в равной степени существует или не существует (например, человек уезжает или не уезжает). Применяя метод разделения сложного на более простые компоненты, Демокрит выделял элементы мышления. Такие как, чувственное восприятие и суждения. Часто Демокрит пользовался и методом аналогии. Оценка концепции философа. Произведения Демокрита, содержащие энциклопедические знания, оказали огромное влияние на современников
философа из Абдер и особенно на последующие поколения. Примерно между 3 и 5 в.в. н. э. Подлинные произведения Демокрита исчезли. О нём мы узнали из свидетельств Платона, Аристотеля, Лукреция, Цицерона. Почти все другие упоминания времён античности о Демокрите трактуют его учение с точки зрения идеализма и защиты религии, что приводило к искажению истинных
мыслей философа. В эпоху раннего феодализма научные и философские идеи античности получили распространение на востоке. В эпоху Возрождения учение Демокрита также актуально. Оно дало толчок учению Джордано Бруно о “минимуме”. Поднимающаяся буржуазия Нового времени, отрицая авторитет церкви, возрождает атомистику Демокрита. Учение Демокрита получило распространение и в
России. М.Ломоносов был знатоком Демокрита. Карл Маркс защитил докторскую диссертацию, в которой чётко определил различие философии Эпикура от философии Демокрита. Однако всегда существовало немало противников материалистического и атеистическогого учения Демокрита. Это привело к тому, что часто взгляды древнего философа либо умалчивались, либо искажались. Атомистика Демокрита является революционным учением античности.
Она отвечает на вопросы, на которые другие теории не давали однозначного ответа, и явилась апогеем умственного движения античности. Заключение Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.
Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью
в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля. В итоге, можно отметить, что особенностью античной философии в аспекте ее зависимости от культуры является тот факт, что, и сама культура античной эпохи во многом была конституирована философским пониманием мира, в споре с которым культура зачастую изменяла направление своего развития. Феномен античности - это непредсказуемый синтез множества явлений и процессов, в том числе, и не имеющих
обычно важного значения для судеб культуры, но в силу особенностей той эпохи, сказавшихся непредсказуемо сильно, порой, роковым образом. Тем самым, мы не можем точно вычислить фактор взаимоопределения философии и культуры, поскольку данные об отношениях философии и культуры, накопленные в истории, мы просто не имеем оснований применить к античности, так как второй такой эпохи, когда философия впервые рождалась, причудливо сплетаясь с культурой, просто нет. В этом смысле, можно считать, что отношения философии
и культуры в ту эпоху так и останутся интимными. Литература 1.Лекции по античной философии, Мамардашвили М.К М 1997. 2.Как я понимаю философию, Мамардашвили М.К 2-е изд. М 1992. 3.История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М 1996. 4.Бертран Рассел, История западной философии:
В 2 томах, Том 1, М 1993. 5.Исаев А.А Философия: Учебное пособие Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997. 6.Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, М 1994.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |