Трофическая структура экосистем и ее составляющие:продуценты, консументы, детритофаги, редуцентыВажнейший вид взаимоотношений между организмамив биоценозе, фактически формирующими его структуру, – это пищевые связи хищникаи жертвы: одни – поедающие, другие – поедаемые. При этом все организмы, живые имертвые, являются пищей для других организмов: заяц ест траву, лиса и волкохотятся на зайцев, хищные птицы (ястребы, орлы и т.п.) способны утащить исъесть как лисенка, так и волчонка. Погибшие растения, зайцы, лисы, волки,птицы становятся пищей для детритофагов (редуцентов или иначе деструкторов).
Пищевая цепь –это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает илиразлагает другой. Она представляет собой путь движущегося через живые организмыоднонаправленного потока поглощенной при фотосинтезе малой частивысокоэффективной солнечной энергии, поступившей на Землю. В конечном итоге этацепь возвращается в окружающую природную среду в виде низкоэффективной тепловойэнергии. По ней также движутся питательные вещества от продуцентов кконсументам и далее к редуцентам, а затем обратно к продуцентам.
Каждое звенопищевой цепи называют трофическим уровнем. Первый трофический уровень занимаютавтотрофы, иначе именуемые первичными продуцентами. Организмы второготрофического уровня называют первичными консументами, третьего – вторичнымиконсументами и т.д. Обычно бывают четыре или пять трофических уровней и редкоболее шести (рис. 1)[1].
Существуютдва главных типа пищевых цепей – пастбищные (или «выедания») и детритные (или«разложения»).
/>
Рис. 1.Пищевые цепи биоценоза по Н.Ф. Реймерсу: обобщенная (а) и реальная (б)
Стрелками нарисунке 1 показано направление перемещения энергии, а цифрами – относительноеколичество энергии, приходящей на трофический уровень.
В пастбищныхпищевых цепях первый трофический уровень занимают зеленые растения, второй – пастбищныеживотные (термин «пастбищные» охватывает все организмы, питающиеся растениями),а третий – хищники. Так, пастбищными пищевыми цепями являются:
РАСТИТЕЛЬНЫЙМАТЕРИАЛ (например, нектар) => МУХА => ПАУК =>
=>ЗЕМЛЕРОЙКА => СОВА
СОК РОЗОВОГОКУСТА => ТЛЯ => БОЖЬЯ КОРОВКА => ПАУК =>
=>НАСЕКОМОЯДНАЯ ПТИЦА => ХИЩНАЯ ПТИЦА.
Детритнаяпищевая цепь начинается с детрита по схеме:
ДЕТРИТ->ДЕТРИТОФАГ -> ХИЩНИК
Характернымидетритными пищевыми цепями являются:
ЛИСТОВАЯПОДСТИЛКА ЛЕСА => ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ => ЧЕРНЫЙ ДРОЗД =>
=>ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК
МЕРТВОЕЖИВОТНОЕ => ЛИЧИНКИ ПАДАЛЬНОЙ МУХИ => ТРАВЯНАЯ ЛЯГУШКА => ОБЫКНОВЕННЫЙУЖ.
Концепцияпищевых цепей позволяет в дальнейшем проследить круговорот химических элементовв природе, хотя простые пищевые цепи, подобные изображенным ранее, где каждыйорганизм представлен как питающийся организмами только какого-то одного типа, вприроде встречаются редко.
Реальныепищевые связи намного сложнее, ибо животное может питаться организмами разныхтипов, входящих в одну и ту же пищевую цепь или в различные цепи, что особеннохарактерно для хищников (консументов) высших трофических уровней. Связь междупастбищной и детритной пищевыми цепями иллюстрирует предложенная Ю. Одумоммодель потока энергии (рис. 2)[2].
Всеядныеживотные (в частности, человек) питаются и консументами, и продуцентами. Такимобразом, в природе пищевые цепи переплетаются, образуют пищевые (трофические)сети.
/>
Рис. 2.Схема пастбищной и детритнои пищевых цепей (по Ю. Одуму)
ПравилоЛиндемана (10%)
Сквознойпоток энергии, проходя через трофические уровни биоценоза, постепенно гасится.В 1942 г. Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий, или закон(правило) 10%, согласно которому с одного трофического уровня экологическойпирамиды переходит на другой, более высокий ее уровень (по «лестнице»:продуцент – консумент – редуцент) в среднем около 10% поступившей на предыдущийуровень экологической пирамиды энергии. Обратный поток, связанный спотреблением веществ и продуцируемой верхним уровнем экологической пирамидыэнергии более низкими ее уровнями, например, от животных к растениям, намногослабее – не более 0,5% (даже 0,25%) от общего ее потока, и потому говорить округовороте энергии в биоценозе не приходится.
Если энергияпри переходе на более высокий уровень экологической пирамиды десятикратнотеряется, то накопление ряда веществ, в том числе токсичных и радиоактивных, впримерно такой же пропорции увеличивается. Этот факт фиксирован в правилебиологического усиления. Оно справедливо для всех ценозов. В водных биоценозахнакопление многих токсичных веществ, в том числе хлорорганических пестицидов,коррелирует с массой жиров (липидов), т.е. явно имеет энергетическую подоснову.
Экологические пирамидыДля наглядности представления взаимоотношениймежду организмами различных видов в биоценозе принято использоватьэкологические пирамиды, различая пирамиды численности, биомасс и энергии.
Средиэкологических пирамид наиболее известными и часто используемыми являются:
§ Пирамида численности
§ Пирамида биомасс
§ Пирамида энергий
Далее,рассмотрим кратко каждую из перечисленных пирамид.
Пирамидачисленности. Для построения пирамиды численности подсчитывают число организмовна некоторой территории, группируя их по трофическим уровням:
§ продуценты – зеленыерастения;
§ первичные консументы – травоядныеживотные;
§ вторичные консументы – плотоядныеживотные;
§ третичные консументы – плотоядныеживотные;
§ га-е консументы («конечныехищники») – плотоядные животные;
§ редуценты – деструкторы.
Консументывторого, третьего и более высоких порядков могут быть хищниками (охотиться,схватывая и убивая жертву),могут питаться падалью или быть паразитами.
В последнемслучае они по величине меньше своих хозяев, в результате чего пищевые цепипаразитов необычны по ряду параметров. В типичных пищевых цепях хищниковплотоядные животные становятся крупнее на каждом трофическом уровне.
Каждыйуровень изображается условно в виде прямоугольника, длина или площадь которогосоответствуют численному значению количества особей. Расположив этипрямоугольники в соподчиненной последовательности, получают экологическуюпирамиду численности (рис. 3), основной принцип построения которой впервыесформулировал американский эколог Ч. Элтон[3].
/>
Рис. 3.Экологическая пирамида численности для луга, поросшего злаками: цифры – числоособей
Данные дляпирамид численности получают достаточно легко путем прямого сбора образцов,однако существуют и некоторые трудности:
§ продуценты сильноразличаются по размерам, хотя один экземпляр злака или водоросли имеетодинаковый статус с одним деревом. Это порой нарушает правильную пирамидальнуюформу, иногда давая даже перевернутые пирамиды (рис. 4)[4];
/>
Рис. 4.Нарушенная (а) и перевернутая (б) пирамиды численности
§ диапазон численностиразличных видов настолько широк, что при графическом изображении затрудняетсоблюдение масштаба, однако в таких случаях можно использовать логарифмическуюшкалу.
Пирамидабиомасс. Экологическую пирамиду биомасс строят аналогично пирамидечисленности. Ее основное значение состоит в том, чтобы показывать количествоживого вещества (биомассу – суммарную массу организмов) на каждом трофическомуровне. Это позволяет избежать неудобств, характерных для пирамид численности.В этом случае размер прямоугольников пропорционален массе живого веществасоответствующего уровня, отнесенной к единице площади или объема (рис. 5,а, б)[5]. Термин«пирамида биомасс» возник в связи с тем, что в абсолютном большинстве случаевмасса первичных консументов, живущих за счет продуцентов, значительно меньше массы этихпродуцентов, а масса вторичных консументов значительно меньше массы первичныхконсументов. Биомассу деструкторов принято показывать отдельно.
/>
Рис. 5.Пирамиды биомасс биоценозов кораллового рифа (а) и пролива Ла-Манш (б): цифры –биомасса в граммах сухого вещества, приходящегося на 1 м2
При отбореобразцов определяют биомассу на корню или урожай на корню (т.е. в данный моментвремени), которая не содержит никакой информации о скорости образования илипотребления биомассы.
Скоростьсоздания органического вещества не определяет его суммарные запасы, т.е. общуюбиомассу всех организмов каждого трофического уровня. Поэтому при дальнейшеманализе могут возникнуть ошибки, если не учитывать следующее:
• во-первых,при равенстве скорости потребления биомассы (потеря из-за поедания) и скоростиее образования урожай на корню не свидетельствует о продуктивности, т.е. околичестве энергии и вещества, переходящих с одного трофического уровня надругой, более высокий, за некоторый период времени (например, за год). Так, наплодородном, интенсивно используемом пастбище урожай трав на корню может бытьниже, а продуктивность выше, чем на менее плодородном, но мало используемом длявыпаса;
• во-вторых,продуцентам небольших размеров, например водорослям, свойственна высокаяскорость роста и размножения, уравновешиваемая интенсивным потреблением их впищу другими организмами и естественной гибелью. Поэтому продуктивность ихможет быть не меньше чем у крупных продуцентов (например, деревьев), хотя накорню биомасса может быть мала. Иными словами, фитопланктон с такой жепродуктивностью, как у дерева, будет иметь намного меньшую биомассу, хотя могбы поддерживать жизнь животных такой же массы.
Одним изследствий описанного являются «перевернутые пирамиды» (рис. 3, б).Зоопланктон биоценозов озер и морей чаще всего обладает большей биомассой, чемего пища – фитопланктон, однако скорость размножения зеленых водорослейнастолько велика, что в течение суток они восстанавливают всю съеденнуюзоопланктоном биомассу. Тем не менее в определенные периоды года (во времявесеннего цветения) наблюдают обычное соотношение их биомасс (рис. 6)[6].
/>
Рис. 6.Сезонные изменения в пирамидах биомассы озера (на примере одного из озерИталии): цифры – биомасса в граммах сухого вещества, приходящегося на 1 м3
Кажущихсяаномалий лишены пирамиды энергий, рассматриваемые далее.
Пирамидаэнергий.Самым фундаментальным способом отражения связей междуорганизмами разных трофических уровней и функциональной организации биоценозовявляется пирамида энергий, в которой размер прямоугольников пропорционаленэнергетическому эквиваленту в единицу времени, т.е. количеству энергии (наединицу площади или объема), прошедшей через определенный трофический уровеньза принятый период (рис. 7)[7]. К основаниюпирамиды энергии можно обоснованно добавить снизу еще один прямоугольник,отражающий поступление энергии Солнца.
Пирамидаэнергий отражает динамику прохождения массы пищи через пищевую (трофическую)цепь, что принципиально отличает ее от пирамид численности и биомасс,отражающих статику системы (количество организмов в данный момент). На формуэтой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей.Если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид(в виде пирамиды вершиной вверх), согласно второму закону термодинамики.
/>
Рис. 7.Пирамида энергии: цифры – количество энергии, кДж • м-2 •r-1
Пирамидыэнергий позволяют не только сравнивать различные биоценозы, но и выявлятьотносительную значимость популяций в пределах одного сообщества. Они являютсянаиболее полезными из трех типов экологических пирамид, однако получить данныедля их построения труднее всего.
Одним изнаиболее удачных и наглядных примеров классических экологических пирамид служатпирамиды, изображенные на рис. 8[8]. Онииллюстрируют условный биоценоз, предложенный американским экологом Ю. Одумом.«Биоценоз» состоит из мальчика, питающегося только телятиной, и телят, которыеедят исключительно люцерну.
/>
Рис. 8.Экологические пирамиды (по Ю. Одуму). Без соблюдения масштаба Правило 1%[9]. ТочкиПастера, как и закон пирамиды энергий Р. Линдемана, дали повод дляформулировки правил одного и десяти процентов. Конечно, 1 и 10 – числаприближенные: около 1 и примерно 10.
«Магическоечисло» 1% возникает из соотношения возможностей потребления энергии и «мощностей»,необходимых для стабилизации среды. Для биосферы доля возможного потребленияобщей первичной продукции не превышает 1% (что следует и из закона Р. Линдемана:около 1% чистой первичной продукции в энергетическом выражении потребляютпозвоночные животные как консументы высших порядков, около 10% – беспозвоночныекак консументы низших порядков и оставшуюся часть – бактерии игрибы-сапрофаги). Как только человечество на грани прошлого и нашего вековстало использовать большее количество продукции биосферы (сейчас не менее 10%),так перестал удовлетворяться принцип Ле Шателье – Брауна (видимо, примерно свеличины 0,5% от общей энергетики биосферы): растительность не давала приростабиомассы в соответствии с увеличением концентрации СО2 и т.д.(прирост количества связанного растениями углерода наблюдался лишь в прошломвеке).
Эмпирическипорог потребления 5 – 10% от суммы вещества, приводящий с переходом через негок заметным изменениям в системах природы, достаточно признан. Принят он главнымобразом на эмпирико-интуитивном уровне, без различения форм и характерауправления в этих системах. Ориентировочно можно разделить намечающиесяпереходы для природных систем с организменным и консорционным типом управленияс одной стороны, и популяционных систем с другой. Для первых интересующие насвеличины – порог выхода из стационарного состояния до 1% от потока энергии («нормы»потребления) и порог саморазрушения – около 10% от этой «нормы». Дляпопуляционных систем превышение в среднем 10% объема изъятия приводит к выходуэтих систем из стационарного состояния.
Разложение живого веществаРазложение есть результат биотических(связанных с деятельностью живых организмов), так и абиотических(непосредственно с жизнью несвязанных) процессов. Типичным абиотическимпроцессом разложения биоорганики является пожар. Пожар – это важный, а иногда инеобходимый процесс в экосистемах, где организмы-деструкторы не успеваютвозвращать вещество в круговорот жизни. Например, сильные (верховые) лесныепожары оставляют после себя удобренную почву, на которой через сравнительнокороткое время разовьется более молодой лес. К абиотическим деструкторам можноотнести также процессы замораживания и оттаивания, трение об воду и т.п.
Однакоглавную роль в процессах разложения играют живые существа. Все консументы,начиная с фитофагов и кончая сапротрофами, участвуют в процессе измельчения ипереваривания пищи. То есть процесс разложения происходит в основном благодаряпреобразованию энергии внутри организмов и передаче ее от одного организма кдругому вдоль пищевой цепи. Этот процесс необходим для жизни, и в случае егопрекращения вскоре все биогенные элементы оказались бы сосредоточенными вмертвых остатках, после чего жизнь прекратилась бы. В природе процесс разрушенияпримерно уравновешивает первичную продуктивность.
Основнуюработу в процессах распада биоорганики выполняют сапротрофы, в основном грибы ибактерии. Однако присутствие животных, особенно мелких (короеды, улитки,жуки-могильщики и т.п.) существенно ускоряет процесс разложения. Напримерживотные-детритофаги не могут переварить целлюлозу, но они способны измельчитьее, увеличивая площадь, доступную для воздействия микроорганизмов. Кроме того,они выводят в среду белки, стимулирующие рост и активность микроорганизмов.Одновременно они выедают часть бактерий и грибов, то есть участвуют врегулировании всего детритного комплекса. Процесс разложения довольно сложен идетально отлажен (так и хочется сказать «продуман»). Ни один вид сапротрофов неможет самостоятельно осуществить разложение отмерших остатков. Полноеразрушение осуществляется целым комплексом разрушителей, которыепоследовательно сменяют друг друга, подготавливая среду друг для друга.
В процессеразложения можно выделить три стадии[10]:
1) размельчение детрита,сопровождающееся высвобождением растворимого органического вещества;
2) сравнительно быстроеобразование гумуса и высвобождение сапротрофами дополнительного количества растворимыхорганических веществ:
3) более медленнаяминерализация гумуса.
Гумус схимической точки зрения представляет собой комплекс продуктов конденсацииароматических соединений (фенолов) с продуктами распада белков и полисахаридов.Детрит (продукты распада отмершей органики), гумус и другой органическийматериал играют важную роль при образовании почв. Они придают почве структуру,благоприятную для роста растений, облегчают усвоение растениями питательныхвеществ.
Минерализацияорганических веществ, в результате чего растения снабжаются минеральным сырьем,является не единственной функцией сапротрофов. Как уже говорилось, они могутслужить пищей для некоторых животных (например, грибы, собираемые нами в лесу).Кроме того, грибы и микробы, несмотря на то, что мы считаем их примитивными,быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям, обеспечивают «тонкую настройку»,поддерживающую стабильность экосистемы. Они выделяют в окружающую средунекоторые вещества (энзимы), оказывающие управляющее действие на всю экосистему,стимулируя или подавляя (ингибируя) активность отдельных подсистем. Это впервую очередь «наружные гормоны» или «гормоны среды», например пенициллин,выделяемый плесневым грибом, подавляющий деятельность бактерий, а также разногорода витамины, стимулирующие их рост. Таким образом, благодаря сапротрофам,почва, как и живая ткань, обладает богатым набором ферментов и проявляеткаталитическую активность. В ней протекают сложнейшие процессы обмена веществ иэнергии, идет непрерывное производство определенных органических веществ ипереход сложных соединений в более простые, доступные растениям. В почве, как влюбом живом организме, все сложнейшие процессы происходят с явными признакамиупорядоченности. Все это позволяет рассматривать почву со всеми населяющими еемикро- и макроорганизмами, как единое биологическое тело, то есть живоесущество.
Для биосферыважное значение имеет некоторое отставание разложения продукции автотрофногоуровня от процессов ее создания, благодаря чему стабилизируется круговоротбиогенных веществ и состав атмосферы (соотношение СО2 и О2),а также происходит накопление горючих ископаемых. Поэтому крайнюю озабоченностьвызывает деятельность людей, которые ускоряют процессы разложения сжигаягорючие ископаемые, разрушая структуру почвы, уничтожая леса. В результатеколичество углекислого газа в атмосфере неуклонно возрастает, что заставляетнас беспокоиться по поводу грозящего планете потепления. В отличие от колебанийсредней температуры планеты в прошлые эпохи, это потепление развиваетсястремительными темпами. Мы уже подняли среднюю температуру планеты где-то на 2градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. Еще на 2 градуса вышетемпература будет уже в 2050 году, если к тому времени цивилизация еще будетсуществовать в современном виде. Этот процесс рушит многие механизмыустойчивости экосистем. Невооруженным глазом видно, как природа уступаетстремительному натиску человека. Сможем ли мы сами выжить в стерильном мире?Конечно же, нет. Жизнь процветает благодаря разнообразию и тесному переплетениюразличных форм.
Может быть,поэтому природа активизирует против нас мир сапротрофов, поражая нас все новымиболезнями. Ведь сапротрофы пожирают не только отмершие организмы, но иослабленные. А ослабление наших организмов вызвано тем образом жизни, которыйдисгармонирует с природой. Микроорганизмы очень динамичны и чувствительны кмалейшим изменениям среды, а может, и к изменениям биополя планеты, выполняяроль гормонов, управляющих всеми процессами в биосфере. В определенном смысле именноони являются «царями природы», корректируя численности популяциймакроорганизмов.Особо охраняемые природные территорииОсобо охраняемые природные территории (ООПТ)относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участкиземли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаютсяприродные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное,культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которыеизъяты решениями органов государственной власти полностью или частично изхозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
По имеющимсяоценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в миренасчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферныхзаповедников – к 350.
С учетомособенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учрежденийобычно различают следующие категории указанных территорий[11]:
§ государственные природныезаповедники, в том числе биосферные;
§ национальные парки;
§ природные парки;
§ государственные природныезаказники;
§ памятники природы;
§ дендрологические парки иботанические сады;
§ лечебно-оздоровительныеместности и курорты.
Первые двегруппы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость дляохраны природы нашей страны.
ПравительствоРоссийской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектовФедерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категорииООПТ.
В целяхзащиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нимучастках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны илиокруга с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
ООПТ могутиметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федеральногозначения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральныхорганов государственной власти. ООПТ регионального значения являютсясобственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органовгосударственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являютсясобственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местногосамоуправления.
ООПТнеоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. Виерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать отразрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные егоструктурные части[12].
Государственныеприродные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими иэколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучениеестественного хода природных процессов и явлений, генетического фондарастительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений иживотных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являютсяв России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы,имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.
На территориизаповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особоохраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное,эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды,типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительногои животного мира.
Земля, воды,недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников,предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральнымизаконами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания,сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются зазаповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иноепрекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаютсяв заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностьюизымаются из оборота.
Положение оконкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на тоПравительством Российской Федерации.
На территориизаповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедникаи режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данномзаповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях ихакклиматизации.
Натерриториях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленныена:
§ сохранение в естественномсостоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение измененийприродных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
§ поддержание условий,обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
§ предотвращение условий,способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населеннымпунктам;
§ осуществлениеэкологического мониторинга;
§ выполнениенаучно-исследовательских задач;
§ ведениеэколого-просветительской работы;
§ осуществлениеконтрольно-надзорных функций.
Сетьзаповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.
Всего вРоссийской Федерации к началу 1998 г. официально функционировали 98 государственныхприродных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерацииплощадью 32 935 874 га, в том числе площадь морской акватории – 6 473 173 га.Сухопутная с внутренними водоемами площадь заповедников составляет 26 462 701га.
На начало1999 г. в стране официально действовало 99 заповедников общей площадью 33152 082 га, в том числе морской акватории – 6 473 515 га. Сухопутная территориясоставила, соответственно, 26 678 567 га, что на 215 866 га, или на 0,8%превышает уровень предыдущего года.
К началу 2000 г.официальное количество государственных заповедников не изменилось. Общая ихофициальная площадь была на уровне 33 257 тыс. га, что составляет менее 1,6% отвсей территории Российской Федерации.
В результатерасширения площади ряда заповедников в 2000 г. их суммарная официальнаятерритория, по оценке, превысила 33,5 млн. га (Рис. 9).
/>
Рис. 9.Развитие заповедников в России
Заповедникирасположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10автономных округов.
В системеГоскомэкологии России к 1999 г. официально функционировали 93 заповедникаобщей площадью 32 740 823 га, в том числе морской акватории – 6 410 515 га. Сухопутнаяплощадь составляет здесь 26 330 308 га.
Вне системыГоскомэкологии России находились 6 заповедников, общая официально закрепленнаяплощадь, которых составляет 411 259 га, в том числе площадь морской акватории –около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:
§ 4 заповедника,находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурныхподразделений;
§ заповедник «Галичьягора», находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управленииВоронежского госуниверситета;
§ Южно-Уральскийзаповедник, находящийся в ведении Рослесхоза и непосредственном управленииМинлесхоза Республики Башкортостан.
§ Особый статус иназначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный вТверской области государственный комплекс «Завидово» Минобороны России, годобразования – 1929, общая фактическая площадь – 1254 км2.
В частности,в 1997 г. были созданы четыре новых госзаповедника, находившиеся в веденииГоскомэкологии России: «Бастак», Богдинско-Баскунчакский Болоньский, Ненецкий.Кроме того, была расширена площадь заповедника «Остров Врангеля» на 14,3 тыс.км2 за счет отнесения к ней 12-мильной зоны вокруг заповедныхостровов Врангеля и Геральд.
В феврале1998 г. был учрежден государственный природный заповедник «Норский» вАмурской области общей площадью 211 168 га. В 1998 г. была официальнорасширена территория Центрально-Черноземного государственного природногобиосферного заповедника им. В.В. Алехина и государственного природного заповедника«Чазы» в Республике Хакасия.
В 1999 г.работы в области заповедного дела были продолжены. В частности, в самом конце1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации был организовангосударственный природный заповедник «Тигирекский». Было принято решениесоздать на базе реорганизуемых государственных природных заповедников «МалыйАбакан» и «Чазы» новый заповедник «Хакасский» Госкомэкологии России. В целяхоптиматизации территорий государственных природных заповедников «Лес наВорскле» и Центрально-Черноземного распоряжением Правительства РоссийскойФедерации в марте 1999 г. участки Центрально-Черноземного заповедника,расположенные в Белгородской области, общей площадью 1003 га были переданы всостав заповедника «Лес на Ворскле», переименнованного этим же распоряжением взаповедник «Белогорье». Была расширена площадь Сихотэ-алинскогогосударственного природного биосферного заповедника, а также Лазовскогогосударственного природного заповедника им. Капланова.
В апреле 2000 г.площадь природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» (РеспубликаТыва) была увеличена на 283 558 га. Кроме того, правительством страны приняторешение по расширению территории государственного природного заповедника«Ханкайский» на 1300 га. Проводились также и другие работы в этом направлении.
На рубеже2000–2001 гг. Правительство Российской Федерации приняло официальноерешение об образовании еще одного государственного природного заповедника«Эрзи» в Республике Ингушетия. Заповедник находится в системе МПР России; всоответствии с правительственным решением ему отведено почти 6 тыс. га земель.
Системароссийских государственных природных заповедников имеет широкое признание вмире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферныхрезерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранениикультурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарскойконвенции, 4 – Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский – имеютдипломы Совета Европы.
Статусгосударственных природных биосферных заповедников имеют государственныеприродные заповедники, которые входят в международную систему соответствующихрезерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
К территориямбиосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологическогомониторинга, а также апробирования и внедрения методов рациональногоприродопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающихбиологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов,в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Конкретныйрежим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается всоответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, введении которых находятся биосферные заповедники.
Проектированиеи строительство объектов хозяйственной и иной деятельности во многих случаяхпроводится без положительного заключения государственной экологическойэкспертизы. Так, в настоящее время в нарушение законодательства РоссийскойФедерации активизировалась деятельность Правительства Республики Адыгея поосуществлению проекта строительства автодороги «Майкоп-Дагомыс» черезтерриторию Кавказского государственного биосферного заповедника.
Национальныепарки являются природоохранными, эколого-просветительскими инаучно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себяприродные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую иэстетическую ценность, и которые предназначены для использования вприродоохранных, просветительских, научных и культурных целях и длярегулируемого туризма.
Земля, воды,недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальныхпарков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренныхфедеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные нагосударственную охрану в установленном порядке, передаются в пользованиенациональным паркам только по согласованию с государственным органом охраныпамятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могутнаходиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель засчет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Этипарки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания,сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются занациональными парками на праве оперативного управления. Конкретный паркфункционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, введении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным нато государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающейприродной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона сограниченным режимом природопользования.
За рубежомнациональные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в СШАистория создания некоторых парков насчитывает более ста лет.
В РоссийскойФедерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явилисьновой для России формой территориальной охраны природы. Идея их созданиясвязана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурногонаследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории.Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природныекомплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же времянациональные парки предусматривают возможность посещения их большим количествомлюдей, ознакомления с природными и историко-культурнымидостопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.
Всего вРоссийской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальныхпарка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6тыс. га, а к началу 2000 г. – 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (Рис. 10).
/>
Рис. 10.Развитие сети национальных парков в России
Подавляющеебольшинство национальных парков находится в Европейской части РоссийскойФедерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составеРоссийской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парковнаходилось в непосредственном подчинении Федеральной службы лесного хозяйстваРоссии и один – в ведении Правительства Москвы.
В начале 1998 г.в системе Рослесхоза был создан новый национальный парк «Алания». Кроме того, введение Рослесхоза был передан Государственный природно-историческийнациональный парк «Переславский», ранее находившийся в ведении АдминистрацииЯрославской области.
В середине1999 г. было принято решение об образовании национального парка «Алханай»в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России на площади почти 140 тыс.га.
В марте 2000 г.постановлением Правительства Российской Федерации национальный природный парк «Лосиныйостров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения ипереименован в национальный парк «Лосиный остров».
Натерриториях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особойохраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходяиз указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональныеразличные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природныхзаповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственнаядеятельность должна согласовываться с администрацией парка.
Основнуючасть территории парков занимают земли, которые предоставляются им дляуправления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят вграницы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования.Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории,составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.
B настоящеевремя из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются земельныеучастки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель вряде парков исключительно высока.
Сегодняшняясеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин – таежныеи широколиственно-хвойные леса, широколиственные леса; степи; гор – темнохвойныегорные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а такжеболот.
Природныересурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природныекомплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видовсосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видовмлекопитающих. Национальный парк «Югыдва», который входит в четверку самыхкрупных природных резерватов России, включает наибольший массив старовозрастныхлесов в Европе и внесен в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Поймар. Оки и участок поймы р. Пры в пределах национального парка «Мещерский»внесены в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, иподпадают под действие Рамсарской Конвенции.
Особое местов системе национальных парков занимают те, в которых под охрану поставленымногочисленные памятники культуры и истории. Это «Русский Север», где находятсявсемирно известные Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, «Кенозерский»,где велика концентрация памятников деревянного русского зодчества, Переславскийприродно-исторический и др.
В парке «СамарскаяЛука» находится одно из крупнейших поселений Волжской Болгарии (IХ-ХIII вв.) – Муромскийгородок, в «Сочинском» – около 150 памятников каменного и бронзового веков, в «НижнейКаме» – свыше 80 археологических памятников, связанных со стоянками древнегочеловека. В национальном парке «Кенозерский» сосредоточены 12 деревянныхцерквей, 50 часовен, 18 памятников жилой архитектуры. В парке «Водлозерский»расположен уникальный памятник деревянного зодчества XVIII в. – Ильинскийпогост.
С учетомприродных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в нихмогут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:
§ заповедная, в пределахкоторой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационноеиспользование территории;
§ особо охраняемая, впределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов иобъектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;
§ познавательного туризма,предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления сдостопримечательными объектами парка;
§ рекреационная,предназначенная для отдыха;
§ охраныисторико-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для ихсохранения;
§ обслуживания посетителей,предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектовтуристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживанияпосетителей;
§ хозяйственногоназначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность,необходимая для обеспечения функционирования парка.
Соотношениеразмеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так,заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках «Приэльбрусье»(73%), «Югыдва» (64%), «Припышминские боры» (52%), «Забайкальский» (41%), «Куршскаякоса» (38%), «Сочинский» (37,5%), «Зюраткуль» (33%), наименьший – внациональных парках «Мещерский» (0,1%), «Русский Север» (1%), «Переславский»(2,5%), «Нижняя Кама» (7%), «Валдайский» (11%), «Шорский» (11,5%), «СмоленскоеПоозерье» (11,6%).
В пределахзаповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующийрежиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального паркамогут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительскойохоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парковосуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий варенду другим охотопользователям.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 23.04.94 №572-р рекомендовано натерриториях 6 республик, 3 краев, 16 областей, 3 автономных округоворганизовать несколько десятков новых национальных парков общей площадью свыше6 млн. га. В 1994–1997 гг. было создано 8 новых парков, в том числе в 1997 г.2 парка – «Нечкинский» (Удмуртская Республика) и «Угра» (Калужская обл.). Обеэти заповедные территории находились в ведении Федеральной службы лесногохозяйства России. В 1998 г. сюда добавился национальный парк «Алания»Рослесхоза, а в 1999 г. – «Алханай» того же ведомства.
Следует иметьв виду, что образование национальных парков в ряде случаев имеет неоднозначныйхарактер. В частности, развитие сети этих парков в Карелии в последнее времявступает в достаточно серьезные противоречия с функционированиемлесопромышленного комплекса – основы экономики региона. При этом, по рядуоценок, организация ООПТ здесь находится под воздействием зарубежныхнеправительственных организаций, в определенной мере преследующих национальныесоциально-экономические интересы.
В 1999 г.службой охраны парков было проведено 5228 коллективных рейдов, составлено 2462протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе: занарушение правил пожарной безопасности – 433, правил рыболовства – 624,незаконную охоту – 200, самовольную рубку – 433. У нарушителей режима изъято2070 орудий лова и охоты, в том числе 109 единиц огнестрельного оружия.
Следует такжеотметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205 млн.человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителейдействовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесныхприюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенныхмест отдыха. Общие сведения о правовом режиме особо охраняемых природныхтерриторий и объектовСистема законодательства об особо охраняемыхприродных территориях – многоуровневая категория[13].
В настоящиймомент правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемыхприродных территорий являются:
а) Конституция РоссийскойФедерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природныетерритории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации;
б) Федеральные законы «Обохране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,иные федеральные нормативные правовые акты;
в) законы и акты органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республикеБашкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодскойобластях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельныезаконы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие своюрегиональную специфику создания и наименования особо охраняемых природныхтерриторий регионального и местного значения.
Наряду супомянутыми в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях»категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы,Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органыместного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемыхприродных территорий.
Отношения,связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природныхтерриторий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, ЗакономРоссийской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации, Леснымкодексом Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире».
К правовымактам, регулирующим на федеральном уровне вопросы, связанные с особо охраняемыхприродных территорий, также относятся:
§ федеральный закон «Обохране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;
§ утвержденныепостановлением Правительства РФ Положение об округах санитарной игорно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортовфедерального значения от 7 декабря 1996 г.,
§ утвержденное приказомМинприроды Общее положение о государственных природных заказникахобщереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25января 1993 г.
Во исполнениефедерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» ПравительствоРоссийской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 «Опорядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природныхтерриторий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особоохраняемых природных территорий является официальным документом, которыйсодержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природныхтерриториях федерального, регионального и местного значения.
Имущественныеотношения в области организации и функционирования государственных природныхзаповедников, национальных парков и других особо охраняемых природныхтерриторий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданскогокодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданскимзаконодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этойчасти ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Правовое регулирование охраны озера БайкалМинистерство природных ресурсов РоссийскойФедерации (МПР России) с сентября 2000 г. является федеральным органомисполнительной власти, специально уполномоченным на осуществлениегосударственного регулирования в области охраны озера Байкал согласноПостановлению Правительства Российской Федерации №726 от 25.09.2000 г.
Федеральноеуправление природоохранной деятельностью на озере Байкал образовано 31. 07.2002 г. для реализации на БИТ проводимой Министерством природных ресурсовРоссийской Федерации государственной политики в области охраны окружающейсреды, экологической безопасности и осуществления государственногорегулирования в области охраны озера Байкал.
Задачи,возложенные Министерством на Управление, определяют основные направления нашейдеятельности, которые можно представить в виде 3-х блок-направлений:
§ государственноерегулирование качества окружающей природной среды БПТ;
§ экономико-правовоеобеспечение реализации экологической политики;
§ международноесотрудничество в области охраны озера Байкал.
Комплекс мерорганизационно-правового, эколого-экономического характера, определяющийсодержание и целевую направленность природоохранной деятельности, состоит вприменении на всех этапах государственного регулирования соответствующихправовых инструментов, закрепленных природоохранным законодательством.
Учитывая, чтоэти направления государственного регулирования охраны озера Байкал имеютмежрегиональный характер, и эффективность решения проблем по охране озераБайкал во многом определяется скоординированностью действий различных структурв Байкальском регионе, Байкал-природа осуществляет возложенные на негополномочия во взаимодействии с территориальными органами МПР России поРеспублике Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынскому Бурятскомуавтономному округу, иными организациями, находящимся в ведении Министерстваприродных ресурсов Российской Федерации, органами государственной властиРеспублики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятскогоавтономного округа, а также территориальными органами других федеральныхорганов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями,общественным объединениями и гражданами и, безусловно, с научным организациямиСО РАН.
Правовоеобеспечение реализации экологической политики Байкальской природной территории:
1. подготовлены и выпущены 7из 8 предусмотренных Постановлений Правительства Российской Федерации,регламентирующих выполнение статей 2, 6, 7, 8, 15, 22 Федерального закона «Обохране озера Байкал»;
2. в составе ФЦП «Экология иприродные ресурсы России (2002–2010 годы)» утверждена подпрограмма «Охранаозера Байкал и Байкальской природной территории»;
3. проведен комплекс работпо экологическому зонированию территории, установлению природоохранныхнормативов и организации государственного экологического мониторинга Байкала.
Документомпрограммно-целевого планирования до 2002 г. являлась Комплекснаяфедеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рациональногоиспользования природных ресурсов его бассейна, утвержденная ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 25.11.94 г. №1306. С учетом анализарезультатов выполнения указанной Программы, подготовлена и утвержденаПодпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», котораявошла в Федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России(2002–2010 г.)». Подпрограммой предусмотрены финансовые средства для еереализации в объеме 12 403.7 млн. руб., в том числе федеральный бюджет 539,0млн. руб. (4,35%), бюджет субъектов РФ и местный бюджет – 2 928,7 млн. руб.(23,61%), внебюджетные источники 8 936,0 млн. руб. (72,04%).
Основныемероприятия по научному и научно-техническому обеспечению реализацииФедерального закона «Об охране озера Байкал» осуществляются по следующимосновным направлениям:
§ разработка комплексныхсхем и региональных целевых программ охраны и использования отдельных видов природныхресурсов БПТ;
§ совершенствованиенормирования в области охраны и использования природных ресурсов БПТ как основырегламентации хозяйственной деятельности с учетом эколого-ресурсных и другихограничений;
§ к первоочередным задачамданного направления относится определение хозяйственной емкости территории;
§ развитие системымониторинга состояния и использования природных ресурсов на основе примененияГИС-технологий;
§ формирование механизмовреализации основных мероприятий и инвестиционных проектов по охране ииспользованию отдельных видов природных ресурсов;
§ исследование и оценкатрансграничного воздействия на окружающую среду и природные объекты БПТ;
§ исследование приоритетныхпроблем охраны и использования природных ресурсов;
§ разработка проблем развитияэкологобезопасных и ресурсосберегающих технологий при модернизации экономикиБПТ;
§ обеспечение непрерывностипроцесса корректировки и обновления разработанных документов.
Особенностьцели системы государственного регулирования качества окружающей среды БПТ – достижениетакого состояния всех компонентов окружающей среды, при котором обеспечиваетсяне только способность создавать благоприятную для человека среду обитания, но испособность естественных экосистем БПТ эффективно выполнять биосферные функциипо сохранению уникальности биотических компонентов окружающей среды озераБайкал.
Необходимымиинструментами достижения данной цели являются экологическое зонированиетерритории, экологическое нормирование, экологическая паспортизация,экологический мониторинг, экологическая экспертиза, экологический контроль,экологический аудит и т.д.
«Байкалприрода»осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны озера Байкал какУМН ЮНЕСКО. Это – организации и проведение различных международных встреч;участие в сотрудничестве с исполнителями фантовых проектов и последующемизучении результатов в целях использования их в Байкальском регионе; участие вреализации международных Соглашений и договоров (на примере сотрудничества сРеспубликой Монголия по охране и использованию трансграничных водных объектов;Российско-германское Соглашения по охране окружающей среды); участие вразличных международных конференциях и симпозиумах./>/>/>/>/>
/>Список использованных источников
1. Николайкин Н.И. Экология: Учеб.для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 3-еизд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
2. Экология. Курс лекций. Составил: к.т.н.,доцент Тихонов А.И., 2002.
3. Молотов В.С. Вопросыгосударственного регулирования охраны озера Байкал: Материалы Всероссийскойнаучно-технической конференции с международным участием 26–30 июля 2004 г.,г. Улан-Удэ. – Улан-Удэ, 2004.
4. Международные нормативныеакты ЮНЕСКО / Сост. И.Д. Никулин. – М.: Изд. фирма «Логос», 2002.
5. Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летиюдеятельности. – М.: Международные отношения, 1999.